9. источники права в Древней Индии. Общая характеристика «Законов Ману» и «Артхашастры» Каутильи

Семейное право в Древней Индии по «Артхашастре и «Законам Ману»

9. источники права в Древней Индии. Общая характеристика «Законов Ману» и «Артхашастры» Каутильи

    Федеральное агентство по образованию

    Югорский государственный университет

    ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН       

    Контрольная работа

    по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

    Тема: «Семейное право в Древней Индии

    по «Артхашастре и «Законам Ману»»                 

     Ханты-Мансийск, 2009г. 

    1. Введение 3

    2. Общая характеристика законов Ману и «Артхашастры» 4

    3. Варно-кастовый строй 4

    4. Семейное право 6

    Список использованных источников 6   

      Введение

      Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в том, что на востоке в отличие от запада, где частная собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частнотоварного производства, ориентированного на рынок, не занимали значительного места.

Это в свою очередь сказалось на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии на востоке условий для развития тех правовых и политических институтов, которые были призваны обслуживать нужды общества: демократическое общественное самоуправление, с правами и обязанностями каждого гражданина, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод.

      Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации.

В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства.

Структура замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия, слабым развитием товарно-денежных отношений составляло основу социальной жизни Древней Индии.

      Постепенно из общины выделяется привилегированная верхушка, стоявшая над рядовыми общинниками и не участвующая в производстве. По-прежнему владельцем-собственником земли оставалась община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, права которого выражались в получении ренты-налога.

      Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пёстрый социальный состав общества. В них отсутствовала чёткая социально-классовая граница (существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами).

Сословно-правовой статус индивида в обществе не совпадал с его социально-экономическим положением. Развитие общества в Древней Индии носило свои особенности.

Они связаны с жёстким сословным делением на варны, с присущей ему особой общинной организацией, отличающейся высокой степенью замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь тесно переплетались с сословно-варновыми, кастовыми.

Традиционная социальная приниженность низших каст, почти полное бесправие тех, кто находился вне варн, создавали возможности для полурабских форм эксплуатации населения.

      В Индии на всех этапах её развития сохранялось определённое самоуправление общин. Правители Древней Индии не располагали неограниченными законодательными полномочиями.

Даже в крупном государстве, как Маурьев (IV – II в.в. до н.э.

), большое значение имели коллегиальные органы государственной власти, такие как совещательный орган при царе – раджасапха и совет сановников – мантрипаришад.  

Общая характеристика законов Ману и «Артхашастры»

    В Древней Индии понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми.

При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций — дхармасутр и дхармашастр.

Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются «Законы Ману» (они носят имя мифического бога Ману). Точное время составления этих Законов неизвестно. Предполагается, что они появились в период между II в. до н. э. и II в. н. э.

Рассмотрим же этот памятник подробнее, но без ссылок на конкретные главы Законов, так сказать, в общих чертах.

    Главное содержание Артхашастры  — рассмотрение дхармы царя, внутренней и внешней политики, в центре внимания которой стоит понятие государственной выгоды, пользы (артхи), отодвигающей на второй план и религиозную мораль, и греховность правонарушения, и необходимость религиозного искупления.

    Эта кшатрийская литература опиралась, видимо, на другую предшествующую ей литературу практического характера, а также на нормы царского законодательства.

Об этом свидетельствуют содержащиеся в Артхашастре сведения о хранящихся в государственном архиве записях обычаев отдельных мест, общин, каст, копиях Царских указов, а также о специальной «науке о поимке воров» и руководстве по организации «пыток, наказаний, сопряженных с истязаниями» (Арт., IV, 11(26)'.

    «Законы Ману» состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав).

Главное в «Законах Ману» — закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн.

Особенностью «Законов Ману» является религиозная окраска всех его положений.

      Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы. Социальное расслоение в Древней Индии привело не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп – варн.

      Варно-кастовый строй

      Жесткая дифференциация древнеиндийского общества, обусловленная социальным происхождением и характером деятельности, завершилась формированием замкнутых общественных групп.

В основе этой дифференциации лежало разделение труда, та глубокая социальная ступень разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого.

Здесь уже были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа. Всего существовало две группы: 

  • по сословиям  – варны (их 4);
  • по профессиональной деятельности – касты (3,5 тысячи).

      Их обобщенно называют варно-кастовый строй. Варны, позднее их стали называть джати, делились на:

  • брахманов – родоплеменная аристократия, представители знатных жреческих родов, осуществляющих контакты с божеством и управляющих государством;
  • кшатрии – военная знать;
  • вайшьи – часть трудового населения, занимающаяся хозяйственной деятельностью: земледелием, ремеслами, торговлей;
  • шудры – слуги. Их долей было безропотно служить членам других каст. Они были бесправны и лишены собственности.

      Особо сильным было влияние брахманов в идеологической сфере и культуре. Брахманы занимали посты главных советников при царских дворах, в суде. Многие из них были очень богаты, владели крупными земельными поместьями.

      Политическая власть была в руках кшатриев, особенно усиливших свое влияние при создании сильной империи Маурьев. Цари, как правило, были из кшатриев, в их руках находилась армия. Наиболее значительной была власть кшатриев в республиках.

      Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых».

В законах Ману указаны 7 разрядов рабов (7 источников рабства: военный плен, раб за содержание, раб по наследству, рождённый в доме, купленный, подаренный и раб в силу наказания).

Все права над рабом предоставлялись хозяину. Раб – не правоспособен.

      Обозначившиеся со временем границы между варнами, кастами возводили запрет на смешанные браки и переход из одной варны в другую; у каждой касты был свой божий храм, изучение священных книг – привилегия высшей касты.

      Владельческие права общин в Индии были не ограничены. Право распоряжаться общинной землёй: продавать, сдавать в аренду, дарить её полностью принадлежали ей. Также правящая верхушка получала часть ренты-налога в свою пользу. Это нашло отражение в законах образа жизни – дхармах.

      Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скреплённые правом, религией, сдержали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.

      Семейное право

      В государствах Древней Индии существовала большая патриархальная семья. Главой семьи считался муж.

Постепенно меняется положение женщины, которая становится полностью зависимой от своего супруга и сыновей. Брак превращается в своего рода имущественную сделку.

Мужчина «покупал» себе жену, она становилась его собственностью. В некоторых письменных источниках встречаются упоминания о продаже жен и их проигрыше.

      Положение женщины было очень тяжелым. В детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти мужа – под властью сыновей: так говорят о женской доле «Законы Ману». Жена должна быть терпеливой и строго соблюдать спои обязанности.

«Законы Ману» прямо требуют от жены почитать своего мужа, как Бога, даже если он лишен добродетелей. Лишь муж мог развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал или оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни.

Мужчина мог иметь несколько жен, и это не считалось грехом. Согласно традиции, жена должна была принадлежать к той же варне, что и муж.

    Все предписания «о дхарме мужа и жены» свидетельствуют о приниженном, подчиненном положении женщины в древнеиндийском обществе, в сохранившихся здесь еще в незыблемом виде больших, неразделенных патриархальных семьях-кланах, в которых глава семьи обладал огромной, почти неограниченной властью.

В сфере семейных отношений наиболее отчетливо проявилось влияние социокультурных традиций, норм обычного права. Об этом свидетельствует указание на восемь разноречивых форм брака, которые были распространены в Индии и которые шастры не могли не учитывать.

Первые четыре, поощряемые брахманами, сводились в основном к выдаче отцом замуж дочери, «наделенной драгоценностями» (с определенным приданым).

Такова, например, форма, носящая название «брахма» (ЗМ, III, 27), которая вместе стремя последующими («дайва», «арша», «праджапатья») противопоставляется браку «асура» — покупки невесты, признаваемому, но порицаемому наряду с браками по любвей, без согласия отца и матери («пандхарва»), с похищением невесты («ракшаса») и с насилием над ней («пайшача»).

Все эти формы сводились в результате к покупке невесты, будущей работницы в семье. Не случайно в шастрах первые четыре формы супружества предписывались брахманам и кшатриям, вайшию и шудре предписывался брачный союз с выкупом невесты. Брак с похищением невесты, заканчивающийся, видимо, тем же выкупом, входящий в прямое противоречие с другими его формами, — явный пережиток первобытного общества.

    Таких противоречий, вызванных включением архаичных норм обычного права, в шастрах было множество.

Провозглашение, например, денной и нощной зависимости женщины от мужчин (отца — в детстве, мужа — в молодости, сына — в старости) (ЗМ, IX, 2,3), соседствовало с утверждением, что мать превосходит почтенностью отца в тысячу раз (ЗМ, II, 145). В ЗМ можно найти следы полиандрии, когда братья имели одну жену, ребенок которой считался сыном всех братьев (IX, 182).

Источник: https://www.stud24.ru/state-theory/semejnoe-pravo-v-drevnej-indii/117283-345215-page1.html

Эволюция источников традиционного права Индии. Общая характеристика Законов Ману

9. источники права в Древней Индии. Общая характеристика «Законов Ману» и «Артхашастры» Каутильи

Предыдущая78910111213141516171819202122Следующая

Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии, проявились прежде всего в источниках права, среди которых особое место занимают дхармашастры — сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры — трактаты о политике и праве. Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности.

Дхармашастры, составленные брахманами сначала для своих учеников, со временем были признаны не только авторитетными источниками права, но на определенном этапе даже вытеснили артхашастры, взяв из них то, что относилось к собственно праву.

Старейшие дхармашастры — Гаутама, Баудхаяна, Апастамба, Васиштха, носившие название дхармасутр (сутра — нить), появились, видимо, в начале второй половины I тысячелетия до н.э. и на рубеже н.э.

На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр — Манусмрити, или Законы Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.) (в дальнейшем — ЗМ), джнавалкьясмрити (II-III вв. н.э.), Нарадасмрити (III-IV вв. н.э.)*.

Законы Ману, содержание которых чаще всего воспроизводилось в более поздних произведениях этого жанра, среди других дхармашастр занимают особое место.

Появление ЗМ и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения.

Если в дхармасутрах в основном рассматривались деликты-преступления против личности: убийство, прелюбодеяние, оскорбление, воровство, которые объединялись общим понятием — хим-са (нанесение ущерба, обиды личности), то в более поздних дхармашастрах все большее внимание стало уделяться договорным и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение (о неуплате долга, закладе, границах земельных участков, разделе наследства и пр.). Правовые нормы в этих дхармашастрах были более упорядочены, классифицированы. Начиная с ЗМ, они стали строиться на основе 18 поводов судебного разбирательства.

Первая группа поводов (норм) судебного разбирательства по ЗМ касается договорных отношений( VIII, 4); затем идут нормы, касающиеся неуплаты жалования, нарушения соглашения, отмены купли-продажи, спора хозяина с пастухом (VIII, 5). Следующая группа носит иную направленность.

От обязательственных отношений составитель переходит к конкретным деликтам-преступлениям. Это споры о границе (земельных участков), клевета и оскорбление действием, кража, убийство, насилие и прелюбодеяние (ЗМ, VIII, 6).

Все эти деяния, а также потрава скотом урожая, ранее других были закреплены в дхармашастрах, составив ядро древнеиндийского деликтного права.

Последующие поводы судебного разбирательства, ассоциативно связанные с предыдущими, касались нарушения норм брачно-семейного и наследственного права (VIII, 7), а также азартных игр, приравниваемых к преступлениям.

Нарадсмрити предстает законченным юридическим произведением, целиком посвященным вопросам права, которое свидетельствует о достаточно высоком уровне развития правовой культуры. Составитель Нарады отходит от указаний на конкретные наказания по каждому виду преступления, ограничиваясь абстрактными рекомендациями.

При большом разнообразии дхармашастр можно увидеть глубокое сходство между ними, взаимовлияние, взаимозависимость, текстуальное совпадение, а главное — единство религиозно-философских концепций, принципов, на которых они основывались. Это прежде всего понятие самой дхармы, закрепление неравенства варн, особого значения ритуала, ритуальной чистоты и нечистоты индуса, системы искупления с целью очищения, в том числе и за совершенные преступления.

Особое место среди источников права Древней Индии на определенном этапе ее истории занимала литература чисто светского жанра, относящаяся к науке политики, — артхашастры.

Одно из таких произведений, дошедших до нас, представляет собой научный трактат об искусстве политики и управления государством, предписываемый Каутилье, советнику царя из династии Маурьев Чандрагупты (конец IV в. до н.э.). В этом произведении (по уточненным данным относящемся к рубежу I тысячелетия до н.э. — I тысячелетия н.э.

) содержатся обширные сведения, имеющие прикладной, деловой смысл: об администрации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, организации суда, преступлениях и наказаниях.

Главное содержание Артхашастры — рассмотрение дхармы царя, внутренней и внешней политики, в центре внимания которой стоит понятие государственной выгоды, пользы (артхи), отодвигающей на второй план и религиозную мораль, и греховность правонарушения, и необходимость религиозного искупления.

Как бы ни было велико значение писаных памятников права в Древней Индии, следует отметить, что на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль его приоритетного источника.

В дхармашастрах содержатся отсылки к обычаю и в общей декларативной форме, и по конкретным нормам права. Обычай (ачара, адачара и пр.

) трактовался в плане поведения «добрых, благоразумных людей» в соответствии с моралью, общественной пользой.

Предыдущая78910111213141516171819202122Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/2-127021.html

Общая характеристика Законов Ману. Развитие права Древней Индии

9. источники права в Древней Индии. Общая характеристика «Законов Ману» и «Артхашастры» Каутильи

К источникам древнеиндийского права относятся: Дхармашастры -сборник религиозно-правовых предписаний; Артхашастры — трактат о политике и праве. Правило (дхарма), имеет многогранное значение.

Это и норма поведения, свод правил для каждого правоверного индуса, религиозная добродетель и мораль. Дхармашастры сначала были составлены брахманами для своих учеников, но со временем были признаны источниками права.
Законы Ману были созданы примерно в период (I век до н. э. -I век н. э.

), предположительно, жрецами-брахманами. Всего в законах 2685 статей. Язык., Законы состоят из 12 книг (глав), но интерес для юристов представляют лишь некоторые главы, в которых содержится информация о государстве и праве. Особое внимание в законах уделяется «варкам» или «кастам».

Рабы не входили в касты. Древние индусы считали, что бог создал касты. Из уст своих он создал брахманов, из рук — кшатриев, из бедра — вайшьи, а из своих стоп — шудры. Первые три касты были дважды рожденными. Человек попадал в касту только по рождению. Брахманы имели право читать и толковать закон.

Кшатрии были воинами. Вайшьи занимались торговлей, ремеслом и земледелием. Шудры были батраками.

Регулирование имущественных отношений. В основном все земли составляли собственность царя, но также имело место и общинное землевладение.

Законы Ману закрепили законные способы приобретения имущества: по наследству, получение в дар, завоевание, ростовщичество, исполнение работ, получение милостыни. Вор никогда не становился собственником имущества.

Дееспособность женщин и несамостоятельных членов семьи (сына, зависящего от отца, отца, зависящего от сына, и др.) была ограничена. Неправомерные сделки считались недействительными и наказывались штрафом.

Семейное право. Характерно господство мужчины (муж, отец). Брак заключается по воле родителей, но вдова после смерти мужа, обычно, становилась женой деверя; муж умершей жены, вступает в брак с ее сестрой.

В Артхашастре указано несколько форм брака: правильный или торжественный (когда приданое жены переходит в собственность мужа); брак с выкупом или покупкой жены; брак, основанный на свободном соглашении супругов; похищение жены, как взятие в бою трофея. Для жены развод невозможен.

Муж мог бросить жену в ряде случаев: если она сварливая, ненавидит мужа, длительное время не рожает детей. Для женщин допускалась свободная добрачная половая жизнь, но супружеская верность в браке поддерживалась суровыми карами.
Наследственное право. Наследство делится между сыновьями поровну.

Если наследники на разделяются, живут в старом отцовском хозяйстве, то управляются страшим братом. Дочерям выделялась доля, но только в виде приданого.
Преступление и наказание. Законы Ману различали и давали понятия: умысла и неосторожности, первое правонарушение и рецидив, тяжкое и легкое преступление.

В законах выделялись следующие преступления: государственные преступления, преступления против личности и при этом не было четкого различия между чисто правовым правонарушением (деликтом) и преступлением, имущественные преступления, должностные и правонарушения, носящие характер святотатства.

Одним из тяжких преступлений, прежде всего для женщины, было прелюбодеяние, за которое предусматривалась смертная казнь. Наказывался и мужчина за преступное сожительство со свободной женщиной. Царь применял следующие наказания: смертную казнь (простую и квалифицированную — сажание на кол…), различные виды телесных наказаний, а также применялся штраф, замечание, выговор.

Особенности государства и права в странах античного мира. Полисная система.

Древняя Греция.Во 2-м тысячелетии до н. э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Каждое племя имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя — базилевса. К началу I тысячелетия у греков сложилось рабовладение.

Первобытное общество превращается в политическое общество, которое принято называть военной демократией, усиливается переход к производящей экономике, развивается обмен, смешивается население и невозможными становятся старые формы управления. Все это явилось основой для возникновения государства как новой, высшей ступени развития общества.

Особый интерес для изучения представляет процесс возникновения и развития двух греческих полисов — Древних Афин (образец рабовладельческой демократии) и Спарты (аристократии).

По форме правления Афинское государство представляло собой демократическую республику. В государстве основными органами являлись: Совет пятисот, гелиэя.
Верховный орган власти Афин — народное собрание, которое обладало широкой компетенцией: принимало законы, постановления, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, обладало контрольными функциями и т. д.

Со П-го века до н. э. Афины превратились в одну из провинций Римской державы.
Древняя Спарта, В XII веке до н. э. на территории Лаконики началась миграция племен, которая сопровождалась военными столкновениями.

В результате объединения дорийских и ахейских племен в долине Лакеонии возникла спартанская община, которая в VIII — VII вв. до н. э. расширила свои владения.
Общественный строй Спарты характеризуется сохранением пережитков первобытнообщинного строя и военной организацией общества.

Господствующую группу населения составляли спартиады, которые владели земельными наделами.

По своему государственному строюСпарта являлась аристократической республикой. Народное собрание сохранило демократическое устройство, но утратило свою реальную власть.

Основные черты права Древней Греции. Афины имели наиболее развитую правовую систему в Древней Греции, Источниками права в Афинах были: обычное право, писаное право в виде Законов Драконта (621 г. до н. э,). По Законам Драконта отменялась кровная месть, закреплялись права собственности, вводились новые правила судопроизводства.

Регулирование имущественных отношений. Афинское право знало деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности). Частная собственность считалась производной от государства.

В Афинском праве выделялись следующие сделки: купля-продажа, найм, ссуда, подряд, займ, товарищества, комиссионный договор, хранение вещей. Обязательной формы заключения сделки не существовало, но чаще всего она заключалась в письменной форме.

Обязательственные отношения возникали не только из договора, но из деликта,
Семейное и наследственное право. В Афинах считалось обязательным вступление в брак, но безбрачие не влекло за собой наказания. Брак оформлялся договором, который заключал глава семьи.

Наследование имело место по закону и по завещанию. Прежде всего, наследниками первой очереди являлись сыновья, рожденные в законном браке. Дочери могли получить наследство в случае отсутствия сыновей умершего.

Из наказаний необходимо отметить: смертную казнь, продажу в рабство, конфискацию, штраф, бесчестье. По Законам Драконта наказания отличались особой жестокостью. Цель наказания — причинение страданий преступнику.

Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего — греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т.д.

Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 327;

Источник: https://studopedia.net/5_12677_obshchaya-harakteristika-zakonov-manu-razvitie-prava-drevney-indii.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий