90.Соотношение науки и власти в современном обществе.

89. Соотношение науки и экономики в современном обществе

90.Соотношение науки и власти в современном обществе.

Экономикаявляет собой одну из сложнейших системв жизни общества: она включает себя совокупность хозяйственных процессов,которые совершаются в обществе наоснове сложившихся отношений собственностии организационно – правовых норм.

Всовременном обществе наука и экономикатесно связанны. Так

наука, с определенных позиций показывает, анализирует и прогнозируетхозяйственные отношения и движениятоварных и денежных масс в их качественнойи количественной определенности ипереплетенности.

Ее развитие выявляетсистему факторов, а связи с этим и хозяйственные отношения людей, отыскиваетопределенные принципы и законы,действующие и управляющие хозяйственнойжизнью общества.

Экономика в своюочередь пользуется результатами научныхисследований, применяет техническиеизобретения, созданные наукой, используетметоды и приемы, предлагаемые наукой ивкладывает деньгив развитие научных разработок иисследований.

Возникновение промышленногошпионажа так же связанно со стремлениемвнедрить в экономическую жизнь обществанаучных изобретений. Таким образом,экономика вкладывает в науку деньги, анаука занимается решением проблем,важных для экономики.

Экономикаизначально тяготеет над обществом игосударством. В данных условиях задачанауки заключается в том, чтобы выявитьсоциально – экономические связи всовременном обществе. Без экономическогообразования невозможно управлятьгосударством.

Речь идет не о профессиональномзнании современной экономики во всехее узкоспециальных проблемах, а хотябы об общем знакомстве с макроэкономикойи ее основополагающих принципах. Рольнауки в экономики заключается в том,что разрабатывается сложная структурно– функциональная система производственныхотношений.

В современном производстве,в котором все большую роль играет система управления, немалое значениеприобретают отношения, складывающиесяв результате учета и подбора кадров сучетом их способностей, опыта, интересов,и нужд самого производства.

Системаэкономических отношений чрезвычайнообширна – от индивидуальных отношенийотдельных производителей доосновополагающего отношения к средствампроизводства. Экономика и экономическиеотношения в современном обществепредполагают управление, которое иразработано было наукой.

Это привелок возникновению управления различнымивидами производства, появилась наукаоб управлении, сформировался институтменеджеров, наемных специалистов поуправлению различными отраслямидеятельности. наука стала вырабатыватьтактику и планирование, внедрениеэффективных методов организации труда,систему учета и контроля на основеширокого использования компьютеров иинформатики.

90.Соотношение науки и власти в современном обществе

Власть — способность и возможность осуществлятьсвою волю, оказывать определяющиевоздействие на деятельность людей,поведение с помощью каких либо средств– авторитета, права, насилия. Властьдетерминируется рядом факторов, преждевсего экономическим строем. Различают власть экономическую, политическую,государственную.

Говоря о соотношениинауки и власти, П. Поппер считал, чточем сильнее вторая, тем хуже для первой.Накопление и концентрация политическойвласти, с его точки зрения, является «дополнительными» по отношению кпрогрессу научного знания в целом. Ведьпрогресс науки зависит от свободногосоревнования идей, и в конечном счетеот политической свободы.

Гейзенбергсчитал, что благосостояние народа иполитическая власть зависят от состояниянауки, и ученый не может игнорироватьэти практические результаты.

Такимобразом, наука находится в теснойзависимости во первых: от политическойвласти, которая определяют наиболее приоритетные на данный момент областиисследования науки (например можнорассказать про развитие науки в сталинскуюэпоху).

Таким образом, власть воздействуетна науку в меньшей степени на есстесствено– научные, и в гораздо большей степенина гуманитарные, которые оказываютсяпод мощнейшим идеологическимвоздействием. Отвечаяна идеологические потребности общества,наука предстает как инструмент политики.

Из истории отечественной науки видно,как марксистская идеология полностьюи тотально контролировала науку, веласьборьба с кибернетикой, генетикой,математической логикой и квантовойтеорией. Оценивая эту грань развитиямарксистской науки, Э.Агацци приходит к любопытным выводам:«…

она [идеология] стреми­ласьлишить науку имиджа объективного знания,который обеспечивал ейпревосходство над идеологическиммышлением… Марксисты твердили осоциальной зависимости науки, особеннокак деятельности, в ее при­кладныхобластях и компромиссах с властью(прагматический уровень),а кроме того, склонялись к отождествлениюнауки с технологией».

Офи­циальнаянаука всегда вынуждена поддерживатьосновополагающие идео­логическиеустановки общества, предоставлятьинтеллектуальные аргу­менты ипрактический инструментарий, помогающийсохранить суще­ствующейвласти и идеологии свое привилегированноеположение. В этом отношении наукепредписано «вдохновляться» идеологией,включать ее в самоесебя.

Как метко заметил Т. Кун, «ученыеучатся решать голово­ломки,и за всем этим скрывается большаяидеология». Поэтому вывод о нейтральностинауки всегда сопряжен с острой полемикой.Посколькуусвоение идеологии часто начинаетсяна бессознательном уровне,в процессе первичной социализации, тонаука в принципе никог­даполностью не может освободиться отвлияния идеологии, хотя всегда стремитсябыть антиидеологичнойНаука стре­митсяк точному и адекватному отражениюреальности, зачастую терпи­ма кконкурирующим теориям, никогда неостанавливается на достигну­томи подвержена фальсификации.

Вовторых, мощное влияние на развитие наукиоказывает экономическая ситуация. Еслив общество оказывается в экономическомкризисе, это оказывает мощнейшее влияниена науку.

Источник: https://studfile.net/preview/10906583/page:76/

Наука и власть

90.Соотношение науки и власти в современном обществе.

Есть ли границы между наукой и властью или они неразделимы. При рассмотрении этой проблемы существуют два вектора анализа: а) влияние науки на политику (власть); б) воздействие науки на политику.

Логика общественного развития на всех ее этапах постоянно убеждала властные структуры в необходимости считаться с научными выводами, результатами и рекомендациями. Наука систематически показывала, что использование ее данных способно всерьез изменить лицо общества, улучшить жизнь людей.

Поэтому ученые всегда, так или иначе, были привлечены во власть, являлись участниками государственного аппарата с целью руководства не только наукой, но и всем обществом на научных принципах (огосударствление науки).

О значимости и важности научной политики, научного управления обществом заговорили еще в эпоху античности. В частности Платон в своем идеальном государстве выделял в качестве высшей управленческой силы общества философов – мудрецов.

В конце XIX – начале XX вв. возникает самостоятельная научная дисциплина под названием политология (политическая наука).

Особенно четко предмет и задачи политологии были определены международным коллоквиумом по вопросам политологии, состоявшимся в 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО, рекомендовавшей политологию в качестве общеобязательной учебной дисциплины в европейских странах. Политическая наука должна заниматься изучением и созданием:

а) политических теорий;

б) политических институтов;

в) партий, общественных групп, общественного мнения;

г) международных отношений.

Политология, как наука о политике, тесно взаимодействует с такими науками, как философия, история, социология, юриспруденция, психология и другие, используя их категории: общество, культура, правовое государство, гражданское общество, социальные группы, общественное мнение и др.

По мнению экспертов, существуют следующие методы познания политических явлений (Политология под ред. М.А. Василика, М., 2001)

— институциональный, где основное внимание уделяется анализу деятельности политических организаций и институтов.

— сравнительный, суть которого в изучении (сравнении) различных форм политических явлений, выявлении в них общего и особенного.

— социологический: сбор фактического материала, касающихся политических процессов с помощью социологических методов (анкетирование, интервью и т.д.)

— антропологический: исследует связь личностных черт, типов личности с политическими процессами и явлениями.

— психологический: ориентирован на изучение политического поведения индивидов и групп.

— коммуникативный: рассматривает политические структуры, политические явления как коммуникативные единицы, информационные потоки.

— структурно-функциональный системный подход: рассматривает, индивида, группу, политические явления как элементы сложной политической системы – общества. Данный подход позволяет четко выделить все составляющие политической жизни и описать многообразие их связей. В данном подходе принято рассматривать все политические процессы через призму целостности общества.

— метод экспертных оценок: выявление мнения опытных в политике людей.

— метод политического моделирования: составляются модели политических процессов, где обозначены главные элементы и связи.

Функции политологии:

· познавательная (гносеологическая): политическая наука устанавливает глубинные законы политических явлений, раскрывает их сущность, отыскивает причины и условия политических явлений.

· мировоззренческая: создание теоретической базы правильного, научного взгляда на политические процессы, что позволяет вывести теоретическое познание с обыденного на теоретический уровень.

· воспитательная: сопровождая жизнедеятельность индивидов, политология выполняет функцию политической социализации, формирования политической культуры населения.

· прогностическая: политология способна дать краткосрочный и долговременный прогноз развития политических процессов, разработать альтернативные варианты развития политических процессов, рассчитать вероятность каждого из просчитанных вариантов. Политология способна формировать новые отношения между людьми и государствами, создавать новые формы организации социальной жизни.

· конструктивно-управленческая: политическая наука, обобщая факты политической жизни, делает выводы и разрабатывает конкретные практические рекомендации по управлению политическими явлениями.

Не менее важным аспектом проблемы наука и власть является вопрос влияния власти на науку. Здесь незримо существует следующая формула «наука слишком важный феномен общественной жизни, чтобы оставить ее только ученым».

Несмотря на это взаимоотношения науки и власти всегда складывались непросто. Пример тому – развитие науки в СССР.

С одной стороны власть была заинтересована в создании своих пролетарских научных кадров, способных обеспечить оборону и защиту страны.

Отсюда мощное финансирование научных исследований и, как следствие, успешное развитие военной науки, крупные открытия в математике, физике и других науках.

С другой стороны, в этот период наука как никогда ощущала волюнтаризм власти. Идеологизация, политизация науки достигла своего апогея. Науке навязывались направления исследований, которые противоречили логике ее развития.

Отдельным отраслям давались оценки, которые исходили из их политизированных установок, что принесло обществу серьезные потери: кибернетика, социология, генетика и др. были объявлены буржуазными лженауками и не получили развития.

Имело место использование властью объективных и беспристрастных исследований в своих интересах, оправдание своих амбиций и претензий.

Процесс демократизации общественной жизни, переход современной России к рынку ознаменовался тем, что был приложен максимуму усилий к тому, чтобы науку сделать деидеологизированной, демилитаризированной, открытой миру. Но деидеологизация привела к потере целеполагания, к утрате четких ориентиров в научно-технической и гуманитарной политике государства.

В то же время усложняющиеся процессы общественного развития вызывают потребность усиления взаимосвязи науки и власти. В связи с этим вопрос управления наукой встает особенно остро. Попытка научного анализа данной проблемы выявляет три возможных направления решения этой задачи а) политический; б) собственно научный; в) организационно-хозяйсвенный.

Политический – это макроуровень решения проблем развития науки в форме создания и реализации научной политики – направление деятельности, система мероприятий государственной власти, ее законодательных и исполнительных органов в области науки и техники.

Она (система мероприятий) включает в себя решение таких вопросов как:

1. Определение соотношения темпов развития науки и экономики. Решение этой задачи влечет за собой проработку в частности такой проблемы, как соотношение фундаментальных (теоретических, работающих на будущее) и прикладных (практических исследований, дающих быстрый экономический эффект) исследований.

2. Привлечение науки для обеспечения обороноспособности страны. Государство также является крупнейшим заказчиком новой научно-технической военной продукции.

3. Утверждение государственных приоритетов развития науки и техники гражданского назначения и научно-технических программ по их реализации.

Поскольку дальнейшее развитие науки связано с дальнейшими революционными открытиями, продолжающими радикальные изменения наших представлений о действительности.

Большие силы ученых будут сосредоточены на направлении получения и использования новых источников энергии, рационального использования природных ресурсов, эффективного управления биосферными процессами и др.

4. Социальная защита ученых и научных работников.

5. Реформирование научной сферы: формирование и развитие новых форм государственной поддержки в сфере научно технической деятельности; создание условий для привлечения к финансированию этой сферы отечественного и зарубежного капиталов; развитие системы государственных научных центров (Наукограды, например, новосибирский Академгородок и пр.) и др.

Следующий, второй уровень управления наукой – собственно научное руководство, включающее в себя решение следующих вопросов:

— разработка оперативных планов исследований, нахождение оптимальных количественных структур научных коллективов. Важным здесь является вопрос количественного соотношения научных работников и вспомогательного состава. Не менее важным является вопрос организации информационного обеспечения исследовательского процесса, проблема подготовки научных кадров через аспирантуру.

Психологами и социологами были выявлены следующие типы научных коллективов: «анархические» — каждый работает самостоятельно, общее руководство практически отсутствует; «совещательные» — руководитель спрашивает мнение каждого сотрудника, но решение принимает единолично; «авторитарные» — жестко запрограммированные коллективы (жесткие сроки выполнения научных разработок); «парламентские» — решение принимается по большинству в ании; «демократические» — решение принимается как точка зрения всех членов коллектива.

Третьей формой управления наукой является административно-хозяйственные рычаги влияния на науку, и, прежде всего, вопросы финансирования науки и обеспечение ее материально-технической базы.

Эксперты по этой теме в один голос говорят об отставании темпов поставок техники и финансирования науки от темпов ее развития. Причем, это не только российская, но и мировая проблема, но в нашей стране она обозначилась наиболее остро.

В частности в начале 90-х годов российская наука столкнулась с трудноразрешимыми проблемами, возникшими в результате изменений в общественном организме – резкое сокращение финансирования образования привело к значительному свертыванию системы воспроизведения научных и преподавательских кадров.

В то же время в конце 90-х – начале 2000 гг. появляется другая интересная тенденция: возникает большое количество академий и академиков вне рамок РАН.

Набирает силу мода на ученых среди управленцев: чиновники всех рангов и статусов срочно обзаводятся дипломами кандидатов, докторов наук, профессоров, академиков.

Многие политики, придя во власть, также пытаются укрепить свой политический базис научными знаниями и учеными званиями (д.ф.н. получили Зюганов, Жириновский, Рогозин).

Однако отметим, что, начиная с 1995 года, наметилась тенденция к сокращению темпов падения научного потенциала.

Ученые заинтересованы во власти, прежде всего через финансирование, ибо власть главный донор науки. Поэтому без «мозгового центра», вырабатывающего научную, в том числе и финансовую, идеологию развития науки победить другие лобби невозможно.

Одной из форм такого лоббирования в нашей стране выступает Ассоциация государственных научных центров, которая защищает интересы лидеров российской науки во властных структурах, отводит от них угрозу закрытия, ходатайствует о снижении налогового пресса, добивается льгот для них и т.д.

По убеждению экспертов, только резкое увеличение бюджетного финансирования науки и создания в России единого государственного фонда ее финансирования и поддержки, повышение заработной платы научным работникам, установление льготного налогообложения научных структур, введение конкурсного финансирования научных проектов и контрактной системы труда позволят придать новый импульс развитию науки в нашей стране.

В рамках проблемы управления наукой всегда есть противоречие между централизированным управлением и самоорганизацией, творческой свободой и нормативностью.

Политики и ученые на конвенциальной основе должны определить и определяют «зоны» свободы и необходимости: те аспекты развития науки, где вмешательство государства возможно и оправдано, и те стороны, в которых развитию науки нужны доверие, право на свободу творчества и проявление индивидуальности, то есть создание условий в которых можно и нужно в полной мере демонстрировать обаяние ищущей мысли.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_11668_nauka-i-vlast.html

Предмет философии

90.Соотношение науки и власти в современном обществе.
nbsp;

87. Исторические типы трансляции научных знаний.

Наука, как и всякая другая форма единства материального и идеального, социального и гносеологического, представляет собой одну из подсистем жизнедеятельности всего общества.

Выполняя эту функцию поддержания жизнедеятельности социума, общество создает свой специфический механизм наследования и передачи научных знаний от поколения к поколению, от субъекта к субъекту.

Совершенствование этого механизма трансляции и является одним из важнейших условий прогресса общества. В истории человечества существовали, да и сейчас существуют следующие типы трансляции научных знаний:

1.Механизм передачи через знаковые системы посредством слова, т.е знание и действие соединены непосредственно друг с другом. Но еще не были выработаны способы обобщения знания. 2. Институционализация науки начинается в XVII-XVIII вв., что обусловлено как внешним запросом, так и изменениями внутри самой науки. На смену ученым энциклопедистам приходят ученые исследователи и профессионалы.

Так же изменяется способ трансляции знаний и навыков исследовательской работы. Непосредственные контакты между учителем и учеником дополнились изучением книг. Ускорение развития науки потребовало новых каналов трансляции научных знаний. Возникла возможность обсуждения результатов, достигнутых учеными, и стало возможно объединение усилий в решении поставленной проблемы. 3.

трансляции научных знаний также в настоящее время стала возможна благодаря развитию информационных технологий через современные носители информации. Таким образом передача научных знаний предполагает во первых, трансляцию знаний в письменной форме (переписка между собой ученых, через написание статей и обемен ими); во вторых через издание научных статей и написание книг.

(Статьи появляются в ХVIII веке как способ передачи знаний, также в это время появляются специализированные научные журналы. Статьи носят более строгий характер аргументации, в них появляются ссылки, что позволяет дать обоснованную заявку на новизну и продолжить складывающиеся традиции).

В третьих, развитие информационных технологий повлияло на способы закрепления и трансляции научного знания, а так же способов обучения.

88.Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

Одна из важных закономерностей науки усиление и нарастание сложности и абстрактности научного знания, расширение и углубление процессов математизации и компьютеризации науки как базы новых информационных технологий, обеспечивающих взаимодействие в обществе. Предпосылками для компьютеризации науки послужило: 1.

возможности ЭВМ, которые гораздо шире человеческих .2.развитие материальной базы по производству компьютеров.3. Несколько 10-летий назад объем научной информации удваивался каждые 7-10 лет, в 90-х гг. удвоение происходит в 1-2 года.

Способность общества сортировать, хранить информацию многократно возросла в результате важнейших технологических новшеств: печати, аудио- и видеозаписи, компьютеров. Развитие пяти поколений привели ЭВМ начиная с 30-х гг. привели в настоящее время применению к в различных отраслях знаний компьютерных технологий.

Компьютеризация науки выражается в создании электронных учебников и пособий, в возможности публикации в Интернете результатов научных исследований и в проведении интерет — конференций, в создании информационных систем с банками данных по проблемам, которыми занимаются исследователи. А.И.

Ракитов, один из ведущих специалистов в области философии компьютерной революции, выделил следующие социальные последствия компьютеризации науки: 1. на основе компьютерного доступа и систем связи может получить необходимую информацию для решения научных проблем. 2.

развитие компьютерных технологий позволяет применять в науке такие методы как компьютерное моделирование, прогнозирование, быстрый подсчет результатов. 3. Широкое использование компьютеров рационализирует деятельность ученого, расширяет доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалистов. 4.

Но вместе с тем, компьютеризация науки в настоящее время приводит к снижению индивидуального начала и общекультурного уровня специалистов, изоляции индивидов. Обесценивается идея труда, так как упрощается процесс написания диссертации так как корректируется с помощью компьютера, Т.

е если в к примеру в советское время сам процесс написания диссертации растягивался на достаточно длительное время, то в настоящее время в связи с компьютеризацией науки этот процесс стремительно ускорился, что проявилось в количественном росте (2- 3 года для написания работы) и резком ухудшении качества диссертационных исследований. Следовательно необходима разработка этических проблем. Все это приводит к тому, что наука все больше отдаляется от проблем, важных для жизнедеятельности общества.

89. Соотношение науки и экономики в современном обществе.

Экономика являет собой одну из сложнейших систем в жизни общества: она включает себя совокупность хозяйственных процессов, которые совершаются в обществе на основе сложившихся отношений собственности и организационно правовых норм.

В современном обществе наука и экономика тесно связанны. Так

наука, с определенных позиций показывает, анализирует и прогнозирует хозяйственные отношения и движения товарных и денежных масс в их качественной и количественной определенности и переплетенности.

Ее развитие выявляет систему факторов, а связи с этим и хозяйственные отношения людей, отыскивает определенные принципы и законы, действующие и управляющие хозяйственной жизнью общества.

Экономика в свою очередь пользуется результатами научных исследований, применяет технические изобретения, созданные наукой, использует методы и приемы, предлагаемые наукой и вкладывает деньги в развитие научных разработок и исследований.

Возникновение промышленного шпионажа так же связанно со стремлением внедрить в экономическую жизнь общества научных изобретений. Таким образом, экономика вкладывает в науку деньги, а наука занимается решением проблем, важных для экономики.

Экономика изначально тяготеет над обществом и государством. В данных условиях задача науки заключается в том, чтобы выявить социально экономические связи в современном обществе. Без экономического образования невозможно управлять государством.

Речь идет не о профессиональном знании современной экономики во всех ее узкоспециальных проблемах, а хотя бы об общем знакомстве с макроэкономикой и ее основополагающих принципах. Роль науки в экономики заключается в том, что разрабатывается сложная структурно функциональная система производственных отношений.

В современном производстве, в котором все большую роль играет система управления, немалое значение приобретают отношения, складывающиеся в результате учета и подбора кадров с учетом их способностей, опыта, интересов, и нужд самого производства.

Система экономических отношений чрезвычайно обширна от индивидуальных отношений отдельных производителей до основополагающего отношения к средствам производства. Экономика и экономические отношения в современном обществе предполагают управление, которое и разработано было наукой.

Это привело к возникновению управления различными видами производства, появилась наука об управлении, сформировался институт менеджеров, наемных специалистов по управлению различными отраслями деятельности. наука стала вырабатывать тактику и планирование, внедрение эффективных методов организации труда, систему учета и контроля на основе широкого использования компьютеров и информатики.

90.Соотношение науки и власти в современном обществе.

Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющие воздействие на деятельность людей, поведение с помощью каких либо средств авторитета, права, насилия. Власть детерминируется рядом факторов, прежде всего экономическим строем.

Различают власть экономическую, политическую, государственную. Говоря о соотношении науки и власти, П. Поппер считал, что чем сильнее вторая, тем хуже для первой. Накопление и концентрация политической власти, с его точки зрения, является «дополнительными» по отношению к прогрессу научного знания в целом.

Ведь прогресс науки зависит от свободного соревнования идей, и в конечном счете от политической свободы. Гейзенберг считал, что благосостояние народа и политическая власть зависят от состояния науки, и ученый не может игнорировать эти практические результаты.

Таким образом, наука находится в тесной зависимости во первых: от политической власти, которая определяют наиболее приоритетные на данный момент области исследования науки (например можно рассказать про развитие науки в сталинскую эпоху).

Таким образом, власть воздействует на науку в меньшей степени на есстесствено научные, и в гораздо большей степени на гуманитарные, которые оказываются под мощнейшим идеологическим воздейст

Источник: https://www.studsell.com/view/125322/?page=47

Uchebnik-free
Добавить комментарий