83. Правопорядок. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка.

Правопорядок. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка

83. Правопорядок. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка.

Законность как политико-правовой режим, складывающий­ся в отношениях, регулируемых правом, — не самоцель. Она пред­полагает достижение необходимой упорядоченности правом об­щественных отношений. Такую их упорядоченность принято на­зывать правовым порядком.

Правопорядок такое состояние, регулируемых правом, об­щественных отношений, при котором они соответствуют правовым предписаниям вследствие строгого и неукоснителького их исполнения.

Правопорядок, следовательно, выступает результатом законности. Это, по существу, реализованная за­конность, проявляющаяся в системе урегулированных правом отношений.

Таким образом, основой правопорядка служит пра­во, а условием его достижения — законность.

Поскольку социальное назначение права — регулирование общественных отношений, обеспечение их государственной упо­рядоченности, то правопорядок может рассматриваться и как цель такого регулирования, и как его итог, т.е. реально достиг­нутая правовая урегулированность общественных отношений. Основные черты, или признаки, правопорядка могут быть опре­делены следующим образом:

— это порядок, складывающийся в общественных отношениях;

— он определяется правовыми нормами;

— устанавливается вследствие соблюдения законности;

— представляет собой упорядоченность, необходимую органи­зованность общественной жизни;

— обеспечивается государством посредством различных мер правового воздействия.

Названные черты характеризуют правопорядок с качествен­ной стороны. Не меньшее значение имеет и его содержательная сторона, полнота.

Понятно, что говорить об абсолютном право­порядке не приходится — это идеальная ситуация, остающаяся целью правового регулирования.

В деятельности государства при­сутствуют многообразные, постоянно совершенствуемые направ­ления и формы обеспечения правопорядка.

Исходными, отправ­ными положениями в этой деятельности могут и должны слу­жить выдвигаемые правовой наукой принципы, правопорядка: оп­ределенность, системность, единство, устойчивость, государствен­ная гарантированностъ.

Определенность правопорядка заключается в соответствии регулируемых правом общественных отношений требованиям формально определенных правовых норм. Этим правопорядок принципиально отличается от отношений, складывающихся под воздействием иных социальных норм, лишенных четких и жест­ких форм их реального выражения.

Системность правопорядка предопределяется системой са­мого права, результатом действия которого он является.

Правопорядок — не случайная совокупность не связанных между со­бой отношений отдельных субъектов права, а именно система отношений (экономических, политических, социальных, идеоло­гических), не только объективно складывающихся и предметно обусловленных, но и организуемых, закрепляемых, охраняемых государством посредством права в форме правоотношений.

Единство правопорядка, как и единство законности, должно иметь место в масштабе всей страны. Недопустимо существова­ние различных правопорядков в разных регионах (областях, рай­онах, городах) государства, тем более унитарного.

Однако на практике в определенных сферах правового регулирования (взима­ние налогов, предоставление льгот, организация рыночной тор­говли и т.п.) такой разнобой обнаруживается. Как правило, он проистекает от противоречий в действующем законодательстве и обусловленных этим различных его трактовок на местах.

Не исключены и злоупотребления в сфере законности. Для устра­нения фактов такого рода государство должно использовать юри­дические средства обеспечения законности и охраны правопо­рядка.

В то же время недопустимые различия в правопорядке на местах не следует смешивать с учетом региональных особен­ностей, прямо предусмотренных действующим законодатель­ством.

Устойчивость правопорядка. При использовании гарантий законности и юридических средств охраны правопорядка он при­обретает такое важное качество, как стабильность.

Тем не ме­нее опасность дестабилизации угрожает ему постоянно, особенно в периоды социального переустройства, проведения реформ, не всегда продуманных и обоснованных, а также в условиях про­бельного и противоречивого законодательства.

Следовательно, угроза дестабилизации правопорядка должна предотвращаться как в области правотворчества, так и сфере правоприменения.

Государственная гарантированностъ. Реализация правовых предписаний, соблюдение законности и в конечном счете форми­рование правопорядка, охрана его от нарушений обеспечиваются государством.

Не случайно одной из функций государства (именно государства, а не отдельных его органов, скажем правоохрани­тельных) является охрана правопорядка. Это значит, что за обес­печение правопорядка в стране ответственны все три или четыре ветви государственной власти.

И практика показывает полезность координации их деятельности в этом отношении со сто­роны главы государства.

Таким образом, правопорядок — прямое следствие и выра­жение единства права и государственной власти. Это такой по­рядок, при котором правовое положение всех субъектов права и их взаимоотношения не только четко определены нормативны­ми правовыми актами, но и всесторонне защищены государством.

В то же время было бы неверно отождествлять правопоря­док и государство, точно так же, как правопорядок и право.

Государство, право, правопорядок — различные явления и на­учные категории. Они неразрывно связаны между собой и взаи­мообусловлены, но самостоятельны и специфичны как в инсти­туционном, так и в функциональном отношении.

Взаимодей­ствие государства и права, с одной стороны, и правопорядка — с другой, опосредуется таким правовым явлением, как законность.

Адекватной же политико-правовой формой такого взаимодей­ствия в современном обществе являются организация и функ­ционирование правового государства.

Правопорядок выступает важнейшей составной частью бо­лее широкого социального явления — общественного порядка.

В отличие от правопорядка общественный порядок формируется под воздействием не только правовых, но и других социальных норм (обычаев, норм морали, корпоративных норм и др.).

Сле­довательно, общественный порядок означает такое состояние урегулированности общественных отношений, при котором они соответствуют требованиям всех социальных норм.

В отличие от правопорядка общественный порядок обеспе­чивается преимущественно средствами общественного воздействия. Это не значит, что общественный порядок безразличен государ­ству, что оно не участвует в его обеспечении.

Во-первых, присут­ствие в структуре общественного порядка в качестве его важней­шей части правопорядка само по себе обусловливает позитивное государственное воздействие на общественный порядок. Во-вто­рых, общественный порядок как целое не может не оказывать влияние на правопорядок как свою составную часть.

Он присут­ствует в качестве элемента объективной стороны ряда преступ­лений (преступления против общественного порядка и обществен­ной нравственности) и административных проступков (правона­рушения, посягающие на общественный порядок).

Существует понимание общественного порядка в широком и в узком смысле.

В широком, можно сказать, в научном его пони­мании общественный порядок охватывает все общественные от­ношения, регулируемые социальными нормами, вне зависимости от пространственных их характеристик.

В узком смысле обще­ственный порядок понимают как порядок отношений только в общественных местах (улицы, парки, кинотеатры, дискотеки и т.п.).

Такая трактовка связана с административно-правовой и уголовно-правовой охраной порядка в общественных местах. Ее нельзя игнорировать, а тем более отрицать с точки зрения его обеспечения государством. Дело в том, что государство, его орга­ны не могут и не должны переходить те границы в общественном порядке, за которыми находятся нравственные, сугубо личные от­ношения людей.

Во всяком государственно-организованном обществе необ­ходимыми условиями его нормального функционирования яв­ляются не только законность, правопорядок и общественный порядок в целом, но и дисциплина, в первую очередь дисциплина государственная.

Если рассматривать дисциплину с правовых позиций, то в основе ее нельзя не увидеть законность. Однако законность и дисциплина как социальные явления и как научные категории не совпадают ни по своему содержанию, ни по месту в системе социального регулирования.

Если законность означает точное и неуклонное исполнение правовых предписаний, причем незави­симо от объективных и субъективных оснований такого их ис­полнения, то дисциплина предполагает не только простое вы­полнение требований правовых норм, но и инициативное, от­ветственное отношение к порученному делу.

Дисциплина проявляется в деловой активности, творческом решении поставлен­ных задач.

В зависимости от сферы реализации дисциплина может быть государственной, производственной, трудовой, воинской, учебной и т.д. Каждая из них имеет свои подвиды, определяемые конк­ретными условиями общественной деятельности.

Государствен­ная дисциплина, в частности, реализуется в сфере осуществления функций государства, отдельных его органов и учреждений. Раз­новидностями государственной дисциплины являются плановая, финансовая, служебная и др.

Обеспечение государственной дис­циплины имеет решающее значение для достижения высокой эффективности работы государственного аппарата.

Государственная дисциплина, как и другие ее виды, наряду с законностью и правопорядком — необходимое условие формиро­вания правового государства, развития демократии, обеспечения прав и свобод личности.

Важнейшие средства ее обеспечения -контроль, стимулирование, поощрение, ответственность — имеют правовую форму. В то же время важную роль в укреплении дисциплины играет воспитание в различных его формах — пра­вовое, нравственное, служебное.

В современных условиях воспи­тание трудящихся во всех сферах общественной жизни в духе укрепления законности и дисциплины является одной из важ­нейших государственных задач.

Иногда на первый план выдвигаются ценност­ные характеристики законности (реализация идеи социальной справедливости, совершенствование государственно-правовой фор­мы организации общества). Несмотря на заметные различия во взглядах на законность, они по существу не противоречат друг другу, а скорее отражают различные грани этого правового явле­ния, не ставя под сомнение его содержание.

Главное в любой теоретической конструкции, в определении понятия того или иного общественного явления или научной категории — установление его сущностного содержания.

Источник: https://studopedia.su/10_137805_pravoporyadok-sootnoshenie-zakonnosti-pravoporyadka-i-obshchestvennogo-poryadka.html

Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка

83. Правопорядок. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка.

С законностью тесно связано другое правовое явление — правопорядок (правовой порядок).

Правопорядок— это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.

То есть это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне права или без права правопорядок не мыслим. Назначение права – вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями.

Поэтому правопорядок выступает как «состояние урегулированности общественных отношений».

Отсюда следует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение правопорядка в значительной мере зависят от того, как трактуется право.

В формировании правового порядка участвуют все элементы ме­ханизма правового регулирования общественных отношений. Их при­чинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового поряд­ка.

1. Нормы права — это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.

2.

Правоотношения — элемент механизма правового регулиро­вания, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

3. Акты реализации юридических прав и обязанностейявляются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образу­ет правовой порядок.

Структура правопорядка — это единство и одновременное раз­деление урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

Правопорядок есть реализованная система. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные норма­ми соответствующих отраслей права.

Отличительная черта правопорядка как специфической системы обще­ственных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе.

Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов.

В этом смысле правопорядок является лишь эле­ментом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм обще­ственных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

Правопорядку, как комплексному образованию, свойственны следующие особенности:

1. Правопорядок есть система общественных отношений, отличающихся состоянием упорядоченности, организованности.

2.

Правопорядок – результат действия права, законности, организующий деятельность государства, его органов.

3. правопорядка составляет правомерное поведение субъектов права, надлежащая реализация ими и субъективных прав, и исполнение возложенных обязанностей.

4. Правопорядок – итоговый результат действия права, как бы замыкает цепь основных правовых явлений: право – правоотношения, законность – правопорядок.

5. Правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

6. Правопорядок как составная часть общества характеризуется теми тенденциями, которые свойственны всей социальной основе (кризисное состояние общества, так или иначе, сказывается на состоянии правопорядка).

Принципы правопорядка:

Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действияиных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни.

Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны.

Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

Таким образом, из всего выше перечисленного можно вывести одно обобщённое понятие правопорядка.

Правопорядок – состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений в результате последовательного осуществления законности, характеризуется реальным обеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права. Предусматривает решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, восстановление нарушенных субъективных прав. Правопорядок – воплощение законности в конкретных волевых отношениях, урегулированных правом, в системе прав и обязанностей их участников, результат неукоснительного исполнения юридических предписаний. Это порядок, где взаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан чётко определены законом, обеспечены и защищены государственной властью.

Соотношение законности и правопорядка и их роль в жизни общества

Законность и правопорядок тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся между собой как причина и следствие: есть законность – есть правопорядок, нет законности – нет и правопорядка.

Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми соблюдаются, то результатом такого положения является четкий правовой порядок.

Поэтому прочность и совершенство правопорядка находится в прямой зависимости от законности, качества нормотворческого и правореализационного процессов.

Если правопорядок слаб и непрочен, то это говорит о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов.

Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная.

Ведь не случайно в повседневном общественно-политическом лексиконе оба эти понятия ставят вместе: укрепление законности и правопорядка или нарушение законности и правопорядка.

Правопорядок – это реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов. Правопорядок – это итог законности.

Требования законности в правореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивая правовой порядок. Поэтому право, правоотношения, правопорядок есть результат осуществления законности в её качественных параметрах. Речь идёт не о любом законе, правоотношении, порядке, а об определённых их качественных характеристиках.

Различия в содержании законности и правопорядка зависят от ее сторон (элементов): предметной (носители законности – то, что должно соответствовать правовым требованиям); субъектной (состав субъектов, на которых распространяются обязанность соблюдать правовые предписания и право требовать такого соблюдения от других лиц); нормативной (круг правовых предписаний, обязательных для исполнения).Изменение этих сторон законности и определяет различный объем ее содержания в конкретных исторических условиях, повышение или снижение ее роли в обществе.

Законность и правопорядок существуют при любом политическом режиме и их конкретное содержание социально обусловлено и проявляется в нормативной, предметной и субъектной сторонах законности. Все это объективно обусловливает то обстоятельство, что формальные законность и правопорядок в определенных условиях могут превратиться в свою противоположность, став «возведенным в закон беззаконием».

Важно иметь ввиду следующие обстоятельства:

— во-первых, нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;

— во-вторых, укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;

— конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности, которая, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств.

Законность и правопорядок — величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление — одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция.

К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них — преступлений.

Поэтому укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью — жизненно важные задачи нашего сегодня.

Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности.

Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах.

К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе «Моя хата с краю». Полагаем, что процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/26922.html

54. Правопорядок: понятие, признаки. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка. Международный правопорядок

83. Правопорядок. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка.

Правопорядок— этооснованная на праве и сложившаяся врезультате осуществления принциповзаконности такая упорядоченностьобщественных отношений, котораявыражается в правомерном поведении ихучастников.

Правопорядокпринято характеризовать как:

  • объективную необходимость, т.е. любое общество, нуждается в упорядочении важнейших сфер жизни, поскольку анархизм, бессистемность, неупорядоченность, неорганизованность наносят ущерб интересам человека и общества;

  • государственно-правовое явление, формирующееся при решающем участии государства и с помощью юридических средств;

  • явление, тесно связанное с правовой идеологией и психологией,

  • охватывающий наиболее значимые социальные отношения, которые подвергаются регулированию нормами права. (Это область экономики; это взаимоотношения между социальными группами — нациями,

государством и личностью, имущественные, брачно-семейные, личные, природоохранные и другиеотношения);

  • явление, сердцевиной которого являются человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях, законных интересах;

  • завершающий этап всех юридических форм и процессов, т.е. юридический результат, к которому стремятся государственная власть и все субъекты права. Юридическим этот результат является потому, что он регулируется правовыми средствами и обеспечивается правовыми методами;

  • форму организации общественной жизни — динамичную категорию, на которую воздействуют различные факторы, в том числе негативного характера — преступность, факты беззакония, политический режим в стране и др.

Различаютследующее содержание правопорядка:

  • материальное — это закономерности возникновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, взаимоотношениях с экономикой, культурой, идеологией.

  • государственно-волевое — это совокупный результат государственной воли, а также воли и интересов всех участников правопорядка.

  • юридическое — это:

  • реализованность права и законности;

  • систему правовых отношений и связей между субъектами правопорядка, которая выражается в согласованности субъективных прав и юридических обязанностей и их реализованности;

— состояниеурегулированности и упорядоченностиправовых процессов, отношений,связей.Правопорядок— сложнаясистема с множеством взаимодействующихэлементов, разнообразием связеймеждуними.

Вструктуре правопорядка выделяют3 элемента:

  1. правовую структуру общества, включающую в себя государство, его органы, негосударственные образования, объединения граждан и др.

  2. правовые отношения и связи, т.е. наиболее динамичный элемент правопорядка.

    Чаще всего этот элемент находит свое оформление в нормах процессуального законодательства, например порядок выборов, законодательный процессуальный порядок, порядок наследования, регистрации и расторжения брака, обеспе­чение занятости. Сюда же относятся структурные отношения участников правопорядка, как по горизонтали, так и по вертикали;

  3. атрибутивные элементы правопорядка. К ним относятся методы регулирования отношений и поведения людей, процедуры возникновения и развития элементов, правила внутреннего трудового распорядка, правила разрешения трудовых конфликтов и др.

Соотношениезаконности и правопорядка.

Названныепонятия тесно взаимосвязаны, но нетождественны. Онисоотносятся как причина и следствие:есть законность- есть и правопорядок, нет законности -нет и правопорядка.

Если законы и иныеНПА всеми и повсюду строго соблюдаются(законность), то результатом такогоположения является четкий правовойпорядок.

И напротив, если правопорядокслаб, непрочен, то это свидетельствуето том, что законы не соблюдаются,нарушаются, игнорируются, иначе говоря,отсутствует законность как режимвсеобщего уважения и исполнения законови основанных на них подзаконных актов.Одно предполагает другое.

Законностьлогически предшествует правопорядку,связь здесь жесткая, причинно-следственная.Не случайно в повседневномобщественно-политическом лексиконеэти понятия обычно ставят рядом:укрепление законности и правопорядка,нарушение законности и правопорядка.

Процесс один. Правопорядок- реальный показатель состояниязаконности,он отражаетстепень соблюдения законов,требований всех юридических норм.

Правопорядокявляется конечным результатом реализацииправовых требований и вместе с тем цельюправового регулирования, т.к. именнодля формирования правопорядка издаютсязаконы, иныенормативные правовые акты, функционируютразличные юридические учреждения, гос.

органы и, прежде всего, система правосудия,система контрольной власти, различныеправозащитные организации и общественныедвижения.

Законность иправопорядок выступают основойобщественного порядка,т.е. порядка в обществе. Общественныйпорядок— этообусловленная закономерностямисоциального развития система правил иинститутов, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений и придающая им определеннуюорганизационную форму.

Общественныйпорядок призван обеспечить социальныймир и справедливость, защиту всех слоевобщества, гарантировать социально-экономическиеи духовные условия, обеспечивающиечеловеку достойное существование,гуманизацию жизнедеятельности общества.

Правопорядоксоставляет часть общественного порядка,они взаимообусловлены, тесно связаныи опираются назакономерности общественного развития.Однако между ними есть различия:

разнаясоциально-нормативная основа:если дляобщественного порядкатребуется вся совокупность соци­альныхнорм, то правопорядокустанавливается с помощью права изаконности;

87

  • они не совпадают по происхождению: общественный порядок появляется вместе с возникновением человеческого общества, а правопорядок — вместе с государством и правом;

  • разные способы обеспечения: правопорядок — принудительной силой государства, а общественный порядок — всем обществом.

  • при нарушенииправопорядка и общественного порядка возникают разные последствия: в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором — только меры морального характера;

  • правопорядок и общественный порядок не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; последний по указанным выше причинам шире первого.

Среди факторов,которые влияют на укрепление правопорядкаи общественного порядка, большую рольиграют уровень правовых знаний личности,социальных групп, всего общества, уровеньих правосознания, правовой и общейкультуры, отношение к ценностям общества,нравственное сознание и другие условия.Вопросы укрепления правопорядка иобщественного порядка должны решатьсяв комплексе, так как безобщественного порядка не будет иправопорядка,а безстабильного,прочного правопорядканевозможно установить общественныйпорядок.

Международныйправопорядок— уникальноесостояние международных отношений, вохране которого активное участие обязанопринимать Российское государство.

Какуказывается в Концепции внешней политикиРФ, «современный мир переживаетфундаментальные и динамичные перемены,глубоко затрагивающие интересы РФ и ееграждан. Россия — активный участникэтого процесса.

Являясь постояннымчленом Совета Безопасности ООН, обладаязначительным потенциалом и ресурсамиво всех областях жизнедеятельности,поддерживая интенсивные отношения сведущими государствами мира, онаоказывает существенное влияние наформирование нового мироустройства».

Основумеждународного правопорядкасоставляетстрогое и безусловного соблюдениегосударствами норм и принциповмеждународного права. ммеждународного правопорядкаявляютсяопределенные права и обязанностиучастников межгосударственногосотрудничества.

Международныйправопорядокесть результатсовместного обеспечения государствамимеждународного сообщества общеобязательностинорм международного права. Как отметилС.С.

Алексеев, правопорядок «являясьвенцом, итоговым результатом действияправа, как бы замыкает цепь основныхобщественно-политических явлений изобласти правовой надстройки (правозаконность- законность — правопорядок)»[14].

Международныйправопорядок— реальносуществующая и функционально развивающаясяупорядоченность отношений междугосударствами, основанная на взаимной(консенсуальной) системе источниковмеждународного права с возможностьюиспользования как межгосударственных,так и внутригосударственных механизмови институтов обеспечения.

Охранамеждународного правопорядка-комплексное направление деятельностиРоссийского государства. Комплексностьпроявляет себя в нескольких аспектах.

Во-первых,в системном взаимодействии со всемифункциями Российского государства. Безустойчивого международного правопорядканевозможно с достаточной эффективностьюреализовать любую иную государственнуюфункцию.

«Россия заинтересована вустойчивом и предсказуемом миропорядке,- подчеркнул Президент РФ В.В. Путин, -только он способен обеспечить глобальнуюи региональную стабильность и в целомполитический и экономический прогресс.

Будет способствовать борьбе с бедностьюв мире — это одна из важнейших задач».

Во-вторых,комплексность обнаруживается в подходахк организации реализации функции.

Поряду моментов эффективность деятельностиРоссийского государства по охранемеждународного правопорядка зависитот эффективности деятельности другихгосударств в этом же направлении, отразвитости и эффективности региональныхмеханизмов, сообществ государствконкретного территориального уровня,континентальных систем охраныправопорядка. РФ в силу уникальногогеографического положения являетсяактивным субъектом как системы охраныевропейского правопорядка, так иазиатского регионального правопорядка.В-третьих,комплексность отражается во взаимосвязимеждународного и внутригосударственногоправопорядков. Без наличия устойчивогоправопорядка во внутригосударственномракурсе межгосударственная активностьможет оказаться сугубо формальной.Внешняя жизнь государства непосредственнозависит от внутреннего его состояния.

Международныйправопорядок— одновременнокак статичное,так и динамичное,развивающеесясостояние межгосударственных отношений.

Это не только определенный уровень(статика), но и процесс поступательногомирного урегулирования (динамика),который не прекращается в отдельныхрегионах мира ни на секунду.

Основаниемдля реализации Российским государствомфункции охраны международного правопорядкаявляется его предполагаемое (прогнозируемое)либо наличное (действительное) нарушение,под которым понимается подтвержденныймеждународным публичным органом(организацией) либо региональнымсообществом государств факт открытогопопрания либо потенциально осуществимогов будущем игнорирования отдельнымсуверенным государством (союзомгосударств) общепризнанных принципови норм международного права, норм, правилмежгосударственного гуманитарноговзаимодействия, международных запретов,ограничений и обязательств.

Правовую основуохраны международного правопорядкасоставляютобщепризнанные нормы и принципы

международногоправа.

Источник: https://studfile.net/preview/5551703/page:56/

Uchebnik-free
Добавить комментарий