а) Причины разложения ПОС и возникновение государства. Признаки, отличающие государство от родоплеменной организации общественной власти

Читать онлайн Шпаргалка по теории государства и права страница 2. Большая и бесплатная библиотека

а) Причины разложения ПОС и возникновение государства. Признаки, отличающие государство от родоплеменной организации общественной власти

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга.

Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется.

В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Выделяют модели взаимоотношений права и государства:

1) тоталитарная;

2) либеральная;

3) прагматическая.

4. Причины и формы возникновения государства

Процесс формирования государства в разных странах происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения государства:

1) переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера;

2) появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов;

3) появление в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного расслоения общества;

4) возникновение частной собственности на продукты труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому расслоению общества.

На развитие той или иной формы возникновения государства оказывали влияние различные факторы, такие как: возникновение частной собственности, классов, разделение труда, ирригационные работы, завоевание обширных территорий.

В соответствии с этим принято выделять несколько основных форм возникновения государства.

1. Афинская. Считается, что процесс возникновения государства в Афинах шел классическим путем. Этапами данного процесса являлись последовательные реформы: Тезея Солона, Клисфена.

идея реформы Тезея состояла в разделении всего населения на классы по роду их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким-нибудь видом ремесла (демиургов), а также благородных (эвпатридов). А также Тезей учредил в Афинах центральную власть.

Реформа Солона была направлена на разделение всего общества по имущественному признаку (за основу был принят размер и доходность землевладения) на четыре класса. Согласно этому делению первые три класса обладали правом занимать управленческие должности в органах государственного управления, причем наиболее ответственные места занимали лица, относящиеся к первому классу.

Четвертый класс имел право лишь выступать и ать на народном собрании. Реформа Клисфена состояла в разделении территории Аттики на 100 общин-округов (демов), каждая из которых была создана на принципе самоуправления, во главе нее стоял старейшина (демарх).

2. Древнеримская. Данная форма возникновения государства имела свои характерные особенности. Формирование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию.

3. Древнегерманская.

Для этой формы возникновения государства характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами). Для управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что ускорило возникновение государства.

4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ.

5. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя

Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.

Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно-родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен.

Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных. Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию.

В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.

Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.

На ранних этапах первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов: заклятий, табу, обетов, зароков и т. д.

Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно-общинном строе:

1) миф (сказание, предание) – художественно-образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое-либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости;

2) обычай – передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому.

В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе.

Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем;

3) ритуал – действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер.

Возникшие государства имели различные формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной организации родовой публичной власти.

Отличие государства от общественной власти родового строя:

1) государство основывается на территориальной общности своих граждан, подданных. Именно территория государства предопределяет границы, отделяющие одно государство от другого, весь порядок создания и структуру органов государственной власти, их функции и задачи. В отличие от государства, первобытно-общинная организация власти строилась на кровном родстве членов родоплеменного объединения;

2) государство – это особая организация власти, которая уже не совпадает со всем населением. Реализация организаций общественной власти в первобытном обществе осуществлялась в форме самоуправления, а в государстве – в виде особенной организации публичной и политической власти, которую осуществляет специальный государственный аппарат;

3) для содержания большого аппарата государственных служащих, которые представляют политическую власть, обязательными становятся налоги, сборы, обложения.

6. Соотношение общества и государства

Государство и общество находятся во взаимосвязи:

1) государство является инструментом для осуществления суверенной воли общества, всего народа;

2) государство реализует свою деятельность в правовых формах;

3) государство связано с обществом, всеми участниками общественных и правовых отношений как правами, так и юридическими и социальными обязательствами;

4) в процессе формирования органов государственной власти на них возлагается ряд закрепленных в Конституции обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.

Конституция определяет меру свободы и ответственности государства перед обществом, личностью и устанавливает пределы государственного вмешательства в сферу жизнедеятельности члена общества, которые не могут быть нарушены без риска утратить государством свою легитимность.

Конституция определяет границы индивидуальной автономии индивидуума, наиболее значимые формы и способы ее проявления. В демократическом государстве закон обязателен как для членов общества, так и самого государства, его органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц.

В условиях разделения властей в правовом государстве законы преобразуются в нормы, которые содержат не только взаимные обязательства государства и общества, но и права. Человек теперь является не только обязанной стороной, но также обладает правами, которым соответствуют обязанности государства, должностных лиц.

Государство в этом случае является гарантом прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией, исполняет обязанности по их обеспечению.

Однако функции государства не сводятся лишь к охранительным. Конституция Российской Федерации закрепляет социальные, экономические и культурные права человека и гражданина.

Источник: https://dom-knig.com/read_241046-2

А) Причины разложения ПОС и возникновение государства. Признаки, отличающие государство от родоплеменной организации общественной власти

а) Причины разложения ПОС и возникновение государства. Признаки, отличающие государство от родоплеменной организации общественной власти

Развитие общественного производства в силу объективных причин не могло оставаться на первобытном уровне.

Причины разложения ПОС и возникновения государства:

1) Переход от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание) к производящему хозяйству – скотоводству и земледелию.

Этот процесс получил название неолитической революции (эпоха нового каменного века). Неолитическая революция приводит к регулярному появлению прибавочного продукта.

Увеличение производства во всех отраслях сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было нужно.

2) Функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Следовательно, возникают реальные условия имущественной и социальной дифференциации. Это ведет к возможности появления разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все эти явления порождены общественным разделением труда:

А) первое разделение – мужского и женского труда

Б) второе разделение – отделение скотоводства от земледелия. Такое появление двух видов производства дает возможность осуществлять обмен. А обмен – это уже товарные отношения. Проникновение товарных отношений в общину способствует ее разложению, т.к. обмен является средством обособления индивидов, и делает стадное (родовое) существование ненужным

В) третье разделение – отделение ремесла от скотоводства и земледелия. Такому разделению способствовала имущественная и производительная разобщенность, соответственно имущественное расслоение первобытного общества

Г) четвертое разделение – для того, чтобы осуществлять товарные отношения требуются люди, специально занимающиеся обменом продуктами между общинами – появление класса купцов, которые уже не участвуют непосредственно в процессе производства.

3) Увеличение объема избыточного продукта и появления частной собственности – материального выражения обособленности членов рода. Все это приводит к имущественному неравенству, к эксплуатации человека человеком.

4) Образование территориальной (соседской) общины (межобщинных связей). Т.е. люди расселялись уже не по принципу кровного родства. Состав территориальной общины определялся расселением в одной местности людей по интересам, по производству и пр. С образованием территориальных общин начал развиваться центр племенной жизни – укрепленные города.

5) Кризис социальной властиот социальной власти (родовой демократии) к военной демократии.

Если при ПОС индивидуальные и общие интересы совпадали, то при возникновении частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов.

Органы ПОС постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами (появление надощинных связей).

6) Образование протогосударства (или чифдом – от англ. – чиф — начальник, руководитель; дом – владение, господство). Наряду с другими видами общественного разделения труда (отделение скотоводства от земледелия, появления ремесла и т.д.

) происходит выделение управленческой деятельности, которая постепенно превращается в профессиональную. Люди делятся на две неравные категории – управляемые и управляющие.

Управленческие посты для верхушки власти дают определенные материальные выгоды, а также дают возможность навязывать свою волю коллективу. Верхушка власти закрепляет власть за своими семьями и кланами (выборность, которая была раньше, сходит «на нет») – власть переходит по наследству.

Организационная деятельность верхушки приобретала политическую окраску, а управленцы (вождь, помощники вождя) превращались в государственную «верхушку» власти.

Создаются условия для возникновения государства.

Общие закономерности возникновения государства

1) Необходимость в едином руководстве обществом, управление обществом. Замена потестарной власти (догосударственной) политической властью. Необходимость в управляющей единице, которая смогла бы организовать огромные людские массы – такой единицей со временем выступило государство со своим государственно-чиновничьим аппаратом.

2) Необходимость поддержания общественного порядка. Государство выступает как главный элемент урегулирования конфликтных отношений, прежде всего между богатыми и бедными.

3) Необходимость ведения военных действий и организации защиты. Лишь государство в лице специальных органов могло организовать все население на определенной территории на ведение военных действий (нападение, защита)

4) Совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта

5) Изменения в нормативном регулировании. Что способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех общественных отношений, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

Признаки, отличающие государство от родоплеменной организации общественной власти

Первобытное общество Государственно-организованное общество
Субъект и объект совпадают 1) Субъект – любой орган власти (человек, государственный аппарат) 2) Объект – человек или общество в целом
Власть авторитета (особое положение человека, который пользуется уважением за счет своих личных качеств (опыт, возраст, мудрость, отвага и пр.) Авторитет власти (авторитет зависит от занимаемой должности)
Отсутствие привилегий (труд совместный, распределение долей в зависимости от добычи) Привилегии преимущества (сбор налогов от населения в пользу поддержания госаппарата)
Кровнородственный принцип (власть распространяется на всех членов рода) Территориальный принцип (власть государства распространяется на определенную территорию (территорию данного государства). Под действие власти государства подпадают все те, кто проживает на данной территории

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_116343_a-prichini-razlozheniya-pos-i-vozniknovenie-gosudarstva-priznaki-otlichayushchie-gosudarstvo-ot-rodoplemennoy-organizatsii-obshchestvennoy-vlasti.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий