85. Просвещение в России конца XIX — начала XX веков.

4.2 Наука, просвещение и печать конца XIX — начала XX веков

85. Просвещение в России конца XIX - начала XX веков.

Наука, просвещение и печать конца XIX — начала XX веков.

Отмена крепостного права, буржуазные реформы, проведенные в течение 60–70-х гг. XIX в. существенно ускорили становление капиталистических отношений в России, активизировали процессы общественного развития в целом. Технический прогресс, трансформация социальной структуры, изменения в системе управления предопределили необходимость совершенствования системы образования.

Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида: 1. Земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений.

2. Церковные школы. 3. Народные училища Министерства народного просвещения.

Тогда же был введен новый устав средних учебных заведений, которые отныне разделялись на два типа: Классические гимназии – в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла и, прежде всего, «классических» языков (древнегреческого и латыни) и Реальные училища, где большее внимание уделялось естественнонаучным предметам: математике, физике, химии.

Большие успехи были сделаны в сфере женского образования. Во 2 половине XIX века во многих уездных городах появляются женские прогимназии и гимназии. К началу 80-х годов в стране было уже семь университетов. Помимо классических университетов увеличилось количество высших технических учебных заведений.

Чертой своеобразия русской культуры 2 половины XIX в. было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки, которая достигла в это время больших успехов.

Особенно широкую известность в мире получили исследования в области естествознания: И.М.Сеченов (изучение головного мозга и нервной системы), И.П.Павлов (теория рефлексов), И.И.Мечников (иммунология, эмбрионология, проблемы старения, патологии и пр.)

Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии: А.М.Бутлеров (теория химического строения веществ), Д.И.Менделеев (периодический закон химических элементов).

В физике конец XIX – начало ХХ вв. был отмечен целым рядом блестящих открытий: А.Г.Столетов (вопросы электричества, магнетизма, физической природы света, первый закон фотоэффекта), П.Н.

Яблочков (дуговая лампа, «свеча Яблочкова»), А.Н.Лодыгин (лампа накаливания), А.С.Попов (радио), А.Ф.Можайский (самолет), К.Э.

Циолковкого (проект освоения околоземного пространства с помощью аппаратов, приводимых в движение реактивными двигателями).

Особое место в русской науке рубежа веков принадлежит В.И.Вернадскому, бывшему родоначальником геохимии, биогеохимии, радиогеологии. Им было разработано учение о ноосфере, новом эволюционном состоянии биосферы (охваченной жизнью поверхности Земли), при котором одним из решающих факторов ее развития становится разумная деятельность человека.

Конец XIX в. был эпохой последних великих путешественников. На карте уже почти не осталось «белых пятен». Тем не менее, не вся земная поверхность была изучена равномерно.

Весомый вклад в развитие географии и этнографии был сделан академиком П.П.Семеновым-Тянь-Шанским (исследовал Тянь-Шань, был инициатором нескольких экспедиций в Центральную Азию), Н.М.Пржевальским (изучение Центральной Азии), Н.Н.

Миклухо-маклай (исследование Новой Гвинеи и Океании).

Значительно и развитие исторической науки в этот период: Во 2 половине XIX века С.М.Соловьевым написана остающаяся до сегодняшнего дня самой полной и подробной «История России с древнейших времен» в 29 томах; В.О.Ключевский пишет труды по агиографии и истории средневековой Руси.

Событием в культурной жизни России явился выход «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. Изучением русской словесности занимался собиратель русских народных сказок А. Н. Афанасьев. Большую известность получили работы русского филолога и искусствоведа Ф. И. Буслаева.

Общественный подъём 60-х годов сказался как на общем росте печатной продукции (по тиражам и названиям), так и на изменении тематики литературы. В столице издается много учебников, религиозных книг, беллетристики, наблюдается рост выпуска серьёзной социально-экономической и естественнонаучной литературы.

В связи с культурнической деятельностью интеллигенции выросло количество общедоступных изданий для народа, для людей, занимающихся самообразованием.

Но вместе с тем растёт и выпуск лубочных книг. К концу века значительно уменьшился удельный вес переводной литературы. Это было вызвано успехами русской литературы, развитием отечественной науки, общественной мысли.

Новый промышленный подъём конца 80-х — начала 90-х годов, революционное движение рабочего класса, деятельность первых марксистских организаций содействовали росту выпуска книг и других произведений печати, заметно изменили книжный ассортимент.

Число изданий к 1901 году достигло 10318, общий тираж — 56331 тысяч экземпляров. Основными центрами книгоиздательского дела во второй половине XIX века оставались Петербург и Москва, за ними шли Киев, Одесса, Харьков.

1.     Культура России. / Сб. ст. под ред. Фролова А.К. – М.: Речь, 2005.

2. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М.: Мысль, 1993.

Источник: https://studizba.com/lectures/19-kulturologiya/546-istoriya-otechestvennoy-kultury/10032-42-nauka-prosveschenie-i-pechat-konca-xix-nachala-xx-vekov.html

XIX век в истории просвещения в России

85. Просвещение в России конца XIX - начала XX веков.

Наполеоновские войны и последующее активное участие России в европейских делах резко сблизили Россию и Европу. К колоссальному подъему национального самосознания привела Отечественная война 1812 г.: под сомнение были поставлены вековые устои русской жизни — самодержавие и крепостничество. Возникли тайные кружки молодых дворян-гвардейцев (будущих декабристов).

И хотя православная церковь еще в предыдущем веке была низведена до уровня государственного ведомства, в ней стали прослеживаться новые явления. Все заметнее становится деятельность монахов-подвижников — старцев, прославившийся своей мудростью и праведной жизнью.

Наиболее известны были Серафим Саровский, причисленный позднее к лику святых, и старцы Оптиной пустыни — маленького монастыря под Калугой.

В начале века просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Создается Министерство народного просвещения. Увеличивается количество гимназий, возникают лицеи. Особенно прославился Царскосельский лицей (где впервые были запрещены телесные наказания), из которого вышли А. С.

Пушкин — гордость нашей литературы, А. М. Горчаков — будущий министр иностранных дел и др. Во многих городах функционировали комитеты грамотности, содействовавшие распространению начального образования. Университеты существовали в Москве, Петербурге, Харькове, Дерпте (Тарту), Казани, Одессе, Томске.

Основывается ряд научных обществ, развиваются периодические издания.

В 1839 г. была торжественно открыта обсерватория в Пулково под Петербургом с мощнейшим в мире в то время телескопом. Профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792- 1856) разработал геометрию искривленного пространства, что знаменовало новый этап в развитии математики.

В области физики ряд замечательных открытий принадлежит В. В. Петрову и Э. Х. Ленцу. Выдвигается целая плеяда русских химиков: Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, А. П. Бородин. В 1832 г. П. Л. Шиллинг, опережая С. Морзе, создает электромагнитный телеграф.

Правительство поручило ему проложить телеграфную подземную линию, соединявшую все здания Адмиралтейства. Первый пароход был спущен на воду в 1803 г., а электроход создан Б. С. Якоби в 1839 г. Отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы в 1834 г.

строят одну из первых в мире железных дорог на уральском заводе, а затем создают и паровоз.

Огромный шаг вперед был сделан в познании и осмыслении русского прошлого. Знаменитый историк и писатель Н. М. Карамзин (1766-1826) написал «Историю государства Российского». Труд его приобрел огромную популярность, благодаря ему многие россияне впервые узнали о богатстве и своеобразии русской истории.

Во второй половине века начинается новый подъем естествознания в Российской империи. В области математики и механики отечественную науку прославили П. А. Чебышев, А. М. Ляпунов, С. В. Ковалевская, А. Г. Столетов. Гордостью российского естествознания являются Д. И. Менделеев, П. Н. Лебедев, В. В. Докучаев, И. П. Павлов, А. С. Попов, И. И. Мечников.

Д. И. Менделеев (1834-1907) был ученым-энциклопедистом.

В его обширном научном наследии, насчитывающем около 500 трудов, есть работы не только по химии, но и по физике, метеорологии, воздухоплаванию, сельскому хозяйству, экономике и т. д.

Всемирную известность ученому принес открытый им в 1869 г. периодический закон химических элементов, находящихся в периодической зависимости от порядкового номера, или заряда ядра атома.

И. И. Мечников (1845-1916) — один из основоположников эволюционной эмбриологии и иммунологии. Совместно с Н. Ф. Гамалее основал первую в России бактериологическую станцию. Создал теорию происхождения многоклеточных организмов, занимался проблемами старения.

Труды И. М. Сеченова (1829-1905) и И. П. Павлова (1849-1936) обогатили мировую физиологию и явились прочной естественнонаучной основой для материалистического понимания таких сложнейших явлений, как физиологические и психические процессы у высокоразвитых животных и человека.

Исследованиями в области электричества и магнетизма, а также фотоэффекта прославился А. Г. Столетов (1839-1896). В историю науки вошли А. С. Попов (1859-1905), изобретатель радио, и П. Н. Яблочков (1847-1894), изобретатель «дуговой лампы» (электрического освещения). В 1882 г. по чертежам А. Ф.

Можайского (1825-1890) была завершена постройка самолета, пилотируемого человеком.

XIX в. особенно славен открытиями наших путешественников. Первое кругосветное плавание в отечественной истории (1803-1806) осуществил И. Ф. Крузенштерн. Экспедиция, возглавляемая Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым (1819-1821), вплотную подошла к «льдистому материку» — Антарктиде, что можно расценивать как открытие шестого континента.

Современные невесты долго изучают фото свадебных платьев в интернете, прежде чем остановить свой выбор и сделать покупку перед свадьбой.

Крупные достижения были сделаны и в области географии. Исследованием Центральной Азии занимался П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914). Его сподвижник Н. П. Пржевальский (1839-1888) исследовал Уссурийский край, Монголию, Китай, Тибет. Н. Н.

Миклухо-Маклай (1846-1888) путешествовал и изучал регион Юго-Восточной Азии, острова Тихого океана. Научная деятельность этих ученых обогатила не только мировую географию, но и климатологию, биологию, геологию, а также этнографию и историю. Н. Н. Миклухо-Маклай жил среди папуасов Новой Гвинеи.

Основываясь на результатах своих наблюдений и исследований, он доказал, что отсталость островных народов не связана с биологическими (расовыми) причинами, а носит исключительно исторический характер. Миклухо-Маклай активно выступал против расизма и колониализма.

Привезенные им из экспедиций богатейшие этнографические и антропологические коллекции размещены в Музее антропологии и этнографии в Петербурге.

Необходимость демократизации общества — отмены самодержавия и ликвидации крепостничества нашла свое отражение в идейно-политических течениях западников и славянофилов. Западники рассматривали Россию как часть мировой цивилизации, считая, что она должна развиваться по прогрессивным моделям, как передовые страны Западной Европы. С 40-х гг.

из этого течения выделилось радикальное крыло в лице В. Г. Белинского, А. И. Герцена и др. , считавших, что невозможно трансформировать российское общество только посредством реформ. Славянофилы (братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.

) полагали, что у России свой, самобытный путь исторического развития, не совпадающий с «гнилым» Западом. Они идеализировали сельскую общину, видели либерализацию в идее возрождения Земских соборов, свободомыслии. Эпоха Великих реформ 60-70-х гг. началась с отмены в 1861 г. крепостного права.

Это было отправной точкой превращения Российского государства из военно-феодально-бюрократического в буржуазно-демократическое.

Автор текста: М. В. Соколова

  • Бесценное имя – Россия. 6+

Источник: https://gallerix.ru/lib/xix-vek-v-istorii-prosvesheniya-v-rossii/

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭРоссия в конце XIX – начале XX века. Правление Николая II. КУЛЬТУРА. Просвещение и образование

85. Просвещение в России конца XIX - начала XX веков.

Николай Богданов-Бельский Устный счет в школе Рачинского.1895.

Система образования:-начальная школа (церковно-приходские, народные училища),-средняя школа (гимназии реальные училища),- высшая школа (университеты, институты).
1897-1917Доля грамотных в России выросла с 21 до 31 %, но около половины детей не имели возможности учиться.
1908Введение обязательного всеобщего начального образования.С начала царствования Николая II начальное образование было бесплатным.
На 1912 г.480 гимназий, 125 тыс. учащихся.Преподавались в основном гуманитарные дисциплины, учились дети дворян.Гимназии давали классическое образование, только после них можно было поступить в университеты.
На 1913 г.176 реальных, 260 коммерческих училищ (готовили техников, инженеров, преобладали точные и естественные науки).Давали возможность поступить в технические вузы и на математические и медицинские факультеты.
К 1914 г.Российская империя, имевшая в наличии при восшествии Николая Александровича Романова на престол лишь несколько, хотя и первоклассных технических вузов, превзошла по уровню технического образования безусловного лидера тех лет — Германскую империю.
Среднее образование получали в кадетских корпусах, духовных семинариях (семинарию оканчивали за казенный счет — в этот казенный счет входило все содержание и питание учащихся), специальных училищах (промышленных, сельскохозяйственных и др.).Средняя школа – только в городах, платная.
На начало 20 века12 университетов.Количество студентов – около 35 тыс.
На 1913 г.105 высших учебных заведений.128 тыс. студентов.Вот некоторые:
  • Московская и Петербургская консерватории,
  • Строгановское училище живописи, ваяния и зодчества в Москве,
  • Высшие женские курсы (их было около 30, среди них-курс профессора К.И. Бестужева-Рюмина в Петербурге, профессора В.И. Герье в Москве), давали близкое к университетскому образование.
1908-1918Деятельность первого народного университете в Москве на средства золотопромышленника А.Л. Шанявского. Получить образование здесь в объёме средней и высшей школы могли ремесленники, мелкие служащие, рабочие.
К 1914 г.Действовало около 220 народных домов с библиотеками, вечерними курсами для взрослых, где читались лекции, ставились спектакли, устраивались концерты.
1894-1914Цифры.
Начальные школы
Увеличение числа школ — в 2 разаУвеличение числа учеников — в 2,9 разаСредние школы и гимназииУвеличение числа школ — в 15 раз

Увеличение числа учащихся — в 13 раз

Развитие образования сопровождалось открытием библиотек.В 1914 г. в стране действовало 76 тыс. библиотек, посещаемость музеев достигла 5 млн человек в год. Ежегодно печаталось около 99 млн книг и 11 млн журналов.
В 1918 году планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование.
В 1916 году уже 80 % призывников были грамотными. Анкета, произведенная советами в 1920 г. установила, что 86 % молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать
По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала первое место в Европе, если не во всём мире.
Обучение в вузах было недорогим: например, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии.
По летней переписи 1917 года, проведенной Временным правительством, 75 % мужского населения европейской части России было грамотным.
Всего в истории Российской империи существовало двенадцать императорских университетов:
1 Императорский Московский университет2 Императорский Дерптский (Юрьевский) университет3 Императорский Виленский университет4 Императорский Харьковский университет5 Императорский Казанский университет6 Императорский Санкт-Петербургский университет7 Императорский Александровский университет.8 Императорский университет Святого Владимира9 Императорский Новороссийский университет10 Императорский Варшавский университет11 Императорский Томский университет12 Императорский Николаевский университет

В 1917 в российской высшей школе училось 135065 студентов (Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991. Таблица № 28, с. 254)

За годы правления Николая II расходы на просвещение выросли более чем в 6 раз.Грамотность населения к первой мировой войне составляла по разным оценкам от 32 % до 43 %, для сравнения в 1897 г. их было 28 %.

Примечение: факты и цифры несколько отличаются в разных источниках, но главное одно: при последнем императоре уделялось значительное внимание развитию образования и просвещения, делались первые шаги к всеобщему бесплатному образованию.

Церковно-приходская школа. 1913 г.

Казанский университет. Начало 20 века.

Урок в школе. Начало 20 века.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://istoricheskij-portret.ru/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5-xix-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B5-xx-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD/

Uchebnik-free
Добавить комментарий