91.Показатели уровня правовой культуры общества и личности. Значение правовой культуры в формировании правового государства в России.

Содержание
  1. Правовая культура: понятие, структура, показатели
  2. правовой культуры (показатели — уровень элементов содержания):
  3. Структура правовой культуры включает:
  4. Виды правовой культуры:
  5. Уровни правовой культуры:
  6. Функции правовой культуры:
  7. Сборник докладов Международной научно-практической конференции
  8. Правовая культура и правовое государство
  9. fВведение
  10. fГлава I. Правовая культура и правовое государство в их взаимосвязи
  11. ПРАВО. ТЕОРИЯ. Правовая культура
  12. Правовая культура. Понятие.
  13. Функции правовой культуры.
  14.  Уровни правовой культуры:
  15. Формы правовой культуры.
  16. Правосознание.
  17. Уровни правосознания:
  18. Виды правосознания:
  19. Структура правосознания:
  20. Правовое воспитание.
  21. Пути и методы правового воспитания:
  22. Виды деформации правосознания:
  23. Правовой нигилизм. Формы проявления:
  24. Пути профилактики правого нигилизма:
  25. Правотворчество.
  26. Значение правовой культуры для гражданина и общества:

Правовая культура: понятие, структура, показатели

91.Показатели уровня правовой культуры общества и личности. Значение правовой культуры в формировании правового государства в России.

Правовая культура – это

    1. совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц;
    2. совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней  потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура общества охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе

    • ясные законы,
    • совершенную законодательную технику,
    • развитую правовую науку,
    • высоко организованную юридическую практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности.

Правовая культура отдельной личности включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения, близко примыкает к образованности и зависит от правовой информированности.

правовой культуры (показатели — уровень элементов содержания):

    1. знание права,
    2. отношение к праву,
    3. привычка соблюдать право (закон),
    4. правовая активность.

Структура правовой культуры включает:

    • культуру правового сознания, правового поведения;
    • культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

Культура правового сознания – правовая интуиция, позволяющая отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого; правовые знания, представления и убеждения.

Культура правового поведения – наличие правовых ориентации, определенный характер и уровень правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.

Виды правовой культуры:

    1. правовая культура общества;
    2. правовая культура индивида;
    3. правовая культура социальных общностей (этносов, наций, народов).

Уровни правовой культуры:

    • обыденная,
    • профессиональная и
    • доктринальная.

Обыденный уровень — характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта; ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями.

Специфика обыденной правовой культуры в том, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав.

Профессиональный уровень — складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Доктринальный уровень — опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений.

Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права.

Доктринальная правовая культура является необходимым условием (средством) совершенствования законодательства, развития науки и подготовки юридических кадров.

Функции правовой культуры:

    1. познавательная (освоение правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права; тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества);
    2. регулятивная (направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка);
    3. коммуникативная (способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей, реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства);
    4. прогностическая (охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы);
    5. ценностно-нормативная (проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах).

Правовая культура — качественное правовое состояние личности, и общества, совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики.

Правовая культура — часть общей культуры общества или отдельной личности. Она тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры.

И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным.

Юридическая культура — важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.

Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать — уважать — соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravovaya-kultura-ponyatie-struktura-pokazateli

Сборник докладов Международной научно-практической конференции

91.Показатели уровня правовой культуры общества и личности. Значение правовой культуры в формировании правового государства в России.

Оганесян A. A.

Проблемы формирования правового государства имеет глубокие исторические корни, еще древние философы Платон и Аристотель в своих трудах были озабочены поисками лучшей формы государственного устройства, которая бы отвечала интересам абсолютного большинства гражданского общества. Конституция РФ гласит, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Все бы ничего, если бы не одно словосочетание — «правовое государство».

Идея правового государства заключается в том, что верховенство закона превыше всего по отношению ко всему обществу, к государству, ко всем слоям населения, к личности. Другими словами, это государство, в котором господствует право или другими словами нормативно-правовой акт. Базовыми принципами правового государства являются:

  • главенство закона и права над всей общественной жизнью, в том числе и над органами власти (принцип законности);
  • признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
  • разделение государственно власти на три уровня по горизонтали;
  • разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
  • стабильность законности и правопорядка в стране и т.д.

Однако на пути построения социально справедливого государства постоянно встает вопрос: каким образом можно этого достигнуть в обществе, где присутствует правовой нигилизм, недостаточно развита правовая культура? Как представляется, формирование правового государства возможно лишь там, где правовая культура и правовое сознание гражданского общества достигли своего совершенства. Отсутствие того и другого в значительной степени затрудняет формирование правового государства, а преждевременное его провозглашение, как это сделано в Конституции РФ, носит характер профанации, рассчитанной на юридическую безграмотность населения.

Любая культура, будь то художественная или религиозная — это, прежде всего, цивилизованный образ жизнедеятельности, структура и система интеллектуальных, духовных, психологических и нравственных ценностей индивида, социальных групп и общества в целом.

Л. Н. Коган отмечал, что культура, неважно какая, дает возможность человеку не только адаптироваться в определенной системе общественных отношений, но и становится условием превращения каждого вида деятельности в арену самореализации1Коган Л. Н. Социальная культура и многостороннее развитие личности, М., 1976. С.

227.. Культура влияет на всю структуру личности человека и все виды ее деятельности во всех сферах ее жизни. «В этом смысле культура выступает одновременно условием деятельности человека в любой среде, нормой и характеристикой этой деятельности»2Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997..

Специфика правовой культуры заключается в особой форме жизнедеятельности государства и всех государственных служащих, а также всех субъектов права.

Правовая культура зависит не только от знания законов, безусловного и правильного их применения субъектами государственной власти, но и от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа. Правовая культура — это особая ценность общества.

Другими словами, правовая культура — это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву. Правовой процесс без правовой культуры не могут существовать друг без друга, ибо они взаимосвязаны между собой.

Знания и глубокое понимание роли государства и права в жизни общества, готовность следовать этим знаниям, сообразование своего повседневного поведения с действующим правом, уважение к накопленным правовым ценностям — все это характеристики именно правовой культуры3Каминская В. И., Ратинов А. Р.

Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1994.. Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, т.е. знание людьми права, их отношение к закону, суду.

Правосознание — это внутренний, индивидуальный регулятор правового поведения, который может характеризоваться как положительно, так и отрицательно, все зависит от обстоятельств, в которых развивается индивид.

Как форма или область сознания, правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение, деятельность людей в юридически значимых ситуациях. Правосознание определяется социально-экономическими условиями жизни общества, его культурно-правовыми, демократическими или авторитарными традициями, т.е. на все это влияет как правовой режим, установленный в государстве.

Но на самом деле правовая культура — нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания.

Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Поэтому можно утверждать, что не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура.

Лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется определенным уровнем знания действующих норм; ему свойственно уважительное отношение к праву и оно строит свое поведение в соответствии с теми положительными оценками права, которые выносит.

Таким образом, правовая культура — это единство правовых знаний, оценок и поведения. Иметь правовую культуру — значит не только самому выполнять требования юридических норм, но и добиваться того, чтобы и другие субъекты следовали им.

Правовая культура, как и любое государственное явление, имеет свой круг субъектов.

Самым ярким выступает правовая культура общества, которая отражает специфику национального правосознания населения страны, например молодежи, граждан старшего возраста, жителей городов, сельской местности, групп, выделенных по образовательному, профессиональному признаку.

Также она включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.

Следующим субъектом будет являться личность. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности. На индивидуальную правовую культуру оказывает воздействие полученное лицом образование, профессиональная принадлежность, отношение к религии, бытовая среда и так далее.

Но, к сожалению, в данный момент вследствие многочисленных нарушений правовых норм со стороны государственных и общественных структур в жизнедеятельности гражданина, в их сознании формируется негативная установка на правовую незащищенность. Ее устойчивость определяется представлениями о степени не надежности правовой системы по защите их прав.

Это связанно с тем, что во всех случаях граждане оценивают свою защищенность Законом меньше по отношению к правоохранительным органам. Поэтому часто можем увидеть нарушение прав гражданина государственными органами и общественными организациями, и это явление стало достаточно распространенным, так как во многом определяется состоянием правовой системы и практики.

Эффективность правоохранительной деятельности определяется, прежде всего, тем, насколько адекватно реагируют общество и государство на подобные факты. К примеру, незнание закона о защите своих прав связано как с несовершенством правовой системы и ее функционирования, так и с уровнем правосознания молодежи.

Влияние этих факторов оценивалось на основе данных анализа ответов на вопрос: «Что из перечисленного и в какой степени мешает гражданам реализовывать свои права?» Почти половина ответивших (44,8%) сказали, что им мешает неумение постоять за себя, отсутствие навыков отстаивания своих интересов, что свидетельствует об осознании гражданами состояния собственной беспомощности перед официальными органами, бесполезности предпринимать какие бы то ни было действия.

Иначе говоря, почти половина опрошенных не ощущают себя активным субъектом правовых отношений. Характерно, что причину такого положения они видят не в недостатках действующего законодательства.

Также проводили опрос среди российских граждан. Результат был такой. На вопрос: «Знаете ли вы о своих правах?» 50% ответили, что знают, 13% — не знают, 37% — знают частично. О своих правах граждане узнали: 57% — в учебном заведении, 30% от окружающих людей, 7% — из СМИ, 6% написали свой вариант.

На вопрос проводят ли с ними разъясняющие беседы о правовой культуре граждане (подростки): 30% — ответили да, 7% — нет, 3% — никогда не проводили, 60% — проводят иногда. Как граждане относятся к правоохранительным органам: 94% — считают, что нужны, 3% — думают, что не нужны, 3% — затрудняются ответить.

Помогают адвокаты людям: 70% — ответили да, 7% — нет, 20% — зависит от ситуации, 3% — затрудняются ответить. Может ли гражданин высказывать свое мнение: 90% — думаю, что да, 10% — иногда.

Анализируя некоторые моменты этого опроса, можно отметить, что большинство граждан Российской Федерации не до конца осознают, как важна правовая культура в России.

Чтобы поднять уровень правовой культуры, следует установить рациональный путь становления правосознания личности, помогающий осознать социальную ценность права, понять смысл действующих законов и их личную значимость. В этом случае, даже сталкиваясь с негативными явлениями в правовой сфере, граждане будут воспринимать их не как норму жизни, а как противоречащие праву и требующие устранения.

Таким образом, в процесс правового образования происходит становление позитивного, развитого, целостного правосознания, являющегося ядром правовой культуры личности, побуждая ее к правомерным действиям и поступкам.

Правовое образование гражданина современной России должно опираться на становлении правовой культуры граждан демократического общества. Также необходимо расширить и усовершенствовать систему учебных заведений, ведущих подготовку профессиональных юристов.

Речь идет и о среднее специальных, и о высших учебных заведениях и факультетах. Наряду с этим важно осуществлять правовое образование в учебных заведениях неюридического профиля.

Особое место должно занять правовое образование и просвещение государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека.

Такая систематическая юридически-воспитательная работа тем более необходима для России, что в массовом, а нередко и в профессиональном правосознании все еще широко распространены стереотипы нигилистического отношения к праву и государству.

Тем самым, анализируя вышесказанное, нельзя утверждать, что правовая культура не влияет прямо на правовое государство. Следовательно, чем выше уровень правовой культуры, тем быстрее государство станет правовым. В своем заключении еще раз отметим слова М. Монтеля о том, что достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей.

Источник: https://isfic.info/SPBU/konf17.htm

Правовая культура и правовое государство

91.Показатели уровня правовой культуры общества и личности. Значение правовой культуры в формировании правового государства в России.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Глава I. Правовая культура и правовое государство в их взаимосвязи
  • 1.1 Концепция и признаки правового государства
  • 1.2 Правовая культура: понятие, элементы, функции
  • Глава II. Пути и методы совершенствования правовой культуры
  • 2.2 Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры
  • Глава III. Проблемы и особенности правовой культуры в современной России
  • 3.1 Место и роль правовой культуры в формировании правового государства
  • 3.2 Пути повышения правовой культуры российского общества
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Глоссарий

fВведение

правовая культура государство россия

Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового принципа «не запрещенное законом дозволено». Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом.

В России действие указанной аксиомы в силу правовой безграмотности подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьезные негативные последствия, хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих личную инициативу и предприимчивость субъектов, она совершенно необходима.

Поэтому усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма.

Таким образом, актуальность представленной темы вполне очевидна. Данная тема также интересна и важна с точки зрения выбранной мною сферы деятельности, т.к.

любой юрист должен сам обладать высоким уровнем правового сознания и правовой культуры.

Это необходимо в первую очередь для профессиональной деятельности, для профилактики правонарушений, а также для формирования правовой культуры населения и положительного отношения граждан к праву.

Объектом исследования является правовая культура в контексте правового государства.

Предмет исследования — роль и место правовой культуры в формировании правового государства.

Цель исследования — комплексное изучение понятия правовой культуры и ее значимости в процессе формирования правового государства.

В связи с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

дать определение основным понятиям (правовая культура, правовое государство, правосознание, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовое воспитание), рассмотреть их взаимосвязь;

рассмотреть структуру, уровни проявления, функции правовой культуры;

определить место и роль правовой культуры в формировании правового государства;

проанализировать основные проблемы формирования и повышения правовой культуры и правосознания как одного из главных ее компонентов;

выявить характерные черты правовой культуры граждан Российской Федерации;

предложить пути повышения правовой культуры российского общества.

Степеньразработанностипроблемы. Вопросы, связанные с проблемами правового взаимодействия общества, государства и личности всегда были в центре внимания мировой общественной мысли.

Наиболее активно концепция правового государства впервые стала развиваться французскими мыслителями (Монтескье, Руссо, Вольтер, Дидро), которые исходили из важности законности в обществе, ограничения всевластия государства (принцип разделения властей) и наличия неотъемлемых естественных прав личности.

Несмотря на объективные ограничения и трудности, свой вклад в развитие идеи правового государства, имеющий самостоятельное научное значение, успели внести и российские ученые-правоведы конца 19-го — начала 20-го века: Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, B. C. Соловьев, И.А. Ильин, Г.Ф. Шершеневич и многие другие.

Для этого периода характерно представление об этической природе права, и в зависимости от особенностей понимания ими природы права были сформированы целые философско-правовые школы: социологическая (С.А. Муромцев), позитивная (Н.М. Коркунов), психологическая (Л.И. Петражицкий) и др.

На рубеже 80-90-х годов прошлого столетия появились публикации, посвященные специальному исследованию становления нового российского государства. Среди них следует выделить работы М.В. Баглая, Н.Н. Гриценко, Л.С. Мамута, В.П. Милецкого, В.А. Торлопова.

Внимание указанных ученых сосредоточено главным образом на анализе правового государства, его сущности, функциях, параметрах, социальной политике, перспективах и факторах его развития. Обстоятельно раскрывается связь государства с обществом, экономикой, процессами российской модернизации.

Однако правовая культура затрагивалась лишь фрагментарно.

Теоретическуюосновуисследования составили идеи таких ведущих ученых-правоведов как: С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, А.Б. Венгеров, Н.Н. Вопленко, А.А. Иванов, М.Б. Мироненко, И.А. Иванников, С.А. Комаров, В.Н. Кудрявцев, Д.А. Липинский, Матузов Н.И., Малько А.В. и других ученых.

В публикациях указанных авторов содержатся позитивные идеи, выводы и обобщения о социальной природе, специфических особенностях, месте и роли правовой культуры общества, взаимосвязи с политическим сознанием, законностью, путях и особенностях формирования правовой культуры.

Методологическойосновойисследования послужили общенаучные и частно-научные методы познания: диалектический, сравнительно-правовой, системный, метод анализа и обобщения законодательства и практики его применения. Были использованы также методы сравнительного правоведения, моделирования, прогнозирования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария и приложений.

fГлава I. Правовая культура и правовое государство в их взаимосвязи

2.1 Правосознание как неотъемлемый элемент правовой культуры и необходимость его совершенствования в процессе продвижения к правовому государству

Структурная характеристика правосознания представляется двумя элементами: правовой психологией и правовой идеологией. Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания. Это осознанное отношение к праву, выражаемое в обоснованной, аргументированной критике или одобрении всей правовой системы, правовых учреждений, судов, отдельных законов и т.п.

Правовая идеология — это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных исследованиях по вопросам государства и права их сущности и роли в общественной жизни.

Поскольку в них содержатся объективные выводы и обобщения, это позволяет государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности. Правовая идеология есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения.

Она должна формироваться как процесс выявления теоретического осознания, координации и согласования различных общественных интересов через достижение социального компромисса.

В этом случае правовая идеология будет содержать большой нравственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высокую роль суда, как антипода командно-бюрократическому управлению, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой.

Правовая идеология обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок.

В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывающие конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, волю и интересы, как большинства, так и меньшинства, другие факторы. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.

В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением.

Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Практика изучения правомерного поведения показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на неправомерное поведение.

Например, имеют юридическое значение состояния сильного душевного волнения при совершении преступления.

Правовая психология охватывает совокупность правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний и переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы. Она является непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения.

Через правовую психологию реализуются: а) органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.

Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены нормы права, законность. Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий; как стыд и совесть.

Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований.

Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпеливое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний — это все относится к области правовой психологии. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.М., 2008.С. 204. Таким образом, правовая психология — это также оценка существующего и желаемого права, но выражается она в виде эмоций, штампов, стереотипов, иных психологических характеристик.

Психологическая структура правосознания играет значительную роль в формировании и реализации права. Это либо мощный фактор правового развития, прогресса в демократических преобразованиях, либо тормоз, сопротивление преобразованиям, реформам.

Причем психологическую структуру в решающей степени формирует национальная психология.

Сложившиеся за многие столетия национальные привычки, обычаи, особенно на бытовом уровне, диктуют эмоциональное отношения у этносов к тем или иным правовым нововведениям, модернизациям.

От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение властвовать собой. Это свидетельство взаимосвязи и взаимообслуживание правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания.

Итак, как элемент правовой культуры, правовое сознание, включающее правовую идеологию и правовую психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через которой пропускается все факторы, влияющие на право и правовое поведения (деятельность).

Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актом позволяет выделить в правосознании и другие элементы.

Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.

Информация может быть полной и всесторонней (например: после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов.

Информационный уровень правосознания — обязательная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.

Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре.

На основе ценностных представлений человека формируется мотивы его поведения в правовой сфере.

Осознание ценности права личностью способствует превращению права из «чужого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целей интересов человека.

На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях предусмотренных законом.

Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, — все эти моменты входят в волевой элемент правосознания.

Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, то есть психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует, лишь понимаю его роли и места в жизни человека и общества. Основы государства и права. 4-е изд. / Под. ред. Комарова С.А. СПб.: Питер, 2008 С. 72.

Источник: https://revolution.allbest.ru/law/00226338_0.html

ПРАВО. ТЕОРИЯ. Правовая культура

91.Показатели уровня правовой культуры общества и личности. Значение правовой культуры в формировании правового государства в России.

  1. Понятие правовой культуры. Правовая культура в узком и широком смысле.
  2. Структура правовой культуры.
  3. Функции правовой культуры.
  4. Уровни правовой культуры.
  5. Формы правовой культуры.
  6. Правосознание: понятие, уровни, виды, структура.
  7. Правовое воспитание, пути и методы.
  8. Виды правовой деформации: правовой нигилизм, инфантилизм, фетишизм.
  9. Правотворчество и его виды.
  10. Законность и правопорядок.
  11. Значение правовой культуры для граждан и общества.

Правовая культура. Понятие.

Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.

Правовая культура в узком смысле – образ мышления, стандарты и нормы поведения конкретных людей.

Правовая культура в широком смысле – уровень развития права в обществе, правовое сознание, правомерное поведение, правовые отношения, правовые учреждения. Структура правовой культуры:  • состояние правосознания в обществе;  • действенность функционирования правовых органов и учреждений;  • уровень правотворческой деятельности (правотворчества);

  • состояние законности и прочность правопорядка.

Функции правовой культуры.

  • Познавательно-преобразовательная — теоретическое осознание и обоснование необходимых мероприятий по формированию правового государства, организация их проведения: инициативы органов государственной власти или общественных организаций о внесении поправок, дополнений или изменений в существующие законы, выявление противоречий в системе законодательства.
  • Праворегулятивная — обеспечение устойчивого, слаженного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом: четкие представления граждан о необходимости соблюдения законности и правопорядка, о недопустимости нарушать своими действиями права других людей.
  • Ценностно-нормативная — оценочное отношение личности к цели и результатам правовой деятельности, изучение этого отношения: реакция граждан на принятый закон, деятельность органов прокуратуры или милиции, а также изучение закономерностей данной реакции.
  • Правосоциализаторская — формирование правовых качеств личности (через организацию правового просвещения, правовой помощи, самовоспитание): уроки правоведения и обществознания в школе, работа юридических консультаций, самостоятельное изучение гражданами правовых проблем, знакомство с новыми законами и т. п.
  • Коммуникативная — регулирование общения граждан в правовой сфере: наличие у граждан представления о необходимости юридического оформления сделок, поступления на работу и т. п.
  • Прогностическая — анализ тенденций, характерных для правовой системы общества: использование элементов научного прогнозирования и планомерности в законодательной деятельности.

 Уровни правовой культуры:

  • обыденный — ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений;
  • профессиональный — свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне — присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.
  • теоретический — включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.

Формы правовой культуры.

1.Правовая культура личности – отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности. Включает в себя:

  • правосознание человека;
  • привычку к правомерному, законопослушному поведению;
  • правовую активность личности, т. е. умение эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей.

 Проявления правовой культуры личности: знание Конституции, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; уважительное отношение к праву; стремление строить свое поведение в соответствии с предписаниями правовых норм; готовность остановить правонарушение и др.

2.Правовая культура общества — отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности.Складывается из правовой культуры отдельных граждан.

Проявления правовой культуры общества: незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов; уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина; системность и доступность законодательства; строгое и неуклонное соблюдение законности и др.

3. Правовая культура социальных групп – свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества);

Важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе.

Правосознание.

Правосознание (правовое сознание) — это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

Уровни правосознания:

• обыденное (эмпирическое): уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо особыми познаниями в праве.

профессиональное: правосознание юристов, которые облагают глубокими знаниями в юриспруденции.

научное (теоретическое): характерно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право.

Виды правосознания:

индивидуальное: формируется у конкретного индивида.

групповое: формируется в отдельных социальных группах (например, у бюрократов).

общественное. 

Структура правосознания:

  • правовая идеология;
  • правовая психология.

Правовая идеология – это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права.

Правовая психология – это эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы. Это стихийный, интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания.

Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на выбор того или иного поведения — правомерного или неправомерного. Человек воспринимает право не только интеллектуально — разумом, рассудком, но и эмоционально — ощущая, чувствуя правовое воздействие.

Правовое воспитание.

Правовое воспитание — целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.

Целью правового воспитания является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан.

Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. В то же время, развитие правосознания определяет выбор индивидом правомерного или неправомерного поведения, а следовательно, и общее состояние законности и правопорядка.

Пути и методы правового воспитания:

  • правовое обучение (обучение основам права в школе, профессиональная правовая подготовка в юридических вузах и др.);
  • правовая пропаганда через средства массовой информации,
  • выпуск разнообразной юридической литературы,
  • создание компьютерных баз данных («Гарант», « Консультант-плюс», «Кодекс»).

Виды деформации правосознания:

  • правовой нигилизм– это негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, осознанный выбор неправомерного поведения;
  • правовой фетишизм– это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;
  • правовой инфантилизм– это недооценка роли права, плохое знание права.

Правовой нигилизм. Формы проявления:

  • равнодушное отношение к роли и значению права;
  • скептическое отношение к возможностям права;
  • полное неверие в возможности права и негативное отношение к нему.

Пути профилактики правого нигилизма:

  • обеспечение качества принимаемых законов;
  • упрочение законности и правопорядка;
  • совершенствование юридического образования;
  • наличие в стране действенного и справедливого правосудия;
  • повышение уровня правовой культуры населения, государственных и муниципальных служащих, профессиональной культуры юристов.

Правотворчество.

Правотворчество (правотворческая деятельность) — специальный вид деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды:

  • непосредственное правотворчество народа (референдум);
  • правотворчество государственных органов (Государственной Думы, Правительства и др.);
  • правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, губернатора и др.);
  • правотворчество организаций, учреждений, предприятий.  Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество)— это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.
  •   В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется:   — соблюдение и уважение права;  — понимание его культурной и духовной ценности.  Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка.  Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям.  Правопорядок характеризуется следующими критериями: Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество) — это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.  В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется:   соблюдение и уважение права;  понимание его культурной и духовной ценности.
  • Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка.  Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям.  Правопорядок характеризуется следующими критериями:

— высоким уровнем соблюдения законов;  — обеспечением и реализацией субъективных прав;  — исполнением юридических обязанностей всеми гражданами, организациями, государственными органами.

Значение правовой культуры для гражданина и общества:

  • способствует гармоничному развитию человека, созданию правовых ценностей;
  • накапливает юридические знания и опыт человечества, что позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса;
  • отражает своеобразие национальной государственности, правопорядка и правовой системы;
  • является предпосылкой укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить демократическое государство.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/

Uchebnik-free
Добавить комментарий