Антикризисные программы Л.И.Абалкина и Г.А.Явлинского.

Программа

Антикризисные программы Л.И.Абалкина и Г.А.Явлинского.

Программа 500 дней (другое название – «Проект Шаталина – Явлинского») – законопроект, который разрабатывался группой экономистов при поддержке Б. Ельцина для введения на территории СССР рыночной экономики. Фактически в программе говорилось о том, что все проблемы в СССР связаны с одним только фактором – плановой экономикой.

Нужно перевести ее на рыночные рельсы, после чего последует неминуемый рост. Сама программа реализована не была, но то, что происходило в России после распада Союза – является ничем иным, как программой «500 дней», только в немного измененной реальности.

Дальше я расскажу подробнее о данной программе, ее основных положениях, этапах и ситуации в стране, которая предшествовала данному проекту.

Суть программы

Программа 500 дней базировалась на трех принципах:

  • Приватизация. Практически все предприятия (в том числе и крупные) должны были перейти в частные руки. Важный момент – стратегические предприятия предполагалось не грубо продавать, сначала переводить предприятие на форму акционерного общества, а затем уже продавать его акции. Но суть от этого не меняется.
  • Децентрализация. Государство полностью утрачивало механизмы воздействия на экономику. Плановый подход должен был полностью заменен рынком. Якобы, рынок будет сам себя регулировать. Но фокус в том, что даже в Западных странах этого нет, и рынок работает с элементами плановой экономики. А новореформаторы СССР убеждали всех, что рынок сам выведет страну из кризиса. Это, кстати, чисто торгашеская точка зрения.
  • Демонополизация. Целые отрасли, которые объединялись за счет обществ и производственных союзов, разрушались на одном только понимании – не должно быть монополии. Это, конечно, не плохо, но существуют сферы, в которых государственная монополия обязана быть. Но опять программа 500 дней всех гребла под одну гребенку – продавать и приватизировать нужно все.

Проект «Шаталина – Явлинского» говорит о том, что государственную собственность нужно распродать, избавить государство от функций регулирования рынка, от влияния на финансовую и кредитную политику, удалить государство из сельского хозяйства, ввести понятие частной собственности и защиту его законодательством.

Историческая справка

Разработчики

Авторами программы 500 дней выступили следующие люди:

  • Г.А. Явлинский
  • С.С. Шаталин
  • М.М. Задорнов
  • Н.Я. Петраков
  • А.П. Вавилов
  • С.В. Алексашенко
  • В.А. Мартынов
  • Б.Г. Федоров
  • Т.В. Ярыгина
  • А.Ю. Михайлов
  • В.М. Машиц
  • Л.М. Григорьев
  • Ю.И Баев
  • Е.Г. Ясин

Вся эта группа, с легкой руки Бориса Ельцина, стала называться группой «Шаталина – Явлинского». Выбрали 2 фамилии, наиболее авторитетных людей из всего списка.

Если посмотреть на этот список, а особенно на человека, который его возглавляет, то все они объединены современным термином «либералы».

Эти товарищи ругают современную власть, но забывают, что программа 500 дней хоть официально проведена и не была, но по факту события 90-х это и есть эта программа,, когда государство уходит в сторону, создаются рыночные механизмы на основе частной собственности, а экономика превращается в торгашескую «купи-продай».

Подготовка программы и поручение на ее разработку

27 июля 1990 года Горбачев и Ельцин дают поручение Шаталину разработать программу перевода экономики СССР на рыночную основу. Изначально сами идеи программы были разумными, поэтому даже консерваторы ЦК КПСС выступили с ее поддержкой. В поручении на разработку программы 500 дней Горбачев делал упор на реализацию следующих идей:

  • Право каждого гражданина на собственность. В поручении прямо говорится, что по средствам приватизации и разгосударствления отдельных сегментов экономики КАЖДЫЙ гражданин СССР должен был получать долю от богатств и ресурсов, которые есть у государства.
  • Право гражданина на экономическую деятельность.
  • Право гражданина на справедливые цены на все без исключения товары и услуги.
  • Право гражданина на увеличение его социальных гарантий, которые обеспечиваются увеличение доходов от собственности.
  • Право всех союзных республик на экономическую независимость.

В конце хочу привести цитату из работы Шаталина в период создания программы 500-от дней. Вот что в ней говорится о правах советского общества:

Советское общество должно жить хорошо прямо сейчас, а не в далеком будущем. Поэтому мы инициируем план перевода экономики СССР на рыночную основу, делая главный упор на реализацию именно этого права.

С.С. Шаталин

Очень красивые слова, которые разумны, но реализация которых была невозможна. Более того, сам проект «500 дней» полностью противоречил этим словам. Ниже мы будем говорить об этапах данного проекта, и вы это увидите.

Реализация программы

Реальная разработка программы началась сразу же после поручения поручений от Горбачева (27 июля 1990 года). Работа над программой была закончена 31 августа 1990 года.

Вдумайтесь, пожалуйста, в следующую фразу – программа кардинального изменения экономики СССР, с полным ее переоснащением, с переходом на новые рельсы и с принципиально новыми элементами управления страны была разработана за 1 месяц! Нельзя в такие сроки разработать проект такой важности, чтобы он был всеобъемлющим и качественным. Поэтому есть только 2 логичных вывода: программа была недоработанной, или разрабатывалась заранее.

11 сентября 1990 года Верховный Совет РСФСР утверждает программу 500 дней и перенаправляет ее на утверждение в Верховный Совет СССР (кстати программу утвердили практически единогласно, только 1 человек проал против).

Постановление № 1656-1 от 11 сентября  1990 года «О рассмотрении неотложных мер по стабилизации народного хозяйства страны и переходу к рыночной экономике» запрещает эту программу к реализации , как незавершенную! Также было решено, что программа может быть реализована только после доработки, а утверждение ее должно было состояться не ранее 1 октября.

Фактически «500 дней» были заблокированы Горбачевым, на которого давили консерваторы, имеющие большой вес в Партии, и понимающие, что эта программа ставила крест на стране, и ни какого развития она дать не могла.

Важный момент. 9 октября 1990 года Верховный Совет РСФСР обратился к гражданам с заявлением, что программа 500 дней это единственный путь к спасению страны, и если ВС СССР эту программу не поддержит, то РСФСР будет ее реализовывать самостоятельно.

Этапы и характеристика программы 500 дней

Программа предусматривала 4 основных этапа:

  • Первые 100 дней.
  • 100-250 дней.
  • 250 – 400 дней.
  • 400 – 500 дней.

Рассмотрим каждый этап отдельно.

Первый этап программы 500 дней

Первые 100 дней называются «Программа чрезвычайных мер». В момента запуска данной программы Президент СССР подписывает основные законные, которые начнут перевод экономики СССР с плановой в рыночную:

  • Равенство физических и юридических лиц на проведение любой деятельности, не противоречащей закону.
  • Приватизация жилищного комплекса, и возможность выкупа земли у государства.
  • Полная приватизация объектов торговли, малых и средних предприятий, объектов общепита, бытового обслуживания.
  • Перевод всех крупных предприятий страны в форму акционерных обществ.
  • Гарантии прав всем гражданам на имущество. Причем в правах приравнивались граждане СССР и граждане иностранных государств.
  • Из уголовного и административного кодекса исключаются статьи о частном предпринимательстве. Государство должно направить все силы на укрепление частной собственности.
  • Денежная и финансовая политика переходит под полный контроль председателей союзных Республик, и лично Президента СССР.

Второй этап программы 500 дней

100 – 250 дней называются «Либерализация цен и введение финансовых ограничений». На этом этапе решаются следующие задачи:

  • Государство отказывается от контроля уровня цен. В программе прямо говорится о том, что это приведет к неминуемому росту цен практически на все, но в результате удастся увеличить поступления в бюджет.
  • Продолжение приватизации предприятий различного масштаба и сфер деятельности.
  • Увеличение процента по ссудам и ограничение денежной массы. Это должно было непременно привести к тому, что в стране сложился бы жесткий недостаток денежных средств, что ударило бы в первую очередь по промышленности. Программа 500 дней называла эту меру несущественной, предлагая предприятиям вводить натуральный обмен.

Важный момент, который реализовывался на данном этапе – усиление роли местного бюджета. Деньги из союзного и республиканского бюджета в массе своей перетекали в местные бюджеты. И на местах уже должны были решать как и на что тратить деньги. То есть начинался полный беспредел, когда чиновники на местах сами решали что и как делать, абсолютно не думая о государстве.

К концу данного этапа предполагалось приватизировать более 50% предприятия, а также полностью уничтожить концерны, ассоциации и прочие структуры.

Третий этап программы 500 дней

250 – 400 дней называются «Стабилизация рынка». К 400-му дню должны были быть достигнуты следующие показатели:

  • 40% промышленности СССР должно быть распродано (в том числе и в виде акционерных обществ) и отдано на приватизацию.
  • 50% строительного и автомобильного рынка должно было перейти в частные руки.
  • Более 60% объектов торговли и общественного питания.

Очень важный момент для понимания на этом этапе – план 500 дней говорил о том, что на третьем этапе должна прекратить существовать монополия.

Все промышленные предприятия и производственные объединения, которые являются монополистами, должны быть уничтожены.

Это является настоящим предательством, поскольку предлагалось буквально следующее – все крупные предприятия либо уничтожить, либо продать, чтобы не было монополии.

Следующий важный момент – к концу третьего периода государство должно было утратить контроль за ценами на 80% продукции и услуг! Предполагалось, что цены государство будет устанавливать на газ, нефть, некоторые сорта металлов, некоторые сорта хлеба, основные (подчеркиваю) медикаменты, учебники, масло, сахар. Также частично только сохранялся контроль за ценами транспортных компаний и коммунальных услуг.

На этом же этапе рубль должен был становиться полностью конвертируемым. Разработчики программы 500 дней аргументировали это так:

  • Развитие валютного (финансового) рынка. Появляются возможности для работы бирж, аукционов, коммерческих банков и так далее.
  • Появляется возможность ужесточить налоги и таможенные тарифы.

То есть, все то, от чего мировая экономика страдает сегодня – все это было предложено для России. Причем предлагалось это как единственный путь к спасению страны.

Четвертый, заключительный, этап программы

400 — 500 дней называются «Начало подъема».

На этом этапе продолжались процессы, которые развивались на предыдущих трех этапах. Теперь  же шла стабилизация, в результате которой в стране уже должен был быть заложен фундамент для дальнейших действий. Предполагалось, что по истечении 500 дней рыночная ситуация стабилизируется и экономика перейдет к стадии активного роста.

Результаты и возможности программы

Несмотря на то, что программа «500 дней» не была реализована, мы вполне можем говорить о результатах, к которым она привела в случае начала ее реализации в СССР. Дело в том, что единственный тормоз данной программы – переворот и развал Союза. Но давайте еще раз посмотрим на этапы реализации программы и на события 90-х.

  Приватизация была проведена, децентрализация – проведена, продажа земель – проведена, перевод предприятия в акционерные общества и продажа – выполнено, защита права собственников – реализовано, отказ от регулирования цен – выполнено, и так далее.

То есть все пункты, которые были заложены в «500 дней» были реализованы сразу после развала СССР, и примерно в те самые 500 дней.

Скажите, что Явлинский и Шаталин готовили проект для СССР, а не отдельно для России? Аргумент весьма слабый, особенно если вспомнить постановление ВС РСФСР от 9 октября 19990 года, в котором прямо говорится, что если Горбачев не даст «добро» программе,  Россия ее реализует самостоятельно.

Порыв народа России понятен и должен быть сопоставим с порывами других народов Союза. Мы надеемся, что наше начинание будет поддержано, ведь вместе всегда работать легче. В противном случае, если руководство СССР откажется от реализации данной идеи, Россия с 1 ноября 19990 года самостоятельно начать экономическую реформу, в рамках которой осуществится переход к рыночной системе.

Верховный Совет РСФСР, 9 октября 1990

Источник: https://istoriarusi.ru/cccp/programma-500-dney.html

Неудачи экономических реформ 1985-1989

Антикризисные программы Л.И.Абалкина и Г.А.Явлинского.

Терпя неудачи в реформировании госсектора, Горбачёв всё более ориентировался на переход к рынку. Правда, предлагавшиеся им меры не отличались последовательностью. Так, принятые в 1990 г.

законы предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др.

Однако реализация большинства из этих мер откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.

Горбачёв опасался не только «консерваторов», способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва. Поэтому он воздерживался от реформ кредитной и ценовой политики, системы снабжения. Тем не менее, проводившиеся реформы вели к углублению экономического кризиса.

Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачёв объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе.

Речь шла о заключении крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полном распоряжении полученной продукцией. Однако все права по наделению землёй, определению площади участка и поголовья скота передавались колхозам.

К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2 % возделываемых земель.

Ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, не дала положительных результатов.

Более того, непоследовательность действий власти вызвала дезорганизацию производства, нарушила систему перераспределения и на практике обернулась экономической катастрофой. С 1988 г.

началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (впервые с 1947 г.).

Резко усилились тенденции к росту цен (инфляции).

Уровень жизни падал, и простые люди всё меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали вскоре повседневным явлением.

Антикризисные программы 1990 г.

а) Программа «500 дней»

После выборов народных депутатов РСФСР (1990) новое российское руководство (председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. Н. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, стало предпринимать собственные шаги по экономическому реформированию, надеясь на волшебную силу «рынка»

В конце июля 1990 г. Горбачев и Ельцин договорились о разработке экономической программы, альтернативной правительственной, под руководством академика С.

Шаталина и заместителя Председателя Совета Министров РСФСР Г.Явлинского.

Созданный проект представлял экономическую основу перехода всего народнохозяйственного комплекса к рынку за 500 дней, а именно, предполагал:

1) проведение приватизации (передачи в частную собственность) государственных предприятий

2) децентрализацию экономики (значительно урезать экономическую власть Центра) и отказ государства от монополии на экономическую власть

3) принятие антимонопольного законодательства

4) перевод предприятий на принудительную аренду

5) отказ государства от контроля цен при сохранении неизменного уровня цен на основные продукты и товары

6) подразумевала экономическое сотрудничество республик СССР без заключения политического союза в ближайшей перспективе

Однако проект был отвергнут политическими противниками демократов

Руководство России заявило, что осуществит программу в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада. Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г.

Однако этот план даже не был обсуждён из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991 г. Президентом России был избран Б. Н. Ельцин.

Его избрание рассматривалось как поддержка курса на ускорение экономических реформ почти 60 % участников выборов.

Не была реализована

б) «Основные направления экономической реформы»— альтернативная антикризисная программа, разработанная в 1990г. группой ученых-экономистов во главе с академиком Л. И. Абалкиным по поручению Совета Министров СССР.

В основе концепции авторов лежали идеи поэтапного введения «регулируемого рынка» и «арендизации экономики», которую следовало провести в 1991—1995 гг., начав с перевода на аренду 20% промышленных предприятий.

Программа предусматривала: (1) сохранение политического союза советских республик и единой экономики; (2) укрепление государственного сектора в экономике и (3) государственный контроль частного сектора; использование на первом этапе (1990—1992) директивных и экономических рычагов управления, а на втором (1993—1995) — экономических. (4) Особое внимание уделялось социальной защите людей, оставшихся за чертой бедности.

Предложенный вариант перехода к рынку, как и Программа «500 дней из-за распада СССР не был реализован.

От советской экономической системы — к рынку

Выборы Президента РСФСР и августовский политический кризис 1991 г. создали предпосылки для решительных действий в экономике. 28 октября 1991 г. на V Съезде народных депутатов России Ельцин выступил с программой перехода страны к рынку.

Президент предложил радикально изменить экономическую систему страны. Он заявил о либерализации цен и торговли.

Что стояло за этими словами? Государство должно было отказаться от регулирования цен, чтобы наполнить рынок товарами, преодолеть нехватку (дефицит) самого необходимого.

Предлагалось (1) начать структурную перестройку промышленности, (2) приватизировать большинство объектов государственной собственности, (3) начать земельную реформу и со временем (4) разрешить куплю-продажу земли.

(4) Говорилось о необходимости активизировать внешнеэкономические связи России с другими странами, (5) снять ограничения на внешнеторговые операции, (6) ввести российскую национальную валюту (рубль) и (7) обеспечить его конвертируемость (свободный обмен на иностранную валюту).

Самым болезненным было решение о либерализации цен: на это, опасаясь социального взрыва, так и не пошло руководство СССР за годы перестройки.

ИЗ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РСФСР Б. Н. ЕЛЬЦИНА «О ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЦЕН». 3 ДЕКАБРЯ 1991 г.

Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги… Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам.

Ответственным за проведение программы реформ стал один из её разработчиков — вице-премьер правительства РСФСР Е. Т. Гайдар.

Шоковая терапия»

Термин «шоковая терапия» был впервые использован в Польше в связи с перестройкой экономики на рыночные рельсы в конце 1980-х гг. Его применяют и для обозначения экономических реформ начала 1990-х гг. в России.

Правительство полагало, что после введения свободного ценообразования цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70 % увеличена зарплата бюджетников (учителей, врачей, работников государственных предприятий и учреждений — всех, кто получал зарплату от государства).

Действительность оказалась более суровой. (1)Товарный дефицит, нехватка жизненно необходимых товаров были настолько острыми, что (2) цены на многие из них сразу возросли в 10—12 раз.

(3) Инфляция обесценила денежные вклады в Сбербанке и (4) привела к серьёзному снижению жизненного уровня населения. (5) Резко возросло количество товаров широкого спроса, ввозимых из-за рубежа.

Импорт позволил быстрее справиться с дефицитом, но он привёл к (6) спаду не выдержавшего конкуренции отечественного производства, к закрытию предприятий.

(7) Впервые за многие десятилетия безработица приобрела массовый характер. Особенно сложная ситуация сложилась в военно-промышленном комплексе, в котором были заняты миллионы россиян.

(8) Государственный бюджет лишился традиционных источников доходов. Падение бюджетных поступлений произошло стремительно. Более других от резкого снижения финансирования (9) пострадали наука, культура, образование, здравоохранение.

Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой. Но предпринятые правительством шаги дали и положительный результат.

Страна сумела избежать вполне реального тогда полного распада хозяйственных связей и экономического коллапса.

Стремительное введение рыночных отношений ликвидировало товарный дефицит и наполнило прилавки, по-прежнему недоступные для большинства населения из-за отсутствия денег.

И всё-таки население понесло столь значительные потери, что уровень доверия общества к власти существенно снизился.

Приватизация

Формирование слоя собственников с самого начала являлось важной задачей экономической реформы. Считалось, что его основой станут мелкие предприниматели и акционеры предприятий. Решить эту задачу был призван в первую очередь переход объектов государственной собственности к частным владельцам — отдельным лицам или трудовым коллективам (приватизация).

Приватизация началась осенью 1992 г. У подавляющего большинства населения средств для покупки акций не было. Вот почему правительство решило выдать каждому гражданину приватизационный чек (ваучер).

Ваучер — в 1992—1994 гг. ценная бумага целевого назначения, предназначенная для бесплатной передачи гражданам объектов государственной собственности.

Ваучер можно было обменять на определённое количество акций. Номинальная стоимость ваучера (та, что была на нём указана) рассчитывалась просто: условную стоимость основных производственных фондов по состоянию на 1 января 1992 г.

(около 1 трлн 400 млрд рублей) разделили на число российских граждан. Ваучер, таким образом, был оценён в 10 тыс. рублей. Всего за первый год реформ были приватизированы 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15 % всех предприятий торговли.

цель была достигнута: в стране быстрыми темпами формировался слой собственников. Однако ваучерная приватизация не улучшила материального положения россиян и не стала стимулом для развития производства.

К тому же слабость государственной власти неизбежно вела к небывалым махинациям в сфере экономики.

Корректировка курса реформ

Результаты первого года реформ были существенны, но решить основную задачу — стабилизировать экономику страны — правительству не удалось.

В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов РСФСР отправил в отставку исполняющего обязанности председателя правительства Е. Т. Гайдара и утвердил в должности премьер-министра В. С. Черномырдина.

Приход опытного хозяйственника, бывшего министра газовой промышленности означал неизбежную корректировку курса реформ. Гайдар стремился ослабить роль государства в экономике. Новый глава правительства, наоборот, сделал (1) ставку на усиление государственного регулирования.

Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам.

Но доходы государственного бюджета оставались недостаточными. Трудностиобъяснялись двумя главными причинами: (а) продолжалось падение отечественного производства и (б) усиливалось «бегство капиталов» за границу — предприниматели не желали оставлять прибыль в России и вывозили её за рубеж.

Государство не имело возможности финансировать новый этап экономической реформы за счёт средств бюджета.

В то же время главные держатели российских капиталов — финансово-промышленные группы олигархов, созданные в результате приватизации, предпочитали получать доходы не от инвестирования в отечественную промышленность, а от спекулятивных финансовых операций.

(2) Правительство Черномырдина попыталось привлечь деньги зарубежных банков и фирм и получить кредиты (займы) международных организаций. Иностранные компании вкладывать (инвестировать) деньги в российскую экономику не спешили, их отпугивали политическая нестабильность и отсутствие законодательной базы. А вот кредиты получить удалось.

Их выделили Международный валютный фонд и Всемирный банк.

(3) Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных обязательств (ГКО), продажа которых давала большие средства для экономики страны. (4) Другим каналом получения капиталов стало привлечение денежных средств населения в банки.

Всеми этими мерами правительству Черномырдина удалось (1) снизить темпы инфляции, (2) обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля. Однако использовались эти огромные средства далеко не всегда эффективно. Кредиты расходовались подчас не на нужды экономических реформ, а на выплаты бюджетникам и решение острых социальных проблем.

Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днём. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их держателям огромные денежные суммы.

Постепенно вызревали предпосылки мощного финансового кризиса.



Источник: https://infopedia.su/4x6b72.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий