88.Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

Компьютеризация и ее социальные последствия. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества

88.Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

Компьютеризация науки — это процесс, сутью которого является оснащение научного пространства новой производительной силой — искусственным интеллектом компьютера. Как новая производительная сила, компьютеризация позволяет не только хранить сумму накопленных знаний более совершенным способом, но и особым образом обрабатывать интеллектуальный материал, анализировать его.

Компьютеризация — это новый формат научного знания. В таком случае компьютер выступает как инструмент получения и обработки научного знания.

Компьютеризация науки начинается с 70-х гг. XX в. Она позволяет создать новый уровень научного пространства существования и развития знания, создаются новые возможности для распространения научного знания.

Одна из таких возможностей — ведение научного диалога на расстоянии, организация виртуальных конференций и форумов.

Это не только значительно экономит человеческое время, энергию и материальные средства, но и позволяет осуществить контакт чуть ли не с любой точкой мира.

На сегодняшний день компьютер и информационная система Интернет позволяют создавать целые виртуальные институты. Компьютеризация создает в подлинном смысле принципиально новые средства выработки, хранения и использования информации.

Еще одна радикально новая возможность, которую предоставляет компьютеризация ученым, — это создание виртуальных полигонов для реализации теоретических знаний на практике.

В идеале, обладая такими возможностями, нет необходимости проводить эксперимент в условиях реальной окружающей среды. Затратность эксперимента, его вредоносность и длительность процесса преодолеваются с помощью компьютерного эксперимента.

Посредством компьютера можно также смоделировать возможное развитие какого-либо процесса, будь то процесс исторический, физический или биологический и т. п.

В соотношении искусственного и естественного интеллекта необходимо учитывать очевидное противоречие: то, что становится искусственным и передается машине, перестает быть интеллектом, а то, что подлинно интеллектуально, остается вне функций компьютера. Тем самым человек не может получить выигрыш в искусственном интеллекте, не проиграв чего-то в естественном. Остается открытым вопрос: дает ли компьютер принципиально новую информацию или он лишь перерабатывает то, что заложено в него человеком.

В философии возникают вопросы, связанные с компьютерной этикой. Компьютерная этика ставит вопрос о способах (правомерном или неправомерном) использования информации в информационном обществе.

Компьютерная этика освещает вопросы, связанные с угрозой тайнам частных лиц и защитой корпоративных секретов, созданием институционального автоматизированного управления, гарантирующего неприкосновенность частных тайн и невозможность вторжения посторонних в автоматизированные базы данных сети.

Компьютерная этика включает в себя и так называемые «кодексы специалистов», в которых регламентируются ответственность за ошибки, допущенные в ходе функционирования компьютерных программ, а также отношения между компьютерной техникой и институциональной властью (имеется в виду, каким общественным и идеологическим интересам служат определенные виды доступа к компьютеру).

С другой стороны, использование информационной техники в области принятия научных решений ставит вопрос об ответственности как исследователей, так и программистов.

Речь идет об определенных типах информационных технологий, которые могут вызывать «информационное загрязнение» или создавать так называемый «парадокс информационной технологии», когда чем больше информации, тем меньше возможности ее контролировать.

Компьютеризация и информатизация создали новые возможности в сфере образования. Использование компьютеров расширяет возможности активных форм занятий в учебных аудиториях, позволяет имитировать изучаемые процессы, создавать ситуации, близкие к реальности.

Использование сети Интернет, мультимедиа-технологий радикально расширяют возможности дистанционного обучения. Однако и в этой сфере возможности компьютера имеют свои пределы.

В целом ряде профессий непосредственное общение преподавателя с обучающимся является более адекватным механизмом передачи исходных смыслов, нежели с использованием машины в качестве посредника.

Язык компьютерных систем неадекватен некоторым измерениям человеческого существования, не способен к отражению практического рассудка, опирающегося на неявные, скрытые формы знаний. Миру компьютера чужды смысловые измерения, присущие мастеру. Проблема границ компьютеризации объединяет познавательные усилия социологов, ученых и практиков самых различных профессий.

Виртуальная реальность – это высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.

Характерными признаками виртуальной реальности являются:

— моделирование в реальном масштабе времени;

— имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма;

— возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.

Термин «виртуальная реальность» был предложен в 1984 г. американцем Дж. Ланьером (Jaron Lanier), владельцем фирмы, освоившей выпуск компьютеров, способных создавать стереоскопическое изображение. Но есть версия, что этот термин был придуман в 70-х годах ХХ в. в Массачусетском технологическом институте для обозначения интерактивности человека в компьютерном пространстве.

Наиболее широкое распространение словосочетание «виртуальная реальность» и получило применительно к компьютерным системам, что было зафиксировано как факт в некоторых словарях, например: «…Виртуальная реальность – совокупность программно-аппаратных средств для создания ощущения присутствия в мире компьютерных игр, сетей, систем».[73]

Возвращаясь к идее компьютерной виртуальной реальности, подчеркнем, что она вполне соответствует идеологии постмодернизма, одной из главных особенностей которого явился плюрализм.

С момента распространения компьютерных технологий берут свое начало и многие более современные философские концепции виртуальной реальности, которые также основаны на плюралистических идеях постмодернизма.

Компьютерная виртуальная реальность, внедряясь во все сферы жизни, получила не только свое развитие, но и признание. Это вызвало очередное усиление интереса философов и психологов к данной проблеме.

Д.В. Иванов предпринял попытку социологического обнаружения признаков виртуальной реальности во всех сферах общества. «Виртуализация в таком случае, – пишет он, – это любое замещение реальности ее симуляцией, образом – не обязательно с помощью компьютерной техники, но обязательно с применением логики виртуальной реальности…

».[74]. Виртуальная реальность заменяется на постмодернистский термин «симуляция».

Даже из перечисленных автором «универсальных свойств виртуальной реальности» – «…нематериальность воздействия (изображаемое производит эффекты, характерные для вещественного); условность параметров (объекты искусственны и изменяемы); эфемерность (свобода входа/выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования»[75] – становится очевидным, что они не распространяются на виртуальные частицы, на измененные состояния сознания, обозначаемые Носовым психологической виртуальной реальностью, а являются характеристикой компьютерной виртуальной реальности.

Результатом экспансии понятия «виртуальность» в разные отрасли науки явилась новая проблемная область, «созданная» дискуссией о возможности создания единой теории виртуальной реальности.

Так, в общую теорию виртуальной реальности предлагается соединять два смысла: традиционный, берущий свое начало от «virtus» и отождествляемый с «возможным», и компьютерный, понимаемый как вид гносеологической реальности. В результате получается следующий вывод: «Виртуальная реальность есть единство объективной и субъективной реальностей, спрессованное в единицу виртуала».

[76] Такое определение виртуальной реальности не снимает наши сомнения, так как непонятно, в чем проявляется единство объективной и субъективной реальности и как данное определение можно применить к теории виртуальных частиц.

Таким образом, в конце ХХ – начале ХХI в. наблюдается возврат к философскому осмыслению понятия «виртуальное», обнаруживает себя тяга к осмыслению его как единой, целостной формации реальности. Опираясь на сделанный анализ, можно констатировать следующее:

а) все идеи виртуальности так или иначе сопряжены с идеей множественности миров;

б) виртуальность рассматривается как способность чего-либо (силы, объектов, реальностей) существовать в свернутом (потенциальном) состоянии и оказывать при этом воздействие на действительность (отождествление с термином «возможность»);

в) виртуальность осмысливается как свойство трех пространств бытия или их соотношение: субъективного мира человека, объективного мира природы, искусственно созданного мира человека;

г) в основе всех идей виртуальности выделяется «взаимодействие»;

д) виртуальность рассматривается как способность чего-либо существовать в пространстве «между»;

е) создание единой теории виртуальной реальности является предметом достаточно острой дискуссии.

Предыдущая8990919293949596979899100101102103104Следующая

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1976; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-24178.html

Компьютеризация науки и ее социальные последствия

88.Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

Очевидно, что использование мощной компьютерной техники и ее идей открывает новые возможности в учении, мышлении, в эмоциональном и когнитивном развитии. Однако следует иметь в виду и определенные издержки компьютеризации общества.

Исследователи выявили ряд неоднозначных проблем формирования «компьютерного сознания» и познания, одна из которых — «потребительское» отношение к компьютеру и появление в связи с этим некоторых отрицательных черт мышления.

В частности, это снижение способности к критике, игнорирование чувственного аспекта познания и творческого начала как иррациональных моментов, не поддающихся формализации, утрата исторического подхода к явлениям (в силу синхронизации информации о них в банке данных), обеднение используемого языка, его оттенков и метафоричности, замена формализованными языками. Многие задачи познания переосмыслены теперь как задачи вычисления, подключения к банкам данных, что придало мышлению объемность и масштабность, резко увеличило познавательный потенциал.

Одна из важных закономерностей развития науки — усиление и нарастание сложности и абстрактности научного знания, углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации науки как базы новых информационных технологий, обеспечивающих совершенствование форм взаимодействия в научном сообществе.

Компьютеризация — процесс проникновения современной вычислительной техники во все сферы бытия индивидуума и социума в целом.

ЭВМ не только способствует повышению эффективности сбора, обработки и хранения информации любого уровня и объема, но и принципиальным образом расширяет познавательные возможности человека.

Человек работает с компьютером в диалоговом режиме и, задавая программу ЭВМ, является ведущей подсистемой системы «человек-машина».

В конце XX вв. научно – техническая революция вступила в стадию «компьютерной революции». Компьютеризация — один из существенных процессов, обеспечивающих динамику социокультурного развития цивилизации во всех формах ее проявления.

ЭВМ выводит развитие науки на принципиально новый уровень:

•        компьютерное моделирование позволяет совершенствовать методы теоретического воспроизведения действительности в рамках конкретной науки;

•        активно развивается комплекс новых теоретических дисциплин (теория алгоритмов, исследование операций, теория игр и др.), имеющих имманентно (внутренне) интегративную направленность;

•        создаются технические условия для интегрирования знания во всех его областях, что является предпосылкой для «прорыва» на следующий (более высокий) уровень познания;

•        становится реальным создание «искусственного интеллекта» — технических систем, способных на основе введенной человеком информации принимать самостоятельные решения, расширяя и углубляя информационный процесс. ИИ симбиоз «человек — машина», принципиально изменяющий познавательные и деятельностные возможности человека.

Создаются условия для рационализации деятельности во всех ее формах и проявлениях. Компьютерный этап НТР позволяет реально выйти на уровень материалоэнерго и ресурсоемких производств, относительно замкнутых производственно-хозяйственных систем. Масштабы и объемы деятельности во всех ее формах уменьшаются, а эффективность возрастает.

Изменяется и традиционная структура образовательной системы: вместо традиционной системы «субъект обучения» (наставник) «объект обучения» (ученик) формируется другая: «наставник — ЭВМ — ученик».

Современные образовательные технологии позволяют не только выдавать неограниченный поток информации, но и контролировать ее усвоение.

Однако роль наставника не уменьшается, а, напротив, возрастает в условиях выхода на уровень опережающего образования.

Глобальная сеть ИНТЕРНЕТ придает научно-информационному и образовательному процессу общепланетарный характер и масштабы.

Информация становится доступной не только в мировых научных центрах, но и практически в любом уголке планеты.

Происходит глобализация мирового информационного потока, что является фактором интеграции не только научного знания, но и социокультурных процессов, происходящих на национальном и региональном уровнях. 

Именно с помощью компьютера оказывается возможным найти варианты решения этих задач, но в том случае, если он используется не просто как вычислительное устройство или для обогащения мышления, но как устройство, позволяющее изменить стереотипы в усвоении знаний и в самом мышлении.

С помощью компьютера учащиеся получили возможность имитировать механическое мышление, анализировать его, выяснять, чем оно отличается от других стилей мышления, получить своего рода «прививку» от абсолютизации механистического мышления. Благодаря такому опыту человек уже в годы ученичества учится думать о знании, мышлении, анализировать его стиль и приемы, т. е.

выступать в роли эпистемолога, умеющего распознавать и выбирать различные способы мышления.

Для развития этой способности группа Пейперта нашла нетрадиционный прием: с помощью компьютера и серии игр в реальном мире с реальными вещами создавались так называемые микромиры, каждый из которых должен был иллюстрировать один из миров, устроенных либо по представлениям Аристотеля, либо по законам Ньютона, идеям Эйнштейна и даже по «обобщенному закону движения в мире». В рамках последнего могли действовать бесконечно разнообразные законы движения, которые учащиеся придумают сами. Основой для этого становились личный опыт, хорошо известная «геометрия собственного тела» и другие знания и представления, которые вовлекались в творческую разработку разнообразных «законов» движения.

Исследование Пейперта выявило глубокие антропологические смыслы использования такого «технического устройства», как компьютер, который может решить проблемы переструктурирования интуиции, сложившейся в ходе эволюции познавательных способностей, продолжить эту эволюцию, воздействуя на познавательные способности в качестве освоенного культурой фактора, наконец, способствовать выработке нового типа мышления.

Источник: https://students-library.com/library/read/28572-komputerizacia-nauki-i-ee-socialnye-posledstvia

12.6. Компьютеризация науки и ее социальные последствия

88.Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

Сейчасстремительно, нарастающими темпамиразвертывается новый этап научно-техническойреволюции (иногда говоярт о технологическойреволюции), начавшийся на рубеже 70-80-хгодов XX века и открывающий необозримыеперспективы дальнейшего развитияпроизводительных сил общества иобогащения его духовной жизни.

Ведущими,приоритетными направлениями новогоэтапа научно-технического прогрессастали микроэлектроника, информатика,робототехника, биотехнология, созданиематериалов с заранее заданными свойствами,приборостроение, ядерная энергетика,аэрокосмическая промышленность и т.д.

Многообещающие перспективы возникаютв связи с открытием высокотемпературнойсверхпроводимости.

Нынешнийэтап многие ученые называют «микроэлектронной(или компьютерной) революцией». Ведькак раз благодаря «миниатюризации»информационных систем, то есть воплощениювозрастающих объемов научного знанияво все меньшем физическом объеме,становится возможным создание каксуперкомпьютеров, так и микропроцессоров.

И если суперкомпьютеры позволяют намприблизиться к созданию «искусственногоинтеллекта», иначе говоря, такихтехнических средств обработки информации,которые станут могущественным усилителеминтеллектуальных способностей человека,то вездесущие микропроцессоры начинаютвторгаться в орудия труда, умножая егопроизводительность, буквально проникаютво все поры человеческого организма,материальной и духовной жизни общества,становятся обыденным явлением вповседневном быту.

Дляразвития фундаментальной и прикладнойнауки решающее значение приобретаетвычислительный эксперимент, новыеметоды математического моделирования,человеко-машинные процедуры поддержкизнания, экспертные системы и т.п.

Однакосуществует и опасность преувеличения,абсолютизации возможностей современнойинформационно-вычислительной техникив решении проблем общества. Появляетсякомпьютерный фетишизм, о чем предостерегаюткрупнейшие ученые и философы. В книгеизвестного американского футурологаО.

Тоффлера «Третья волна» (1980)компьютеризация и связанные с нейглубокие изменения многих сторонобщественной жизни обоснованнорассматриваются в качестве одного изключевых измерений научного и техническогопрогресса.

Наблюдая упадок старых ивозникновение новых отраслей производства,Тоффлер предложил картину возможныхтрансформаций социальной и технологическойреальностей, названных им «третьейволной». Он видит непосредственнуюсвязь в изменении образа техники иобраза жизни, ее ценностей: техникаобусловливает тип общества и типкультуры, причем это влияние имеетволнообразный характер.

До- ипостиндустриальные волны в развитиитехники и ее влиянии на обществоописываются Тоффлером как «симметрично»разбегающиеся: если первая, аграрная«волна», шедшая почти 10 тысяч лет,выплеснула индустриально-заводской,массовый тип культуры и общества, то«третья волна» уносит человечество отнего в бесконечность технологическоготворчества индивидуумов.

Однако центрэтой картины «трех волн» в развитиитехнических цивилизаций образует именноиндустриальное производство — силоваятехника «второй волны», проекциясенсорно-моторной деятельности человека.Тоффлер подчеркивает отсутствие подобнойтехносферы до промышленной революциии отличие новых технологий конца XX в.

от техники индустриализма, экономическиесистемы и социальные институты которогоныне начинает накрывать «третья волна».

Последняя вызвана повсеместнымраспространением компьютеров,турбореактивной авиации, противозачаточныхпилюль и многого другого, что формируетновую цивилизацию — новые виды семьи,стили Работы, любви и жизни, новые формыэкономики, политики и досуга, фрагментарноуже присутствующие в нашей повседневности.

В этих фрагментах новой цивилизацииисчезает раздробленность труда наотдельные монотонные задачи, порожденнаятехнологией индустриального типа.Индустриализм, по Тоффлеру, это целаяцивилизация со своим стилем техники,ей соответствует особая гносеология,особый образ жизни.

Индустриализмхарактеризуется централизацией,гигантизмом и единообразием(массовидностью), сопровождающимисяугнетением, убожеством и экологическимупадком. Преодоление этих пороковиндустриального мира Тоффлер считаетвозможным в будущем. Символы «третьейволны» — целостность и индивидуализированность,а также человекосоразмерная и чистаятехнология.

Новые технологии вытесняютхарактерную для индустриализма парадигмугосподства над природой. Происходитинтеллектуализация производства;разнообразие становится столь жедешевым, сколь и однообразие; сегментациярынка формирует новые хозяйственныеценности, изменяется характер труда,переосмысливаются понятия «рабочееместо», «занятость», «безработица» ит.п. Мир перестает казаться машиной, онзаполняется инновациями, для восприятиякоторых необходимо постоянное развитиепознавательных способностей. В новоммире, считает Тоффлер, рациональныхнорм для организации общества и экономикиуже недостаточно. В будущем необходимотказ от утилитарного пониманияпроизводства, создание ценностей запределами рынка, распространениебесприбыльных организаций в сферегуманитарного развития.

Новомуэтапу развертывания научно-техническойреволюции должен соответствовать иновый этап социального состоянияобщества.

В грядущем обществе с точкизрения преобладающих в нем видовдеятельности будут доминировать задачиприобретения нового знания, овладенияим в процессе непрерывного образования,а также его технологического ичеловеческого применения (в том числев медицине и здравоохранении, в воспитанииподрастающего поколения и социальномобеспечении, в средствах массовойинформации и в сфере досуга и т.п.).Символическим воплощением этой глобальнойинформатизации является Интернет.

Информатизацияи компьютеризация общества происходитне в социальном «вакууме». В обозримойисторической перспективе научно-техническаяреволюция будет разворачиваться в мире,в котором сосуществуют различныерегиональные цивилизации, социальныесистемы, экономически развитые иразвивающиеся страны.

Это, несомненно,скажется и на характере и направленияхнаучно-технического прогресса вглобальном, общечеловеческом масштабе,причем как в позитивных, так и негативныхпроявлениях.

Прогнозирование будущегои в этом аспекте предполагает учетмногокомпонентных факторов, так какименно их взаимодействие определитисторические перспективы научно-техническогопрогресса и его социальные последствия,их человеческое измерение.

Всовременной научной литературе и вобыденной речи существуют два понятия,которые употребляются как взаимозаменяемые– «информатизация» и «компьютеризация».

Информатизацияобщества— организованный социально — экономическийи научно-технический процесс созданияоптимальных условий для удовлетворенияинформационных потребностей и реализацииправ граждан, органов государственнойвласти, органов местного самоуправления,организаций, общественных объединенийна основе формирования и использованияинформационных ресурсов. Появление иразвитие компьютеров– это необходимая составляющая процессаинформатизации общества. Информатизацияобщества является одной из закономерностейсовременного социального прогресса.При информатизации общества основноевнимание уделяется комплексу мер,направленных на обеспечение полногоиспользования достоверного, исчерпывающегои своевременного знания во всех видахчеловеческой деятельности. Для обеспечениядоступности общения с компьютером наестественном языке он будет оснащенсредствами мультимедиа, в первую очередьаудио – и видео- средствами. В перспективепортативные компьютеры должны статьболее миниатюрными, при том быстродействиеих микропроцессоров должно быть таким,как на современных супер-ЭВМ. Они должныиметь плоский дисплей с хорошейразрешающей способностью. Их внешниезапоминающие устройства – магнитныедиски – будут портативными, иметьемкость более 100 Гбайт.

Компьютеризациявсех сфер общественной деятельности иповседневной жизни человека — самыйвпечатляющий феномен последней четвертиXX в. В наиболее развитых странах -США, Германии, Великобритании, Японииколичество компьютеров на тысячу жителейдостигло к концу 1990-х годов уровня250–400 единиц. Этот уровень, конечно,уступает показателям таких «идолов»XX в.

, как автомобиль (в среднем в 1,5раза) и телевизор (в 2 раза), но темпыраспространения компьютеров гораздовыше. С момента появления персональногокомпьютера на массовом рынке прошлопримерно 25 лет. Для достижения того жеуровня распространенности, какой сегодняимеет компьютер, телевизору потребовалосьоколо сорока лет, а автомобилю -порядка семидесяти.

Помимо количественногороста большое впечатление на любогоаналитика производит рост числа функций -способов применения компьютерныхтехнологий. Из вычислительной машины,именуемой ныне полузабытой аббревиатуройЭВМ, компьютер превратился в универсальноеустройство, которое с равным успехомможет служить профессиональныминструментом ученого, инженера,бизнесмена, юриста, врача и т. д.

илисредством обучения, повседневногообщения, развлечения.

Изучениеми развитием теории информационныхтехнологий и ресурсов и их роли винтеллектуализации общества насовременном этапе занимается относительномолодая наука информатика.

Мировая практика подтверждает известноенаучное положение о том, что интенсификацияинформационных процессов, все болееуглубленная переработка информации ивсестороннее использование информационныхресурсов в управлении повышаетустойчивость, приспособляемость кменяющимся внешним условиям, живучестьи надежность индивида, общественныхсистем.

Прямым следствием интенсификацииинформационных процессов являетсяускорение развития человеческогопотенциала, повышение уровня образованностии информированности людей и через это- формирование все расширяющегосясоциально, политически и экономическиактивного слоя населения.

Таким образом,формирующиеся в обществе во всевозрастающем объеме информационныересурсы и ускоряющиеся темпы ихпотребления в системах управления всемисферами жизнедеятельности общества спомощью социально-информационныхтехнологий являются главными признакамиинформационного общества и ключевымифакторами оптимизации его развития.

Информационнаятехнология – наиболее динамичный ирадикально меняющийся вид современнойтехнологии, и точно так же динамичновозникают и видоизменяются порождаемыеею социальные последствия, различныев различных социальных системах, носвязанные идентичностью порождающихих технологических факторов.

НоваяНТР, связанная с широким внедрениеминформационных технологий, в том числемикроэлектроники, порождает триопасности: 1) ее достижения могут бытьиспользованы в военных целях; 2) развитиеробототехники приведет к массовойбезработице во всех сферах производства;3) микроэлектронная революция усложнити без того сложные взаимоотношениямежду развитыми и развивающимисястранами.

Основойсовременной информационной технологииявляются средствавычислительной техники (СВТ). ВРоссии развитие СВТ с самого началабыло высокоприоритетным направлениемНТР.

Основныминаправлениями компьютеризации(информатизации) по областям примененияявляются:

производство,технологические комплексы и процессы,машины, оборудование и приборы,измерительные и регулирующие системы;

проектно-конструкторскиеизыскательские работы, научныеисследования, информационное обслуживаниеуправления организациями и объектаминародного хозяйства;

образование,обучение.

Компьютеризациявлияет на формирование мировоззрения,ставит новые социально-философскиепроблемы, связанные с трансформациямив сфере труда, занятости и структурепрофессиональной деятельности, сподготовкой и переподготовкой специалистови квалифицированных рабочих для созданияи использования ЭВТ, с необходимостьюобеспечения развития интеллектуальныхспособностей человека и всего духовногопотенциала личности.

Информатизацияобщества по самому своему элементарномусмыслу этого понятия предполагает, чтообщество все более эффективно управляетсвоей информационной сферой, не допускаяхронического дефицита информации водних своих звеньях и перепроизводства– в других, упорядочивая информационныепотоки, производя информацию все болеевысокого качества.

Следуетуказать на положительные и отрицательныепоследствия компьютеризации.

Положительныепоследствия:

Значительныйэкономический эффект от автоматизациипроизводства, науки и системы управлениячастными и государственными структурами.

Улучшениекачества производимой продукции,выполняемых услуг и образования.

Возникновениеновых профессий, появление новых рабочихмест.

Освобождениечеловечества от необходимости выполнятьтяжелую нудную работу, переориентациялюдей на более творческий и интеллектуальныйтруд, а значит и увеличение творческихуспехов.

Свободныйи быстрый доступ к любой не защищеннойинформации во всем мире, расширенноеучастие индивидов в общественной жизни,увеличение свобод и прав каждого членаобщества.

Новыевозможности в областях науки, искусства,образования, в формах общения людей игосударств, в развитии межгосударственныхотношений и т.п.

Расширениеинтересов в сфере культурного отдыха;новые достижения в этой области.

Отрицательныепоследствия:

Временноезначительное повышение уровня безработицыв результате исчезновения большогочисла профессий.

Усилениезависимости человека от вычислительнойтехники.

Понижениеуровня нравственности.

Слабаязащищенность общества отсоциально-экономических кризисов,вызванных терроризмом, иностраннымивмешательствами и т.п., связанная спроблемами защиты доступа к информациив сетях.

Усилениецентрализации, государство получаетдополнительную возможность по надзоруза людьми, повышается степень влияниясредств массовой информации на общество.

Лавинообразность,чрезвычайная засоренность ненужнойинформацией компьютерных сетей –повышение утомляемости людей, стрессы и т.п.

Проблемы,связанные с образованием детей, с ихпривыканием к ЭВМ.

Уходлюдей от реальности, психофизиологическаядеградация людей.

Маловероятное, но возможное появление новыхобществ (роботов, киборгов), не ясные,возможно угрожающие последствия,связанные с этим.

Источник: https://studfile.net/preview/9930391/page:93/

Uchebnik-free
Добавить комментарий