81.Понятие и признаки социального государства. Соотношение идей социального и правового государства в современной научной мысли.

Социальное государство: понятие, признаки, функции, типы

81.Понятие и признаки социального государства. Соотношение идей социального и правового государства в современной научной мысли.

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д.

Признаки социального государства.

Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в)равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Функции социального государства.

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

1. Поддержка социально незащищенных категорий населения;

2. Охрана труда и здоровья людей;

3. Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4. Сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5. Поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6. Финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7. Борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8. Поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9. Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10. Забота о сохранении мира в обществе.

Типы социального государства:

— первичное социальное государство;

— государство социальных услуг;

— государство социального благоденствия;

— социальное государство.

Периодизация развития социального государства:

— первый этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.) — социалистический;

— второй этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) — правового социального государства;

— третий этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.) — государство социальных услуг;

— четвертый этап (с конца 50-х годов до середины 80-х) — государство всеобщего благоденствия;

— пятый этап (с начала 80-х годов по середину 90-х) — деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

— шестой этап (с середины 90-х годов ХХ в. по настоящее время) — либеральное социальное государство.

Первый тип социального государства — первичное социальное государство был связан с появлением у государства функций социального обеспечения, социальной защиты, государственного здравоохранения и образования на основе распространенности данных функций на всех, их правовой основы, наличия социального бюджета и специализированных социальных структур. Этот тип соотносится с первым («социалистическим») и вторым («правовым») этапами развития социального государства. Это первая форма социального государства, в котором наличие правовых основ, социального бюджета и специализированных социальных структур порождает специфические функции, не свойственные иным государствам.

На третьем этапе развития, обозначенном как государство социальных услуг, происходит переход государства к активной социальной политике, выражающейся в появлении таких функций, как предоставление социальных услуг и обеспечение занятости.

Для второго типа государства – государство социальных услуг свойственно уже не только удовлетворение индивидуальных социальных потребностей в социальной защите, минимизации социальных рисков и прочее, но и активная социальная политика создания социально комфортной жизненной среды, удовлетворения социальных потребностей, не регулируемых рынком, создание полезностей для всего государства.

Государство становится субъектом удовлетворения социальных потребностей человека, государством, которое служит обществу и отдельному человеку.

К государству социальных услуг сегодня относятся многие страны Европы и Америки и некоторые страны Азии и Африки.

Для них характерны наличие всего комплекса функций первичного социального государства, предоставление государством социальных услуг, усилия по обеспечению полной занятости и активная (предупреждающая) социальная политика.

Третий тип – государство всеобщего благоденствия.

Принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния всех граждан, стремление достичь равенства в высоком уровне жизни обусловливают появление у государства таких функций, как государственное регулирование и необходимое пополнение из бюджета страховых фондов, оказание социальной помощи при страховых случаях, защита от не страховых рисков, тотальное перераспределение доходов, стимулирование социальной ориентации экономики.

Последний выделенный этап развития социального государства был обозначен как этап либерального социального государства, и переход к этому этапу был обусловлен неэффективностью механизмов социального страхования и как следствие разрушением принципа солидарности, техническим прогрессом и противоречиями между рыночным и государственным регулированием экономики. Главной особенностью данного этапа является появление у социального государства функции проведения социальной политики.

Четвертый Тип социального государства, формирующегося на данном уровне, содержит все признаки такого государства и может быть обозначен как собственно социальное государство.

Только в таком государстве совпадают социальные цели и механизмы их достижения, получают развитие основные принципы социального государства, реализуются его основные функции, снимаются вынужденные противоречия, существующие в прежних, переходных видах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_7740_sotsialnoe-gosudarstvo-ponyatie-priznaki-funktsii-tipi.html

80. Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе

81.Понятие и признаки социального государства. Соотношение идей социального и правового государства в современной научной мысли.

Формированиеп.г. возможно при наличии следующихосновных условий: экономической базып.г. (многообразие форм собственностина основе их равноправия и одинаковойзащиты); социальной базы п.г. (всесторонняязащита личности); нравственной базып.г. (признание основных прав и свободчел-ка и гражданина); политической базып.г. (суверенитет народа как источникагос. власти).

…….

82. Гражданское общество: понятие, сущность, теория и практика функционирования

Г.о.-это совокупность внегосударственных,внеполитических отношений (социальных,экономических, культурных, нравственных,духовных, семейных), образующих особуюсферу специфически свободных индивидов- собственников их объединений. Сущностьг.о.

:1) экономическая свобода, многообразиеформ собственности; 2) признание и защитаправ чел-ка и гражданина; 3) легитимностьи демократический хар-р власти; 4)равенство всех перед правосудием,юр.

защита личности; 5) невмешательствогос-ва в частную жизнь граждан; 6) классовыймир, партнерство и национальное согласие;7) эффективная соц.политика, обеспечивающаядостойный уровень жизни.

понятия гражданского общества.В человеческом обществе взаимопереплетаютсяразнообразные интересы и сферыжизнедеятельности.

Последние образуютсамостоятельные системы, каждой изкоторых присущи собственные характеристики:производственная (экономико-хозяйственная),обеспечивающая материальные потребности;политическая, служащая средствомреализации всех сфер жизнедеятельности(включая и нижеследующие); социальнаяи духовная, образующие в совокупностигражданское общество.

А.де Токвилю принадлежит мысль о том, чтогражданское общество зиждется насознательной способности индивидов кобъединению. Взаимодействуя на этойоснове между собой как независимые другот друга государства, они обеспечиваютвоспроизводство и передачу грядущимпоколениям социальных и духовныхценностей.

Вот почему с гражданскимобществом нельзя смешивать политическоеобщество (государство и др. институты),ибо основной фигурой и содержаниемгражданского общества являютсяприобретающие всеобщее социальноезначение человек как личность и егочастные интересы и потребности, свободнаяреализация которых возможна лишь внеполитического контроля.

Эти интересыи потребности выражаются и осуществляютсячерез институты, являющиеся компонентамигражданского общества, такие, какпрофсоюзы, семья, церковь, элитарныегруппы, клубы избирателей, культурныеобъединения, научные ассоциации и др.В конечном счете экономическая исоциальные сферы обретают себя благодаряфункционированию гражданского общества.

Именно последнее определяет их основныесистемообразующие признаки. В этомсмысле предпосылкой, к примеру,экономической и политической свободыявляется свобода индивида — членагражданского общества — как самоценнойличности.

Как видим, гражданское обществотесно переплетается с экономическимии политическими институтами, и этонаблюдается не только в зрелом,оформившемся, их состоянии, когда онина определенном этапе разграничиваются,образуя самостоятельные взаимодействующиесистемы, но и в стадии формирования.

Какследствие, ряд институтов являетсяодновременно составными частямигражданского общества и государства.

Таковы политические партии и организации,выполняющие роль связующего звена междуними, разграничивая их сферы действия,политические партии трансформируютмногообразные интересы отдельныхграждан (социальных слоев, заинтересованныхгрупп) в единственный политическийинтерес и обеспечивают их участие вполитической жизни.

Чемближе структуры гражданского общества(разумеется, сформировавшиеся традиционнымобразом) к человеку, тем больше возможностейв реализации его интересов, стабильнееобщество в целом, значительнее духовныеценности. В этом отношении показательнаФранция, в которой насчитывается 36 тысячкоммун с количеством жителей от 200 до36000. (При этом доля малочисленных коммунвысока.

) Реформа территориальногоуправления, проведенная в 80-х годах,имевшая своей целью укрупнение низшегозвена административно-территориальногоделения страны, тем не менее, не затронулакоммуны. В результате большойподготовительной работы от идеи ихукрупнения отказались. Маленькиегражданские сообщества — социальная идуховная основа французской нации -были сохранены.

(Напрашивается сравнениес фактами советской истории: укрупнениеколхозов, укрупнение деревень, разрушениенациональных традиций, не говоря уже околлективизации, индустриализации,предприятиях-гигантах, «великих стройкахкоммунизма» и т.д. и т.п., вульгарнодеформировавших социальную и духовнуюкультуру общества. Широко известнытакже гонения советской власти нацерковь.

Вот один из массы фактов.Толгскиймонастырь XVI века в июле 1932 г. был переданВолгострою НКВД СССР. В Крестовоздвиженскойцеркви разломали иконостас и установилив храме модель гидроузла дляпроектировавшейся Ярославской плотины.Уникальные фрески были разрушены, стеныпотрескались. Храм превратили в склад.Потом в нем сделали собачий питомник.В 1936 г.

в храм поселили детскую колониюНКВД, которая просуществовала здесь 50лет.).

По-видимому,правильным будет утверждение о том, чтоуровень развития, характер гражданскогообщества определяют (как тенденция)формы и характер государственности.Здесь уместна мысль М.Ориу, известногофранцузского ученого-юриста: «Не будетпреувеличением сказать, что именно длянее (гражданской жизни, гражданскогообщества. — М.Х.) построена вся государственнаямашина.

Растительный мир дает намлюбопытный пример плодов: зерна некоторыхнежных деревьев заключаются в сложнуюсистему защитных покровов и веществ сцелью способствовать первым явлениямроста и тем получают возможностьразвития.

Так и гражданское обществозаключается в защитной оболочкеполитического института государства,и та среда, которую он здесь составляет,имеет целью зарождение и развитиецивилизованной личности».

Вцелом можно констатировать, что вычленениеинститутов гражданского общества вкачестве самостоятельного объектаисследования, начало которому положилиученые-гуманитарии Запада, объективновытекает из его роли в общественномразвитии. Существует множество определенийпонятия гражданского общества.

Мы здесьприводим формулировку К.С.

Гаджиева:«Этосистема самостоятельных и независимыхот государства общественных институтови межличностных отношений,которые создают условия для самореализацииотдельных индивидов и коллективов ичерез которые выражаются и реализуютсячастные интересы и потребности -индивидуальные и коллективные».

Источник: https://studfile.net/preview/3649095/page:45/

К вопросу о соотношении правового и социального государства

81.Понятие и признаки социального государства. Соотношение идей социального и правового государства в современной научной мысли.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

5

Студентка 1 к. 6 гр.

Гаджиева Г.Ш.

СКФ РПА МЮ РФ

К вопросу о соотношении правового и социального государства

Впервые термин «социальное государство» был выдвинут в середине ХІХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцом фон Штейном (1815 — 1890) Stein L. von. Gegemwart und Zukunf der Rechtig — und Staatswissenschaften Deutschlands. Stuttgart, 1876.

Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является развитием другого, и в этом смысле мы говорим о социальном государстве».

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, и должно быть правовым в современном значении этой характеристики.

В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития.

Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность с правом.

Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. В тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства.

Сохраняя основные признаки государства, оно является государством гуманным, отвергающим жесткие, деспотические методы воздействия на общество. Радько Т.Н. Теория государства и права : учеб. — 2-е изд. — М.: Проспект, 2010. — 752 с.

Экономической основой правового и социального государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ.

Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Законодательное закрепление положений, составляющих суть принципов правового государства, ещё недостаточно для фактического построения. В реальной жизни стали заметно более распространенными факты грубейшего нарушения прав и свобод человека и гражданина, неуважения к закону и правосудию. Поэтому для реального построения правового государства в России необходимо:

ѕ повысить общую культуру населения;

ѕ построить развитую экономику, создать мощную материально-техническую базу с высокоэффективными технологиями;

ѕ повысить уровень материальной обеспеченности граждан;

ѕ создать стабильную политическую обстановку, решить национальный вопрос;

ѕ создать развитую правовую систему, повысить правовую культуру и правосознание граждан, обеспечить четкую и профессиональную работу правоохранительных органов.

Правовое государство, как можно вывести из вышеизложенного, это такое взаимодействие государства и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина.

А отсюда и взаимодополняющая и взаимоутверждающаяся связь правового и социального государства Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999..

То есть, люди, граждане — общество является центральным звеном в правовом государстве.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы.

Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан.

Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев Абдуллаев М.И.Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений.4-е изд.,2010.

Правовое государство — это одновременно и социальное государство. Утверждение правовой природы социального государства фактически закрепила за государством его социальные функции. Социальные функции последнего не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства.

Личные права человека стали важнейшей частью всей правовой системы государства, определяя через избирательное право власть, через гражданские права — политическую природу государства и его социальные обязанности, через социальные права — его социальные функции. Правовой фундамент придал социальным функциям обязательный характер.

Они стали неотъемлемой частью функциональной структуры государства. Произошла окончательная передача социальных функций от общества к государству.

Впервые социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в статье 20 Конституции ФРГ 1949 года, провозгласившей Германию «демократическим и социальным государством» Конституции государств Европейского Союза, — М., 1997, с.665.

В следующие годы практика конституционного закрепления статуса социального государства получила дальнейшее распространение. Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства «1.РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2.

В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» Конституция РФ ,1993,ст.7.

В настоящее время все страны мира являются социальными государствами, независимо от того, закреплено это в их основном законе, или нет. Таким образом, в соответствии с различными теориями социального развития, программной целью государства является обеспечение достойных условий жизни населения. Государство обязано создавать условия для развития человека.

Механизм государственного регулирования должен быть направлен на обеспечение благосостояния всего населения.

Задачей государственных органов управления при этом становится: нахождение баланса между происходящими экономическими и социальными процессами, обеспечение устойчивых и высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса, конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и международном рынках, с одной стороны, достижение высокого уровня и качества жизни населения — сокращение поляризации населения по уровню доходов, повышение защиты социально уязвимых граждан, обеспечение всеобщей доступности в области получения образования, здравоохранения, обеспеченности жильем; гармонизации социальных отношений, ослабление социальной поляризации и предотвращение перехода противоречий интересов между социальными группами в антагонистическую форму, с другой.

Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего рода политическую эквилибристику, обусловленную необходимостью учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы.

Для становления социального государства необходимо правовое государство. Из этого делается вывод: наилучшим и наиболее преемлимым в современном обществе является социальное государство, подкрепленное сильными правовыми корнями.

Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости.

И мы должны сделать все, для того чтобы мы и наши потомки жили в такой политической организации общества.

правовое социальное государство

fЛИТЕРАТУРА

1. Радько Т.Н. Теория государства и права : учеб. — 2-е изд. — М.: Проспект, 2010. — 752 с.

2. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999.

3. Абдуллаев М.И.Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений.4-е изд.,2010

4. Конституции государств Европейского Союза, — М., 1997, с.665

5. Конституция РФ ,1993,ст.7

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://knowledge.allbest.ru/law/3c0a65635b3bc78b4d53a88421306d27_0.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий