Арабо — исламская традиция — цивилизация в новейшее время.

Исламская цивилизация

Арабо - исламская традиция - цивилизация в новейшее время.

Летопись ислама – свидетельство того, что исламская цивилизация – это один из ярчайших периодов в истории человечества, хотя и является одной из самых молодых цивилизаций Востока. Начало формирования ее приходится на седьмой век нашей эры.

Зародилась она на Аравийском полуострове, который состоит из пустынь, и лишь вдоль побережья тянется полоса плодородных земель, подходящих для выращивания зерна, фиников и винограда, а также пряностей, для разведения верблюдов и овец.

Жители древних городов Аравии активно торговали со средиземноморскими странами, африканскими и индийскими странами.

Пустыни Аравийского полуострова населяли племена бедуинов-кочевников, они занимались скотоводством, обслуживали торговые караваны, сопровождали их по пустыне, снабжали верблюдами, а также водой и продовольствием. Между собой бедуины враждовали, часто совершались набеги соседних племен друг на друга.

Мир ислама не поддается делению на Запад и Восток, потому и не принято его называть ни западом, ни востоком – это уникальный новый мир, созданный в результате достижений и побед мусульман, у которых получилось создать совершенно новую культуру.

Не военной силой происходило распространение ислама, хотя немалых побед достигли мусульмане в сражениях.

Особенно это можно отнести к «Людям Писания», то есть жителям ряда страна, которые так называются в Коране или приравниваются к таковым. К таким людям относятся сабии, христиане, зороастрийцы и иудеи. Сабии придерживались середины между язычниками и верующими. В Коране говорится, что сабии – секта иудейско-христианская. Сабии пользовались мусульманским покровительством.

Появление новой религии сильно изменило облик Аравии: Ислам стал судьбоносным и объединяющим фактором в судьбе арабов, и на его основе был зарожден исламский мир, который впоследствии разросся до гигантских размеров. До появления Ислама в арабском мире преобладающими были языческие верования, но иноземные религии также оказывали на арабов большое влияние. Иудейские и христианские общины мирно уживались вместе с арабами.

Фундамент и истоки

Идеи единобожия проповедовались некоторыми арабскими проповедниками еще до того, как появился ислам. Основы исламской цивилизации заложил Пророк Мухаммад ﷺ, который был лучшим её проповедником.

Священной Книгой Ислама является Коран, в котором содержатся Откровения, ниспосланные Мухаммеду ﷺ Аллахом.

Догматика, представленная в Коране, отличается простотой и ясностью. Существует пять столпов веры Ислама, которые должен соблюдать верующий мусульманин:

  1. верить в Единого Бога Аллаха, в его Посланника Мухаммеда ﷺ,
  2. читать намаз пять раз в день в определенное время,
  3. соблюдать пост в месяц Рамадан (Ураза),
  4. раздавать обязательную милостыню с имущества и денег (Закят),
  5. хоть раз в жизни совершить паломничество к храму Кааба в Мекке (Хадж), если будет иметь возможность.

Исламская цивилизация основана на идеях, пронизанных верой в предопределение.

История зарождения

Исламская цивилизация начала складываться одновременно с появлением Ислама, истоком ее рождения можно по праву считать начало проповеднической деятельности Пророка Мухаммада ﷺ, который учил благому нраву и добродетелям, первые же аяты Корана, которые были ниспосланы Мухаммаду ﷺ от Аллаха: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее…» (сура Аль-Алак (Сгусток крови), 1-й аят), повелевали к приобретению знаний, познанию Бога и окружающего мира.

Арабский религиозный центр, город Мекка, был завоеван в 630 году войском мусульман под предводительством Пророка Мухаммада ﷺ. Мухаммад ﷺ умер через два года после этого сражения, но с того момента началось активное объединение арабов под знаменем Ислама, и с тех пор началась череда успешных военных походов, которые принесли мусульманам много побед.

Всего трех десятилетий хватило, чтобы к Халифату примкнули земли Византии, Египта, Палестины, Сирии, Ливии, Магриба и Персии. Позже завоевания продолжились, но уже не имели настолько интенсивный характер.

Испания сдалась мусульманам в период с 711 по 718 годы, и представители мусульманского Халифата арабы, берберы и другие принявшие Ислам народы Магриба, предпринимали даже ряд попыток преодолеть Пиренеи, однако франкские войска отразили их атаки.

На Востоке успехи арабской исламской цивилизации простирались до самого Кавказа, до Средней Азии и до реки Инд.

О распространении Ислама на территории современной Испании смотрите в видео проекте Гумера Исаева «Исламская цивилизация»:

По данной ссылке на цикл видео передач «Исламская цивилизация» вы узнаете об истории Андалусии и крестовых походах на Ближний Восток.

Преемники исламской цивилизации

Арабское государство называлось Халифатом, во главе его находились халифы, которые представляли собой духовных и светских правителей, вели умелую экономическую политику, которая во многом способствовала быстрой исламизации населения, проживающего на захваченных территориях. Арабская цивилизация, которая стала правоприемницей и продолжателем исламской цивилизации, славилась своей высокой культурой, ведь в состав Халифата входили самые крупные культурные центры, и не только ближневосточной цивилизации, но и мира.

Империя Халифата возникла быстро, быстро разрослась до огромных размеров, но империя была непрочной, а потому на государственном уровне была поставлена задача сплотить разнородные обширные регионы, отличающиеся и своими культурными особенностями.

 Распад Халифата не сказался отрицательно на развитии мусульманской цивилизации – ее наивысший взлет пришелся на десятый – одиннадцатый века.

В это время были сформированы как исламская догматика, так и исламское право, в это время были написаны важнейшие труды по истории, философии, астрономии и медицине, а также по химии и физике. 

Распад начался в девятом веке, когда единое государство разделилось на эмираты и султанаты, из которых позже образовалось несколько государственных образований, ставших достаточно мощными.

Одним из таких образований стала Османская империя (государство Османов), которая со временем превратилась в могущественное государство, а начало ее формирования приходится на пятнадцатый век.

Именно Османская империя стала позже преемницей Халифата и наследницей исламской цивилизации, наряду с арабскими, персидскими, африканскими, среднеазиатскими и юго-восточно азиатскими государствами, культурами и субкультурами.

Недаром, говоря об исламской цивилизации, имеют в виду именно культурный аспект мусульманского мира, который нашел отражение и оказал свое влияние на самые разные культуры и народы. Это вполне объяснимо, ведь, включая в свой состав самые различные государства и культурные центры, мусульмане славились своим терпимым отношением к чужой вере и чужой культуре.

Аббасидский халифат

Под таким явлением, как «исламское чудо», подразумевается процесс, в основе которого была развитая тяга к знаниям, благодаря предписаниям и установкам из Корана и Сунны.

Время правления Аббасидов ознаменовалось появлением огромного числа переводчиков, целителей и ученых.

Отвечая на вопрос об их этнической принадлежности, историк ибн Халдун говорил, что «Большинство представителей научного мира происходили из аджам», что означает «неарабы», которые были преимущественно иранцами.

Возможно вам будет интересно прочитать о мусульманских государствах Кордовы, Фатимидах и Омейядах, и их развитии 

По мере развития исламской цивилизации огромное количество литературных трудов по астрономии, медицине и философии появилось в арабском мире, и они были написаны на арабском языке, хотя авторами этих трудов были немусульмане.

Но их работы нельзя считать неисламскими, как нельзя и отнести авторов этих трудов к категории «аджам», хотя этническими арабами они и не являются.

В тех странах, откуда они происходили, а это были Синд и Фараб, Фергана и Хорезма, до того, как началось распространение ислама, не было замечено заметной научной деятельности.

Успехи, которых добивались мусульмане в научных областях, объяснялись их терпимостью и целеустремленностью, готовностью развивать самые разнообразные идеи.

Такие ученые были нужны государству, а особенно были нужны целители и астрономы, и этим объясняется то, насколько поощрял их аббасидский халиф аль-Мансур и его первые наследники. Существует даже предание, которое рассказывает о случае, когда врач Джирджис ибн Бухт Йишо прибыл из Гонди Шапура к аль-Мансуру по его приглашению, чтобы вылечить его недуг. Известны так же случаи, когда Харун ар-Рашид приглашал врача Джабраиль ибн Бухт Йишо, который лечил его головную боль. Оба этих халифа уделяли большое внимание врачам и оказывали им всякие почести.

Развитие науки

Влияние, которое оказала духовная культура Халифата и мусульманской уммы на мировую культуру, невозможно переоценить – она пустила свои корни во многих странах и Востока, и Запада.

Медицина Европы и мировая география развивались во многом благодаря влиянию исследований арабских ученых. Философы из мусульманского мира большой толчок развитию рационализма в европейской науке.

Светская поэзия также многим обязана поэтам восточного мира.

Связаны ли Ислам и наука?

Учатся ли мусульмане? История медресе.

С тех пор, как в 610 году Пророку Мухаммаду ﷺ было ниспослано Откровение Аллаха, и по сей день цивилизация Ислама остается одной из самых значительных в мире, оказывая влияние на все остальные культуры и религии.

Возможно вам будет интересно узнать историю развития науки и культуры в исламском мире, об известных мусульманских ученых, заложивших основы некоторых фундаментальных наук и внесших неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации, смотрите обо все этом в цикле передач «Лунный Календарь»

Мусульманские ученые во многих своих открытиях и достижениях обошли европейских ученых на несколько столетий. Когда в Европе бушевала инквизиция, Ислам поощрял научные изыскания и стимулировал своих ученых к новым достижениям. В области медицины достаточно вспомнить такие имена, как ибн Сина или Авиценна, автора «медицинской Библии» под названием «Аль-Канон».

Камбур Весим и его открытие микроба туберкулеза, Рази и его открытие оспы и лихорадки, Ибрахим Джессар и его открытие причин проказы и способа ее лечения, — все это свидетельства того, насколько опережала наука мусульман в своем развитии европейскую.

В области математики достаточно вспомнить слова ученого Жака Рислера, который говорил: «Учителями математики нашего Возрождения были мусульмане». Основоположник Алгебры Хорезми, основатель тригонометрии Беттани – это далеко не полный список тех заслуг, которые ученые-мусульмане имеют во всемирной математической науке.

Открытия в области астрономии, физики, географии – этот список можно продолжать, но имена и открытия ученых мусульман столь велики и значительны, что они у всех на устах.

Источник: https://medinaschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/islamskaya-civilizaciya

Арабо-исламская культурная традиция. Общая характеристика

Арабо - исламская традиция - цивилизация в новейшее время.

Міністерство освіти і науки України

Дніпропетровський національний університет ім. Олеся Гончара

Факультет заочної та дистанційної освіти  

Кафедра видавничої справи і міжкультурної комунікації    

Контрольна робота 

з історії світової культури 

з теми: 

«Арабо-исламская культурная традиция. Общая характеристика»      

Дніпропетровськ

2008

Арабо-исламская культурная традиция. Общая характеристика

Арабо-исламская культурная традиция.

    Смысл слова «ислам» — «повиновение».

Для многих из нас ислам ассоциируется с актами экстремизма, «джихадом», с нефтедолларами, униженным положением женщин в «парандже», многоженством, экзотикой сказок «Тысяча и одна ночь», судьбой английского писателя индийского происхождения С. Рушди, автора «Сатанинской поэзии», и религиозным фанатизмом. Такой набор стереотипов не способствует взаимопониманию разных народов.

    Исламская культура своеобразна и неповторима. А география ислама весьма разнообразна – страны не только Ближнего востока, которые являются его родиной, но и Африки и Юго-Восточной Азии. Ислам давно привлекает внимание кипучестью своей натуры, в отличие от христианства или буддизма.

В то время когда просвещенная Римская империя уходила с мировой арены, доказав свою нежизнеспособность, исламский мир развивался и не угас, а показал свою способность развиваться. Многие страны, появившиеся в период арабских завоеваний, существуют и сейчас.

А исламская дуга нестабильности лишь подтверждает то, что мир ислама неоднороден и очень интересен для анализа.

    Трудно найти религию, которая бы так моделировала общество, как ислам. Очень часто достаточно посмотреть несколько кадров фильма, чтобы понять, что страна, в которой он снят, — мусульманская: это и одежда мужчин и женщин, и минарет мечети, и арабское письмо, и множество иных признаков.

Печать ислама на обществе объясняется тем, что это тотальная религия, которая затрагивает все моменты личной и общественной жизни. Около 75% мусульман живут в 36 странах, где ислам преобладает. Почти половина мусульман мира живет в четырех странах: Индонезии, Пакистане, Бангладеш и Индии.

Все эти факты подталкивают изучить саму сущность ислама и понять причины его широкого распространения.

1. История возникновения ислама

 

    Возникнув в начале VII века нашей эры в Аравии, ислам является последней из мировых религий.

Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, административной структуры древнеперсидских империй и мистико-метафизических спекуляций индуизма и буддизма, эта религиозная система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой его были бедуинская арабская культура, арабский этнос и его очень слабо развитая государственность.

    На обширной территории Ближнего Востока арабы из небольшой и не очень развитой группы семитских племен именно в результате исламизации превратились в многочисленную этнокультурную общность с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией.

Быстрыми темпами складывающаяся арабо-исламская религиозно-культурная традиция подчиняла себе завоеванные страны и народы, большая часть которых, включая и древние центры мировой цивилизации, была не только исламизирована, но и ассимилирована арабами.

Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий срок захлестнула огромное количество соседних с Аравией и отдаленных от нее стран и практически растворила в себе многие обитавшие там этносы, подчас имевшие древние собственные традиции.

    Эта мощная ассимиляционная волна породила не менее заметный ответный вал, результатом которого было обогащение арабо-исламской традиции за счет многочисленных инокультурных воздействий на нее – в Египте, Месопотамии, Индии, Иране, Средней Азии, Африке, Испании и т.д. Все эти влияния придали арабо-исламской культуре весьма мощные потенции для дальнейшего развития и создали основу для того, чтобы средневековая арабо-мусульманская культура стала на некоторое время во главе мировой цивилизации.

    Этому способствовало и еще одно немаловажное обстоятельство. В средние века, начиная с VIII в., европейская культура вступила в полосу заметного упадка, довольно резко разделившего ее на древнюю, античную, и более позднюю, ренессансную.

И хотя и в это время христианизированная европейская культура продолжала существовать и развиваться, блестящий расцвет арабо-исламской цивилизации затмевал ее. Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в числе которых были и культурные центры средневековой Европы.

Это проявилось, в частности, в математике (арабскими называются заимствованные арабами из Индии цифры, которыми мы ныне пользуемся), в химии, в философии. Через мусульманскую Испанию (Кордовский халифат), бывшую в VIII-XII вв.

видным центром развития арабо-исламской культуры, европейские университеты знакомились с работами таких крупнейших мыслителей, как Авиценна, Аверроэс, аль-Газали.

Позже, в связи с распадом Кордовского халифата в Испании и общим упадком арабской государственности и цивилизации, уровень развития арабской культуры, ее влияние на другие народы стали падать. Однако то, что вошло в ислам, превратилось со временем в фактически неотъемлемый его элемент, став обязательным религиозно-культурным компонентом во всех, даже самых отдаленных районах, где читали и изучали написанный на арабском языке Коран, где имели хождение хадисы Сунны.

    Ислам настолько трансформировал социально-культурную структуру этих стран, что при всей их отдаленности от арабов и специфичности их традиционной культуры они восприняли огромное количество элементов арабской культуры.

Например, тот факт, что Коран долгие века существовал только на арабском (перевод его на другие языки воспрещался), арабский язык, как латынь в католической Европе, был широко распространен во всем исламском мире.

На этом языке обращались к Аллаху, на нем читались проповеди в мечетях, ему учили учеников в медресе.

    Арабский язык, арабская культура и государственность сыграли существенную роль в формировании того общего, что связывало между собой все страны ислама. Иными словами, арабо-исламские традиции цементировали ту общность, которая нередко характеризуется как мир ислама. 

2. Основные черты арабо-исламской культуры

 

    К чему же сводятся наиболее характерные черты и признаки арабо-исламской традиции-цивилизации? Прежде всего это основанный на фанатичной вере и жесткой догматике божественного откровения сильный акцент на религиозно детерминированное социальное поведение, своего рода ставка на хорошо организованный, строго дисциплинированный и покорный воле стоявшего над ним харизматического лидера социум.

    В отличие от христианства, ислам формировался в условиях религиозно-политической слитности, а предводителями его были сами политические и одновременно религиозные вожди — пророк, халифы, эмиры и их помощники на местах.

Интересы клерикального мусульманского духовенства, особенно наиболее реакционных из мулл или шейхов, никогда не входили в противоречие с политикой административного руководства страны.

Это слияние светского и духовного начал в единое целое способствовало абсолютизации религиозного авторитета, с одной стороны, и снижению значения административно-бюрократической иерархии — с другой.

Любой чиновник всегда и во всем должен был согласовывать свои действия с нормами Корана и шариата, консультироваться с муджтахидами и мутакаллимами, учитывать мнения мулл, кади и других духовных авторитетов, включая даже шейхов суфиев, предводителей сект и орденов.

Все это сильно сковывало административно-исполнительную власть, ограничивало ее возможности и тем самым ставило в определенные рамки ее произвол. На разных уровнях эти ограничения проявлялись различно. Никто и никогда не мог помешать разгневанному турецкому султану или иранскому шаху казнить неугодного подданного без всяких причин и объяснений.

Однако сатрапы на местах (эмиры, хакимы) обладали несколько меньшей властью, а чиновникам местного масштаба приходилось в наибольшей степени считаться с ролью духовенства, с силой религии и обычного права, хотя автоматически все это отнюдь не гарантировало от злоупотреблений, подчас вопиющих. Слияние духовного и светского начал при формально высшей значимости религии оказало воздействие на многие стороны религиозно-культурной традиции ислама. Так, идея священной войны с неверными (джихад, газават) приобрела в исламе абсолютную ценность, почти божественную святость.

    Другая важная черта религиозно-культурной традиции ислама, сыгравшая немалую роль в формировании отношения правоверных к жизни, — это идея предопределения (фатализма) и связанная с нею пассивность.

Наибольшее внимание этому догмату уделяли суфии, которые откровенно проповедовали уповать на волю Аллаха и не стремиться к активной жизни, а, напротив, гасить в себе страсти и тем самым добиваться слияния с божеством. Конечно, это не означает, что правоверные переставали к чему-то стремиться.

Они делали свое дело, а порой даже поднимались на решительные действия, будь то священная война с неверными или крестьянское восстание под лозунгами той или иной из мятежных сект.

Однако индивидуальная энергия, инициатива, предприимчивость, упорство в достижении цели исламом никогда не поощрялись, ибо это не соответствовало размеренной и привычно текущей жизни с ее пятью ежедневными (и отнимающими немалое время) молитвами и прочими обязанностями правоверного.

    Третья черта — сильный акцент на обрядовую сторону жизни с ее ежедневными молитвами, обязательным месячным изнурительным постом, паломничеством и т.п.

Традиции такого рода воспитывали привычку к повиновению, послушанию, дисциплине, а главное, резко противостояли любой индивидуальности.

Человек искусственно приземлялся, ему по несколько раз в день на протяжении всей жизни напоминали о том, что он — лишь жалкая песчинка, распростертая ниц перед великим Аллахом.

    Четвертая черта – деспотизм и произвол власти в сочетании с «поголовным рабством» и конформизмом бесправных подданных.

    Снизу доверху нижестоящие практически бесправны перед вышестоящим. Правда, в Коране и шариате есть упоминания о частнособственнических интересах и связанных с ними правовых нормах; существуют и ограничивающие произвол нормы адата.

Но практически условия для частнопредпринимательской деятельности слабо стимулировали социальную и экономическую активность мусульманина, а то и вовсе тормозили ее: деспотический произвол власти и отсутствие четко разработанных правовых гарантий служили постоянным предупреждением тем, чья предпринимательская деятельность или богатство, приобретенное за счет торгово-ростовщических операций, выходили за пределы принятой нормы и бросались в глаза. Превосходство авторитета власти перед отдельно взятым собственником или нижестоящим очевидно: нормы права заведомо слабее права силы опирающейся на неограниченную власть.

    Ислам, как и христианство, склонен осуждать социальное неравенство. Гораздо более последовательно, чем христианство, ислам проповедует, что перед Аллахом все равны. Конечно, были и сословия (духовников-улемов, профессиональных воинов, производителей-крестьян), существовало и неравенство между ними.

Но здесь не было четких граней и тем более наследственного статуса.

Напротив, существовал и господствовал принцип социальной мобильности: сила способности, случай не раз превращали вчерашнего раба во всемогущего эмира, крестьянина — в осыпанного почестями военачальника, а сына бедняка — во всеми уважаемого и высокопоставленного знатока ислама, а то и всесильного сановника.

Принцип «перед Аллахом все равны», однако, не исключал существования рабства и приниженности простого человека, тем более женщины. Принцип, таким образом, был не в подчеркивании равенства статуса и прав: каждому было очевидно, что низший фактически бесправен перед вышестоящим, от чьей воли, а то и прихоти зависит его судьба.

Принцип был в равенстве возможностей. Поэтому, хотя на мусульманском Востоке сословные привилегии и родство всегда высоко ценились, они не превратились там в систему замкнутых аристократических привилегий, как в Европе. Путь в ряды признанных муджтахидов и мутакаллимов зависел не от происхождения человека и его социальных связей, а от его успехов в постижении мудрости ислама.

Источник: https://www.stud24.ru/culture/araboislamskaya-kulturnaya-tradiciya-obshhaya-harakteristika/260459-772760-page1.html

АРАБО–ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА

Арабо - исламская традиция - цивилизация в новейшее время.

Мусульманскую культуру, так же как и средневековую европейскую, относят к религиозному типу. Как христианская религия создала христианскую цивилизацию, так ислам создал арабскую цивилизацию. Только доминирующим институтом в данном случае являлась не церковь, а политическая организация – халифат.

При помощи Мухаммеда Аллах основал на Аравийском полуострове общину верующих. За 14 веков из небольшой группы жителей Аравии эта община превратилась в многомиллионную массу людей разных национальностей, выходцев из различных социальных слоёв, имеющих собственную культурную ориентацию и говорящих на разных языках.

На обширной территории Ближнего Востока арабы из небольшой группы не очень развитых племён превратились в многочисленную этнокультурную общность с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией.

Завоевав в средние века огромное пространство от Индии до Испании, арабы всюду несли с собой ислам, десятичную систему исчисления с арабскими цифрами и сказки «1001 ночи» с Синбадом-мореходом.

Быстрыми темпами арабо-исламская традиция подчиняла себе завоёванные страны и народы, бо́льшая часть которых (включая и древние центры мировой цивилизации) была не только исламизирована, но и ассимилирована арабами.

Образно говоря, эта волна за короткий срок захлестнула огромное количество и соседних с Аравией, и отдалённых от неё стран и практически растворила в себе многие обитавшие там этносы, подчас имевшие собственные древние традиции.

В свою очередь арабо-исламская культурная традиция обогатилась за счёт многочисленных воздействий на неё – в Египте, Месопотамии, Индии, Иране, Средней Азии, Африке, Испании и т.д.

Это придавало ей мощный импульс для дальнейшего развития и создавало основу для того, чтобы средневековая арабо-исламская культура стала на некоторое время во главе мировой цивилизации.

Ислам с самого начала покровительствовал наукам и искусствам. Обучение рассматривалось в мусульманстве как религиозный долг и путь в рай; считалось, что учёный человек превосходит благочестивых верующих, насколько свет полной луны превосходит свет звёзд. Ислам поощрял знания и культуру и сохранил некоторые лучшие произведения классической литературы в мрачные века европейского мракобесия.

И хотя в это время христианская европейская культура как в католической Западной Европе, так и в православной Византии продолжала существовать и развиваться, блестящий расцвет арабо-исламской цивилизации затмевал её. Это проявилось, в частности, в математике, в химии, в медицине, в философии.

Арабские учёные внесли огромный вклад в современные знания, включая арифметику (арабскими называются цифры, которыми пользуется весь мир, хотя десятичная система счисления и даже само начертание «арабских» цифр (1,2,3…) заимствованы из Вед, их ошибочно приписывают арабам), алгебру, самые ранние эксперименты в области оптики, медицину.

Хорошо известны работы таких крупнейших мыслителей, как Авиценна, Аврозе, аль-Газали и других.

Выдающиеся достижения в искусстве и науке почти всегда свидетельствуют о влиянии Высших Сил. Это особенно близко к истине, когда жизнь народа органически связана с его богооткровенной религией, являющейся движущей силой всего прогресса и свершений.

Мэнли Холл в своей книге «Адепты. Эзотерическая традиция Востока» приводит цитату из «Библиотеки первоисточников» об итогах первых свершений мусульман:

«Результаты установления мусульманства сильно недооценены.

В течение столетия после смерти Мухаммеда оно отняло у христианства Малую Азию, Африку и Испанию – более половины цивилизованного мира – и создало цивилизацию, ставшую во времена средневековья высочайшей в мире.

Оно вознесло арабскую расу на вершину её развития, возвысило положение женщины на Востоке, хотя и сохранило полигамию, было крайне монотеистическим и, пока власть не захватили турки, почти всегда поощряло прогресс».

Мусульманский феминизм – это не нелепый парадокс.

Современные мусульманские феминисты утверждают, что Коран и хадисы, несмотря на их патриархальность во многих отношениях, во время их создания представляли собой качественный скачок для женщин в том, что касается имущественных прав, наследства, разводов и образования. Из истории известно, что именно мавры построили первый университет для женщин.

Арабская культура попала в Европу через Испанию, и в течение некоторого времени университеты в Гранаде и Альгамбре были ведущими учебными заведениями Европы.

С правителями арабской Испании христианские владыки зачастую заключали дипломатические, а иногда и брачные союзы, Через Пиринеи шли караваны купцов и паломников.

Мусульманская Испания стала для европейцев источником новых познаний в области географии, архитектуры, философии, медицины, литературы.

Обращая особое внимание на положение в Испании периода мусульманского владычества, Мэнли Холл подчёркивает, что в 10-ом веке население города Кордовы насчитывало около миллиона человек. В это время при маврах в Кордове было 50 больниц, 900 общественных бань, 600 мечетей и библиотека с 600000 томов, не считая 70 частных библиотек.

Великий правитель Харун ар Рашид (763–809 гг.), более известный по сказкам «Тысячи и одной ночи», при котором Багдад пережил расцвет в качестве столицы халифата, положил начало традиции пристраивать к каждой мечети школу и больницу. При нём развивались торговля, ремёсла, искусство и наука, далеко обогнавшая современную ей европейскую.

Вследствие завоевания Иерусалима арабами, Харун ар Рашид владел ключами от Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Он послал их Карлу Великому, представителю христианской религии на Западе. Этот поступок должен был скрепить новую дружбу между Востоком и Западом, между исламом и христианством.

Не может быть ни малейшего сомнения в том, что первые лидеры ислама стремились предложить гарантии безопасности собственному народу и преодолеть религиозную пропасть между своей верой и религиями окружавших их народов. Всё зависело от одарённости боговдохновенного руководства.

При порядочных вождях торжествовала добродетель, но с течением времени власть и роскошь перечеркнули безыскусную строгость личного примера Мухаммеда.

Времена менялись, и всё это, в сочетании с растущим негодованием западных народов, привело к трагической утрате взаимопонимания, и кульминацией явился один из самых позорных эпизодов, записанных в истории, – серия крестовых походов.

Со времён завоеваний Чингисхана (1162–1227 гг.) за Евфратом процветали пышные империи. Этими удивительными конгламератами правили величественные тираны – одни великодушные, иные же жестокие и невежественные. Многие были щедро одарены способностями и умом, и почти все они были более образованными и думающими, нежели их западные современники.

В то время как европейские короли вместо подписи на официальных документах всё ещё ставили кресты и выслушивали собственные указы, которые записывали и зачитывали им наёмные писцы, азиатские принцы содержали библиотеки, изучали звёзды, издавали Платона и Евклида и поощряли искусство и литературу.

Большинство этих создателей восточных империй были благочестивыми мусульманами, и, хотя они не позволяли вере чинить препятствия своим территориальным амбициям, у них хватало мудрости и ума править своими народами при помощи удивительно возвышенных моральных кодексов.

Тимур-шах, более известный как Тамерлан (1336–1405 гг.), был правнуком Чингисхана. Бо́льшая часть его жизни была посвящена военным кампаниям.

Однако, как и многие азиатские князья, он сочетал в себе качества деспота и учёного. Жестоко ведя войны, он увлекался искусством, музыкой и литературой и, завоевав страну, правил ею мудро и снисходительно.

Известно, что он основательно изучал и хорошо знал Коран.

Заслуживает упоминания величайший из всех мусульманских монархов, властелин Индостана, третий падишах Империи Великих Моголов Акба́р Великий (1542–1605 гг). Акбар приглашал к своему блистательному двору представителей многих вероисповеданий, требуя от них соблюдения в его присутствии взаимного уважения.

Движимый могучим желанием объединить духовные убеждения человечества и положить конец разногласиям и вражде между вероисповедованиями, он основал свой Дом Веры в Фатехпур-Сикри, столице империи во времена его правления.

Несмотря на то, что религиозный эксперимент Акбара не удался, он обнаруживает внутреннюю работу его мысли и желание реализовать глубокое духовное убеждение.

Влияние ислама на христианский мир было временным. Оно пришлось на Средневековье, когда над Европой сгущались тяжёлые тучи нетерпимости и невежества.

Христианский мир пришёл в ужас от дерзости Мухаммеда, заявившего, что ему Богом назначено стать преемником первых Учителей и раскрыть тайны истинной веры.

Благочестивые средневековые  христианские теологи молили небеса о спасении «от чумы, турок и кометы».

Сам Мухаммед был неграмотным и книг не читал, в том числе и Библии. Однако, вступив на стезю Пророка, он через посредников весьма старательно знакомился с содержанием иудео-христианских текстов, повествовавших о том самом едином и всемогущем Боге, которого под именем Аллаха он стал почитать.

Несомненно Мухаммед знал о прискорбных обстоятельствах, уродовавших становление христианской церкви и приведших к её расколу.

В его сознании постепенно складывалась концепция естественной религии, отличавшейся исключительной простотой веры, в которой почти не оставалось никаких возможностей для запутанной полемики, вражды или еретических раздоров.

Разве можно было придумать более простую теологию, нежели та, что составляет суть ислама? И Мухаммед создал религию, которая должна была стать оригинальным синтезом иудаизма и христианства, учитывающую нужды арабов.

Мухаммед искренне считал, что если честно развивать главные принципы ислама, то больше не будет никакого теологического деспотизма. К сожалению, ему не удалось укоренить своё учение в сердцах собственного народа настолько, чтобы он смог воплотить в жизнь его идеи во всей полноте. Это следует отнести на счёт общих недостатков всех смертных.

Кроме того, ислам – это попытка соединения веры и разума, что подтверждают частые ссылки мусульманских авторов на греческую философию. Арабы первыми осуществили синтез религии с философией Аристотеля, который затем продолжил Фома Аквинский. Таким образом, они внесли крупный вклад в мировую культуру и подготовили европейское Возрождение.

В мусульманской философии уже содержались в зародыше представления о важности эмпирического познания, которые позже были развиты в философии Нового времени. Арабские философы были также и выдающимися учёными, как, например, Ибн-Сина (известный на Западе как Авице́нна), который был и знаменитым врачом.

Ранние отношения между зарождающимся мусульманским миром и приверженцами иудейской и христианской веры не вызывали по существу никаких затруднений. Мухаммед называл иудеев и христиан «людьми Писания», поклоняющимися единому Богу, Аллаху. Разногласия между ранним мусульманским и христианским учениями, можно сказать, укрепили обе веры, но и воздвигли между ними преграды.

Однако в исламском мире мало что указывало на явную склонность к религиозным преследованиям. Первым мусульманам разрешалось вступать в брак с христианами и делить с ними пищу, и это расценивалось как определённое доказательство существенной терпимости.

И христиане, и иудеи занимали высокое положение и пользовались уважением за достижения в области медицины, искусства, литературы, права и науки.

В Коране записано, что Пророк запрещал преследовать какого бы то ни было человека за его веру до тех пор, пока этот человек искренне живёт ею, но полагал, что защита мусульманином своей веры от притеснений и тирании является делом добродетельным и необходимым с использованием всех возможных средств для достижения победы и разгрома противника. Однако же, если противник сдастся или взмолится о мире, никакому духу мщения не должно быть места, следует проявить великодушие и милосердие. И опять, к несчастью, человеческая природа оказалась сильнее откровения Пророка.

Мухаммед хотел, чтобы и иудеи, и христиане приняли его религиозный синтез, но этого не произошло. С учением Мухаммеда не согласились ни  те, ни другие, хотя ислам включил в себя, по существу, весь Ветхий Завет.

Ислам приспособил религию к нуждам арабов и расширил арабский мир, но не заменил ни иудаизм, ни христианство, став одним из вариантов монотеизма.

Источник: http://esamohvalova.ru/arabonislamskaya-kultura/

Миф об арабо-мусульманской цивилизации… — water — КОНТ

Арабо - исламская традиция - цивилизация в новейшее время.

Это письмо от ассирийского ученого Питера Бетбазу, отправленное Карли Фиорина, генеральному директору корпорации Hewlett Packard в ответ на речь, представленную ею в Миннеаполисе 26 сентября 2001 года, через 15 дней после террористических атак 11 сентября на Соединенные Штаты.

Уважаемая госпожа Фиорина:

С большим интересом прочитал вашу речь, озаглавленную как «Технология, Бизнес и Наш образ жизни». Особенно меня заинтересовала история описанной Вами арабо-мусульманской цивилизации.

Как ассириец, не-араб и христианский уроженец Ближнего Востока, чьи корни уходят в 5000-летнее прошлое, я желаю разъяснить некоторые пункты, затронутые Вами в этой небольшой истории, и предостеречь Вас от опасности быть невольно вовлеченной в арабо-исламистскую идеологию, которая стремится ассимилировать все культуры и религии в арабо-исламское русло.

Арабы и мусульмане появились на мировой сцене в 630 году нашей эры, когда армии Мухаммада начали завоевание Ближнего Востока. Это было завоеванием, а не миссионерским предприятием, с помощью силы в соответствии с декларацией Джихада. Арабы-мусульмане насильственно исламизировали неарабов и немусульман.

Очень немногие народы Ближнего Востока пережили это, и среди них, прежде всего, ассирийцы, евреи, армяне и копты Египта. Завоевав Ближний Восток, арабы превратили эти народы в Зимми (см. книгу «Зимми») — бесправных религиозных меньшинств (христиан, евреев и последователей Заратустры).

Эти народы должны были выплачивать налог (джизья), который был, в действительности, штрафом за то, чтобы быть немусульманином, 80 % во времена терпимости и до 150 % во времена притеснения. Этот налог вынудил многих переходить в Ислам, для чего он и был разработан.

Вы заявляете: «Арабские архитекторы проектировали здания, бросающие вызов силе тяжести». Я не знаю, что вы имеете в виду, но если Вы говорите о куполах и арках, то фундаментальное архитектурное достижение в использовании параболической и сферической форм для этих структур было сделано ассирийцами более чем 1300 годами ранее, о чём свидетельствует археология.

Вы заявляете: «Арабские математики создали алгебру и алгоритмы, которые позволили людям изобрести компьютеры и методы шифрования». Однако фундаментальные основания современной математики были установлены не арабами, а ассирийцами и вавилонянами. Их знания были присвоены арабами-мусульманами, пришедшими в Сирию и Ирак (см.

History of Babylonian Mathematics by Neugebauer или Babylonian mathematics). Вы заявляете: «Арабские медики исследовали человеческое тело и нашли новые методы лечения болезней». Однако подавляющее большинство этих медиков (99 %) не были арабами или мусульманами. Они были ассирийцами.

В 4–6 веках ассирийцы начали систематический перевод греческого фонда знаний на ассирийский (арамейский) язык. Сократ, Платон, Аристотель, Гален и многие другие были переведены на ассирийский язык, а с ассирийского на арабский.

Именно эти переводы мавры принесли в Испанию, где испанцы перевели их на латинский и распространили по Европе, стимулируя европейский Ренессанс. К шестому столетию нашей эры ассирийцы начали экспортировать в Византию работы в области естественных наук, философии и медицины.

В области медицины ассирийская семья Бахтишо (Bakhteesho) произвела девять поколений врачей и основала большую медицинскую школу в Гандешапур (Иран). Учебник по офтальмологии, написанный в 950 году ассирийцем Хананией ибн Ицхаком, оставался авторитетным источником в этой области до 19 века.

В области философии работа ассирийца философа Эдессы (Edessa) развивала физическую теорию вселенной, которая конкурировала с теорией Аристотеля в том, что стремилась заменить материю силами (теория, предвосхитившая некоторые идеи квантовой механики, наподобие идеи непосредственного возникновения и исчезновения материи в квантовом вакууме).

Одним из самых больших ассирийских достижений четвертого столетия было основание первого университета в мире.

Школа Нисибис (Nisibis), имевшая факультеты богословия, философии и медицины, стала магнитом и центром интеллектуальной жизни на Ближнем Востоке.

Уставы Школы Нисибис, которые были сохранены, позже стали моделью, на которой базировался первый итальянский университет (см. The Statutes of the School of Nisibis, by Arthur Voobus).

Когда арабы вместе с Исламом хлынули на Ближний Восток в 630 году, они столкнулись с 600-летней ассирийской христианской цивилизацией с богатым наследием и высоко развитой культурой. Именно эта цивилизация и стала фондом арабской цивилизации.

Вы заявляете: «Арабские астрономы изучали небеса, давали названия звездам и проложили путь к космическим путешествиям и исследованиям». Однако астрономы, о к которых Вы говорите, были не арабами, а халдеями и вавилонянами, которые уже тысячелетиями были известны как астрономы и астрологи, и которые были насильственно обращены в мусульманство.

Вы заявляете: «Арабские авторы создали тысячи литературных памятников, наполненных благородством, романтикой и очарованием. Арабские поэты писали о любви, когда другие были слишком погружены в материю, чтобы думать о таких вещах».

Есть очень немного литературы на арабском языке, которая относится к периоду, о котором Вы говорите (и Коран — единственная существенная часть этой литературы), тогда как литературное творчество ассирийцев и евреев было обширным. Третий наибольший корпус христианского письма, после латинского и греческого, является ассирийский (или сирийский, арамитский).

Вы заявляете: «Когда другие нации боялись прогрессивных идей, арабская цивилизация процветала и поддерживала эти идеи. Когда цензоры угрожали уничтожить знания о прошлых цивилизациях, арабская цивилизация сохраняла их и передала другим». Проблема, которую Вы поднимаете, очень важная.

Она затрагивает саму суть дела: что такое арабо-исламская цивилизация? Я сделал обзор книги О'Лери «Как греческая Наука Перешла к Арабам», в которой автор перечисляет выдающихся переводчиков греческой науки. Из этих 22 перечисленных ученых 20 были ассирийцами, 1 был персом и 1 арабом. В конце моего обзора я заявляю:

«Из книги О'Лери (O'Leary) можно заключить, что ассирийцы играли существенную роль в формировании исламского мира через греческий фонд знаний.

Если это так, то нужно задать вопрос: что же случилось с христианскими народами под властью Ислама, что заставило их утратить великое интеллектуальное наследство, которое они воздвигли? Можно этот вопрос задать и самим арабам. К сожалению, книга О'Лери на него не отвечает, и мы должны искать ответ в другом месте».

Ответ предельно ясен: христианское ассирийское сообщество было высушено через принудительное обращение в Ислам.

И как только это сообщество истощилось ниже критического порога, оно прекратило производить ученых, которые были интеллектуальной движущей силой Исламской цивилизации, тогда и закончился, так называемый «Золотой Век Ислама» (приблизительно 850 гг.).

Сама религия Ислам была в значительной степени сформирована ассирийцами и евреями (см. «Несторианское влияние на ислам» и «Агаризм: создание исламского мира»). Великая цивилизация, которую Вы описываете, была не арабо-мусульманской, а ассирийской. Она просуществовала 200 лет после арабского завоевания Ближнего Востока не благодаря, а вопреки арабам и Исламу, которые в конечном счёте иссушили этот животворный источник знаний и навсегда остановили развитие подвластых им народов.

Существует ли какая-либо другая арабо-мусульманская цивилизация, которая возвысилась с тех пор? Какие другие арабо-мусульманские достижения мы могли бы процитировать? Арабоисламская цивилизация не прогрессивная, а регрессивная сила: она не дает стимул, а задерживает его. Факты говорят о другом. Отоманы были чрезвычайно репрессивны к немусульманам.

Например, молодых христианских мальчиков в возрасте 8–10 лет насильно отнимали от семей, превращая в янычар, где они, обращенные в мусульманство, должны были бороться за Отоманскую империю. На какие литературные, художественные или научные достижения Отоманов мы можем указать? С другой стороны, мы можем указать на геноцид 750 000 ассирийцев, 1,5 миллионов армян и 400 000 греков.

Это — истинное лицо Ислама. Арабы и мусульмане вовлечены в явную кампанию разрушения и экспроприации чужих культур, народов, достижений и идей.Везде, где арабо-мусульманская цивилизация сталкивается с не-арабо-мусульманской, она пытается разрушить последнюю (подобно Буддистским статуям в Афганистане или Персеполю в Иране).

Это и есть образец, который повторяется, начиная с появления Ислама 1400 лет назад, что достаточно хорошо подтверждает история и современность. Если «не-арабская» культура не может быть разрушена — она экспроприируются, а историки ревизионисты объявляют её арабской.

Например, арабские тексты истории Ближнего Востока учат, что ассирийцы были арабами, факт, который ни один ученый не будет утверждать, и с чем ни один живущий ассириец не согласится. Ассирийцы впервые поселились в Ниневии, одном из крупнейших ассирийских городов в 5000 г. до н. э., за 5630 лет до того, как арабы пришли в этот район.

Даже слово «араб» — ассирийское слово, означающее «западный» (первое письменное упоминание арабов в 800 г. до н. э. было сделано ассирийским царем Сеннахиримом, в котором он рассказывает о завоевании «ma'rabayeh» — Запада. См. The Might That Was Assyria, by H. W. F. Saggs).

Даже сегодня в Америке арабы продолжают эту политику арабизации. 27 октября 2001 г.

коалиция семи ассирийских и маронитских организаций послала официальное письмо Арабскому Американскому Институту, требуя прекратить идентифицировать ассирийцев и маронитов как арабов, что делается ими преднамеренно.

Сегодня существуют меньшинства и нации, борющиеся за выживание в арабо-мусульманском океане Ближнего Востока и Африки (Ассирийцы, Армяне, Копты, Евреи, Южные Суданцы, Эфиопы, Нигерийцы…), и мы должны быть очень чувствительными, чтобы невольно или неосторожно не поддержать претензии исламского и арабского империализма в его попытках стереть другие культуры, религии и цивилизации. Долг каждого из нас исследовать тему перед тем, как произносить речи и делать заявления о таких чувствительных вопросах.

Я надеюсь, что для Вас это была полезная информация. Чтобы получить дополнительную информацию, воспользуйтесь ссылками ниже. Вы можете связаться со мной по адресу электронной почты keepa@ninevehsoft.com, если у вас остались какие-либо вопросы.

Спасибо за внимание.

Питер Бетбазу.

ИСТОЧНИК

Источник: https://cont.ws/post/1571759

Uchebnik-free
Добавить комментарий