82Этапы становления суверенитета РК. Декларация о государственном суверенитете КазССР. Закон о государственной независимости Республики Казахстан

Республика казахстан: непростое становление независимого государства и его единственный президент — Милитари Блог

82Этапы становления суверенитета РК. Декларация о государственном суверенитете КазССР. Закон о государственной независимости Республики Казахстан

1 Декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н. А. Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность.10 декабря было принято решение о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан.16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», этот день был объявлен Днем независимости.

2 марта 1992 года Казахстан стал полноправным членом ООН, был признан мировым сообществом.

В становлении суверенитета Казахстана можно выделить несколько этапов.

Это 1989 — 1990 годы, когда происходило углубление социально — экономического кризиса, с одной стороны, и политических противоречии, половинчатости действий, нерешительности союзного руководства, с другой. В это время был принят Закон «О языках в Казахский ССР», учрежден пост Президента в Казахстане.

Следующий этап — это время со дня провозглашения Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР 25 октября 1990 года до распада Советского Союза в декабре 1991 года в этот период происходят активные выступления руководства страны за экономическую самостоятельность; нарастает радикализация деятельности различных политических организаций, партий и движений; создаются национально — культурные центры.

Затем идет этап, ознаменованный Законом «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, он длился до конца 1992 года.

В этот период произошло провозглашение государственной независимости Казахстана, установление единого Казахстанского гражданства, введение самостоятельной экономической системы, финансово — кредитной, налоговой и таможенной служб, утверждение государственных символов Республики Казахстан.

В мае 1992 года была опубликована «Стратегия становления развития Казахстана как суверенного государства», в которой Президент Казахстана Н. Назарбаев писал: «Мы отказались от строительства «светлого будущего» по туманным… проектам марксизма — ленинизма». Но это не означает, что отсутствует перспектива.

«Без четкой цели не могут существовать ни человек, ни властные структуры, ни общество». Концептуальная модель развития Казахстана предусматривает создание общества открытого типа, демократического, миролюбивого государства.

4 июня 1992 года были утверждены государственный флаг, герб, гимн Республики Казахстан. Государственные символы являются отражением истории, культуры, они демонстрируют неповторимую самобытность страны и служат выражением самосознания ее граждан. Государственный флаг Республики Казахстан, автор Ниязбеков Ш.

, согласно Указу Президента «О государственных символах Республики Казахстан» представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре его солнца с лучами, под которым — парящий орел. У древка — вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, лучей, орла и орнамента — цвета золота.

Небесно — голубой цвет флага отражает менталитет кочевников, он символизирует мир, спокойствие, благополучие. Образ солнца — это олицетворение жизни, богатства, изобилия. Орел ассоциируется со свободой, достоинством, мужеством, высокими идеалами. Орнамент на флаге изображен в форме бараньего рога.

Этот древний орнамент известен с эпохи ранних кочевников на территории Казахстана.

Государственный герб авторы Малибеков Ж., Валиханов Ш. Он, согласно вышеназванному Указу, представляет собой изображение шанырака на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки в обрамлении крыльев мифических коней.

В верхней части герба помещена пятиконечная звезда, а в нижней надпись-«Казахстан». В цветном изображении — два цвета: золото и сине-голубой. Шанырак — верхняя сводчатая куполообразная часть юрты напоминает небесный свод, символизирует собой отчий дом, мир, вселенную.

Конь — это спутник жизни кочевников, с ним тесно связана вся их хозяйственная и духовная деятельность. А конь с крыльями и рогами означает устремления к сильному, процветающему государству.

Пятиконечная звезда выражает стремление казахстанцев присоединиться к сообществу государств и народов всех пяти континентов Земли.

Государственный гимн, авторы музыки М. Тулебаев, Е. Брусиловский, Л. Хамиди; слова М. Алимбаева, Ж. Дарибаевой. Он состоит из трех куплетов и припева. В первом куплете отражено историческое прошлое Казахстана, во втором — его современность и в третьем — перспектива. В припеве звучит идея единения народов Казахстана.

29 сентября в Алматы открылся первый всемирный курултай казахов. А в декабре 1992 года состоялся Форум народов Казахстана. Главной целью внутриполитического развития страны стал курс на сохранение межнационального согласия и политической стабильности.

С принятием первой Конституции независимого Казахстана в январе 1993 года начался очередной этап, который завершился в марте 1995 года. Среди значительных событий в жизни суверенного государства того времени следует назвать Указ Президента Н. А.

Назарбаева от 12 ноября 1993 года «О введении национальной валюты», в соответствии с которым на территории страны «единственным законным платежным средством» становится тенге.

В целом же в течение указанного периода значительно возрос международный авторитет Казахстана, предпринимались активные меры по обеспечению республикой своей внешнеполитической безопасности.

В марте 1995 года начался новый этап.

Он связан с тем, что Конституционный суд Республики Казахстан признал нелигитимность полномочий депутатов Верховного Совета Республики Казахстан, и он был распущен, а также созданием Ассамблеи народов Казахстана, первая сессия которой открылась 24 марта в Алматы.

29 апреля состоялся референдум по продлению полномочий Президента Казахстана до 2000 года.30 августа на всенародном референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан. В декабре состоялись выборы в двухпалатный Парламент Казахстана.

В 1997 году было опубликовано Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».

В нем дается подробный анализ нынешнего положения республики, раскрывается «миссия Казахстана», изложены такие «долгосрочные приоритетные цели», как национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство, ограниченное до основных функций.

На данном этапе произошел перенос столицы из Алматы в Акмолу.6мая 1998 года город Акмола был переименован в Астану.

На пути к подлинному суверенитету Казахстан столкнулся с рядом трудностей: экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня населения, безработица, экологические проблемы, криминогенность, коррупция, внешний долг.

Чтобы преодолеть их и занять достойное место в человеческом сообществе, необходимо было решать задачи реструктуризации экономики, ее переориентации на современные наукоемкие технологические отрасли; создание социально ориентированного рынка на основе обеспечения принципа равенства возможностей; формирования правового государства и институтов гражданского общества; развития культуры, образования, науки.

Экономическая реформа, осуществляемая в Казахстане, предусматривала кардинальное изменение структуры управления экономикой, место, функции и роли органов государства.

В новых условиях изменились функции министерств. Основной их задачей стало не управление предприятиями, а координация развития отраслей, обоснование выбора основных направлений технического прогресса и развития производств.

В целях взаимовыгодного сотрудничества, создание гибких производственных структур, в условиях углубления экономической реформы были созданы 35 стационарных обществ, 75 межотраслевых и внешнеэкономических ассоциации, около 30 концернов и консорциумов, свыше 30 коммерческих банков.

Одной из приоритетных задач внешней политики Казахстана стало налаживание сотрудничества со странами СНГ.

В мае 1992 года был подписан Договор о коллективной безопасности стран СНГ, в декабре 1993 года Меморандум о сотрудничестве по охране внешних границ.

Важной внешнеполитической инициативой Казахстана стало предложение о создании Евразийского союза, обнародованное весной 1994 года. Сам проект «О формировании Евразийского союза государств» был опубликован в июне 1994 года.

Суть проекта заключалась в предложении углубить интеграционные процессы на постсоветском пространстве: сблизить национальные законодательства основ хозяйственной деятельности, совместно охранять внешние границы СНГ, усилить координацию развития национальных экономических систем стран СНГ вплоть до создания наднациональных органов руководства ими.

К концу 1997 года в Казахстане было зарегистрировано 178 казахстанско-американских совместных предприятий и 82 американские компании, функционируют 49 американских НПО.

На европейском направлении приоритетное значение уделяется отношениям с ФРГ, дипломатические отношения с которой были установлены в феврале 1992 года.

В отношении с остальными странами Европы приоритетное значение имеют договоры, заключенные в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Казахстаном. В 1995 году был подписан Временный договор о торговле и связанных с ней вопросах между Казахстаном и Европейским Союзом.

Таким образом, с принятием Декларации о государственном суверенитете в Казахстане фактически завершилась перестройка, понимаемая как процесс реформ, направляемый из центра и на условиях центра. После провозглашения независимости в республике произошли кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества.

Источник:

Становление института президентства в РК происходило в чрезвычайно сложной обстановке

Институт президентства, учрежденный на заре независимости Казахстана, позволил сформировать основы новой структуры управления государством и обеспечил условия для преодоления переходного периода в экономике, реформирования политической системы республики. Вместе с тем становление института президентства происходило в чрезвычайно сложной обстановке. О тех преисполненных драматизма днях вспоминает Махмуд Касымбеков.

24 апреля 1990 года в Казахстане был учрежден институт президентства и на заседании Верховного Совета Казахской ССР Нурсултан Назарбаев избран Президентом республики.

Дальнейший ход событий покажет, что учреждение поста Президента стало важнейшим событием, оказавшим решающее влияние на становление политической системы независимого Казахстана, обеспечило преемственность государственной власти после распада СССР.

Как известно, зарождение института президентства в Казахстане пришлось на период глубочайшего кризиса в СССР, затронувшего все сферы жизнедеятельности советского общества и государства.

Особо остро он проявился в экономической сфере.

Разрыв традиционных экономических связей, болезненный разлад плановой экономики, явные диспропорции советской экономической структуры привели к резкому снижению жизненного уровня населения, нарастанию социального напряжения.

Нашей молодежи, слава богу, не пришлось жить в стране тотального и хронического товарного и продовольственного дефицита, где, по замечанию одного российского журналиста, «не было ничего — в изобилии была только коммунистическая идеология».

Лично мне вспоминается, что к весне 1990 года в Алма-Ате вслед за немногими благами цивилизации исчезло даже… туалетное мыло.

Многие помнят и разразившийся летом того же года табачный дефицит, когда несчастную пачку «Медео» можно было купить, разумеется по баснословным ценам, исключительно на пересечении улиц Горького и Пушкина в буквальном смысле из-под полы у спекулянток в цветастых балахонистых одеяниях.

Жидкую «твердую валюту», то есть водку, в неурочное время приобретали либо втридорога в ресторанах, либо у таксистов, либо в местах стихийной нелегальной торговли на одноэтажных окраинах Алма-Аты — в темных закутках Малой станицы, Татарки, Тастака.

Много повидавшие на своем веку ветераны открыто возмущались отсутствием даже элементарных продуктов, говоря, что такого не было даже в войну.

Добавьте к этому обесценивание советского рубля, а также печально памятную «павловскую» денежную реформу, по сути оказавшуюся экспроприационной и антинародной.

Так власть большевиков в конце своего существования пришла к тому, с чего и начинала, — к продразверстке и карточной системе.

И без того сложная социально-экономическая обстановка усугублялась стремительно разгоравшимся по всей территории Советского Союза пожаром межэтнических конфликтов. При этом власть в лице союзного центра и некогда могущественной КПСС расписывалась в собственном бессилии, оказавшись неспособной что-либо изменить в лучшую сторону.

Поэтому нет ничего удивительного, что невнятная, противоречивая политика центра, его откровенные ошибки при проведении экономического и политического реформирования СССР на фоне стремительного нарастания центробежных тенденций побудили Нурсултана Назарбаева четко определить для себя стратегическую повестку тех лет: размежевание с компартией, поиск новых форм государственного управления и укрепление суверенитета Казахстана в отношениях с союзным центром.

На перепутье

Будучи избранным в июне 1989 года первым секретарем ЦК Компартии Казахстана, Нурсултан Назарбаев первое время продолжал искренне верить, что партия, некогда взявшая на себя миссию изменить глобальное мироустройство, еще способна измениться сама. И чисто по-человечески его можно было понять. Ведь он, как и абсолютное большинство советских людей, вышел, что называется, из коммунистической шинели.

Не случайно его выступление на республиканском совещании первых секретарей горкомов и райкомов партии 18 августа 1989 года звучит как призыв, обращенный к однопартийцам: «Чтобы иметь моральное право вести общество за собой, партии надо, по крайней мере, хотя бы на шаг опережать его на пути к поставленной цели.

Источник: https://dubki-nk.ru/tehnika/respublika-kazahstan-neprostoe-stanovlenie-nezavisimogo-gosudarstva-i-ego-edinstvennyj-prezident.html

Этапы становления суверенитета в Казахстане

82Этапы становления суверенитета РК. Декларация о государственном суверенитете КазССР. Закон о государственной независимости Республики Казахстан

В становлении суверенитета Казахстана можно выделить несколько этапов.

1989–1990 гг., Происходило углубление социально-экономического кризиса, с одной стороны, и политических противоречий, половинчатости действий, нерешительности союзного руководства, с другой. 25 октября 1990 г. принята «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР».

В это же время был принят Закон «О языках в Казахской ССР», учрежден пост Президента в Казахстане. Началась работа по переименованию городов, улиц, площадей с целью возвратить им исторические названия: Гурьев — Атырау, Целиноград — Акмола, Шевченко — Актау и т. д. С карты республики исчезли названия «Коммунистические», «Социалистические», «Октябрьские».

Возвращались из небытия имена народных героев и батыров, сыгравших выдающуюся роль в истории народа. Была налажена работа по правовой реабилитации незаконно репрессированных лиц. За небольшой период времени было реабилитировано более 33 тысяч граждан. В сентябре 1990 г. Президент Казахстана Н.

Назарбаев издал Указ «О мерах по оказанию помощи реабилитированным гражданам, пострадавшим от незаконных репрессий в период 30–40 — начала 50-х гг».

1991–1992 гг. Это время со дня провозглашения Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР 25 октября 1990 г. до распада Советского Союза в декабре 1991 г.

В этот период происходят активные выступления руководства страны за экономическую самостоятельность; нарастает радикализация деятельности раз­личных политических организаций, партий и движений; создаются национально-культурные центры. В январе 1991 г.

Казахстан добыл свой первый слиток золота, положив тем самым начало накоплению своего золотого запаса. 2 октября 1991 г. совершил космический полет первый комонавт казах Тохтар Аубакиров.

12 декабря 1991 г. Н. А. Назарбаев издал Указ «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17–18 декабря 1986 г.

в Казахстане», по которому лица, привлеченные к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за участие в декабрьских событиях, были реабилитированы.

Этот этап, ознаменованный Законом «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 г., он длился до конца 1992 г.

В январе 1992 г. были сформированы внутренние войска, в целях обеспечения государственной независимости республики. 2 марта 1992 г. Казахстан стал полноправным членом ООН, был признан мировым сообществом.

В мае 1992 г. была опубликована «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства».

4 июня 1992 г. были утверждены государственный флаг, герб, гимн Республики Казахстан. Государственные символы являются отражением истории, культуры, они демонстрируют неповторимую самобытность страны и служат выражением самосознания ее граждан.

В этот период произошло провозглашение государственной независимости Казахстана, установление единого казахстанского гражданства, введение самостоятельной экономической системы, финансово-кредитной, налоговой и таможенной служб, утверждение государственных символов Республики Казахстан.

29 сентября в Алматы открылся Первый всемирный курултай казахов, в котором приняли участие 800 соотечественников из 13 стран мира. Самые многочисленные делегации прибыли из Узбекистана и России.

14 декабря 1992 г. состоялся Форум народов Казахстана. Главной целью внутриполитического развития страны стал курс на сохранение межнационального согласия и политической стабильности.

1993 г.С принятием первой Конституции независимого Казахстана в январе 1993 г. начался очередной этап, который завершился в марте 1995 г.

28 января 1993 г. Верховный Совет Республики Казахстан принял Основной Закон страны — первую Конституцию независимого Казахстана.

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев подписал Лиссабонский протокол, по которому Казахстан становится территорией, свободной от ядерного оружия.

Среди значительных событий в жизни суверенного государства того времени следует назвать Указ Президента Н. А. Назарбаева от 12 ноября 1993 г. «О введении национальной валюты», в соответствии с которым на территории страны «единственным законным платежным средством» становится тенге.

В конце 1993 г. произошло досрочное прекращение полномочий местных Советов народных депутатов. Первыми объявили о самороспуске депутаты Алатауского районного Совета народных депутатов г. Алматы. К концу ноября о самороспуске объявили около 100 местных Советов. 8 декабря в г. Алматы на XI сессии Верховного Совета было объявлено о досрочном прекращении полномочий местных Советов.

7 марта 1994 г. Состоялись выборы в парламент республики. Но из-за нарушений в ходе выборов, по Постановлению Конституционного суда от 6 марта 1995 г. о неконституционности полномочий парламента, избранного 7 марта 1994 г., а также избранных на дополнительных выборах 22 января 1995 г.

депутатов, результаты выборов были объявлены недействительными.

В условиях отсутствия в республике законно избранного Парламента на период до избрания нового его состава на основании Закона «О временном делегировании Президенту РК и главам местных администраций дополнительных полномочий» Президенту было предоставлено право принятия решений законодательного характера и иные полномочия.

В июле 1994 г. в космос полетел второй космонавт казах — борт-инженер корабля «Союз ТМ-19» Талгат Мусабаев.

В целом же в течение указанного периода значительно возрос международный авторитет Казахстана, предпринимались активные меры по обеспечению республикой своей внешнеполитической безопасности.

1995 г. В марте этого года начался новый этап. Он связан с тем, что Конституционный суд Республики Казахстан признал нелегитимность (незаконность, неправомерность) полномочий депутатов Верховного Совета Республики Казахстан, и он был распущен, а также созданием Ассамблеи народов Казахстана, первая сессия которой открылась 24 марта в Алматы.

29 апреля состоялся референдум по продлению полномочий Президента Казахстана. Абсолютное большинство казахстанцев в ходе референдума проало за продление полномочий Н. А. Назарбаева до 1 декабря 2000 г. 30 августа на всенародном референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан. В сентябре 1995 г.

Президент Республики Казахстан подписал Указ о переносе столицы из г. Алматы в г. Акмолу.

7 декабря 1995 г. состоялись новые выборы в двухпалатный Парламент Казахстана. 30 января 1996 г. в Алматы вновь избранный двухпалатный парламент начал свою работу.

1997 г. Весной опубликовано Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» — Стратегическая программа развития страны.

В нем дается подробный анализ нынешнего положения республики, раскрывается «миссия Казахстана», изложены такие «долгосрочные приоритетные цели», как национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство, ограниченное до основных функций.

На данном этапе произошел перенос столицы из Алматы в Акмолу. По этому поводу Президент, Премьер-министр, Председатель Сената Парламента и Председатель Мажилиса Парламента обратились с Воззванием к народу, котором говорилось, что с 10 декабря 1997 г. Акмола является столицей нашего государства.

Здесь теперь бьется сердце нашей Родины. В документе подчеркивалось: «Казахстан — евразийская страна, Акмола — один из географических центров Евразийского материка».

Кроме того, указывалось, что она наиболее полно соответствует всем параметрам требований, предъявляемым к городам при выборе столицы государства. А заканчивалось воззвание словами: «В драматической истории ХХ века мы впервые приняли самостоятельное решение о столице своего государства.

И на пороге ХХI века заявляем о своем собственном выборе — новой столице под светлым небом древней Сары-Арки». 6 мая 1998 г. город Акмола был переименован в Астану.

На пути к подлинному суверенитету Казахстан столкнулся с рядом трудностей: экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня населения, безработица, экологические проблемы, криминогенность (преступность), коррупция, внешний долг.

Чтобы преодолеть их и занять достойное место в человеческом сообществе, необходимо было решать задачи реструктуризации экономики, ее переориентации на современные наукоемкие технологические отрасли; создания социально ориентированного рынка на основе обеспечения принципа равенства возможностей; формирования правового государства и институтов гражданского общества; развития культуры, образования, науки.

В вышедшей в 1999 г. книге Н. А. Назарбаева «В потоке истории» говорится: «Мы строим полиэтничное (многонациональное) государство с равными правами и возможностями для всех. В этой роли Президент страны, как гарант Конституции, несет ответственность перед всем народом Казахстана, перед всеми 130 национальностями и народностями».

1999 г. В январе прошли выборы Президента Республики Казахстан. Большинством (80%) Президентом был избран Н. А. Назарбаев. 10 октября состоялись выборы в Парламент Республики Казахстан.

В Казахстане была проведена первая перепись населения в условиях суверенитета, которая показала, что со времени предыдущей переписи 1989 г.

населения стало меньше на 1 246 023 человека и составило 14 953 131 человек против 16 199 154. Вместе с тем численность казахов за эти 10 лет увеличилась на 22,9 % с 6 496 858 человек до 7 985 039, т. е.

на 1 488 181 человек. А их удельный вес в общей массе населения вырос с 40,1 до 53,4 %.

2000 г. В Казахстане был объявлен Годом поддержки культуры. В 2001 году Республика Казахстан отмечала 10 лет независимости. В своем выступлении «Десять лет, равные столетию» на торжественном собрании, посвященном этому событию, состоявшемся 16 декабря 2001 г.

в Астане, Президент Казахстана Н. А. Назарбаев отмечал: «За эти годы, без сомнения, мы прошли путь, равный нескольким десятилетиям. Мы живем в многонациональном государстве. В нем — труд многих поколений ка­захстанцев, душа и судьба всех народов нашей страны. Мы добились независимости.

Мы сообща построили новую страну. Мы выстрадали нашу независимость. Мы глубоко осознали ее».

Также в этом выступлении были поставлены следующие задачи: обеспечить глубокую переработку сырья, это касается прежде всего нефтегазового и горно-металлургического комплекса, а также пищевой промышленности; развитие соответствующей инфраструктуры — транспорта, коммуникаций, финансового сектора, геологоразведки, производство труб, удобрений, строительство машин и оборудования; завершение реформирования социальной защиты, непроизводственной сфе­ры; существенно продвинуть интеграцию с Россией и среднеазиатскими странами как с основными экономическими партнерами.

2002 г. Этот год был объявлен Годом здоровья, мероприятия которого предусматривают: медицинско-профилактический осмотр максимального числа граждан, особенно сельских жителей; профилактический осмотр подростков старше 12 лет, а это свыше 1,5 млн.

человек; осмотр военнослужащих; улучшение санитарно-эпидемиоло­гической ситуации на местах; охват отдыхом и здоровым досугом детей и подростков 180 тыс.

дополнительно по сравнению с 2001 годом; укрепление системы первичной медико-санитарной помощи, особенно в сельской местности; формирование здорового образа жизни, усиление борьбы с наркоманией, алкоголизмом, курением; обеспечение действенного нормативно-правового поля сферы здравоохранения.

23 октября в г. Туркестане прошел второй Всемирный курултай казахов, в котором приняли участие 400 соотечественников. По вопросы возвращения казахов на историческую родину были увеличены квоты переселения: в 2003 г. — 5 тыс. семей; в 2004 г. — 10 тыс. семей; в 2005 г. — 15 тыс. семей. Ежегодно буду возвращаться 50–60 тыс. человек.

2004 г. В декабре состоялись выборы в Парламент Республики Казахстан.

2005 г.4 декабря состоялись выборы Президента Республики Казахстан. Большинством (91,1%) Президентом был избран Н. А. Назарбаев.

ТЕМА № 61: Стратегия развития «Казахстан 2030».

Предыдущая164165166167168169170171172173174175176177178179Следующая

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1651; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/2-62718.html

Декларация о Государственном суверенитете КазССР

82Этапы становления суверенитета РК. Декларация о государственном суверенитете КазССР. Закон о государственной независимости Республики Казахстан

Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики, выражая волю народа Казахстана, стремясь к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан Республики, считая первостепенной задачу консолидации и укрепления дружбы народов, проживающих в Республике, признавая Всеобщую декларацию прав человека и право наций на свободное самоопределение, осознавая ответственность за судьбу казахской нации, исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства, провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию.

1. Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз суверенных республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе.

Казахская СССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза.

2. Казахская ССР принимает меры по охране, защите и укреплению национальной государственности.

Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР.

3. Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия.

Любые насильственные действия против конституционного строя Казахской ССР, публичные призывы к нарушению целостности ее территории, а также разжигающие национальную рознь со стороны политических партий, общественных организаций, массовых объединений, иных группировок или отдельных лиц преследуются по закону.

4. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через представительные органы на основе Конституции Казахской ССР.

Право выступать от имени всего народа Республики принадлежит Верховному Совету Казахской ССР.

5. Казахская ССР имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР.

Гражданам, проживающим на территории Республики, гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР, безотносительно к их национальной и партийной принадлежности, происхождению, социальному и имущественному положению, получи\» вероисповеданию, роду занятий, месту жительства. Посягательство на гражданское и национальное равноправие карается по закону.

Казахская ССР гарантирует общественным, политическим и религиозным организациям, массовым движениям, действующим в рамках Конституции Казахской ССР, равные правовые возможности участвовать в государственной и общественной жизни.

Казахская ССР регулирует миграционные процессы внутри Республики, между Республикой и другими республиками.

6. Государственная власть Казахской ССР обладает верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики, а также во внешних сношениях в рамках, определенных Союзным договором.

Казахская ССР самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством в Республике, ее административно-территориальным устройством, определяет структуру и компетенцию органов государственной власти и управления, а также символы Республики.

Государственная власть в Республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Казахской ССР.

Президент является главой Республики и обладает высшей распорядительно-исполнительной властью.

Высшая судебная власть принадлежит Верховному суду Казахской ССР.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов Казахской ССР на ее территории осуществляется ее Генеральным прокурором. Кандидат тура Генерального прокурора Казахской ССР вносится Президентом Республики по согласованию с Генеральным прокурором СССР и утверждается Верховным Советом Казахской ССР.

7. На территории Казахской ССР за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу, устанавливается верховенство Конституции и законов Казахской ССР, которые подлежат соблюдению и исполнению всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами и лицами без гражданства.

Казахская ССР вправе приостанавливать на своей территории действие законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверенные права и Конституцию Республики.

8. В исключительной собственности Республики, составляя основу ее суверенитета, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, весь экономический, научно-технический потенциал -все национальное богатство, имеющееся на ее территории.

В Казахской ССР обеспечивается многообразие и равенство форм собственности и гарантируется их защита.

Казахская ССР гарантирует охрану имущественных прав Союза, других союзных республик, иностранных государств, их граждан и организаций.

9. Казахская ССР вправе образовать Государственный национальный банк, подчиненный Верховному Совету Республики, свою финансово-кредитную систему, самостоятельно формирует государственный бюджет, организует налоговую и союзно-республиканскую таможенную системы.

Казахская ССР имеет право на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу Республики, в том числе в алмазном, валютном фондах и золотом запасе.

10. Казахская ССР самостоятельно устанавливает порядок, организацию охраны экологической среды Республики, использования природных ресурсов, обеспечивает народу экологическую безопасность и имеет право запретить строительство и прекратить функционирование на своей территории любых предприятий, учреждений, организаций, других объектов, являющихся источником экологической опасности.

На территории Республики запрещаются испытание ядерного оружия, строительство и функционирование испытательных полигонов для иных видов оружия массового уничтожения (химического, бактериологического, биологического и других).

Казахская ССР имеет право на возмещение ущерба, причиненного здоровью населения, природной среде и экономике Республики действиями союзных органов, союзных республик и иных государств, а также деятельностью на ее территории ядерных и других полигонов, объектов военно-промышленного комплекса.

11. Представителям наций и народностей, проживающим в Казахской ССР за пределами своих национально-государственных и автономных образований или не имеющим их на территории Союза, гарантируются правовое равенство и равные возможности во всех сферах общественной жизни.

Казахская ССР проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за пределами Республики.

12. Казахская ССР обладает правом на собственные внутренние войска, органы государственной безопасности и внутренних дел, подчиненные и подконтрольные Верховному Совету Казахской ССР и Президенту Казахской ССР.

Республика имеет право по соглашению с правительством Союза определять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решать вопросы размещения войск и вооружений на своей территории.

13. Казахская ССР обладает правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций, в том числе ООН и ее специализированных учреждений.

Республика строит экономические и торговые связи с зарубежными государствами на основе взаимовыгодных договоров с соблюдением принципов добровольности и равноправия, самостоятельно решает вопросы внешне-экономической деятельности.

14. Охрана суверенных прав Республики осуществляется Казахской

ССР и Союзом. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Республики, расценивается как нарушение ее суверенитета.

15. Символы государственного суверенитета Казахской ССР — герб, флаг, гимн — являются священными, и всякое надругательство над ними наказуемо законом.

16. Декларация является основой для заключения Союзного договора, разработки новой Конституции Казахской ССР, законодательных актов, реализующих статус Республики как суверенного государства.

Верховный Совет Казахской ССР

Алма-Ата, 25 октября 1990 г.

Источник: http://www.mfa.kz/ru/content-view/deklaratsiya-o-gosudarstvennom-suverenitete-kazssr

Uchebnik-free
Добавить комментарий