83. Школьная реформа 60-х годов XIX века в России.

Школьные реформы 60-х годов 19 века

83. Школьная реформа 60-х годов XIX века в России.

Школьные реформы в России в 1 половине 19 века.

В годы царствования Александра 1 (1801-1825) (года жизни 1777-1825) школьная политика прошла 2 различных этапа. На 1 этапе (до 1815г.) правительство намеревалось провести реформы в духе Просвещения. Эти планы в известной степени были следствием либерализма молодого царя, в числе воспитателей которого был швейцарец Лагарп – сторонник идей Французского Просвещения.

В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения. На протяжении 1802-1804 г.г. произошла реформа народного образования.

Реорганизация национальной системы образования началась с принятия Предварительных правил народного просвещения (1803) и Устава учебных заведений, подведомых университетам (1804).

Устав 1804 года исходил из созданной в конце 17 века школьной системы и предусматривал постепенное преобразование главных и малых народных училищ. Новая система предусматривала 4 ступени образования:

-университеты (высшая ступень)

-гимназии (средняя ступень)

-уездные училища (промежуточная ступень)

-приходские школы (низшая ступень)

Первым объектом реформ стала высшая школа. К уже существовавшим университетам в Москве, Вильно и Дерпте прибавились новые: Харьковский, Казанский и Петербургский.

Всё более заметную роль в школьном деле приобретала частная инициатива. Возникли частные уч.заведения, которые успешно конкурировали с гос.:Ришельевский лицей в Одессе (в дальнейшем был преобразован в универ), Ярославский лицей, Лазаревский институт восточных языков в Москве, подмосковный пансион В.В.Измайлова и др.

Заметную роль в становлении частных начальных уч.заведений сыграли декабристы (декабристы Глинка, Толстой, Трубецкой и др. объединились в Вольное общество учреждений училищ по методу взаимного обучения). На протяжении 4 лет (1818-1822) в Петербурге были открыты 4 таких училища. (восстание декабристов – 1825)

Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах. Обычно пансионное воспитание осуществляли иностранцы. Роль частного пансионного воспитания была несколько ослаблена благодаря учреждению лицеев – гос.закрытых уч.заведений для дворянства. Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому.

При министре просвещения А.С.Шишкове (с 1824 по 1828) в школьной политике от теософических пристрастий Голицына возвратились к национальному православию. Соответственно обскурантизм приобрёл иные формы (Обскурантизм (мракобесие, реакционность) — враждебное отношение к просвещению и науке, прогрессу вообще

В первом и более старом смысле термин «обскурантизм» обозначает политику ограничения распространения знаний. За так называемую политику «Благородной лжи» выступал еще Платон. Платон в произведении Государство предполагал что в идеальном гос-ве цари-философы будут распространять ложь во имя общего блага. )

Шишков преследовал цель ограничить научное образование «Науки полезны лишь тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру».

В годы царствования Николая 1 (1825-1855) (годы жизни 1796-1855) система образования и школьная политика претерпела важные изменения.

Новый царь вознамерился выработать единообразную школьную политику, которая была бы направлена на укрепление общественной стабильности, и искал министра, который бы предложил и осуществил такой курс.

В 1828 году министром просвещения был назначен граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и средних школах 91828). В Уставе подтверждалась 4-х уровневая система образования, и провозглашался принцип – «каждому сословию – свой уровень образования».

Школьная жизнь проходила под строгим надзором начальства и полиции. За проступки полагались всяческие меры взыскания, в том числе розга, ссылка в солдаты, исключение из школы, для преподавателей – увольнение со службы, арест.

В 1833 г Ливена заменил С.С.Уваров (1786-1855), пробывший на посту министра просвещения до 1849 г. Это был один из самых просвещённых людей тогдашней России. С 1818 до конца жизни он возглавлял Академию наук.

Искренние намерения содействовать делу просвещения не помешали Уварову проводить, по сути, консервативную школьную политику.

В его докладе по результатам инспекции в качестве идеологической платформы воспитания и образования были выдвинуты 3 принципа:» православие, самодержавие и народность».

Правительство было уверено в своём нераздельном праве на руководство школьным делом. Ему была чужда идея свободы просвещения и образования. По поводу Устава 1835 г Уваров утверждал в качестве оправдания, что «старался преодолеть страсть к иноземному образованию и развить национальное, независимое образование».

Столь же реакционной была инструкция Уварова, направленная на то, чтобы посредством увеличения платы за обучение затруднить малоимущим разночинцам поступление в университет. Большинство руководителей округов нашли совет министра приемлемым.

Однако в сфере образования были достигнуты и положительные результаты. Заметно выросла система образования. На протяжении 1832-1842 гг число студентов в университетах выросло с 2,1 тыс до 3,5 тыс, количество учащихся различных уч.

заведений – с 69,3 тыс до 99,8 тыс (не считая учеников церковных школ, военных училищ, а также женских школ, основанных императрицей Марией Фёдоровной).

Количество гимназий увеичилось с 64 до 76, уездных училищ с 393 до 445, приходских училищ с 555 до 1067, частных школ (включая пансионы) с 358 до 531, преподавателей и чиновников в системе образования с 4,8 тыс до 6,8 тыс.

Получили развитие предусмотренные Уставом 1828 года особые закрытые уч.заведения для дворян(к 1842 г в губернских городах их было 47). Воспитанники некоторых из них получали дворянское воспитание и одновременно обучались в гимназиях вместе с разночинцами.

Подчинённые министерству просвещения гимназии развивались как школы классического типа (например, естествознание было введено лишь в 1849 г и то не во всех гимназиях). Особое место в программах занимали греческий и латинский языки.

Другие мин-ва тоже организовывали уч.заведения: Министерство финансов в 1839 г.

учредило в гимназиях и уездных училищах нескольких городов (Тула, Керчь, Вильно, Курск, Рига) реальные классы, в которых получали образование учащиеся этих заведений и посторонние лица «промышленного состояния».

Мин-во юстиции организовало гимназические курсы юриспруденции в Вильно, Минске, Симбирске, Воронеже и Смоленске. Мин-во гос.собственности – несколько повышенных школ для гос.крестьян..

В 1849-1852 гг была проведена реорганизация, в рез-те котор.созданы 3 типа гимназий:

-с двумя древними языками

-с обучением естествознанию и законоведению

-с обучением законоведению.

Университеты превратились в важные центры науки, в том числе педагогической. В некоторых универах появились кафедры педагогики. В 1851 г. такая кафедра появилась в Московском университете.

Развитие универов зависело от обеспеченности кадрами преподавателей. В первые десятилетия 19 века большинство преподавателей – иностранцы.

Уваров сохранил схему подготовки отечественных профессоров в универах Западной Европы, которую начали осваивать при Ливене.

Тогда в Московском, Казанском и Харьковском универах отобрали по 7 студентов, отправили их за границу, дав гарантии предоставить им в случае успешной учёбы кафедры. Среди них были Грановский и Погодин – в дальнейшем заметные фигуры в Моск.универе.

Школьные реформы 60-х годов 19 века.

Школьные реформы 60-х годов 19 века были осуществлены в ряду социальных преобразований, важнейшим среди которых было освобождение крестьянства от крепостнической зависимости (1861).Признаки либеризации шк.политики 50-х гг усилились в начале царствования Александра 2 (1855-1888) (1818-1888)

В ноябое 1855 г. были приняты новые правила поступления и обучения в университетах. Правилами отменялись ограничения числа поступающих в универы. Студенты отстаивали своё право создавать независимые корпорации.

В 1856 г был восстановлен Учёный комитет, который занялся подготовкой проектов новых уставов. На работу комитета повлияли предложения Пирогова, Ушинского и др.видных педагогов и общественных деятелей. В июне 1863 г был утверждён новый Университетский устав. Универы получали более значительную автономию, чем по уставу 1804 г.

Управление университетами передавалось советам профессоров. Советы, в свою очередь, должны были выбирать ректоров и новых преподавателей. Министерству просвещения предоставлялось формальное право утверждать или отменять решения советов, которым он фактически не пользовался.

Учёный комитет подготовил 3 проекта (1860, 1862, 1864), которые легли в основу нового Устава средних школ (1864). Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Определяющим условием для поступления в гимназию становилось имущественное положение, ученики обязаны были вносить плату за обучение.

От платы освобождались дети малоимущих родителей, предусматривалась ранее не практиковавшаяся выдача единовременных денежных пособий и стипендий особо отличившимся ученикам.

Устав 1864 г объявлял о создании гимназий классического и современного образования с 7-летним курсом обучения. Были узаконены 3 типа средней школы:

1)классическая гимназия с двумя древними языками

2)классическая гимназия с латинским языком

3)реальная гимназия без древних языков

Учреждался новый тип неполного среднего образования – прогимназия с 4-х летним обучением по программам классического или современного образования. Устав подтверждал приоритет классицизма, то есть возвращал к школьной политике 30-40-х гг 19 в.

Во всех средних школах должны были обучать Закону Божьему, истории, географии, русскому языку и литературе, математике.

Помимо этих предметов в классической гимназии преподавали древние или современные европейские языки, а в современных (реальных) гимназиях – естественные науки и черчение.

Устав 1864 г. вносил изменения в статус уездных училищ. Предусматривалось преобразовать одну часть уездных училищ в прогимназии, а другую – в 2-х летние приходские начальные школы.

В июле 1864 г был принят Устав по начальному образованию. Он имел в виду сосуществование министерских, земских и частных начальных школ. Устав позволял создание общественных инициативных комитетов по учреждению начал.школ. Нач.школы объявлялись открытыми для всех соц.групп.

в этих школах предусматривалось «укрепить религиозные и нравственные понятия, и дать основу полезного знания». Закон Божий должен был преподавать местный священник или по разрешению церкви спец.учитель. Остальные предметы мог вести священник или светский учитель.

, утверждённый школьным уездным советом. В уездный школьный совет должны были входить представители министерства просвещения, священного синода, других правительственных школьных органов, а также два члена уездного земского собрания. Уездный шк.

совет избирал председателя, которого утверждал губернский школьный совет.

К важным школьным реформам 60-х гг следует отнести разрешение открывать новые частные учебные заведения, учреждение женских гимназий, отмену телесных наказаний в школе. По всей России с конца 50-х гг возникают воскресные школы.

Делаются перве попытки создания для детей из народа школ на новых пед.идеях и принципах. К моменту организации таких земских народных школ в стране существовало ничтожное количество народных училищ.

Они находились в ведении министерств и «были плохи до невероятия, с учителями-невеждами и совершенно неумелыми, только забивавшими детей».

В числе первых народных школ, руководствовавшихся передовыми пед.идеями своего времени, были Таврическое училище и Василеостровская школа в Петербурге, школа в Воронеже, Яснополянская школа и др. В этих школах была создана светлая и радостная атмосфера труда, уважения к личности ребёнка, пробуждения у него интереса к знаниям.

Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 863;

Источник: https://studopedia.net/1_31782_shkolnie-reformi--h-godov--veka.html

Школьная реформа 60 годов 19 века в России

83. Школьная реформа 60-х годов XIX века в России.

Общая характеристика школьных реформ 60-х годов. Под влиянием общественного движения 60-х годов царское правительство вынуждено было провести ряд реформ: крестьянскую (отмена крепостного права), судебную, воинскую, школьную, земскую.По характеристике В. И. Ленина, эти реформы по своему содержанию были буржуазными, но проводились стоящими у власти крепостниками.

Поэтому на них лежала печать половинчатости, двойственности. Эти особенности присущи и школьным реформам 60-х годов, в частности реформе начальной и средней школы в 1864 году и реформе университетов в 1863 году. Подготовка к школьным реформам велась в течение восьми лет (начиная с 1856 года). Вырабатывались и перерабатывались несколько раз проекты реформ.

В начале 60-х годов проекты реформ, в том числе школьных, были более либеральными, нежели последующие их варианты и законы, утвержденные в 1863—1864 годах.Характеризуя устав университетов, утвержденный в 1863 году, и пятикратную переработку проекта этого устава, Герцен писал: «Правительство делало, как иерусалимские паломники, слишком много нагрешившие, три шага вперед и два назад.

Один все же оставался». Эти слова вполне применимы и к подготовке реформы начальной и средней школы.
«Положение о начальных народных училищах».19 июля 1864 года было утверждено «Положение о начальных народных училищах».

По этому «Положению» цель начальных народных училищ определялась так: «Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» (§ 1). К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержавшиеся за счет казны, обществ и частных лиц (§ 2).

В начальных школах преподавались закон божий, чтение «пo книгам гражданской и церковной печати», письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, церковное пение. Все преподавание должно вестись на русском языке. Продолжительность обучения в «Положении» не указана.

Фактически она была в лучших (земских, городских) школах три года, а во многих других (особенно церковноприходских) даже два года. Не был указан в «Положении» и возраст учащихся.Принимались в народные училища дети всех сословий. Там, где не было возможности открыть отдельно начальные училища для мальчиков и девочек, допускалось совместное обучение.

Обучение в начальных училищах могло быть платным или бесплатным, по усмотрению тех ведомств, обществ и лиц, за счет которых училища содержались. Обычно оно было бесплатным.Учителями начальных училищ по «Положению» 1864 года имели право быть церковники (священники, дьяконы и дьячки) или же светские лица.

От духовных лиц не требовалось никаких документов, подтверждающих их подготовленность к преподаванию, добрую нравственность и политическую благонадежность, тогда как светские лица могли быть учителями начальных народных училищ в том случае, если «получали на звание учителя или учительницы особое разрешение уездного училищного совета по представлении удостоверения в доброй нравственности и благонадежности от лиц, совету известных» (§ 16). Все начальные народные училища, находившиеся раньше в ведении различных министерств и ведомств, были подчинены министерству народного просвещения, однако для начальных училищ, открываемых духовенством, делалось исключение: они находились в ведении синода.Для руководства учебно-воспитательной работой школ (кроме церковноприходских) на местах по «Положению» 1864 года учреждались уездные и губернские училищные советы. В состав уездного училищного совета входили: представитель от министерства народного просвещения (по назначению попечителя учебного округа, обычно учитель гимназии или смотритель уездного училища), представитель от министерства внутренних дел (по назначению губернатора, обычно исправник, т. е. начальник уездной полиции), представитель духовного ведомства (священник, по назначению архиерея), два представителя от уездного земства (выбирались на уездном земском собрании), представитель городского самоуправления. Председатель уездного училища совета избирался из числа членов совета.Уездный училищный совет руководил начальными школами, давал разрешения на открытие, перевод и закрытие этих школ, назначал и увольнял учителей. Губернский училищный совет (состоял из архиерея — председатель совета, губернатора, губернского директора училищ и двух представителей от губернского земства) рассматривал главным образом жалобы на постановления уездных советов данной губернии. В «Положении о начальных народных училищах» видна двойственность школьной реформы, заключавшаяся в ее буржуазном характере и в сохранении прерогатив дореформенной системы образования. Новыми были замена крепостнически-сословной начальной школы школой бессословной, классовой, предоставление права открывать народные училища органам местного самоуправления (земствам, городам), обществам и частным лицам, допущение к преподаванию женщин, учреждение коллегиальных органов руководства школами. Наряду с этими сохранялись церковноприходские школы. На первый план при определении цели народных училищ выдвигалось распространение религиозно-нравственных знаний. Церковники допускались к преподаванию без каких-либо удостоверений, тогда как светские лица — только по получении удостоверений о их подготовленности, нравственности и благонадежности.

Устав гимназий и прогимназий 1864 года. Проект устава гимназий несколько раз переделывался, обсуждался педагогической общественностью и, наконец, был утвержден 19 ноября 1864 года.

По этому уставу устанавливалось два типа гимназий: классическая — с преподаванием древних языков — латинского и греческого и реальная — без древних языков, обе с семилетним сроком обучения.

В реальных гимназиях в большем объеме по сравнению с классическими преподавалась математика (26 уроков во всех классах в неделю, в классических 22), естествознание (23 урока и 6 уроков), физика и космография (9 и 6 уроков), черчение (в реальных) ; в реальных гимназиях преподавались два новых языка, в классических лишь один из новых языков (французский или немецкий).

Остальные предметы: русский язык, литература, история, география — имели во всех гимназиях одинаковое число уроков; русский язык в реальных гимназиях — на один урок больше. Продолжительность урока устанавливалась в 1 час 15 минут.Учебный план реальной гимназии отличался прогрессивными чертами и был более жизненным.

К тому же больший объем знаний по математике, физике, естествознанию лучше соответствовал требованиям к поступающим на физико-математический и медицинский факультеты университета. Тем не менее право поступления в университеты было предоставлено лишь окончившим классические гимназии.

Они могли поступать во все высшие учебные заведения, тогда как окончившим реальные гимназии был открыт доступ только в технические и сельскохозяйственные.По уставу 1864 года гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями: в число учащихся принимались мальчики всех сословий без различия звания их родителей и вероисповедания. Отменялись телесные наказания учащихся.

Были расширены функции и права педагогических советов гимназий. Директор гимназии не имел права отменять постановлений педагогического совета, а мог лишь обжаловать их попечителю учебного округа.

Каждая гимназия обязана была иметь библиотеку из книг, допущенных для ученических и учительских библиотек средних учебных заведений, набор наглядных учебных пособий по естествознанию, географии, математике, рисованию и физический кабинет.Прогимназии были неполными средними школами, имели четыре класса, соответствующие первым четырем классам гимназий, открывались чаще в небольших городах.

Прежняя сословно-крепостническая гимназия преобразовывалась в буржуазно-классовую среднюю школу, но двойственность, половинчатость школьных реформ 60-х годов сильно сказались и на реформе гимназии.

Требовалось, чтобы средняя школа давала более обширные знания по математике, физике, естествознанию, чем классическая гимназия, а также знание новых языков и современной литературы, умение чертить и разбирать чертежи. Такой именно и была реальная гимназия. Однако царское правительство предпочтение отдавало классической гимназии.

Половина всех гимназий была сделана полуклассическими (с одним латинским языком), 25% гимназий были классическими (с латинским и греческим языками) и лишь 25% — реальными.В 1866 году министром народного просвещения был назначен реакционер граф Д. А. Толстой, который относился враждебно к реальным гимназиям, поскольку они способствовали распространению среди молодежи материалистического мировоззрения. Он стал усиленно насаждать в средней школе классицизм и вскоре превратил все гимназии в классические.Среднее женское образование. В начале 60-х годов был сделан шаг вперед и в отношении женского образования, хотя и этот вопрос был разрешен половинчато.

10 мая 1860 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения». По этому «Положению» женские училища могли быть двух разрядов. Училища первого разряда имели шестилетний срок обучения. В них преподавались закон божий, русский язык и словесность, арифметика и начала геометрии, география, история (всеобщая и русская), естествознание, физика, чистописание и рукоделие. К необязательным предметам были отнесены французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы. Женские училища второго разряда имели трехлетний курс обучения. В них преподавались закон божий, русский язык, география, русская история, арифметика, чистописание и рукоделие. Принимались в женские училища девочки всех сословий.

По сравнению с мужскими гимназиями женские училища первого разряда имели на один год меньшую продолжительность и значительно суженные программы обучения. Они, как это видно из формулировки «Положения о женских училищах», предназначались для подготовки женщины как жены и матери, но не ставили целью подготовить женщину к общественной деятельности.

Число женских училищ было невелико. В 1870 году во всей России было всего 37 женских училищ первого разряда и 94 училища второго разряда. В этом же году они были преобразованы в женские гимназии и прогимназии. Реформа высшей школы. В общественном движении 60-х годов большое участие приняли профессора и студенты.

Уже в 1856 году начались студенческие волнения, на которые правительство отвечало репрессиями, вплоть до увольнения в 1861 году всех студентов С.-Петербургского университета. Но наряду с этим правительство вынуждено было пойти на некоторые уступки. Началась разработка нового университетского устава.

Проект его перерабатывался пять раз, и, наконец, 18 июня 1863 года устав был утвержден под давлением общественного движения.

По этому наиболее прогрессивному из всех университетских уставов дореволюционной России университетам предоставлялась некоторая автономия: право выбора ученым советом университета ректора и проректора (на четырехлетний срок); избрание по конкурсу профессоров; советы факультетов выбирали деканов.

Было увеличено число кафедр, предоставлена им возможность вести научную работу. Более чем в полтора раза увеличился состав преподавателей.Были реорганизованы, превращены в полноценные высшие учебные заведения существовавшие раньше институты: Петербургский технологический, Горный, Путей сообщения, Московское выcшее техническое училище, Петровско-Разумовская (ныне Тимирязевская) сельскохозяйственная академия; открыт Рижский политехнический институт.

Начало земской деятельности по народному образованию. В 1864 году былo утверждено «Положение о земских учреждениях», по которому в 34 губерниях Европейской России, населенных главным образом русскими и народами Поволжья, вводилось местное самоуправление — земства.Введение земства явилось, как отмечал В. И. Ленин, уступкой правительства обществу. Населению (в лице, однако, лишь владельцев недвижимого крупного имущества — помещикам, фабрикантам, домовладельцам, а также зажиточной части крестьянства) было предоставлено право ведать под контролем губернаторов местными хозяйственными и культурными делами: здравоохранением, народным образованием (содержанием начальных школ и поощрением среднего образования), устройством дорог, водеснабжением и т. п.В области народного образования царизм уделил земству скромную роль: участие в развитии народного образования «преимущественно в хозяйственном отношении», т. е. земство могло открывать (с разрешения уездного училищного совета) школы и содержать их в хозяйственном отношении (помещение, отопление, освещение, оборудование, снабжение дозволенными министерством народного просвещения учебниками и письменными принадлежностями, оплата учителя и пр.). Но земству запрещалось вмешиваться в учебно-воспитательную работу школы, которая находилась в ведении уездных училищных советов и инспекторов народных училищ, должность которых (по одной на губернию) была установлена в 1869 году.Ограничивалась роль земства и в другом отношении: оно могло содержать только начальные, но не средние школы. В отношении среднего образования земство имело право лишь «поощрения» выдачей субсидий средним учебным заведениям, установления стипендий учащимся средней школы.И все же земства большинства губерний за первые десять лет своего существования создали значительную сеть начальных сельских школ; было открыто около 10 000 земских школ. Передовые земства пытались организовать подготовку народных учителей в земских учительских школах, проводили курсы и съезды учителей, устраивали пришкольные библиотечки, которыми пользовались и окончившие школу.
Надо, однако, заметить, что земство принимало на себя лишь часть хозяйственных расходов по школам, а основные расходы (наем помещений для школ, постройка школьных зданий, отопление, освещение, оплата учителя, сторожа) несли сельские общества.Из всех типов начальной школы, существовавших в то время (земских, министерских, церковноприходских и др.), земские школы были лучшими. Образовательный уровень их учителей был выше, нежели учителей других начальных школ, они имели специальные здания, были лучше оборудованы учебными пособиями. Однако деятельность земств по народному образованию не выходила по своему существу за рамки буржуазного просветительства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_57397_shkolnaya-reforma--godov--veka-v-rossii.html

Реформы системы образования в России в XIX в

83. Школьная реформа 60-х годов XIX века в России.

Конспект урока

Подведение итогов занятия

Выставляются оценки по итогам сводной таблицы изучения тем.

Анализ достижения поставленных целей занятия: Достигнуты ли поставленные цели урока на каком этапе и какими методами и средствами?

Домашнее задание: учебное пособие по дисциплине «История педагогики и образования» Е.М. Заболотской, О.С.

Тюппа, тема 10 (повторить материал, сформулировать пять вопросов по содержанию темы, в приложениях А и Б подобрать соответствующее содержанию темы: пословицы-1-2, афоризм 1-2 и обосновать свой выбор , в глоссарии приложение Г найдите определение ключевых понятий и запишите их в словарик.

Сообщение темы следующего урока.

Ключевые понятия: принцип народности, устав, педагогическая система, воспитывающее обучение, принцип народности.

В начале ХГХ в. в России начали распространяться идеи европейско­го Просвещения. Реформа образования 1802-1804 гг. определила структу­ру образования страны. Основными ее звеньями стали приходские и уезд­ные училища, гимназии и университеты.

Вся Россия была поделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьков­ский, Виленский, Дерптский (Татру) — с университетом во главе каждого из них.

Все звенья народного образования находились в вертикальной за­висимости, перед ними в качестве основной задачи ставилась подготовка учащихся к переходу на следующую ступень обучения.

Приходское училище — обучение рассчитано на 1 год (Закон Божий, чтение, письмо, арифметика).

Уездное училище — срок обучения — 2 года, для детей непривилегиро­ванных слоев населения, основная задача — подготовка к поступлению в гимназию.

Гимназия — обучение — 4 года. Цель — подготовка к поступлению в университет (особенность — отсутствие Закона Божьего и русского языка, в 1819г. введено чтение Священного писания).

Осознание необходимости иметь элиту, соответствующую целям и задачам российской политики того времени привело Александра I к идее создания специального учебного заведения для детей высшего дворянства (указ о создании лицея — 12.08.1810 г.

, лицей существовал до 1843 г., за 32 года деятельности было подготовлено — 286 выпускников), куда принима­лись дети с 10 до 12 лет, обладающие «отличнейшей нравственностью», «совершенным здоровьем» и «определенными познаниями».

В своих пра­вах лицей был приравнен к университетам.

Внимание государства к вопросам воспитания усилилось после вос­шествия на престол Николая I (годы правления — 1825-1855). Главной при­чиной восстания декабристов, по мнению Николая I, были недостатки вос­питания. Царь намеревался выработать единообразную школьную полити­ку, которая могла бы быть направлена на укрепление общественной ста­бильности.

1828 г. — принят устав о начальных и средних школах, в нем под­тверждалась существовавшая трехуровневая система образования и про­возглашался принцип «Каждому сословию — свой уровень образования». Приходские училища — для низших сословии, уездные училища — для куп­цов, ремесленников и прочих городских обывателей, гимназии — для дво­рян и чиновничества.

1835 г.- университетский устав усиливал единоличную власть попе­чителей округов и урезал автономию университетов (постановление о ли­шении права избирать ректора 1849). Оправдывая устав 1835 г., министр Просвещения С.С.Уваров (1786-1855) утверждал, что намеревался преодо­леть страсть к иноземному образованию и развить национальное, незави­симое образование. Консерватизм министерства С.С.

Уварова не означал прекращения в развитии системы образования. К 1855 г. в России действо­вали шесть университетов, при которых открылись педагогические инсти­туты и пансионы для подготовки в вузы. Расширилась сеть специальных высших учебных заведений: были открыты двадцать кадетских корпусов, Горный институт, Земледельческая школа, Строгановское училище деко­ративно-прикладного искусства и др.

В 1863 г. — утвержден новый университетский устав (при Александре II, который правил с 1855 по 1888 тт.). Это, фактически, самый либеральный в истории России университетский устав. Университеты получили бо­лее значительные права на автономию, чем по уставу 1804 г. Управление передавалось советам профессоров, советы выбирали ректоров и новых преподавателей.

В 1864 г. — реформа системы начального и среднего образования. обучения в начальных народных училищах было скудным -Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, церковное пение. Совместное бесплатное обучение осуществлялось на русском языке.

Уставом средних школ отвергалась классово-сословная дискримина­ция обучения. Определяющим условием становилось для поступления имущественное положение. От платы освобождались дети малоимущих родителей (не более 10% от общего числа учеников). Предусматривалась не практиковавшаяся ранее выдача единовременных денежных пособий и стипендий особо отличившимся ученикам.

В 1864 г. были организованы гимназии двух видов: классическая, где изучались два древних языка, один — современный и русский и др., и ре­альная с изучением двух современных языков, русского языка и других предметов.

К важным школьным реформам 60-х гг. XIX в. следует отнести раз­решение открывать новые частные учебные заведения, учреждение жен­ских гимназий, отмену телесных наказаний в школе.

Времена значительных школьных реформ оборвались в 1866 г. после покушения на Александра II.

В 1871 г. — название «гимназия» сохранялась лишь за классическими гимназиями, в которых обучение было рассчитано на восемь лет.

В 1872 г. появился новый тип учебного заведения — реальные учили­ща, в которых практиковалось семилетнее обучение. 7-й класс был допол­нительным и имел три отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное; 5-й и 6-й классы имели отделения -основное или общеобразовательное и коммерческое.

Такая структура обу­чения позволяла профессионально ориентировать учащихся. Учащиеся сразу после окончания училища могли приступать к практической дея­тельности.

В программе обучения отсутствовали древние языки; значи­тельно больше часов отводилось на изучение математики, физики, химии, естествознания, новых языков; русский язык, литература, история изуча­лись в объеме классической гимназии.

Выпускники реальных училищ имели право поступления лишь в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения.

Изменения претерпела и система начального образования.

В 1872 г. было издано «Положение», согласно которому преобразо­вывались уездные училища и на их базе создавались двуклассные началь­ные училища (с 5-летним сроком обучения) и городские училища (с 6-летним сроком обучения). Двуклассные начальные училища давали право поступления на специализированные курсы и в учительские семинарии.

Городские училища — давали право поступления на одно-двух­годичные курсы счетоводов, бухгалтеров, чертежников, учителей и т.п. Самым распространенным типом начальной школы оставалась церковно­приходская школа (курс обучения 2 года).

Число этих школ — к концу XIX в. составляли половину от всех начальных школ.

Политика в отношении начальных школ основывалась на идее приоритета Святейшего Синода в системе элементарного образования и контроля с его стороны за учебными заведениями.

После подавления декабрьского восстания 1825 г. перед правитель­ством встала необходимость формировать из подрастающего поколения законопослушных верноподданных.

Основные положения образовательной концепции министра народ­ного просвещения С.С. Уварова — идеи православия, самодержавия и на­родности.

Первые два принципа (православие и самодержавие) соответствова­ли идее государственности российской политики. Принцип народности, по сути, был переложением западноевропейской идеи о национальном возро­ждении на национализм русского самодержавного государства.

Впервые правительство задалось вопросом, нельзя ли соединить всемирный педагогический опыт с традициями национальной жизни. Ми­нистр Просвещения С.С. Уваров видел ценность этого опыта, но полагал преждевременным приобщать к нему Россию в полном объеме: «Россия еще юна. Надобно продлить ее юность и тем временем воспитать ее».

Источник: https://studopedia.su/15_38951_reformi-sistemi-obrazovaniya-v-rossii-v-XIX-v.html

Российские реформы 60-70-х гг. 19 в. — Школьная История

83. Школьная реформа 60-х годов XIX века в России.

05.06.2019

19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и “Положение” о новом устройстве крестьян. По “Положению” крепостные крестьяне (22,6 млн.

человек) получали личную свободу и ряд гражданских прав: на заключение сделок, открытие торговых и промышленных заведений, переход в другие сословия и т. д.

Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне считались лишь пользователями надельной земли, обязанными отбывать за нее установленные повинности – оброк или барщину.

Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика. Выкупную операцию взяло на себя государство: казна выплачивала помещикам сразу 75-80 % выкупной суммы, остальная доплачивалась крестьянином.

Реформа 1861 г. не только сохранила, но еще больше увеличила помещичье землевладение за счет сокращения крестьянского. 1,3 млн. крестьян фактически остались безземельными. Надел остальных крестьян в среднем составлял 3-4 десятины, тогда как для нормального жизненного уровня крестьянина, за счет сельского хозяйства при существовавшей агротехнике требовалось от 6 до 8 десятин земли.

В 1863 г. реформа была распространена на удельных и дворцовых крестьян, в 1866 г. – на государственных крестьян.

Недостаток почти половины необходимой крестьянам земли, сохранение в деревне кабальных, полукрепостнических форм эксплуатации крестьян, искусственное повышение цен при продаже и аренде земли являлись источником нищеты и отсталости пореформен-ной деревни и в конечном счете привели к резкому обострению аг-рарного вопроса на рубеже XIX-XX вв.

Отмена крепостного права обусловила необходимость проведения других реформ в стране – в области управления, суда, образования, финансов, в военном деле. Они тоже носили половинчатый характер, сохранили господствующие позиции за дворянством и высшим чиновничеством, не давали действительного простора для самостоятельного проявления общественных сил.

В 1864 г. в уездах и губерниях России были созданы земства. Землевладельцы, купцы, фабриканты, домовладельцы и сельские общины получили право избирать из своей среды земских гласных. Уездные гласные собирались один раз в год на земские собрания, на которых они выбирали исполнительный орган – земскую Управу и гласных в губернское собрание.

В ведении земств находились: строительство дорог местного значения, народное образование, здравоохранение, страхование от пожаров, ветеринарная служба, местная торговля и промышленность.

Земства находились под контролем местной и центральной власти – губернатора и министра внутренних дел, которые имели право приостанавливать любые постановления земств.

В 1870 г. было введено городское самоуправление. В 509 городах России появились городские думы, избираемые на 4 года.

Ком-петенция городских выборных органов была во многом сходной с функциями уездных земств. Главное внимание они обращали на финансовое и хозяйственное состояние городов.

Значительная часть городского бюджета тратилась на содержание полиции, органов городского управления, военного постоя и др.

Наряду с реформой местного управления правительство приступило к решению проблемы преобразования судебных учреждений.

В 1864 г. были утверждены судебные уставы, вводившие в России буржуазные принципы судоустройства и судопроизводства.

Вводился состязательный процесс: обвинение поддерживал прокурор, защиту – адвокат (присяжный поверенный). Было установлено несколько судебных инстанций – мировой и окружной суды. В качестве апелляционных инстанций создавались судебные палаты (уральские губернии находились в ведении Казанской судебной палаты).

Потребности развивающегося рынка вызвали необходимость упорядочения финансового дела. Указом 1860 г.

был учрежден Государственный банк, который заменил прежние кредитные учреж-дения – земский и коммерческий банки, сохранную казну и приказы общественного призрения. Упорядочен был государственный бюджет.

Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого времени начала публиковаться для всеобщего сведения роспись доходов и расходов.

В 1862-1864 гг. были осуществлены реформы в области образования: учреждены семилетние гимназии для девушек, в мужских гимназиях был провозглашен принцип равенства для всех сословий и вероисповеданий.

Университетский устав 1863 г. предоставил вузам широкую автономию: совет университета получил право решать все научные, финансовые и учебные вопросы, была введена выборность ректоров, проректоров и деканов.

Следствием гласности стали “Временные правила” 1865 г. о цензуре, отменившие предварительную цензуру для изданий, вы-ходивших в Москве и Петербурге. Полностью от цензуры осво-бождались правительственные и научные издания.

Военная реформа 1874 г., в подготовке и проведении которой большую роль сыграл военный министр Д. А. Милютин, законодательно закрепила преобразования в военном деле, начатые еще в 60-х годах. Отменялись телесные наказания, вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность.

25-летний срок военной службы постепенно сокращался до 6-7 лет. При отбывании воинской повинности целый ряд льгот предоставлялся по семейному положению и по образованию.

Находящиеся на службе солдаты обучались грамоте, принимались меры по техническому перевооружению армии, по повышению уровня подготовки офицерских кадров.

Реформы 60-70-х гг. XIX в., начавшиеся с отмены крепостного права, несмотря на их половинчатость и непоследовательность, способствовали развитию капитализма в стране, ускорению соци-ально-экономического развития России.

Источник:

Реформы 60 – 70 –х гг. XIX века в России, их последствия (стр. 1 из 2)

Реформы 60 – 70 –х г. г. XIX века в России, их последствия

К середине 19 в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события (Крымская война) показали значительное ослабление России и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 в.

было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Во внутренней политике России 2-ой половины 19 в.

выделяются три этапа: 1) вторая половина 50-х – начало 60-х годов – подготовка и осуществление крестьянской реформы; 2) – 60-70-е годы проведение либеральных реформ; 3) 80-90-е годы экономическая модернизация, укрепление государственности и социальной стабильности традиционными консервативно-административными методами.

Поражение в Крымской войне сыграло роль важной политической предпосылки отмены крепостного права, т.к оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Россия утратила международный авторитет и почти потеряла влияние в Европе. Старший сын Николая 1 – Александр 11 вступил на престол в 1855г. Он был достаточно хорошо подготовлен к управлению гос-вом.

Он получил прекрасное образование и воспитание. Его наставником был поэт Жуковский и он повлиял на формирование личности будущего царя. С юных лет Александр приобщился к военной службе и к 26 годам стал “полным генералом”. Путешествия по России и Европе расширили кругозор наследника. Отец привлекал его к государственной службе.

Он занимался руководством деятельности Секретных комитетов по крестьянскому вопросу. И 36-летний император был подготовлен психологически и практически к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать инициатором освобождения крестьян. Поэтому он вошел в историю как царь “Освободитель”.

Его фраза, о том “ лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться, когда оно начнет отменяться снизу”, означало, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования гос-ва.

В подготовке реформ принимали участие члены царской семьи, представители высшей бюрократии – министр внутренних дел Ланской, товарищ министра внутренних дел – Милютин, генерал-адъютант Ростовцев. После отмены кр.права возникла необходимость изменения местного управления в 1864 г. была проведена земская реформа
. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства).

Это были выборные органы из представителей всех сословий. Все население было разделено на 3 избирательные группы – курии. 1 курия – землевладельцы, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвижимости от 15000 руб.; 2 курия – городская, сюда допускались городские промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/год; 3 курия – сельская.

Для сельской курии выборы были многоступенчатыми. В куриях преобладали помещики. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась решением хозяйственных вопросов местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, заботы о торговле и промышленности.

Земства находились под контролем центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это земства сыграли огромную роль в развитии просвещения и здравоохранения.

И стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции. Структура земских учреждений
: это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства. Губернские и уездные собрания работали независимо друг от друга.

Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнительные органы – губернские и уездные управы выбирались на земских собраниях. Решали проблемы сбора налогов, при этом определенный % оставался на местах. Земские учреждения подчинялись только сенату.

Губернатор в деятельность местных учреждений не вмешивался, а только следил за законностью действий.

Позитивность в реформе:

всесословность Недостатки:

выборность

начало разделения властей не было допущено в центр гос учрежд-я,

начало формирования гражданского с/сознания об-во не могло влиять на политику центра

были предоставлены неравные избирательные права

контакты между земствами были запрещены

Городская реформа
. (1870) “Городовое положение” создало в городах всесословные органы – городские думы и городские управы во главе с городским головой.

Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии.

Находилась под строгим контролем правительственной администрации.

Кандидатура городской головы утверждалась губернатором.

Выборность была предоставлена по 3 куриям: 1 – промышленники и торговцы (1/3 налогов), 2 – средние предприниматели (1/3), 3 – все гор население. Из 707 губ 621 получили реф-му мсу. Компетенции те же, недостатки те же.

Судебная реформа:

1864 – обнародованы новые суд уставы.

Положения:

ликвидировалась сословная система судов

было объявлено равенство всех перед законом

была введена гласность судопроизводства

состязательность судопроизводства

презумпция невиновности

несменяемость судей

единая система судопроизводства

создан суд двух видов: 1. Мировые суды – рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом. 2.

Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.

Недостатки:
продолжали сохраняться мелкие сословные суды –для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.

Военная реформа:
1874 – Устав о воинской повинности о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках – 6 лет, в на флоте – 7 лет. Отменялась рекрутская повинность. Сроки действительной военной службы определялись образовательным цензом.

Лица, имеющие высшее образование служили 0,5 года. Для поднятия компетентности высшего военного руководства военное министерство было преобразовано в генштаб.
Вся страна была разделена на 6 военных округов. Было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные поселения.

В 60-х началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии.

Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

Источник: https://dmitrschool04.ru/daty/rossijskie-reformy-60-70-h-gg-19-v.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий