«Азиатский» и «Европейский» пути происхождения государства

Восточный (азиатский) и западный (европейский) пути формирования государства

«Азиатский» и «Европейский» пути происхождения государства

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел различными путями. Но все же выделяют два главных пути формирования государства. Восточный (азиатский) и западный (европейский) пути.

Надо сказать, что государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат.

Потому не случайно, что главным считает восточный (азиатский) путь формирования государства (Древний Восток: Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай; затем Африка, Америка, Океания).

Также многие ученые считают, что к Восточному (азиатскому) пути формирования государства можно причислить и возникновение СССР, а также страны Восточной Европы (после Второй Мировой войны).

Этот способ производства представляет собой своеобразную систему земледельческих общин, объединенных государством, которое имеет своим базисом общественную собственность на землю и коллективный труд.

Взимая налоги (натуральную ренту) государство присваивало прибавочный продукт, фактически захватывая всю собственность на землю, воду.

Господствующий класс совпадал с иерархией, осуществляющей управление и возглавлявшейся деспотом-правителем.

Государство – это аппарат принуждения. Государство (в лице аппарата) само господствовало над подданными. В процессе государствообразования создавалось общество, построенное по образцу пирамиды: наверху – монарх-деспот (царь, фараон, хан и т.д.).

Ниже – круг его ближайших советников (министров, визирей). Далее чиновники – более низкого ранга.

В основании пирамиды – сельскохозяйственные общины – это и есть объект эксплуатации, отдавали государству в виде налогов значительную часть общественного продукта.

Основные черты восточного пути формирования государства:

1) Влияние географических условий – необходимость выполнения крупно-масштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация, защита ирригационных систем). Особо засушливый район, особый режим рек Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Ганг, Хуанхэ.

2) Важнейшая функция родоплеменной знати – управление общественной собственностью. Исполняла общественные должности, которые постепенно трансформировались в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат).

3) Само государство выступало организатором производства, т.е. государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников и управляло ими. Государство создает классы.

4) Устойчивость структуры родового строя – сохранена земельная община, коллективная собственность. Но со временем общественная (коллективная) собственность превращается в государственную.

5) Частная собственность не имеет существенного значения.

6) Отношение к рабовладению – патриархальное рабство

Характеристика восточных государств:

1) по форме правления: абсолютные, деспотические монархии;

2) мощный чиновничий аппарат;

3) экономическая основа государства – государственная собственность;

4) отчетливо выраженной классовой дифференциации не наблюдается.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы (восточной и западной). Но первыми государствами считают – Афины, Рим. Государство – орудие управления в руках частных собственников. Особенность – захват одним народом другого народа. Обычно захватчиков было в несколько раз меньше чем захваченных.

Поэтому захватчики постоянно должны были контролировать ситуацию не только со стороны конфликтов с местным населением, но и с урегулированием конфликтов между собой, так как междоусобицы мгновенно привели бы к утрате привилегированного положения. Для удержания власти в своих руках и подавления сопротивления порабощенных народов было создано орудие – государство. Именно в условиях Европы произошла быстрая смена типов государства (от рабовладельческого к капиталистическому).

Основные черты западного пути формирования государства:

1) Классовое расслоение общества. Классы создают государство.

2) Частная собственность на землю, скот, рабов имеет существенное значение

3) Ведение захватнических войн. И для того, чтобы управлять захваченной территорией и ее жителями требовался специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монарха, народное достояние – в королевскую собственность; органы родового строя – в государственный аппарат

4) Форма правления – военная демократия

5) Отношение к рабовладению – на начальных этапах – классическое рабство (раб – объект права, «говорящее орудие труда»)

Синтезный путь возникновения государства. Примером является Россия. Ранее особенность возникновения Руси оговаривалось в рамках западного пути. При синтезном пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно.

Община сохраняется из-за внешней угрозы. Рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности. Верхушка в лице вождя и дружины обретает богатство путем военных походов. Разорившаяся часть населения попадает под влияние богатой части, оказывается зависимой. Идет активное заимствование государственности у других народов (Русь – Византия, Германия – Рим).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_116344_b-vostochniy-aziatskiy-i-zapadniy-evropeyskiy-puti-formirovaniya-gosudarstva.html

Особенности (пути) возникновения государства у различных народов

«Азиатский» и «Европейский» пути происхождения государства

В учебной и научной литературе называют следующие пути:

— восточный (азиатский)

— западный (европейский)2

— интегративный (синтезный)

Восточный путь(Древние Египет, Китай, Индия,Месопотамия и т.п. в IY-Ш тыс. до н.э., затем Африка, Америка, Океания, Восточная Европа). Его считают типичным, поскольку это наиболее распространенный путь политогенеза. Его хар-т постепенный переход первобытно-общинного строя в гос-ную орг-цию об-ва.

Аппарат гос-ва возникает из структур упр-ния родоплеменными объед-ми.

Государство формируется на основе азиатского способа производства, который связан с необходимостью крупномасштабных ирригационных работ (ирригация – искусственное орошение; ирригационные работы – строительство ирригационных сооружений, организация их эксплуатации, поддержание в рабочем состоянии и т.д.

), а также со строительством и обслуживанием грандиозных культовых сооружений. Такие работы связаны с управлением большими массами людей. Поэтому сохраняется общинная собственность на землю, воду, рабов. Системообразующее значение в обществе имеет отношение власть – собственность.

Это феномен, дающий возможность распределения, перераспределения и использования человеком собственности в силу его положения в иерархии власти. Нет гарантий частной собственности, которая имеет подчиненное значение в обществе. Все собственники находятся в зависимости со стороны власти, особенно местной. Велика роль собственности храмов.

Однако ведущая роль принадлежит государственной форме собственности, государства же имеют право верховной редистрибуции (т.е.перераспределения собственности коллектива по своему усмотрению).

Государства возникают здесь до возникновения классов в обществе, (поэтому именуются доклассовыми) наоборот, возникшие государства способствуют более быстрому их формированию.

«Место классовых антагонизмов занимало противостояние организованного в мелкие общины сельского населения сильному централизованному аппарату власти, который руководил этими общинами и существовал за их счет». Поэтому считается, что государства на Востоке являлись частью экономического базиса.

В обществе не сущест-вовало представления о свободе, ему характерна невычлененность индивида из коллектива. Государство целиком поглощает общество и довлеет над ним. В обществе нет граждан, есть бесправные подданные, включая и не причаст-ных к власти богатых собственников. Рабство здесь не было широко распро-странено, как в античном мире. Но здесь «…мы имеем дело с рабством духовным, социально-психологическим: в обществе в целом, сверху донизу, все старшие по отношению к младшим безусловно господствуют, а младшие по отношению к старшим – ведут себя приниженно, часто просто раболепствуют».4 Регулярны произвол, поборы, конфискации со стороны власти. Сакральность, деспотизм, многочисленная бюрократия – вот черты государств, возникших в русле восточного пути. Типичная форма государств – деспотическая монархия. Восточный путь – типичный для политогенеза.

Город-государство – типичная форма образования государств на Древнем Востоке (Месопотамия, Месоамерика, Горное Перу). Поселок, в котором жили свободные общинники-земледельцы, перерастал в управленческий, хозяйственный и религиозный центр для прилегающих территорий.

Первичный аппарат складывался из социальных структур управления земледельческой общины, но по своим функциям по отношению к общине и прилегающим селениям он становился уже аппаратом управления города-государства.

В нем три центра управления: городская община (хозяйственный центр), дворец (административный центр), храм (религиозный центр). Многочисленные общесоциальные функции города-государства обусловили появление разветвленного бюрократического аппарата.

Постепенно исчезает практика выборности управленческих структур, возникает новое политико-территориальное образование – раннее государство.

Западный путь (европейский) путь. Его зачастую оценивают как уникальный, присущий только античным обществам, основанный на рабстве и не воспроизведенный еще где-либо в истории. Первые государства на территории Европы возникли в Древней Греции (Афины, Спарта), Карфагене, Древнем Риме в IY в. до н.э. в бассейне Средиземного моря.

Образование го-сударства происходило здесь иначе, чем на Востоке. Разрушение родоплеменной организации и переход к государству осуществлялись в результате возникновения имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы.

Экономическое господство богатых общинников позволило отстранить от власти родовую знать и стать правящим классом. Таким образом, западный путь характеризуется формированием государства в обществе с частной собственностью, товарными отношениями, с политическим равноправием граждан и наличием представлений о свободе, которая ценилась превыше всего.

Системообразующее значение в обществе имело отношение частная собственность – власть, т.е. обладание частной собственностью влечет права, льготы, привилегии и возможность занимать властные позиции в управлении. Частная собственность и рынок находились под патронатом власти.

Большинство общества составляли свободные полноправные граждане, на демократических началах участвовавшие в управлении, меньшинство – неполноправные чужаки и полностью бесправные рабы, находившиеся в собственности граждан.

Вычлененность индивида из коллектива, формирование института частного права, ограничение власти правителя законом (правом), ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь общества, отличают западный путь развития от восточного. Форма возникших античных полисов (городов-государств) – как правило, аристократическая республика с различными государственно-политическими режимами.

Формы политогенеза в западном пути следующие:

Афинское государство — классическая (чистая) форма, по словам Ф. Энгельса. Государство возникает за счет внутренних причин, а именно расслоения общества на антагонистические классы.

Римское государство – возникновение государства обусловлено борьбой между патрициями (коренное население) и плебеями (пришлое население). Плебеи боролись за право участия в управлении. Эта борьба ускорила разложение общества на классы.

Государство в Спарте явилось результатом военного завоевания спартанской общиной соседних территорий, население которых было превращено в рабов илотов.

Численность рабов во много раз превышало численность спартиатов, являвшихся полноправными гражданами, поэтому для управлениями покоренными народами возник специальный аппарат – государство.

При этом сохранялась общественная собственность на землю, которая передавалась в пользование свободным гражданам без права распоряжения ею (т.е. землю нельзя было завещать, подарить или продать).

Интегративный (синтезный) путьформирования государства присущ народам, которые переходили от родоплеменных отношений к раннефеодальному государству. Это вторичные государства (см. ниже), возникшие на основе уже существовавших и по их примеру, унаследовав важнейшие элементы их культуры, религии, науки, права.

Этот путь характеризуется также сильным влиянием многих факторов и причин – религиозного, военного, взаимоотношениями метрополии и колоний и т.д. Соответствует периоду консолидирования народов в племенные союзы, как реакции на постоянную военную угрозу со стороны соседей. Союз племен есть военное объединение под властью вождя и его дружины.

Характерно, что эти народы не знали рабовладельческого уклада в экономике или политической жизни, первоначально сохраняется свобода земледельцев и права собственности на землю, что соответствует прафеодальной (или предфеодальной) формации. Позже появляется закрепление крупной частной собственности на землю и закрепление крестьянства – феодальная формация.

Государства возникают в форме монархии.

Мировые религии (христианство, ислам) и их насильственное распространение за пределы территории, где они возникли, повлекло возникновение многих государств. Европейские державы в XY-XX вв. в борьбе за колонии насильственно утверждали собственные образцы государственно-правовых организаций общества (британская Индия, Индокитай, Латинская Америка).

Древнефранское государство возникло в результате завоевания варварскими племенами древних франков уже разрушающейся Римской империи.

Для удержания власти над завоеванными цивилизованными народами, имевшими государственность в течении длительного времени, на территории почти всей Западной Европы сформировалось государство в форме раннефеодальной монархии.

При этом используется опыт и институты Древнего Рима. В IX в. оно распадается на три королевства, западнофранкское (Франция), восточнофранкское (Германия), серединное (Италия).

Древнерусское государство возникло в результате постоянной военной угрозы восточным славянам и финно-угорским племенам со стороны хазар, норманнов, варягов.

При формировании государства восточные славяне испытывали влияние сначала со стороны варягов, заложивших методы жестокого обращения власти с населением, а затем со стороны Византийского государства (восточный тип культуры и государственности) и заимствовали там христианство в форме православия, государственные институты и принципы их функционирования.

В зависимости от пути возникновения различают также первичные и вторичные государства. Первичные возникают в результате собственного спонтанного независимого развития общества в благоприятных для проживания и экономического производства природно-климатических зонах (Египет, Китай, Индия, Месопотамия, Перу, Мезоамерика).

Вторичные государства возникают по соседству с первичными под влиянием уже сформировавшихся центров цивилизации и государственности (Древнефранкское государство, Рос. государство).

Влияние первичных государств могло быть как прямым, в виде заимствования институтов или принципов их функционирования, так и опосредованным, путем давления на варварские общества, что катализировало у них процессы политогенеза.

Встречалось и обратное: воинственные варвары подчиняли цивилизацию и накладывали на их политические институты свои менее развитые. Это случалось при завоевании земледельч. народов кочвниками-скотоводами.

В науке различают также иные пути (модели) образования государств, среди них точечная и территориальная модели.

Точечная модель:города государства (Древний Египет, Древние Шумеры). Характеризуется сравнительно небольшой территорией, высокой плотностью населения, сосредоточием всех сфер жизни в городе-столице, вокруг которой сосредоточиваются сельские территории.

Ведущая роль в управлении принадлежит бывшей родовой знати, важная роль – жрецам, поскольку религия является системообразующей сферой в этих обществах, а храмы и жрецы хранят социальные и политические знания и опыт.

Прибавочный продукт создается на государственных и храмовых землях или взи-мается в виде ренты-налога.

Территориальная модель:крупные политические общности, обладающие большой территорией, внутри которой имеются экономически самостоятельные отдельные территории. Харктерны невысокая плотность населения, наличие центральной политии с городом-столицей (великое княжество) и других зависимых политий (удельных княжеств, племенных княжеств).

Прибавочный продукт взимается из входящих в состав зависимых политий. Со временем территориальные политии перерастали в ранние империи (например, государство Каролингов, Киевская Русь).

В территориальных гос-вах органы власти заняты не столько хозяйственной, экономической и редистрибутивной деятельностью, как в точечных государствах, а военно-политической и взиманием дани с последующей редистрибуцией.

Французский ученый Б. Шантебу предложил 3 варианта политогенеза:

1 Военный – захват политической власти осуществляется военными ли-дерами при поддержке военной организации: военная демократия преобразовавывалась в военную иерархию, среди военных складывается правящая элита, опирающаяся на вооруженные силы, дружины, живущие за счет войны . Этот путь характерен для возникновения гос-в у франков, монголов, в Сев. Америке, Юж. Африке.

2 Аристократический путь (с греч. аристократия – власть лучших, знатных – вожди сосредоточивали в своих руках руководство обществом, пре-вращались в правящую элиту и ограничивали доступ к управлению и управ-ляющим ресурсам иным группам населения. Они руководили всеми сферами жизни общества, включая военную. Этот путь характерен для Древнего Рима, Полинезии, Гавайских островов.

3 Плутократический путь (с греч.плутократия – власть богатства) – во главе общества вставали отдельные богатые индивиды, а формировался вокруг них большой круг сторонников и зависимых людей. Постепенно они преобразовали свой авторитет в политическую власть. Этот путь характерен для государств в Юго-Восточной Азии, Меланизийских островов.

При любом подходе к генезису государства можно утверждать о влиянии на этот процесс целой системы факторов, которая могла меняться вместе с изменением доминирующего фактора. В ХХI в. процесс правогенеза у разных народов не завершен (палестинцы, курды и др.), поэтому теоретическое познание этой области остается актуальным.

Источник: https://cyberpedia.su/12xa962.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий