90. Педагогическая деятельность и взгляды А.С. Макаренко.

7. Педагогическая деятельность а.С. Макаренко

90. Педагогическая деятельность и взгляды А.С. Макаренко.

Выдающийся отечественный педагог иписатель родился в г. Белополье Харьковскойгубернии в семье рабочего железнодорожника.После окончания Полтавского учительскогоинститута (1914 г.) заведовал начальнымгородским училищем. В течение 1917-1919 гг.заведовал школой в г. Крюкове.

В сентябре1920 года создал трудовую колонию длянесовершеннолетних правонарушителей.С 1927 года его деятельность проходит вдетской трудовой коммуны имениФ.Э.Дзержинского (пригород Харькова).

Зарождение и расцвет колонии имениГорького отображены в работе “Педагогическаяпоэма” (1933-1935 гг.).

Жизнь коммуны художественно представленав работе “Флаги на башнях”. В 1935 годуМакаренко был переведен в Киев длязаведования частью трудовых колонийНКВД Украины. В 1936 году переехал в Москву,где занимается теоретической педагогическойдеятельностью. В 1937 году опубликована“Книга для родителей”.

А.С.

Макаренко творчески переосмыслилклассическое образование, принялактивное участие в поиске новых решений,определив и разработав ряд новых проблемвоспитания. Он занимался вопросамиметодологии, теории и организациивоспитания.

А.С.

Макаренко разработал стройнуюпедагогическую систему, методологическойосновой которой является педагогическаялогика и техника, трактующих педагогику,как практически целесообразную науку.Такой подход означает необходимостьвыявления закономерностей, соответствиямежду целями, средствами и результатамивоспитания.

Узловой пункт теории Макаренко – принциппараллельного действия, т.е. организованногоединства воспитания и жизни, коллективаи общества, общества и личности. Припараллельном действии обеспечиваетсясвобода и самочувствие воспитанникакак творца, а не объекта воздействия.

Макаренко подчеркивал решающее влияниесоциальной среды, условий труда и бытана формирование мировоззрения инравственности личности. Педагогическицелесообразная организация всей жизнии деятельности детей в коллективе -общий и единый метод, обеспечивающийэффективность воспитания коллективаи личности. Центральное место в теорииА.С.

Макаренко занимает учение овоспитательном коллективе, которыйявляется:

Орудием формирования активной творческойличности.

Средством защиты интересов каждойличности, превращения внешних требованийк личности во внутренние побудители еёразвития.

Требования коллектива являютсявоспитывающими главным образом поотношению к тем, кто участвует втребовании. Личность является субъектомвоспитательного воздействия при условии,если она выражает интерес всегоколлектива. Непосредственное воздействиепедагога на ученика может бытьмалоэффективным.

Лучше результатытогда, когда воздействие идет черезокружение школьников. Отсюда и принциппараллельного действия; требованиевоздействовать на ученика непосредственночерез первичный коллектив. УчениеМакаренко содержит технологию поэтапногоформирования коллектива.

Он сформулировалзакон жизни коллектива: движение –форма его жизни, остановка – форма егосмерти. Выделены принципы развитияколлектива:

гласность

зависимость

ответственность

параллельное действие.

Этапы становления коллектива:

1. Становление коллектива (первоначальноесплочение). Цель: превратить организованнооформленную группу (класс) в коллектив,где отношения участников определяютсясодержанием деятельности.

2. Усилие влияния актива.

Расцвет коллектива: характерен болеевысокий уровень требований к себе, ксвоим товарищам.

Процесс движения: через коллективныйопыт ученик предъявляет требования ксебе, выполнение нравственных нормпереходит в ранг потребности.

Настоящий коллектив должен иметь общуюцель, заниматься разностороннейдеятельностью, в нем должны быть органынаправляющие его жизнь и работу. Важнаперспектива движения вперед. Управлениеколлективом — увлечь определенной целью,требующей общих усилий труда. Важнарадостная, бодрая, мажорная обстановка.

Именно в труде в первую очередь формируетсяличность будущего гражданина. Вруководимых А.С.Макаренко воспитательныхучреждениях труд – рычаг системывоспитания. Труд и потребность улучшитьэтот труд – вот фундамент самоорганизацииколлектива.

Трудовое воспитание –важный фактор физической культуры,содействует психическому, духовномуразвитию человека. Он стремился воспитатьу своих воспитанников умение заниматьсялюбым трудом.

При участии в коллективномтруде человек приобщается к правильномунравственному отношению к другим людям.В коммуне имени Ф.Э.Дзержинского былипостроены два первоклассных завода попроизводству электрического инструментаи фотоаппаратов.

«Утверждение, чтоникакого воспитания не нужно, чтовоспитывает только работа на производстве– одна из ложных идей, которыми такполна педагогическая кустарщина».

«Мы желаем воспитать культурногосоветского рабочего, мы должны егодисциплинировать, он должен бытьполитически развитым и преданным членомрабочего класса. Мы должны воспитатьчувство долга и понятие чести у него, аэто возможно лишь в условиях такой жизнивоспитательного коллектива, котораявключала бы в себя обучение в среднейшколе, участие в труде в сфере промышленногопроизводства».

А.С.

Макаренко сумел перейти от примитивногосамообслуживания, от ремесел полукустарныхмастерских и надуманных комплексов кпедагогически целесообразной организациикомплексного, общественно-полезного ипроизводительного труда воспитанниковв условиях производства. Макаренкостремился к подчинению трудаучебно-воспитательным задачам иорганического его включения в целостнуюпедагогическую систему (технологияпроизводства, электротехнологии ит.д.).

Благодаря связи производственноготруда с образованием усиливаетсявоспитательная роль и труда, и обучения.Производственное обучение дополнилосьсетью технических кружков и свободноймастерской (где занимались в свободноевремя: изготовляли что-либо из разнообразныхматериалов).

Особое внимание уделялосьвопросам, связанным с ручными операциями.Отличительная черта коммуны – этоорганизация коллектива воспитанниковв общественно-полезном труде.

Наряду соплачиваемым производительным трудоми самообслуживанием в коммуне широкоприменялся безвозмездный, общественно-полезныйтруд: коммуна помогала хутору Шишовка.

Лучшим воспитательным средством,способствующим развитию всех материальныхи идеальных стимулов трудовой деятельностиколлектива коммуны, было соревнование.Особое внимание было уделено развитиюсамоуправления и других самодеятельныхначал.

Антон Семенович был последовательнымв осуществлении идеи о соединенииобучения основам наук с общественно-полезнымпроизводительным трудом.

В проекте«Устройства школ» говорится, что, какправило, школьное производство должнобыть подсобно-механическим, производящимдетали для крупного производства.

В опыте А.С.Макаренко можно выделитьтри категории проблем трудовоговоспитания:

проблемы содержания и стимулов трудовойдеятельности воспитанников.

Проблемы организации трудовых коллективовдетей, подростков и старшеклассников.

Проблемы трудовой дисциплины ипедагогического воздействия в условияхобщественно-полезной трудовой деятельностишкольников.

Педагогика должна иметь следующуюлогику: от коллектива к личности. Объектвоспитания – целый коллектив. Толькочерез организацию коллектива личностьбудет дисциплинирована и наиболеесвободна.

Коммунары получали высокуюквалификацию, связанную со среднимобразованием и в тоже время у нихвоспитывались разнообразные качествахозяина и организатора. Влияние личностина личность есть фактор узкий иограниченный. Педагогическое влияниенаправлено на весь коллектив.

Целькоммуны: создание правильного влиянияколлектива на личность. Детский коллективне может жить подготовительной жизньюк будущей жизни, он уже член полноправнойобщественной жизни.

Негативные положения трудовоговоспитания: это когда нет производства,нет коллективного труда, а есть отдельныеусилия, т.е. трудовая деятельность имеетцель якобы дать труд.

Труд, не имеющийв виду создание ценностей, не являетсяположительной частью воспитания. Ондолжен исходить из представления оценностях, которые труд может создать.

Коллектив должен иметь перед собой яснопоставленные цели, должен преодолеватьтрудности.

«Только свободное образование можетобеспечить самобытность личности».

Из коммуны выходил человек знающийпроизводство, его организацию, образованныйчеловек, получивший среднее образование.

Метод трудового воспитания: передребенком ставится задача, которую онможет решить, используя то или иноетрудовое средство. Задача может иметьдлительный характер.

Ребенку должнабыть предоставлена некоторая свободав выборе средств, и он должен нестиответственность за выполнение работыи за её качество.

Заключение

К середине 50-х годов ХIХ в. в Россиипроизошли огромные политическиепреобразования, существенно повлиявшиена нравственный климат общества.

Крестьянская реформа 19 февраля 1861 годапо выражению М.Е. Салтыкова-Щедринаустранила «безнравственное ибесправное» отношение человека кчеловеку.

Реформы этого периода вызваличрезвычайно широкое демократическоедвижение, мощный духовный подъем русскогообщества, стремление передовых деятелейтого времени активно участвовать вобновлении российской действительности,на править ее развитие в соответствиисо своими представлениями и идеалами,породили надежду на скорую и полнуюгибель «прошлых времен».

В 60-е годыХIХ в. в русской истории появилисьучреждения и организации, деятельностькоторых была направлена на распространениезнаний среди народных масс. По инициативепередовой интеллигенции, главным образомстуденческой молодежи, в середине ХIХв. возникли воскресные школы -образовательные школы для взрослыхкрестьян, ремесленников и т.п.

; былисозданы первые народные библиотеки ичитальни — общедоступные бесплатныебиблиотеки для трудящихся; сталипроводиться народные чтения, являвшиесяодной из наиболее распространенныхформ популяризации общеобразовательных,профессиональных и прикладных знаний.

Важную роль в распространении просвещениясыграли комитеты и общества грамотности- общественные просветительныеорганизации.

А.С.

Макаренко является новатором вистории педагогики, он творческипереосмыслил классическое образование,принял активное участие в поиске новыхрешений, определив и разработав рядновых проблем воспитания. Он занималсявопросами методологии, теории иорганизации воспитания.

Источник: https://studfile.net/preview/4190031/page:7/

Педагогическая деятельность и взгляды антона семёновича макаренко

90. Педагогическая деятельность и взгляды А.С. Макаренко.

Педагогическая деятельность и взгляды антона семёновича макаренко

Основные вехи деятельности Организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в 1920 году. Восемь лет Антон Семёнович возглавлял эту колонию, впоследствии ей присвоили имя Максима Горького.

С 1927 года Макаренко становится одним из руководителей детской трудовой коммуны имени Феликса Дзержинского и полгода совмещает две должности. Однако после резкой критики разработанной им педагогической системы Надеждой Крупской его увольняют из колонии им. М. Горького, а потом и из трудовой коммуны.

С 1935 года Макаренко работал в центральном аппарате НКВД УССР на должности помощника начальника отдела трудовых колоний, после он руководил педагогической частью трудовой колонии № 5.

В последние годы жизни Антон Семенович занимался в основном публицистикой, литературной деятельностью, делился своим опытом с педагогами, выступал перед читателями. В начале 1939 года Макаренко наградили орденом Трудового Красного Знамени, а 1 апреля выдающийся педагог скоропостижно скончался.

Педагогическое наследие Макаренко педагогика для родителей педагогика для учителей

Он выделил несколько видов родительского авторитета: 1. Авторитет подавления. Взрослый довлеет над детьми, которые обычно становятся безвольными, забитыми. Чаще всего этого самого страшного вида авторитета придерживаются отцы. 2. Авторитет педантизма.

Родители чрезмерно опекают ребёнка, также превращая его часто в аморфное, безынициативное, зависимое, безвольное существо. 3. Авторитет расстояния. Родители уделяют мало времени своим детям, держат их на расстоянии от себя, занимаясь в большей мере собственной жизнью, предоставляя детей самим себе.

«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома» . 4. Авторитет любви. Ложный авторитет, суть которого в том, что родители идут на уступки детям, позволяют им вить из себя верёвки, оправдывая своё поведение безмерной любовью к ним, лишь бы дети их слушались. 5. Авторитет доброты.

Детское послушание организуется через любовь ребёнка, добротой родителей.

А. С.

Макаренко рекомендовал взрослым придерживаться последнего вида родительского авторитета большое внимание уделять социализации ребёнка, его общению со сверстниками, применять в воспитании труд, соблюдать в семейной жизни принципы существования здорового, успешного коллектива, призывал помнить, что «научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» .

Основные положения педагогической системы А. С. Макаренко : 1.

Для перевоспитания несовершеннолетних преступников необходимо использовать общевоспитательные методы, полезный производительный труд, а не тюремный режим с заборами и охраной. 2.

Взаимоотношения «педагог – воспитанник» нужно строить на доверии, любви, уважении. 3. Дифференцированный подход к каждому ребёнку, нельзя требовать со всех детей одинакового развития их способностей, подгонять их под «норму» .

Основные положения педагогической системы А. С. Макаренко : 4. Педагоги должны быть творческими, не бояться отступать от общепринятых шаблонов, господствующих стереотипов, действовать в интересах детей. 5. Слова учителя должны подкрепляться делами.

«Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство» . 6.

Педагогу требуется завоевать любовь, доверие и уважение его учеников, тогда положительные результаты перевоспитания и воспитания детей не заставят себя долго ждать.

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно — не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И, наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения» .

ГЛАВНОЕ – КОЛЛЕКТИВ Особый вклад Макаренко внёс в разработку принципов организации детского коллектива, которые позволяют сочетать в себе механизм личного стимулирования и общественной пользы. Это, прежде всего, принцип ответственности всех и каждого в отдельности.

Никто в коллективе не оставался без работы, у каждого была своя зона ответственности. Кроме того, Макаренко не проводил над детьми «неумных, жестоких» опытов, а предоставлял коллективу всё, что было нужно для жизни и работы.

Совместная деятельность взрослых и детей, понимание ими общей значимой для всех задачи позволяли создать атмосферу доверия.

Большое значение в слаженной работе коллектива имела чёткая структура управления, непрерывное обучение и командный дух. «Механика и стиль наших отношений инстинктивно усваиваются каждым коммунаром.

Благодаря этому, нам удаётся избегать какого бы то ни было раскола коллектива, вражды, недовольства, зависти и сплетен.

И вся мудрость этих отношений, в глазах коммунаров, концентрируется в переменности состава совета командиров, в котором уже побывала половина коммунаров и обязательно побывают остальные. Совет командиров всегда был на высоте положения, несмотря на свой переменный состав.

Здесь большое значение имеет традиция и опыт старших поколений, уже ушедших из коммуны. Из особенностей работы совета необходимо указать на одну, самую важную: несмотря на все разногласия в совете командиров, раз постановление вынесено и объявлено в приказе, никому не может прийти в голову его не исполнить» .

Педагогическая система А. С. Макаренко базируется на двух столпах — умелой организации детского коллектива и приоритете полезного производительного труда

А. С.

Макаренко писал: «Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подстановке более ценных.

Начинать можно и с хорошего обеда, и с похода в цирк, и с очистки пруда, но надо всегда возбуждать к жизни и постепенно расширять перспективы целого коллектива» .

Источник: https://present5.com/pedagogicheskaya-deyatelnost-i-vzglyady-antona-semyonovicha-makarenko/

Вопрос. Педагогическая деятельность и взгляды Макаренко

90. Педагогическая деятельность и взгляды А.С. Макаренко.

Деятельность.Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился в г. Белополье, бывш. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.

В 1914 году Макаренко, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил в 1917 году с золотой медалью.

В 1917/18 учебном году он был назначен инспектором (заведующим) высшего начального училища в Крюково и с увлечением отдался педагогической деятельности. Великую Октябрьскую социалистическую революцию Макаренко встретил с восторгом, как он сам писал об этом позже.

В 1920 году Полтавский губернский отдел народного образования поручил А. С. Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. Работу пришлось начинать в очень трудных условиях. Воспитанники, с которыми Антону Семеновичу пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду.

Макаренко сумел воспитать из этой молодежи горячо преданных социалистической Родине, дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать настоящих советских граждан.

В течение 3—4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение — «Трудовую колонию имени А. М. Горького»; число ее воспитанников в 1926 году дошло до 120. В этом же году колония переселилась в Куряж, вблизи Харькова, где жили 280 крайне запущенных детей. Антон Семенович решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов.

А. М. Горький, посетив в 1928 году колонию, писал в очерках «По Союзу Советов»: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией являлся А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог.

Колонисты действительно любят и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его». И далее А. М. Горький указывает, что А. С.

Макаренко «все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, как будто делает моментальный фотографический снимок с его характера».

С июня 1927 года Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Ф. Э. Дзержинского в поселке Новый Харьков (пригород Харькова), совмещая эту работу с деятельностью в колонии имени Горького. С конца 1928 года Макаренко ушел из колонии и в дальнейшем в течение нескольких лет отдавал все свои силы руководству трудовой коммуной имени Ф. Э. Дзержинского.

В коммуне имени Дзержинского использовались новые методы трудового воспитания.

Раньше, в колонии имени Горького, применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.).

В коммуне имени Дзержинского было организовано промышленное производство — здесь впервые в СССР начали изготовлять фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) и электросверла.

Кроме большого экономического значения, это производство важно было и в педагогическом отношении, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе (до тысячных долей миллиметра).

Воспитанники коммуны работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе, существовавшей в коммуне, соединяя образование с производительным трудом.

По окончании средней школы они успешно выдерживали экзамены в вузы.

В 1935 году А. С. Макаренко оставил работу в коммуне имени Дзержинского. Он был назначен заведующим учебно-воспитательной частью трудовых колоний Украины и переехал в Киев, а затем, поселившись в Москве, целиком занялся по совету А. М. Горького литературной деятельностью — обобщением педагогической деятельности в колонии имени А. М. Горького и коммуне имени Ф. Э. Дзержинского.

В 1933—1935 годах была напечатана «Педагогическая поэма», в 1937 году появилась в печати «Книга для родителей» — художественно-педагогическое произведение, освещающее вопросы семейного воспитания. В 1938 году было напечатано еще одно художественно-педагогическое произведение Макаренко, изображающее жизнь коммуны имени Дзержинского, — «Флаги на башнях».

Одновременно, в 1933—1939 годах, Макаренко написал ряд рассказов для детей и юношества, помещенных в различных журналах, и много педагогических, литературоведческих и публицистических статей, которые печатались в газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета». К Макаренко обращались за консультацией сотни родителей и учителей. Он часто выступал с докладами и лекциями на педагогические темы, горячо пропагандировал достижения молодой советской педагогики.

Взгляды.

1) В обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т. п., но необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему.

2) Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы.

3) Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой.

Макаренко возражал против заимствованного некоторыми педагогами того времени из американской прагматической педагогики неправильного лозунга «труд как центр всей школьной работы», когда в школьной жизни главное внимание уделялось трудовым навыкам в ущерб приобретению систематических общеобразовательных знаний.

4) Марксистско-ленинская педагогика определяет цель коммунистического воспитания как подготовку всесторонне развитых людей, строителей коммунистического общества. Макаренко конкретизировал эту цель, перечисляя те качества, которые должно развивать в подрастающем поколении коммунистическое воспитание.

Мы должны воспитать преданных социалистической Родине патриотов, образованных людей, квалифицированных работников; людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих свое достоинство, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных.

Воспитание в коллективе и в труде. Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде — объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей.

Он подчеркивал, что коллектив — часть советского общества: «через коллектив каждый его член входит в общество».

«Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»,— писал Макаренко в статье «Проблемы воспитания в советской школе».

Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющМакаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре.

В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т. п.

) и во всей структуре и деятельности коллективов колонии имели Горького и коммуны имени Дзержинского.

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое… В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

их участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье.

Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу.

Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.

Воспитание детей в семье. Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.

Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание.

Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах.

Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность.

Комунна ГорьковаДети в коммуне не только учились, но и работали. И учеба, и работа были обязательными для всех. Сначала коммуна занялась сельским хозяйством. Добившись роста урожая пшеницы, в коммуне занялись также животноводством. А на доходы был построен театр, в котором каждую неделю шли спектакли, поставленные коммунарами для деревенских жителей.

Одним из главных внутренних принципов существования коммуны был принцип самоуправления. Все члены коммуны были разбиты на отряды.

Отряды эти образовывались не по производственному и не по учебному принципу — сделано это было для того, чтобы не дать членам отряда сконцентрировать внимание только на одном, интересном для них аспекте жизни коммуны.

Кроме того, в отряд входили дети разных возрастов, что давало возможность старшим учить младших и обеспечивало преемственность поколений.

Макаренко считал, что оптимальное число людей в отряде — от 7 до 15 человек. Каждый отряд имел свое место в столовой и свое спальное место. Командиры отрядов собирались раз в неделю для решения хозяйственных и организационных вопросов. Кроме того, в коммуне регулярно проходили собрания всех ее членов.

ДжержинскогоВ коммуне была возможность заниматься в различных кружках: художественной самодеятельности, технических, предметных, спортивных. Были клубы, кинотеатр, библиотека. В театре спектакли ставились воспитанниками. Коммунары часто посещали харьковские театры.

Много внимания уделялось физическому воспитанию коммунаров. В период летних каникул они вместе с педагогами во главе с Антоном Семеновичем уходили в туристические походы: бывали в Крыму, на Кавказе, в Москве, Донбассе, путешествовали по Волге. А.С.

Макаренко считал походы могучим фактором патриотического воспитания, социального роста и физической закалки детей, повышения их культурного уровня.

Ежегодно в коммуне подводились итоги учебно-воспитательной работы, организовывались производственные и художественные выставки. А.С.Макаренко добивался, чтобы трудовые показатели сопутствовали обучению и воспитанию. Коллектив постоянно рос и богател.

Стали тоньше, более углубленно рассматриваться проблемы духовного развития воспитанников, формирования активной гражданской позиции.

Антон Семенович сам был образцом и призывал воспитателей работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом, так как воспитать настоящего Человека можно лишь тогда, когда в каждом воспитаннике видишь личность.



Источник: https://infopedia.su/8x3039.html

Чему учит Макаренко? Педагогика по трудам Антона Семеновича

90. Педагогическая деятельность и взгляды А.С. Макаренко.

А.С. Макаренко советский педолог и педагог, считавший, что только через искренность и доверие с элементами дисциплины, а также ответственности, помогает правильному раскрытию личности. Почти вся его жизнь была посвящена воспитанникам коммуны, которую он основал и возглавлял с 1920 до переезда в Москву в 1937 г.

Его педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность Антона Семёновича начата в Кременчуге в 1905 году, по окончании педагогических курсов. Трудился он в эти годы простым учителем. Продолжил своё образование в Полтавском учительском институте с 1914 по 1917 года, окончив его с отличием и золотой медалью.

В период с 1917 — 1919 год работал, при Крюковских вагонных мастерских, заведующим в железнодорожной школе.

После переезда в Полтаву и получения нового назначения в 1920 году, целью, которого было открытие учебно-воспитательной колонии, где несовершеннолетние правонарушители – начинающие преступники, благодаря труду и учёбе, могли бы выправиться и стать достойными представителями молодой республики. Для трудовой колонии А.С. Макаренко получил поместье в селе Ковалёвка.

За время существования этому учебному заведению было проведено два переименования учреждения. Первое в 1921-м году, колонии назвали в честь Максима Горького (с его разрешения). Он был тогда ещё жив и даже однажды приезжал к ребятам в гости. И через пять лет, когда была переведена под Харьков, в Куряжский монастырь. Далее было проведено переименование и присвоение имени самого Ф.Э.

Дзержинского.

Справка! А.С. Макаренко руководил этим учебным исправительно-трудовым заведением с 1920 по 1928 года.

Педагогические труды Макаренко

За время своей работы Макаренко подготовил и опубликовал многое из своих наработок. Основными трудами А.С. Макаренко по теме педагогики и воспитания, надо сказать, и сегодня не потерявшими своей актуальности, стали:

  • Главный труд — «Педагогическая поэма». Над этим произведением он работал в течение 10-ти лет. С 1925-го года по 1935-ый;
  • В 1932-м году у него выходят: очерк «ФД1»; пьеса «Мажор»; рассказ «Марш 30-го г.»;
  • В 1937-м г. Макаренко представил общественности своё первое большое художественно-теоретическое сочинение «Книгу для родителей»;
  • Далее он пишет произведения художественные, но полностью отражающие реальность. Среди них: «Флаги на башнях» и «Методика организации воспитательного процесса» от 1938-го года; повесть «Честь»; роман «Пути поколения» (к сожалению, он не закончен).
  • В это же время вышли специальные педагогические методические разработки. Среди них известны: «Воспитание ребёнка в условиях семьи и школы»; «Коммунистическое воспитание и поведение»; «Разговор о воспитании»; «Методика организации воспитательного процесса».

Что он принес нового в педагогику?

Я ознакомился с принципами системы А.С. Макаренко, в ВУЗе, получая специальность психолог.

Отвечая на вопрос о том, что нового привнёс этот уникальный человек в педагогику, считаю правильным сделать акцент на тех принципах, которыми он руководствовался:

  • Принцип коллективности или совместной деятельности. Мы знаем, что в коммуне под его руководством, присутствовало разделение обязанностей между проживающими там ребятами. Этот принцип говорит о том, что каждый из них одновременно несёт ответственность за себя и за окружающих его людей.

Совместная деятельность, по моему мнению, – это командное взаимодействие. Именно его элементы Антон Семёнович применял при общении со своими воспитанниками. В его методике ярко виден каждый элемент командного взаимодействия.

Примером, я считаю, способность найти компромисс и наладить продуктивное сотрудничество команды в направлении достижения цели в бесконфликтной атмосфере. Умение работы в коллективе, чёткое знание круга своих обязанностей и полномочий, а также порядок согласования действий и выработки плана поставленной задачи. Для любого человека возможность работы в команде, путь к адаптации в общество.

  • Принцип самоуправление подразумевает, что участники коммуны А.С. Макаренко распределяли обязанности между собой, отводя Антону Семёновичу роль консультанта и старшего коллеги. Каждый участник коммуны имел возможность побыть в роли руководителя или рядового. Примером полезности принципа считаю свою работу в студенческих проектах во время обучения в ВУЗе. Это подразумевало, что студент, который хотел предложить проект для включения его в студенческую жизнь факультета должен был попробовать себя в роли рядового участника и руководителя проекта — попеременно.

Для этого было необходимо:

  1. Принять на себя руководство проектом.
  2. Составить его план.
  3. Собрать команду для реализации, не менее 3-х человек.
  4. Представить его на заседании студенческого актива, на котором в качестве научного консультанта присутствовал декан факультета.
  5. Принятие решения о реализации проекта, проводилось общим анием, студентов факультета и студенческого актива.
  • Принцип трудового воспитания. В наше время его принято называть, принципом адаптации к труду. Во времена А.С. Макаренко, он подразумевал выполнение повседневных обязанностей по функционированию коммуны.

Сегодня, при обучении психологов и других специалистов, помогающих профессий (юрист, врач и другие), приобретение практических навыков во время обучения, приветствуется на волонтёрских началах, помимо учебных практик и в дополнение к ним.

Цитаты Макаренко о педагогике

Макаренко принес немало полезных методик в педагогику. Его труды разобрали на цитаты и вот одни из них:

  • «Невозможно научить человека быть счастливым, но воспитать его, чтобы он был счастливым, можно и нужно».
  • «Всегда необходимо соблюдать строгую дисциплину, обязательно выполнять всё то, что неприятно, но, несмотря на нежелание, очень нужно сделать. Это и есть дисциплинированность».
  • «Хорошие черты в человеке приходится взрослым – родителям и учителям — проектировать, закреплять, акцентируя на этом учащихся. Это главное, что обязан делать педагог…».
  • «Воспитательным процессом следует заниматься постоянно. Отдельные его детали разрешаются в общем тоне семьи. А общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается примером Вашей собственной жизни и Вашего собственного поведения».
  • «Настоящая педагогика только та, что повторяет педагогику всего общества.»
  • «Советская новая педагогическая логика не сможет выдержать никакой критики, если вычеркнуть из логического построения коллектив».

«Наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива, и если нарушитель открыто и осознанно идёт на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива».

Источник: https://SilaMira.ru/makarenko-pedagogika/

����� � �������������� ������������ �.�. ���������

90. Педагогическая деятельность и взгляды А.С. Макаренко.

����

1.����� � �������� ���������� �. �. ���������

1.1. ����� � �������������� ������������

1.2. �������� ��������� �������������� ������

2. ����� ����������� ��������

2.1. ������� � ������ ����������� � ��������� ��

�������������

2.2. ����� ����������� �������� � �� �������� � ���������

2.3. ���� � �������� ����� ����������� �������� � �����������

�����

3. ��������� ��� ��������� ����� ����������

4. ���� ������������ ����������� �����, ����, � � ���������� �����

5. ������ ����������

1. ����� � �������� ���������� �. �. ���������

1.1. ����� � �������������� ������������

����� ����� ��������� � ��������� ���������� ���� ����� ��������� ��������� � �����������, ������, ��������.

����� ��������� ��������� (1888�1939) ������� 13 ����� � �. ��������� ����������� �������� � ����� ������� ��������� ���� ��������������� ����������.

������� ��������� ������� � �. ����������, � ����� ������������ �������������� ����� � � 1905 �. � 17 ��� ���� �������� ������������� ���������������� ������� � �. �������. ��� � ������ ��� ����� ����������� ������������ �.�. ��������� ��������� ��������� ���� ����� �������������� ������.

����� ������, � ����� ����������� ������������� ���������� ���������� ������, ������������ ��������� � ������������ �� ��� ���������, ��������� � ������ �������� � ����� ����� ����� �� ���� � ������.

����������, ���� ����, ������������� ���� ����������� � ���������� ������ ��������� � ����� ������ ��� ��� �������������� ��������.

� 1914 �., ���� ��� ������������ ����������� ����, ��������� ��������� ������� � ���������� ����������� �������� � � 1917 �. ����������� ��� � ������� �������.

� 1917/18 ������� ���� ��������� ���������� ���������� ������ ��������� ��������. � ������ ��������� �������, � ����� ������������ ��� ��� �����. � 1920 �. ��������� ������ ����������� ���������� ������� ��� ������������ � ���������� ����������������, ��������������� ��� ��������. � ������ ����� ����� ��������� � ������� ���� ��� ��� �������� � ������.

���� ������ �������������� ������������ ������ ����� ��������� � ��������������� �����. ������ ������ ��� ��������� � ��� ��������� ���� �� ������ �������� �������� � ��������, �� � �������� ������� ������ � �������������� ����������.

����������� ����� ������ ����� ��������� ���������, ��� ���������� ������ ��� � ��� ����� ������� �� �� ���� ����� ������� ������������� �������.

������ ��������� ���������� � ����� �������� � ������������, �� ���������� ������������������ ���������, ��������� ����� ���� ��� � ����������� � ������������.

������ ������ ��������� ������������� ���� ���� �� ������� ��������� ��������, ������� ���������� ������, ���������� � ��������� ����. �������� ������������ �.�. ��������� ���������� �� ������� ��������� ��������� (������) ������ ������ ��������� �������� �������.

����� ���� ���� � �������������, �� ������� ���������, ������������� ���������, ������� �������������������� �������. ������� ��������� ������ �� ������ ������, ��� ������� �� ����: ���������� ��������� ���������� � �������, ������� ���� ������ ������������ ������ �� ������� ����������.

���������� ��� � ������������ � ����������� � ���������� � �������������������� ������.

� ������ ���� ������ ����� ��������������� �������, � ��� ����� ������ � ���������. ������ ������ ������ �������� ���� ����������� ���� ������ ���������, ��� ��� �� ��������� �������� ������������ �����, ����� ��� ������ ��������.

��������� �� ���� ��������� � ������������ ����������. � �� ����� ������ �� ����� �������������� ������ ������ �������� � ��� � ������� �����. � ������ �������� ���� �����, �� ������ ��������� ���� �������� ������������.

� ������ ������������� ������� ����� ����� ������.

�������� ������� ������������ ������������ � �����. ������ ��������� � ���� ���� ������������� ���������� �� ����������. � �����, ��� ��������� ������ ������ ����� ������, ������� � ������, ������ � ������, ������� � �������…

��������� ����������� ����, �� � ����� ��� ���� � ���� �������� ��������� ����������, �������� ����� ������ ��������� ����� � ����� �������� �������� ������ ����������.

� ������ ������ ������ ������� �� ������������� ��� ������ ����������1 .

����� ������ ����������� ���������� �� ��� ���� ������ ��������� ������ 1923 �. � �������� ������� �������, �����������, ������������ �� ����� ��� �� ������. ������� ����� ��� ������ � ����� ���, ��� 70 ������� ����� (������ ��� �������� ���������) ��������� ������� ���.

��������� �� �������� � ���������� ������� ��� ���������� � �� ������ �������� � ����; ���� ���������� � ��� ������������.

� ����� ������� ������ ����� ���� �� 2 �� 20 ������� �� ������ ���������� �����������, ������ ���� ������� � ��������� ����� � �� ���������; �� ������ ������� ���������� ���������� �������� �������� ������.

��������� ����� �����, � ��� ���� ���������, ��� � ����� �������� ����� �����: ������ �λ � �� ������� � 8 ���� �� 4 ���, ������ �ѻ � � ����, �л � �� �������, �ϻ � � �������� � �.�. ���������� ������ ������ ��� ���� ����� ��������, � ��� ��� ������������ ��������� ������� ���������������, ������, ��� ������� ����������� ���������� ��������� ��������������� �������.

����� �������� �������� �������� ������ � ��������� ����� �.�. ��������, ��������� ���� �������� ��������� ����� ����� � ������� ��������. �������� ��� ������, �� ������� ��� �� �������� ����� � ���������� ���������. �� ����������� ������� �� ���� ��������� ��� �������� � ��� ����� ���������� ���: ��������� ������� ��. �.�. ��������.

����� 3 ���� ����� ������ ����������� ������� ���� �������� ���-��������� ������� ���������� �������������� �����������, � ������� ���� ����� �������� ����� � �������������������� ������������. �������� ��, ��� ���������� ������.

��, ��� ����� ���������: �� ������ ���� ����� ����� ����� ������� �����-�� ������� ������… � ���������� ���� ���� ���������� ���������� � ����� �����, � ��� ����… ��� ���� � ���������. �� ����� ���� �������� ��������� � ����������…

�� ����� ��� ���� ����� �� �����: �� �� ����, �� �� ��������, �� �� ��������� � ��� �� ��������� ����2 .

� � ��� ����� ���������� ��������� ������� � ����� � ���������� ���������� ������� �������; ����� ����������, �������������, ����� ������� ��������� �������; ����� �������� ���������� �����������: ������� ���������� �������� ���������� �����. ��� ���������� 280 �������������, � ���������� ���� 120.

� ����� �������� ����� (������ ��� �� ���) ������ ������������ ��������� ������� ������� � ��������� ������� ��. ��������, ������������� ��� ���, ��� � ��� ����������: ���� ��������������� ������ ���������, ��������� �����, �������� ���������, ���������� �����. ����� ��� ���������.

1 ��������� �.�. ����. ���. �. 1. �.200

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/03800pedagog/000_lekcii_pedagog_05/284.htm

Uchebnik-free
Добавить комментарий