Б) СТРУКТУРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

Структура сюжетно-ролевой игры дошкольника

Б) СТРУКТУРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение сюжетно-ролевой игры и ее специфические особенности

Значение сюжетно-ролевой игры определяют ее особенности как деятельности, как средства воспитания и как приема обучения.

Определяя значение сюжетно-ролевой игры как деятельности, Л.А. Венгер исходил из положения о том, что каждая конкретная деятельность требует определенных специфических для неё способностей и создает условия для их развития. Игра предъявляет к ребенку следующие требования:

умение действовать во внутреннем воображаемом плане, т. е. создавать воображаемую или мнимую ситуацию;

ориентироваться в системе человеческих отношений, так как игра направлена на их воспроизведение;

согласовывать свои действия с другими людьми.

Для проявления и формирования этих умений или способностей сюжетно-ролевая игра создает все необходимые условия.

1. Характерной особенностью игры является использование в ней внешних действий замещения, выступающих в качестве исходной материальной формы при образовании действий внутреннего плана.

В игре ребенок принимает на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

При этом действия изображаемых персонажей он воспроизводит через игровые действия, реальные предметы замещает игрушками и другими предметами (использует предметы-заместители).

2. Игра создает внешнюю модель социальных отношений, которые, воссоздаются детьми. Основное содержание этих взаимоотношений состоит в различных комбинациях соподчинения ролей.

3. Помимо ролевых, в игре возникают реальные отношения детей. Совместная игра не возможна без согласования действий. Первоначально такое согласование устанавливается в самом процессе игры и носит характер внешнего взаимодействия. Оно становиться исходной формой для развития у детей «качеств общественности» (А.П. Усова), которые обеспечивают высокий уровень общения дошкольников.

Названные особенности определяют значение, которое имеет сама сюжетно-ролевая игра и ее компоненты. Л.А. Венгер назвал его специфическим развивающим значением. Оно проявляется только в ситуациях, когда игра выступает как самостоятельная деятельность.

Поэтому имеет наибольшую ценность, и должно максимально быть использовано в педагогических целях. При этом, специфическое значение игры реализуется не автоматически, а под влиянием руководства взрослого, которое должно носить особый, косвенный характер.

Когда игра выступает как средство воспитания, то развивающий эффект достигается за счет конкретного содержания, которое специально вносится в детские игры. В этом случае функции организации и регулирования ее хода в значительной мере осуществляются взрослым.

Особое значение имеет игра как прием обучения: сюжетное содержание вносится в формулировку учебных заданий, предусматриваются возможности выигрыша, выполнение заданий организуется в игровой форме. Это способствует усвоению программного материала, формированию у детей психических качеств.

Однако в подобных ситуациях, по мнению Л.А. Венгера, имеет место не сама игра, а отдельные её компоненты (сюжет, правила, мотив). Значение, которое имеет игра как средство воспитания и прием обучения, Л.А.Венгер назвал неспецифическим.

В этих случаях педагог влияет на развитие ребенка через игру и с помощью игровых приемов.

Источники детских игр

Игры детей возникают под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений и знаний, которые они получают из самых разных источников: каждодневного опыта и специально организованного ознакомления с явлениями окружающей действительности.

Детям читают книги, показывают диафильмы, водят на экскурсии, обращая внимание на то, как трудятся люди в разных сферах культурно-бытового обслуживания (магазине, библиотеке, аптеке), на производстве (строительстве, ателье и т. п.).

Чем ярче впечатления, богаче знания, тем содержательнее сюжеты детских игр и сильнее воспитательное воздействие на ребенка (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая).

В последнее время в психолого-педагогических работах отечественных и зарубежных исследователей отмечается снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников (). Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более однообразны и примитивны.

Данный факт объясняется отдалением ребенка от родителей, отсутствием возможности непосредственно наблюдать труд взрослого человека и, соответственно, непониманием его деятельности, незнанием трудовых и личных отношений.

Получается, что при наличии большого количества разнообразных игрушек, у детей отсутствует содержание для игр. Современные дошкольники много времени проводят у телевизоров, осваивают компьютерные программы и игры.

Это сокращает число совместных детских игр и приводит к существенным изменениям в их содержании. Дети воспроизводят в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, берут на себя не производственные или профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев.

Таким образом каждодневный жизненный опыт чаще определяет содержание игр, чем влияние специальных мероприятий, проводимых воспитателями детских садов для обогащения содержания сюжетов. Данный факт был еще установлен в работах Д.В. Менджерицкой.

В исследованиях Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой сделан вывод о том, что глубина впечатлений и знаний ребенка в большей степени зависит от того места, которое отводится ему в деятельности окружающих взрослых. Были выделены три типа ситуаций, отличающиеся по степени активности и включенности в них ребенка дошкольного возраста:

1. Ситуации, в которой ребенок активно действует наравне со взрослым (моет посуду, убирает игрушки).

2. Ситуации, в которые ребенок непосредственно включен в деятельность, но он является объектом направленных на него действий (его лечат, везут на машине, ведут в музей).

3. Ситуации, в которых дети не являются участниками деятельности, а только наблюдают её (строители возводят дом, водитель управляет автобусом), либо узнают о ней из рассказов, сказок, диафильмов, телепередач.

Сюжеты детских игр отражают все три названные ситуации. Однако большая часть сюжетов, по мнению исследователей, связана с воссозданием содержания ситуаций второго типа. В них наиболее ярко проявляется противоречие между желаниями и возможностями ребенка.

С одной стороны, ситуации непосредственно представлены ребенку в плане как действий, так и отношений между людьми, а с другой — действия взрослого в них реально недоступны ребенку. Это противоречие и находит свое разрешение в игре (Л.С. Выготский, А.Н.

Леонтьев).

Структура сюжетно-ролевой игры дошкольника

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и общественные функции взрослых людей и в специально создаваемых самими детьми игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетно-ролевую игру отличает от других видов игр прежде всего наличие сюжета. Сюжет игры — эта та область действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты детских игр чрезвычайно разнообразны и зависят от условий, в которых живут дети (с. 111).

Исследования Е.А. Аркина, Д.В. Менджерицкой, Д.Б. Эльконина показывают, что содержание сюжетов детских игр изменяется с возрастом.

Дети 2-4 лет преимущественно отображают жизнь семьи, детского сада, старшие дошкольники -профессиональную деятельность взрослых, их отношения друг с другом и общественные события. По мнению Д.В.

Менджерицкой, деление игр на бытовые, производственные и общественные достаточно условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни.

Сюжеты детских игр отличаются не только по тематике, но и по структуре. Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой были выделены следующие элементы сюжета игры: действие, предметная ситуация, персонаж. В зависимости от количества элементов и типа связи между ними различают следующие структуры сюжетов:

1. Сюжеты, включающие в себя один персонаж и одно действие в одной предметной ситуации

2. Сюжеты, включающие в себя несколько персонажей с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации.

3. Сюжеты, включающие два взаимодополняющих персонажа, действующих в одной предметной ситуации.

4. Сюжеты, в которых заданы не только функциональные взаимодействия персонажей, но и отношения между ними.

Выделение структуры сюжетов игры позволяет характеризовать сложность игры детей не только с точки зрения тематики, но и с точки зрения структуры сюжета.

Кроме сюжета в каждой игре присутствует содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности взрослого. детских игр прямо зависит от глубины познания ребенком деятельности взрослого.

Дети могут воспроизводить предметную сторону труда взрослого, отношения между людьми, смысл человеческой деятельности. При этом содержание детских игр будет различаться.

В первом случае деятельность ребенка будет заключаться в манипулировании орудиями труда, во втором — передаче характера отношений со своими партнерами по игре, выполняющими различные роли, в третьем —

Таким образом, одна и та же по своему сюжету игра может иметь различное содержание:

Центральным элементом сюжетно — ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. Важен тот факт, что дети не только называют себя именем соответствующего взрослого человека ( «Я — мама», «Я — моряк», «Я — врач»), но и действуют как взрослые люди, роли которых они на себя взяли.

Действуя, как взрослые, дети отождествляют себя с ними. Таким образом, роль является связующим звеном между ребенком и деятельностью взрослого. По данным А.П.

Усовой, роли могут осуществляться в простом движении, мимике, речи или разговоре без всякого сопровождения действием или в действии с речевыми высказываниями. Роль может выполняться ребенком «за себя», «за куклу» или одновременно «за себя и игрушку».

Дети могут брать на себя роли сказочных персонажей («Я — Золушка», «Принцесса на горошине», «Страшила»), животных (черепаха Тортилла, серый волк), а могут изображать себя как действующее лицо какого-нибудь события ().

По характеру взаимосвязи выделяют два типа ролей: взаимодополнительные, требующие взаимодействия с другой ролью (мама — дочка; капитан — матрос; библиотекарь — читатель) и независимые, имеющие опосредованную связь с другими ролями (водитель, строитель, космонавт).

Роль выполняется ребенком посредством игровых действий с предметами и партнерами по игре. Игровые действия существенно отличаются от предметных. Основное отличие состоит в том, что они носят обобщенный и свернутый характер.

Эта особенность игровых действий позволяет ребенку сосредоточить свое внимание на передаче характера отношений между людьми. Обобщению и сокращению действий в игре способствует слово, которым ребенок поясняет свои действия: «приехали», «уже поспали».

Именно роль и органически связанные с нею действия Д.Б. Эльконин назвал основной единицей игры.

Детские игры побуждаются различными мотивами. В психолого-педагогических исследованиях Т.В. Антоновой, О.М. Гостюхиной, Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой, Д.Б.

Эльконина выявлены следующие мотивы: воссоздание эмоционально значимых реальных событий; воссоздание действий эмоционально значимого взрослого, сверстника, старшего ребенка; общение со сверстником; фантазирование, придумывание, создание в игре особой действительности. Наиболее характерным мотивом детских игр, по мнению Н.Я. Михайленко, является, фантазирование.

В нем реализуется одна из основных особенностей детской игры –относительная независимость от внешних обстоятельств, возможность комбинировать события, менять места и отношения действующих персонажей.

Источник: https://poisk-ru.ru/s56861t2.html

Структура сюжетно-ролевой игры

Б) СТРУКТУРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: мотив, тема, игровой замысел, сюжет, роль.Мотив: Первоначально в этом качестве выступает ролевое действие, возникающее по мере овладения ребенком предметным миром. В процессе развития сюжетно-ролевой игры он меняется.

Постепенно мотивом сюжетно-ролевой игры становиться возможность взаимодействия – игрового, невербального, вербального – с другими участниками игры.Тема: представляет собой ту область социальной действительности, которая содержится в игре.

Тематика сюжетно-ролевых игр меняется в соответствии с возрастом играющих детей, а так же с содержанием программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.Игровой замысел: это общее определение темы игры, определение, во что и как будут играть дети.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) — одно из основных средств реализации сюжета.Сюжеты игр разнообразны.

Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т.д.), общественные(игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.). сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощьюроли,которую он на себя берет.Роль: это средство реализации сюжета через ролевое действие, ролевой диалог, ролевые действия и ролевую речь.

Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках.

Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль — это образец того, как надо действовать.

Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственноеРолевая речь: это те слова словосочетания, предложения, монологи и диалоги, которые ребенок использует для обозначения своей роли и при ролевом взаимодействии с партнерами по игре.

Игровые действия: это те действия, которые ребенок выполняет в соответствии с взятой ролью и по ходу (логике) сюжета.

Отобразительными — копирует действия реальной жизни.

Изобразительными — действия более свернутые, используются слова как будто.

Игровой материал: та предметно-игровая среда, которая помогает ребенку реализовать игровой замысел.

РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Возраст Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации
3-4 года Отдельные игровые действия, носящие условный характер Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет — цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый
4-5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию
5-6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры Цепочка игровых действий, объединенный одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых
6-7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

*****в 1,5—3 года ребенок может осу­ществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со свер­стником; ****в 3—5 лет — может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодей­ствие с партнером-сверстником; **** в 5—7 лет — развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комби­нируя их согласно своему замыслу и замыслам 2—3 партне­ров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия

ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ С.Р.И.

Сюжетно – ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий. Последовательно сменяющих друг друга:

  • ознакомительная игра,
  • отобразительная игра,

сюжетно – отобразительная игра, сюжетно – ролевая игра.Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность.

Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета.

Эта деятельность младенца весьма скор меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

Следующий этап игровой деятельности получил названиеОтобразительной игры в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится.

Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий -наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно — отобразительной.

Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылкисюжетно-ролевой игры.

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

16.СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РУКОВОДСТВУ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ.                        При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный методруководства игрой.

Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие компоненты: — планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

— совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; — своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

— активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ИГРА РЕБЁНКА

Ознакомительная игра представляет собой предметно-игровую деятельность по мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета-игрушки. Ее содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

Дети уже в два-три месяца следят за приближающимися или отдаляющимися от них взрослыми, фиксируют взгляд на ярко окрашенном предмете. Хаотично двигая руками, они случайно наталкиваются на предметы, на которых сосредоточен их взгляд.

Это развивает зрительно-двигательную координацию, а в процессе ощупывающих движений происходит оформление специфической тактильной чувствительности и превращение ладонной поверхности руки ребенка в упорядоченно работающий рецепторный аппарат.

Движущиеся или яркие предметы становятся объектом внимания ребенка, стимулируя его собственные движения.

После хватательных движений у детей развиваются «поворотные и цепные движения»: похлопывание по предмету, размахивание ими, перекладывание предмета из одной руки в другую, удары предметом о предмет и т. д. Одним из поворотных движений является поворотное движение глаз (рассматривание предмета).

Поворотные и цепные реакции, сопровождающиеся рассматриванием предмета, с которым производится манипулирование, являются основными действиями ребенка первых месяцев жизни по изучению предметов.

Если постоянно разнообразить игрушки по величине, массе, форме, упругости, особенностям поверхности, звучанию и т. д.

, то у ребенка на основе ориентировочных действий постепенно будут формироваться так называемые предметно-специфические действия.

Например, малыш замечает бороздку или выпуклость на погремушке и проводит по ней пальчиком, резиновую игрушку сжимает и разжимает, вызывая ее попискивание.

Большое значение имеет то, что приносит игрушки и показывает ребенку возможные манипулятивные действия с ней взрослый человек. Общение ребенка со взрослым является ведущей деятельностью первого года жизни.

Как показывают наблюдения, первые игры, носящие сюжетный характер, входят в жизнь ребенка с помощью матери (или другого близкого взрослого), которая, желая его позабавить, вызвать активность, читает ему известные всем короткие, несложные стихотворные тексты типа «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза рогатая» и т. п.

При этом мать не просто говорит, что «Сорока-ворона кашу варила…», но и условно демонстрирует действия помешивания каши, подкрепляя их соответствующей интонацией, мимикой. Сначала все игровые действия выполняет взрослый.

Спустя некоторое время он начинает стимулировать действия самого ребенка: рассказывая стихотворение, он спрашивает малыша: «Как сорока варила кашу? Покажи!» — а ребенок отвечает соответствующими действиями.

Взрослый использует игру как средство общения с ребенком, как целостную деятельность, включающую в себя все компоненты сюжета игры: персонажей, их действия, предметы (в качестве предметов в рассмотренном случае выступают руки и пальцы).

Итак, ребенок становится участником сюжетной игры, организованной взрослым, на 8-10 месяцах жизни. Однако это не свидетельствует о том, что у ребенка появилась сюжетная игра.

Играет взрослый, ребенок включен в игру пока лишь как зритель; его участие в ней выражается только в повторении отдельных, очень простых действий. Постепенно взрослый увеличивает меру участия ребенка в игре, предлагает ему включиться в совместную игру.

Так игра из средства общения с ребенком превращается в совместную игровую деятельность взрослого и ребенка.

В процессе игр-манипуляций ребенок осваивает физические свойства вещей и предметов, познает собственные возможности воздействия на предмет. В связи с этим на данном этапе важно развивать у детей зрительную и слуховую сосредоточенность, обучать их действиям с предметами, что явится предпосылкой для перехода игровой деятельности на качественно новую ступень.

Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 851;

Источник: https://studopedia.net/4_62656_struktura-syuzhetno-rolevoy-igri.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий