А) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ.

Краткая характеристика основных методов исследования. Педагогическая действительность и ее изучение

А) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ.

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Методы научного исследования всегда тесно связаны с объектами познания.

Характерная черта педагогических процессов — неоднозначность их протекания. Результаты обучения, образования, воспитания, развития зависят от одновременного воздействия очень многих причин.

Педагогические процессы характерны своей неповторимостью. При повторном исследовании педагог уже имеет дело фактически с другим «материалом», да и условия почти никогда не удастся соблюсти прежними.

В них участвуют люди всех возрастов, начиная с младенцев. Педагогические исследования должны ныть спланированы, организованы и проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых. Эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены.

Компенсировать переменчивость педагогических процессов и получить объективные выводы при их изучении можно только одним способом — многократно увеличив число наблюдений. Выводы в усредненной, обобщенной форме.

Конечная цель любого педагогического исследования — установление закономерности.

Традиционно-педагогические методы — по наследству от Платон и Квинтилиан, Коменский.

Наблюдение — специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.

1) определяются задачи, разрабатывается схема; 2) результаты фиксируются; 3)данные обрабатываются.

Для повышения эффективности должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. чаще применяется на начальных этапах в сочетании с другими методами.

Изучение опыта — организованная познавательная деятельность, направлена на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.

анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Потому рассматриваемый метод нередко называют еще историческим.

Тесно смыкается с другим методом — изучением первоисточников, называемым также архивным. Особое внимание обращается на факты, противоречащие господствующим теориям, устоявшимся канонам.

Научно-педагогические исследования не проходят без анализа школьной документации, характеризующей учебно-воспитательный процесс.

Источники информации — классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т. п.

устанавливать причинно-следственные зависимости- между состоянием здоровья и успеваемостью.

Изучение продуктов ученического творчества домашних и тесных работ по всем учебным предметам, сочинений, отчетов, результатов эстетического и технического творчества о многом скажет опытному исследователю.

К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех мни иных его поступков. Чаще всего как дополнительный. интервьюирование  из социологии.

Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. имеет созидательный характер.

Это строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет. может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ.

требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов.

Научной гипотезе, т. е. предположению, подвергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль. Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают: 1) констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления; 2) проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; 3) созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления. По месту проведения различают естественный и лабораторный. Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Среди модификаций — параллельный и перекрестный. Если нужно проверить частный вопрос или обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением специальной аппаратуры), эксперимент переносится в специально оборудованное помещение, в специально созданные исследовательские условия. Такой эксперимент называется лабораторным. В педагогических исследованиях он применяется нечасто.

Педагогическое тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Применение тестов послужило толчком для развития психометрического метода, основы которого были заложены Б. Анри и А. Бине. Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, укажем прежде всего на использование тестов успеваемости.

Широко применяются тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня.

Методы изучения коллективных явлений— Анкетирование, метод изучения групповой дифференцации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения.

Количественные методы в педагогике

На пути количественного исследования педагогических явлений стоит немало препятствий. Классический математический аппарат не приспособлен для анализа явлений такой сложности, как педагогические.

Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое — для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе — для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются.

Пальму первенства держит освоенный исследователями статистический метод. В его пределах широко применяются следующие конкретные методики.

Регистрация — выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.).

Ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

Шкалирование присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность.

Известны четыре основные градации измерительных шкал: 1) шкалы наименований (ил и номинальные); 2) шкалы порядка (или ранговые); 3) интервальные шкалы; 4) шкалы отношений.

Шкалы наименований — самые «слабые» шкалы. Числа и другие обозначения в них используются чисто символически. Они, по сути, представляют собой наименования какого-либо класса объектов.

Их единственная математическая характеристика — принадлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет.

Примерами номинальных шкал можно считать классификации по различным признакам — список специальностей, перечисление характеристик учеников, причин неуспеваемости и т. д.

В порядковых (ранговых) шкалах устанавливается порядок следования, отношения «больше» и «меньше», общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа «выше ростом», «больше пятерок», «меньше пропусков» и т. д.

«Сильные» шкалы — интервальная и шкала отношений — обладают всеми положительными качествами «слабых» шкал, но при этом интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными (двумя любыми) числами на шкале, а в шкале отношений, кроме того, определена еще и нулевая точка (точка отсчета). Шкалы термометров, вольтметров, конечно, «сильные».

Все более мощным преобразующим средством педагогических исследований становится моделирование.

Научная модель — это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование — это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования — целостность представления информации.

Моделирование в дидактике успешно применяется для решения следующих важных задач:

•  оптимизации структуры учебного материала;

•  улучшения планирования учебного процесса;

•  управления познавательной деятельностью;

•  управления учебно-воспитательным процессом;

диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

Источник: https://students-library.com/library/read/58063-kratkaa-harakteristika-osnovnyh-metodov-issledovania-pedagogiceskaa-dejstvitelnost-i-ee-izucenie

Педагогическая действительность и ее изучение

А) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

У каждого изучающего теорию педагогики рано или поздно возникает вопрос: как получены те или иные выводы, можно ли им доверять? Известно, что ход размышлений исследователя, пути, которые его привели к определенным заключениям, решающим образом сказываются на качестве этих заключений и выводов, поэтому познание предмета педагогики в отрыве от способов получения информации о нем не может быть успешным.

Пути, способы познания объективной реальности называют — методами исследования. Они позволяют добывать информацию об изучаемом предмете, анализируют и обрабатывают полученные данные, включают знания науки в систему известных знаний.

Уровень развития науки напрямую связан с применяемыми в ней методами исследований. Каждая наука разрабатывает и использует свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений.

Какими же особенностями характеризуется педагогический процесс?

1. Неоднозначность протекания. Результаты обучения, образования, воспитания, развития зависят от очень многих причин и факторов. Достаточно изменить влияние одного — двух условий, чтобы результаты существенно отличались между собой. Стохастический (неопределенный) характер педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов исследования.

2. Неповторимость. Невозможно многократно повторить эксперимент, создавая неизменные условия (как, например, в физических опытах). В педагогике при повторном эксперименте исследователь имеет дело фактически с другим материалом. Чистый эксперимент невозможен, как бы тщательно он не был подготовлен.

3. Участие людей всех возрастов. Педагогические исследования должны быть спланированы, организованы и проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых.

Поэтому компенсировать переменчивость педагогических процессов и получить объективные выводы при их изучении можно только одним способом — многократно увеличив число наблюдений, В этом случае недостатки отдельных исследований сглаживаются за счет массовости, В общественных науках, к которым относится и педагогика, выводы формулируются только в обобщенной, усредненной форме.

Изучение педагогической действительности происходит через педагогическое исследование. Его целью является выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е. установление закона или закономерности.

Типы психолого-педагогических исследований:

1. Обзорно-аналитическое. Оно предполагает подбор и изучение литературы по проблеме, Основная задача — выделить вопросы, на которые ответы уже найдены, а также вопросы, на которые еще предстоит найти ответы.

2. Обзорно- критическое. Сродни аналитическому, но носит критический характер.

3. Теоретическое. Включает кроме обзора и критического анализа литературы собственные теоретические предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы.

4. Эмпирически — описательное. Здесь опытным путем используя определенные методы сбора и анализа фактов, добываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений.

5. Эмпирическое объяснительное. Объясняет полученные факты, а не только собирает и описывает их.

6. Методическое. Его цель — разработать, обосновать и проверить на практике какую-либо методику.

7. Экспериментальное. В процессе этого исследования проводится эксперимент.

В дальнейшем под исследованием будем рассматривать наиболее распространенное -экспериментальное исследование.

Принципы педагогических исследований:

1. Принцип единства исторического и логического. Педагог исследователь обязан в процессе решения проблемы соотносить и учитывать то, что уже сделано в истории педагогики, педагогической теории и практике. Игнорирование этого принципа часто приводит к “изобретению давно забытого старого”.

2. Системный подход. Необходимо рассматривать некоторый объект как целостную систему.

3. Принцип личностного подхода. Он требует изучения и учета индивидуальных, возрастных особенностей, природных возможностей и социальных условий , в которых происходит развитие личности.

4. Принцип деятельностного подхода. Исследователь должен учитывать характерные особенности того вида деятельности, который он организует с учащимися и на основе которой осуществляется их обучение , воспитание, развитие.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/8-18155.html

Методы педагогических исследований педагогическая действительность и её

А) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ.

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Педагогическая действительность и её изучение Методы исследования – это пути, способы познания объективной реальности С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний Методологическая платформа исследования педагогич. действительности – теория познания (гносеология) Каждая наука должна разрабатывать и использовать свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений

Особенности протекания педагогических процессов 1. Неоднозначность протекания (неопределенность) – изменение 1 2 факторов –результаты отличаются друг от друга 2. Неповторимость пед. процессов. «Чистый» эксперимент в педагогике невозможен, как бы тщательно он ни был подготовлен и проведен.

Условия относительны – выводы должны быть корректные и осторожные 3. В пед. экспериментах участвуют люди всех возрастов – исследования должны быть организованы и проведены так, чтобы не нанести вреда здоровью и развитию испытуемых.

Эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам запрещены 4. Получить объективные выводы можно одним путем – многократно увеличить число наблюдений. Выводы формулируются в усредненной, обобщенной форме 5. Конечная цель любого пед.

исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закономерности

Традиционно-педагогические методы Традиционные – это те методы, которые достались современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков пед. науки К ним относятся: Наблюдение; Изучение опыта, первоисточников; Анализ школьной документации Изучение ученического творчества беседы

Наблюдение Наиболее доступный и распространенный метод Это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях Отличия научного наблюдения: 1. Определяются цели, задачи; 2. Выделяются объекты; 3. Разрабатывается схема наблюдения; 4. Результаты обязательно фиксируются; Полученные данные обрабатываются

Наблюдение Для повышения эффективности наблюдение должно быть: Длительным; Систематическим Разносторонним Объективным (непредвзятым, беспристрастным) Массовым Недостатки: 1. Не вскрывает внутренние стороны пед. явлений 2. Невозможно обеспечить полную объективность информации Чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами

Изучение опыта В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебновоспитат.

системах С его помощью анализируются пути решения конкретн. проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых историч.

условиях Тесно смыкается с другим методом – изучением первоисточников (архивным)

Изучение первоисточников Тщательному анализу подвергаются: 1. Памятники древней письменности 2.

Законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов, конференций и т. д. 3. Учебные и воспитательные программы, уставы 4. Учебные книги 5. Расписания занятий 6.

Все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы

Требования при изучении опыта Особое внимание тем фактам, которые противоречат господствующим теориям, устоявшимся канонам Важно во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания Чем глубже и разностороннее опыт, тем больше ценных идей извлекают исследователи

Анализ школьной документации Источники информации: Классные журналы; Книги протоколов собраний, заседаний; Расписание учебных занятий; Правила внутреннего трудового распорядка; Календарные и поурочные планы педагога; Конспекты уроков, занятий; Стенограммы уроков, занятий В них много объективных данных, которые помогают устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями

Изучение продуктов ученического творчества Домашние и классные работы, сочинения, рефераты, отчеты, рисунки, поделки и т. д.

Большой интерес – продукты свободного времени, хобби занятий Показывает: — Индивидуальные особенности ребенка; — Наклонности и интересы; — Отношение к делу и своим обязанностям — Уровень развития старательности, прилежания и др.

качеств — Требует планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами

Беседы Целенаправленные попытки исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков Выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции Получают информацию о нравственных, мировоззренческих, политических взглядах Отношении к интересующим исследователя проблемах Применяется чаще всего как доступный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов

Беседы Меры надежности результатов беседы: 1. Наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника плана; 2. Обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях; 3.

Варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме; 4. Умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах Ход беседы может записываться (согласие собеседника).

Разновидность беседы, её новая модификация интервьюирование

Педагогический эксперимент Эксперимент от лат. «опыт» , «испытание» Это научно поставленный опыт преобразования пед.

процесса в точно учитываемых условиях Экспериментальным путем входят в практику новые приемы, методы, формы, системы учебновоспитат. Деятельности Это по сути строго контролируемое педагогич.

Наблюдение, где экспериментатор сам целесообразно и планомерно осуществляет Пед. эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ

Педагогический эксперимент — Пед. эксперимент требует: Обоснования рабочей гипотезы; Разработки исследуемого вопроса; Составление детального плана проведения эксп. ; Строгого соблюдения намеченного плана; Точной фиксации результатов; Тщательного анализа полученных данных; Формулирования окончательных выводов Гипотеза – это предположение, которое будет подвергнуто опытной проверке

Виды экспериментов В зависимости от цели различают: 1. Констатирующий эксперимент (метод срезов) – изучаются существующие пед.

Явления, установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных параметров 2. Формирующий (созидательный, преобразующий) эксп. – конструирование новых пед. явлений 3.

Проверочный (уточняющий) эксп. – проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы

Виды экспериментов По месту проведения различают: 1. Естественный эксп. – научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушений учебно-воспитат. процесса 2. Лабораторный эксп.

– в специально оборудованном помещении, специально созданные исследовательские условия Естественный эксп. ценнее лабораторного, т. к.

ближе к реальной действительности Иногда приходится переносить исследование в лабораторию, чтобы влияние неконтролируемых факторов свести к минимуму.

Педагогическое тестирование Слово «тест» с англ.

означает задачу, испытание Тестирование – это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики пед.

процесса Отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации В учебно-воспит. Практике с помощью тестов изучаются: -измерение школьных успехов; — Интеллектуальное развитие; — — степень сформированности других качеств

Виды тестов 1. Тесты скорости (не хватает времени ответить на все вопросы) 2. Тесты мощности (есть время) Большинство тестов находится между этими крайностями Задания тестового характера используются для текущего контроля и содержат небольшое количество вопросов. В заданиях от 5 до 10 вопросов

Анкетирование Это метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами Привлекает – быстрый массовый опрос, дешевизна, возможность автоматизированной обработки материала Типы анкет: 1. Открытые (самостоят. конструирование ответа); 2. Закрытые (выбор из готовых ответов); 3. Именные, анонимные 4. Полные, урезанные 5. Контрольные и т. д. Какой вопрос – такой ответ

Количественные методы в педагогике 1. Для обработки результатов наблюдений и экспериментов 2. Для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации уч. воспит.

процесса Регистрация – выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывание или нарастание зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов

Количественные методы Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам Моделирование – метод создания и исследования моделей Главное преимущество моделирования – целостность представления информации Научная модель – это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте

Источник: https://present5.com/metody-pedagogicheskix-issledovanij-pedagogicheskaya-dejstvitelnost-i-eyo/

Uchebnik-free
Добавить комментарий