8. Воспитание на основе потребности человека ( В.П.Созонов).

1.8. Воспитание на основе потребностей человека

8. Воспитание на основе потребности человека ( В.П.Созонов).

Эту концепциюразработал ижевский ученый ВалерийПетрович Созонов. Основные ее положенияизложены автором в методическом пособии«Организация воспитательной работы вклассе», опубликованном в издательстве«Педагогический поиск» в 2000 году.

Понятие«воспитание». В.П.Созонов выступает против существовавшеймногие годы социоцентрической моделивоспитательной деятельности.

Он пишет:«Предлагаю другой подход к воспитанию:не от общества, а от ребенка, не отколлектива, а от самосознания отдельногочлена, не от общественных потреб­ностей,а от потребностей и внутренних проблемчеловеческого вида, который пришел вчеловеческое сообщество и страстностремится познать себя, непонятного инепокорного, найти в мире свое место,единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального инеповторимого. И не надо его «формировать»,пытаться сделать из маленького человека— вселенского чуда — болванку, унылыйстандарт, повторяющий нас самих.Необходимо доверять человеческойприроде».

В своихпредставлениях о влиянии воспитанияна развитие личности ребенка ижевскийученый делает акцент на внутреннихмеханизмах самоизменения человёка. Онубеждён что успех работы воспитателяво многом обусловлен поиском иустановлением взаимосвязи процессовреализа­ции базовых потребностейрастущего человека и воспита­тельнойдеятельности педагога.

Базовыепотребности, по его мнению, есть главнаяцель, объект педагогической заботы икритерии эффективности воспитательнойработы.

Из такого понимания воспитательногопроцесса и вытекает опре­делениевоспитания какдеятельности педагога, направлен­нойна создание психолого-педагогическихусловий для удовлетворения базовыхпотребностей школьника:

1) в творческойдеятельности;

2) быть здоровым;

3) в защищенности,безопасности;

4) в уважении,признании, необходимом социальномстатусе;

5) в смысле жизни;

6) в самореализации(самоосуществлении);

7) в удовольствии,наслаждении.

Цель и принципывоспитания. Рассматривая человека каксущество саморазвивающееся,самоопределяющееся, В.П.

Созоновподчеркивает, что ребенок — существоне самодоста­точное для саморазвитияв силу возраста, малых знаний, слабостифизических и духовных сил.

Отсюдастановятся очевидной цель воспитательнойдеятельности: обеспечивать необходимыеусловия для удовлетворения базовыхпотреб­ностей личности учащегося.

Воспитание, воснове которого лежат потребностичело­века, может базироваться, помнению В.П. Сазонова, на таких принципах:

1.Принцип природосообразности. Давайтеоткажемся от переделки ребенка. Пустьнашей исходной позицией станет довериек нему,выращивание в нем личности с учетомимеющегося потенциала, на основезакономерностей внут­реннего развития;поиск, обнаружение и укрепление внутреннихсил.

2.Принцип целостности в подходе к ребенку.Будем учить­сяпонимать его как неразрывное единствобиологического и психического, социальногоидуховного,сознания и са­мосознания, рациональногои иррационального.

3.Деятельностный принцип. Постараемсяосознать: воспитывает не только педагоги не столько нравоучениями, сколькоорганизацией живого опыта бытия,отношений чле­нов сообщества.

4.Эгоцентрированныйпринцип: обращенностьк внутреннемумиру, развитие чувства «самости» яответственности перед внутренним «Я».Критерии успешности воспитания —здоровая «Я-концепция», гармониявнутреннего мира ре­бенка, чувствособственного достоинства.

5.Возрастной принцип:подбор видов, содержанияи форм деятельности в соответствия сведущими потребностями детей разноговозраста.

6.Принцип гуманизма: всестороннеевзаимодействие вос­питателя ивоспитанника на объективном единствецелей.

воспитательного процесса. Oнодолжно слу­жить целям жизни воспитанникаи быть связано со становлением мотивационно- потребностной сферы личности ребенка.К числу основных направлений воспитательнойдеятельности Валерий Петрович отсноситследующие:

-организация разнообразной, творческой,личностно и общественно значимойдеятельности детей в классе как модели,образа будущей достойной жизни в ходе которойосуществляются развитие и благополучнаясоциализация воспитанника (реализацияпотребности в творческой деятельности);

— создание условийдля сохранения и укрепления здоровьявоспитанников (реализация потребностибыть здоровым);

— формированиеблагоприятно нравственно — психологическогоклимата, здоровых межличностныхотношений в коллективе,т.e.обеспечение условий защищенностикаждого, даже самого слабого его члена(реализация потребности защищенности,безопасности);

— созданиеусловий дляуспешногосамоутверждения каждого воспитанникав формах общественно полезной деятельностии общественно приемлемого поведения,обретения каждым необходимого социальногостатуса всреде сверстников(реализация потребности в уважении,признании);

— обеспечениеусловий и оказание помощи ребенку (втом числе собственным примером ж образомжизни), в поисках и обретении ценностей,смысла жизни, ясных целей пребывания вшколе и после ее окончания (реализацияпотребности в смысле жизни);

— психолого-педагогическоепросвещение воспитанников, обучениеих способам делать правильный выбор,принимать решения; обучение приемамсамопознания саморегуляции, самоуправленияв самовоспитания как основополагающимумениям для благополучной социализациии самореализации человека в грядущейвзрослой жизни (реал­изация потребностив самореализации);

— воспитание(развитие) чувств, привитие оптимистическогомировосприятия, научение (и собственнымпримером) радостному проживанию жизни,каждой ее минуты (реализации потребностив удовольствии, наслаждении).

Механизмвоспитания. При осуществлении процессавоспитания педагогу необходимо знатьи учитывать закономерности, логику истадии развития личности ребенка,осознавать, что каждому этапуличностного развития;соответствуют:

а)определенная общность людей, в которойребенок пребывает иосваивает социальныйопыт;

б) определеннаяведущая деятельность, благодаря кото­ройпроисходит психическое и социальноеразвитие школь­ника;

в) определенныепсихические новообразования, кото­рыекак краеугольные камни ложатся воснование личности растущего человека.

Имея отчетливыепредставления о половозрастныхосо­бенностях становления-личностиребенка, этапах развития егомотивационно-потребностной сферы,педагог должен со­блюдать следующиетребования:

1) учитывать, какиепотребности для данного возраставоспитанников являются ведущими: младший школьник нуждается в психологическомкомфорте, игре, участии в деле любимогоучителя, который поможет, похвалит и т.д.

; подросток жаждет самоутверждения,он хочет состязаться, испытывать себяв трудных, иногда экстремальныхситуа­циях; юноша занят поисками себя,он любит помечтать, пофилософствовать,«поиграть умом» и совершить нечторо­мантическое и высокое;

2)готовя воспитанника к мероприятию,необходимо, что­бы ребенок знал егоцели, ход и ожидаемые результаты спозиции значимости для себя, ибо ребеноквсегда хочет быть субъектом деятельности,а не пешкой, не марионеткой;

3) опираться напрошлый жизненный опыт ребенка (как быни был он мал), не противоречить егоустановкам, уже имеющимся нравственнымценностям и эмоциональной памя­ти;если же дело новое, то следует вооружитьего знанием того, что способно убедитьв своей правоте, нарисовать новыепер­спективы, порепетировать,потренироваться (выработать новыеустановки), исключить риск, замешательство,поражение;

4) мобилизовать,укрепить волю участников, веру в ус­пех,стремление довести дело до конца,несмотря на труд­ности, апеллируя ких самолюбию;

5) обеспечить успех,получение ожидаемого удовольствия,достижение общей «завтрашней радости»от самопроявле­ния, преодолениятрудностей; все это развивает, повышаетсамооценку, увеличивает духовные силы.

Критерии и показателиэффективности воспитательного процесса.Испытывая чувство неудовлетворения отсуществую­щих в педагогической наукеи практике подходов и техно­логийопределения эффективности процессавоспитания, В.П. Созонов предлагает двапути оценивания результатов воспитательнойдеятельности.

Первыйпуть — это оцениваниеработы воспитателя по качеству созданныхим условий для жизнедеятельностивоспитанников.

В роли критериев оценкирезультативности могут выступить такиепараметры, как психологический климатколлектива, интеллектуальный иэмоциональный фон жизни, уровеньпсихологической защищенности и свободыкаждого ребенка, характер взаимоотношенийученика и учителя,детей между собой,степень доверия, взаимоуважения,взаимопомощи, сотрудничество всехчленов школьного сообщества; возможностьсамопроявления, самоутверждения,самореализации каждого ребенка в формахжизнедеятельности данного коллектива.

Второйпуть связан с поискомнеких глубинных основа­ми и признаковдля оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешниеформы пове­дения (их можно имитировать),а внутренний мир, отношения, установки.К числу свойств (качеств) внутреннесвободного, здорового человека, способногок саморазвитию и самоактуализации,целесообразно отнести:

— самоприятие(подтверждение перед собой ответственностии законности собственного бытия),гармония и со­гласие внутренних«образов Я»;

— способностьк рефлексии, умение оценивать и владетьсвоими чувствами, выбирать поведение,управлять собой;

знание себя, своихпсихофизиологических особенностей:реакций, функций, влечений, способностей,темпера­мента, а в итоге — особенностейхарактера, стиля и такти­ки собственнойжизни;

— признание ипринятие окружающей среды, бытия дру­гих,внешнего «образа мира»; позитивноемироощущение (уверенность в том, чтоокружающий мир целесообразен, гармоничен,гуманен);

— способность кпониманию, сочувствию, состраданиюдругому (эмпатичность);

— чувствособственного достоинства, самоуважение(вы­сокая оценка себя вне зависимостиот особых личных до­стижений иприобретений);

— активность,поиск новых способов отношений сдру­гими, нацеленность на преодолениежизненных проблем, оптимизм,стрессоустойчивость, стремлениекдостижеыню поставленных целей;

— признаниеи готовность к постоянному поиску целейжизни, идеалов, высших надличностныхценностей исмыслов жизни;

— эмоциональнаяи интеллектуальная независимость,го­товность к самостоятельномужизненному выбору;

— включенность внастоящее, способность получатьудо­вольствие от жизни, радоваться,быть счастливим.

Такимобразом, перечисленные качества личностии ком­плекс необходимых условий для их развитая должны находиться, по мнениюB.П.Сазонова, в полезрениятого, кто оценивает результатывоспитательной деятельности педагог.

Источник: https://studfile.net/preview/5840875/page:10/

Воспитание по Созонову

8. Воспитание на основе потребности человека ( В.П.Созонов).

Воспитаниена основе потребностей человека

Этуконцепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов.

В изменившихся  социальных  условиях актуальными  стали  такие качества  личности,  как активность, целеустремленность, способность  решать  разнообразные жизненные  задачи и нести  ответственность  за  свои  решения.

Данные  качества предполагают  развитую  субъектность человека: высокую самооценку,чувство собственного достоинства, веру в самого себя, что невозможно воспитатьвне свободы, доверия к ребенку и помогающей позиции  воспитателя.

  Все вышесказанное  обусловливаетактуальность поиска новых подходов к воспитанию и образовательному процессу в

целом.

Конкретной практической  задачей  становится научное  осмысление  дея-

тельности педагогов, создание такого ценностногопространства бытия школьников,  в  котором бы  отношения,  окружающая среда  и  ресурсы управления представляли  собой  целостный социально-педагогический механизм  воспитания,  гармонично сочетающийся  с  внутренними психо-физиологическими  источниками  саморазвития ребенка — потребностями, мотивами, интересами,  дарованиями, что  позволило  бы установить  диалоговые  отношения субъектов воспитания.

 Теоретико-методологической  основой исследования  явились  идеи педа-

гогической и  философской  антропологии (Н.А.Бердяев,  В.П.Зинченко,   6

Н.И.Пирогов, В.В.Розанов,  А.А.Ухтомский,  К.Д.Ушинский и  др.);  принципы природосообразности,  культуросообразности  и деятельностного  подхода(П.П.Блонский, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев идр.);  теории  представителей  гуманистической  психологии и  педагогики (З.Фрейд, А.Маслоу,Я.

Морено, К.Роджерс, В.Франкл, Э.Эриксон и  др.);  концепция «свободных  школ» Европы (М.Монтессори,  А.Нилл,  С.Френе, Р.Штайнер и др.); системный подходкак отражение комплексности, целостности, преемственности воспитательных  воздействий(В.А.Караковский, А.С.Макаренко, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов идр.

Создание концепции складывалось из следующих этаповисследования:

Первый, аналитико-констатирующий (1980-93 гг.) –  эмпирические  на-

блюдения  и  анализ образовательного  процесса  автором в  качестве  директора школы, констатация сущностногопротиворечия между педагогическими целями классного руководителя и актуальнымивнутренними задачами личностного роста воспитанников на разных возрастных ступеняхв период обучения в школе.

Второй, теоретико-проектировочный(1993-99 гг.)   –  анализ различных

Воспитательных систем и продуцируемых имипедагогических условий, определение темы, объекта, предмета, гипотезы исследования, разработка проектавоспитательной системы с новым теоретическим основанием –  базовыми потребностями школьника,  призванными гуманизировать школьные отношения.

Третий, экспериментально-формирующий(1999-2003 гг.) –эксперимен-

тальная работа в школах республики и гуманитарномлицее г. Воткинска по

реализации модели «Воспитательная система на основепотребностей школьника»,  освоение индивидуально –ориентированных технологий организации коллективных  воспитательных мероприятий (КТД) ипедагогической техники в индивидуальном взаимодействии с ребенком,  уточнение критериев оценки эффективностивоспитательной системы школы.

Четвертый, контрольный (2003-06      гг.)   – обобщение и систематизация

полученных результатов эксперимента.

Понятие«воспитание». В.П. Созонов выступает против суще­ствовавшей многиегоды социоцентрической модели воспита­тельной деятельности.

Он пишет:«Предлагаю другой подход к воспитанию: не от общества, а от ребенка, не отколлектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потреб­ностей,а от потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который пришел вчеловеческое сообщество и стра­стно стремится познать себя, непонятного инепокорного, най­ти в мире свое место, единственное, но законное, выразить,реализовать себя, уникального и неповторимого. И не надо его»формировать», пытаться сделать из маленького человека — вселенскогочуда — болванку, унылый стандарт, повторяю­щий нас самих. Необходимо доверятьчеловеческой природе».

Базовыепотребности, по его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы икритерий эффективности воспитательной работы. Из та­кого пониманиявоспитательного процесса и вытекает опре­деление воспитания как деятельностипедагога, направлен­ной на создание психолого-педагогических условий для удов­летворениябазовых потребностей школьника:

1) втворческой деятельности;

2) бытьздоровым;

3) взащищенности, безопасности;

4) вуважении, признании, необходимом социальном ста­тусе;

5) в смыслежизни;

6) всамореализации (самоосуществлении);

7) вудовольствии, наслаждении.

Цель ипринципы воспитания. Рассматривая человека как существо саморазвивающееся,самоопределяющееся, В.П.

Созонов подчеркивает, что ребенок — существо несамодоста­точное для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабостифизических и духовных сил.

Отсюда становится очевидной цель воспитательнойдеятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовыхпотреб­ностей личности учащегося.

Воспитание,в основе которого лежат потребности чело­века, может базироваться, по мнениюВ.П. Созонова, на таких принципах:

1. Принципприродосообразности. Давайте откажемся от переделки ребенка. Пусть нашейисходной позицией станет доверие к нему, выращивание в нем личности с учетомимеющегося потенциала, на основе закономерностей внут­реннего развития; поиск,обнаружение и укрепление внут­ренних сил.

2. Принципцелостности в подходе к ребенку. Будем учить­ся понимать его как неразрывноеединство биологического и психического, социального и духовного, сознания и са­мосознания,рационального и иррационального.

3.Деятельностный принцип. Постараемся осознать: вос­питывает не только педагог ине столько нравоучениями, сколько организацией живого опыта бытия, отношенийчле­нов сообщества.

4.Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутрен­нему миру, развитие чувства«самости» и ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешностивоспитания — здоровая «Я-концепция», гармония внутреннего мира ре­бенка,чувство собственного достоинства.

5.Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствиис ведущими потребностями детей разного возраста.

6. Принципгуманизма: всестороннее взаимодействие вос­питателя и воспитанника наобъективном единстве целей.

воспитательного процесса. Оно должно слу­жить целям жизни воспитанника и бытьсвязано со станов­лением мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. Кчислу основных направлений воспитательной дея­тельности Валерий Петрович относит следующие:

—организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимойдеятельности детей в классе (группе) как моде­ли, образа будущей достойнойжизни, в ходе которой осуще­ствляются развитие и благополучная социализациявоспитан­ника (реализация потребности в творческой деятельности);

— созданиеусловий для сохранения и укрепления здоро­вья воспитанников (реализацияпотребности быть здоровым);

—формирование благоприятного нравственно-психоло­гического климата, здоровыхмежличностных отношений в коллективе, т.е. обеспечение условий защищенностикаждо­го, даже самого слабого его члена (реализация потребности в защищенности,безопасности);

— созданиеусловий для успешного самоутверждения каж­дого воспитанника в формахобщественно полезной дея­тельности и общественно приемлемого поведения, обрете­ниякаждым необходимого социального статуса в среде свер­стников (реализацияпотребности в уважении, признании);

—обеспечение условий и оказание помощи ребенку (в том числе собственным примероми образом жизни) в по­исках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целейпребывания в школе и после ее окончания (реализация по­требности в смыслежизни);

—психолого-педагогическое просвещение воспитанни­ков, обучение их способамделать правильный выбор, при­нимать решения; обучение приемам самопознания,саморе­гуляции, самоуправления и самовоспитания как основопо­лагающим умениямдля благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослойжизни (реа­лизация потребности в самореализации);

— воспитание(развитие) чувств, привитие оптимисти­ческого мировосприятия, научение (исобственным приме­ром) радостному проживанию жизни, каждой ее минуты(реализация потребности в  удовольствии,наслаждении).

Механизмвоспитания. При осуществлении процесса воспи­тания педагогунеобходимо знать и учитывать закономернос­ти, логику и стадии развития личностиребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствуют:

а) определеннаяобщность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт;

б)определенная ведущая деятельность, благодаря кото­рой происходит психическое исоциальное развитие воспитанника;

в)определенные психические новообразования, кото­рые как краеугольные камниложатся в основание личности растущего человека.

Имеяотчетливые представления о половозрастных осо­бенностях становления личностиребенка, этапах развития его мотивационно-потребностной сферы, педагог долженсо­блюдать следующие требования:

1)учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являютсяведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре, участиив деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.

; подросток жаждетсамоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногдаэкстремальных ситуа­циях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать,пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто ро­мантическое и высокое;

2) готовявоспитанника к мероприятию, необходимо, что­бы ребенок знал его цели, ход иожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочетбыть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой;

3)опираться  на прошлый жизненный опытребенка (как бы ни был он мал), не противоречить его установкам, уже имеющимсянравственным ценностям и эмоциональной памя­ти; если же дело новое, то следует вооружить его знанием того, что способноубедить в своей правоте, нарисовать новые пер­спективы, порепетировать,потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство,поражение;

4)мобилизовать, укрепить волю участников, веру в ус­пех, стремление довести делодо конца, несмотря на труд­ности, апеллируя к их самолюбию;

5)обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей«завтрашней радости» от самопроявле­ния, преодоления трудностей; все эторазвивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы.

Сущность и специфику модели можно выразить в следующей

формуле: воспитательная система на основе потребностейшкольника есть педагогический феномен, включающий в себя два воспитывающихмеханизма – механизм воспитания (воспитательную систему школы) и механизмсамовоспитания (структуру потребностей ребенка), которые вместе способствуютреализации внутреннего потенциала человека – задатков, дарований,способностей данных ему от рождения природой какусловие самоактуализации и самоосуществления.

Источник: http://cudrina.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/vospitanie_po_sozonovu/1-1-0-5

Воспитание на основе потребностей человека (стр. 1 из 2)

8. Воспитание на основе потребности человека ( В.П.Созонов).

Воспитание на основе потребностей человека

(эгоцентрированный подход)

В настоящее время начинающаяся перемена в деле нашего образования заключается в перемещении центра тяжести. Это революция, подобная той, которую произвел Коперник, когда астрономический центр был перемещен с Земли на Солнце. В данном случае ребенок становится солнцем, вокруг которого вращаются средства образования: он — центр, вокруг которого они организуются.

Дж.Дьюи

В эпоху тотальных перемен, когда рушится привычный уклад жизни, исчезают базовые ценности и смыслы, размыто общественное мнение, неясен завтрашний день, человек теряет социальные опоры бытия. И тогда единственной реальностью для него остается он сам, его «я» как единственно надежная точка опоры личности.

«Я» – широкое понятие: это внутренний мир человека с его сокровенными ценностями, внутренним планом жизни, целями и задачами роста, большими и маленькими победами, из которых вырастают самооценка, уровень притязаний и сложное психическое новообразование, которое психологи называют «я – концепция», а педагоги – чувство собственного достоинства. «Я – концепция» – интегрированное самоотношение, под которым – весь прошлый опыт индивида, на основе чего формируется самосознание как совокупность осознаваемых и неосознаваемых психических установок, каковые, в свою очередь, образуют характер («сгустки мотивов» С.Л. Рубинштейн), характер порождает устойчивые стереотипы поведения.

Таким образом поведение субъекта как цепь поступков есть всего лишь некая внешняя форма его внутреннего бытия, более или менее осознаваемый способ реализации напряженной работы психики, где кипят эмоции, осуществляются ценностно-смысловые выборы, принимаются решения, рождаются мотивы новых и новых поступков.

Какой педагогический вывод следует из данных теоретических положений?

Без сомнения, человека судят по поступкам. Именно через поведение он входит в человеческое сообщество и существует в нем. Но источники и движители поведения находятся в сфере его «эго», т.е.

в инстанции глубоко скрытой, часто иррациональной, в особенности у ребенка, который руководствуется прежде всего эмоциями, а уже потом сознанием. Плохие поступки ребенка не есть его плохая сущность. Мотивы поведения ребенка всегда чисты и диктуются стремлением найти справедливость. Плохо только, что он её не всегда находит.

И тогда в мотивационные механизмы внедряются обида, месть и агрессия. Психологи утверждают, что агрессия есть всегда возвращенная боль.

Таким образом подлинно педагогический путь к детскому поведению лежит через организацию внутреннего мира воспитанника, благополучие эгосферы, гармонизацию внутреннего и внешнего, эмоционального и рационального, осознаваемого и неосознаваемого.

И тогда формируется психически здоровая, внутренне свободная от страхов и комплексов, самоорганизующаяся личность, стремящаяся реализовать свой природный потенциал в позитивных, общественно одобряемых поступках (А.Маслоу, К.Роджерс, В.А.

Сухомлинский).

Данный подход в педагогической литературе получил название личностно-ориентированного. Название, конечно же, неудачное, т.к. личность – категория социальная, «совокупность общественных отношений».

И попытка включить сюда биологическое, психическое с научной точки зрения некорректна. Появился подход индивидуальностно-ориентированный (Е.Н. Степанов).

Но индивидуальность есть оборотная сторона социального, противопоставлять одно другому – значит впадать в другую некорректность.

Мы предлагаем понятие «эгоцентрированный подход», т.е. центрированный на внутреннем мире ребенка, где социальное и индивидуальное сливается в целостное единство, которое обязано вместить в себя «Я» ЧЕЛОВЕКА.

Известно, что человек по своей природе существо био-психо-социальное, что выражается в конфликте трех экзистенциальных императивов, трех ресурсов человека: «хочу», «могу» и «должен». Сегодня не модно говорить о гармоничной личности.

А зря! Не самом деле эта формула имеет глубоко педагогический смысл: гармоничный человек тот, в ком эти три императива сосуществуют в гармонии и согласии. И весьма опасно для индивида, если он руководствуется императивом «хочу» и не дорос до высоты «должен», где начинается ответственность, т.е.

социальная и индивидуальная зрелость. Не менее драматична ситуация, в отечественной школе довольно распространенная, когда ученик «может», но «не хочет».

Утверждаемый нами эгоцетрированный подход в воспитании напрямую нацелен на развитие активности воспитанника, на основе которой формируется самостоятельность, а затем и ответственность – три базовых качества социально зрелой личности (А.А.

Реан), вне которых невозможна созидательная, творческая деятельность человека.

Мы ориентируем практического педагога на выращивание, строительство здоровой, потребностно-мотивационной сферы ребенка – подлинного ядра личности человека и реальный штаб поведения.

Предлагаемая нами концепция воспитания имеет системообразующее основание – идею базовых потребностей человека как источник саморазвития индивида и научный метод, который определяет цели, содержание, также принципы воспитания, согласно которым следует подбирать технологии и педагогическую технику взаимодействия педагога и воспитанника.

Психологический словарь так определяет сущность потребностей человека: это «состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития (выделено нами – С.В.), выступающее источником её активности». К.

Маркс значение потребностей подчеркивает в ещё более жесткой формуле: «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-нибудь из своих потребностей, даже если человеку кажется, что он поступает, исходя из какой-нибудь идеи, эта идея корнями уходит в сферу потребностей».

Поистине потребности правят человеком, следовательно и человечеством. И поэтому теория воспитания в полной мере обязана учитывать сей факт.

Названные нами потребности мы называем базовыми, т.е. жизненно важными для становления личности человека.

Это био-психо-социальные потребности, выражающие сущность тройственной природы человека, существа биологического, психического и социального, что образует внутренний конфликт личности как источник его развития. Потребности лежат в основе мотивов поведения («мотив есть опредмеченная потребность» А.Н.

Леонтьев), «сгустки» которых образуют характер. Именно потребности «выводят» индивида «за пределы себя», благодаря чему становится возможным формирование ценностных отношений личности – истинной сущности человека.

Таким образом базовые потребности человека есть подлинный и важнейший ключ к воспитанию ребенка.

В психологии перечень базовых, т.е. сущностных для развития человека потребностей известен. Мы не открываем здесь ничего нового. Педагогическая новизна концепции в том, что, структуризуя сообразно возрасту ведущие потребности ребенка, мы выдвигаем их в качестве целей воспитательной деятельности и системообразующих направлений, каковые и образуют содержание работы школьных педагогов.

Мы определяем в качестве базовых, личностно-образующих следующие потребности:

— быть здоровым (физически, психически, социально);

— в творческой, личностно- и общественнозначимой деятельности;

— в защищённости, безопасности (мл.шк.возраст);

— в принятии, самоутверждении, в значимом социальном статусе среди сверстников (подростки);

— в целях и смыслах жизни (юноши);

— в позитивной самореализации, самовыражении (как в период детства, так и взрослой жизни);

— в радостном бытии, в удовольствии, успехе, счастье.

Названные нами потребности заложены в природе человека от рождения, но они не даны ему в готовом, сформированном виде, они заданы младенцу в виде саморазвертывающейся био-психо-социопрограммы, которая ведёт его развитие от инстинктоподобной потребности в самосохранении до высших, духовных потребностей в смысле жизни и самосуществовании. Этот путь развития ребенок проходит в рамках отечественной школы. Поэтому данные проблемы (самозащиты, самоутверждения, самоопределения, самовоспитания) он должен научиться решать и решить. Отсюда миссия школьного классного руководителя и заключается в помощи и поддержке воспитанников класса в решении проблем личностного роста в самый ответственный период становления личности. Таким образом цели развития школьников становятся целями педагогической деятельности профессиональных наставников. И поэтому есть основание утверждать, что воспитательный подход от потребностей, интересов, «возрастных задач развития» (Д.Б. Эльконин) детей можно считать действительно гуманистическим. Объектом главной заботы педагога становится не образовательная программа, не успеваемость, не пресловутый «порядок» в классе и т.д., и т.п., а становление физически, психически, социально здоровой личности воспитанника, получившего в школе солидный опыт решения жизненных задач.

Структура потребностей естественно и логично диктует педагогу «основные направления» воспитательной работы, т.е. содержание воспитания.

Они таковы:

1) создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников;

2) организация творческой, социально- и личностно- значимой деятельности;

3) создание условий для защищённости и безопасности ребенка;

4) создание условий для самоутверждения подростков в классе и обретения удовлетворяющего их социального и психологического статуса в группе сверстников;

5) создание условия для самоопределения учащихся старших классов и понимания цели и смысла своей взрослой жизни;

6) оснащение опытом самовоспитания и самосовершенствования школьников как главного условия успешной самореализации во взрослой жизни;

7) создание условий для радостного бытия ребенка в школе («Школа радости» у В.А. Сухомлинского).

Источник: https://mirznanii.com/a/179356/vospitanie-na-osnove-potrebnostey-cheloveka

Воспитание на основе потребностей человека

8. Воспитание на основе потребности человека ( В.П.Созонов).

Воспитание на основе потребностей человека

Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Основные ее положения изложены автором в методическом пособии «Организация воспитательной работы в классе», опубликованном в издательстве «Педагогический поиск» б 2000 году.

Понятие «воспитание». В.П. Созонов выступает против существовавшей многие годы социоцентрической модели воспитательной деятельности.

Он пишет: «Предлагаю другой подход к воспитанию: не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потребностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который пришел в человеческое сообщество и страстно стремится познать себя, непонятного и непокорного, найти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого. И не надо его «формировать», пытаться сделать из маленького человека — вселенского чуда — болванку, унылый стандарт, повторяющий нас самих. Необходимо доверять человеческой природе».

В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человека. Он убежден, что успех работы воспитателя во многом обусловлен поиском и установлением взаимосвязи процессов реализации базовых потребностей растущего человека и воспитательной деятельности педагога.

Базовые потребности, по его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерий эффективности воспитательной работы.

Из такого понимания воспитательного процесса и вытекает определение воспитания как деятельности педагога, направленной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

1) в творческой деятельности;

2) быть здоровым;

3) в защищенности, безопасности;

4) в уважении, признании, необходимом социальном статусе;

5) в смысле жизни;

6) в самореализации (самоосуществлении);

7) в удовольствии, наслаждении.

Цель и принципы воспитания. Рассматривая человека как существо саморазвивающееся, самоопределяющееся, В.П.

Созонов подчеркивает, что ребенок — существо не самодостаточное для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил.

Отсюда становится очевидной цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.

Воспитание, в основе которого лежат потребности человека, может базироваться, по мнению В.П. Созонова, на таких принципах:

1. Принцип природосообразности. Давайте откажемся от переделки ребенка. Пусть нашей исходной позицией станет доверие к нему, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития; поиск, обнаружение и укрепление внутренних сил.

2. Принцип целостности в подходе к ребенку. Будем учиться понимать его как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.

3. Деятельностный принцип. Постараемся осознать: воспитывает не только педагог и не столько нравоучениями, сколько организацией живого опыта бытия, отношений членов сообщества.

4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости» и ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешности воспитания — здоровая «Я-концепция», гармония внутреннего мира ребенка, чувство собственного достоинства.

5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями детей разного возраста.

6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей.

воспитательного процесса. Оно должно служить целям жизни воспитанника и быть связано со становлением мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. К числу основных направлений воспитательной деятельности Валерий Петрович относит следующие:

— организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе (группе) как модели, образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляются развитие и благополучная социализация воспитанника (реализация потребности в творческой деятельности);

— создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (реализация потребности быть здоровым);

— формирование благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе, т.е. обеспечение условий защищенности каждого, даже самого слабого его члена (реализация потребности в защищенности, безопасности);

— создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников (реализация потребности в уважении, признании);

— обеспечение условий и оказание помощи ребенку (в том числе собственным примером и образом жизни) в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания (реализация потребности в смысле жизни);

— психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как основополагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни (реализация потребности в самореализации);

— воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение (и собственным примером) радостному проживанию жизни, каждой ее минуты (реализация потребности в удовольствии, наслаждении).

Механизм воспитания. При осуществлении процесса воспитания педагогу необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствуют:

а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт;

б) определенная ведущая деятельность, благодаря которой происходит психическое и социальное развитие воспитанника;

в) определенные психические новообразования, которые как краеугольные камни ложатся в основание личности растущего человека.

Имея отчетливые представления о половозрастных особенностях становления личности ребенка, этапах развития его мотивационно-потребностной сферы, педагог должен соблюдать следующие требования:

1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.

; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных ситуациях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто романтическое и высокое;

2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, чтобы ребенок знал его цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой;

3) опираться на прошлый жизненный опыт ребенка (как бы ни был он мал), не противоречить его установкам, уже имеющимся нравственным ценностям и эмоциональной памяти; если же дело новое, то следует вооружить его знанием того, что способно убедить в своей правоте, нарисовать новые перспективы, порепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство, поражение;

4) мобилизовать, укрепить волю участников, веру в успех, стремление довести дело до конца, несмотря на трудности, апеллируя к их самолюбию;

5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей «завтрашней радости» от самопроявления, преодоления трудностей; все это развивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Испытывая чувство неудовлетворения от существующих в педагогической науке и практике подходов и технологий определения эффективности процесса воспитания. В. П. Созонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной деятельности.

Первый путь — это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников.

В роли критериев оценки результативности могут выступить такие параметры, как психологический климат коллектива, интеллектуальный и эмоциональный фон жизни, уровень психологической защищенности и свободы каждого ребенка, характер взаимоотношений ученика и учителя, детей между собой, степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничество всех членов школьного сообщества; возможность самопроявления, самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельности данного коллектива.

Второй путь связан с поиском неких глубинных оснований и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения (их можно имитировать), а внутренний мир, отношения, установки. К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазвитию и самоактуализации, целесообразно отнести:

— самоприятие (подтверждение перед собой ответственности и законности собственного бытия), гармония и согласие внутренних «образов Я»;

— способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой;

— знание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, темперамента, а в итоге — особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни;

— признание и принятие окружающей среды, бытия других, внешнего «образа мира»; позитивное мироощущение (уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен);

— способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому (эмпатийность);

— чувство собственного достоинства, самоуважение (высокая оценка себя вне зависимости от особых личных достижений и приобретений);

— активность, поиск новых способов отношений с другими, нацеленность на преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость, стремление к достижению поставленных целей;

— признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов, высших надличностных ценностей и смыслов жизни;

— эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору;

— включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым.

Таким образом, перечисленные качества личности и комплекс необходимых условий для их развития должны находиться, по мнению В.П. Созонова, в поле зрения того, кто оценивает результаты воспитательной деятельности педагога

Источник: https://infourok.ru/vospitanie-na-osnove-potrebnostey-cheloveka-964066.html

Вопрос 23. Современные концепции воспитания. Воспитание на основе потребностей

8. Воспитание на основе потребности человека ( В.П.Созонов).
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии, превращается в действительность.

Современные концепции воспитания:1. Основной в воспитании стала реалистическая модель. Реализм исходит из идеи передачи воспитаннику опыта и знаний с учетом его возрастных возможностей в том виде, в котором он сможет их сразу усвоить. Воспитание должно строиться в помощь воспитаннику в освоении того, что побуждает его к определенному поведению и видам деятельности.

Недостаток концепции в том, что в результате происходит воздействие на сознание человека, при этом не уделяется достаточно внимания эмоционально-образной сфере личности.2. Антропоцентрическая модель основывается на понимании человека как целостной системы, притом открытой, постоянно изменяющейся и обновляющейся в результате взаимодействия с окружающим миром.

Процесс воспитания не может быть ограничен какими-либо нормами, следовательно, не может иметь завершения. Он должен строиться таким образом, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии, а педагог лишь регулировал процесс развития личности.3.

Свободное воспитание направлено на формирование интересов и жизненных принципов, а также создание условий для их реализации. Целью такой модели является научение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор принципов и жизненных ценностей.

Сторонники этой модели опираются на идею, что сущность индивида составляет сделанный им выбор, а педагогу необходимо помочь ребенку понять себя, свои потребности и потребности окружающих людей и согласовать их в конкретной ситуации. 4. Существуют и другие модели воспитательных процессов.

Например, гуманистическая модель основана на учете личностных и индивидуальныхособенностей воспитуемого, или технократическая модель, опирается наположение о том, что процесс воспитания должен быть строго направленным,управляемым и контролируемым, следовательно, воспроизводимым и прогнозируемым.

Воспитание на основе потребностей

Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Он выступает против существовавшей многие годы социоцентрической модели воспита­тельной деятельности.

Он пишет: «Предлагаю другой подход к воспитанию: не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потреб­ностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который пришел в человеческое сообщество и стра­стно стремится познать себя, непонятного и непокорного, най­ти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого».

В своих представлениях о влиянии воспитания на разви­тие личности ребенка Созонов делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человека.

Базовые потребности, по его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерий эффективности воспитательной работы.

Из та­кого понимания воспитательного процесса и вытекает определение воспитания как деятельности педагога, направлен­ной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

1) в творческой деятельности;

2) быть здоровым;

3) в защищенности, безопасности;

4) в уважении, признании, необходимом социальном ста­тусе;

5) в смысле жизни;

6) в самореализации;

7) в удовольствии, наслаждении.

Созонов подчеркивает, что ребенок — существо не самодостаточное, для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Отсюда становится очевидной цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потреб­ностей личности учащегося.

При осуществлении процесса воспи­тания педагогу необходимо знать и учитывать закономернос­ти, логику и стадии развития личности ребенка.

Имея отчетливые представления о половозрастных осо­бенностях становления личности ребенка, этапах развития его мотивационно-потребностной сферы, педагог должен со­блюдать следующие требования:

1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.

; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных ситуа­циях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто ро­мантическое и высокое;

2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, что­бы ребенок знал его цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой;

3) опираться на прошлый жизненный опыт ребенка, не противоречить его установкам, уже имеющимся нравственным ценностям; если же дело новое, то следует вооружить его знанием о предстоящем деле, нарисовать новые пер­спективы, порепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство, поражение;

4) мобилизовать, укрепить волю участников, веру в ус­пех, стремление довести дело до конца, несмотря на трудности, апеллируя к их самолюбию;

5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей «завтрашней радости» от самопроявле­ния, преодоления трудностей; все это развивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_140490_vopros--sovremennie-kontseptsii-vospitaniya-vospitanie-na-osnove-potrebnostey.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий