81. Этапы становления независимости Республики Казахстан.

Становление нового государства

81. Этапы становления независимости Республики Казахстан.

Становлениенового государства

Основные положения КонституционногоЗакона«О государственной независимости Республики Казахстан» раскрыты в семиглавах, состоящих из 18 статей.

Статья 1 принятого документа гласит, чтоРеспублика Казахстан — независимое, демократическое и правовое государство,самостоятельно определяющее и проводящее внутреннюю и внешнюю по­литику,территория которого является целостной, неделимой и неприкосновенной.

В последующих главах и статьях законаконстатируется и регламенти­руется широкий круг вопросов.

Отмечено, чтограждане республики всех на­циональностей, объединенные общностью историческойсудьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана,который является единственным носителем суверенитета и источникомгосударственной влас­ти. Оговариваются вопросы гражданства РеспубликиКазахстан.

Констатиру­ется, что возрождение и развитие культуры, традиций иязыка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей другихнаци­ональностей, проживающих в Казахстане, является одной из важнейших обя­занностейгосударства.

Были определены органы государственной власти Республики Казахстани экономические основы государственной независимости. Республика Казахстанобладает самостоятельной экономической системой, основывающейся на многообразиии равенстве всех форм собственности.

Республика Казахстан провозглашена членоммирового сообщества, субъектом международного права. Особо оговорен вопросохраны государственной независимости Республики Казахстан. Любое вмешательствов решение вопросов, составляющих неотъемлемое право республики, расцениваетсякак посягательство на ее государственную независимость. В целях охраны своейнезависимости и территориальной целостности республика имеет право на созданиесобственных Вооруженных Сил.

В заключительном Положенииконстатируется, что Республика Казах­стан имеет свои государственные символы -герб, флаг, гимн. Столицей оп­ределен город Алматы.

Принятие Конституционного Закона «Огосударственной независимости Республики Казахстан» явилось началом подлинногосуверенитета нового независимого государства, качественно новым этапомдемократических преобразований в Казахстане, в продолжение демократическихпроцессов, проходивших после декабря 1986 года. Конституционный Закон способс­твовалосознанию казахстанским обществом позитивных сторон прежней политическойсистемы. Законодательно закреплялась решительная очистка экономики и политикиот рецидивов тоталитарной системы.

Провозглашение реального суверенитетапозволило добиться признания страны внешним миром. Конституционный Закон помогполностью урегулировать вопрос границы с Китаем, Туркменистаном, Узбекистаном,Кыргызстаном, Россией. Он заложил основы политики доверия, партнерства истабильности на евразийском пространстве.

Всем гражданам Казахстанаобеспечивались условия полной уверенности в своей безопасности. Закон сталвнутренним импульсом для всего казахстанского народа. Законодатель­нозакреплялось доверие, согласие и стабильность в Республике Казахстан. Законпослужил основой будущей Конституции государства.

Положения КонституционногоЗакона ставились выше норм действующей Конституции Казахской ССР 1978 года.

В целях обеспечения государственногосуверенитета республики в 1991-1992-х годах были созданы соответствующиеорганы. Под руководством президента был утвержден новый государственный орган -Совет Безопасности.

В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополненийв Конституцию Казахской ССР» от 25 августа 1991 года на данный органвозлагались функции выработки рекомендаций по охране суверенитета КазахскойССР, ее территориальной целостности, по реализации политики в области обороны.

Существенное значение имели указы Президента: 16 марта 1992 года «О созданииРеспубликанской гвардии Республики Казахстан», 10 октября 1992 года «Овнутренних войсках МВД Республики Казахстан».

В соответствии со статьей 16Конституционного Закона был принят Закон Республики Казахстан «Об обороне иВооруженных Силах Республики Казахстан», в котором определялась рольВооруженных Сил в системе безопасности республики. Были приняты законодательныеакты по защите основных прав и свобод человека.

20 декабря 1991 года был принятЗакон Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан», который вносилсущественные изменения в Конституцию Казахской ССР 1978 года. В нем непризнавались гражданство СССР, институт двойного гражданства.  

Строительство новой казахстанской государственностив первой поло­вине 1990-х годов велось в стратегическом, институциональном исимволи­ческом аспектах.

После юридического оформления независимости Респуб­ликиКазахстан перед обществом был поставлен целый ряд первостепенных задач:создание государственных институтов власти, признание государства намеждународной арене, вступление его в различные международные ор­ганизации.  

Стратегической целью было определеноразвитие суверенного госу­дарства с сильной президентской властью.

Передруководством страны сто­яли вопросы, от решения которых зависело не толькоэффективное функци­онирование общественно-политических институтов, но и самосуществова­ние казахстанской государственности: определение четких границгосударс­твенности; решение неотложных проблем и проведение реформ; созданиеинституциональных структур для обеспечения поддержки качественного развитияобщества; определение и укрепление государственной границы.

Данные задачи были оформлены в«Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства»,разработанной Н.А. Назарбаевым (1992). С учетом создавшегося вакуума вмировоззрении всего общества Стратегия закладывала фундамент для формированияполитических ориен­тиров, связанных с самоопределением народа Казахстана.

Следующим базовым пунктом Стратегииявилось решение проблем в экономическом секторе. За основу была взята концепциянемецкого эконо­миста, министра экономики, а позднее канцлера ФедеративнойРеспублики Германия (ФРГ) Людвига Эрхарда.

Основой рыночных реформ должна быластать предоставляемая государством свобода предпринимательства и выбора сферыдеятельности.

Таким образом, уже в самом начале казахстанская экономика былаориентирована на использование опыта западных стран.

Стратегия была нацелена на изменениесоциальной психологии, на из­бавление от страха перед самостоятельнымпредпринимательством. Было объявлено о намерении ввести национальную валюту(тенге).  

В дальнейшем, оценивая значениеСтратегии, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отмечал: «Это была сжатаяпрограмма. Четыре направления в политической и экономической сфере, четыренаправления в сфере идейной консолидации. Я не менял ориентиров, провозглашенных тогда. Судите сами».

Межнациональное согласие,внутринациональное единство, идеология модернизации казахстанского общества,межконфессиональное согласие и религиозная терпимость — основные направления видейной консолидации казахстанского общества.

Тогда, в первой половине 1990-хгодов, развитие демократических процессов в Казахстане рассматривалось,констатирует Президент, «как главный приоритет лишь у 4-5 % населенияреспублики. В то же время более 60 % отдавали предпочтение таким приоритетам,как стабильный и нормальный уровень жизни, мир и спокойствие в республике,семейное благополучие, собственное здоровье и личная безопасность».

Ре­алистичноепонимание ситуации и задач позволило Н. А. Назарбаеву сфор­мулироватьсреднесрочный государственный подход: сначала — экономика, потом — политика.

Важным проявлением новой казахстанскойгосударственности стала символика Республики Казахстан, разработанная принепосредственном участии Президента Республики Казахстан.

Символы государства Казахстан — этосвидетельства его суверенитета и независимости, единства народа и власти. Онивыражают идею казахстан­ской государственности, консолидации и устремленности кнациональным и общечеловеческим ценностям.

Целью государственной символикиявляется, с одной стороны, закрепление основных приоритетов идеи государствен­ности:целостность, независимость, единство в сознании граждан страны, с другойстороны, формирование имиджа Казахстана на международном уровне как сторонникамиролюбивого добрососедства. В государственных символах художественным образомотражаются основные черты казахской философии — фундаментальные национальные иобщечеловеческие ценности, которые помогают сохранить историческуюпреемственность поколений. Государственные символы являются внешними формамиидеологии национальной государственности.

Источник: Аяган Б.Г., Абжанов Х. М., Селиверстов С.В., Бекенова М.С. Современнаяистория Казахстана: учебник для студентов неисторических специальностей(бакалавриата) высших учебных заведений. Под общей редакцией Б.Г. Аягана. – Алматы: Раритет, 2010. – 432 с. 145-155 с.

Материалпредоставлен Институтом истории государства КН МОН РК

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Источник: https://e-history.kz/ru/contents/view/stanovlenie_novogo_gosudarstva__369

Этапы становления независимости Республики Казахстан

81. Этапы становления независимости Республики Казахстан.

В становлении суверенитета Казахстана можно выделить несколько этапов. Это 1989-1990 годы, когда происходило углубление социально-экономического кризиса, с одной стороны, и политических противоречий, половинчатости действий, нерешительности союзного руководства, с другой.

В это время был принят «Закон о языках», был учрежден пост Президента в Казахстане.Следующий этап — это время со дня провозглашения Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР 25 октября 1990 года до распада Советского Союза в декабре 1991 года.

В это время происходят активные выступления руководства страны за экономическую самостоятельность; нарастала радикализация деятельности различных политических организаций, партий и движений.Затем идет этап, ознаменованный законом «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года и до конца 1992 года.

В этот период произошло провозглашение государственной независимости Казахстана, установление единого казахстанского гражданства, введение самостоятельной экономической системы, финасово-кредитной, налоговой и таможенной служб, утверждение символов государства и атрибутов Республики Казахстан.

4 июня 1992 года были утверждены государственный флаг, герб, гимн (текст гимна был утвержден 11 декабря). 2 марта 1992 года Казахстан был принят в ООН. 29 сентября в Алматы открылся Первый всемирный курултай казахов.С января 1993 года начался очередной этап, он связан с принятием первой Конституции независимого Казахстана и завершился в марте 1995 года.

В этот период значительно возрос международный авторитет Казахстана, предпринимались активные меры по обеспечению республикой своей внешнеполитической безопасности.

В марте 1995 года начался новый этап, он связан с признанием Конституционным Судом Республики Казахстан нелигитимности полномочий депутатов Верховного Совета Республики Казахстан; созданием Ассамблеи народов Казахстана, первая сессия которой открылась 24 марта в Алматы. 29 апреля состоялся референдум по продлению полномочий Президента Казахстана до 2000 года.

30 августа на всенародном референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан. В декабре состоялись выборы в двухпалатный Парламент Казахстана.В 1997 году было опубликовано Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».

В нем подробно дан анализ того, «где мы находимся», раскрыта «миссия Казахстана», изложены «долгосрочные приоритетные цели», такие как национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство, ограниченное до основных функций.

Оценивая итоги рыночных преобразований в казахстанской экономике за годы независимости, необходимо, прежде всего, отметить постепенный и поэтапный переход к формированию казахстанской модели устойчивого социально-экономического развития.

Первый этаппроведения рыночных преобразований условно можно определить с 1992 по 1997 год. Во время этого периода происходил процесс перехода казахстанского общества от распределительной административно-командной системы отношений к рыночной, основанной на частной собственности и конкуренции.

Второй этапразвития казахстанской экономики начался с 1998 года после принятия Стратегии развития «Казахстан–2030». С принятием данного документа начался созидательный процесс по достижению долгосрочных целей и приоритетов развития, по построению устойчиво развивающейся экономики страны.

Названные этапы становления и развития Казахстана как независимого государства происходили при различных социально-экономических тенденциях.

На первом этапе социально-экономических преобразований экономика находилась в стадии глубокого производственно-финансового кризиса, что негативно сказывалось на всех направлениях развития и требовало принятия быстрых, а порой и непопулярных в обществе решений.

На втором этапе наблюдается тенденция высоких темпов развития экономики, а процесс преобразования общественных отношений требует глубокой проработки социально-экономической политики Правительства с целью принятия наиболее эффективных решений, которые будут положительно восприняты в обществе.

Ниже приводится краткий анализ состояния социально-экономического развития страны и принятых мер по становлению и развитию рыночных отношений в Республике Казахстан за 1992-2005 годы.

Как известно, Казахстан подал заявку на председательство в ОБСЕ в 2009 году. Данная инициатива продиктована стремлением нашего государства внести свой вклад в совершенствование деятельности этой важной международной организации по обеспечению мира и стабильности в Центрально — Азиатском регионе.

Являясь одним из инициаторов создания Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), автором созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), а также проведения в г.

Астане уже двух съездов мировых и традиционных религий, Казахстан вносит весомый вклад в укрепление толерантности, межконфессионального и межнационального согласия в обществе, в поддержание мира и стабильности в регионе.

Анализируя ход политических преобразований в Казахстане, следует подчеркнуть, что позиция руководства нашего государства в отношении демократизации общества заключается в том, что этот процесс должен развиваться постепенно, предпочтительно на фоне растущего благосостояния и появления институтов гражданского общества. Поэтому экономические реформы в нашей стране были поставлены во главе демократических преобразований. В построении нового Казахстана мы старались идти поступательно, адаптируя и модифицируя существующие институты, а также создавая новые с учётом национальных особенностей.

Как показала практика, такой подход к строительству государства был обоснованным и дал положительные результаты. Казахстан добился определённых результатов в либерализации политической жизни. Последовательно происходит развитие демократических институтов, политического плюрализма и демократии.

На сегодня в нашей стране, в основном, завершены структурные реформы в экономике: осуществлена приватизация государственной собственности; сформирована хозяйственная среда, адекватная стандартам развитого рынка. Казахстан в числе первых государств-участников СНГ признан развитыми государствами страной с рыночной экономикой.

В Казахстане реализуется Программа индустриально-инновационного развития страны до 2015 года, предусматривающая развитие не сырьевых секторов экономики, успешно выполняются целевые государственные программы в различных сферах. Это программы: строительства жилья и дорог; развития села; сооружения новой столицы – г. Астаны; здравоохранения и ряд других.

Продолжается реформирование социальной инфраструктуры. Осуществляются реформы в системе здравоохранения и социального обеспечения. В нашем государстве успешно работает накопительная пенсионная система.

Достигнутые успехи являются хорошей базой для дальнейшего экономического роста, достижения страной ещё более амбициозных целей, поставленных в Послании Президента РК Н. А.

Назарбаева народу Казахстана, – добиться в течение 10 лет вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Источник: https://studopedia.org/8-170659.html

Этапы независимости Республики Казахстан

81. Этапы становления независимости Республики Казахстан.

Провозглашение Казахстана суверенным и независимым государством.

1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана. Им стал Н.А.Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность. 10 декабря 1991 года Н.

Назарбаев подписал принятый парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан.

12 декабря 1991 года Президент издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года.

16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». В статье1 Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной.

Согласно главе 2 закона, граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти.

За всеми казахами, вынужденно покинувшими территорию республики и проживающими в других государствах, закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются. Глава 3 определяла структуру органов государственной власти и управления.

Государственная власть осуществляется, гласил закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент.

Глава 4 определяла экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства.

Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный закон служит основой для разработки новой Конституции республики. С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство.

Этапы независимости Республики Казахстан.

В становлении суверенитета Казахстана можно выделить несколько этапов.

Это 1989-1990 годы, когда происходило углубление социально-экономического кризиса, с одной стороны, и политических противоречий, половинчатости действий, нерешительности союзного руководства, с другой.

В это время был принят «Закон о языках», был учрежден пост Президента в Казахстане.Следующий этап — это время со дня провозглашения Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР 25 октября 1990 года до распада Советского Союза в декабре 1991 года.

В это время происходят активные выступления руководства страны за экономическую самостоятельность; нарастала радикализация деятельности различных политических организаций, партий и движений.

Затем идет этап, ознаменованный законом «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года и до конца 1992 года.

В этот период произошло провозглашение государственной независимости Казахстана, установление единого казахстанского гражданства, введение самостоятельной экономической системы, финасово-кредитной, налоговой и таможенной служб, утверждение символов государства и атрибутов Республики Казахстан. 4 июня 1992 года были утверждены государственный флаг, герб, гимн (текст гимна был утвержден 11 декабря). 2 марта 1992 года Казахстан был принят в ООН. 29 сентября в Алматы открылся Первый всемирный курултай казахов.

С января 1993 года начался очередной этап, он связан с принятием первой Конституции независимого Казахстана и завершился в марте 1995 года. В этот период значительно возрос международный авторитет Казахстана, предпринимались активные меры по обеспечению республикой своей внешнеполитической безопасности.

В марте 1995 года начался новый этап, он связан с признанием Конституционным Судом Республики Казахстан нелигитимности полномочий депутатов Верховного Совета Республики Казахстан; созданием Ассамблеи народов Казахстана, первая сессия которой открылась 24 марта в Алматы.

29 апреля состоялся референдум по продлению полномочий Президента Казахстана до 2000 года. 30 августа на всенародном референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан. В декабре состоялись выборы в двухпалатный Парламент Казахстана.В 1997 году было опубликовано Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030.

Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».

В нем подробно дан анализ того, «где мы находимся», раскрыта «миссия Казахстана», изложены «долгосрочные приоритетные цели», такие как национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство, ограниченное до основных функций.

Оценивая итоги рыночных преобразований в казахстанской экономике за годы независимости, необходимо, прежде всего, отметить постепенный и поэтапный переход к формированию казахстанской модели устойчивого социально-экономического развития.

Первый этап проведения рыночных преобразований условно можно определить с 1992 по 1997 год. Во время этого периода происходил процесс перехода казахстанского общества от распределительной административно-командной системы отношений к рыночной, основанной на частной собственности и конкуренции.

Второй этап развития казахстанской экономики начался с 1998 года после принятия Стратегии развития «Казахстан–2030». С принятием данного документа начался созидательный процесс по достижению долгосрочных целей и приоритетов развития, по построению устойчиво развивающейся экономики страны.

Названные этапы становления и развития Казахстана как независимого государства происходили при различных социально-экономических тенденциях.

На первом этапе социально-экономических преобразований экономика находилась в стадии глубокого производственно-финансового кризиса, что негативно сказывалось на всех направлениях развития и требовало принятия быстрых, а порой и непопулярных в обществе решений.

На втором этапе наблюдается тенденция высоких темпов развития экономики, а процесс преобразования общественных отношений требует глубокой проработки социально-экономической политики Правительства с целью принятия наиболее эффективных решений, которые будут положительно восприняты в обществе.

Ниже приводится краткий анализ состояния социально-экономического развития страны и принятых мер по становлению и развитию рыночных отношений в Республике Казахстан за 1992-2005 годы.

Как известно, Казахстан подал заявку на председательство в ОБСЕ в 2009 году. Данная инициатива продиктована стремлением нашего государства внести свой вклад в совершенствование деятельности этой важной международной организации по обеспечению мира и стабильности в Центрально — Азиатском регионе.

Являясь одним из инициаторов создания Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), автором созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), а также проведения в г.

Астане уже двух съездов мировых и традиционных религий, Казахстан вносит весомый вклад в укрепление толерантности, межконфессионального и межнационального согласия в обществе, в поддержание мира и стабильности в регионе.

Анализируя ход политических преобразований в Казахстане, следует подчеркнуть, что позиция руководства нашего государства в отношении демократизации общества заключается в том, что этот процесс должен развиваться постепенно, предпочтительно на фоне растущего благосостояния и появления институтов гражданского общества. Поэтому экономические реформы в нашей стране были поставлены во главе демократических преобразований. В построении нового Казахстана мы старались идти поступательно, адаптируя и модифицируя существующие институты, а также создавая новые с учётом национальных особенностей.

Как показала практика, такой подход к строительству государства был обоснованным и дал положительные результаты. Казахстан добился определённых результатов в либерализации политической жизни. Последовательно происходит развитие демократических институтов, политического плюрализма и демократии.

На сегодня в нашей стране, в основном, завершены структурные реформы в экономике: осуществлена приватизация государственной собственности; сформирована хозяйственная среда, адекватная стандартам развитого рынка. Казахстан в числе первых государств-участников СНГ признан развитыми государствами страной с рыночной экономикой.

В Казахстане реализуется Программа индустриально-инновационного развития страны до 2015 года, предусматривающая развитие не сырьевых секторов экономики, успешно выполняются целевые государственные программы в различных сферах. Это программы: строительства жилья и дорог; развития села; сооружения новой столицы – г. Астаны; здравоохранения и ряд других.

Продолжается реформирование социальной инфраструктуры. Осуществляются реформы в системе здравоохранения и социального обеспечения. В нашем государстве успешно работает накопительная пенсионная система.

Достигнутые успехи являются хорошей базой для дальнейшего экономического роста, достижения страной ещё более амбициозных целей, поставленных в Послании Президента РК Н. А.

Назарбаева народу Казахстана, – добиться в течение 10 лет вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Источник: https://sdamzavas.net/1-6876.html

Этапы становления суверенитета в Казахстане

81. Этапы становления независимости Республики Казахстан.

В становлении суверенитета Казахстана можно выделить несколько этапов.

1989–1990 гг., Происходило углубление социально-экономического кризиса, с одной стороны, и политических противоречий, половинчатости действий, нерешительности союзного руководства, с другой. 25 октября 1990 г. принята «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР».

В это же время был принят Закон «О языках в Казахской ССР», учрежден пост Президента в Казахстане. Началась работа по переименованию городов, улиц, площадей с целью возвратить им исторические названия: Гурьев — Атырау, Целиноград — Акмола, Шевченко — Актау и т. д. С карты республики исчезли названия «Коммунистические», «Социалистические», «Октябрьские».

Возвращались из небытия имена народных героев и батыров, сыгравших выдающуюся роль в истории народа. Была налажена работа по правовой реабилитации незаконно репрессированных лиц. За небольшой период времени было реабилитировано более 33 тысяч граждан. В сентябре 1990 г. Президент Казахстана Н.

Назарбаев издал Указ «О мерах по оказанию помощи реабилитированным гражданам, пострадавшим от незаконных репрессий в период 30–40 — начала 50-х гг».

1991–1992 гг. Это время со дня провозглашения Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР 25 октября 1990 г. до распада Советского Союза в декабре 1991 г.

В этот период происходят активные выступления руководства страны за экономическую самостоятельность; нарастает радикализация деятельности раз­личных политических организаций, партий и движений; создаются национально-культурные центры. В январе 1991 г.

Казахстан добыл свой первый слиток золота, положив тем самым начало накоплению своего золотого запаса. 2 октября 1991 г. совершил космический полет первый комонавт казах Тохтар Аубакиров.

12 декабря 1991 г. Н. А. Назарбаев издал Указ «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17–18 декабря 1986 г.

в Казахстане», по которому лица, привлеченные к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за участие в декабрьских событиях, были реабилитированы.

Этот этап, ознаменованный Законом «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 г., он длился до конца 1992 г.

В январе 1992 г. были сформированы внутренние войска, в целях обеспечения государственной независимости республики. 2 марта 1992 г. Казахстан стал полноправным членом ООН, был признан мировым сообществом.

В мае 1992 г. была опубликована «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства».

4 июня 1992 г. были утверждены государственный флаг, герб, гимн Республики Казахстан. Государственные символы являются отражением истории, культуры, они демонстрируют неповторимую самобытность страны и служат выражением самосознания ее граждан.

В этот период произошло провозглашение государственной независимости Казахстана, установление единого казахстанского гражданства, введение самостоятельной экономической системы, финансово-кредитной, налоговой и таможенной служб, утверждение государственных символов Республики Казахстан.

29 сентября в Алматы открылся Первый всемирный курултай казахов, в котором приняли участие 800 соотечественников из 13 стран мира. Самые многочисленные делегации прибыли из Узбекистана и России.

14 декабря 1992 г. состоялся Форум народов Казахстана. Главной целью внутриполитического развития страны стал курс на сохранение межнационального согласия и политической стабильности.

1993 г.С принятием первой Конституции независимого Казахстана в январе 1993 г. начался очередной этап, который завершился в марте 1995 г.

28 января 1993 г. Верховный Совет Республики Казахстан принял Основной Закон страны — первую Конституцию независимого Казахстана.

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев подписал Лиссабонский протокол, по которому Казахстан становится территорией, свободной от ядерного оружия.

Среди значительных событий в жизни суверенного государства того времени следует назвать Указ Президента Н. А. Назарбаева от 12 ноября 1993 г. «О введении национальной валюты», в соответствии с которым на территории страны «единственным законным платежным средством» становится тенге.

В конце 1993 г. произошло досрочное прекращение полномочий местных Советов народных депутатов. Первыми объявили о самороспуске депутаты Алатауского районного Совета народных депутатов г. Алматы. К концу ноября о самороспуске объявили около 100 местных Советов. 8 декабря в г. Алматы на XI сессии Верховного Совета было объявлено о досрочном прекращении полномочий местных Советов.

7 марта 1994 г. Состоялись выборы в парламент республики. Но из-за нарушений в ходе выборов, по Постановлению Конституционного суда от 6 марта 1995 г. о неконституционности полномочий парламента, избранного 7 марта 1994 г., а также избранных на дополнительных выборах 22 января 1995 г.

депутатов, результаты выборов были объявлены недействительными.

В условиях отсутствия в республике законно избранного Парламента на период до избрания нового его состава на основании Закона «О временном делегировании Президенту РК и главам местных администраций дополнительных полномочий» Президенту было предоставлено право принятия решений законодательного характера и иные полномочия.

В июле 1994 г. в космос полетел второй космонавт казах — борт-инженер корабля «Союз ТМ-19» Талгат Мусабаев.

В целом же в течение указанного периода значительно возрос международный авторитет Казахстана, предпринимались активные меры по обеспечению республикой своей внешнеполитической безопасности.

1995 г. В марте этого года начался новый этап. Он связан с тем, что Конституционный суд Республики Казахстан признал нелегитимность (незаконность, неправомерность) полномочий депутатов Верховного Совета Республики Казахстан, и он был распущен, а также созданием Ассамблеи народов Казахстана, первая сессия которой открылась 24 марта в Алматы.

29 апреля состоялся референдум по продлению полномочий Президента Казахстана. Абсолютное большинство казахстанцев в ходе референдума проало за продление полномочий Н. А. Назарбаева до 1 декабря 2000 г. 30 августа на всенародном референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан. В сентябре 1995 г.

Президент Республики Казахстан подписал Указ о переносе столицы из г. Алматы в г. Акмолу.

7 декабря 1995 г. состоялись новые выборы в двухпалатный Парламент Казахстана. 30 января 1996 г. в Алматы вновь избранный двухпалатный парламент начал свою работу.

1997 г. Весной опубликовано Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» — Стратегическая программа развития страны.

В нем дается подробный анализ нынешнего положения республики, раскрывается «миссия Казахстана», изложены такие «долгосрочные приоритетные цели», как национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство, ограниченное до основных функций.

На данном этапе произошел перенос столицы из Алматы в Акмолу. По этому поводу Президент, Премьер-министр, Председатель Сената Парламента и Председатель Мажилиса Парламента обратились с Воззванием к народу, котором говорилось, что с 10 декабря 1997 г. Акмола является столицей нашего государства.

Здесь теперь бьется сердце нашей Родины. В документе подчеркивалось: «Казахстан — евразийская страна, Акмола — один из географических центров Евразийского материка».

Кроме того, указывалось, что она наиболее полно соответствует всем параметрам требований, предъявляемым к городам при выборе столицы государства. А заканчивалось воззвание словами: «В драматической истории ХХ века мы впервые приняли самостоятельное решение о столице своего государства.

И на пороге ХХI века заявляем о своем собственном выборе — новой столице под светлым небом древней Сары-Арки». 6 мая 1998 г. город Акмола был переименован в Астану.

На пути к подлинному суверенитету Казахстан столкнулся с рядом трудностей: экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня населения, безработица, экологические проблемы, криминогенность (преступность), коррупция, внешний долг.

Чтобы преодолеть их и занять достойное место в человеческом сообществе, необходимо было решать задачи реструктуризации экономики, ее переориентации на современные наукоемкие технологические отрасли; создания социально ориентированного рынка на основе обеспечения принципа равенства возможностей; формирования правового государства и институтов гражданского общества; развития культуры, образования, науки.

В вышедшей в 1999 г. книге Н. А. Назарбаева «В потоке истории» говорится: «Мы строим полиэтничное (многонациональное) государство с равными правами и возможностями для всех. В этой роли Президент страны, как гарант Конституции, несет ответственность перед всем народом Казахстана, перед всеми 130 национальностями и народностями».

1999 г. В январе прошли выборы Президента Республики Казахстан. Большинством (80%) Президентом был избран Н. А. Назарбаев. 10 октября состоялись выборы в Парламент Республики Казахстан.

В Казахстане была проведена первая перепись населения в условиях суверенитета, которая показала, что со времени предыдущей переписи 1989 г.

населения стало меньше на 1 246 023 человека и составило 14 953 131 человек против 16 199 154. Вместе с тем численность казахов за эти 10 лет увеличилась на 22,9 % с 6 496 858 человек до 7 985 039, т. е.

на 1 488 181 человек. А их удельный вес в общей массе населения вырос с 40,1 до 53,4 %.

2000 г. В Казахстане был объявлен Годом поддержки культуры. В 2001 году Республика Казахстан отмечала 10 лет независимости. В своем выступлении «Десять лет, равные столетию» на торжественном собрании, посвященном этому событию, состоявшемся 16 декабря 2001 г.

в Астане, Президент Казахстана Н. А. Назарбаев отмечал: «За эти годы, без сомнения, мы прошли путь, равный нескольким десятилетиям. Мы живем в многонациональном государстве. В нем — труд многих поколений ка­захстанцев, душа и судьба всех народов нашей страны. Мы добились независимости.

Мы сообща построили новую страну. Мы выстрадали нашу независимость. Мы глубоко осознали ее».

Также в этом выступлении были поставлены следующие задачи: обеспечить глубокую переработку сырья, это касается прежде всего нефтегазового и горно-металлургического комплекса, а также пищевой промышленности; развитие соответствующей инфраструктуры — транспорта, коммуникаций, финансового сектора, геологоразведки, производство труб, удобрений, строительство машин и оборудования; завершение реформирования социальной защиты, непроизводственной сфе­ры; существенно продвинуть интеграцию с Россией и среднеазиатскими странами как с основными экономическими партнерами.

2002 г. Этот год был объявлен Годом здоровья, мероприятия которого предусматривают: медицинско-профилактический осмотр максимального числа граждан, особенно сельских жителей; профилактический осмотр подростков старше 12 лет, а это свыше 1,5 млн.

человек; осмотр военнослужащих; улучшение санитарно-эпидемиоло­гической ситуации на местах; охват отдыхом и здоровым досугом детей и подростков 180 тыс.

дополнительно по сравнению с 2001 годом; укрепление системы первичной медико-санитарной помощи, особенно в сельской местности; формирование здорового образа жизни, усиление борьбы с наркоманией, алкоголизмом, курением; обеспечение действенного нормативно-правового поля сферы здравоохранения.

23 октября в г. Туркестане прошел второй Всемирный курултай казахов, в котором приняли участие 400 соотечественников. По вопросы возвращения казахов на историческую родину были увеличены квоты переселения: в 2003 г. — 5 тыс. семей; в 2004 г. — 10 тыс. семей; в 2005 г. — 15 тыс. семей. Ежегодно буду возвращаться 50–60 тыс. человек.

2004 г. В декабре состоялись выборы в Парламент Республики Казахстан.

2005 г.4 декабря состоялись выборы Президента Республики Казахстан. Большинством (91,1%) Президентом был избран Н. А. Назарбаев.

ТЕМА № 61: Стратегия развития «Казахстан 2030».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_119710_etapi-stanovleniya-suvereniteta-v-kazahstane.html

81. Этапы становления независимости Республики Казахстан

81. Этапы становления независимости Республики Казахстан.

1989-1990 гг. — углублениесоциально-экономического кризиса,политического противоречия. Принятзакон о языках в 1991 г. Учрежден постпрезидента. Декларации о государственномсуверенитете КазССР — декабрь 1991 г.Активное выступление руководства страныза экономическую независимость. 1 декабря1991 г.

— президент Назарбаев. 16 декабря1991 г. — закон «О государственнойнезависимости РК». Введение самостоятельнойэкономической системы, утверждениегосударственных символов. Май 1992 г. —опубликована «стратегия становленияи развития Казахстана как суверенногогосударства», июнь 1992 г.

— утвержденыгосударственный флаг, герб, гимн.

82.Перенос столицы Республики Казахстан из Алматы в Астану. История Акмолы — Астаны

. Переносстолицы Казахстана из Алма-Атыв Астану(10декабря1997 г.) —третийпо счётупереносстолицыв Казахстане.В отличие от предыдущих, данный переносбыл инициирован властями самой республики.Он также стал первым и единственнымпереносом столицы на постсоветскомпространстве, значительно повлияв насоциально-экономическую жизнь в стране.

Само решение опереносе столицы из Алма-Аты в Астанубыло принято Верховным Советом РК 6июля1994г. Активным сторонником переноса столицыв Астану (ранее. Целиноград/Акмола) сталпрезидент республики НурсултанНазарбаев.

15сентября1995года он подписал указ «О столицеРеспублики Казахстан», в котором далраспоряжение образовать Государственнуюкомиссию для организации работы поперемещению высших и центральных органоввласти в город Акмолу.

Причины ГеографическиеНаиболеечасто озвучивались следующие официальныепричины переноса столицы:Алма-Атагеографически находится на крайнемюго-востоке республики; всилу своегопредгорного положения, она уже исчерпалавозможности дальнейшего развития; онадовольно опасна в сейсмическом плане;её дальнейший рост опасен в экологическомотношении.

Астана же позиционироваласькак удобно расположенная в центререспублики, хотя на самом деле онанаходится в СеверномКазахстане.ДемографическиеВ прессе ианалитике появились и другие,этно-демографические причины переносастолицы, которые редко озвучивалисьвластями самой республики.

В начале90-х годов из провозгласившей суверенитетреспублики активно эмигрировало русскоеи другое русскоязычное население.Эмиграцияснимала часть возросшей межэтническойнапряжённости в казахстанском обществе,но риск сецессии преимущественнорусскоязычного Северо-ВосточногоКазахстана сохранялся.

При этомчисленность сельского казахскогонаселения, равно как и его миграционнаяподвижность внутри республики продолжалирасти при том что Алматы была ужафизически неспособна вместить всехвнутренних мигрантов.

В этих условияхвласти стремились переориентироватьпотоки казахов-селян в город с большейперспективой роста, а также быстродерусифицироватьпреимущественно русскоязычный северныйрегион.

История этого города начинаетсяв 1830 году, когда полковник Федор КузьмичШубин-второй, участник Бородинскогосражения, основал на старом караванномпути из Средней Азии в Западную Сибирь,на берегу реки Есиль в урочище Караоткелькрепость Акмола. Слово Акмола в переводес казахского языка означает «БелаяМогила».

Объясняется это тем, что в20 километрах от города находитсяодноименное урочище, известное тем, чтотам, на вершине белого известняковогохолма, находится могила местного бия.26декабря 1960 года вышел Указ об образованиицелинного края, в который входили всесеверные области Казахстана. Городстановится центром нового административногообразования.

До 1961 года он именовалсяАкмолинском, с 1961 по 1992 год — Целиноградом.В начале 60-х было принято ПостановлениеСовета Министров СССР и разработангенеральный план развития города.Шестого ноября 1963 года в Целинограденачал действовать телецентр. Тогда жебыл открыт Дворец целинников, построенныйпо проекту латвийских архитекторов П.Ю. Фогелса, О. Н. Крауклиса, Д. К.

Даннеберг.Он был рассчитан на 2 355 мест и по масштабами системе оборудования на тот моментсчитался вторым в СССР после КремлевскогоДворца съездов.В 1992 году Целиноградбыл переименован в Акмолу, а 6 июля 1994года было принято постановлениеВерховного Совета Республики Казахстано переносе столицы из Алматы в Акмолу.В 1997 году президент Республики КазахстанНурсултан Назарбаев принял решение опереносе столицы из Алматы в Акмолу.Оно было продиктовано выгоднымгеополитическим расположением городав центре страны, на пересечении крупнейшихтранспортных путей, наличием необходимойтранспортной и телекоммуникационнойинфраструктуры, наличием свободныхземель для развития столицы.

Источник: https://studfile.net/preview/2459695/page:40/

Uchebnik-free
Добавить комментарий