Античная наука и социокультурные факторы ее становления. Античная логика, математика, философия.

19. Особенности античной науки. Античная логика и математика

Античная наука и социокультурные факторы ее становления. Античная логика, математика, философия.

Античная философия продемонстрировала, как можно планомерно развертывать представление о различных типах объектов  и способах их мысленного освоения. Она дала образцы построения знаний о таких объектах.

Это поиск единого основания (первоначал и причин) и выведение из него следствий (необходимое условие теоретической организации знаний).

Эти образцы оказали бесспорное влияние на становление теоретического слоя исследований в античной математике.

греческий полис принимал социально значимые решения, пропуская их через фильтр конкурирующих предложений и мнений на народном собрании.

Преимущество одного мнения перед другим выявлялось через доказательство, в ходе которого ссылки на авторитет, особое социальное положение индивида, предлагающего предписание для будущей деятельности, не считались серьезной аргументацией.

Диалог велся между равноправными гражданами, и единственным критерием была обоснованность предлагаемого норматива. Этот сложившийся в культуре идеал обоснованного мнения был перенесен античной философией и на научные знания.

Именно в греческой математике мы встречаем изложение знаний в виде теорем: “дано — требуется доказать — доказательство”. Но в древнеегипетской и вавилонской математике такая форма не была принята, здесь мы находим только нормативные рецепты решения задач, излагаемые по схеме: “Делай так!”… “Смотри, ты сделал правильно!”

Характерно, что разработка в античной философии методов постижения и развертывания истины (диалектики и логики) протекала как отражение мира сквозь призму социальной практики полиса.

Первые шаги к осознанию и развитию диалектики как метода были связаны с анализом столкновения в споре противоположных мнений (типичная ситуация выработки нормативов деятельности на народном собрании).

Что же касается логики, то ее разработка в античной философии началась с поиска критериев правильного рассуждения в ораторском искусстве и выработанные здесь нормативы логического следования были затем применены к научному рассуждению.

Применение образцов теоретического рассуждения к накопленным на этапе преднауки знаниям математики постепенно выводили ее на уровень теоретического познания.

Уже в истоках развития античной философии были предприняты попытки систематизировать математические знания, полученные в древних цивилизациях, и применить к ним процедуру доказательства.

Так, Фалесу, одному из ранних древнегреческих философов, приписывается доказательство теоремы о равенстве углов основания равнобедренного треугольника (в качестве факта это знание было получено еще в древнеегипетской и вавилонской математике, но оно не доказывалось в качестве теоремы). Ученик Фалеса Анаксимандр составил систематический очерк геометрических знаний, что также способствовало выявлению накопленных рецептов решения задач, которые следовало обосновывать и доказывать в качестве теорем.

Важнейшей вехой на пути создания математики как теоретической науки были работы пифагорейской школы. Ею была создана картина мира, которая хотя и включала мифологические элементы, но по основным своим компонентам была уже философско-рациональным образом мироздания.

В основе этой картины лежал принцип: началом всего является число. Пифагорейцы считали числовые отношения ключом к пониманию мироустройства. И это создавало особые предпосылки для возникновения теоретического уровня математики.

Задачей становилось изучение чисел и их отношений не просто как моделей тех или иных практических ситуаций, а самих по себе, безотносительно к практическому применению. Ведь познание свойств и отношений чисел теперь представало как познание начал и гармонии космоса.

Числа представали как особые объекты, которые нужно постигать разумом, изучать их свойства и связи, а затем уже, исходя из знаний об этих свойствах и связях, объяснить наблюдаемые явления.

Именно эта установка характеризует переход от чисто эмпирического познания количественных отношений (познания, привязанного к наличному опыту) к теоретическому исследованию, которое, оперируя абстракциями и создавая на основе ранее полученных абстракций новые, осуществляет прорыв к новым формам опыта, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения.

В пифагорейской математике, наряду с доказательством ряда теорем, наиболее известной из которых является знаменитая теорема Пифагора, были осуществлены важные шаги к соединению теоретического исследования свойств геометрических фигур со свойствами чисел.

Связи между этими двумя областями возникающей математики были двухсторонними.

Пифагорейцы стремились не только использовать числовые отношения для характеристики свойств геометрических фигур, но и применять к исследованию совокупностей чисел геометрические образы.

Разработка теоретических знаний математики проводилась в античную эпоху в тесной связи с философией и в рамках философских систем. Практически все крупные философы античности — Демокрит, Платон, Аристотель и др. — уделяли огромное внимание математическим проблемам.

Они придали идеям пифагорейцев, отягощенным многими мистико-мифологическими наслоениями, более строгую рациональную форму. И Платон, и Аристотель, хотя и в разных версиях, отстаивали идею, что мир построен на математических принципах, что в основе мироздания лежит математический план.

Эти представления стимулировали как развитие собственно математики, так и ее применение в различных областях изучения окружающего мира. В античную эпоху уже была сформулирована идея о том, что язык математики должен служить пониманию и описанию мира. Как подчеркивал Платон, “Демиург (Бог) постоянно геометризирует”, т.е.

геометрические образцы выступают основой для постижения космоса. Развитие теоретических знаний математики в античной культуре достойно завершилось созданием первого образца научной теории — евклидовой геометрии.

В принципе ее построение, объединившее в целостную систему отдельные блоки геометрических задач, решаемых в форме доказательства теорем, знаменовали формирование математики в особую, самостоятельную науку.

Вместе с тем в античности были получены многочисленные приложения математических знаний к описаниям природных объектов и процессов.

Прежде всего это касается астрономии, где были осуществлены вычисления положения планет, предсказания солнечных и лунных затмений, предприняты смелые попытки оценить размеры Земли, Луны, Солнца и расстояний между ними (Аристарх Самосский, Эратосфен, Птолемей).

В античной астрономии были созданы две конкурирующие концепции строения мира: гелеоцентрические представления Аристарха Самосского (предвосхитившие последующие открытия Коперника) и геоцентрическая система Гиппарха и Птолемея.

И если идея Аристарха Самосского, предполагавшая круговые движения планет по орбитам вокруг Солнца, столкнулась с трудностями при объяснении наблюдаемых перемещений планет на небесном своде, то система Птолемея, с ее представлениями об эпициклах, давала весьма точные математические предсказания наблюдаемых положений планет Луны и Солнца. Основная книга Птолемея “Математическое построение” была переведена на арабский язык под названием “Аль-магисте” (великое), и затем вернулась в Европу как “Альмагест”, став господствующим трактатом средневековой астрономии на протяжении четырнадцати веков.

В античную эпоху были сделаны также важные шаги в применении математики к описанию физических процессов. Особенно характерны в этом отношении работы великих эллинских ученых так называемого александрийского периода (около 300—600 гг. н э.) — Архимеда, Евклида, Герона, Паппа, Птолемея и др.

В этот период возникают первые теоретические знания механики, среди которых в первую очередь следует выделить разработку Архимедом начал статики и гидростатики (развитая им теория центра тяжести, теория рычага, открытие основного закона гидростатики и разработка проблем устойчивости и равновесия плавающих тел и т.д.).

В александрийской науке был сформулирован и решен ряд задач, связанных с применением геометрической статики к равновесию и движению грузов к наклонной плоскости (Герон, Папп); были доказаны теоремы об объемах тел вращения (Папп), открыты основные законы геометрической оптики — закон прямолинейного распространения света, закон отражения (Евклид, Архимед).

Все эти знания можно расценить как первые теоретические модели и законы механики, полученные с применением математического доказательства. В александрийской науке уже встречаются изложения знаний, не привязанные жестко к натурфилософским схемам и претендующие на самостоятельную значимость.

До рождения теоретического естествознания как особой, самостоятельной и самоценной области человеческого познания и деятельности оставался один шаг. Оставалось соединить математическое описание и систематическое выдвижение тех или иных теоретических предположений с экспериментальным исследованием природы. Но именно этого последнего шага античная наука сделать не смогла.

Она не смогла развить теоретического естествознания и его технологических применений.

Причину этому большинство исследователей видят в рабовладении — использовании рабов в функции орудий при решении тех или иных технических задач.

Дешевый труд рабов не создавал необходимых стимулов для развития солидной техники и технологии, а следовательно, и обслуживающих ее естественнонаучных и инженерных знаний. 

Источник: https://shpory.wordpress.com/2007/05/26/19%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8-%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F/

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика

Античная наука и социокультурные факторы ее становления. Античная логика, математика, философия.

Предпосылками зарождения науки в Др. Греции: 1) полисная организация жизни (полис-город-госуд), в основе которой принцип 3И: 1. Исигория — свобода слова. 2. Исатомия — равенство в возможности замещения должностей. 3. Исономия — равенство всех пред законом.

2) относительная (по сравнения с Востоком) секуляризованность гражданской жизни: Восток — законы общества выводились из Божественной воли, а Запад — создавались в ходе демократических процедур в полисе. 3) этический и гносеологический релятивизм (относительность: человек мерило бытия: погибли дети – для родителей горе, для гробовщиков — прибыль).

4)агональный хар-р культуры (состязательность) — развитие интел.способностей и их оттачивания на диспутах.

Формирование объективного знания: Социальные условия античной цивилизации определяли объективность знания, прежде всего результатами борьбы низших слоев общества за свои права.

Были произведены реформы: юридические нормы письменно зафиксированы и унифицированы, была предложена выборность судей, позволена состязательность в суде и обжалование приговоров, аристократию ущемили в территориальном делении полиса и введена имущественная дифференциация населения по сбору налогов.

В мировоззренческом плане эти реформы обусловили: 1) уважение к личности, достоинством считалась не знатность, а уровень культуры и достигнутое положение в обществе; 2) изменилось отношение к закону – он стал носить не божественный, а рациональный характер, т.к.

изобретался самими людьми; 3) возникает конкуренция идей, что требует обращения к логике и риторике, чтобы побеждать в спорах; 4) возникает убежденность в относительном характере знаний – никакое знание не является абсолютно истинным, все можно оспорить или предложить альтернативу.

На этой базе возникает идея обоснованности знания.

Появление научных программ:

1) Математическая программа Пифагора.

а) обоснование числа как первоначала (все вещи существуют подражая числам, число-идеально, цифра-материальна, отождествляли числа с фигурами 1-точка) б) философия числа, приписали каждому числу значение, на основе нумерологии объясняли сущность вещей, разделили числа на группы, выделив совершенные и несовершенные, мужские и женские, четные и нечетные. в) рассмотрение вселенной как космоса (с греч-порядок). Вселенная — не борьба стихий, а упорядоченный числом космос, а т.к. числа не только основы бытия, но и мышления, то мир умопостигаем и выразим.

2) Атомистическая программа Демокрита. материальность, неделимость, движение, вечность, все разные – свойства атома, объясняющие бытие. Формулировка принципа объективности через различение субъективных и объективных свойств вещей: объективно сущ-ют атомы и пустота, а субъективно: вкус, цвет, запах. Всеобщей причинно-следственная связь явлений.

3) Натуральная программа Аристотеля (неделимый мир). а) Метафизика — учение о сущности бытия: а.

1) всеобщие св-ва вещей – 10 категорий, легшие в основу терминологического языка науки: сущность; качество-мера проявления сущности вещи (при покупке стол — выбор по качеству); количество (длина стола); время (сколько прослужит); пространство (стол из магазина в дом); движение; покой; отношение (стол и интерьер); обладание (столу не хватает ящичков); страдание (стол поцарапан).

а.2) бытие актуальное (то, что есть в наличие — занимаемся философией) и потенциальное (в наличии нет, но предпосылки существования оформились — сдача кан.мин)).

а.3) различие случайного (то, что переходит из потенциального, в актуальное несколькими способами – бросание монеты) и закономерного (переходит из потенциального в актуальное одним способом) бытия.

а.4) бытие как истина: «Истинным признается то, что соответствует действительности» (снег белый).

а.5) рационально обосновал способ происхождения вещей на основе действия 4-х причин: *материальная – это субстрат вещи; *формальная – способ организации материи; *действующая – это тот, кто соединяет материю и форму; *финальная, целевая – то, зачем нужна эта вещь.

б) Физика (физика-природа): «Развивать в себе можно только то, что заложено в тебе потенциально». 1.Движение — переход вещи из потенциального состояния в актуальное, 4 вида: изменение субстанции (рождение/умирание вещи); изменение по качеству (превращение), по количеству, по месту (перемещение).

2.Пространство – вместилище, где происходит движение вещи, граница объемлющего и объемлемого.

3.Время — способ бытия пространства, фиксирует дв-ние вещи «с начало и потом», не существует объективно.

в) Теория науки.

Познание проходит 4 этапа: Чувственные впечатления  Опыт (сумма впечатлений в голове, умение ориентироваться в ней) Техно (искусство – это знание общего и причин, знание о классах объекта — вождение машины) Научное знание (доказательное, объясняющее, систематический характер). Канон научного исследования: описание проблем; история вопроса; выдвижение собственной позиции; выявление аргументов «за» и «против»; принятие окончательного решения.

г) Логика.Аристотель – основатель формальной логики, как теории доказательства. Сам называл аналитикой.

г.1) выявил понятие логическая форма (способ связи элементов мышления): Все люди смертны — Сократ человек = Сократ смертен.

г.2) сформулировал 3 закона формальной логики: закон тождества (нетождество-рядом с ателье вывеска: увеличим вашу семью за 15 минут), закон не противоречия (противоречия: в ЗАгсе прошу развести меня, но согласия я не даю) и исключающего третьего.

г.3) построил теорию понятий, суждений и умозаключений: Понятие – форма мышления, фиксирующая наиболее общие и существенные черты ряда однородных объектов (береза, каштан, пальма — кора, листья) Понятие существует только в голове и является идеальным объектом, его нельзя показать в действительности!

Суждение – форма мышления, которая фиксирует наличие или отсутствие взаимосвязи между понятиями, в силу чело оно является истинным или ложным. Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, связанное с исходным.

г.4) разработал основы аргументации и правила доказательства.

г.5) разработал рационалистическую космологию. Основные положения: земля центрально, неподвижна и шарообразна; вселенная конечна, ограничена прозрачными кристаллическими сферами находящимися за самыми дальними видимыми звездами; в основе земли 4 элемента; Основу космоса составляет эфир; Источник движения в мире это Бог перводвигатель, у всего в мире есть своя цель (финальная причина).

Хотя измерение и счет были известны древним цивилизациям задолго до появления культуры Средиземноморья, математика как теоретическое знание возникла в VII-V вв. до н. э., явившись самостоятельной заслугой греческого гения. По всей вероятности, античные мудрецы (Фалес, Пифагор и др.

), совершая свои путешествия на Восток, знакомились с геометрией и арифметикой Египта и Вавилонии, однако указанные области знания представляли собой обширный, но эмпирический материал, вбиравший в себя богатый вычислительно-измерительный опыт многих поколений. Подлинная математика (от греч.

μάθημα– «знание», «наука») родилась именно благодаря усилиям эллинов.

Термин μάθημα возникает в школе Пифагора и обозначает науку, т.е. знание, которому можно научить; условие такого знания – полная идентичность воспринимаемого и посылаемого, для достижения которой математика стремится точно и однозначно зафиксировать в языке смыслы и значения слов; так постепенно вырабатывается особая математическая символика.

«Число как принцип и образующее начало гармонии, космического соотношения вещей, являлось Пифагору истиной и душой сущего. Понимаемое таким образом число, очевидно, перестает иметь только количественный характер, но и получает особые метафизические, качественные свойства».

В школе пифагорейцев в числе видели «сущее, всеобщую, сверхчувственную истину вещей, божественный закон и связь… мирового целого. Мера, гармония, пропорции утверждаются числом, число есть объективный разум и мудрость, тайна вещей». «И действительно, все познаваемое имеет число.

Ибо без последнего невозможно ничего ни понять, ни познать», – утверждает пифагореец Филолай. Числа, и только они, дают истинное знание о мире, в числах и их соотношениях это знание можно адекватно выразить; обучение же числовым законам есть способ передачи истинного знания.

Таким образом, пифагорейцы явились первыми в истории европейской культуры выразителями «метафизической» трактовки математики, как знания, выводящего за пределы чувственно воспринимаемого к «самой сущности» вещей.

Эта линия была продолжена Платоном и его последователями, образовав в истории человеческой мысли особую, пифагорейско-платоническую традицию понимания математики, к которой принадлежит абсолютное большинство мыслителей, предложивших свои варианты философско-математического синтеза.

Творческий характер математической деятельности, важнейшая роль интуиции и воображения в построении математических объектов, внимание к формальной стороне действительности, а также мощный эстетический потенциал математических конструкций сближает математику и искусство.

Однако если математику интересует форма в ее «чистом» виде, то искусство сосредотачивается на разнообразии соотношений формы и содержания. Более того, в отличие от художника, математик изучает введенные объекты, постулирует их свойства, формулирует и доказывает суждения об объектах (теоремы), т.е.

поступает в данном случае как открыватель, исследователь, как ученый.

Демокрит предлагает свое видение природы математики, получившее впоследствии название «математического атомизма», в платоновских диалогах встречаются рассуждения о том, кто такие геометры и чем они «на самом деле» занимаются, в «Метафизике» Аристотеля содержится трактовка математических объектов как абстракций от реального мира, диалектическим осмыслением категории числа занимается Плотин, специфика математического мышления и статус математического знания рассматриваются Проклом и т.д.

Тарубарова: Знания имеют сакральный характер(тайный). Ограничение знаний формой рецептов. Задачи привязаны к тем или иным случаям. Впервые в др. греч. философии знание возвысилось до теоретической формы. Мир воспринимается как космос: Боги, небо, земля и люди в единстве, в гармонии образуют космос. Греческие мыслители были скорее поэтами, физиологами, а не философами.

Существует проблема начала – то, благодаря чему возможен мир как физическая гармония. Все имеет душу. Истина понимается как несокрытость, нескрываемость.

Проблема времени. Время неотделимо от сущего. Прошлое действительно, но оно скрыто, хранимо. Будущее – то, что еще не вошло в присутствие. Фундаментальная характеристика сущего, воспринимаемого – телесность. Числа телесны – фиксированы границы, пределы.

Логос – мудрость, собирающий мышление. Форма связывания всего сущего воедино – логос. Мы слышим и видим не потому, что имеем глаза и уши, а имеем глаза и уши, потому что принадлежим всему слышимому и видимому.

Проблема бытия – единое, неделимое, неподвижное, то, благодаря чему появляется возможность мыслить. Все сущее движется к своей оформленности, подвигаемо. Покой – кульминация движения (высшая форма движения). Истина не в вещах, а в рассуждающей мысли. Истина – высказывание.

Знание в демонстративной форме строилось по типу силлогического рассуждения, т.е. из неоспоримых первых принципов с помощью правильных. Из них логически-дем. Методом следует извлекать все остальное содержание. Научное знание должно быть несомненно, исходить из первых причин и начал и развиваться далее.

Аристотель использует мысленный эксперимент, осн. Функция которого заключается в редуцировании той или иной концепции к абсурду или к невозможности совместить ее с реально существующим космосом.


Источник: https://ifilosofia.ru/ekzamen-na-5-po-filosofii-nauki/463-kultura-antichnogo-polisa-i-stanovlenie-pervyh.html

Становление первых форм теоретического знания в античности. Античная логика и математика. Средневековые университеты. Алхимия, астрономия и астрология

Античная наука и социокультурные факторы ее становления. Античная логика, математика, философия.

Зарождение первых форм теоретического знания традиционно связывают с античностью. Знания Древнего Востока, Индии и Китая носили специфический характер в религиозно-мистической форме. Происходило накопление практических знаний в области физики, химии, медицины, фармакологии, психологии и др.

Любая хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой массив знаний в области математики. Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. Миф – не только сказание, предание или легенда, он еще и способ ориентации человека в мире, это особый тип мышления.

В результате его «строятся» мифопоэтические модели мира, в которых четко прослеживается, что человек еще не выделил себя из окружающей среды.

Все космогонические мифы состоят из двух частей: в первой дается описание того, что было до «начала» (до акта творения), во второй излагается последовательное стадиальное сотворение мироздания, процесс, имеющий строгую направленность от общего (небо, земля, солнце) к частному. Каждый объект в мире определен операционально, т.е. через действие, породившее этот объект. Объяснить структуру вещи или суть явления – значит, описать создание этой вещи творцом.

Для выполнения отождествления необходимо было овладеть операцией выделения «существенных» признаков, а также научиться сопоставлять различные предметы, явления по выделенным признакам.

Указанные особенности в дальнейшем сыграли заметную роль в формировании научной методологии, так как нацеливали на выявление внутренних инвариантных «причин» явлений, т.е.

нацеливали человека на разграничение мира явлений и мира их глубинных структур.

Следующая предпосылка формирования первых форм теоретических знании связана с тем культурным переворотом, который произошел в Древней Греции в VIII—VI вв. до н.э. – переход от традиционного общества к нетрадиционному.

Возникла необходимость совмещения раннее дифференцированных профессий, возрастание роли слова, подчиненность ему (одни решают, другие исполняют), что впоследствии приводит к осознанию роли закона (номоса) в жизни общества, равенства всех перед ним. Закон выступает и как знание для всех. Систематизация законов, устранение в них противоречий – это уже рациональная деятельность, опирающаяся на логику.

В других концепциях упор делается на особенности общественной психологии древних греков, обусловленные социальными, политическими, природными и другими факторами.

Хозяйственную и политическую жизнь античного полиса пронизывает дух соревнования, конкуренции. Причем этот дух присущ чаще всего формам деятельности, лишенным утилитарного значения.

В это время в социуме стали стимулироваться творческие задатки индивидуумов, даже если сначала плоды их деятельности были практически бесполезны.

Представления древних греков о мире, его возникновении, развитии и строении получили название натурфилософских. Натурфилософией (философией природы) называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия.

Особенности греческого мышления, которое было рациональным, теоретическим, что в данном случае равносильно созерцательному, наложили отпечаток на формирование знаний в этот период. Основная деятельность мыслителя состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого.

Для создания моделей Космоса нужен был достаточно развитый математический аппарат. Важнейшей вехой на пути создания математики, как теоретической науки, была пифагорейская школа. В основе картины мироздания лежал принцип: началом всего является число.

Числовые отношения – ключ к пониманию мироустройства.

Именно эта установка характеризует переход от чисто эмпирического познания количественных отношений к теоретическому исследованию, которое, оперируя абстракциями и создавая на основе ранее полученных абстракций новые, осуществляет прорыв к новым формам опыта, открывая неизвестные ранее веши, их свойства и отношения.

К началу IV в. до н.э. Гиппократом Хиосским было представлено первое в истории человечества изложение основ геометрии, базирующейся на методе математической индукции.

Первая геометрическая модель Космоса была разработана Эвдоксом (IV в. до н.э.) и получила название модели гомоцентрических сфер.

Последним этапом в создании гомоцентрических моделей была модель, предложенная Аристотелем.

Среди значимых натурфилософских идей античности представляют интерес атомистика и элемеитаризм. Атомистика возникла в процессе решения космогонической проблемы, поставленной Парменидом Элейским (около 540–450 гг. до н.э.). В античности известны два пути поиска единого, неизменного и неуничтожающегося в многообразии изменчивого, возникающего и уничтожающегося:

1) все сущее построено из двух начал: начала неуничтожимого, неизменного, вещественного и оформленного и начала разрушения, изменчивости, невещественности и бесформенного. Первое – атом, второе — пустота, ничем не наполненная протяженность. Такое решение было предложено Левкиппом (V в. до н. э.), Демокритом (около 460—370 гг. до н. э.).

2) космос образован четырьмя элементами-стихиями: огнем, воздухом, водой, землей и двумя силами: любовью и враждой.

Платон (427—347 гг. до н. э.) объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества и приписывает частицам, из которых состоят элементы, формы четырех правильных многогранников – куба, тетраэдра, октаэдра и икосаэдра. Им соответствуют земля, огонь, воздух, вода.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) создал всеобъемлющую систему знаний о мире, наиболее адекватную сознанию своих современников. В эту систему вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии и др.

Продолжение к 18. Становление первых форм теоретического знания в античности. Античная логика и математика. Средневековые университеты. Алхимия, астрономия и астрология.

Чтобы объяснить процессы движения, изменения развития, которые происходят в мире, Аристотель вводит четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые.

Велика заслуга Аристотеля в создании формальной логики. Он впервые представил приемы рассуждений как целостное образование и сделал их предметом научного исследования. Вместе с тем он вслед за Гераклитом, Зеноном Эгейским и Платоном глубоко разрабатывал диалектику, доведя ее до высшей в античности формы.

В этот период появляются зачатки астрономии – науки о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом. Древнейшая наука, возникшая из практич.

Потребностей человека в предсказании сезонных явлений, счета времени, определение местоположения на поверхности Земли). В противовес ей астрология – учение о существующей связи между расположением небесных светил и историч.

событиями, судьбами людей и наородов, особенно стало распространяться в среднее века вместе с алхимией.

Также тесно связаны физика и этика у Эпикура (342—270 гг. до н.э.), который считал, что все вещи потенциально делимы до бесконечности, но реально такое деление превращало бы вещь в ничто, поэтому надо мысленно где-то остановиться. Поэтому атом Эпикура – это мысленная конструкция, результат остановки деления вещи на некотором пределе.

В эпоху эллинизма наибольшие успехи были зафиксированы в области математических знаний. Евклиду (конец IV — начало III в. до н. э.) принадлежит систематизация имевшихся в то время знаний в области математики.

Созданный им метод аксиом позволил изложить геометрию как единое, логически связанное математическое учение, носящее имя «геометрия Евклида». Архимед известен как гениальный механик и инженер.

Он вывел закон о рычаге, изобрел и построил винт для поднятия воды («архимедов червяк»), установил закон о плавучести тел и др. Многие его изобретения использовались в военных целях.

Возникают библиотеки, наиболее крупной из которых была Александрийская. К концу данного периода письменность входит в обыденную повседневную жизнь, вовлекается в процесс обучения. II—I вв. до н.э.

характеризуются упадком эллинистических государств как под воздействием взаимных войн, так и под ударами римских легионеров, теряют свое значение культурные центры, приходят в упадок библиотеки, научная жизнь замирает.

Расцвет Римской империи связан

с девятитомной энциклопедией Марка Терренция Варрона (116–27 гг. дон.э.), содержавшей знания из области грамматики, логики, риторики, геометрии, арифметики, астрономии, теории музыки, медицины и архитектуры.

Веком позже шеститомный компендиум, посвященный сельскому хозяйству, военному делу, медицине, ораторскому искусству, философии и праву, составляет Авл Корнелий Цельс. Энциклопедическими работами были труды Гая Плиния Секунда Старшего (23–79 гг. н.э.

), Луция Аннея Сенеки (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.).

Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV—XV вв. В истории Европы этот период называют не иначе как «мрачный», имея при этом в виду общий упадок цивилизации, крушение Римской империи, нашествие варваров, проникновение религии во все сферы духовной культуры. Возникшее в I в.

среди простолюдинов христианство сравнительно быстро овладело умами образованных передовых государственных деятелей. В 325 г. Римская империя была разделена на две части: западную и восточную со столицами Рим и Византия (позже переименованная в Константинополь). Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г. н.э.

, а Византия существовала еще около тысячи лет.

В середине IX в. под началом епископа Льва, прозванного Математиком, была открыта высшая школа, где собирались хранившиеся в монастырях старинные книги. Лев Математик в своих трудах по механике и математике впервые использовал буквы как математические символы, подойдя тем самым вплотную к основанию алгебры.

В центры научных знаний превращались монастыри. При монастырях и церквях, начиная с VI в., существовали школы, обеспечивающие необходимый для священнослужителей уровень образования. Но школы давали и элементы светского образования.

Но по сравнению с римской эпохой содержание преподаваемых знаний было значительно урезано, так как приспосабливалось к выполнению религиозно-церковных и богословских функций. Грамматика, например, сводилась к изучению правил латинского языка, языка Священного писания.

Риторика была сведена церковью к умению составления проповедей, а затем и к умению составления различных документов и т.д. В первой половине XI в. из монастырских школ возникают университеты, но уже как светские учебные заведения.

Знания, которые формируются в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для которого характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание – это знание всеобщее, аподиктическое (доказательное). Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и это знание только универсальное. В этой парадигме нет места знанию неточному, частному, относительному, неисчерпывающему.

Просмотров 1513 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/4-45207.html

3.2 Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная наука и математика

Античная наука и социокультурные факторы ее становления. Античная логика, математика, философия.

Хотя греческоезнание относится к стадии преднауки,но в его недрах зарождаются элементынауки. Эти элементы науки связаны споявлением первых теоретическихконструкций, прежде всего в областиматематики и философии.

В середине 1 тыс.до н.э. на территории, которая былазаселена греками, возник феномен«греческого чуда». Малый по численностинарод совершил подлинную революцию вдуховной культуре.

Причины взлета,разнообразие, глубину и масштабностькультурного переворота, во многомопредивших дальнейшее духовное развитиечеловеческой цивилизации, можно объяснитьследующими факторами.

Во-первых, причиной,обеспечившей взлет научной и философскоймысли, явилась свобода деятельности.По большому счету, ни государственные,ни политические деятели не ограничивалитворческую деятельность мыслителей.

Они могли быть недовольны этойдеятельностью и даже покритиковатьмудреца, как это бывало с Сократом, нов античное время, по существу, никто измыслителей не отказался от своих взглядови их распространения из-за политическихсоображений или каких-либо другихсоциальных преследований.

Вторым фактороми, возможно, решающим, было отсутствиеединого политического, социального илирелигиозного мировоззрения, которыесилой или же своей творческой мощьюподавляли бы научные и философскиевоззрения античных мыслителей.

Какизвестно, религиозная жизнь того временихарактеризовалась язычеством, многобожием,то есть господствовал политеизм. Всоциально-политическом плане спокойноуживались государства с монархической,тиранической, демократической,аристократической и другими формамиправления.

С этой стороны античныемыслители, хотя испытывали определенноедавление со стороны отдельных правителей,тем не менее они обладали высокойстепенью свободы в научной деятельности,а поэтому могли, как правило, без оглядкина «власть имущих» высказываться оразличных формах государственногоустройства и правления.

В-третьих, причины«греческого чуда» объясняютсяпсихологическими факторами. Выделяются особенности общественной психологиидревних греков.

Оказывается, чтохозяйственная и политическая жизньгреческих городов-полисов пронизанасоревновательным духом – духомконкуренции.

Примечательно, что соревновательный дух характерен длявидов деятельности, лишенных практическогозначения. Например, победителей Олимпийских игр награждали лишь лавровымивенками.

Таким образом, вдревней Греции создавались условия для развития творческих задатковиндивидуальности. При этом поощрялосьразвитие таких задатков, которые неимели прямого практического значения,что создавало благоприятную почву дляразвития философии и теоретическойнауки.

В Греции, в отличиеот Востока, бурно развивается наукадоказывающая. Не случайно термины«теорема», «аксиома» греческогопроисхождения. Возникают первые образцы теоретического мышления в областиматематики.

Эталоном являютсяматематические воззрения Пифагора, вчастности теорема его имени, а такжеучение Евклида – евклидова геометрия.

В евклидовой геометрии истина достигаетсяпосредством строгих логическихдоказательств на основе аксиом.

Выдающийсядревнегреческий ученый и изобретательАрхимед вычислил площадь круга,сформулировал объемы поверхностицилиндра и шара, ввёл понятие «центртяжести», сформулировал «закон рычага»и т.д.

Значительный вклад в развитие теоретического мышлениявнесли древнегреческие философы.Возникает, в частности, атомистика,крупнейшим представителем которойявляется Демокрит. Все сущее состоитиз атомов и пустоты.

Атомы – это пределыделимости, неделимые далее первоначалабытия. Атомы различаются между собойпо форме, по местоположению, а позднеебыло отмечено, что атомы различаютсяпо весу (Эпикур). Атомы движутся в пустоте.Пустота беспредельна, безгранична.

Наличие пустоты даёт возможность длявечного движения атомов и постоянногообновления мира.

Вершинойдревнегреческой философии, а такженауки является учение Аристотеля.Аристотель внес вклад не только вфилософию, но и в науку. Он считаетсяосновоположником биологии, политологии,формальной логики – логики доказательств.В области логики Аристотель создаётучение о силлогизме, где два крайнихсуждения связываются посредствомсреднего. Пример силлогизма:

1) Все люди смертны

2) Сократ человек.

3) Сократ смертен.

Достижениемантичной науки является геоцентрическаясистема Птолемея. Он математическистрого представил, что Солнце, Луна,другие небесные светила движутся вокругнеподвижной Земли.

В результате впервыестали возможными вычисления движенияпланет. На основе учения Птолемея былисоставлены астрономические таблицы,каталоги звёзд, которые использовалисьв мореплавании.

Система Птолемея (ибоон римлянин) господствовала в астрономии1500 лет.

Таким образом, дляантичного мышления характерно обращениек теоретическим научным построениям.Предпринята попытка создания «верхнегоэтажа» науки – теории.

Источник: https://studfile.net/preview/6223622/page:9/

Uchebnik-free
Добавить комментарий