Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура, виды.

Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура и виды

Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура, виды.

Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Поскольку административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем они обладают особенностями, которые свойственны им как административно-правовым отношениям.

Эти особенности состоят в том, что административно-правовые отношения складываются в сфере управления, т.е. непосредственной, повседневной деятельности по осуществлению управления социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферами, а также иной управленческой деятельностью.

Элементами структуры административно-правовых отношений являются:

— Субъекты (участники);

— Объекты (то, по поводу чего возникли отношения);

— правоотношения.

Следовательно, под структурой (составом) административно-правовых отношений принято понимать совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты (их должно быть как минимум два), объект (объекты) правоотношения, содержание правоотношения и юридические факты.

Субъекты административно-правовых отношений — это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом.

Под объектом административно-правовых отношений в настоящее время большинство ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей.

Особенности административно-правовых отношений:

— это властные отношения, т.е. они обусловлены неравенством участников отношений;

— это результаты опосредования управленческих отношений административно-правовыми нормами;

— для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;

— возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;

— могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй стороны необязательно;

— споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном Административном порядке;

— при нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;

— по своей сути — организационные, т.е. направлены на тонизацию совместной деятельности людей и их коллективов.

1. Административно-правовые отношения по характеру правовой связи между субъектами:

а) вертикальные административные правоотношения (могут быть в форме организационной, функциональной подчинённости или межотраслевой координации). Это административно-правовые отношения, которые носят субординационный характер. Они имеют место там, где одна сторона подчинена другой. Это взаимоотношения, существующие между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти

б) горизонтальные административные правоотношения.

(при издании совместных актов; при организации деятельности консультативно-совещательных органов; проведение совместных мероприятий) это те административно-правовые отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-власт­ные веления одной стороны, обязательные для другой. Конечно, тако­го рода правоотношения не столь распространены в сфере государст­венного управления, как вертикальные.

2. Административно-правовые отношения по юридическому содержанию:

а) Материальные административно-правовые отношения. Это такие правоотношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена властная природа административного права.

б) Процессуальные.

К процессуальным административным правоотношениям относят те отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением дел и регулируются административно-процессуальными нормами, в сфере исполнения функций государственно-властными структурами. Например: рассмотрение и разрешение заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами.

3. Административно-правовые отношения по способу защиты:

а) Административные правоотношения, защищаемые в административном порядке и в судебном порядке.

б) Правоотношения, защищаемые только в суде.

4. Административно-правовые отношения по составу участников:

— внутриаппаратные

— внешнеаппаратные

5. Административно-правовые отношения по цели:

— регулятивные

— охранительные

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_96552_administrativno-pravovie-otnosheniya-ponyatie-osobennosti-struktura-i-vidi.html

Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура, виды

Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура, виды.

Административно-правовые отношения — урегулированные административно-правовыми нормами общественные отношения в сфере организации и осуществления исполнительной власти.

Признаки:

              возникают на основе административно-правовых норм;

              непосредственно связаны с организацией и осуществлением исполнительной власти;

              опосредуют исполнительно-распорядительные полномочия государственной власти;

              обязательным субъектов выступает орган исполнительной власти, иной орган государственной администрации или его должностное лицо;

              основаны на отношениях власти и подчинения;

              гарантируют права и свободы граждан, общественный порядок и безопасность;

              обеспечиваются административным принуждением.

К особенностям административно-правовых отношений относятся:

1) Одной из сторон отношений является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями государственно-властного характера.

2) Для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой.

3) Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативного акта, т.к. действуют по поручению государства.

4) Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.

5) Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность в лице его органов перед государством.

Административно-правовые отношения отличаются, прежде всего, от правоотношений гражданского, трудового, финансового и других отраслей российского права.

Например, если административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон, могут возникать без согласия другой стороны, а споры между ними разрешаются преимущественно в административном порядке, то гражданско-правовым отношениям присущи иные признаки.

Существуют многочисленные виды административно-правовых отношений по различным классификационным основаниям:

по своему характеру — материальные и процессуальные;

по характеру взаимоотношений участников этих отношений — вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов);

по характеру порождающих их юридических фактов — отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое не правомерным действием — на реализацию ее санкции);

по продолжительности действия — бессрочные, срочные и краткосрочные;

по объему и месту в системе административно-правового регулирования — общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня.

Под структурой административно-правового отношения понимается совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов, каковыми являются:

субъекты , объекты административно-правового отношения;

права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения;

условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты).

Субъектами, т.е. участниками административно-правовых отношений, могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения.

При этом одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий.

Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.

Объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются. Объектами административно-правовых отношений могут выступать:

действия и поведение лица; государственное, частное, общественное и личное имущество (регистрация, изъятие, конфискация, приватизация, национализация и т.д.);

предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и образования);

совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти.

Многообъектность административно-правовых отношений выступает своеобразной особенностью этой разновидности правоотношений.

У каждого из участников конкретного административно-правового отношения есть субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций.

Источник: https://students-library.com/library/read/67411-administrativno-pravovye-otnosenia-ponatie-osobennosti-struktura-vidy

Uchebnik-free
Добавить комментарий