95.Понятие и сущность законности как принципа и метода деятельности современного государства. Гарантии законности.

Понятие законности, гарантии и методы ее обеспечения

95.Понятие и сущность законности как принципа и метода деятельности современного государства. Гарантии законности.

Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

ГАРАНТИИ И МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ

Методы обеспечения законности – это политические, организационные и иные способы обеспечения действия нрава.

Сюда входит, прежде всего, открытость и осведомленность общества о нарушениях законов и мерах, принятых к нарушителям, кого бы это ни касалось, широкое использование судебной системы в укреплении законности; обеспечение конституционной законности специальными структурами, например, деятельностью Конституционного суда; практическое обеспечение принципа «вся власть закону» «деятельности прокуратуры и других правоохранительных органов; эффективная работа законодательного органа, неотвратимость наказания за совершенное правонарушение и т.д.

Под гарантиями законности понимается обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств, факторов, обеспечивающих процесс реализации законности.

Принято выделять общие и специальные гарантии.

К общим гарантиям относятся, как правило, объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование (экономические, политические, идеологические, нравственно-духовные условия и средства).

При этом обычно учитываются условия и средства, которые способствуют благоприятному развитию законности, например степень организованности в экономической сфере, устойчивость экономического развития, денежной системы, низкий уровень инфляции, максимальная занятость населения и трудоустройство или сильная государственная власть, пользующаяся поддержкой общества, обеспечивающая стабильное развитие последнего, и др.

К специальным гарантиям относятся собственно юридические условия и средства. Среди них наиболее важные:

а) состояние законодательства, в том числе полнота его, стабильность, уровень юридической техники, используемые средства правового регулирования;

б) средства обнаружения правонарушений;

в) средства предупреждения и пресечения правонарушений;

г) эффективность мер юридической ответственности и защиты прав и свобод граждан;

д) качественная работа правоохранительных органов, а также органов судебной защиты;

е) высокий уровень контроля и надзора за реализацией нормативных правовых актов;

ж) развитое правосознание и высокая правовая культура населения и общества в целом.

К специальным гарантиям также можно отнести:

— систему организационных гарантий, обеспечивающих укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав личности, создание надлежащих условий для работы юрисдикционных и правоохранительных органов;

— средства, обеспечивающие контроль за законностью, например, административный порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных судами (мировыми судьями), другими органами и должностными лицами;

— исковое производство рассмотрения судами гражданских, трудовых и иных споров. Если суд установит, что нарушены права гражданина, то он вправе отменить незаконное решение или иной индивидуальный юридический акт;

— судебный контроль за законностью правовых актов. При этом в суд можно обжаловать как действия, так и бездействие государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления и др.;

— конституционный контроль, который способствует укреплению законности, в том числе конституционной.

84. Законность и дисциплина. Виды дисциплины

Принцип законности является конституционным. Он закреплен в Конституции Российской федерации (ст. 15), в соответствии с которым органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законность охватывает различную управленческую деятельность, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм как управляющими, так и управляемыми. Она является объективным условием эффективности управления.

Эффективность управления зависит не только от уровня законности, но и дисциплины участников управленческого процесса. Она предполагает неуклонное исполнение законов, иных нормативных актов вышестоящих органов всеми работниками государственного аппарата, а также лицами, непосредственно занятыми в сфере материального производства и социально-культурного обслуживания населения.

Дисциплина выполняет важную роль в формировании высокой организованности и согласованности действий всех участников управленческой деятельности.

Являясь важным фактором управления, дисциплина формируется, совершенствуется под воздействием требований правовых норм, закрепленных в законах и подзаконных актах.

Это означает, что, с одной стороны, законность и дисциплина являются самостоятельными категориями, с другой — они находятся в неразрывной связи, взаимодействуют друг с другом.

Их взаимосвязь заключается в том, что законность служит основой, ядром дисциплины, поскольку одним из требований дисциплины является соблюдение законов и других нормативных актов.

Законность является способом защиты дисциплины, так как основные требования дисциплины оформляются в виде норм, содержащихся в правовых актах. Следовательно, роль и задача законности состоит в том, чтобы поддерживать, укреплять дисциплину.

Связь законности и дисциплины проявляется также и в том, что используемые государством юридические средства укрепления и обеспечения законности одновременно являются средствами укрепления и дисциплины. В свою очередь без соблюдения дисциплины невозможна и строгая законность.

Дисциплина – это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились в обществе и предъявляются к поведению людей.

Выделяют следующие виды дисциплины.

Государственная дисциплина – это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим.

Воинская дисциплина – это дисциплина, возникающая по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами.

Трудовая дисциплина – это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ. Она регулируется нормами трудового законодательства.

Финансовая дисциплина – это дисциплина, устанавливающаяся по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний.

Технологическая дисциплина – это дисциплина, возникающая в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний.

Договорная дисциплина – это дисциплина, возникающая при соблюдении субъектами правоотношений, обязательств, предусмотренных в договорах.

Понятие правопорядка

Правопорядок – состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований законности.

Правопорядок — часть общественного порядка.

Общественный порядок — состояние (режим) упорядоченности социальными нормами (нормами права, морали, корпоративными нормами, нормами-обычаями) системы общественных отношений и их соблюдение.

Понятие общественного порядка шире понятия правового порядка, поскольку в укреплении и поддержании первого важная роль принадлежит всем социальным нормам.

Правопорядок складывается только на основе правовых норм и в силу этого охраняется специальными государственно-правовыми мерами.

Следовательно, правопорядок — часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права и находящихся под защитой закона и охраной государства. Он устанавливается в результате соблюдения режима законности в обществе. Если законность — это принцип, метод деятельности, режим действий и отношений, то правопорядок их результат.

Правопорядок — состояние (режим) правовой упорядоченности — урегулированное™ и согласованности — системы общественных отношений, складывающееся в условиях реализации законности.

Иначе: это атмосфера нормальной правовой жизни, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм (прав, свобод, обязанностей, ответственности) всеми субъектами права.

Правовой порядок как динамическая система вбирает в себя все упорядочивающие начала правового характера.

Каждая страна формирует свой правопорядок. Необходимость его формирования и совершенствования обусловливается двумя встречными интересами — гражданского общества и государства, их основополагающими законами и тенденциями развития.

Гражданское общество объективно испытывает потребность в упорядоченности его функционирования с помощью социальных (в том числе правовых) норм. Оно противостоит беспорядочности, бессистемности.

В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, гарантируется свободное развитие человека, удовлетворение его духовных и материальных потребностей. Поэтому гражданское общество формирует социальные нормы, направленные на укрепление социального и правового порядка.

Государство объективно заинтересовано в правовом обеспечении собственной деятельности — выполнении задач и функций, в правовых взаимоотношениях с гражданским обществом. Государство не приемлет хаоса и произвола.

В условиях стабильного правопорядка укрепляется исполнительская дисциплина всех органов государства и их должностных лиц, успешно проводится внешнеполитическая деятельность. Правовой порядок и законность выступают правовой базой и средством функционирования государственной власти, демократии.

Когда государство в лице уполномоченных на то органов формулирует нормы права, оно закладывает в них основы правопорядка и обеспечивает их реализацию.

Таким образом, правопорядок, как государственно-правовое явление, служит стабилизации, поддержанию равновесия между интересами гражданского обществом и государств

86 Основные пути укрепления законности, правопорядка и дисциплины.

Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.
Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц.

Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении.

Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами. Еще Р. Иеринг писал, что сопротивление личности неправу, т. е. нарушению права, есть обязанность (долг) управомоченных граждан по отношению к самим себе и к обществу.
С убеждением тесно связана профилактика правонарушений.

Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.
Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности.

Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах.

К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе «Моя хата с краю». Полагаем, что процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности.

Важнейшая же роль здесь безусловно принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, сооственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь прежде всего правовыми средствами.

Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменитель-ных и правоохранительных органов.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Маркс в свое время писал, что «даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона» И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.



Источник: https://infopedia.su/8x11102.html

Законность: понятие, принципы, гарантии

95.Понятие и сущность законности как принципа и метода деятельности современного государства. Гарантии законности.

Законность– это требование общества и государства, состоящее в полном, точном и неуклонном осуществлении правовых норм всеми субъектами права.

Выполнение этого требования заключается в добросовестном, ответственном соблюдении, исполнении и применении правовых норм.

м законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения.

Понятие «режим законности» означает определенное состояние соответствия общественных отношений законам и подзаконным нормативным правовым актам. Режим законности есть состояние правомерности общественных отношений.

Предпосылки режима законности:

1) наличие правовых законов и соответствующих им подзаконным нормативных правовых актов;

2) их реализация всеми субъектами права.

Принципы законности:

1. Всеобщность законности.

Она заключается во всеобщей обязательности ее требований, обращенных ко всем субъектам права.

2. Единство законности.

Она заключается в единообразном понимании и реализации правовых норм на всей территории их действия. Местные особенности должны учитываться, но только в рамках закона и на его основе.

3. Верховенство закона.

Все иные правовые акты должны соответствовать закону. Издание правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности.

4. Равенство всех перед законом.

Перед законом все равны и должны ему следовать. Все граждане должны иметь равную возможность пользоваться защитой закона и равную обязанность соблюдать и исполнять его.

5. Неотвратимость юридической ответственности за совершение правонарушения.

Любое правонарушение должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении лица должны быть привлечены к юридической ответственности.

6. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина должны быть не только провозглашены, но и гарантированы, то есть должны быть созданы объективные условия и специальные юридические средства, обеспечивающие реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.

7. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Никакие отступления от закона не могут быть оправданы тем, что его соблюдение в данном случае нецелесообразно. Целесообразность – это деятельность в пределах закона, так как именно в нем должны быть закреплены наиболее целесообразные и справедливые предписания.

Если закон устарел, стал нецелесообразным, его нужно изменить или отменить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая определена законом.

До тех пор, пока закон не изменен или не отменен в установленном порядке, его предписания обязательны для всех субъектов права.

8. Неразрывная связь законности и культуры.

От культурного уровня личности и общества зависит состояние законности. И наоборот, состояние законности является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества.

Для реализации требований законности большое значение имеют ее гарантии.

Гарантии законности — это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию законов и подзаконных нормативных правовых актов, беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.

Под гарантиями законности понимаются объективные условия существования общества и специально выработанные государством и обществом средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами.

Виды гарантий законности:

1) экономические (уровень экономического развития общества, уровень жизни населения);

2) политические (это демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы общества в целом с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, многопартийностью, разделением властей, правовым государством);

3) организационные (это деятельность специальных органов, осуществляющих контроль и надзор за реализацией законов и подзаконных нормативных правовых актов, эффективность деятельности государственного аппарата в целом);

4) общественные (это комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с правонарушениями, нарушениями законности);

5) идеологические (это уровень развития правосознания и правовой культуры личности и общества, уровень идейного, нравственного воспитания в обществе);

6) юридические гарантии (это система специальных юридических средств и способов укрепления законности). К ним относятся:

а) нормы права, в которых выражены требования законности;

б) контрольно-надзорная деятельность государственных органов;

в) меры государственного принуждения (меры защиты, меры предупредительного воздействия, меры пресечения, меры юридической ответственности).

Действенность гарантий законности достигается только в их взаимосвязи, единстве, в системе.

Обеспечение законности представляет собой систему мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности.

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий, ликвидацию негативных факторов, явлений, процессов, которые ведут к нарушениям законности.

Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает:

а) анализ допущенных нарушений законности, причин и условий их совершения;

б) разработку мер по профилактике правонарушений;

в) совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов;

г) разработку мер по укреплению законности;

д) совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности;

е) формирование практических умений и навыков осуществления служебных обязанностей.

Обеспечение законности связано с общей задачей укрепления российской государственности.

Создание гарантий законности является одной из задач правовой реформы.

Правовая реформа предполагает использование таких методов обеспечения законностикак:

— законодательное обеспечение системы прав и свобод человека и гражданина;

— упрочение и защита конституционного строя;

— реформирование системы государственного управления;

— координация нормотворческой деятельности Российской Федерации и ее субъектов;

— реформа местного самоуправления;

— развитие системы правового воспитания, образования и юридической науки и другие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_17114_zakonnost-ponyatie-printsipi-garantii.html

Вопрос 53. Законность: понятие, принципы, гарантии

95.Понятие и сущность законности как принципа и метода деятельности современного государства. Гарантии законности.

Законность – это режим реального действия права в государстве (или: законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права). Законность – это основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы.

Основные формы проявления законности:

воплощение в конституции, законах лучших правовых идей настоящего и прошлого, приоритет прав и свобод человека, справедливость конституции и законов, их соответствие желаниям и интересам народа;

верховенство закона, соответствие всех законов конституции – основному закону, а всех подзаконных актов – законам;

неукоснительное соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми членами общества и в первую очередь – государственными органами и должностными лицами (реализация права в действиях государственных органов и должностных лиц);

эффективная государственная и общественная защита действии конституции и законов.

Законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами. Однако оценить состояние законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития.

Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны – законность отсутствует.

Нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.

Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов: 1) совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего интересам общественного прогресса; 2) полной и безусловной реализации предписаний законов и подзаконных актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

Основные принципы законности:

1. единство (одинаковый режим законности для всей страны, недопущение попыток создания отдельной законности в регионах, отличной от общегосударственной и противопоставляемой ей);

2. всеобщность (соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права – и государственными органами, должностными лицами и гражданами;

3.

целесообразность (закон целесообразен сам по себе, недопустимо его неправильное применение по мотивам целесообразности) (нельзя противопоставлять законность и целесообразность, так как правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью, в них максимально отражаются общественные и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться целесообразностью житейской. Законность предполагает, что местные интересы в полном объеме могут и должны удовлетворяться в рамках закона. И закон предоставляет такие возможности. Например, при определении уголовного наказания судья, руководствуясь законом ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника. Следовательно, целесообразность в правовом государстве реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей. Если же закон устарел, он должен быть изменен или заменен в установленном порядке);

4. верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам;

5. равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом);

6. осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц;

7. предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями.

Примеры нарушения законности:

1. прямое нарушение конституции и законов высшими органами государственной власти;

2. несоблюдение законов и подзаконных актов государственными органами и должностными лицами;

3.

несоблюдение прав и свобод человека;

4. принятие государственными органами неконституционных законов, не соответствующих закону подзаконных актов и деятельность, основанная на них;

5. неправильное применение права;

6. совершение преступлений должностными лицами при исполнении служебных обязанностей.

Гарантии законности (это объективные условия, существующие в обществе и государстве, специальные средства, субъективные факторы, с помощью которых обеспечивается режим законности):

1. общие условия (гарантии) законности:

· экономические (это общественно-экономический строй государства, уровень экономического развития (например: отношения собственности, стабильная денежная система, эффективная налоговая система));

· политические условия (это качественное состояние государства и его деятельности: сильная легитимная государственная власть, разделение власти, конституционность власти и государственных органов, демократический политический режим, иные политические условия. Подлинная законность не может быть обеспечена в условиях недемократического политического режима);

· идеологические условия (идеологический плюрализм, свобода мысли и слова, свобода духовного развития, высокий уровень нравственности, правосознание);

· социальные условия (это материальная защищенность личности со стороны государства: доступная стоимость жизни, обеспечение максимальной занятости, защита безработных, наличие развитой системы социальных услуг, социальная защита населения);

· общие правовые условия (высокий уровень правосознания граждан и должностных лиц, правовая культура общества, эффективное правовое воспитание, прогрессивность и адекватность юридической науки, совершенство законодательства и всей правовой системы);

2. специальные юридические гарантии законности (это конкретные правовые средства, приемы, с помощью которых обеспечивается законность):

· предупреждение правонарушений (профилактика правонарушений (распространение юридических знаний, пропаганда законопослушного поведения, всесторонне правовое воспитание) и конкретные меры предупреждения правонарушений (досмотр багажа, проверка документов, законные оперативные действия (визуальное наблюдение за предполагаемым преступником, прослушивание телефонных переговоров));

· выявление правонарушений (это деятельность правоохранительных органов по обнаружению правонарушений, предварительному установлению их субъектов (участников), объективной стороны деяний, решение вопроса о привлечении к юридической ответственности);

· применение мер пресечения преступлений (подписка о невыезде, задержание, арест, иные меры);

· защита и восстановление нарушенных прав;

· контроль и надзор за состоянием законности;

· юридическая ответственность;

· процессуальные гарантии;

· правосудие.

Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 1878; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-21404.html

Законность: понятие, содержание, принципы, гарантии

95.Понятие и сущность законности как принципа и метода деятельности современного государства. Гарантии законности.

Законность — строгое и неуклонное соблюдение и испол­нение всеми субъектами права юридических норм (законов и подзаконных актов).

Таким образом, нет соблюдения и исполнения требований — нет законности.

Если законность есть строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение законов и иных нормативно-правовых ак­тов, то о законности можно вести речь лишь применительно к соблю­дению и исполнению правил поведения, входящих в состав юридиче­ского права. Соблюдение и исполнение норм естественного права, норм института прав человека вообще не имеют отношения к форми­рованию института законности в пределах конкретного государство-образующего общества.

законности

Включает в себя систему

    • действующего права,
    • субъектов законности,
    • гарантии, защиту, реализацию и обеспечение законности.

Принципы законности:

    1. Принцип единства.
    2. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности.
    3. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности.
    4. Принцип верховенства закона.
    5. Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности.
    6. Принцип взаимосвязи законности и культурности.
    7. Презумпция невиновности.

Подробнее о принципах законности

Принцип единства

Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны.

Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации.

Требования же законности одинаковы.

Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности

В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует.

Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос — руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.

Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть. Целесообразность допустима лишь в рамках самого закона, который во многих случаях предоставляет такую возможность, например, при назначении альтернативных мер наказания, условно-досрочном освобождении, возбуждении уголовного дела и т.д.

Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности

Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем первое. Закон должен быть не суровым, а результативным.

Можно ввести самые драконовские меры «воздаяния за деяния» (что уже не раз было в истории), но если преступники будут оставаться на свободе, если их не будут ловить и судить, то эффективность указанных мер может оказаться незначительной или даже нулевой.

«Мир еще никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить одним наказанием» (К. Маркс).

Принцип верховенства закона

Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер.

Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение — непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемент политико-правовой культуры общества.

Никому не дано право стоять над законом, уходить из-под его воздействия.

Особое место среди законов занимает Конституция как Основной Закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность.

Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности

Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц — это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав.

Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

В ст. 18 подчеркивается: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип взаимосвязи законности и культурности

Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм — это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства.

Поэтому упрочение законности выступает важнейшим средством поднятия культурного уровня населения и отдельной личности, формирования их правосознания.

И напротив, повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности, способствует воспитанию индивида в духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов.

Чем выше культура, чем более она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе.

Презумпция невиновности

Она означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда.

Излишне говорить, какое значение это имеет для законности, ее состояния, укрепления. Иной подход был бы несовместим с подлинной демократией, свободой личности, правовым государством.

Презумпция невиновности закреплена в Конституции РФ, Декларации прав человека и гражданина, в уголовно-процессуальном законодательстве.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/zakonnost-ponyatie-soderzhanie-printsipi-garantii

Законность: понятие и принципы. Гарантии законности: понятие и виды. — ТГП ответы

95.Понятие и сущность законности как принципа и метода деятельности современного государства. Гарантии законности.

Законность- это принцип, метод и режим точного и неуклонного соблюдения требований прававсеми участниками общественной жизни.

 Законность — фундаментальная категория всейюридической науки и практики, а её уровень и состояние служат главнымикритериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Законность выражаетобщий принцип отношения общества к праву в целом.

Поэтому её содержаниерассматривают в трёх аспектах: а) в плане «правового» характераобщественной жизни; б) с позиций требования всеобщего уважения к закону иобязательного его исполнения всеми субъектами; в) под углом зрения требованиябезусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраныправопорядка в целом от любого произвола. Законность — этообщественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона вобщественной жизни, соблюдении правовых норм всеми участниками общественныхотношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом вдеятельности должностных лиц.

 Принципы законности:

 1. Единство законности (законы и их соблюдениеедины для всех и на всей территории)

 2. Неотвратимость реализации законности ( т.е.юр. ответственности за нарушение требований закона)

 3. Всеобщность законности

 4. Верховенство закона

 5. Защита прав и свобод человека какприоритетной цели законности

 6. Целесообразность. (существует презумпцияцелесообразности закона, брать под сомнение закон по личным соображениямнедопустимо)

 7. Связь законности и культуры (неуважениезаконов, их нарушение, правовой нигилизм — проявление некультурности,отсталости государства)

Гарантиизаконности — это объективные условия и субъективные факторы, а такжеспециальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных гарантийнужно четко различать общие условия и специальные средства.

Общие условия сутьобъективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, вкоторых осуществляется правовое регулирование.

Эти условия создают макросредуреализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени испециальные средства по укреплению законности.

 Важной предпосылкой наилучшего использованияблагоприятных условий в деятельности по укреплению законности является ихмаксимально возможная конкретизация. Экономические условия. Это состояниеэкономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д.

Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизните, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для ихразвития и воздействия на людей, а также путем использования организационныхмер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов.

Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности: Политическиеусловия. Основным политическим условием стабильной законности является сильнаягосударственная власть. Сила государственной власти определяется не величинойармии, не мощью репрессивного аппарата.

Сильная государственная власть — этоустойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способнаяобеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государствогарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективнуюборьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями.

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнемполитической, правовой и общей культуры населения.

Законность предполагаеттакой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личнымубеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередьгосударственного служащего, законодателя. предписаний во многом зависят отположения Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону,реализация его, сложившегося в социальной сфере.

 Правовые условия. Состояние законности какполитико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системызаконодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным,стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимымимеханизмами реализации и охраны.

Среди них можно отметить состояние правовойнауки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений,научно-теоретических конструкций.

Непосредственное влияние на уровеньзаконности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепцииСпециальные средства обеспечения законности — это юридические и организационныесредства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди нихможно выделить юридические и организационные гарантии (средства).

Уровеньзаконности определяется и эффективной деятельностью политического руководстваЮридические гарантии — совокупность закрепленных в законодательстве средств, атакже организационно-правовая деятельность по их применению, направленные наобеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав исвобод. (деятельность прокуратуры). Среди юридических гарантий различаютследующие.

Средства выявления, (обнаружения) правонарушений (органовпредварительного расследования, Конституционного Суда и т. д.) Средствапредупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющиепредотвратить возможные правонарушения. Средства пресечения правонарушений.

Кним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений,нарушений прав, свобод граждан и организаций. Меры защиты и восстановлениянарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являютсяпринудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация(принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.

Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного всовершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым дляукрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, анеотвратимостью.

Среди юридических гарантий особая роль отводитсяпроцессуальным гарантиям Наконец, важнейшей гарантией законности являетсяправосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешениягражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности. Подорганизационным гарантиями понимаются различные мероприятия организационногохарактера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями,защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданиюусловий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов,образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы сорганизованной преступностью, с коррупцией и т.д.).

Источник: https://www.sites.google.com/site/tgpotvety/home/zakonnost-ponatie-i-principy-garantii-zakonnosti-ponatie-i-vidy

Uchebnik-free
Добавить комментарий