83.Внешняя политика Казахстана на современном этапе.

Внешняя политика Республики Казахстан на современном этапе (стр. 1 из 2)

83.Внешняя политика Казахстана на современном этапе.

В условиях нарастающей взаимозависимости между субъектами международных отношений в эпоху глобализации ни одна страна мира, независимо от ее ресурсного и силового потенциала или степени развития, не может не подвергаться влиянию внешних сил.

Ни одна страна, какой бы мощной в военном и экономическом отношении она ни была, не может в отрыве от других стран справиться с острейшими проблемами современности. Противостоять им можно только в рамках тесного международного сотрудничества.

В таких условиях задачей отдельных государств является быстрейшая адаптация к новой среде через пересмотр прежних подходов и выработку новых по ключевым проблемам внешней и внутренней политики.

Для молодой, независимой Республики Казахстан, ставшей полноправным субъектом и актором международных отношений, чрезвычайно важно ведение внешней политики, которая бы вовремя улавливала вызовы окружающей международной системы и достойно отвечала им, ставя во главу угла национальные интересы страны. Необходимо выработать новые подходы во внешней политике, найти эффективные принципы и модели внешнеполитического поведения в стремительно меняющихся международных, геополитических и геоэкономических условиях.

С момента обретения независимости Казахстаном пройден большой путь. Многовекторная внешняя политика Казахстана, появившаяся на заре независимости, смогла поспособствовать укреплению суверенитета и государственности, вхождению страны в систему международных отношений и мирохозяйственных связей.

За прошедшие годы республика стала полноправным членом международного сообщества, чьи инициативы практически всегда получали международную поддержку и осуществлялись на практике, установила стабильные и предсказуемые отношения со всеми соседями.

Сложился международный имидж республики как серьезного и надежного партнера.

В сфере внешней политики Казахстана развиваются тесные связи с Россией, Китаем, США, Европейским Союзом, странами Центральной Азии и мусульманским миром. На сегодняшний день ни в Центральной Азии, ни в мировом сообществе нет государства, угрожающего безопасности и национальным интересам Казахстана.

Несмотря на сложные региональные и глобальные процессы, наша республика имеет тесные партнерские отношения со своими соседями и ведущими мировыми державами.

Казахстан присоединился к ключевым международным договорам, неоднократно демонстрировал свою поддержку глобальной борьбы против международного терроризма, занимает взвешенную и ответственную позицию по вопросу нераспространения оружия массового поражения.

Учитывая свое положение, Казахстан на международной арене проводит многовекторную политику. Внешнеполитический курс Казахстана развивается в русле многосторонней дипломатии, которая позволяет Республике Казахстан успешно маневрировать и отстаивать свои интересы перед лицом более сильных игроков, таких, например, как Китай, США и Россия.

Многовекторность внешней политики означает развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для Казахстана практический интерес. Казахстан в силу своего геополитического положения и экономического потенциала не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах.

Будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Именно такая политика исключает какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана и укрепляет благоприятные внешние условия экономическим и политическим преобразованиям в Казахстане.

Концепция внешней политики дополняется и изменяется сообразно новым нюансам в мировой ситуации, но многоуровневый и многоплановый характер казахстанской дипломатии не подвергается корректировке.

Открытость экономики и интеграция достигаются в Казахстане именно за счет взвешенной, многовекторной внешней политики.

Факты свидетельствуют, что «многовекторность по-казахстански» – не прихоть лидера страны, а насущная необходимость, игнорировать которую такое государство, как Казахстан, имеющее срединное материковое положение, еще не окрепшее, нуждающееся в зарубежных инвестициях и рынках сбыта, не имело и не имеет права.

Плоды многовекторности ощущаются в повышении международного статуса Казахстана и, прежде всего, в реализации важнейшей стратегической задачи, поставленной Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым – достижении председательства в ОБСЕ.

Казахстан осуществляет миролюбивую внешнюю политику, направленную на развитие взаимовыгодного, многостороннего и равноправного сотрудничества как с соседними государствами – прежде всего, с Россией и Китаем, так и со всеми заинтересованными странами, а также с международными политическими и финансовыми организациями. Казахстан, заявивший о миролюбивом характере своей внешней политики, закономерно увязывает вопрос обеспечения национальной безопасности с созданием атмосферы взаимного доверия и сотрудничества как в регионе, так и во всем мире. Сегодня Казахстан выступает с большим количеством неординарных инициатив, находящих широкий отклик в мировом сообществе. И это количество перешло в новое качество. Наша республика неизменно проводит политику отстаивания своих национально-государственных интересов, подразумевая под этим, прежде всего, территориальную целостность и суверенитет, благополучие граждан и защиту их конституционных прав.

Достижения Казахстана во внешнеполитической сфере и международный вес республики во многом зависят, и будут зависеть в дальнейшем от состояния экономики.

Очевидно, что без модернизации экономической и политической жизни страны, ее технологического обновления невозможно дальнейшее успешное развитие страны и сохранение высоких темпов развития, что подтверждает опыт передовых азиатских экономик. В этом отношении предложенная Президентом Республики Казахстан Н.А.

Назарбаевым Стратегия по вхождению в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, определяющая и конкретизирующая цели и направленность казахстанских реформ, имеет большое значение.

Суть этой стратегии, в соответствии с президентским Посланием, состоит в продвижении Казахстана в число наиболее динамично развивающихся государств мира.

При этом республика намерена выступать на международной арене в качестве государства с современной и открытой рыночной экономикой, уважающего демократические нормы и строго соблюдающего свои международные обязательства.

Провозглашаемые ориентиры подчеркивают приверженность Казахстана принципам мирного сосуществования, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества государств, а также свидетельствуют о стремлении влиться в сообщество влиятельных демократических государств, развивающихся и взаимодействующих на основе рыночных принципов. Ключевое слово здесь – конкурентоспособность, что подразумевает отказ от догоняющего развития и сосредоточение на поднятии секторов и сегментов казахстанской экономики, способных выдерживать жесточайшую конкуренцию на международных рынках и функционировать в условиях глобализации.

Успехи процесса модернизации в значительной степени обусловлены перспективами регионального сотрудничества. Регионализм дает возможность таким новым субъектам международных отношений, как Казахстан, не остаться на задворках мировых процессов, а быть втянутыми в самую гущу международных событий.

Через региональную интеграцию средние и малые страны получают шанс создать полюс международных отношений и иметь свой голос при решении узловых проблем современности.

На современном этапе важно уделять большее внимание экономическим, социальным, экологическим и демографическим проблемам центральноазиатского региона, добившись координации действий и взаимодополняемости национальных программ развития с остальными странами региона.

Только объединение ресурсов, согласованность и совместимость региональной политики, особенно в сфере торговли, энергетики и транспорта, позволят центральноазиатским странам избежать превращения в «сырьевой придаток» и пассивный объект интересов ведущих геополитических центров.

Создание совместных кластеров в ключевых отраслях народного хозяйства на основе учета взаимных интересов будет способствовать укреплению деловых связей, сближению и взаимопониманию между Казахстаном и центральноазиатскими странами. Опираясь на прогресс, достигнутый в различных сферах жизнедеятельности, Казахстан мог бы стать движущей силой регионального развития и содействовать модернизации всей Центральной Азии, являющейся зоной повышенного внимания Казахстана и одним из основных направлений внешнеполитической стратегии.

В числе долгосрочных приоритетов Казахстана находится углубление регионального партнерства в сфере безопасности.

Республика является активным участником ведущих региональных объединений, таких как ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС и СВМДА, выступает с инициативами, направленными на укрепление мер доверия в регионе, налаживает двустороннее сотрудничество в сфере региональной и глобальной безопасности с Россией, Китаем, США и Европейским союзом.

Используя свое узловое географическое положение, Казахстан имеет все необходимые ресурсы и потенциал, чтобы занять ведущие позиции в формирующейся на евразийском пространстве многоуровневой системе безопасности, выполняя при этом важную функцию по обеспечению геополитической стабильности и безопасности в регионе.

Одним из важнейших приоритетов с момента возникновения нашего государства является развитие отношений со странами мусульманского мира. Это объясняется тем, что ислам на протяжении многих веков являлся религией казахов и многих других народов, населяющих нашу страну.

Кроме того, вопрос развития ислама тесно связан с необходимостью развития казахской культуры. Ислам давно уже перерос в самостоятельный фактор в системе современных международных отношений и влияет на многие политические процессы в мировой политике и экономике.

Поэтому Казахстан выступает за возрождение и развитие ислама в рамках общего развития культуры и духовности республики, а также за налаживание культурного диалога и укрепление взаимовыгодного сотрудничества с исламскими странами.

Вместе с тем, Казахстан является светским государством, в котором религия отделена от политики и, следовательно, недопустимы любые попытки манипулирования вопросами религии для достижения политических целей.

Источник: https://mirznanii.com/a/183453/vneshnyaya-politika-respubliki-kazakhstan-na-sovremennom-etape

Лз 24. внутренняя и внешняя политика казахстана на современном этапе

83.Внешняя политика Казахстана на современном этапе.

⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒

Обретение Казахстаном государственной независимости положило начало целому ряду процессов, которые продолжают развиваться и еще далеки от своего завершения. Они затрагивают различные стороны жизни государства и народа.

Политические процессы. Сразу после объявления 16 декабря 1991 г.

государственной независимости Республики Казахстан, начался процесс формирования новой политической системы, характеризующейся сильной президентской властью и основанной на принципах демократии и уважении основных прав и свобод человека.

Были предприняты меры по разделению функций законодательной и исполнительной власти, начата работа по парламентской реформе и преобразованию местных органов власти. В январе 1993 г. была принята Конституция Казахстана, объявившая его унитарным, светским и демократическим государством.

Продолжение реформ политической системы привело к принятию второй Конституции 30 августа 1995 г., по которой высшая законодательная власть была передана двухпалатному парламенту, состоящему из сената (по два депутата от каждой области) и мажилиса (67 депутатов).

Внешняя политика. 1992 г. стал годом активного выхода Казахстана на международную арену. 3 марта республика стала членом ООН, позже вошла в другие международные организации.

С момента обретения независимости Казахстаном, руководство страны проводит многовекторную внешнюю политику, что способствовало укреплению суверенитета и государственности, вхождению страны в систему международных отношений и мирохозяйственных связей.

В сфере внешней политики Казахстана развиваются тесные связи с Россией, Китаем, США, Европейским Союзом, странами Центральной Азии и мусульманским миром.

Казахстан присоединился к ключевым международным договорам, неоднократно демонстрировал свою поддержку глобальной борьбе против международного терроризма, занимает взвешенную и ответственную позицию по вопросу нераспространения оружия массового поражения.

Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из основных источников энергии XXI века. Казахстан занимает ведущее место в мире по запасам нефти, газа, угля и урановых руд. Кроме того, сельское хозяйство республики производит достаточное количество зерна на экспорт.

При определении основных направлений своей внешнеполитической деятельности руководство страны, в первую очередь, старается извлечь пользу из всех этих геополитических факторов.

Внешняя политика РК на современном этапе носит ярко выраженный экономический характер и направлена на активное содействие осуществлению курса реформ, обеспечению конкурентоспособности национальной экономики.

На практике это означает создание условий для выхода страны на мировые рынки товаров, услуг и капиталов, развитие собственного экспортного потенциала, привлечение инвестиций и технологий в производственную сферу, реализацию проектов новых транспортных путей.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Тема «Казахстан в древности»

Формы проведения и используемые методы: Семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Казахстан в эпоху энеолита и новый тип хозяйства;

2. Казахстан в эпоху бронзы.

Список рекомендуемой литературы:

1. История Казахстана в 4-х томах. Т. 1. Алматы, 1996.

2. Зайберт В.Ф. Энеолит Урало-Иртышского междуречья. – Петропавловск, 1993.

3. Зданович Г.Б. Бронзовый век Урало-Казахстанских степей (Основы периодизации). – Свердловск, 1988.

4. Логвин В.Н. Каменный век Казахстанского Притоболья. – Алма-Ата, 1991.

5. Маргулан А.Х. Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана. – А., 1972.

Занятие 2. Тема «Ранние государственные объединения на территории Казахстана»

Формы проведения и используемые методы: Семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Государство Кангюй;

2. Государство Усунь;

3. Империя Хунну.

Список рекомендуемой литературы:

1. Гумилев Л.Н. История народа хунну. В 2-х кн. Кн. 1. – М., 1998.

2. История Казахстана в 4-х т. Т. 1. – Алматы, 1996.

3. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. — А-А: «Рауан», 1992.

Занятие 3. Тема «Древнетюркская эпоха»

Формы проведения и используемые методы: Семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Государство огузов;

2. Государство карлуков;

3. Государство Караханидов;

4. Государство кимаков.

Список рекомендуемой литературы:

1. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. – А., 1999.

2. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – М.: Товарищество «Клышников – Комаров и КО», 1993.

3. История Казахстана в 4-х томах. Т. 1. – Алматы, 1996.

Занятие 4. Тема «Казахстан в период господства монголов»

Формы проведения и используемые методы: Семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Казахстан в составе Золотой Орды;

2. Ак-Орда;

3. Набеги Тимура на Ак-Оду и Моголистан.

Список рекомендуемой литературы:

1. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. – М., 1950.

2. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1997.

3. История Казахстана в 4-х томах. Т. 2. – Алматы, 1997.

Занятие 5. Тема «Казахское ханство в XVI-XVII вв.»

Формы проведения и используемые методы: Семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Казахское ханство во вт. четв.-сер. XVI в. (распад государства);

2. Казахское ханство в правление хана Хакк-Назара (1550-1580 гг.);

3. Казахское ханство в правление хана Тауеккеля (1582-1598 гг.);

4. Казахское ханство в правление хана Есима (1598-1628 гг.).

Список рекомендуемой литературы:

1. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. – А.,1996.

2. История Казахстана в 4-х томах. Т. 2. – Алматы, 1997.

3. Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. – А.: Дайк-Пресс, 2001.

Занятие 6. Тема «Вхождение Казахстана в состав Российской империи. Национально-освободительная борьба казахского народа»

Формы проведения и используемые методы: Семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Реформы управления Казахстаном 1822-24 гг.;

2. Административные реформы в Казахстане в 1867-68 гг.;

3. Восстание в Уральской и Тургайской областях в 1869 г.;

4. Восстание на Мангышлаке в 1870 г.

Список рекомендуемой литературы:

1. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. – А.,1996.

2. История Казахстана в 4-х томах. Т. 3. – Алматы, 2000.

3. История Казахстана. Очерк. — А., 1993.

Занятие 7. Тема «Национально-освободительное восстание 1916 года и его историческое значение»

Формы проведения и используемые методы: Семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Причины восстания 1916 г.;

2. Царский Указ от 25 июня 1916 года и отношение к нему различных групп казахского населения;

3. Ход восстания в Семиреченской области;

4. Ход восстания в Тургайском очаге;

5. Историческое значение восстания 1916 г.

Список рекомендуемой литературы:

1. История Казахстана и Центральной Азии: Учеб. пособие / Абусеитова М. X. и др.

2. История Казахской ССР (с древнейших времен до . наших дней) в 5-ти томах. — А., 1979.

3. Тынышпаев М. История казахского народа. — А., 1993.

Занятие 8. Тема «Казахстан в период революции 1917 года»

Формы проведения и используемые методы: Семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Февральская революция 1917 года и политика Временного правительства в Казахстане;

2. Образование партий «Алаш» и «Уш-жуз». Программа, цель и задачи партии «Алаш»;

3. Мероприятия Советской власти в Казахстане в 1917-1920 гг.

Список рекомендуемой литературы:

1. История Казахстана и Центральной Азии: Учеб. пособие / Абусеитова М. X. и др. — Алматы: Бiлiм, 2001.

2. История Казахстана. Очерк. — А., 1993.

3. История Казахстана: белые пятна. — А., 1991.

Занятие 9. Тема «Политическая и экономическая ситуация в Казахстане во время и после гражданской войны (1918-1925 гг.)»

Формы проведения и используемые методы: Семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Казахстан в годы гражданской войны 1918-1920 гг.;

2. Алашское движение в годы гражданской войны 1918-1920 гг.;

3. Образование КазАССР;

4. НЭП в Казахстане и его последствия.

Список рекомендуемой литературы:

1. Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана. XX век.- Алматы, 1997.

2. История Казахстана. Очерк. — А., 1993.

3. История Казахстана: белые пятна. — А., 1991.

Занятие 10. Тема «Казахстан в годы тоталитарной системы»

Формы проведения и используемые методы: Семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Политика «Малого Октября» в Казахстане;

2. Коллективизация сельского хозяйства Казахстана;

3. Индустриализация Казахстана.

Список рекомендуемой литературы:

1. Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана. XX век.- Алматы, 1997.

2. История Казахстана. Очерк. — А., 1993.

3. История Казахстана: белые пятна. — А., 1991.

Занятие 11. Тема «Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)»

Формы проведения и используемые методы: Семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Экономика Казахстана в годы Великой Отечественной войны;

2. Депортация народов в Казахстан;

3. Развитие науки и культуры Казахстана в годы Великой Отечественной войны.

Список рекомендуемой литературы:

1. Алдажуманов К.С., Алдажуманов Е.К. Депортация народов — преступление тоталитарного режима. — Алматы, 1997.

2. История Казахстана. Очерк. — А., 1993.

3. Козыбаев М.К. Казахстан — арсенал фронта. — Алма-Ата, 1983.

Занятие 12. Тема «Казахстан в послевоенные годы (1945-1960 гг.)»

Формы проведения и используемые методы: Семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие хозяйства и трудности послевоенных лет.

2. Освоение целинных и залежных земель в Казахстане.

3. Культурное развитие Казахстана в 1945-1960 гг.

Список рекомендуемой литературы:

1. История Казахстана. Очерк. — А., 1993.

2. История Казахстана и Центральной Азии: Учеб. пособие / Абусеитова М. X. и др. — Алматы: Бiлiм, 2001.

3. Кузембайулы А. История Казахстана. — А.,1998.

Занятие 13. Тема «Казахстан в 1960-1991 гг.»

Формы проведения и используемые методы: Семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Социально-экономическое развитие Казахстана в 1960-1985 гг.

2. Казахстан в период перестройки в 1985-1990 гг.

3. Распад СССР. Провозглашение независимости Казахстана.

Список рекомендуемой литературы:

1. История Казахстана. Очерк. — А., 1993.

2. История Казахстана и Центральной Азии: Учеб. пособие / Абусеитова М. X. и др. — Алматы: Бiлiм, 2001.

3. Кузембайулы А. История Казахстана. — А.,1998.

Занятие 14. Тема «Суверенный Казахстан и развитие государственности»

Формы проведения и используемые методы: Семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Стратегия становления и развития Казахстана как независимого государства.

2. Конституционное строительство в Республике Казахстан (Конституции 1993,1995 гг.).

3. Программа Казахстан-2030 и ее реализация.

4. Вхождение Казахстана в мировое сообщество.

Список рекомендуемой литературы:

1. Назарбаев Н. Казахстан-2030. Послание президента страны народу Казахстана. – А., 1999.

2. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Алма-Ата, 1992.

⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 2375 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/15-12781.html

Казахстан: внешняя политика на современном этапе

83.Внешняя политика Казахстана на современном этапе.

Материал разместил: Aдминистратор 03-03-2012

Казахстанское руководство, расставляя приоритеты в международном сотрудничестве, особое и стратегическое место отводит России.

Это касается различных сфер взаимодействия, однако импорт-экспорт нефтепродуктов, совместные проекты по углублению интеграции на постсоветском пространстве занимают лидирующее место в двусторонних отношениях.

Как следствие, Россия выступая в роли гаранта по созданию Единого Экономического Пространства становится мощным центром притяжения для бывших союзных стран ЦА, в частности Казахстана.

Безусловно, говорить о том, что уровень экономического развития Казахстана сопоставим с Кыргызстаном или Таджикистаном не имеет смысла. Однако экономическая зависимость от России присуща всем странам Центральной Азии. Казахстан не является исключением. С другой стороны, сотрудничество с Россией странами Центральной Азии в корне отличаются по своему характеру и содержанию нежели с Западом.

Это объясняется близким расположением Центральной Азии с Россией, а также наличием общих проблем безопасности. Следовательно, Москва вынуждена инициировать и оказывать поддержку осязаемым проектам с большой долей практического применения.

В то время как Запад, большой акцент делает на развитие и укрепление демократических ценностей, что в свою очередь несет в себе несколько расплывчатый характер.

Единая региональная политика Астаны и Москвы выделяет Казахстан в ЦА как приоритетного партнера России. Но, несмотря на общность взглядов, казахское руководство стремится к выработке своего внешнеполитического видения, независимого от российских взглядов.

Это касалось поддержки казахскими властями западных инициатив по Ираку и Афганистану, присоединением к программе НАТО «Партнерство во имя мира». Сейчас, это особо заметно по событиям, складывающимся на Ближнем Востоке.

Недавнее ание по резолюции, дающее фактически «карт-бланш» Западу повлиять на ситуацию в Сирии, не нашло поддержку только у 12 стран. Основными оппонентами стали Россия, Китай, Иран, КНДР, из стран СНГ – Белоруссия. Казахстан и остальные страны Центральной Азии как следствие, проали «за».

В этой связи, создается впечатление того, что Западное лобби занимает более выигрышные позиции в Центральной Азии, которая традиционно занимает сферу российского влияния.

Более того, независимость внешнеполитического курса Казахстана все же обуславливает легкую наклонность в пользу Западной политики. Исходя из этого, можно предположить что, Казахстан, предпринимая меры по диверсификации своих курсов внешней политики, создает некую модель лавирования и тонкого баланса между мировыми центрами силы.

Такая поведенческая линия формирует основу казахстанской «Концепции внешней политики» и несет в себе принцип многовекторной дипломатии.

К тому же, как показывает анализ, внешняя политика Казахстана по сравнению с международной активностью других стран ЦА (внешнеполитические колебания Узбекистана от России к США и наоборот, политические торги за американскую авиабазу в Кыргызстане К. Бакиевым в 2009 г.) имеет поэтапный и логический характер реализации.

Постепенное внедрение политических инициатив подкрепляется растущим экономическим потенциалом, что вкупе создает благоприятный имидж на международной арене. В этой связи, Казахстан для международных акторов представляется наиболее надежным и приоритетным партнером в Центральной Азии.

Между тем, многовекторный подход во внешней политике Астаны в среднесрочной перспективе по всей видимости будет в определенной мере ограничен в своем разнообразии. Такого рода вероятность существует и связана в первую очередь с перспективной интеграцией с Россией.

Следовательно, либерализация торговых и экономических отношений будет влечь за собой некие коррективы во внешней политике стран.

В силу того, что очередной стадией после развития Единого экономического пространства будет формирование общего рынка, тем самым общность внешнеэкономических курсов станет плавно проектироваться и на внешнюю политику.

Причем необходимо учитывать различные цели создания ЕЭП, для РФ проект является в большей степени геополитическим и призван укрепить российские позиции как военно-политическом плане (ОДКБ), так и в экономическом (ЕЭП). С реализацией последнего фактора будет укреплена экономическая зависимость ЦА от России.

Для Казахстана ЕЭП является чисто экономической прерогативой, стимулирующей внутреннее производство. Из этого следует, что перед Казахстаном в среднесрочной перспективе встанет дилемма, которая с одной стороны будет предполагать сохранность своих экономических интересов, а с другой незначительным образом определит тенденцию снижения свободы действий на внешнеполитической арене.

Конечно, в Астане прекрасно понимают, что такой вариант развития событий вполне имеет место быть. Власти Казахстана негласно пытаются заручиться поддержкой международного сообщества путем выражения своего собственного, отличного от взглядов Кремля мнения.

Однако как будут расставлены приоритеты Астаной и, какая карта будет бита, станет известно в самое ближайшее время. Показателем тому станет насколько страны Центральной Азии и Казахстан в частности примут новый американский проект, подразумевающий развертывание полномасштабной борьбы с наркотрафиком из Афганистана.

Для этого будут созданы спецподразделения во всех пяти центральноазиатских государствах. Но Россия воспринимает эту инициативу как сохранение присутствия США в регионе и убеждает партнеров по ОДКБ отказаться от участия в нем.

Следовательно, возникает довольно щепетильная внешнеполитическая ситуация как для России и США, так и для стран ЦА в отдельности.

Дабы склонить Казахстан и остальные страны региона к российскому вектору в этом вопросе, Кремлю нужно предложить лучшие условия (политические преференции, экономические выгоды, отмена пошлин на поставку энергоресурсов, материально-техническая помощь и т.д.). Вашингтон в это время интересуется формированием антинаркотического кольца вокруг Афганистана и продолжает свою центральноазиатскую политику. Страны ЦА лишь наблюдают за конфликтом интересов супердержав с выжидающей позиции.

Между тем, на современном этапе Казахстан, ищет пути влияния на соседние страны региона. Аналогично с российским подходом, казахстанский капитал идет в авангарде и является главным инструментом в обеспечении гарантиями своих капиталовложений и политических аспектов сотрудничества.

Так, Астана дала согласие на реализацию энергетических проектов в Таджикистане, а во время визита премьер-министра О. Бабанова в Казахстан была достигнута договоренность о софинансировании казахской стороной строительства Камбар-Атинской ГЭС и высоковольтной ЛЭП, соединяющей северную часть КР с Алматинской областью РК.

Необходимо отметить, что поддержка Казахстаном несет в себе стратегический характер, а именно в период сложных энергетических споров Кыргызстана с Узбекистаном.

Аналитический отдел «Prudent Solutions»

Источник: http://analitika.org/kazakhstan/kz-foreign-affairs/2539-kazahstan-vneshnyaya-politika-na-sovremennom-etape.html

Источник: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/326/kazahstan-vneshnyaya-politika-na-sovremennom-etape-2830

83.Внешняя политика Казахстана на современном этапе

83.Внешняя политика Казахстана на современном этапе.

С обретениемнезависимости Казахстан вышел намеждународную арену в качестве суверенногогосударства. В книге Н. Назарбаев пишет,что в первые годы независимостисуществовала эйфория, что суверенитетраспахнёт двери перед нами в мировоесообщество. Всё оказалось не просто.Происходят сложные геополитическиепроцессы, складывающиеся навнешнеполитических возможностях.

Поэтому на первых этапах надо былосформировать собственную внешнеюполитику, создавать правовую базу сзарубежными партнёрами, для привлеченияинвестиций надо было установитьдвусторонние межгосударственныеотношения.

Большую роль в установлениидипломатических отношений, привлеченийинвестиций, дружественных связей сгосударствами Мира сыграли и играютвизиты Президента РК в Турцию, Китай,Россию, Европейские страны (Германия,Франция), Саудовскую Аравию, ИсламскуюРеспублики, Иран, Японию, США. 15-18 июня1998 г. – визит президента в ТурецкуюРеспублику.

Международному признаниюКазахстана способствует вхождениереспублики в международные организации:2 марта 1992 г. – в ООН, стала членомМеждународного валютного фонда,Международного Банка реконструкции иразвития, международные агентстваинвестиций, Всемирной организациейздравоохранения. Св. 120 признали Казахстан,со многими государствами установленыдипломатические связи на уровнепосольств.

РК присоединилась к деятельностисовещания по взаимодействию и мерамдоверия в Азии, вступила в организацииИсламской конференции. Дипломатическиеотношения установились на 1 января 1998г. со 112 странами мира. Внешнеполитическийкурс республики состоит в следующем:

Занять достойноеместо в мировом сообществе;

Поддерживатьвзаимовыгодные дружеские отношения напринципах взаимного доверия со всемисопредельными и др. государствами мира(ближнего и дальнего зарубежья);

Подписание соглашенийо партнёрстве с Турцией, Ираном, Индией,Китаем, странами Западной Европы,Северной Европы, Северной Америки;

Развитие партнёрскихотношений соглашений с главным центромрыночной экономики – СЩА, Японии,Великобритании, Франции, Германии;

Заключены двусторонниедоговоры со всеми государствами СНГ;

Ликвидация всегоядерного оружия на территории Казахстанаи республика объявила свою территориюбезъядерной зоной;

Казахстан: сталчленом Совещания по безопасности исотрудничеству в Европе (ОБСЕ), заявило соблюдении прав человека и национальныхменьшинств, является активным участникомв Союзах государств СНГ: Россия –Беларусь – Казахстан – Киргизстан;Центрально-азиатского союза (Узбекистан,Казахстан, Киргизстан, Таджикистан,Туркмения); Единого таможенного союзаСНГ.

Важно найти золотуюсередину между сочетанием базовыхпреимуществ демократии и рынка. Сустойчивыми национальными традициями.В реализации этой задачи Назарбаеввидит важную роль его родного казахскогонарода.

84. Депортация народов в Казахстан: размещения и судьбы

Депортация илинасильственное переселение народов-одна из самых трагических страницпрошлого нашей страны. События, связанныес депортаций долго замалчивались.Депортация началась в предвоенные годы.В 1937 году в Казахстан и Среднюю Азиюбыло выслано корейское население. В этоже время с южных границ СССР в Казахстанбыли высланы курды, армяне и турки. В1940-1941 гг. – высланы поляки.

После начала Великойотечественной войны в августе 1941 годабыл обнародован Указ «О переселениинемцев, проживающих в районах Поволжья».В Поволжье в 1918 году была образованаТрудовая коммуна немцев Поволжья,преобразованная в 1924 году в АвтономнуюССР немцев Поволжья. В 1941 году она былаупразднена, советские немцы были названынеблагонадежным народом.

В мае 1944 годаГосударственный комитет обороны принялпостановление о переселении крымскихтатар, решение мотивировалосьсотрудничеством части населения сфашистскими оккупантами.

В 1943-1944 годах. вКазахстан были выселены представителинародов Северного Кавказа: калмыки,балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы,турки-месхетинцы. Судьба переселенцевбыла трагичной. Немалое их число, особенноженщин, детей и стариков, погибло еще впути. Совершенно иные климатическиеусловия ждали их и в местах новогорасселения.

Выселенные натерриторию Казахстана находились встатусе спецпереселенцев. Всетрудоспособные спецпереселенцы былиобязаны заниматься общественно-полезнымтрудом. В январе 1942 года, например, всенемцы от 15 до 55 лет были объединены втрудовые колонны, в которых находилисьдо окончания войны.

Спецпереселенцы неимели права отлучаться за пределы районарасселения. Это рассматривалось какпобег и несло за собой уголовнуюответственность.

Спецпереселенцы былиобязаны в трехдневный срок сообщать вНКВД обо всех изменениях, произошедшихв составе семьи (рождение ребенка, смертьчлена семьи или побег).

Ответ на вопросо продолжительности высылки депортированныхнародов в отдаленные места поселениядает Указ Президиума Верховного СоветаСССР от 26 ноября 1948 года «Об уголовнойответственности за побеги из местобязательного и постоянного поселениялиц, выселенных в отдельные места Советского Союза в период Отечественнойвойны».

В его преамбуле говорится: «Вцелях укрепления режима поселения для выселенных Верховным органом СССР впериод Отечественной войны чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков,немцев, крымских татар и других, а такжев связи с тем, что во время их переселенияне были определены сроки их высылки,установить, что переселение в отдаленныерайоны Советского Союза указанных вышелиц проведено навечно, без права возвратаих к прежним местам жительства».

Эта же мысльповторяется в приказе министраГосбезопасности СССР N 00776 от 24 октября1951 г.: лицам перечисленных категорийнемецкой, чеченской, калмыцкой, ингушской, балкарской, карачаевской,греческой и крымских татар, что они всоответствии с Указом ПрезидиумаВерховного Совета СССР от 9 октября1951 года оставлены на спецпоселениинавечно.

Поставив цельнавечно депортировать названные народы,советская власть выбрала и соответствующиеэтой цели средства ее достижения.

Былиустановлены жесточайшие санкции поотношению к тем, кто не мирился с этойцелью и противился ее осуществлению: за самовольный выезд (побег) из местобязательного поселения названных выселенцев, виновные подлежали уголовнойответственности с мерой наказания в20 лет каторжных работ. Ответственностиподлежали также лица, виновные вукрывательстве выселенцев, бежавшихиз мест обязательного поселения, илиспособствовавшие их побегу, лица,виновные в выдаче разрешения выселенцам на возврат их в места прежнего жительства, и лица, оказывавшие им помощь вустройстве их в местах прежнегожительства; санкция и в отношенииэтих лиц была однозначной — лишениесвободы на сроком на 5 лет.

Вся мощная карательно-репрессивная машинагосударства была брошена на обеспечениетого, чтобы депортированные забыли ородных краях и свыклись с мыслью овечном поселении в новых местах.

Статус спецпереселенцевхарактеризовался унизительнымипроцедурами регистрации, перерегистрациии отметок в местных комендатурах и иныхорганах НКВД или Мингосбезопасности. С полицейской дотошностью детальнорегламентировался и жестко контролировалсякаждый шаг спецпереселенцев, а на совершение многих элементарных действий следовало, спросить разрешениенадзирающего начальства.

5 июля 1954 года Совет Министров СССР принял постановлениеза N 1439-649 «О снятии некоторых ограниченийв правовом положении спецпоселенцев»,в котором отмечено, что в связи сизменениями, происшедшими в стране и в жизни спецпоселенцев, применение кним ограничений в правовом положениине вызывается необходимостью. Лицам,состоящим на учете спецпоселений,занимающихся общественно полезнымтрудом, предоставлялось право проживанияв пределах данной области, края,республики, а по служебным командировкам- право свободного передвижения в любойпункт страны на общих основаниях.

Во изменениесуществующего порядка была установленадля спецпоселенцев личная явка нарегистрацию в орган МВД один раз в год.Сняты с учета в органах МВД дети спецпоселенцев до 16-летнего возраста,которые освобождались из подадминистративного надзора, к ним недолжны были применяться ограничения, установленные для спецпоселенцев.

В середине 50-х годовполитика государства по отношению кдепортированным народам стала меняться. Первоначально наметилось ее смягчениеи либерализация, а затем и отказ от ееотдельных наиболее компрометирующиханти-правовых проявлений.

Ярким примеромявляется Постановление ЦК КП Казахстанаи Совета Министров Казахской ССР от 12 ноября 1955 года N 779 «О трудоустройствеи массово-разъяснительной работе средисоветских граждан греческой национальности,проживающих на территории Казахской ССР».

11 февраля 1957 годаВерховный Совет СССР принял закон «Об утверждении указов Президиума ВерховногоСовета СССР о восстановлении национальнойавтономии балкарского, чеченского,ингушского, калмыцкого и карачаевскогонародов».

В 1964 году наступили долгожданныеперемены в жизни немецкого населения.В исторических исследованиях 80-90-х годовXX века, впервые были рассмотрены всеужасы депортации, трагедия народов,которые стали жертвами антигуманнойакции сталинизма.

Таким образом, вКазахстане в 1937-1944 годах нашли вторуюродину более 1 109 тысяч представителей депортированного населения, а вместес эвакуированными – около 1 640 тысяччеловек.

По существу в Казахстане каждыйпятый был спецпереселенцем, республиканапоминала гигантский ГУЛАГ СССР.Сводные данные о масштабах депортациипредставлены в таблице.

Корейцы,осень 1937- — весна 1938 г.,21августа 1937, Постановление СовнаркомаСССР, ЦК ВКП (б) «Овыселении коренного населения изпограничных районов Дальневосточногокрая»,Пограничныерайоны Дальневосточного края. С весны1938 г. начинается 2 этап депортациикорейцев на территории Казахстана по Постановлению СНК «О расселении ихозяйственном  устройстве переселенцев– корейцев) 

20530семей в Южно-Казахстанской  обл.;районы Аральского моря и Балхаша.

Иранцы,окт – ноябрь 1938 г.,Окт.1938 г. Постановление СНК «Опереселении иранцев из пограничныхрайонов Азербайджана ССР в КазССР,Туркмения,Грузия, Армения, Азербайджан:;2000семей (6 тыс. чел.),   Алма-Атинская обл.,  Южный  Казахстан.

Поляки,1940-1941,Декабрь 1938 г. Инструкция «Опорядке переселения польских осадниковиз Запад. областей УССР и БССР»:;Западныеобласти Украины и Западной  Белоруссии:;60667чел.,  Актюбинская, Акмолинская,Кустанайская, Павлодарская, Семипалатинскиеобласти, Сев.Казахстан, ВКО.

Немцы,сентябрь. – ноябрь 1941 г.,28авг. 1941 г. Указ Президента ВерховногоСовета СССР «Опереселении немцев, проживающих врайонах Поволжья»,Сталинская,Саратовская, Куйбышевская, Сталинградскаяобл.

, Краснодарский край, Армения.:;441713чел., Алма-Атинская, Акмолинская,Актюбинская, Восточно-Казах, Джамбулская,Карагандинская, Кзыл-Ординская,Кустанайская, Сев-Казахстанская,Семипалатинская, Юж.Казах-я область.

Карачаевцы,весна 1944 г.Октябрь 1943 г. Постановление Совнаркома СССР «Овыселении карачаевцев»,КарачаевскаяАО:;45529чел,  Джамбулская обл. Юж.Казахстан.

Калмыки,весна 1944 г.Октябрь 1943 г. Постановление СНК СССР «Овыселении калмыков»,КалмыкскаяАССР:; 2268чел., вост и сев районы СССР, Кзыл-Ординскаяобл.

Чеченцы,ингуши весна 1944,Январь 1944 г. Постановление ГКО «Овыселении чеченцев и ингушей»,Чечено-ИнгушскаяАССР:;89901чел.,  в 10 областях казахстана, заисключением западных регионов.

Балкарцывесна 1944,5марта 1944, Постановление ГКО «Овыселении балкарцев»,Кабардино-БалкарскаяАО,:;4660сем (21150 чел), Акмолинская, Павлодарская,Семипалатинская, все южные  областиКазахстана.

Крымскиетатары, май 1944 г.,19апр. 1944 г. Постановление «Омероприятиях по очистке территорииКрымской АССР от антисоветских элементов»,КрымскаяАССР:;4500чел., ВКО, Алма-Атинская, Джамбулскаяобласти и др.

Турки,1944 г.,Ноябрь1944 г. Постановление ГКО «Овыселении турок»,Ахалцихский,Адыгейский, Богдановский, Ахалкалакскийрайоны Грузии.:; 6300сем (27833 чел), Алма-Атинская, Джамбулская,Кзыл-Ординская, Талдыкурганская обл.,ЮКО

Источник: https://studfile.net/preview/1664294/page:34/

Uchebnik-free
Добавить комментарий