Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии.

Древнеиндийское искусство

Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии.
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов 29.12.2015 13:38 4540

Культура любой страны тесно связана с её историей, поэтому при разговоре об искусстве Индии неизбежен разговор и о её истории. 

В истории древней Индии выделяют следующие периоды:
Древняя ИндияПериод Хараппской (Индской) цивилизации (III тыс.-XVII в. до н. э.)Ведийский период (XIII-VI вв. до н. э.

)• Ранневедийский период (XIII-X вв. до н. э.)• Поздневедийский период (IX-VI вв. до н. э.)Буддийский период (V-III вв. до н. э.)Классическая эпоха (II в. до н. э.-VI в.

)

Индия Средних веков

• Период господства мусульман (X-XII вв.)• Начало господства англичан (XVIII в.)Хараппская цивилизация располагалась в долине реки Инд. Наибольший расцвет её пришёлся на III тыс. до н. э.Ведийская цивилизация послужила основой для индуизма и других культурных аспектов раннего индийского общества.Наибольшего расцвета империя достигла при правлении буддийского царя Ашоки.Период правления династии Гуптов (III в.) принято считать «золотым веком» Индии.После исламского вторжения из Центральной Азии в период с X по XII вв. Северная Индия перешла под контроль Делийского султаната. Позже большая часть субконтинента вошла в состав Империи Великих Моголов. Но несколько туземных королевств (Империя Виджаянагара) продолжали своё существование на юге полуострова, вне зоны досягаемости Моголов. В XVIII в. Империя Моголов пришла в упадок, и вместо неё доминирующее положение в регионе заняла Империя маратхов.Начиная с XVI в. Португалия, Нидерланды, Франция и Великобритания, заинтересованные в торговле с Индией, захватили власть в раздробленных королевствах полуострова и начали битву за установление колоний на территории Индии. К 1856 г. большая часть Индии оказалась под контролем Британской Ост-Индской компании.Но это уже тема другой статьи.А мы вернёмся к искусству Древней Индии.История скульптуры и живописи в Индии в некотором смысле есть история религиозных систем: индуизма, буддизма, джайнизма. С древнейших времен целью художника и скульптора было раскрытие верующим истин их вероисповедания. Культура Индии сложилась из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов.

Но в Индии искусство никогда не оценивалось на основе его эстетики. Ценным произведением в этой стране считалось то, которое адекватно могло быть материальным символом божества, если его исполнение соответствовало традициям и каноническим предписаниям. 

Живопись

Ранней индийской живописью считаются наскальные рисунки первобытного времени. Петроглифы использовали все родовые племена, они рисовались в помещениях.

Петроглифами называют все изображения на камне с времён палеолита до Средневековья, за исключением тех, в которых присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения петроглифов не существует.

Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние.Наиболее ранняя и средневековая живописи в Индии — индуистская, буддистская, джайнская.

История наскальной живописи Индии относится к II тыс. до н. э.

: пещерные фрески Багха, Ситтанавасала. Фрески Аджанты и Эллоры занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО и являют собой сокровищницу древнего художественного искусства.

Падмапани Бодхисаттва (Аджанта)
Высеченные в скале пещеры Багх, расположенные в штате Мадхья-Прадеш, славятся своей настенной живописью. Согласно легенде, эти пещеры были основаны буддистским монахом Датакой.

Багх
Ранее считалось, что пещеры Багх датируются VII в. н. э., но настенные надписи в них указывают, что пещеры были созданы в период с IV по VI в. н.э.

Фрески БагхаВ X в. с упадком буддизма пещеры были заброшены, но в 1982 г. их отреставрировали. Самые знаменитые фрески Багха выполнены темперой.

Наиболее популярным способом нанесения орнамента в Индии с древних времён до сих пор остаётся ранголи, его очень часто можно встретить на порогах многих индийских домов, особенно, в Южной Индии.

Ранголи (рисунок-молитва) – нанесение орнамента на внешние стены дома и на расчищенную и утрамбованную площадку перед входом в дом.

У разных народов Индии типы этих рисунков различны, многие уходят корнями в глубочайшую древность, когда им приписывали магическое значение и наносили на земле возле алтарей и мест жертвоприношений. Можно проследить прямую связь некоторых из них с узорами на печатях и сосудах, найденных при раскопках в долине Инда.

В настоящее время проводятся конкурсы ранголи, этого очень древнего вида искусства.

Во время конкурса

Индийская миниатюра

Миниатюра – изящный вид живописи. Это сложная, кропотливая и деликатная манера письма. Краски для написания миниатюр в Индии делали из натуральных материалов: минералов, растений, драгоценных камней, золота, серебра и т.д.

Восточно-индийская школа миниатюрной живописи XI-XII вв.Самые ранние экземпляры индийской миниатюры относятся к периоду правления буддистской империи Пала. Миниатюры Пала представляют собой иллюстрации к религиозным буддистским манускриптам.

Стиль школы Пала – искусные изящные линии, приглушенные тона, умелое моделирование фигур, использование натуральных красок. Школа Пала уделяет особое внимание символическому использованию цвета в картинах.

Кроме восточной, существовали и другие индийские школы миниатюры: западная, раджпутская, могольская, джайнская, деканская и др.

Образец могольской школы миниатюры

Скульптура

Первые скульптуры в Индии появились во время Индской цивилизации: были обнаружены каменные и бронзовые фигуры. Позднее индуистская, буддистская и джайнская скульптура получила своё дальнейшее развитие. Это были сложные резные орнаменты как храмовые, так и бронзовые. Некоторые огромные храмы (например, в Эллоре) были высечены непосредственно из большой горы.

Пещерный храм в Эллоре создавался примерно с VI по IX вв. нашей эры.
Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге являются буддийскими, 17 в центре посвящены индуистским богам, 5 пещер к северу – джайнские.

Буддистский Вишвакарман (божественный мастер, творец вселенной по индуистской мифологии) из пещеры в ЭллореСкульптуры на северо-западе страны были сделаны из стукко, сланцев или глины, что указывает на сочетание индийского стиля с классическим эллинистическим или даже с греко-римским. Почти одновременно с этим развивалась культура скульптур из розового песчаника в Матхуре.

Во времена государства Гуптов (IV-VI вв.) скульптура достигла высоких стандартов исполнения.

Скульптурные изображения на монете
Эти и другие стили по всей Индии в итоге развились в классическое индийское искусство, которое также внесло свой вклад в буддистскую и индусскую скульптуру по всей Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии.

Знаменитая «танцовщица» из Мохенджо-Даро (Харрапская, или Индская, цивилизация)

Архитектура

Индийская архитектура в течение всего времени постоянно развивалась. Ранние архитектурные произведения найдены у Индской цивилизации (2600-1900 годы до н. э.

), которая характеризуется великолепной планировкой городов и домов.
Были развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура.

В Мохенджо-Даро были обнаружены общественные туалеты, а также система городской канализации.

В этой цивилизации были развиты ремёсла, в частности, изготовление керамики.

Керамика Индской цивилизации (2500-1900 до н. э.)
Во времена империи Маурьев и государства Гуптов и их преемников было построено несколько буддистских архитектурных комплексов – уже названный пещерный храм в Эллоре и монументальная Большая ступа в Санчи.

Ступа в СанчиСтупа – буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Представлены в основном в монолитной форме; менее распространены ступы, имеющие внутреннее помещение.

Первые ступы появились в Индии ещё в добуддийские времена и изначально выполняли функцию памятников на могилах правителей. Слово «ступа» означает «узел из волос» или «макушка, верхняя часть головы», а также «куча камней и земли».

Традиция кремировать тела после смерти привела к тому, что захоронений в обычном понимании не было, было возможным лишь сохранить пепел или несгоревшие останки. В ступы помещалось то, что осталось после кремации. Так постепенно они превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане личностей.

Позднее в Южной Индии были возведены храмы Ченнакесава в Белуре и Саманатхапуре, Хойсалесвара в Халебиде, Брахидеешварар в Танджавуре, Храм солнца в Конараке, Храм Ранганатхи в Шрирангаме, буддистская ступа в Бхаттипролу (Bhattiprolu).

Храм Солнца (XIII в.)

Ворота храма Брахадисвара в Танджавуре (IX-XI вв.)
Борободу́р (буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс традиции буддизма махаяны на острове Ява в Индонезии др. архитектурные сооружения указывают на сильное индийское влияние на архитектуру Юго-Восточной Азии, так как они были построены в стиле почти идентичному традиционному индийскому стилю религиозных сооружений.

Борободур (Индонезия)
Традиционная система Васту-шастра является индийской версией Фэн-шуй. Пока не совсем ясно, какая система старше, но они очень похожи. Васту-шастра также старается гармонизировать поток энергии (жизненная сила), но имеет отличия в устройстве дома, например, не учитывает необходимость правильного расположения предметов в жилище.

Васту-шастра
С появление исламского влияния с запада, индийская архитектура адаптировалась под новые религиозные традиции. Например, известный Тадж-Махал.

Тадж-Маха́л – мавзолей-мечеть в Агре в Индия на берегу реки Джамна. Построен по приказу потомка Тамерлана – падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка, в XVII в. Позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан.

Объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
Стены мавзолея выложены из полированного полупрозрачного мрамора, его привозили за 300 км). Мрамор инкрустирован самоцветами: бирюза, агат, малахит, сердолик и др.

Мрамор при ярком дневном свете выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь – серебристым.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/537-drevneindijskoe-iskusstvo

3. Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии

Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии.

Первые по временипамятники архитектуры и изобразительногоискусства Древней Индии относятся кэпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы вКушано-гуптскую эпоху. Высокимихудожественными достоинствами отличалисьпамятники как религиозного, так исветского характера.

В эпоху древностибольшинство сооружений возводилось издерева, а потому не сохранилось. Двореццаря Чендрагупты был построен из дерева и до наших дней сохранились лишь остаткикаменных колонн. В первые века нашейэры в строительстве начинает широкоприменятся камень.

Религиозная архитектураэтого периода представлены пещернымикомплексами, храмами и ступами (каменнымисооружениями, в которых хранилисьреликвии Будды). Из пещерных комплексовнаиболее интересны комплексы в городеКарле и в Эллоре.

Пещерный храм в Карлеимеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину иоколо 38 м в длину. Здесь находится большоечисло скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерногокомплекса в Эллоре, которое продолжалосьв течение нескольких веков.

К шедевраминдийской архитектуры относятся такжеиндуистский храм в Санчи и буддийскаяступа, находящаяся там же.

В Древней Индиисуществовало несколько школ скульптуры,из которых наиболее крупными былигандхарская, матхурская и школа Амаравати.Большинство сохранившихся скульптуртак же носило религиозный характер.

Скульптурное искусство достигло такойвысоты, что существовал ряд специальныйруководств по правила их создания. Былиразработаны приемы иконографии, разныеу разных религиозных традиций.

Существовалибуддийская, джанийская и индуистскаяиконография.

В гандхарскойшколе сочетались три традиции: буддийска,греко-римская и среднеазиатская. Именноздесь были созданы первые изображенияБудды, причем как бога; эти скульптурыизображали и статуи бодхисатв.

Вматхурской школе, рассвет которойсовпадет с Кушанской эпохой, особоезначение получает светская. Здесь также рано появились изображения Будды.

По сравнению с другими скульптурнымишколами, школа Амаравати впитала в себятрадиции юга страны и буддийские каноны.

Наиболее известнымпамятником древнеиндийской живописиявляются стенные росписи в пещерахАджанты. В этом буддийском комплексе,состоящим из 29 пещер живопись покрываетстены и потолки внутренних помещений.

Здесь разнообразные сюжеты из жизниБудды, мифологические темы, сцены изповседневной жизни, дворцовая тематика.Все рисунки отлично сохранились, т.к.индийцы хорошо знали секреты стойкихкрасок, искусство укрепления грунта.

Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей.Боги и цари, например, всегда изображалисьбелыми.

4. Математика, астрономия, медицина Древней Индии

Открытия древнихиндийцев в области точных наук повлиялина развитие арабской и ирано-персидскойнауки. Почетное место в истории математикизанимает ученый Арьяпхата, живший в V -начале VI века н. э.

Ученый знал значение“пи”, предложил оригинальное решениелинейного уравнения. Кроме того, именнов Древней Индии впервые система счислениястала десятичной (т.е. с нуля). Эта системалегла в основу современной нумерациии арифметики.

Более развита была алгебра;о понятие “цифра”, ”синус”, “корень”впервые появились именно в древнейИндии.

Древнеиндийскиетрактаты по астрономии свидетельствуютоб очень высоком развитии этой науки.Независимо от античной науки индийскийученый Арьяпхата высказал идею о вращенииЗемли вокруг своей оси, за что был гневноосужден жрецами. Введение десятичнойсистемы способствовала точнымастрономическим расчетам, хотяобсерваторий и телескопа у древнихиндийцев не было.

До сих пор в Индиибольшим почетом пользуется аюрведа-наукао долголетии. Она зародилась еще вглубокой древности. Древнеиндийскиеврачи изучали свойства трав, влияниеклимата на здоровье человека. Большоевнимание уделялось личной гигиене идиете.

На высоком уровне находилась ихирургия; известно о трехсот операциях,которые были способны сделатьдревнеиндийские врачи; кроме тогоупоминается о 120 хирургическихинструментах.

Популярная сегоднятибетская медицина основана надревнеиндийской науке аюрведа.

Древнеиндийскиемедики считали, что в основе человеческогоорганизма лежат три главных жизненныхсока: ветер, желчь и флегма — их отождествлялис принципами движения, огня и размягчения.Индийская медицина особое вниманиеуделяла влиянию на человеческий организмприродных условий, а также — наследственности.Существовали и трактаты по врачебнойэтики.

Обобщая все этифакты, следует заметить, что почитаниезнаний — это отличительная чертаиндо-буддийской культуры. Учиться вИндию приезжали специалисты из многихстран. В ряде городов Индии функционировалиуниверситеты, в которых изучались религиозно-философские тексты, астрономия,астрология, математика, медицина исанскрит.

Но характерно то, что вевклидовой геометрии в индийской наукене появилось. И это не случайно.Индо-буддийская культурная традицияне отличалась особым рационализмом.

Индийских ученых не интересовала логиканаучных знаний, их больше волновалитайны вселенной и практические вопросыкалькуляции, составление календаря иизмерения пространственных форм.

Источник: https://studfile.net/preview/1494394/page:3/

10 древних памятников Индии, которые хранят исторические тайны этой страны

Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии.

  • Подписаться
  • в
  • Рассказать ВКонтакте

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в и ВКонтакте.

Индия — страна противоположностей, не похожая ни на одну другую. В ней существует очень много разных религий, языков, верований и традиций. Поэтому неудивительно, что исторические места в Индии отражают все многообразие древних архитектурных стилей и культур. Приведем примеры некоторых удивительных исторических памятников Индии.

Хава Махал, также известный как «Дворец Ветров», является одним из лучших туристических достопримечательностей города Джайпур. Этот красивый дворец из розового песчаника был построен в форме короны Господа Кришны махараджей Саваем Пратапом Сингхом в 1799 году. Хава Махал — это также прекрасный пример архитектуры Раджпутаны. Его пирамидальная форма и 953 красивых окна делают это место уникальной достопримечательностью города.

Хава Махал.

Интерьер дворца примечателен длинными коридорами, а также тем, что в нем нет лестниц — этажи соединены специальными склонами. Целых 953 окон в Хава Махал были сделаны не случайно — они предназначались для женщин королевского гарема, которые никогда не появлялись на публике. Эти окна позволяли им наблюдать за жизнью людей, да и просто любоваться отличным видом на город.

Сотовая тюрьма, также известная как «Кала Пани», расположена и городе Порт-Блэр на Андаманских и Никобарских островах. Этот комплекс стал немым свидетелем пыток, которым подвергались индийские активисты, борющиеся за независимость. Его строительство было завершено в 1906 году, и сегодня Кала Пани считают одним из национальных памятников страны.

Сотовая тюрьма.

Буквально каждый уголок тюрьмы «может поведать» истории сопротивления, жертв и страданий великих индийских борцов за свободу, таких как Бирендра Кумар Гош, Упендранат Банерджи, Хем Чандра Дас, Улласкар Дутта, Бибхути Бхушан Саркар. В Сотовой тюрьме насчитывается 696 камер-одиночек, отсюда и ее название.

Ворота Индии — самая известная достопримечательность Мумбаи. Строительство этой арки в индо-сарацинском стиле архитектуре было начато в 1911 году, а завершено в 1924 году. Основной целью создания данного колоссального сооружения было ознаменование визита короля Георга V и королевы Марии, которые посетили Мумбаи в 1911 году.

Ворота Индии.

Ворота Индии имеют большое значение в плане того, что они являются прекрасным символом британской Индии и британского императора. Посетители также могут увидеть напротив арки статую Шиваджи — индийского короля-воина XVII века.

Чарминар или «Мечеть четырех минаретов» является визитной карточкой города Хайдарабад и значит примерно то, что Тадж-Махал для Агры. Здание было построено в 1591 году султаном Мухаммедом Кули Кутб Шахом в честь победы над эпидемией чумы в этом регионе.

Для этого памятника использовался стиль индо-исламской архитектуры, а создали его из гранита, раствора и измельченного мрамора.

Чарминар.

На каждом угле здания расположены четыре изящных по форме 56-метровых минарета, соединенные двойным балконом. На верхний этаж Чарминара, который предназначен для молитв, ведет извилистая лестница из 149 ступеней. Также был построен чудесный подземный туннель, который соединяет Чарминар с Голкондой.

Аджанта является самым популярным буддийским памятником в Индии, который расположен в Аурангабаде (штат Махараштра). 30 пещер в скалах данного буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса были вырезаны еще во II веке до нашей эры. Из 30 пещер пять представляют собой залы со ступами, а остальные — помещения монастыря.

Пещеры Аджанты также включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещеры Аджанты.

Древние картины, иллюстрирующие различные события из жизни Будды, и скульптуры являются главной достопримечательностью этих пещер. А местная наскальная резьба считается одной из самых редких в мире.

Ступа Санчи (штат Мадхья-Прадеш) является старейшим каменным сооружением в Индии, а также одним из самых популярных буддийских памятников в стране. Она была построена в III веке до нашей эры по приказу императора Ашоки.

Ступа Санчи.

На главных четырех воротах в ступе Санчи изображены сцены из жизни Будды. Также в ней можно найти много резных фигурок и изображений Будды, покрытых лаком, сохранившимся еще со времен империи Маурьев.

Майсурский дворец.

Майсурский дворец можно увидеть в южноиндийском городе Майсур (штат Карнатака). На самом деле он строился разными императорами в разное время.

Это главная причина, по которой дворец может похвастаться различными архитектурными стилями — от индо-сарацинского до индуистского, мусульманского, раджпутского и готического.В основном для строительства использовали серый гранит и розовый мрамор.

Общественный дарбар (зал для аудиенций) и королевский свадебный зал внутри дворца сегодня стали главной достопримечательностью для посетителей. Что интересно, оружие и арсенал XIV века, используемые королевской семьей, также хранятся в этом дворце. Кутб-Минар — второй по высоте минарет в стране.

Это объект всемирного наследия был построен в Дели. Его фундамент был заложен в 1192 году, а строительство заняло более 75 лет (при этом сменилось несколько правителей). Кутб-Минар также окружен множеством древних сооружений.

Кутб-Минар.

Этот древний исламский памятник высотой 72,6 метра сделан из красного песчаника и мрамора. Кутб-Минар состоит из 5 этажей, каждый из которых разделен красиво украшенными балконами. Также примечательна нижняя часть интерьера минарета, украшенная вычурной исламской резьбой.

Лал-Кила или «Красный форт», расположенный в Дели, — один из самых знаковых символов Индии, внесенный в список объектов всемирного наследия. Первоначально он был домом для императоров моголов в течение более 200 лет (до 1856 года). Цитадель была построена императором Шах-Джаханом в 1648 году и получила свое название из-за массивных глыб из красного песчаника, из которых она была сделана.

Красный форт отражает архитектурные стили моголов, индусов, исламов, персов и тимуридов.

Красный форт.

Красный форт, расположенный на площади 254 гектара, имеет восьмиугольную форму. Для его украшения использовали персидские, европейские и индийские произведения искусства, а также алмазы.

В каждый день независимости Индии с 1947 года премьер-министр страны поднимает национальный флаг у главных ворот Красного форта, после чего выступает с речью. Крепость стала крупнейшим памятником в Дели, который каждый год привлекает посетителей из разных уголков мира.

Одно из семи чудес света расположено в Агре (штат Уттар-Прадеш). Город Агра стал самым посещаемым иностранцами местом в Индии именно благодаря этому историческому памятнику любви.

Белый мраморный мавзолей, который был построен императором Великих Моголов Шах-Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз, был внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Тадж Махал.

Строительство Тадж-Махала заняло 20 лет и началось в 1632 году. Над возведением мавзолея работало около 20000 человек, а для перевозки материалов использовали 1000 слонов. Архитектурный стиль Тадж-Махала сочетает в себе исламскую, персидскую, османскую, турецкую и индийскую архитектуру.

Четыре стороны Тадж-Махала совершенно идентичны, а самой потрясающей его особенностью является то, что мавзолей принимает разную окраску в разное время дня: розоватый оттенок утром, молочно-белый вечером и золотистый ночью. На его стенах также можно увидеть каллиграфически выведенные персидские стихи.

Какая угроза нависла над самой известной достопримечательностью Индии — величественным Тадж-Махалом.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/250819/43990/

Uchebnik-free
Добавить комментарий