8. Восточный и западный пути происхождения государства.

Содержание
  1. Восточный и западный пути возникновения государства и права: сравнение
  2. Понятие права
  3. Как государство и право соотносятся между собой?
  4. Восточный и западный пути возникновения государства и права: сущность процесса
  5. Предпосылки возникновения государства — западный и восточный путь
  6. Юриспруденция и страны Востока
  7. Ключевые особенности азиатского типа
  8. Иные особенности развития азиатского права и стран
  9. Западный путь развития
  10. Спартанский и Афинский пути развития
  11. Государства римского типа
  12. Вывод
  13. Пути формирования государства: восточный, западный
  14. Восточный путь возникновения государства
  15. Общие характеристики государств восточной формы развития
  16. Западный путь возникновения государства
  17. Общие характеристики государств западной формы развития
  18. Общие закономерности происхождения государства и права. Различные пути происхождения государства у разных народов. Восточный и западный путь происхождения государства и права
  19. Западный и Восточный пути происхождения государства

Восточный и западный пути возникновения государства и права: сравнение

8. Восточный и западный пути происхождения государства.

На сегодняшний день человечество достигло такого уровня развития, что найти ответы на какие-либо вопросы не составляет никакого труда. Мы добились успеха практически во всех существующих отраслях жизнедеятельности: строительстве, правоохранительной работе, медицине и т. п.

Однако такое положение дел было далеко не всегда. Изначально люди существовали в небольших структурах, которые назывались семьями. Позднее стал очевиден вопрос неэффективности данных организационных систем в процессе управления большими массами людей.

Поэтому семьи начали разрастаться, что привело к появлению государств.

Что касается внутреннего взаимодействия людей в странах, то оно осуществляется на основе права. Которое в свое время пришло на смену насилию и религии. Сегодня право – это ключевой регулятор общественных отношений в любой стране.

Как мы видим, юриспруденция и государство являются взаимодополняющими категориями. Они развивались во все времена параллельно. Тем не менее различие национальных культур и ментальности всех народов привело к формированию двух типов развития государства и права: восточного и западного.

Они наделены массой уникальных особенностей и своей историей, о чем и пойдет речь далее в статье.

Понятие права

Прежде чем рассматривать западный и восточный пути развития государств и юриспруденции, необходимо разобраться с особенностями второй категории. Как уже указывалось ранее, право – это ключевой регулятор социальных отношений.

Но в данном случае возникает логичный вопрос, что эта категория собой представляет? Из чего она непосредственно состоит? В данном случае нужно отметить тот факт, что право является совокупностью моральных норм, которые легализированы государством для непосредственного регулирования тех или иных аспектов жизни населения. Выражением права являются законодательные акты. Они, как правило, имеют иерархичную систему построения и целевое назначение. При этом стоит отметить тот факт, что право существенно дополняет организационную структуру государства. По сути, без юриспруденции страны попросту не существовали бы.

Политики и мыслители во все времена задавались вопросом о том, что собой представляет каждая страна в отдельности? Является ли эта структура исключительно правовой или она исходит от людского гения? На основе этой проблематики было выдвинуто множество различных теорий, каждая из которых характеризуется собственными особенностями. На сегодняшний день существует одно наиболее общее понятие категории. Согласно его положениям, государство – это специфическая социальная организация, для которой характерно наличие политической власти, принудительного метода регулирования внутренних отношений и нормативной структуры, которая представляет собой форму выражения права. При этом любая страна является всецело самостоятельной и в какой-то степени «живой». Восточный и западный пути возникновения государства, кратко рассмотренные в данной статье, позволяют наглядно увидеть становеление держав определенного типа.

Как государство и право соотносятся между собой?

Две представленные в статье категории являются взаимодополняющими. Однако многие люди, в том числе и некоторые теоретики, не осознают важности подобного рода соотношения. Суть в том, что право является частью государства.

Другими словами, первая категория создает специальные рамки и принципы деятельности, на основе которых любая страна существует. Помимо этого, право является основным организационным фактором, благодаря которому люди группируются не просто в отдельные составляющие, а в целое общество.

Но, как мы знаем, право и государство не появились в один момент. Их создание происходило путем многолетнего становления и теоретической разработки.

Восточный и западный пути возникновения государства, кратко рассмотренные в данной статье, являются лишь комплексными теориями. Они были выведены для пояснения некоторых особенностей исторической взаимосвязи стран и юриспруденции.

Теории детально расписывают возникновение государств. Западные и восточные пути развития в данном случае — это исторический феномен.

То есть их выделяют на основе территории существования конкретных стран и особенностей культуры их населения.

Восточный и западный пути возникновения государства и права: сущность процесса

Каждая в отдельности страна и юридическая система в ней создавались на протяжении большого количества времени. Другими словами, эти категории прошли значительный путь становления, прежде чем обрели современный вид.

Что касается путей развития, а точнее теории об их существовании, то она образовалась вследствие очевидного различия народов Запада и Востока. На протяжении многих веков культуры этих социумов были изолированы друг от друга.

Даже в XXI веке западные и восточные миры лишь начинают обмениваться опытом и взаимодействовать между собой в разных сферах деятельности. Но факт интеграции всех стран в мировое сообщество не исключает особенности государств с разной культурой.

Поэтому восточный и западный пути возникновения государства и права активно изучаются историками и юристами-теоретиками на сегодняшний день.

Предпосылки возникновения государства — западный и восточный путь

Сегодня в мире существует огромное количество стран. Но все они когда-то прошли процесс зарождения и становления. Восточный и западный пути возникновения государства имеют некоторые общие черты.

В данном случае мы рассматриваем именно особенности стран, ведь право появилось на основе внутренних моральных правил социальных семей намного раньше каких-либо общественных формаций.

Таким образом, сам факт создания государства был обусловлен несколькими взаимосвязанными факторами, а именно:

  • значительную роль сыграли природные явления, которые далеко не всегда были благоприятными для людей;
  • основным экономическим фактором является развитие производства и, конечно же, всеобщего рынка;
  • психологический фактор обуславливает потребность людей консолидироваться в группы для более эффективного достижения определенных целей;
  • общественные факторы говорят о том, что все без исключения правовые и государственные процессы развиваются лишь внутри социума и являются исходящими от него категориями.

На основе всех представленных особенностей можно сделать вывод о том, что государство и право – это явления, сотворенные непосредственно человеком в процессе его эволюции.

Другими словами, развитость стран и нормативных правил в них свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне общества, что, безусловно, является позитивным фактором.

Восточный и западный пути возникновения государства, права нужно рассматривать как комплексные категории, что дает возможность выделить их основополагающие черты.

Юриспруденция и страны Востока

Восточный, или же «азиатский», путь развития государства и права – это совокупность связанных между собой процессов, которые обусловили появление данной категории на определенной территории.

Основной отличительной чертой этой части света является доминирование деспотии, как одного из ключевых методов управления обществом. То есть каких-либо демократических процессов на Востоке искать не следует.

Ведь в силу различных факторов, одним из которых являются суровые климатические условия, отношения между людьми в этой части света всегда отличались высоким уровнем доминирования одних индивидов над другими.

Наглядным индикатором восточных государств также является экономика. Она отличается наличием общественной формы собственности. Что касается непосредственно права, то эта категория также во многом обусловлена общими особенностями культуры и ментальности населения восточных государств.

Ключевые особенности азиатского типа

Восточный и западный пути происхождения государства наделены собственными характерными моментами, отделяющими их друг от друга. Чтобы разобраться в особенностях каждого типа, необходимо проанализировать его признаки, которые касаются различных сфер человеческой деятельности: экономики, политики и т. д.

В данном случае развитие государства и права на Востоке происходило путем постепенной эволюции социальных формаций от родовой общины к сформированному обществу, которое объединялось в страну. Юриспруденция также была подчинена социальным законам, сформированным путем жесткой централизации.

Таким образом, главными причинами развития общества на Востоке были:

  1. Агрессивный климат, который вызывал потребность создания больших ирригационных систем, позволяющих заниматься земледелием даже посреди пустынь.
  2. Необходимость подчинения и объединения огромных человеческих масс для более эффективного управления ими.
  3. Необходимость наличия общего, единого руководящего звена для контроля и регуляции поведения огромного количества людей.

Помимо перечисленных причин появления восточных государств, достаточно весомой особенностью является существование в них сильного аппарата управления. Он характеризуется как бескомпромиссное управление, подчиняющее всех и вся своей воле.

Обычно в его систему входили ведомства трех основных направлений: финансового, военного и публичного. Последняя ветвь отвечала за массовые работы.

Таким образом, государства Востока характеризовались как мощные густонаселенные бюрократические структуры.

Иные особенности развития азиатского права и стран

Конечно, помимо представленных аспектов, существуют и другие характерные моменты развития восточных стран и права в них, например:

  • юридическая отрасль, как правило, касалась лишь наиболее официальных процедур, а повседневная жизнь человека регулировалась обычаями;
  • право в большинстве случаев не было записанным и существовало в головах людей;
  • правовой статус граждан не был равным в силу деления общества на отдельные группы;
  • многие институты первобытного общества были заимствованы, например, общины земельного типа.

Таким образом, восточный путь развития государства и права имеет огромное количество интересных моментов. Однако не меньше теоретических споров возникает по поводу Западных стран и их организации. В данном случае населению РФ второй путь развития более близок, потому что наше государство эволюционировало на его основе.

Западный путь развития

Разнообразие путей возникновения государства позволяет сегодня ученым выделить ключевые культурные и ментальные отличия народов Востока и Запада. При этом нужно отметить тот факт, что формации обоих типов являются прямыми противоположностями друг другу.

Ведь пути возникновения государства изначально подразумевают собой использование разных способов регулирования, управления, создания и потребления ресурсов.

Поэтому при рассмотрении права и стран Запада, необходимо понимать, что это совершенно иные структуры, совершенно не похожие на восточные.

Большое значение в данном случае имеет право. Регулятор общественных отношений зародился на западных территориях достаточно рано. Суть в том, что люди осознавали пользу права в процессе взаимодействия друг с другом.

Подобного рода разумность в организационном подходе повлекла быстрое формирование государств. Интересен тот факт, что западные страны появились раньше, чем общество разделилось на классы. Однако именно дифференциация социума позволила им эволюционировать.

Таким образом, можно выделить следующие характерные черты развития стран и права данного типа, например:

  • классы появились значительно позже общей организации;
  • право имело широкое применение во всех сферах государственной жизни: политике, экономике, торговли и т. п.
  • юриспруденция позволила создать первые демократические институты, которые характерны для некоторых современных государств;
  • политическая власть определялась имущественным богатством её членов;
  • общество постепенно становится основным источником силы государственного аппарата.

Но если восточные страны в большинстве случаев имели общие черты развития и функционирования, то на Западе было сформировано несколько путей эволюции, которые называются сегодня формами.

Спартанский и Афинский пути развития

Восточный и западный пути возникновения государства ТГП рассматривает как взаимосвязанные и противоположные формы эволюции многих стран, которые существуют сегодня. Однако западная организация власти и права имеет несколько ответвлений. Одним из них является афинский путь развития государства и права.

Это наиболее классическая форма развития стран. Она подразумевает существование классов и политической элиты. Что касается права, то оно уже в тот период разделялось на несколько отраслей, что позволяло регулировать большое количество внутренних отношений.

Совершенно противоположной является спартанская форма развития государства. Свое начало данный путь развития берет в Древней Спарте. Это государство постоянно находилось в состоянии боевой готовности, что сильно отразилось на многих внутренних делах.

Практически вся жизнедеятельность была регламентирована общеобязательными нормами, которые не давали право выбора.

Государства римского типа

Основополагающим для многих стран является римский путь развития. Суть в том, что одноимённое государство разработало множество юридических институтов. Именно в Древнем Риме впервые начало осуществляться деление права на публичную и частную сферу. Что касается государственного аппарата, то он вобрал в себя как чисто бюрократические, так и некоторые демократические черты.

Конечно, представленные формы – это далеко не основные пути возникновения государства. Тем не менее они также являются весомой частью многих современных политико-правовых систем. Поэтому игнорировать их существование попросту нельзя.

Вывод

Итак, в статье мы рассмотрели восточный и западный пути возникновения государства. Сравнение данных форм показало, что различие народов обоих частей света обусловлено не только культурными, но еще и политико-правовыми особенностями их развития.

Источник: https://FB.ru/article/279322/vostochnyiy-i-zapadnyiy-puti-vozniknoveniya-gosudarstva-i-prava-sravnenie

Пути формирования государства: восточный, западный

8. Восточный и западный пути происхождения государства.

Все существующие государства имеют свою историю развития и условия формирования, однако у них есть и общая черта: неолитическая революция (переход от присваивающей формы экономики к производящей) стала катализатором разрушения родоплеменной организации, спровоцировала социальное расслоение в обществе, стала основой для трансформации обычаев в правовые нормы. В зависимости от того, каким способом осуществлялись указанные изменения, возможно выделить два пути формирования государства: восточный и западный.

Восточный путь возникновения государства

Такое направление развития государственного строя называют также азиатским. Основными предпосылками к реализации восточного сценария стали:

  • переход от кочевого образа жизни к оседлому;
  • необходимость в связи со сменой образа жизни организации крупномасштабных общественных работ (строительство поливных сооружений, земледельческие работы и пр.);
  • потребность объединить для осуществления вышеуказанных задач существенное количество людей (родоплеменное объединение) и территорий;
  • необходимость всестороннего контроля проведения работ и управления рабочими.

Все вышеописанные процессы происходили на фоне зарождающихся древних восточных деспотий. Очевидно, что целесообразным было централизовать руководство.

Так начало проявляться социальное расслоение: появился управляющий слой, узурпирующий не столько само производство, сколько вопросы распределения ресурсов во время и после производства. Также очевидно, что интересы самой структуры управления стали значительно отличаться от интересов прочей массы людей.

Фактически это была сила, эксплуатирующая трудовые ресурсы остальных членов сообщества. Собственно, описываемый управляющий слой стал прародителем государственного аппарата.

С ростом числа вопросов, требующих решения, возникла потребность функционального разделения управляющей структуры. Так начал зарождаться бюрократический аппарат власти, представляемый различными подразделениями (ведомствами), в частности, финансовым, военным и ведомством публичных работ.

Замечание 1

Для экономики этого периода развития характерна государственная форма собственности: фактически все блага принадлежали управляющей единице, основная часть населения не владела ничем.

Общие характеристики государств восточной формы развития

Едиными для всех государств, развивающихся по восточному сценарию, являются следующие черты:

  • государственная форма собственности, единоличное владение всеми благами монархом;
  • сохранение такой первобытной формы уклада жизни как община, что, в том числе, исключало факт появления частной собственности;
  • отсутствие условий для развития средств производства и в целом отсутствие в обществе возможностей для развития, модернизации;
  • расслоение общества, основанное на положении людей в структуре власти;
  • в отсутствие каких-либо иных собственников, кроме государства – ненаказуемое злоупотребление властью, превышение полномочий, коррупция;
  • неограниченная власть государственного аппарата, возглавляемого одним лицом, абсолютным монархом.

Замечание 2

Восточный тип формирования присущ самым первым государственным структурам на Земле: как уже было отмечено выше, первичной формой стала древневосточная деспотия. Это были важные исторические шаги плавного перехода от первобытного общества к государству.

Западный путь возникновения государства

Западный вариант формирования государства также носит название европейского. Здесь также зарождение государства строилось на имущественном неравенстве, однако причина его происхождения была иной.

Следствием неолитической революции стало общественное разделение труда: определенным родом деятельности (ремеслом) занимались конкретные люди (ремесленники), на этом фоне активно развивалась торговля. Отдельные семьи теперь могли позволить себе быть независимыми от общины, иметь свое средство заработка, свою собственность.

Такие условия были благоприятны для модернизации средств производства: ввиду наличия личной заинтересованности в получении благ прикладывались усилия по наращиванию производственных процессов.

Очевидно, что и усилия, и результат не могли быть равноценными для всех: у отдельных групп людей возникали излишки продукции, приводящие к накоплению благ, а, соответственно, происходило расслоение общества на классы (по признаку богатства и, соответственно, власти).

Отличием от азиатского пути возникновения государства является то, что здесь наиболее влиятельные лица не только занимали самые высокие должности в государственной структуре, но при этом были автономны, имели частную собственность и сами являлись источником власти.

Закономерно, что разделение на «богатых и бедных» спровоцировало неразрешимые противоречия и конфликты. При этом еще не существовало подходящих методов урегулирования данных споров. Собственно, создание государственной структуры и права изначально было направлено на создание законных условий для крупных собственников сохранения своего имущества, установление для них некого статуса-кво.

На протяжении всей истории развития государства, идущие европейским путем, претерпевали эволюционные метаморфозы: в этом еще одно их отличие от неповоротливой восточной модели.

Замечание 3

В ХХ веке практически каждый гражданин (или все граждане в некоторых государствах) являлся собственником, так или иначе; получили распространение основные положения о равноправии и демократии. Эти значительные перемены в обществе совокупно с постоянно развивающейся технологической сферой создали для западной модели достаточную устойчивость и потенциал.

Общие характеристики государств западной формы развития

Базовыми чертами, присущими государственному устройству западного типа, являются:

  • фундамент государства – частная собственность;
  • главная задача государства – охрана частной собственности;
  • расслоение общества по признаку объема владения благами;
  • государство западного типа изначально представляло собой объединение частных собственников;
  • наличие плодотворной среды для развития технологий;
  • западному устройству государства присуща постоянная эволюция.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/puti-formirovanija-gosudarstva/

Общие закономерности происхождения государства и права. Различные пути происхождения государства у разных народов. Восточный и западный путь происхождения государства и права

8. Восточный и западный пути происхождения государства.

Появление государства как организации политической власти, было вызвано объективными закономерностями общественного развития.

Общественное развитие осуществляется в 4 основных сферах – экономической, социальной, духовной и политической.

В первобытном обществе за длительный период произошли изменения, взаимно связанные между собой.

В экономической сфере: Возрастал уровень производительных сил, т.е.: — совершенствовались орудия труда – каменные сменялись металлическими; — появились новые орудия (соха, топор и др. из металла); — обогащался производственный опыт людей.

Следом произошло разделение труда: — скотоводство отделилось от земледелия и стало самостоятельной отраслью производства; — позднее в самостоятельную отрасль выделилось ремесло.

В результате возросшей производительности труда, накопления материальных ценностей, появилась собственность, которую необходимость в управлении этими процессами, создание аппарата управления, что является первой причиной возникновения государства и права.

В социальной сфере: Произошло расслоение первобытного общества на имущих и неимущих в результате появления частной собственности. Возникла необходимость охранять право собственности т.к. имущих было значительно меньше неимущих, а не имущих не устраивало социальное неравенство.

Появились первые враждебные классы. Это ускорило создание государства. В дальнейшем произошел распад родовой общины на отдельные семьи, которые стали хозяйствовать самостоятельно и не зависеть от рода в результате усовершенствования орудий труда.

Распался на семьи, которое продолжали сотрудничать в новых хозяйственных условиях.

Распад общины усложнил проблему управления побуждал к созданию аппарата управления – государства. Необходимо было обеспечить безопасность членов государства от набегов с целью ограбления и захвата пленных. Это может осуществлять только государство.

В духовной сфере: Произошло еще одно разделение труда – умственный труд отделился от физического, т.к. были созданы материальные предпосылки. Это позволило части общества заниматься профессионально образованием, наукой, культурой, воспитанием.

В результате – возрос интеллектуальный уровень общества, увеличилось число грамотных, образованных людей. Это способствовало появлению людей, способных профессионально осуществлять управленческую функцию.

Это явилось предпосылкой возникновения института государственности, формирования слоя чиновников.

В политической сфере: Изменения в экономической, социальной, духовной сферах.

Первобытного общества вызвали изменения в политической сфере: — в результате изменения социального состава населения изменились взаимоотношения меду социальными группами в сторону антагонизма классов; — совместные проблемы перестали успешно решаться собранием членов рода (хозяйственные, поддержание порядка, обеспечения безопасности); — старейшины, жрецы, военоначальники оказались не в состоянии их решать.

Возникла необходимость в создании спец. аппарата управления организации политической власти – государства.

В теории государства и права выделяется ряд основных форм возникновения государства, когда государство возникает непосредственно из родового строя как результат развития классового противоречия внутри его.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных плебеев, живших вне римских родов, против римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновению древнегерманского государства в значительной степени способствовало завоевание обширных чужих территорий, управление которыми не могла обеспечить родовая община.

Вывод. Закономерностями возникновения государства являются: 1. разделение труда. 2. возникновение частной собственности, следовательно распределение рода на семьи; 3. разделение общества на классы и появление умственного труда; 4. необходимость создания аппарата охраны и принуждения; 5. необходимость создания управления;

Особенностями возникновения государства являются: 1.в одних случаях борьба аристократии с бесправной частью общества. 2.в других завоевание чужих территорий.

8.Типы государства: различные подходы к типологии государств.

Цивилизационный и формационный подход к типологии государстваТипологией государств называется научная классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев. Существует два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.

Формационный подход использует в качестве критерия категорию общественно-экономической формации, то есть исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства.

Согласно формационной типологии существуют четыре типа государства:

– рабовладельческое; – феодальное;

– буржуазное; – социалистическое.

В настоящее время рассматривается такой тип государства как восточное, которое предшествовало рабовладельческому государству. Рассмотрим типы государств подробнее:

1. Восточное государство (Египет, Вавилон). Географические условия и природные условия этих государств требовали организации крупных ирригационных работ. Экономической основой являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения.

Функции восточного государства:

а) организация общественных работ;

б) взимание податей;

в) оборону своей территории или захват чужой;

г) подавление сопротивления общинников и рабов.

Организация государственной власти была представлена в форме восточной деспотии, где вся власть принадлежала наследственному монарху, правящему при помощи сильного военного бюрократического аппарата.

2. Рабовладельческое государство (Древняя Греция, Древний Рим).

Экономический базис составляла собственность не только на орудия и средства производства, но и на работников (рабов). Основные классы – рабовладельцы и рабы. Существовала социальная прослойка – ремесленники и др.

Функции государства:

а) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации работников;

б) подавление сопротивления рабов;

в) идеологическое воздействие с целью поддержания дисциплины и порядка.

Форма организации государственной власти – унитарные монархии и республики.

3. Феодальное государство.

Экономическая основа – собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян.

Основные классы – феодалы и крепостные крестьяне. Существовал и промежуточный класс – ремесленники и др.

Функции государства:

а) охрана феодальной собственности;

б) подавление сопротивления эксплуатируемых;

в) защита от внешних нападений и ведение захватнических войн.

Форма организации государственной власти – монархия различных видов. Республиканская форма правления была лишь в городах-республиках (Генуя, Псков).

4. Буржуазное (капиталистическое) государство.

Экономическая основа – частная собственность на средства производства. Основные классы – буржуазия и рабочие. Существует также социальная прослойка – люмпен-пролетариат.

Функции государства:

а) экономическая, то есть государственное регулирование экономики путем активного вмешательства;

б) социальная (поддержка неимущих слоев населения и др.).

Форма организации государственной власти разнообразна (от республики до монархии).

5. Социалистическое государство.

Экономическая основа – общественная собственность на землю и др. Основной класс – рабочие и крестьяне. В качестве социальной прослойки выступает интеллигенция и др.

Функции государства:

а) охрана интересов государства, общества и трудящихся;

б) экономическая;

в) социальная.

Форма организации государственной власти – республика, федерация.

В зависимости от политического режима государства делятся на следующие виды:

1. Тоталитарное государство. В данном государстве власть в руках диктатора или правящей элиты, человек ничто перед государством. В этом государстве запрещено все, что не дозволено законом.

2. Авторитарное государство отличается от тоталитарного большей демократичностью, хотя и ограниченной.

3. Либеральное государство создает условия для раскрытия правового потенциала личности. Здесь действует принцип “Разрешено все, что не запрещено законом”.

4. Демократическое государство. В этом государстве граждане участвуют в делах государства, все важные государственные органы подконтрольны народу. Граждане обладают реальными правами и свободами. Государство служит личности и обществу.



Источник: https://infopedia.su/8x106da.html

Западный и Восточный пути происхождения государства

8. Восточный и западный пути происхождения государства.

Билет № 31

  1. Западный и Восточный пути и общие закономерности возникновентя гос-ва. Гос-во как соц. институт, обеспечивающий производящую экономику!

Первобытное общество многие тысячелетия практически не менялось. Его развитие шло крайне медленно, и те существенные изменения в экономике, структуре, управлении и проч., о которых говорилось выше, начались сравнительно недавно.

При этом, хотя все эти изменения происходили параллельно и были взаимообусловленными, тем не менее главную роль играло развитие экономики: именно оно создавало возможности для укрупнения общественных структур, специализации управления и других прогрессивных перемен.

      Важнейшей ступенью человеческого прогресса явилась неолитическая революция, имевшая место 10-15 тыс. лет тому назад. В этот период появились весьма совершенные, шлифованные каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие.

Произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств, создания запасов. Экономика стала производящей, человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения.

Но вместе с тем возникла и возможность эксплуатации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств. 

Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к государственноорганизованному обществу. Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «протогосударство»

Для этой формы характерны: общественная форма бедственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становящихся административными, религиозными и культурными центрами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения, как и ранее, в основном совпадают с интересами всего общества, однако постепенно появляется социальное неравенство, приводящее ко все большему расхождению интересов управляющих и управляемых.

Восточный (азиатский) путь возникновения государства.

Для этой формы характерны: общественная форма собственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становящихся административными, религиозными и культурными центрами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения, как и ранее, в основном совпадают с интересами всего общества, однако постепенно появляется социальное неравенство, приводящее ко все большему расхождению интересов управляющих и управляемых.

Именно в этот период, который у разных народов по времени не совпадал, произошло разделение путей развития человечества на «восточный» и «западный» Эти термины условны, поскольку «западный» путь характерен только для Европы, во всех же остальных регионах мира государства возникали по «восточному» типу»..

Причины такого разделения заключались в том, что на «востоке» в силу ряда обстоятельств (главное из них — необходимость в большинстве мест крупных ирригационных работ, что было не под силу отдельной семье) сохранились общины и соответственно общественная собственность на землю.

На «западе» же таких работ не требовалось, общины распались, и земля оказалась в частной собственности.

Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко — в десятки раз — повысить производительность труда.

Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления.

Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, расширения ирригационной сети и т.п.

Все это определяло прежде всего необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства — землю.

Таким образом, восточный (или азиатский) путь формирования государственности отличался прежде всего тем, что политическое господство возникло на основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности.

В рамках общины основным назначением власти становилось и управление особыми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.п.

Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет. Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными.

В той мере, в какой им это удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку — важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти.

Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

Западный путь возникновения государства

В отличие от восточного пути, имевшего универсальный характер, западный путь был явлением своего рода уникальным, скорее, исключением из общего правила.

Однако надо иметь в виду, что именно западное общество стало «локомотивом истории», именно европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и в решающей степени определили весь ход человеческого прогресса;

Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что здесь на стадии протогосударства, формой которого была «военная демократия», происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов.

В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере Древних Афин, где государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, заменив их постепенно государственными органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публичная власть», уже не совпадающая с обществом, отчужденная от него и готовая выступить против народа.

Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов (героев, базилевсов, которых Гомер называл «жирными») земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников.

Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников.

По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военачальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям.

Трения между наследственной аристократией и массами, принимавшие порой весьма острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете, наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности — господство родовой знати было ликвидировано.

  1. Право и мораль их единство, различие, взаимодействие.

     Право-это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, а также которые издаются либо…

     Мораль (от лат. moralis — нравственный) — нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости… В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.

       Мораль — система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни. Нравоученье, нравственое ученье, правила для воли, совести человека

Единство права и морали состоит в том, что:

во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа

во-вторых, право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования — общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

в-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;

в-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.

Цель права — «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил» (И.А. Ильин). Таково же, в сущности, и назначение морали.

Ведь право — возведенная в закон нравственность.

Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия, обладают своей спецификой. Учет своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности. Именно поэтому онтологические статусы и признаки права и морали заслуживают пристального анализа.

Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем:

1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования.

Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются.

В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество — его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

Конечно, процесс правообразования идет не только «сверху», но и «снизу», вырастает из народных глубин, обычаев, традиций, юридической практики, прецедентов, но в конечном счете правовые нормы «преподносятся» обществу все же затем от имени государства как его официального представителя.

По-другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно иони вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие властей; достаточно, чтобы она была признана, «санкционирована» самими участниками социального общения — классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться.

В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.

2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается.

За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, ибо норма права — не просьба, не совет, не пожелание, а властное требование, веление, предписание, обращенное ко всем членам общества и подкрепляемое в их же интересах возможностью принудить, заставить.

Иными словами, юридические нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер. Отсюда не следует, что каждая отдельно взятая норма относится ко всем. Речь идет о принципе — о том, что в праве объективно заложен принудительный момент, без которого оно не было бы эффективным регулятором жизнедеятельности людей, атрибутом власти.

По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов.

В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершает никаких противоправных поступков.

Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты.

3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации.

Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей — участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.

Источник: https://student.zoomru.ru/gospravo/zapadnyj-i-vostochnyj-puti-proishozhdeniya/200352.1647212.s1.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий