86. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Познавательное развитие и развитие речи в юношеском возрасте

86. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Внимание:

1. Объем внимания, способность длительно сохранять различны

2. Внимание становится более избирательным

Память:

1. Увеличивается объем памяти

2. Изменяется способ запоминания

3. Приобретается метакогнитивные умения, которые способны самоконтролировать мыслительную деятельность и познавательные процессы

Мышление:

1. Теоретическое мышление

2. Появляются размышления на нравственные, политические и др. темы

3. Усваиваются научные понятия и используются в процессе решения различных задач

4. Продолжается интеллектуализация познавательных процессов (усложнение памяти, внимания, мышления)

5. Продолжает развиваться обстрактно-логическое мышление

6. Интеллектуальные интересы сочетаются с разбросанностью взглядов и подходов

7. Особенности мышления

8. Приобретает личностый эмоциональный характер

9. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщению

10. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах

11. Индивидуальный стиль умственной деятельности

Развитие способностей:

1. Быстрое развитие специальных способностей

2. Развитие творческих способностей

Познавательное развитие:

1. Собственные мысли, чувства становятся предметом анализе

2. Способность различать противоречия между мыслями, словами, поступками

3. Появляются возможности для создания идеалов

Эмоциональная сфера:

1. Спокойный эмоциональный фон

2. Эмоциональная восприимчивость к чувствам другим

3. Эстетические чувства

4. Переживаются предметные чувства

5. Формируются общественные мировоззренческие чувства

Эмоциональная культура:

1. Эмоциональная отзывчивость

2. Способность понимать, уважать чувства других

3. Способность сопереживать чувствам других

4. Умение делиться своими переживаниями с близкими

5. Чувства ответственности за своей жизненной перспективы и профессиональных намерений

Мотивационная сфера:

1. Обновляются мотивы общения: углубление интеллектуальной близости

2. Учебно-познавательная деятельность начинает определяться мотивами

3. Появляются тенденции к поиску близких дружеских связей, основанных на привязанности – потребностью а альт эго – важная потребность в этом возрасте

4. Возникает интерес к различным источникам информации

5. Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний

6. Индивидуальная направленность и избирательность интересов связана с жизненными планами

Развитие личности юноши.

Самосознание:

1. Открытие Я, собственного мира мыслей

2. Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии и углубленному самоанализу

3. Оценочные суждения направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах других

4. Главное приобретение личности – открытие своего внутреннего мира

5. В самосознание входит фактор времени, появляются жизненные планы, замыслы и цели

6. Происходит самооценка и принятие своей внешности (особенно у девушек)

Дисморфофобия – боязнь своего тела, неприязнь. Симптом зеркала, фотографии.

7. Появляется стремление к самоуважению

8. Вырабатываются ценностные ориентации

9. Складывается мировоззрение как система общественных отношений

10. Формируется осознанное обобщенное, итоговое отношение к жизни (Рубенштейн)

11. Центральное психическое новообразование юношеского возраста – становление устойчивого самосознания и образа «Я»

Общение со взрослыми:

1. включает в себя проблему поиска смысла жизни, жизненных планов

2. Эффективность взаимоотношений определяется условиями сотрудничества. В общении появляется доверительность

Общение со сверстниками:

1. Происходит увлечение потребности в общении, увеличивается круг общения

2. Происходит углубление и индивидуализация общения

Кризис юности.

1. связан со становлением авторства в собственной жизни со вступлением в самостоятельную жизнь (17-21 год)

2. проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, с кризисом смысла жизни

3. центральная проблема кризиса – нахождение индивидуального отношения к культуре, к социальной реальности, к времени, авторство в установлении своих способностей, в определении своего собственного взгляда на жизнь

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 364;

Источник: https://studopedia.net/3_64315_poznavatelnoe-razvitie-i-razvitie-rechi-v-yunosheskom-vozraste.html

Развитие познавательных процессов в юношеском возрасте

86. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

В юношеском возрасте приходит активное познавательное развитие личности. Продолжается развитие мышления, памяти и формируется целостное осознание того, что происходит вокруг, расширяются границы воображения.

Важной особенностью развития мышления является склонность к экспериментированию, в нежелании все принимать на веру.

С одной стороны возможности непрерывно растут, совершенствуется память, внимание, характер мышления, развиваются критические черты характера, растет самостоятельность, расширяется круг интересов.

С другой стороны физиологические изменения влекут последствия, мешающие учебе и эффективному развитию познавательных способностей: неустойчивость настроения, повышенная утомляемость, отсутствие адаптации к неудачам, повышенная эмоциональность. Интеллектуальное развитие быстро прогрессирует и проходит ряд этапов:

— способность к абстрактному мышлению(сознание становится более независимым, приходит умение сравнивать, делать выводы)

— мышление более критическое, нет нужды в подтверждении (родителями, учителями)

— возникает способность отличать существенные характеристики понятий от второстепенных,

— развивается моральное мышление, участие в общественной жизни активное, (думает более самостоятельно имеет свою позицию).

За четыре (условно) года подросткового периода отношение школьников к учебе сильно меняется. Именно в это время многое изменяется и в характере учебы. С другой стороны, у подростка появляются новые интересы, увлечения.

Становится шире понятие «учение» — для подростка оно не ограничивается школой,онможет приобретать знания по интересующим его предметам самостоятельно и целенаправленно.

Бывает, что в школе подросток учится небрежно, списывает и не заботится об оценках, но при этом в свободное от школы время с увлечением занимаются любимым делом, читают специальную литературу. Такой интерес в старшем юношеском возрасте приводит к определению выбора профессии, жизненного пути после окончания школы

Кризис тридцати лет

Примерно к тридцати годам человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что его представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, уже не удовлетворяют его.

Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы, что его юношеские идеалы небесспорны.

Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что уже многого не может изменить в своей жизни, в себе: образование, профессию, привычный образ жизни. Кризис тридцатилетия проявляется в необходимости «что-то предпринять» и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень – во взрослость.

Конечно, кризис тридцатилетия – название очень условное. Это состояние может наступить и раньше, и позднее, и случаться неоднократно, наплывами.

Для мужчин в это время характерна смена работы или изменение образа жизни, однако их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. Наиболее частым мотивом ухода со старой работы является неудовлетворенность чем-то на данном месте – обстановкой, зарплатой, напряженностью графика.

У женщин во время кризиса тридцатилетия часто меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированные на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. А те, кто отдавал все силы работе, часто направляют их в лоно семьи и брака.

Переживая кризис тридцати лет, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого, он хочет иметь хорошую работу, он стремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, что возможно полное воплощение его надежд и мечтаний, и усердно трудится для этого.

При этом драматизм и острота переживания кризиса могут быть самыми разными.

От ощущения простого внутреннего дискомфорта и мягкого, безболезненного процесса перемен до бурного, очень эмоционального, с нешуточными страстями, приводящими, порой к резкому разрыву прежних взаимоотношений, сопровождающиеся глубокими переживаниями, вплоть до заболеваний.

Самые распространённые недомогания в такой период — это депрессия, хроническая усталость, бессонница, повышенная тревожность, немотивированные страхи. Благополучное разрешение кризиса в немалой степени зависит от того, насколько эффективно человек решает свои задачи развития.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_301866_razvitie-poznavatelnih-protsessov-v-yunosheskom-vozraste.html

Юношеский возраст — Шушакова Т.В

86. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Уже в глубокой древности понимали взаимосвязь возраста  и физического, умственного развития. Этаистина не требовала особых доказательств: с возрастом приходит мудрость, накапливаетсяопыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень развитияфизического, психологического, социального.

Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова»третий мир», существующий между детством и взрослостью. Этот периодв развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста ксамостоятельной взрослой жизни. Юношеское самоопределение исключительно важныйэтап формирования личности.

11-15л.

чувство взрослости; выработка «кодекса товарищества», ориентация навозрастную и социальную норму интеллектуализации

15-18 л.

самосознание; юношеский максимализм; жизненные планы, мировоззрение

В старшем школьномвозрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, кульминациейкоторых является физическая и половая зрелость. У мальчиков и девочек эти изменения включают в себя быстрый рост, развитиерепродуктивных органов и появление вторичных половых признаков. Изменения, происходящие с телом, влекут за собой серьезные измененияЯ-концепции.

Юноши и девушки одновременно испытывают интерес, восхищение итревогу по поводу изменений, происходящих с их телами. Они постоянно сравниваютсвое тело с культурным эталоном.

Рано созревающие мальчики получают определенное преимущество по сравнению споздно созревающими, в то время как для девочек раннее созревание имеет какположительные, так и отрицательные стороны.

Школьная юностьзавершает период полового созревания и является важным этапом психосексуальногоразвития личности.

Дифференциация половых признаков (телесных, поведенческих ихарактерологических) и ролей, а также оценка своего соответствияподразумеваемым (и часто нереалистическим) эталонам маскулинности ифемининности составляет один из основных стержней юношеского сознания исамосознания. С этим тесно связано много динамических переживаний.

Мальчикитяжело переживают свое отставание от сверстников в росте или появлениивторичных половых признаков и наличие у себя черт характера, которые кажутся им«немужскими».
И юноши и девушки весьма озабочены собственной внешностью.

Половые различия исвязанные с ними представления о том, как должны вести себя «настоящий юноша» и«настоящая девушка», нередко гипертрофируются. Психологические различия междуполами, измеренные с помощью специальных тестов, в этом возрасте максимальны.

Собственно половое созревание и в еще большей степени влияние окружающихвызывают у юношей и девушек сложные эротические переживания, фантазии иинтересы. Юношеская гиперсексуальность, повышенная сексуальная возбудимостьнаходит выход в мастурбации, которая у 15–17-летних мальчиков являетсямассовой, и сама по себе, вопреки распространенным представлениям, не влечеткаких-либо болезненных последствий. Рост эротических интересов, хотя и вменьшей степени, характерен и для девушек.

Сегрегациясвободного общения мальчиков и девочек, типичная для младших подростков,которые предпочитают однополые компании, постепенно исчезает, уступая месторазносторонним контактам и совместной деятельности. Тем не менеевзаимоотношения юношей и девушек весьма сложны.

Их эротические чувства ипереживания на первых порах довольно примитивны; чтобы сочетать их спсихологической интимностью, которую подразумевает понятие любовь,необходимы определенные навыки и опыт общения, приходящие только с возрастом.

Разобщенность любви и чувственности, которую всячески насаждает консервативноеантисексуальное воспитание, приводит к тому, что «чистая любовь» представляетсямолодому человеку асексуальной, а чувственность — соблазнительной, но низменнойи постыдной.

В 15-17 лет у школьников окончательно сформировывается познавательная сфера. Они полностьювладеют своими психическими процессами, подчиняя их определенным задачам жизнии деятельности.

С завершением подросткового возраста и перехо­дом в юношеский возрастпрежде всего отмечается прогрессирующее развитие теоретического мышле­ния.

Юноши уже мыслят логически и в состоянии заниматься теоретическимирассуждениями и само­анализом.

Они еще с большей легкостью, чем подрост­ки, могутразмышлять на нравственные, политические и другие темы, практически недоступные интеллекту детей младшего возраста.[1]

Одна из особенностей юношеского возраста заклю­чается в том, что широтаинтеллектуальных интере­сов часто сочетается в ранней юности с разбросанно­стью,отсутствием систематизированности взглядов и подходов, адекватной оценки своихвозможностей. Многие юноши склонны преувеличивать уровень сво­их знаний,особенно умственных возможностей.

Вместе с тем в этом возрасте появляется немалое число безразличных,скучающих юношей и девушек, которым учеба кажется совершенно неинтересной посравнению с воображаемой «подлинной» жизнью.

Подобное явление отчасти можетбыть объяснено рутинностью и монотонностью учебного процесса в школе, недающего простора индивидуальным спо­собностям и инициативе учащихся, Крометого, некоторым ребятам не под силу сложная учеб­ная программа, они не хотятучиться, а лишь фор­мально «отсиживают» уроки.

Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельностина чем-либо определенном.

В этом же возрасте у подростков отмечается опре­деленная внутренняяпротиворечивость развития внимания.

Объем внимания, способность длительносохранять его интенсивность и переключаться с од­ного предмета на другой свозрастом увеличиваются и при достижении юношеского возраста находятся навесьма высокой ступени развития.

Вместе с тем вни­мание становится болееизбирательным, существенно зависящим от направленности интересов. Поэтомуподростки и юноши часто жалуются на свою не­способность сконцентрироваться начем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. Д.

Хэмилтон счи­тает, что«невоспитанность» внимания, неумение сосредоточиваться, переключаться иотвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей является одной из главных причинплохой успеваемости и некоторых других проблем ранней юности (Хэмилтон Д.,1983).

В подростковом возрасте происходит активное раз­витие психическихпознавательных процессов и фор­мирование личности. Изменяются интересы ребенка,они становятся более дифференцированными и стой­кими. Учебные интересы уже неимеют первостепен­ного значения.

Развитие познавательных процессов, и особенно интеллекта, вподростковом и юношеском возрасте имеет две стороны — количественную (подростокре­шает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чеммладший школьник) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов:важно не то, какие задачи решает чело­век, а каким образом он это делает).

В этот период происходит формирование навы­ков логического мышления, азатем и теоретическо­го мышления, развивается логическая память. Ак­тивноразвиваются творческие, способности под­ростка, и формируется индивидуальныйстиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательныхпроцессов у детей достигает такого уровня, что они оказываются практическиготовыми к выполнению всех видов умственной ра­боты взрослого человека, включаясамые сложные.

Познавательные процессы становятся более совер­шенными игибкими, причем развитие средств позна­ния очень часто опережает собственноличностное развитие подростка.

Кроме того, появление этих способностей приводитк тому, что юноши и девушки приобретают склонность к самоанализу и самокритике,что приводит к появлению у них своеобразной формы эгоцентризма: некоторымкажется, что они постоянно выступают перед воображаемой аудиторией, что другиелюди постоянно обращают на них свое критическое внимание.

Принадлежность копределенной социальной группе и собственное положение в ней чрезвычайно важныдля старших школьников. Важную роль играют неформальные группы общения, какправило — разновозрастные и подчиненные нормам специфической юношескойсубкультуры.

В силу известной конформности юношеского возраста, для которого групповое «мы»часто авторитетнее всех прочих мнений, лидеры таких групп оказывают сильноевлияние на подростков, особенно так называемых трудных, которые в школечувствуют себя изолированными и непризнанными.Огромное значение, наряду с разветвленными товарищескими отношениями, в юностиимеет дружба.

Юношеский канон дружбы, по сравнению с подростковым, заметноиндивидуализируется и психологизируется, выдвигая на первый план ценности,связанные с развитием самосознания, — самораскрытие, понимание, искренность,интимность.

Юношеская дружба большей частью бывает однополой, а ее свойства, в том числеустойчивость, зависят от индивидуальных особенностей и потребностей участников.Отсутствие друзей переживается в этом возрасте весьма болезненно ивоспринимается как личный недостаток.

Общениестаршеклассников становится более избирательным, меняется соотношение значимыхдругих. Старшеклассники обладают уже весьма высокой степенью автономии отстарших, прежде всего родителей и учителей, и покушение на эту автономию частовызывает конфликты.

Во многих вопросах, особенно в том, что касается досуга,моды, художественных вкусов, они больше ориентируются на мнение сверстников.

Это не означает, что старшие вообще теряют авторитет; в наиболее серьезныхвопросах (выбор профессии, мировоззренческое самоопределение, поведение всложных ситуациях) влияние родителей большей частью перевешивает влияниесверстников. Однако взрослым приходится доказывать свою правоту не авторитарно,а апеллируя к рациональным доводам.

Самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообщеюность – период стабилизации личности. В это время складывается устойчивыхвзглядов на мир и своё место в нём – мировоззрение. Центральнымновообразованием периода становится самоопределение: профессиональное иличностное.

Общая тенденция старшего школьного возраста — рост самостоятельности исамосознания, открытие своего Я. Она тесно связана с изменениями деятельности изакономерностями умственного развития в этом возрасте. По сравнению сподростковым юношеское самосознание более психологично и обращено вовнутрь.

Юноши и девушки остро чувствуют свою индивидуальность и всячески подчеркиваютотличие от окружающих.

Расширяется их временная перспектива в прошлое иособенно в будущее: если у подростков наибольшую озабоченность вызывает своеналичное Я (какой я сейчас), в частности образ своего тела и внешности, тоюноши больше думают о своем возможном Я; их самосознание тесно связано ссоциальным самоопределением, формированием жизненных планов.

Старший школьныйвозраст — время активного мировоззренческого поиска, своеобразным фокусомкоторого становится проблема смысла жизни.

Потребность в точно сформулированномответе на вопрос об общем смысле человеческого бытия и своего собственногосуществования сочетается со своеобразным планированием дальнейшей жизни,определением ее целей, способов их достижения. Решается не только «кем быть»,но и «каким быть», утверждается мир нравственных понятий.

С участием вовзрослых формах жизнедеятельности с более зрелыми социальными и межличностнымиотношениями происходит стабилизация юношеского образа Я, сопровождающаяся, какправило, ростом самоуважения. Однако этот процесс противоречив.
В целом юношеские самооценки и их критерии значительно стабильнее подростковых.

Но расширение для юноши социальных и временных горизонтов, круга «других», накоторых он ориентируется, порождает неопределенность уровня притязаний ирасхождение между наличным и идеальным Я. Это расхождение особенно сильно унаиболее способных индивидов и выступает важным стимулом саморазвития исамовоспитания. В то же время у некоторых юношей оно вызывает неуверенность всебе и снижение уровня самоуважения, что может сопровождаться невротическимисимптомами, трудностями общения и вызывающим, отклоняющимся от нормыповедением.

Частью разрешениякризиса идентичности (Эриксон) является приобретение личных моральных норм.Чтобы сформировать свою систему моральных ценностей, требуется мышление науровне формальных операций.

Без него юноша не способен оценить альтернативы,используя логику причинно-следственных связей или размышлять о своем прошлом ибудущем.

В ранней юности использование формально-операционального интеллекта с еговозможностями интроспекции и гипотетического мышления завершает процессразвития моральных представлений.

Старшеклассники при вынесении суждений обэтичности поступков чаще, чем младшие подростки, пользуются конвенциональными(Кольберг) аргументами или самостоятельно выбранными этическими принципами.Однако моральные рассуждения более высокого уровня не всегда ведут ксоответствующему моральному поведению.

Старший школьныйвозраст — критический период проявления различных психопатий.

В этом возрастеособенно резко проявляется характер, некоторые из его свойств, не будучи самипо себе патологическими, тем не менее повышают вероятность психической травмыили отклоняющегося поведения.

Даже сами нормативы психического здоровья,устанавливаемые с помощью специальных тестов, для старшего школьного возрастанесколько иные, чем для взрослых.

Рекомендации: • поддержать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов (длямотивирования его к действию, еще большим успехам)• предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, засвою жизнь• минимизировать контроль

• быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям

СергейСТЕПАНОВ

Баттерворт Д., Харрис М.Принципы психологии развития. — М., 2000.
Кон И.С. Юность школьная / Российская педагогическая энциклопедия, т.2. — М., 1999.
Крэйг Г. Психология развития. — СПб., 2000.

Источник: https://www.sites.google.com/site/susakovatv/home/unoseskij-vozrast

Тема 9. Психология юношеского возраста

86. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Тема 9. Психология юношеского возраста

1. Физическое и психическое развитие в юношеском возрасте.

2. Развитие личности юноши.

1. Физическое и психическое развитие в юношеском возрасте

Хронологические рамки (возрастные границы). 15-18 лет ранняя юность, 18-23 года юность.

Физическое развитие. Как правило, завершается (увеличивается вес, очень быстро растет мускульная сила, большинство юношей и девушек уже достигают половой зрелости, идет большая внутренняя работа по завершению созревания различных систем организма, по устранению диспропорций в их развитии).

В этом возрасте у детей появляется Органическая лень (так как идет интенсивный физический рост, организм стремится экономить силы на всем остальном).

Также отмечается явление акселерации – ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания.

Социальная ситуация. Существует зависимость от взрослых и, прежде всего, от родителей и в этом плане юноша еще ребенок. У личности актуализируются потребности, связанные с тем, каким быть и кем быть (задачи самоопределения).

Ведущая деятельность ‑ учебно-профессиональная деятельность – деятельность, в ходе которой помимо усвоения знаний решаются задачи профориентации и профессионального самоопределения.

Психическое развитие. Преобладает произвольное внимание. Юноша владеет приемами переключения внимания, умением самостоятельно и правильно организовать свое внимание. Развитие внимания способствует формированию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой.

https://www.youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM

В юношеском возрасте память становится произвольной, управляемой, владеет приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать его, сформулировать то, что запомнилось, значительно увеличивается объем осмысленного запоминания.

Развитие мышления позволяет юноше выделить в предмете существенное, приходить к пониманию причин того или иного явления. Мышление характеризуется большей систематичностью. Юноша может точно классифицировать более частные и более общие понятия.

Воображение характеризуется большим развитием самоконтроля; фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, в этом возрасте критически осмысливается. Юноша фантазирует также достаточно часто, и особенно это проявляется в мечтах о будущем.

Речь юноши более богата по лексике, более гибкая по интонации, иногда письменная речь развита лучше, чем устная, опосредует мышление и развитие самосознания.

2. Развитие личности юноши

Личностное развитие. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.

В юношеском возрасте впервые в самосознание осознанно входит фактор времени. Происходит расширение временной перспективы, что означает также сближение личного и исторического времени. Устремленность в будущее (стремление строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы).

По мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Стремление познать себя приводит к саморефлексии, к углубленному самоанализу. Вырабатываются ценностные ориентации, складывается мировоззрение, формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С. Л.

Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла жизни. Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов учебной деятельности. Формируется активная жизненная позиция. Появляется система знаний, опыта и система убеждений.

Решаются смысложизненные проблемы.

Отношение к миру имеет личностную окраску. Юноши постоянно оценивают себя и других в морально-этической плоскости.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве элемента социальной общности, выбор социального положения и способов достижения его.

Юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью. Способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций. В юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательно реагировать на внешние воздействия.

Общение. Расширяется круг личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены. Сверстник выступает очень важным каналом получения специфической информации.

Усвоение новых ролей и статусов, отработка коммуникативных навыков и стилей общения, осознание групповой принадлежности, автономия, эмоциональное благополучие и устойчивость. Дружба выходит на новый уровень. Появляется тема любви и специфические отношения со сверстниками.

Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми.

Новообразования. Мировоззрение (система нравственных взглядов и убеждений, которая приводит к изменениям в стремлениях); система ценностных ориентаций и социальных установок; становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»; профессиональное и личностное самоопределение.

Кризис 17 лет напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция) происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения . Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

Наблюдается философская интоксикация сознания, юноша оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

Отрыв от родительских корней, который проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании.

Задания для самостоятельной работы

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Что вы понимаете под «личностным» и «профессиональным» старшеклассников?

2. Определите сходство и различие социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте.

3. В чем проявляется специфика теоретического сознания в юношеском возрасте?

4. Составьте список современных исследований по пробьлемам развития в юношеском возрасте.

Список рекомендуемой литературы

  1. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
  2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001.
  3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. ‑ М., 1996.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». ‑ М., 1998.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
  6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. ‑ М., Российское педагогическое агентство, 1996.
  7. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. —  М., 2004.

Источник: https://ebooks.grsu.by/semchuk/tema-9-psikhologiya-yunosheskogo-vozrasta.htm

Uchebnik-free
Добавить комментарий