Аффективные нарушения у детей

| Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей

Аффективные нарушения у детей

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.

А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности»,  трудностей социальной адаптации.

Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.

Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО!!!

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Типичными признаками патологии могут быть:

– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;

–  чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,

– жестокость к другим людям или животным,

– преднамеренная порча имущества,

– поджоги,

–  воровство,

– обман,

– уходы из дома,

– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;

– вызывающие провокационные поступки;

– систематическое непослушание.

Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Источник: https://vishiradugi.ru/narusheniya/nerechevye-narusheniya/povedencheskie-i-emotsionalnye-narusheniya-u-detej/

Аффективные дети | Мир без Вреда

Аффективные нарушения у детей

Аффективные дети

Медицина бьёт тревогу – если раньше считалось, что возможность аффективных расстройств у детей невозможна, в виду незрелости их психики и неустойчивой эмоциональной сферы, то сегодня уже существует тенденция, которая позволяет делать выводы об обратном. И, депрессии, а также, мании проявляют себя в поведении детей даже самого раннего возраста. Таких детей называют аффективными.

О, том, кто они – аффетивные дети, как проявляется их аффективность и что делать родителям с такими детьми, как им помочь справиться с таким состоянием – наша публикация…

Кто они – аффективные дети

Сегодня большинство психиатров уже не сомневаются, ставя диагноз аффективности детям раннего возраста. И, если лет 10-20 назад такой диагноз бы подвергли обсуждению и сомнению, то сегодня – это печальная данность. Детская аффективность существует.

Так,

аффективными детьми (это дети, которым ставится подобный диагноз) называют детей, у которых, в силу определённых обстоятельств (как правило, это неудовлетворённость существенных для ребёнка потребностей), возникают устойчивые и тяжёлые эмоциональные переживания и, как результат — аффективные формы поведения.

Примечательно, что характеристики аффективных детей зависят непосредственно от содержания самой неудовлетворённой потребности, а также, её соотношения с другими потребностями ребёнка и всей его личностью.

Так, одни дети, для того, чтобы сохранить свою привычную им самооценку, могут отвергать постигший их неуспех в виде низкой оценки – не понимая связи между тем, что они не выучили урок и поэтому получили «2», но наоборот, обвинять учителя в том, что он занизил им отметку, и не оценил по достоинству уровень их знаний. Аффективность в данном случае проявляется в форме бравады, заносчивости и даже в определённой агрессии. Для других детей, наоборот, характерно ставить лёгкие цели, где успех достигнут будет 100%, и тем самым занижать собственные возможности. Такие дети, напротив ведут себя неуверенно, они очень обидчивые и ранимые.

Длительное сохранение таких аффективных установок, которые отражаются на форме поведения, становится причиной изменения устойчивых черт характера, и ведя себя агрессивно длительный период времени – ребёнок становится агрессивным, так и испытывая чувство неуверенности в себе долгий период — подросток начинает страдать неуверенностью во всех проявлениях жизни.

Как помочь аффективному ребёнку

В ситуации, когда аффективное поведение ещё не стало чертой характера, имеет смысл приложить все усилия с родительской стороны для того, чтобы разрушить внутренний конфликт ребёнка, и привести в надлежащее соответствие его возможности, его потребности и его самооценку.

В случае своевременного и правильного педагогического подхода существует большая вероятность предотвратить возможность появления аффективных форм поведения. В случае же, если время упущено – требуется грамотный психологический подход, который будет включать в себя коррекцию поведения и характера ребёнка.

Как могут проявляться  аффективные расстройства у детей

Как правило, все аффективные расстройства в детском возрасте проявляются изменениями в настроении – оно может быть через чур подавленным или слишком возбуждённым, моторная и речевая активность также может снижаться или повышаться. Для детей старшего возраста (старше 3-х лет) также характерны проявления аффективных расстройств в виде галлюцинаций, появление ощущения деперсонализации и катанонические проявления в виде возбуждения или состояния ступора.

Такие проявления имеют фазовое течение и характеризуются приступообразным характером. А, сами приступы могут быть как однократными, так и повторяющимися.

Также, такие аффективные расстройства классифицируют по шкале монополярности и биполярности, в зависимости от выраженности маниакальных или депрессивных состояний.

Особое внимание необходимо обращать на проявление аффективных расстройств у детей в возрасте от 12 до 20 месяцев. Такое наложение эмоциональных аффективных расстройств с критическими возрастными кризисами в столь раннем возрасте, может стать причиной психического истощения, замедлить нормальный процесс развития ребёнка и привести к регрессу навыков малыша.

Депрессивные состояния у детей

Депрессивные состояния у детей

Депрессивные состояний у детей могут развиваться с первого года жизни. Такие состояния характеризует приступообразный характер, однако, продолжительность приступа может длиться от нескольких дней и до нескольких месяцев. Очень редко депрессивное состояние может длиться более 6 месяцев.

Такие приступы депрессии у ребенка начинаются с постепенного проявления безучастности, апатии, вялости, снижения активности. Ребёнок подолгу и без особых причин может плакать, а само его поведение становится замкнутым.

Изменения наблюдаются и в речи ребенка –он говорит тише, а его фразы становятся короче, на вопросы он предпочитает отвечать односложно или и вовсе молчать. Всё это также сопровождается снижением аппетита и нарушением сна.

Однако, такое состояние может нарушать и период активности – ребёнок становится беспокойным, как правило, это наблюдается в вечерний период времени. Что же касается психосоматики, то такое депрессивное аффективное состояние сопровождается общим ухудшением самочувствия.

Маниакальные состояния у детей

Маниакальные состояния у детей

Маниакальные состояния у детей напротив проявляются повышенной возбудимость и активностью ребёнка (не путать с гиперактивностью). Ребёнок постоянно двигается, но характер его движений беспорядочный. Также, ребёнок может кривляться и гримасничать.

Он много говорит, но в речи нет смысла, и с одной темы он перескакивает на другую. А, при просьбе сосредоточиться на чём-то одном – малыш, как будто бы вас и вовсе не слышит, и игнорирует ваши просьбы и обращения.

Со стороны может показаться, что ребенок ведёт себя как заведённый, однако, сам остановиться он не может.

Очень часто родители детей с таким маниакальным аффективным состоянием жалуются на то, что ребёнок в с таком состоянии абсолютно неуправляемый, он игнорирует взрослых, для него стираются оценки «хорошо» и «плохо», а само его поведение становится наглым и бесцеремонным.

В результате такого состояния, когда нервная система работает на износ, происходит нарушение сна – такие дети вовсе отказываются от дневного сна, а их ночной сон — короткий, прерывистый и беспокойный. При этом, глядя на них, кажется, что они совсем не устают, однако, это не так – весь организм ребёнка, все органы и системы находятся в критическом состоянии.

Такое состояние может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.

о маниакально депрессивном психозе:

В завершение нашей темы об аффективных детях, можно сказать только одно – любое нарушение в поведении ребёнка должно насторожить родителей, и послужить поводом для обращения к специалистам (остеопату, невропатологу, психиатру). Ведь, сегодняшняя привычка может стать завтрашним характером.

Шевцова Ольга, Мир без Вреда

Источник: http://bezvreda.com/affektivnye-deti/

Как выявить психические расстройства у детей и подростков

Аффективные нарушения у детей

У детей возникают различные психические расстройства: шизофрения, эпилепсия, депрессия, неврозы и экзогенные поражения головного мозга. Однако эти болезни развиваются и у взрослых, хотя симптоматика немного отличается.

Поэтому мы разберем специфические для детского и подросткового возраста психические расстройства: детский аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нервные тики, олигофрению, нарушение психологического развития, смешанные эмоциональные расстройства и нарушение социального функционирования.

Психические расстройства у детей и подростков

Детский аутизм (синдром Каннера) – психическое расстройство детского возраста. Проявляется крайней социальной дезадаптацией, стереотипным поведением и специфическими увлечениями.

Одна из теорий происхождения детского аутизма заключается в нарушении созревания межсинаптических связей – «мостов» между нервными клетками, которые передают электрический импульс и информацию. Созревание синаптических связей нарушается из-за генетических сбоев и мутаций в генах.

У аутистов нарушается развитие нервной системы. Первые проявления обнаруживаются в младенчестве, когда ребенок реагирует на внешние события не так, как другие дети.

С раннего возраста заметен парадокс: ребенок бурно реагирует на слабые раздражители, и слабо реагирует на сильные.

Например, младенец громко плачет и возбуждается из-за тихого телефонного звона, и почти никак не реагирует на громкую музыку.

У здоровых детей после первых нескольких месяцев жизни формируется «комплекс оживления»: ребенок улыбается, смеется и тянется, если увидит маму или папу. У аутистов этот комплекс искажен: младенец может смеяться и улыбаться без присутствия родителей, тянуться к игрушке или светильнику.

К первому году жизни и позже у ребенка младшего школьного возраста нарушается социальная адаптация. Дети не тянутся к сверстникам, их не интересуют привычные общественные мотивы. Их внутренняя жизнь преобладает над внешней: они могут часами проводить за конструктором и рисовать, пока их одногодки играют в социальные игры «дочки-матери» или «казаки-разбойники».

Аутисты избегают прямого взгляда, редко понимают особенности обстановки, как и где нужно сказать или промолчать, как повести себя в той или иной ситуации. Они не привязываются к людям, но сильно привязываются к опекунам, которые заботятся о них.

Дети с аутизмом с трудом распознают эмоции и скрытые невербальные знаки. Им трудно понять и прочувствовать, что сейчас испытывает другой человек.

Хотя некоторые аутисты утверждают, что очень хорошо чувствуют переживания и эмоции собеседника или любимого персонажа из приключенческой книги.

У аутистов мало друзей. Обычно за жизнь они встречают 3–4 близких дружеских связей. Они любят проводить время в одиночестве. Некоторые же аутисты любят общаться и проводить время в компании друзей.

Низкая общественная активность связана скорее не с нежеланием вступать в социальный контакт, а с внутренними барьерами, со стеснением. Основная причина – коммуникативные навыки развиты очень слабо.

Также для детского аутизма характерны такие симптомы:

  • стереотипия – это бесцельные движения руками, ногами и головой;
  • компульсии – навязчивое соблюдение собственных правил; чаще всего – выставлять предметы по определенной закономерности: по цвету, по линии, по размеру;
  • предпочтение однообразия и страх перемен;
  • узконаправленные интересы: чрезмерная любовь к одному и тому же мультику, игре;
  • агрессия, направленная на себя: дети кусают собственные руки, могут вырывать волосы.

Реже у аутистов возникают припадки, неконтролируемые вспышки гнева, недостаток внимания и гиперактивности; наблюдается сниженная способность к обучению и чрезмерная чувствительность. У некоторых аутистов присутствует синдром саванта – выдающиеся способности в запоминании, рисовании или арифметике.

Детское гиперкинетическое расстройство

Им страдает от 3 до 8% детей. Мальчики болеют в 5 раз чаще девочек. Основные признаки – избыточная двигательная активность, недостаток внимания, сниженные способности к обучению и запоминанию новой информации.

Такие дети обычно никогда не доводят начатое дело до конца.

Из-за дефицита внимания способные дети не могут учиться: они быстро теряют интерес к заданию, переключаются на другие темы, часто дерутся, конфликтуют с учителями, задирают одноклассников.

Одна из причин патологии – минимальная дисфункция центральной нервной системы. При этом признаков органического поражения головного мозга нет. У большинства детей симптомы устраняются самостоятельно после 12 лет. К 20 годам патология самоустраняется.

Расстройства физиологических функций

Сюда относится:

Заикание встречается у 4% детей. Чаще возникает у мальчиков. В среднем возникает в 4–5 лет. У 17% детей заикание имеет наследственную связь.

Заикание может быть двух видов: психогенное и дизонтогенетическое. Психогенное заикание возникает после травмирующей психической ситуации, например, после сильного испуга.

Дизонтогенетический вариант возникает при органическом поражении головного мозга.

Энурез – это недержание мочи. Бывает психогенным (невротическим) и дизонтогенетическим. Обычно невротический энурез сопровождается другими психическими нарушениями, чаще всего инфантилизмом.

Тики

Возникают у 5% мальчиков и 2.6% девочек. Первые тики обычно появляются после 7 лет. Тики имеют благоприятный прогноз – в подростковом и зрелом возрасте они устраняются самостоятельно. Однако во время школьного возраста усиливаются провоцирующими факторами: тревогой, страхом, волнением, недосыпанием, вниманием окружающих.

Тики могут входить в структуру синдрома Жиля де ля Туретта. Это психическое расстройство характеризуется вокализмами (непроизвольными звуками гортани, произношением матерных слов) и двигательными тиками. Недуг сопровождается навязчивостями, тревогой, неуверенностью в себе, рассеянностью внимания.

Олигофрения

Это врожденное или приобретенное (до трех лет жизни) слабоумие у детей. Дети с олигофренией неспособны обучаться или обучаются с трудом, у них снижена способность абстрактного и логического мышления, нарушена социальная адаптация и сфера самообслуживания.

Кретинизм

Вызван нехваткой йода. Относится к эндокринным заболеваниям, а не к психиатрическим. Сопровождается задержкой умственного и физического развития из-за недостатка гормонов щитовидной железы.

Подростковые психические расстройства

Подростки чаще всего страдают нарушением пищевого поведения (нервная булимия, нервная анорексия, психогенное переедание и психогенная рвота), суицидальными попытками, депрессией, рискованными формами поведениями, ранним алкоголизмом и приемом наркотиков, незащищенными половыми контактами, шизофренией.

Особенности течения основных психических расстройств у детей и подростков

Триада Вальтер-Бюэля или психоорганический синдром возникает из-за органического поражения головного мозга, например, вследствие детских инфекционных заболеваний или черепно-мозговой травмы.

Характеризуется тремя симптомами: снижением памяти, ослаблением интеллекта и эмоциональными нарушениями.

Психоорганический синдром часто сопровождается общей слабостью, истощенностью и раздражительностью.

Шизофрения у детей протекает более злокачественней, чем у взрослых. Чаще проявляется атипично, без псевдогаллюцинаций и бреда воздействия. Шизофрения – детское психическое расстройство при сохранном интеллекте и памяти. Чаще проявляется гебефренической или кататонической формой.

Второе самое распространенное психическое расстройство – биполярно-аффективное расстройство. Обычно у детей он не возникает, но редко наблюдаются эмоциональные приступы у детей не младше 9–10 лет. В основном дети жалуются на ощущение тоски, нарушение сна, снижение аппетита и запор. Такие дети медлительны, плохо запоминают и концентрируются.

Основные принципы терапии – медикаменты и психотерапия. Особенности лечения зависит от типа заболевания и течения. Медикаментозное лечение психических расстройств у детей преимущественно симптоматическое: назначают антидепрессанты, противотревожные, снотворные, антипсихотические средства, антиконвульсанты.

В психотерапии чаще всего применяется когнитивно-поведенческий метод. Он наиболее эффективен при заболеваниях с нарушенной адаптацией и навязчивостями.

Не существует специфической профилактики нервно-психических расстройств у подростков и детей. Большинство из них имеют наследственное происхождение, то есть причины кроются в генных мутациях, которые невозможно предугадать и предотвратить. Неспецифическая профилактика – здоровый сон и пища, занятия спортом, продуктивные увлечения, демократический тип воспитания.

Оригинал статьи размещён здесь: https://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/u-detej

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b55bb6e9d6d6f00aa31e8ef/5df9c3298d5b5f00b0264b4b

Uchebnik-free
Добавить комментарий