86. Исторические типы научных сообществ.

Научные сообщества и их исторические типы

86. Исторические типы научных сообществ.

ГЛАВА 12 НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Темы докладов и рефератов

Литература

1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.

2. Ъашяр Г. Новый рационализм. М., 1987.

3. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

4. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963.

5. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.

6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

7. Кравец А. С. Наука как феномен культуры. Воронеж, 1988.

8. Кугель С. А. Введение в социологию науки. СПб., 1992.

9. Злобин Н. Культурные смыслы науки. М., 1997.

10. Ильин В. В, Критерии научности знания. М., 1989.

11. Кравец А. С. Идеалы и идолы науки. Воронеж, 2003.

12. Лэйси X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М., 2001.

13. Мамчур Е. А. Идеалы единства и простоты в современном научном сознании // Вопросы философии. 2003. № 12.

14. Порус В. Н. Парадоксальная рациональность. М., 2000.

15. Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995.

16. Степин В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рацио­нальность // Вопросы философии. 2003. № 8.

1. Культурные универсалии в контексте науки.

2. Идеалы и образы классической рациональности, их достоинство и историче­ская ограниченность.

3. Научные коммуникации, современные требования к оформлению научных трудов.

4. Наука как ценность и ценность научной рациональности.

5. Благо и истина как классические и неклассические нормы научной деятель­ности.

В структуре общества социальные институты играют значительную роль. понятия социального института включает ряд суще­ственных признаков.

Это организованная относительно обособленная система сообществ людей, взаимодействующих в определенной сфе­ре социально значимой жизнедеятельности, которая соответствует исторически сложившимся профессиональным и ролевым ценностям и процедурам, удовлетворяющим основные потребности общества. Социальные институты организуются и управляются устойчивым комплексом формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок. Это ролевая система, предполагающая дифференциацию людей в соответствии с их статусом и нормами. Главное в социальных институтах — наличие норм и механизмов, регулирующих определен­ную сферу общественных отношений как базовых элементов общества в целом.

Необходимым условием производства знания является объедине­ние людей, причастных к исследовательскому поиску, обладающих познавательными способностями и потребностями в приращении знания. Поэтому развитие философии, искусства, религии, науки, т. е.

любых форм познания, осуществляется в рамках некоторых со­обществ. Научные сообщества представляют собой объединение уче­ных, работающих в одной научной дисциплине, приверженных об­щим ценностям, принципам и основаниям исследования.

Такой тип научных сообществ возникает сравнительно поздно, когда наука уже сформировалась как особая профессиональная сфера деятельности.

На самых ранних ступенях формирования научного знания возникают научные школы, являющиеся легальной и санкционированной обще­ством формой кооперации научной деятельности и осуществляющие трансляцию знаний последующим поколениям способом интенсив­ного научного общения единомышленников.

Первые известные школы возникли в Античности. Это были своеоб­разные школы философов, осуществлявших обучение и воспитание молодежи (школы сократиков, перипатетиков, стоиков, эпикурейцев, пифагорейский союз и т. д.). Свое наименование школы получали либо в соответствии с именем ее основателя (сократики, платоники, эпикурейцы), либо по месту их пребывания (Милетская школа, элеаты и т. д.

), либо по другим признакам (академия, ликей, стоики). Иногда в таких школах учились десятилетиями. Научные школы сохраняются и сегодня — в условиях, когда наука приобрела статус института. Тако­го рода школы зачастую носят имя выдающегося ученого (школа Се­ченова, школа Узнадзе), иногда — имя города (Ленинградская школа, Новосибирская школа, Оксфордская школа и т. д.).

Основное назначе-

ние школы — сохранение традиции, передача знаний, т. е. подготовка специалистов, призванных сохранять и умножать научные достижение своей школы. Но всякая школа известна теми достижениями, иннова­циями, которые она внесла в науку. Особенности научной школы в зна­чительной степени определяются научным авторитетом их создателя.

Он выдвигает идею, которую разделяют все представители его школы, формулирует программу деятельности школы, методы ее решения. В свою очередь, создание собственной научной школы является круп­ным достижением ученого, обусловливающем признание его заслуг обществом и государством. История и облик каждой школы индиви­дуальны и неповторимы.

Между членами школы сохраняются тесные неформальные связи, которые ценятся выше статусных и формальных отношений. И это не случайно: членов научной школы объединяют не только научная идея и программа ее реализации, но и общие духовные ценности, стиль научного мышления, эмоциональная «захваченность» научной идеей, понимание ее общесоциальной значимости.

Научная школа формирует не только исследователя, но и личность. Социально­психологическая атмосфера, взаимное влияние членов научной шко­лы друг на друга, интенсивный обмен научной и иной информацией, семейные связи — все это оказывает огромное влияние на личность ученого. Неслучайно М.

Полани указывает на творческую значимость личностного знания, которое формируется, в частности, и в процессе воспитательного воздействия научной школы.

Различают следующие виды научных школ; а) школа как центр образования; б) школа как исследовательский коллектив; в) школа как научное направление. Как правило, научные школы выполняют все названные функции. Кроме того, различают классические шко­лы (античность) и современные научные школы.

Для классических школ свойственно объединение множества интересов: философско- мировоззренческих, научно-познавательных, политических, нрав­ственных, эстетических. Современную научную школу может представлять как исследовательский коллектив, так и различные пред­ставители данной школы, работающие в самых разнообразных науч­ных учреждениях.

Научные школы так или иначе включены и взаимо­действуют с другими научными структурами и организациями.

Конец XII века ознаменовался возникновением университетов: Болонского, Парижского, Оксфордского, Кембриджского, Неаполь- ского, Палермского. В университетах осуществляется и научная дея­тельность, и подготовка кадров науки — образование и воспитание молодежи.

В конце XVI — первой половине XVII веков возникают вольные сообщества, клубы, академии, ставящие в центр своей дея­тельности исследовательские интересы. В XVII веке в связи с оформ­лением науки как особого вида профессиональной деятельности воз­никают соответствующие формы ее организации.

Это университеты, существовавшие еще в эпоху Средневековья и сохранившие свое влияние и статус в качестве учебных и научных учреждений. Возни­

кают академии: Лондонское королевское общество (1662); Парижская академия наук (1666); Берлинская академия наук (1700); Петербург­ская академия наук (1724). В этот период наука получает возмож­ность широкого внедрения эмпирических исследований: создаются государственные обсерватории в 1672 г. (Париж), в 1675 г. (Гринвич).

Снаряжаются экспедиции, открываются новые неизвестные ранее континенты, исследуется их необычная фауна и флора, накапливается огромный материал наблюдений. Наряду с формальными организаци­онными структурами существовали неформальные объединения уче­ных.

Развитие и трансформации научных сообществ в значительной мере определялись уровнем развития науки и способами осуществле­ния научной коммуникации. Так, образование «Республики ученых» в XVII веке обязано своим возникновением формированию особого способа коммуникации.

Это была переписка на латыни, в эпоху Воз­рождения ставший языком межнационального общения. Переписка гуманистов эпохи Возрождения трансформировалась в переписку между учеными — естествоиспытателями, которые сообщали о своих достижениях, сомнениях, результатах экспериментов, гипотезах, их объяснении и т. д.

Это были неформальные контакты ученых разных стран в отличие от формальных научных сообществ, существовавших на базе университетов и академий. Переписка стала способом закре­пления научных знаний наряду с фолиантом — книгой, излагавшей целую систему взглядов ученого.

В конце XVIII века в связи со становлением дисциплинарно орга­низованной науки возникают соответствующие объединения ученых, связанных интересом к некоторой определенной отрасли знания.

Воз­никают специализированные высшие учебные заведения: Парижское (1747) и Петербургское (1773) горные училища, Королевское общество агрикультуры (Париж, 1761) Горная академия (Фрейберг, 1765), Па­рижская политехническая школа. Способом коммуникации становят­ся научные журналы, а языком общения — национальный язык.

На­пример, журнал «Химические анналы» объединяет общество немецких химиков. В 1790 году возникает ассоциация ученых «Французская кон­серватория (хранилище технических наук и ремесел)», в 1822 году — «Собрание немецких естествоиспытателей», в 1831 году — Британская ассоциация содействия прогрессу.

В XIX веке образование начинает строиться на основе специализации в области науки. Открываются специализированные центры подготовки специалистов по аналогии, например, с Политехнической школой в Париже, что свидетельствует о разделении науки на фундаментальную и прикладную.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_19933_nauchnie-soobshchestva-i-ih-istoricheskie-tipi.html

Исторические типы научных сообществ

86. Исторические типы научных сообществ.

Научные школы можно рассматривать как сообщества, которые подходят к одному и тому же предмету с разных, порой несовместимых точек зрения. Но в науке это бывает значительно реже, чем в других областях человеческой деятельности; такие школы всегда конкурируют между собой, но конкуренция обычно быстро заканчивается.

В рамках научных школ осуществляется непосредственное общение ученых, происходит подготовка научных кадров, выработка удостоверенного научного знания. В первом приближении это можно представить как многоступенчатую обработку информации, непрерывно поступающего с переднего края исследований.

«Удостоверение» информации требует экспертизы того или иного результата исследований, поэтому такие результаты всегда представляются сообществу в четко стандартизированной форме научной публикации (устной или письменной), в которой закрепляется и содержание результата, и имена его авторов.

Массив публикаций всегда структурирован (пространственным и временным образом) системой ссылок на элементы внутри дисциплины и своего окружения. В истории развития науки и в настоящее время трансляция научных данных начинается с рукописи, которая в конце концов оформляется в виде статьи для специального журнала.

Дальше от края исследований находятся такие жанры как обзоры, монографии, учебники. Продвижение по этим информационным формам обеспечивает пополнение дисциплины новыми специалистами, в подготовке которых важнейшей составляющей является интеллектуальная. С ростом научного знания самоопределение молодых ученых происходит все в более позднем возрасте.

В 19 веке это происходило на студенческой скамье, в 20 веке с наукой новичок  знакомился в аспирантуре, в процессе участия в исследованиях. В конце 20 века потребовалась и специальная стажировка после аспирантуры.

Внутри научного сообщества функционируют и специальные методы коммуникации – формальные и неформальные (конференции, семинары, журналы…).

Развитие информационных технологий количественно и качественно расширяет возможности научного сообщества в деле накопления, обработки и передачи информации. Непосредственное общение заменяется Интернетом.

Поисковые системы позволяют быстро включаться в современные разработки.

Доступность Интернета позволяет информационно контролировать исследования в проблемных областях (так, все материалы изучения биомедицинских проблем по требованию научного сообщества в обязательном порядке размещаются в Интеренте.)

2. Научные школы

Наука — специфическая отрасль человеческой деятельности. В современном понимании наука — это особого рода деятельность, включающая особые цели, методы их достижения и т. п.; это совокупность знаний, объединяющих различные концепции, теории, категориальный аппарат и т.п.; это социальный институт, включающий отдельных ученых и их формальные и неформальные объединения, организации и т. п.

Важным понятием в системе научного потенциала страны является научное сообщество, фактически обозначающее одну из структурных единиц науки. Можно выделить три группы научных сообществ: 

академическая наука, которая в условиях централизованной системы хозяйствования обеспечивала высокое развитие практически всех фундаментальных направлений; 

отраслевая наука, превратившая страну в одну из супердержав; 

вузовская наука, подготавливающая кадры и вносящая свой вклад в академическую и отраслевую науку.

Перспективы науки всегда определялись перспективами ведущих научных школ. Особенно это характерно для XXI столетия, когда все отрасли мировой науки достигли выдающихся высот, а любые научные проблемы требуют объединения усилий ученых, образования коллективов ученых.

В этих условиях чрезмерно возрастает значение научных школ.

Образование научных школ — хорошая российская традиция, которая явилась следствием особенностей культурно-исторического развития России, некоторые из которых В. И.

Вернадский характеризовал следующим образом: «В России начало научной работе было положено правительством Петра, исходившего из глубокого понимания государственной пользы.

Но эта работа быстро нашла себе почву в общественном сознании и не прерывалась в те долгие десятилетия, когда иссякла государственная поддержка научного творчества. Она создавалась при этом интеллигенцией страны создавалась их личным усилием, по личной инициативе или путем образуемых ими организаций…». 

Обращает внимание то, что В. И.

Вернадский делал акцент на свободе, независимости русских ученых: «Вся работа русского общества, происходившая в области научного творчества, стояла вне кругозора православного духовенства, представляла для него чуждую область, в которой оно не могло разобраться.

Служители русской церкви не могли иметь авторитета в своих возражениях .

Этим путем достигалась в России та внутренняя свобода исследования, которая в такой мере отсутствовала в научной культурной среде Запада, где духовенство всегда было сильно своими представителями, активно работавшими в научных исканиях и изменявшими благодаря этому отношение к церкви и к христианскому учению широких слоев научных работников. Оно там являлось умственной силой, с которой всегда должна была считаться – нередко бороться – научная мысль». 

Мировое звучание имели научные школы А. Ф. Иоффе, Л. Д. Ландау, П. Л. Капицы и многих, многих других российский ученых светил. Они обеспечили подъем, славу и мировой уровень отечественной науки. Исследователи отмечают, что сформировавшийся в XIX веке в мировой науке системный подход во многом исходил из практики русских научных школ.

Научные школы – это не только и не столько административные, производственные образования на факультетах и в научных подразделениях. Научные школы – этонеформальные коллективы.

Являясь ядром научного сообщества, они играют особую роль в формировании гражданского общества.

Если формальная трудовая принадлежность к научному сообществу не столь значима для гражданского общества, то научная школа является существенным элементом гражданского общества.

Именно в плане консолидации труда ученых научная школа представляет особый интерес.

Научные школы являются таким социальным феноменом, который позволяет решать комплекс задач научной деятельности по какому-то направлению в их единстве и взаимообусловленности.

В теории науки понятие «научная школа» многозначно и имеет различные смысловые оттенки. Теория науки представляет научную школу как один из типов научного сообщества, особую форму кооперации научной деятельности.

Научная школа — это особый феномен, сопряженный с другими научно-социальными объединениями и структурами науки, такими как научная дисциплина, научное направление, организация (институт, лаборатория, сектор, кафедра) и др.

М. Г. Ярошевский указывает: «Термин «школа» … при всей своей неопределенности означает, по общепринятому мнению историков, во-первых, единство обучения творчеству и процесса исследования, во-вторых, позицию, которой придерживается одна группа ученых в отношении других». 

Научная школа по своей сути являет собой эффективную модель образования кактрансляции, помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей (в данном случае научного сообщества) от старшего поколения к младшему.

Научная школа является инструментом «воспитания исследовательского стиля мышления определенного способа подхода к проблемам». 

Научная школа – это организация тесного, постоянного, неформального общения ученых, обмена идеями и обсуждения результатов.

Каждая научная школа способствует развитию новых представлений в области науки.

Научным школам свойственны такие характеристики — инициативность, самостоятельность, наличие внутреннего импульса развития, целеустремленность, стойкость убеждений, неудовлетворенность достигнутым.

Для научной школы крайне важно научное самоопределение, самоидентификация члена коллектива, выявление и укрепление его социальной роли в ней, проектирование исследовательской деятельности каждого как частей общего.

Практика создания научных школ позволяет дать обобщенное представление о формах научных школ в следующем виде:

1) научно-образовательная школа, призванная формировать будущих исследователей;

2) исследовательский коллектив – группа ученых, совместно разрабатывающая под руководством лидера (главы школы) избранную или созданную им исследовательскую программу;

3) направление в науке, возникающее благодаря установлению определенной традиции, охватывающей группу ученых и исследовательских коллективов;

4) ученые, подготовившие под руководством известного ученого диссертации, ставшие кандидатами и докторами наук.

М. Г. Ярошевский к типологическим формам научных школ относит: научно-образовательную школу, школу – исследовательский коллектив, школу как направление, приобретающее при определенных социально-исторических условиях национальный, а иногда и интернациональный характер. 

Науковеды различают несколько социальных форм организаций научных сообществ. В данном случае речь идет о «научных школах», как одной из социальных форм.

Эти разновидности школ, как показывают материалы многих учебных и научных организаций, с которыми представилась возможность ознакомиться, прежде всего, через Internet, представляют интерес для научной общественности, имеют право на существование и развитие.

Более того, как показывает вузовский опыт становления научных школ, все эти формы являются звеньями одной цепи, элементами становления научных школ.

Вопрос в том, какие из этих форм наиболее эффективны применительно к решению целей и задач стратегического развития (научного развития) конкретной организации, в том числе нашего университета, а также с учетом того, на каком этапе развития находятся школы университета на сегодняшний день.

Сам термин «научная школа» многозначен. Анализ показывает, что используются, в основном, три категории понятий «научная школа»:

– формальное объединение, научно-образовательная организация различного статуса (университет, кафедра, факультет, научно-исследовательский институт, лаборатория);

– исследовательский (творческий) коллектив, не обязательно имеющий формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению университета или научно-исследовательского института;

– направление в науке, объединившее интересы группы исследователей.

О. Грезнева предлагает такую классификацию научных школ:

1. по виду связей между членами научной школы – научное течение, «невидимый колледж», научная группировка;

2. по статусу научной идеи – экспериментальные, теоретические;

3. по широте исследуемой предметной области – узкопрофильные, широкопрофильные;

4. по функциональному назначению продуцируемых знаний – фундаментальные, прикладные;

5. по форме организации деятельности учеников – с индивидуальными формами организации научно-исследовательской работы, с коллективными формами организации НИР работы;

6. по характеру связей между поколениями – одноуровневые, многоуровневые;

7. по степени институализации – неформальные, кружки, институальные;

8. по уровню локации – национальные, локальные, личностные. 

Во многих российских вузах, если судить по их официальным сайтам в Интернете, под термином «научная школа» чаще подразумевается «научное направление» и только в редких случаях научные школы представлены, как научные коллективы с их историей становления, развития и современного состояния. Обычно это коллективы, претендующие на «ведущие научные коллективы» в рамках определенного научного направления. Иначе говоря, реально существуют такая система: «научное направление — научная школа».

В то же время многие ученые сходятся во мнении, что научная школа — это сообщество исследователей, интегрированных вокруг ученого генератора идей, обладающего особыми исследовательскими и, что также важно, человеческими качествами.

При таком ученом объединяется группа соратников и учеников, которые разделяют его научные идеи и общие теоретические принципы, методологию исследования. Как правило, все эти исследователи совместно выполняют определенную исследовательскую программу, разработанную и предложенную данным ученым или возглавляемой им группой ученых.

В ходе выполнения научной программы конкретного коллектива идет интенсивный обмен мнениями и результатами. Такой возможности при конкуренции научных коллективов не существует. Но в самом коллективе (научной школе) эти возможности не только имеются, но и их использование является необходимым.

Следовательно, одновременно с решением определенной научной задачи ученые обмениваются научной информацией, повышают свою квалификационную эрудицию.

Важной функцией подобной школы является забота о научной смене, о подготовке кандидатов и докторов наук. Ученый-руководитель и его коллеги стремятся сформировать из числа начинающих исследователей (студентов, аспирантов, докторантов) научных, а во многом и мировоззренческих единомышленников.

Источник: https://www.referat911.ru/Filosofiya/istoricheskie-tipy-nauchnyh-soobshhestv/435190-3012862-place2.html

86. Исторические типы научных сообществ

86. Исторические типы научных сообществ.

Наука– сфера человеческой деятельности,направленная на производство новыхзнаний. Она возникает вслед за отделениемумственного труда от физического ипревращения познавательной деятельностив специфический род занятий, особой(сперва очень малочисленной) группылюдей. важной формой организациисовременной науки является научноесообщество.

Сообществонеоднородно, оно состоит из множестваспециализированных по дисциплинамсообществ различающихся специальностью и сходной научнойподготовкой.

Самопонятие «научное сообщество» ввел вобиход Майкл Полани, хотя его аналоги—«республика ученых», «научная школа»,«невидимый колледж» и другие имелидавнее проис­хождение. Есть свидетельства,что еще в XVIIв. аббат М. Марсанн был организатором«незримого колледжа».

Полани это понятиепонадобилось для фиксации в рамкахконцепции личного знания условийсвободной коммуникации ученых инеобходимости сохранения научныхтрадиций.

Ужев XII-XIIIвеках в Западной Европе возникают первыеуниверситеты (первые прообразы научныхсообщества) (Болонский, ПарижскийОксфордский), которые становятся первыминаучными центрами в области исследованияприродных явлений.

Но данный периодвремени эти образования достаточноаморфны в силу того, что университетыдовольно часто закрывались и открывались. Все это приводило к постоянной сменекак преподавателей, так и средневековыхстудентов.

В тот период также

соответственно не было каких – либо научных, центровобъединяющих ученых. В XVII-XVIIIвеках возникают первые академии науки организуются научные общества,которые в основном были расплывчаты, иносили формальный характер. Обычноназывают 1662г.

, год образования Лондонскогокоролевско­го общества естествоиспытателей,утвержденного Королевской хартией, какдату рождения науки. В 1666г. в Парижепоявляется Академия наук. Лондонскоекоролевское общество объединяетученых-любителей в доб­ровольнуюорганизацию, устав которой былсформулирован Робертом Гуком.

В нем было записано, что цель общества— «совершенствование знанияо естественных предметах, всех полезныхискусствах с помощью экспериментов(не вмешиваясь в богословие, метафизику,мораль, по­литику,грамматику, риторику или логику»).Королевское общество стре­милосьподдерживать экзальтированный эмпиризм.

Работы, выполненные другимнормам, отвергались. Икак правило основным способом передачи информации была переписка по изучаемойпроблеме, т.е личные встречи непрактиковались между учеными. В ХVIIIвеке в Германии образуются профессиональныенациональные сообщества, напримерсообщества Химиков. В конце ХVIII– начале ХIХв.

образуются научные сообществасовременного типа, в которых есть устав,распределены обязанности, причем этинаучные сообщества уже не носят формальный характер, как было до этого.

Нарубеже XIX-XXвеков возникает новый способ организациинауки – крупные научные институты илаборатории. В начале ХХ в. преобладаласледующая точка зрения на ученого:деятельность ученого по производствунового типа знания научного и складывающиеся на этой основе отношения между ученымивоспринимались как нечто отличительное от социальных отношений в сфере политикиили производства.

ВXXвеке концентрация и централизация наукивызвала к жизни появление общенациональныхи международных организаций и центров.

Признание во второй половине ХХ. в. многообразияформ социальности в науке привело кповышению внимания исследователей ксубъекту научной деятельности. Вовторой половине ХХ века специальнымпредметом изучения становится внутренняясоциальность науки, оформившаяся, преждевсего в научном сообществе.

Мыможем охарактеризовать научное сообществокак форму совместной организациидеятельности ученых, при которойрегулирующие взаимоотношения и нормымежду учеными, вырабатываются иподдерживаются ими самими. Это позволяетнаучному сообществу выступать в качествецелого единого во взаимодействиях социального института науки с другиминациональными институтами, с государствоми обществом.

Всередине XXвека формой организации науки в нашейстране становятся НИИ, на базе которыхсоздаются научные центры, кроме того,были созданы научные советы по комплекснымпроблемам – неформальные объединенияученых – научные школы, в которыхразрабатываются научные идеи,сформулированные лидером школы (школаКоролева, Иоффе и т. п.).

Признакомпринадлежности к научному сообществуявляется научная деятельность. Членамисообщества могут быть как ученые,посвятившие себя чисто исследовательскойдеятельности, так и ученые, сочетающиев себе научно-исследовательскую ипреподавательскую деятельность, а такжеученые, работающие в промышленности иосуществляющие прикладные исследованияи разработки.

Источник: https://studfile.net/preview/10906583/page:74/

Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы

86. Исторические типы научных сообществ.

Научное. сообщество(современное Понятие в философии и социологии) – совокупность  профессиональных ученых, т.е.  людей со спец. подготовкой, социальной функцией которых является получение учений и знаний. Сам термин появился в сер. 19 в. Его автор Т. Кун (в одних источниках), в др.- Полани.

Научное сообщество (Кун) – сообщество не просто людей занимающихся познанием мира, а также исследователей, кот. разделяют некую общую парадигму. «Ликей» Аристотеля, Школа Эпикура «Сад», Стоики собирались под Стоеей

Первые университеты воз-т в Париже и Кембридже на рубеже 11-12в.

Парижский университет 1160г (Сорбонна), Болонский и Оксфордский ун-т 1167г.

Александрийская школа — в ней  были сосредоточены все науки. Она завершила свое существование в 639г. (завоевание Александрии арабами). Средневековье. Монастыри, монастырские школы.

Кембриджский ун-т. Изучал в основном гуманитарные науки, при чем без специализации.

1660г. Лондонское Королевское сообщество, 1966 г. Парижская Академия наук, 1700 . Берлинская Академия наук, в России — Российская Академия Наук 1724г. и т.д.

Формы организации науки – инструм-т  и  мех-зм с пом. кот. наука делается частью обществ. жизни. (социализация)

Исторические типы научных сообществ: 1) фил. школы; 2) богословские шк.; 3) «Республика ученых» (с 17 в.); 4) Науч.

сооб-ва эпохи дисциплинарно-организованной науки (18-19в) – по научной проблематике; 5) Междисциплинарные сообщества науки (20в); 6) Научные школы (сообщество единомышленников в плане одинаковости решения проблем); 7) Научные направления; 8) научные коллективы (врем. Объединения единомышленников, связанных одной научной программой).

Научные школы.

Надо обращать внимание на социально-профессиональное деление людей и говорить о научном сообществе как о субъекте научной деятельности.

Один из видов Н.С. – невидимый колледж (де Солла Прайс) – это коммуникативная структура науки, которая в определенной степени «неуловима» и практически неструктурированна. Важно иметь контакты!

Научный авторитет и статус ученого имеет большую роль при неформальных всязях. Невид. К. объединяет элиту ученых. Существует формальный и неформальный типы коммуникаций.

Нормы науки (по Р.Мертону):

1. универсализм — убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и знаний тех, кто их формулирует.

2. общность — научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им. Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего использования всеми коллегами.

3. бескорыстность — первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевания славы, получения денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования.

4. организованный скептицизм – ничего не принимать на веру.

Внутри науки существуют научные школы, функционирующие как организованная и управляемая научная структура, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемая, как правило, личностью выдающегося ученого. В науковедении различают «классические» научные школы и современные.

«Классические» научные школы возникли на базе университетов. Расцвет их деятельности пришелся на вторую треть XIX в. В начале XX в. в связи с превращением научно-исследовательских лабораторий и институтов в ведущую форму организации научного труда, им на смену пришли современные («дисциплинарные») научные школы.

В отличие от «классической» научной школы дисциплинарные ослабили функции обучения и были сориентированы на плановые, формирующиеся вне рамок самой школы программы.

Когда же научно-исследовательская деятельность переставала «цементироваться» научной позицией и стратегией поиска руководителя, а направлялась лишь поставленной целью, «дисциплинарная» научная школа превращалась в научный коллектив.

Следующим этапом развития институциональных форм науки стало функционирование научных коллективов на междисциплинарной основе, которая обеспечивает появление новых открытий на стыках различных областей знания.

Междисциплинарность утверждает установку на синтез знания, в противоположность дисциплинарной установке на аналитичность.

Она также содержит в себе механизм «открывания» дисциплин друг для друга, их взаимодополнения и обогащения всего комплекса человеческих знаний.

Научная школа выполняла:

  1. Воспитательную роль (приобщение к идеям, взглядам, теориям учителя, напр. Шк. Резенфорда)
  2. Трансляция знаний
  3. Кооперация научного труда

Признаки научной школы:

  1. основа – научная идея и исследовательская программа
  2. создатель – крупный ученый
  3. обучение и воспитание ученых, повышение квалификации, подготовка диссертаций, т.е. задачи исследовательская и подготовка научных кадров являются равноправными
  4. участников школы объединяют общие духовные и социальные ценности, поэтомув н.шк. создается особый способ общения, социально-психологический климат, неформальное общение.
  5. в н.шк. создаются условия для развития творческих способностей учеников.

Типы научных школ:

— научно-образовательная (при высш. Уч. заведениях)

— исследовательский коллектив

— школа, как научное направление (иногда интернациональное)

В школе важно иметь: научную идею, теорию, метод, личные качества лидера.

Важен стиль мышления. Научная школа относительно автономна.


Источник: https://ifilosofia.ru/ekzamen-na-5-po-filosofii-nauki/497-nauchnye-soobshhestva-i-ih-istoricheskie-tipy-2.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий