80. Принятие Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года.

Декларация о суверенитете 25 октября 1990 года

80. Принятие Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года.
0 Документы

ДЕКЛАРАЦИЯ О  ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ КАЗАХСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Принята постановлением Верховного Совета Казахской ССР от 25 октября 1990 года №1700

Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики, выражая волю народа Казахстана, стремясь к созданию достойных и равных условий для всех граждан республики, считая первостепенной задачу консолидации и укрепления дружбы народов, проживающих в республике, признавая Всеобщую декларацию прав человека и право наций на свободное самоопределение, осознавая ответственность за судьбу казахской нации, исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства, провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию.
1. Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе.
Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза.

2. Казахская ССР принимает меры по охране, защите и укреплению национальной государственности.
Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР.

3. Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без еесогласия.

Любые насильственные действия против конституционного строя Казахской ССР, публичные призывы к нарушению целостности ее территории, а также разжигающие национальную рознь со стороны  политических партий, общественных организаций, массовых объединений, иных группировок или отдельных лиц преследуется по закону.

4.

Граждане республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР, осуществляет государственную власть как непосредственно, гак и через представительные органы на основе Конституции Казахской ССР
Право выступать от имени всего народа республики принадлежит Верховному Совету Казахской ССР.

5. Казахская ССР имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства ССР.

Гражданам, проживающим на территории республики, гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР, безотносительно к их национальной и партийной принадлежности, происхождению, социальному и имущественному положению, полу и вероисповеданию, роду занятий, месту жительства. Посягательство на гражданское и национальное равноправие карается по закону.Казахская ССР гарантирует общественным, политическим и религиозным организациям, массовым движениям, действующим в рамках Конституции Казахской ССР, равные правовые возможности участвовать в государственной и общественной жизни.

Казахская ССР регулирует миграционные процессы внутри республики, между республикой и другими республиками.

6. Государственная власть Казахской ССР обладает верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри республики, а также во внешних сношениях в рамках, определенных Союзным договором.

Казахская ССР самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством в республике, ее административно-территориальным устройством, определяет структуру и компетенцию органов государственной власти и управления, а также символы республики.

7. Государственная власть в республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Казахской ССР.Президент является главой республики и обладает высшей распорядительно-исполнительной властью.

Высшая судебная власть принадлежит Верховному суду Казахской ССР.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов Казахской ССР на ее территории осуществляется ее Генеральным прокурором.

Кандидатура Генерального прокурора Казахской ССР вносится Президентом республики по согласованию с Генеральным прокурором СССР и утверждается Верховным Советом Казахской ССР.

8.

На территории Казахской ССР за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу, устанавливается верховенство Конституции и законов Казахской ССР, которые подлежат соблюдению и исполнению всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами и лицами без гражданства.
Казахская ССР вправе приостанавливать на своей территории действия законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверенные права и Конституцию республики.

9.

В исключительной собственности республики, составляя основу се суверенитета, находятся земля и ее недра, воды, воздушноепространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, весь экономический, научно-технический потенциал — все национальное богатство, имеющееся на ее территории.В Казахской ССР обеспечивается многообразие и равенство форм собственности и гарантируется их защита.

Казахская ССР гарантирует охрану имущественных прав Союза, других союзных республик, иностранных государств, их граждан и организаций.

10.

Казахская ССР вправе образовать государственный национальный банк, подчиненный Верховному Совету республики, свою финансово-кредитную систему, самостоятельно формирует государственный бюджет, организует налоговую и союзно-республиканскую таможенную системы.
Казахская ССР имеет право на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу республики, в том числе в алмазном, валютном фондах и золотом запасе.

11.

Казахская ССР самостоятельно устанавливает порядок, организацию охраны экологической среды республики, использования природных ресурсов, обеспечивает народу экологическую безопасность и имеет право запретить строительство и прекратить функционирование на своей территории любых предприятий, учреждений, организаций, других объектов, являющихся источником экологической опасности.На территории республики запрещаются испытание ядерного оружия, строительство и функционирование испытательных полигонов для иных видов оружия массового уничтожения (химического, бактериологического, биологического и других).

Казахская ССР имеет право на возмещение ущерба, причиненного здоровью населения, природной среде и экономике республики действиями союзных органов, союзных республик и иных государств, а также деятельностью на ее территории ядерных и других полигонов, объектов военно-промышленного комплекса.

12.

Представителям наций и народностей, проживающим в Казахской ССР за пределами своих национально-государственных и автономных образований или не имеющим их на территории Союза, гарантируются правовое равенство и равные возможности во всех сферах общественной жизни.
Казахская ССР проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за пределами республики.

13.

Казахская ССР обладает правом на собственные внутренние войска, органы государственной безопасности и внутренних дел, подчиненные и подконтрольные Верховному Совету Казахской ССР и Президенту Казахской ССР.

Республика имеет право по соглашению с Правительством Союза определять порядок.и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решать вопросы размещения войск и вооружений на своей территории.

14.

Казахская ССР обладает правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политикув своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций, в том числе ООН и ее специализированных учреждений.

Республика строит экономические и торговые связи с зарубежными государствами на основе взаимовыгодных договоров с соблюдением принципов добровольности и равноправия, самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.

15. Охрана суверенных прав республики осуществляется Казахской ССР и Союзом. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право республики, расцениваются как нарушение ее суверенитета.

16. Символы государственного суверенитета Казахской ССР — герб, флаг, гимн — являются священными и всякое надругательство над ними наказуемо законом.

17. Декларация является основой для заключения Союзного договора, разработки новой Конституции Казахской ССР, законодательных актов, реализующих статус республики как суверенного государства.

  • Стратегия становления ч.1
  • Обсуждение и принятие Конституции 1995 года
  • Провозглашение независимости
  • О ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ
  • Приватизация собственности в сельском хозяйстве

Tags КонституцияРаспад СССРСуверенный Казахстан

Источник: http://www.elimai.kz/deklaraciya-o-suverenitete.html

80. Принятие Декларации о государственном суверенитете Казахской сср от 25 октября 1990 года

80. Принятие Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года.

Этапы становлениясуверенитета РК. Декларация огосударственном суверенитете КазССР.Закон о государственной независимостиРеспублики Казахстан.

В становлениисуверенитета Казахстана можно выделитьнесколько этапов. Это 1989-1990 годы, когдапроисходило углубление социально-экономическогокризиса, с одной стороны, и политическихпротиворечий, половинчатости действий,нерешительности союзного руководства,с другой.

В это время был принят «Законо языках», был учрежден пост Президентав Казахстане.Следующий этап — это времясо дня провозглашения Декларации огосударственном суверенитете КазахскойССР 25 октября 1990 года до распада СоветскогоСоюза в декабре 1991 года.

Затем идет этап,ознаменованный законом «О государственнойнезависимости Республики Казахстан»от 16 декабря 1991 года и до конца 1992 года.

В этот период произошло провозглашениегосударственной независимости Казахстана,установление единого казахстанскогогражданства, введение самостоятельнойэкономической системы, финасово-кредитной,налоговой и таможенной служб, утверждениесимволов государства и атрибутовРеспублики Казахстан.

4 июня 1992 годабыли утверждены государственный флаг,герб, гимн (текст гимна был утвержден11 декабря). 2 марта 1992 года Казахстан былпринят в ООН. 29 сентября в Алматы открылсяПервый всемирный курултай казахов. Сянваря 1993 года начался очередной этап,он связан с принятием первой Конституциинезависимого Казахстана и завершилсяв марте 1995 года.

Союзные республикистали готовить реформирование СССР вСоюз Суверенных Государств. 25 октября1990 года Верховный Совет Казахстанапринял «Декларацию о государственномсуверенитете Казахской ССР». До этого,24 апреля 1990 года в республике был учрежденпост Президента Казахской ССР, на сессииВерховного Совета им был избран Н.А.Назарбаев.

19 августа 1991 годав стране было объявлено об образованииГосударственного комитета по чрезвычайномуположению (ГКЧП), а Президент СССР,находившийся в Форосе, был изолирован,по сути дела это была попыткагосударственного переворота. Но путчпровалился, лидеры ГКЧП были арестованыи переданы суду.

Эти события ускорилираспад СССР, сорвав намеченное на 20августа подписание Новоогаревскогосоглашения о его реформировании. Провалпутча привел к роспуску компартии. 7сентября состоялся внеочередной съездкомпартии Казахстана, принявший решениео самороспуске, преемницей ее сталаСоциалистическая партия.

29 августа 1991года Президент Казахстана подписалуказ о закрытии Семипалатинскогополигона. 1 декабря 1991 года состоялисьвсенародные выборы Президента Казахстана,им стал Н.А. Назарбаев, который 10 декабрявступил в должность.

10 декабря былопринято решение о переименованииКазахской ССР в Республику Казахстан.16 декабря 1991 года был принят КонституционныйЗакон «О государственной независимостиРеспублики Казахстан», этот день былобъявлен днем независимости.

2 октября1991 года впервые за 40 лет существованияна казахской земле космодрома Байконур,с него стартовал первый космонавт-казахТ. Аубакиров.

В декабре 1991 годашел сложный процесс создания СоюзаНезависимых Государств (СНГ).

Сначала8 декабря в Минске , в Беловежской пущесостоялась встреча лидеров России,Белоруссии и Украины, которые подписалисоглашение об аннулировании Договора1922 года об образовании СССР и лидеровреспублик Средней Азии и Казахстана,которые поддержали «Беловежскоесоглашение».

И наконец, 20 декабряглавы Азербайджана, Армении, Белоруссии,Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы,России, Таджикистана, Туркменистана,Узбекистана собрались в Алматы и 21декабря подписали Протокол о созданииСНГ.

2 марта 1992 годаКазахстана стал полноправным членомООН, был признана мировым сообществом.

Становлениисуверенитета Казахстана. Гос символикаи атрибутика.

В становлениисуверенитета Казахстана можно выделитьнесколько этапов. Это 1989 – 1990 годы, когдапроисходило углубление социально-экономическогокризиса, с одной стороны, и политическихпротиворечий, половинчатости действий,нерешительности союзного руководства,с другой. В это время был принят «Законо языках», был учрежден пост Президентав Казахстане.

Следующий этап –это время со дня провозглашения Декларациио государственном суверенитете КазахскойССР 25 октября 1990 года до распада СоветскогоСоюза в декабре 1991 года. В это времяпроисходят активные выступленияруководства страны за экономическуюсамостоятельность; нарастала радикализациядеятельности различных политическихорганизаций, партий и движений.

Затем идет этап,ознаменованный законом «О государственнойнезависимости Республики Казахстан»о 16 декабря 1991 года и до конца 1992 года.

В этот период произошло провозглашениегосударственной независимости Казахстана,установление единого казахстанскогогражданства, введение самостоятельнойэкономической системы, финансово-кредитной,налоговой и таможенной служб, утверждениесимволов государства и атрибутовРеспублик Казахстан.

4 июня 1992 года былиутверждены государственный флаг, герб,гимн (текст гимна утвержден 11 декабря).2 марта 1992 года Казахстан был принят вООН. 29 сентября в Алматы открылся Первыйвсемирный курултай казахов.

С января 1993 годаначался очередной этап, он связан спринятием первой Конституции независимогоКазахстана и завершился в марте 1995 года.В этот период значительно возросмеждународный авторитет Казахстана,предпринимались активные меры пообеспечению республикой своейвнешнеполитической безопасности.

В марте 1995 годаначался новый этап, он связан с признаниемКонституционным Судом РеспубликиКазахстан нелигитимности полномочийдепутатов Верховного Совета РеспубликиКазахстан; созданием Ассамблеи народовКазахстана, первая сессия которойоткрылась 24 марта в Алматы. 29 апрелясостоялся референдум по продлениюполномочий Президента Казахстана до2000 года. 30 августа на всенародномреферендуме была принята новая КонституцияРеспублики Казахстан. В декабре состоялисьвыборы в двухпалатный ПарламентКазахстана.

81.КонституцияРеспублики Казахстан 1995 г. — Конституциясуверенного государства. Основныеположения Конституции.

Конституционнаяреформа, начатая с Декларации огосударственном суверенитете в октябре1990 г. (25 окт.), продолженная принятием2-хконституций переходного периода (1-я –28 января 1993 г., 2-я – 30 августа 1995 г.) иряда конституционных актов, не завершенаи находится на стадии «переходности»к созданию эффективно работающихконституционной и законодательной базгосударства.

1 конституция(28.01.1993) обнаружила оторванность отсоциально-экономических и политическихинтересов казахского общества;

Первая Конституцияпозволила смягчить правовые игосударственные проблемы, возникшиепри переходе от одной системы к новымотношениям в переходный период.

Новая конституцияпринята на всенародном референдуме 30августа 1995 (имеет 9 разделов): былазакреплена исторически необходимаясистема правления страной – Президентскаяреспублика по форме, но по многообразиюи гибкости элементов этого правленияказахстанская форма президентскогоправления обретает по Конституции 1995года, завершённый вид особой системыразделения и функционирования единойгосударственной власти в обществе;значительное усиления институтапрезидентства;

новое: представителямиказахстанского народа, являются Парламенти Президент, но последний имеет правонеограниченное выступать о имени народа,а Парламент только «в пределах егоконституционных полномочий».

Развила 3 ветвивласти: исполнительную, законодательную,судебную; Президент – основной арбитрмежду 2 ветвями власти: исполнительной(правительство) и законодательной(парламент);

Чётко ограниченкруг деятельности парламента и функциипалат парламента; права и обязанностипрезидента; компетенция правительстваи его подотчётность парламенту;функционирование местных исполнительныхорганов.

Впервые заложен институтимпичмента президенту; Определеныосновные ориентиры правовой системы,судебной власти; разделены органыследствия и прокуратуры, разработкановых кодексов; Усилен раздел правчеловека и гражданина; Заложила институтырыночной экономики.

Отличие конституции1995 от конституции 1993г.: установила правособственности (в том числе и на землю);

записала переченьправ человека, не зависящих от экономики(свобода слова, партийность);

сформировалазарождающимся рыночным отношениямсоответствующие права человека (правона труд, на минимум медицинских услуг,на свободный выбор трудовой деятельности);чётко очерчен круг обязанностейисполнительной, судебной, законодательнойвластей; установила защиту и утверждениеправ человека не в правительстве, не упрезидента, а в суде. Как в любом правовомгосударстве. В конституции заложенфундамент правового государства и любойгражданин РК должен изучать её,использовать закреплённые в ней праваобщества.

КонституцияРеспублики Казахстан 1995 года. Выборы вдвухпалатный парламент.

В начале июля 1995г.на всенародное обсуждение был вынесенпроект новой Конституции. Срок былопределен в один месяц, до 30 июля 1995г.После чего проект Конституциипредполагалось вынести на референдум.В августе 1995г. были подведены официальныеитоги обсуждения проекта Конституции.

Согласно этим данным в обсуждениипроекта приняло участие 3 млн.человек.Внесено 30 тысяч предложений, в результатев проект внесено 1100 поправок. Изменилось55 статей из 99 и появился новый раздел -«Конституционный Совет». 30 августа1995г. состоялся республиканский референдумпо проекту новой Конституции.

Поофициальным данным, в референдумеприняло участие свыше 90% граждан, имевшихправо голоса. За принятие Конституциипроало 89%, против — почти 10% изучаствовавших в ании. 30 августаобъявлен днем Конституции РК.

СогласноКонституции Республики Казахстанутверждает себя демократическим,советским, правовым и социальнымгосударством, высшими ценностямикоторого является человек, его жизнь,права и свободы.

82.Социально-экономическоеразвитие Республики Казахстан насовременном этапе: достижения изадачи.

Социально-экономическоеразвитие Казахстана в начале ХХ века.

В начале XX в. вКазахстане происходит качественнаятрансформация этнических процессов,обусловленных увеличением потокарусских и украинских переселенцев.

Ухудшение условий жизни, связанных свыселением на неплодородные, пустынныеи полупустынные земли, привело куменьшению естественного приростаказахского населения и увеличению вкрае доли пришлого, некоренного населения.

В некоторых уездах, где изъятие казахскихземель под переселенческие участкидостигло наибольшего размаха, казахскоенаселение оказалось даже в меньшинстве. В целом казахское население продолжалочисленно преобладать. Так, в 1911 г. вКазахстане при общей численностинаселения 5 млн. 408 тыс.человек, казахисоставляли 67,2%, т.е. 3 млн.

639 тыс. человек. Изъятие казахских земель подпереселенческие участки усиливалооткочевку казахов в Среднюю Азию, гдеони активно ассимилировались с узбекскимнаселением. Несмотря на все неблагоприятныеусловия, общая численность казахскогонаселения в Российской империи медленно,но неуклонно росла. Так, если в 1897 г.

казахов насчитывалось 3 881,8 тыс., то в1915г. — уже 4 753,6 тыс. человек. В началеXX в. Казахстан превращается вмногонациональную провинцию России.Увеличивается, особенно в городах,численность татар, в Казахстан переселяетсямордва, эстонцы, поляки и другие.Значительную группу населения составлялиуйгуры и дунгане.

Развитие в Казахстанепромышленности, особенно мелкихпромышленных предприятий и сети железныхдорог ускорило рост городов. Быстроросло население областных и уездныхгородов, которые становились не толькоадминистративными и торговыми, но ипромышленными и культурными центрами.Росли города, основанные как опорныепункты при колонизации Казахстана.

Казахстан получилнезависимость в условиях жесточайшегокризиса. Именно поэтому главной задачейв новых условиях стало постепенноепостроение эффективных рыночныхмеханизмов, позволяющих стабилизироватьфинансовые и кредитные системы, снизитьтемпы падения уровня производства.

Главным направлением экономическойреформы стали либерализация экономическихотношений, изменение реформ собственностина основе приватизации, развитиепредпринимательства, широкое привлечениеиностранных инвестиций. Стабилизацияфинансовой системы стала возможной врезультате введения в ноябре 1993 г.

национальной валюты – тенге – иужесточения денежнокредитной политики.В результате удалось снизить уровеньинфляции уже в 1995 г. до 4% в месяц. К концу1996началу 1997 года началась стабилизацияэкономической системы, существенноснизились темпы падения промышленногопроизводства.

Начавшаяся стабилизацияэкономической ситуации, к сожалению,не стала определяющей тенденциейразвития. Виной этому стал мировойэкономический кризис, охвативший всередине 1998 г. и ближайших соседейКазахстана, в первую очередь, Россию.

Многократное падение курса рубля поотношению к $ при сохранении действующихрублевых цен привели к резкому удешевлениюроссийских товаров на казахстанскомрынке. Пытаясь поддержать местныхтоваропроизводителей, правительствопыталось ограничить импорт, а затемвынуждено было пойти на девальвациютенге.

В нарастании кризисных явленийсыграло свою роль и снижение мировыхцен на нефть – основную статью экспортаКазахстана. Кроме того, резко сократилисьпоступления в бюджет от приватизации,так как основные интересующие инвесторовобъекты были распроданы в 19931997 гг. Всвязи с этим, основной задачей правительствана данном этапе стала помощь отечественнымтоваропроизводителям, пополнениебюджета, сокращение расходов госва.

В целом говоритьо стабилизации экономической ситуациипока рано. Высоким остается уровеньбезработицы, вновь начали расти темпыспада производства, далеки от завершенияпроцессы структурной перестройкиэкономики, особенно в сельском хозяйстве.

Источник: https://studfile.net/preview/1664294/page:33/

Декларация “О государственном суверенитете Казахской ССР” — первый шаг к становлению суверенного государства Казахстан — bibliotekar.kz — Казахская электронная библиотека

80. Принятие Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года.

 Декларация “О государственном суверенитете Казахской ССР” — первый шаг к становлению суверенного государства Казахстан

В ходе демократических преобразований, затронувших абсолютно все стороны общественной жизни республики, сознание большинства населения было уже подведено к идее государственного суверенитета, который требовал принятия соответствующего документа.

И таким документом стала Декларация “О государственном суверенитете Казахской ССР” от 25 октября 1990 года, открывшая принципиально новую страницу в политической истории Казахстана.

Необходимо отметить, что, несмотря на отрицательную реакцию союзного центра по поводу разработки данной Декларации, принятие этого важного политико-правового документа в истории Казахстана и его последующее восприятие прошло сравнительно легко, без каких-либо политических конфликтов и кровавых столкновений.

Имперские силы восприняли Декларацию как неизбежный процесс, который уже нельзя было остановить. Но все же обсуждение текста Декларации “О государственном суверенитете Казахской ССР” вызвало много дискуссий и споров, особенно среди депутатов Верховного Совета Казахской ССР.

Некоторые депутаты выступали с заявлениями, что проект Декларации готовился келейно, узким кругом лиц, предъявляли необоснованные претензии к процедуре обсуждения проекта Декларации на заседаниях Верховного Совета, заявляя, что проект Декларации не обсуждался в комитетах и комиссиях Верховного Совета.

Много споров среди депутатов вызвали вопросы регулирования миграции и собственности, права республики на собственные внутренние войска, органы государственной безопасности и внутренних дел. Часто дискутировались вопросы вокруг языка — вносились предложения ввести в текст Декларации положения о придании статуса государственного двум языках — казахскому и русскому, несмотря на Конституцию Казахской ССР и принятый ранее Закон Казахской ССР “О языках”, где государственным языком признан казахский, а русскому языку придан статус языка межнационального общения.

Принятие Декларации стало поворотным моментом в жизни народов Казахстана, определив первостепенную задачу государства — создание достойных и равных условий жизни для всех граждан республики. Этот политико-правовой документ положил начало созданию правовой основы для перехода на качественно новый этап обеспечения реальных прав и свобод граждан.

Декларация открыла перспективы для выхода Казахстана на прямые контакты с внешним миром. Как суверенное государство, Казахстан приобрел право выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций.

Впервые в истории Казахстана Декларация “О государственном суверенитете Казахской ССР” провозглашала, что “территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия.

Любые насильственные действия против конституционного строя Казахской ССР, публичные призывы к нарушению целостности ее территории, а также разжигающие национальную рознь со стороны политических партий, общественных организаций, массовых объединений, иных группировок или отдельных лиц преследуются по закону”.

Декларация устанавливала верховенство Конституции и законов республики на своей территории. Важным аспектом в этом плане явилось провозглашение в Декларации положения о том, что республика имеет право приостанавливать на своей территории действия законов или других нормативных актов СССР, в случае если они нарушали суверенные права и Конституцию республики.

Декларация стала важным источником правовой системы государства. Ее особенное место среди других политико-правовых документов определялось тем, что разработка и принятие нового Основного Закона государства — Конституции и других законодательных актов должны исходить из основополагающих принципов и положений Декларации.

Декларация, таким образом, стала базой для создания национального законодательства и новой Конституции государства. В условиях времени, когда принималась Декларация, данное положение явилось значительным продвижением к становлению конституционализма в Казахстане. Одним из реальных воплощений Декларации стало принятие 28 января 1993 года первой Конституции Республики Казахстан.

Огромное значение Декларации “О государственном суверенитете Казахской ССР” можно определить тем, что впервые на самом высшем государственном уровне было провозглашено мировому сообществу, что государственная власть в стране обладает независимостью, верховенством и самостоятельностью, и что республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством страны. Большое значение Декларации для становления реальной государственной независимости Республики Казахстан обусловливается также тем, что Декларация закрепила одной из важнейших задач республики защиту и укрепление национальной государственности, возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане. Декларация установила также исключительную собственность республики на землю и ее недра, воду и воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, на все национальное богатство республики, составляющее основу ее суверенитета.

>

Источник: http://bibliotekar.kz/suverennyi-kazahstan-na-rubezhe-tysjache/deklaracija-o-gosudarstvennom-suverenite.html

Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г

80. Принятие Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года.

Декларацияо государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

от 12 июня 1990 г.

Первый Съезд народных депутатов РСФСР,

— сознавая историческую ответственность за судьбу России,

— свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

— выражая волю народов РСФСР,

торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР — естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей — обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу — на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.

8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Федерации.

10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.

Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.

Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.

11. На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.

12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

13. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

14. РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.

15. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.

Председатель Верховного Совета
РСФСР

Б.Н.Ельцин

Москва, Кремль, 12 июня 1990 года.

Источник: https://constitution.garant.ru/act/base/10200087/

Uchebnik-free
Добавить комментарий