а) Форма правления: понятие и виды

7. Форма правления: понятие и виды

а) Форма правления: понятие и виды

Форма правления— это элемент формы государства, которыйпоказывает: кому принадлежит государственнаявласть; как она передается; существуетли разделение властей; ответственен лиглава государства перед народом.

История государствавыделяет два вида формы правления –монархию и республику.

1. Монархия:верховная государственная властьформально сосредоточена в рукахединоличного главы государства (монарха),является пожизненной, передается понаследству, разделения властей несуществует, монарх не несет политическойответственности перед народом.

Виды монархий:

абсолютная:вся полнота власти сосредоточена вруках монарха; нет разделения властей;монарх никем и ничем не ограничен,конституция и парламент отсутствуют(Франция при Людовике XIV);

сословно-представительная:при монархе существует совещательныйорган, в котором представлены сословияи классы (Россия при Алексее МихайловичеРоманове);

дуалистическая:власть находится в руках и монарха, ипредставительного или исполнительногооргана, которые борются за полнотувласти (Думская монархия в России приНиколае II1905 – 1906 гг.) Она характерна для переходныхпериодов от абсолютной монархии кограниченной, существует непродолжительноевремя;

ограниченная— конституционная и парламентарная:монарх является номинальной фигурой,не обладает реальной властью, существуетразделение властей, не ответствененперед народом (современные европейскиемонархии – Великобритания, Испания,Голландия).

2. Республикагосударственнаявласть принадлежит народу, передаетсяпредставителям народачерезвыборы на определенный срок, реализуетсяпринцип разделения властей, президентявляется главой государства и несетполитическую ответственность передизбирателями.

Виды республик:

президентская:президент избирается всенародно,является главой государства иисполнительной власти, формируетправительство, которое ему подотчетно(США);

парламентская:парламент избирает президента, формируетправительство, которое подотчетнопарламенту (ФРГ, Италия);

смешанная:содержит элементы парламентарной ипрезидентской республик (Россия);

суперпрезидентская:президент избирается всенародно,формирует правительство, которое емуподотчетно, не входит в системуисполнительной власти и являетсясамостоятельной ветвью власти, имеетпри себе самостоятельную систему органов(Аргентина);

*советская– отсутствуетразделение властей (СССР).

Такимобразом,существуют различные виды монархий иреспублик.

8. Форма государственного устройства: понятие и виды

Государственно-территориальноеустройство— это элемент формы государства, которыйпоказывает, на какие составные частиделится территория государства, какойвид власти осуществляется в них, сколькоуровней органов государственной властии уровней законодательства функционируетв государстве.

История государствавыделяет две формы государственно-территориальногоустройства – унитарную и федеративную.

1. Унитарноегосударство:территория состоит из муниципальныхобразований, в которых осуществляетсяместное самоуправление, существуетединая система органов государственнойвласти и один уровень законодательства(Франция).

Унитарноегосударство может иметь в своем составеавтономные территориальные образования,которые имеют относительнуюсамостоятельность в решении вопросовязыка, национальной культуры, религии,форм осуществления местного самоуправления(Шотландия, Ирландия, Уэльс в Великобритании).

Унитарноегосударство может быть однонациональным(Иран, Вьетнам) и многонациональным(Франция, Великобритания).

2. Федеративноегосударство:сложное государство, состоит из субъектовфедерации, в которых осуществляетсягосударственная власть; функционируютдва уровня органов государственнойвласти (федеральные органы и органысубъектов федерации) и два уровнязаконодательства (Россия, США, ФРГ);предметы ведения и полномочия разграниченымежду федеральным уровнем и уровнемсубъектов федерации.

Виды федерацийможно выделятьпо различным основаниям:

А) по принципуформирования субъектов федерации:

национальныефедерации: территории субъектов федерацииопределяется с учетом проживанияпредставителей определенной национальностиили с учетом языка (Индия, Бельгия);

территориальныефедерации:территории субъектов федерацииопределяются с учетом историческисложившихся экономических и территориальныхсвязей, либо по географическим ориентирам(ФРГ, Австрия, США);

смешанные(национально-территориаль­ные)федерации: территории субъектов однойфедерации определяются обоимивышеуказанными способами (Россия).

Б) по разграничениюпредметов ведения и полномочий:

кооперативныефедерации:имеют три сферы предметов ведения иполномочий — сферу исключительныхпредметов ведения и полномочий федерации,сферу исключительных предметов веденияи полномочий субъектов федерации исферу совместных предметов ведения иполномочий (ФРГ, Россия);

дуалистическиефедерации:не имеют сферы совместных предметовведения и полномочий (США).

В) по ролифедерального центра:

относительно-централизованныефедерации имеют сильный федеральныйцентр — большинство политических решенийпринимается центральной властью (США,Россия);

относительно-децентрализованныефедерации имеют слабый федеральныйцентр — большинство политических решенийпринимается властями субъектов федерации(Канада).

Г) по статусусубъектов федерации:

симметричныефедерации: субъекты федерации равноправны(Бразилия, Австралия);

асимметричныефедерации: субъекты федерации неравноправны, некоторые из них обладаютособым правовым статусом (Канада де-юре,Россия де-факто).

Конфедерацияне являетсяформой государственного устройства,так как имеет в своем составе суверенныегосударства. Это форма межгосударственногосоюза.

Такимобразом,унитарное и федеративноегосударственно-территориальноеустройство имеет различные виды.

Источник: https://studfile.net/preview/5797066/page:7/

Форма правления: понятие, виды

а) Форма правления: понятие и виды

Тема: Форма государства

1. Понятие и элементы формы государства;

2. Форма правления: понятие, виды;

3. Форма государственного устройства: понятие, виды;

4. Политический (государственный) режим: понятие, виды;

5. Форма современного Российского государства;

Понятие и элементы формы государства

Форма государстваэто внешняя организация государственной власти, выражающаяся в форме правления, форме государственного устройства и политическом (государственном) режиме[1] (Цыганов В.И.).

Форма государства — способ организации государственной власти, выражающийся в построении верховных органов государства, распределении власти между различными уровнями государственных органов, общем режиме управления страной (Петров А.В.)[2].

Понятие формы государства дает ответ на вопрос о том, как организована власть на территории определенного государства.

Государство представляет собой единство содержания и формы. Значение формы велико, так как от того: насколько форма соответствует содержанию, зависит эффективность действия государственной власти.

На форму государства влияют: конкретно-исторические (историческая эпоха, традиции, тип цивилизации), географические, природные, климатические условия, социально-экономические, геополитические факторы, религиозные особенности, национальный состав, демографические факторы, культурный уровень.

Элементами формы государства выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и организации органов государственной власти; их взаимоотношения друг с другом и с населением);

2) форма государственного устройства (характеризует территориальную организацию государственной власти, соотношение между государством как целым и его составными частями – территориальными единицами);

3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов осуществления государственной власти);

Форма правления: понятие, виды

Форма правления–это организация высших органов государственной власти, способы их формирования, характер взаимоотношений между собой и с населением страны[3](Цыганов В.И.).

Форма правления — способ организации верховных органов государственной власти, характер их соотношения между собой и с населением страны (Петров А.В.)[4].

Существуют две основные формы правления – монархия и республика.

Монархия(греч.

monarchia — единовластие)это форма правления, где высшая государственная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху, султану, раджи), который занимает престол по наследству, пожизненно осуществляет власть и не несет юридической ответственности перед населением. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой правления в разных государствах.

Признаки монархии:

1. Верховная власть принадлежит одному лицу — единоличному главе государства;

2. Верховная власть осуществляется пожизненно;

3. Верховная власть передается по наследству. Хотя существуют выборные монархии. Например, в Малайзии монарха выбирают на 5 лет;

4. Верховная власть монарха ни от кого не зависит;

5. Монарх является юридически безответственным лицом;

6. Монарх обожествляется;

Первой формой монархии являлась рабовладельческая монархия – восточная деспотия, которую имели многие государства Древнего Востока –Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Китай. От восточной деспотии отличалась монархическая форма правления Древнего Рима, существовавшая более пяти веков.

В условиях феодального строя различают: раннефеодальную монархию (XI в. до н.э. — I в. н.э.); сословно-представительные монархии (X-XV вв.), в которых власть монарха ограничивалась представительным органом, например, Генеральными штатами во Франции (1302-1789), Земским собором в России (середина XVI в.

– конец XVII в.); абсолютные монархии.

Виды монархий:

Монархии бывают двух видов: абсолютные (неограниченные) и конституционные (ограниченные).

При абсолютной монархиивласть монарха ни фактически, ни юридически ничем не ограничена. Вся полнота государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

В мировой истории такими странами были Россия XVII — XVIII веков и Франция до революции 1789 г.

В настоящее время к абсолютным монархиям относится Оман (Конституцию приняли в 1996 году), Бруней, Ватикан, Катар, Объединенные Арабские эмираты, Саудовская Аравия (Конституцию приняли в 1992 г.). Итого 6 государств.

При конституционной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другими органами власти (парламентами, сословно-представительными органами). Конституционные монархии сложились в период становления буржуазного общества.

В конституционной монархии монарх ограничен выборным органом – парламентом либо Конституцией (либо и тем и другим). Высшая государственная власть осуществляется на основе и в рамках Конституции.

К конституционным относятся монархии в Великобритании, Швеции, Испании, Японии, Норвегии и другие.

Конституционные монархии также делятся на: дуалистические и парламентарные.

Дуалистическая монархия – это форма правления, при которой монарх сосредотачивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, хотя монарху принадлежит право абсолютного вето[5] и право неограниченного роспуска парламента.

Монарх имеет право принимать чрезвычайные указы, по силе равные законам или имеющие даже большую юридическую силу по сравнению с ними. Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной.

В дуалистической монархии высшая государственная власть поделена между двумя субъектами: монархом и парламентом, но большая часть полномочий принадлежит все же монарху. Однако он вынужден считаться с парламентом прежде всего как с органом, утверждающим бюджет. Она была распространена в XIX в. и начале XX в.

Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно-представительные феодальные монархии[6], существовавшие в Западной Европе в Средние века (Например, Пруссия в XIX веке, Россия конца XIX века – начала XX века, в настоящее время Иордания, Марокко, Кувейт, Свазиленд).

Парламентарная монархия – это форма правления, которой свойственно максимальное ограничение монарха в области как законодательной, так и исполнительной власти. Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство на выборах в парламент. Лидер партии, победившей на выборах, становится главой правительства.

Правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например, право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одобрение в парламенте.

Монарх может принимать указы, но они обычно подготавливаются в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром (так называемая контрасигнация). Без подписи главы правительства или министра указы монарха не имеют юридической силы).

При парламентарной монархии, монарх – глава государства, а законодательную, исполнительную и судебную власть осуществляют конституционно сформированные органы. Законы принимаются парламентом и подписываются (утверждаются) монархом. Но эта прерогатива монарха имеет формальный характер. Монарх, как правило, не отказывается от подписания законопроектов.

Иногда монарх наделяется правом отлагательного вето, но использует его крайне редко. Монарх скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты. Однако такая подпись требует контрассигнации (скрепления подписью ответственного министра или главы исполнительной власти).

При парламентарной монархии монарх царствует, но не правит, он является символом государства. Фигура монарха становится декоративной. Например, Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Испания, Япония, Канада.

Республика (от лат. res publica – общественное дело. Термин ввел Цицерон) – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Признаки республики:

1. Источником власти в республике является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному законодательному органу — парламенту. Однако следует учитывать, что никогда ни в одной стране к участию в деятельности государственной власти не допускалось все без исключения население.

2. Высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа;

3. Срок полномочий высших представительных законодательных органов государственной власти ограничен;

4. Выборные органы государственной власти несут ответственность перед избирателями;

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике (V-IV вв. до н.э.), в Спарте (V-IV вв. до н.э.

), Римской аристократической республике (V-IV вв. до н.э.). В истории известны и феодальные города-республики (Флоренция, Венеция, Генуя (в Италии)); Новгород и Псков (в России), США с 1787 г.

, Франция с 1792 г.

Виды республик:

Республики подразделяются на парламентарные и президентскиеи смешанные.

Они различаются, главным образом, тем, какой из органов государственной власти – парламент или президент – формирует правительство и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства. Правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, то есть парламентом.

Президент, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента, представителей субъектов федерации или представительных региональных органов.

Парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, то есть правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент парламентарной республики является главой государства, но не главой правительства.

Правительство возглавляет премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах. Реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает. Главой государства выступает глава правительства – премьер-министр.

Пример парламентарной республики: Португалия, Германия, Италия, Австрия, Швейцария, Исландия, Ирландия, Турция, Индия, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Ирак, Польша, Греция, Болгария, Латвия, Литва, Израиль.

Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Президент избирается населением всей страны или выборщиками (внепарламентский метод избрания президента), является одновременно и главой государства и главой правительства.

Президент наделен правом роспуска парламента и правом отлагательного вето на решения парламента. Парламент не может вынести вотум[7] недоверия правительству. Президент не может распустить парламент. Президентскую республику отличает сильная исполнительная власть. Пример президентской республики – Россия, США, Мексика, Аргентина, Бразилия, Боливия, Венесуэла, Парагвай, Эквадор.

Смешанная республика – это форма правления, где правительство формируется и президентом и парламентом. Пример смешанной республики – Франция, Финляндия.

Источник: https://poisk-ru.ru/s47418t3.html

Форма правления: понятие и виды

а) Форма правления: понятие и виды

Под функциями понимают объективно необходимые направле­ния в деятельности государства, его реализующиеся свойства.

Каждое государство выполняет свои специфические функ­ции, с этим связаны и способы анализа функций государства.

Функции государственной власти тесно связаны с формиро­ванием и развитием ее основ. В современных условиях (в том числе и в России) наряду с другими классификациями функций особое значение приобретает их подразделение на общие и спе­циальные.

К числу общих относятся:

— экономическая — создание условий для развития рыноч­ных отношений;

— политическаяконсолидация общества, гармонизация интересов социальных субъектов; направление деятельности по утверждению в обществе социальной справедливости, деятельность по предотвращению межнациональных конфликтов, оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам;

социальная — социальная поддержка населения, развитие сферы социальных услуг, культурно-воспитательная деятельность;

юридическая — нормативное регулирование важнейших сфер жизни общества, охрана закрепленных в законах прав и свобод граждан, форм собственности, обеспечение законности и правопорядка;

экологическая — обеспечение воспроизводства природы, поддержание закономерных связей между ее компонентами;

обороны, обеспечения мира и поддержки мирового поряд­ка, экономического и культурного сотрудничества со всеми странами.

К числу специальных функций относятся: налогообложение и взимание налогов, организация борьбы с терроризмом, кон­троль, организация борьбы с коррупцией и др.

Форма государственного правления – это элемент формы государства, который выражает способ организации высших органов власти.

Современная юридическая наука различает две формы правления: монархию и республику.

При монархической (греческое слово monarchia — единовластие) форме правления верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии – монарху.

Центральной фигурой для этой формы правления является монарх — единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации.

В разных странах монарх носит различные названия: король — в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан — в Малайзии, Брунее, Омане; эмир — в Кувейте, ОАЭ; великий герцог — в Люксембурге; князь — в Лихтенштейне.

Одним из основных элементов монархической системы правления является престолонаследие. Другим важным элементом монархической формы правления является регентство (от лат.

regere — управлять) временное коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства, в случаях вакантности престола, малолетства, болезни или отсутствия монарха.

— существование единоличного носителя верховной власти, который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;

— наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;

— монарх представляет государство по собственному праву. которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т.п.);

— отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства, (так, законы Швеции прямо гласят — «действия монарха не подлежат нареканию»)

В современном мире существуют два типа монархий — абсолютная (которая существует ныне в двух формах — светской и теократической) и конституционная (существующая так же в двух видах: дуалистической и парламентарной).

Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. В настоящее время сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последнее время делаются первые шаги по переходу к конституционной монархии, однако, пока эти реформы не изменили абсолютного характера монархий. Город-государство Ватикан является теократической монархией. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежит Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган — парламент и независимые суды.

Впервые такая монархия возникла в Великобритании в XVII в. в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются контрассигнатура и цивильный лист.

Контрассигнатура (контрассигнация) представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра. Формально это объясняется тем, что глава государства не ответственен за свои действия.

Цивильный лист — сумма денег, ежегодно выдаваемая на содержание монарха. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования, в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

Дуалистическая монархия является переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной.

При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (в силу конституционных норм) и фактически (в силу неразвитости демократических институтов) сохраняет большие властные полномочия. В силу этого он находится в центре политической системы данного государства.

Правительство несет двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется воле монарха. В настоящее время такая форма монархии существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале. Малайзии.

Парламентарная монархия — более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции.

Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (Нидерланды, Дания), он, в силу конституционно-правового обычая, не может воспользоваться ими самостоятельно. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров.

В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет значительных полномочий. Правительство же ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов власти.

Второй формой правления является республика (лат.

res — дело, publicus — общественный) — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками. Республиканская форма правления является такой же древней формой правления, как и монархия.

Республиканские формы правления так же, как и монархические, определяются не только соотношением классовых сил, стремлением тех или иных социальных сил господствовать, но и историческими традициями, национальной психологией, экономическими и географическими факторами, различными контактами с окружающими их государствами (фактор заимствования, подражания). Например, древнегреческие республиканские формы правления вырастали из внутреннего социально-классового развития античного общества, островного положения многих полисов, роли морской торговли в экономической жизни, победы демоса и его функции как коллективного рабовладельца и т.д.

Республиканское правление — это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.

Решения, принимаемые высшими органами власти, в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу. Принятие решений осуществляется, как правило, путем ания.

Решение считается принятым, если за него проало квалифицированное или простое большинство.

Таким образом, республика как форма правления отличается следующими признаками:

— выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;

— наличием выборного на определенный срок главы государства;

— производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;

— юридической ответственностью главы государства. В республиканской форме правления различают республику президентскую, парламентскую и смешанного типа.

Президентская республика (США, Мексика, Казахстан и др.) имеет юридически отличительные черты. Избираемый на всенародных выборах президент является одновременно главой государства и исполнительной власти.

Он формирует исполнительную администрацию или правительство, которые ответственны перед ним. В правительстве, как правило, отсутствует должность премьер-министра.

Президент не может распустить парламент, парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство).

Президентская республика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

При такой форме правления законодательствует парламент, а управляет страной президент через подчиненных только ему министров. Президент обладает правом отлагательного вето.

Правительство формирует та партия, которая победила на президентских выборах.

Выделяют также три модификации президентской формы правления:

а) суперпрезидентская республика (в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии). Президент, опирающийся на армию, является единовластной фигурой.

б) президентско-монократическая республика (Гвинея, Тунис, Ирак). Президент выполняет свои функции пожизненно.

в) милитарно-президентская республика. Вся власть принадлежит военному (революционному) совету.

Парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.) юридически характеризуется тем, что парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное пред ним правительство и избирает президента, являющегося главой государства, но не исполнительной власти.

Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, который должно поддержать парламентское большинство.

В этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы.

Республика смешанного типа (полупрезидентская республика). Для нее характерно то, что элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики. Президент является главой государства и избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями.

Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств.

Для республик смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Классическим образцом республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958 г. Также к этому типу относятся Португалия, Ирландия, Финляндия.

Особенно широкое распространение такая форма правления получила в постсоциалистических государствах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_98905_forma-pravleniya-ponyatie-i-vidi.html

Форма правления понятие и виды (стр. 1 из 6)

а) Форма правления: понятие и виды

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

15. Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Ростовский филиал

Кафедра теории и истории государства и права

Курсовая работа

по дисциплине: « Теория государства и права»

на тему: « Форма правления: понятие и виды»

слушателя 1 курса

юридического факультета

дневного отделения

Дворниковой Е.С.

Научный руководитель:

к. ю.н., Маштакова Е.А.

Ростов-на-Дону

2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3

Глава 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ…….……………………………………………………………….5

1.1 Сущность и структура ………………..………………….…………..………5

1.2 Специфика монархических форм………………………………………..…..8

1.3 Специфика республиканских форм…………………………………………11

1.4 Специфика основных гибридных форм правления…………………………14

Глава 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ПРАКТИКЕ ГОСУДАРСТВ……………..…..18

2.1 Сравнительный анализ государств с монархической формой правления………………………………………………………………………….18

2.2 Сравнительный анализ государств с республиканской формой правления…………………………………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….….…..29

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………..30

ВВЕДЕНИЕ

Исторически сложилось так, что вопросы, связанные с государственной властью и государством всегда вызывают глубокий интерес в российском обществе. Они актуальны в современных условиях: на них замыкаются непростые отношения президентских и парламентских структур, сложности федерализма и многое другое.

Понятие формы правления является одной из важнейших, содержательных характеристик политико-правовой науки и государствоведения в целом. Несомненно, так же его методологическое значение — еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтеза материи государственности.

На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, в центре внимания находились два вопроса: 1) какие формы правления существуют; 2) какая из известных форм правления наилучшим образом подходит для данного времени в данной стране.

В общем, виде форма правления — это способ организации институтов высшей власти, принципы взаимодействия между ними и роль населения в их формировании.

Следует подчеркнуть, что для политико-правовой сферы форма государственного правления дает возможность уяснить:

· как создаются высшие органы государства, и каково их строение;

· как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

· как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

· в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства.

Это не просто абстрактно-теоретическая категория науки, а то, с помощью чего мы сможем разобраться в той или иной системе органов государственной власти, уставленные конституцией соответствующего государства.

При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства: в порядке наследования или путем выборов.

По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия.

Степень разработанности проблемы достаточно высока, так как многие исследователи и ученые, как отечественные, так и зарубежные, в настоящее время видят необходимость более детального и глубокого ее рассмотрения.

Целью данной работы является политико-правовой анализ существующих форм государственного правления.

Достижение данной цели обусловило постановку и решение ряда задач, и их решение в ходе исследования:

· рассмотрение сущности форм правления;

· анализ основных видов форм государственного правления;

· выявление и определение нетипичных («гибридных») форм правления;

· сравнительный анализ форм правления в различных странах.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ.

1.1. Сущность и структура.

В настоящее время в науке форма правления входит составной частью в более широкое понятие формы государства, объясняющей организацию государственной власти и ее устройство.

Понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время форму государства считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим и политическая динамика.

На сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов — правления, государственного устройства и политического режима.

Одни авторы дают краткое значение «формы правления», другие более подробное, включающее основные характеристики. Так, например, В.Л. Кулапов и О.О.

Миронов[1] подчеркивают, что форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением.

Таким образом, данная категория показывает, кто и как правит в государстве.

Но наиболее близким к предмету нашего исследования подходит определение, данное доктором юридических наук, профессором А.Е. Козловым[2].

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, их взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Такое определение указывает, что форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

Форма правления характеризуется несколькими основными свойствами:

  • способ формирования органов высшей власти;
  • строение органов власти;
  • принципы взаимодействия между исполнительной и законодательной ветвями власти;
  • взаимодействие между властью и гражданами;
  • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Эти характеристики определяются конституцией государств, ее организационной функцией.

Конституция закрепляет структуру государственного механизма, распределение компетенции между государственными органами по вертикали и по горизонтали, а также устанавливает отношения между органами государственной власти.

Основы организационной структуры государства были заложены на заре буржуазных революций и получили соответствующее выражение в конституциях.

Характер формы правления, существующей в государстве, зависит от организации верховной государственной власти, точнее, — от определения правового положения одного высшего органа государственной власти — главы государства.

В конечном счете, различие между двумя основными формами правления, существующими в современных государствах — монархией и республикой зависит от того, кто стоит во главе государства.

Тем не менее, форма правления существенна, так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующие между его отдельными звеньями взаимоотношения.

Государство в своем развитии прошло длительный путь, на протяжении которого менялись как содержание, так и формы. Исторически это происходило следующим образом.[3]

На ранней стадии становления имелись остатки догосударственной, первобытной демократии, чередовались монархические, (вождизм приобретал форму единовластного наследственного правления) и республиканские образцы правления, весьма сильны были традиции и обычаи, унаследованные от первобытного строя.

Второй этап (средние века до начала Нового времени – XVII в.

) в развитии государства связан с установлением сильной монархической власти с явно выраженными отношениями господства и подчинения монарха, государя и его подданных, общества.

Власть и государство отождествлялись, и оно в лице монарха полностью доминировало в общественной жизни, хотя в первые века средневековья государство было раздробленным, раздиралось феодальными распрями.

На протяжении третьего этапа (с Нового времени – XVII века) в Европе завершается процесс формирования наций, этнической консолидации и складывается новое государство и общество суверенного народа, уравновешивающего государственную власть и во многом становящегося независимым от государства, вступающего с ним в партнерские отношения на основе конституционного права и договора. В этот период формируются элементы гражданского общества и сами граждане как личности, наделенные определенными правами и обязанностями по отношению к обществу, государству и самим себе, способные жить как самостоятельные субъекты.

Так как, формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом по наследству или принадлежит выборному органу, то, в связи с этим, выделяют монархическую и республиканскую формы правления. Однако при анализе формы правления конкретного государства нас, прежде всего, интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.

Источник: https://mirznanii.com/a/351184/forma-pravleniya-ponyatie-i-vidy

Uchebnik-free
Добавить комментарий