8. Устная и письменная разновидности литературного языка.

Устная и письменная разновидности речи

8. Устная и письменная разновидности литературного языка.

Речевое общение происходит в двух формах — устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в социально-речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости.

И в сфере производства, и в сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная, и письменная формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение.

Любой письменный текст может быть озвучен, то есть прочитан вслух, а устный – записан при помощи технических средств.

Существуют такие жанры письменной речи, как, например, драматургия, ораторские произведения, которые предназначены специально для последующего озвучивания.

И, наоборот, в литературных произведениях широко используются приемы стилизации под «устность»: диалогическаяречь, в которой автор стремится сохранить особенности, присущие устной спонтанной речи, монологическиерассуждения персонажей от первого лица и так далее.

Практика радио и телевидения привела к созданию своеобразной формы устной речи, в которой устная и озвученная письменная речи постоянно сосуществуют и взаимодействуют (например, телеинтервью).

Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка.

Литературная речь — это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы.

Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, то есть они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению этих норм способствуют школа, культурные учреждения, средства массовой коммуникации.

Литературная речь отличается универсальностью в сфере функционирования. На ее основе создаются научные сочинения, публицистические произведения, деловая письменность и так далее.

Устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности.

Устная речь — это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, а в более широком понимании — это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма.

Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако она имеет несомненное преимущество в разговорно-бытовом стиле речи.

Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь,устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского «я», личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.

Устная речь может быть подготовленной(доклад, лекция и так далее) и неподготовленной (разговор, беседа).

Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом, все-таки, говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не «заученной», походила на непосредственное общение.

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью.

Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить.

Поэтому в устной неподготовленной речи много пауз, а использование заполнителей пауз (слов типа «э-э», «гм» или подобных) дает возможность говорящему подумать о дальнейшем.

Устной речи свойственны меньшая лексическая точность, даже наличие речевых ошибок, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных.

Основная функция письменной речи — фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени.

Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает пишущему возможность продумывать речь, возвратиться к уже написанному, перестроить предложения и части текста, заменить слова, уточнить, осуществить длительный поиск формы выражения мысли, обратиться к словарям и справочникам. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности.

Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закрепленный, инверсия(изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима.

Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса, поэтому, как правило, письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и так далее. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой
деятельности находят определенное отражение условия и цель общения (например, художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете).

Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста, отражающего типические особенности определенного функционального стиля.

Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.

Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах — устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними.

Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основулитературный язык — и в практике занимают примерно равное место.

Различия сводятся чаще всего к средствам выражения.

Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и «своих» языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю.

Письменная речь использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями, нормированностью и формальной организацией.

Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы, которые дают возможность выделять устную и письменную формы существования речи, диалогическую и монологическую речь, функциональные стили речи и функционально-смысловые (коммуникативные) типы речи.

Вопросы.

1. Что такое речь?

2. В чем состоят основные различия между языком и речью?

3. Что такое речевая деятельность?

4. В чем суть речевого общения?

5. Что такое речевое поведение?

6. Дайте определение межличностной коммуникации.

7. Какими признаками характеризуется устная разговорная речь?

8. В чем состоят особенности речевого общения в социальном взаимодействии?

9. Что такое ролевой стереотип?

10. Что понимается под стратегией речевого общения?

11. Что понимается под тактикой речевого общения?

12. Перечислите основные требования к качеству речи.

13. Что означает понятие «точность высказывания»?

14. В чем проявляется ясность и доступность речи?

15. Почему важно следить за чистотой речи?

16. Должна ли речь быть эстетичной и почему?

17. Что подразумевает уместность речи?

18. В каких формах происходит речевое общение?

19. Какая речь называется монологической?

20. Какая речь называется диалогической?

21. Что такое литературная речь?

22. Дайте определение устной речи.

23. В чем различия между подготовленной и неподготовленной устной речью?

24. Какова основная функция письменной речи?

25. Какая форма языка используется в письменной речи?

26. Что такое инверсия?

27. В каких письменных текстах инверсия недопустима?

28. Для каких функциональных стилей характерна письменная форма существования?

29. В чем сходство письменной и устной речи?

30. В чем различия письменной и устной речи?

Тест 2.

1.Речь — это:

 частный случай деятельности людей в процессе общения;

 система знаков и символов;

 использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в конкретных жизненных ситуациях;

 конкретное говорение, протекающее во времени и обличенное в звуковую форму.

2. К основным свойствам речи относятся:

 продолжительность;

 лексическая точность;

 темп;

 степень грамотности;

 конкретность;

 артикуляция.

3. Речь в межличностном взаимодействии — это:

 письменная речь;

 устная разговорная речь;

 общение в сети Интернет;

 ораторская речь.

4. Речь в социальном взаимодействии — это:

 опосредованная передача информации с помощью средств массовой информации;

 публичная речь;

 общение людей как представителей определенных социальных групп;

 общение людей в соответствии с устойчивыми ролевыми стереотипами.

5. Эвфемизмы — это:

 иностранные слова, имеющие эквиваленты в русском языке;

 эмоционально нейтральные слова, употребляемые вместо грубых и нетактичных слов и выражений;

 слова, употребляемые в их неверном значении;

 элементы ненормативной лексики;

 жаргонные и сленговые слова.

6. К жанрам устной речи относятся:

 газетная статья;

 лекция;

 радио- и телеинтервью;

 реферат;

 беседа.

7. К жанрам письменной речи относятся:

 должностная инструкция;

 деловой спор;

 монография;

 монолог;

 диалог.

8. Характерными чертами устной речи являются:

 лексическая точность;

 спонтанность;

 строгая нормированность и регламентированность;

 использование сложных словосочетаний и предложений;

 эмоциональность.

9. Характерными чертами письменной речи являются:

 закрепленный порядок слов в предложении;

 продуманность;

 инверсия;

 отсутствие причастных и деепричастных оборотов;

 логическая последовательность.

10. Речевое поведение – это:

 специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми;

 использование людьми языковых средств общения в предлагаемых обстоятельствах;

 процесс установления и поддержания прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи речи.

11. Чистота речи – это:

 четкая артикуляция;

 отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов;

 отсутствие речевых дефектов у говорящего;

 понятность речи ее адресату.

12. Доступность речи – это:

 использование в речи элементов просторечия;

 способность данной формы речи быть понятной тому, кому она адресована;

 использование в речи жаргонов и сленгов;

 доходчивость и простота изложения.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 3801; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-72549.html

Устная и письменная разновидности литературного языка

8. Устная и письменная разновидности литературного языка.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Русский литературный язык существует в двух формах – устной и письменной.

Устная речь – это речь звучащая, в ней используется система фонетических и просодических средств выражения, она создается в процессе разговора.

Для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности: свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли.

Устная форма представлена в двух своих разновидностях: разговорная речь и кодифицированная речь.

Разговорная речь обслуживает такую языковую сферу, которой характерны: непринужденность общения; неофициальность отношений между говорящими; неподготовленность речи; использование невербальных средств коммуникации (жесты и мимика); принципиальная возможность смены общения «говорящий – слушающий».

Кодифицированная речь используется в официальных сферах общения (конференциях, собраниях и т. д.). Обычно она заранее подготовлена (выступление с лекцией, докладами) и далеко не всегда опирается на внеязыковую ситуацию, для нее характерно умеренное использование невербальных средств коммуникации.

Письменная речь – это речь графически закрепленная, заранее обдуманная и исправленная, для нее характерны некоторые языковые особенности: преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, строгое соблюдение языковых норм,

Отсутствие внеязыковых элементов. Письменная речь обычно обращена на зрительное восприятие. Всякий письменный текст – это сложное высказывание о действительности.

Для построения письменного текста необходимо соблюдение правил референции и предикации.

Оформление предикативности и референции связано с актуальным членением предложения, с выделением в нем «темы» или «нового» в сообщении.

Письменная и устная формы речи имеют разную материальную основу: движущиеся слои воздуха (звуки) – в устной речи и краска (буква) – в письменной речи. С этим различием связаны богатые интонационные возможности устной речи и отсутствие таковых в письменной речи.

Интонация создается мелодикой речи, местом логического ударения, его силой, степенью четкости произношения, наличием или отсутствием пауз. Письменная речь не в состоянии передать все это. В ее распоряжении только знаки препинания, пунктуация.

В устной речи языковым средством передачи смысла является интонация, а в письменной она производная. В устной речи нет таких средств письменной формы, как кавычки, прописная буква, что может породить затруднения при восприятии на слух текста.

Использование письменной формы означает возможность перестроек предложения, замены слов, обращения к словарям и справочникам.

Первые два отличия устной формы объединяют ее с произносимой вслух письменной речью. Третье отличие характеризует речь, производимую в устной форме. Устная речь делится на разговорную и неразговорную.

Разговорная разделяется на научную, публицистическую, деловую, художественную, неразговорная – на публичную речь и непубличную. Публичная речь делится на массовую и коллективную.

Это деление совпадает с делением на монологическую и диалогическую речи.

Культура речи – наука аксиологическая, так как она дает оценку качества речи. Как свои собственные данные, так и актуальные для нее данные других смежных наук рассматривает под оценочным углом зрения. Она дает суммарные оценки качества речи и оценки по отдельным уровням-аспектам, а также и по более частным показателям.

При этом, чем выше уровень, тем он оценочно «весомее». Мы готовы прощать дефекты произношения оратору, который касается в своей речи действительно острых проблем и говорит ясно, логично, правдиво, смело.

А у другого оратора и голос хорошо поставлен, и произношение прекрасное, но если мы за всем этим угадываем подхалима, то эта речь вызывает у нас сонливость и раздражение.

Необходимо отличать недостаточное или слабое владение культурой речи в той или иной разновидности речевой деятельности и антикультуру речи.

Под антикультурой понимается сознательное и намеренное нарушение, искажение общепринятых принципов и критериев культуры речи и речевого поведения, обычно во имя безнравственных целей. «Нормы речевого поведения, – пишут Н. Д. Артюнова и Е. В.

Падучева, – хотя и входят в систему воспитания, относятся к сфере молчаливых соглашений между коммуникативно обязанными членами общества. Главное – их обнаружить и сформировать. Само существование этих негласных правил становится заметно тогда, когда они нарушаются».

Авторы устанавливают, например, взаимосвязь между речевыми целями и качеством (истинностью) реального содержания высказывания.

Как они пишут, «большинство предосудительных целей (обман, злословие, клевета, сплетни, хвастовство, оскорбление) либо прямо имплицируют ложность предложения, либо в той или иной форме искажают картину действительности».

Общепринятые коммуникативные правила обусловлены самой природой человеческого общества и составляют комплекс условий, без которых общественное производство как основа жизни общества не может нормально существовать и развиваться, не может развиваться наука, разрушается мораль; нарушаются нормальные отношения между государствами и т. д. Однако до тех пор, пока в обществе не исчезнут социальные антагонизмы, эксплуататорские классы, активность собственнических инстинктов, будут существовать и различные проявления антикультуры речи.

Один из теоретиков культуры речи Б. Н. Головин подчеркивал, что «речь в процессе ее проявления и понимания всегда решает те или иные коммуникативные задачи и всегда соотнесена с другими, внешними по отношению к ней структурами (самого языка, сознания, мышления)».

Он выделяет пять «уровней» коммуникативного круга. Первый уровень – от действительности к сознанию автора. Здесь зарождается замысел высказывания, проявляется коммуникативная задача. На втором уровне замысел высказываний «соединяется» с языковыми данными автора.

На третьем происходит «речевое исполнение» замысла. На четвертом происходит восприятие высказывания адресатом. От адресата требуется понимание передаваемой информации.

А на пятом уровне реципиент соотносит полученную при восприятии информацию с действительностью, с ранее накопленными знаниями и делает соответствующие выводы.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/10-24576.html

1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка

8. Устная и письменная разновидности литературного языка.

Взависимости от формы обмена информациейвыделяют две формы речи: устную иписьменную. Обе формы находятся вединстве и одинаково важны вжизнедеятельности человека. В условияхкоммуникации наблюдается их постоянноевзаимодействие и взаимопроникновение.Любой письменный текст может бытьозвучен, а устный записан.

Устнаяречь – это звучащая речь. Она создаётсяс помощью звуковых волн, связана сосложной деятельностью органов произношениячеловека и поэтому обладает большимиинтонационными возможностями. В устнойречи особое место отводится логическомуударению, произношению, паузе. Устнаяречь может передать всё богатствочеловеческих чувств, переживаний,настроений.

Устнаяречь может быть подготовленной инеподготовленной. Первая отличаетсяпродуманностью, чёткой структурнойорганизацией, при этом она не похожа накнижную речь. Неподготовленная устнаяречь отличается спонтанностью, в речимного пауз, слов-заменителей (так,значит, гм)и встречаются разного рода ошибки.

Формыустной речи – это монолог, диалог,полилог. Монологическая речь – этосообщение с целью воздействия нааудиторию. Выделяют три типа монологическихречей: информационные, убеждающие ипобуждающие.

Информационная речь – этодоклад, выступление, сообщение. Убеждающаяречь – это напутствия, поздравления.

Побуждающая речь – это, например, речьна митинге, при помощи которой ораторпризывает слушателей к каким-либодействиям, актам.

Устнаямонологическая речь, как и любойзаконченный текст, состоит из трёхчастей: вступления, основной части,заключения. Перед выступлением, передбеседой определяется тема, предметречи. Они соотносятся с конкретнойречевой ситуацией. Заключение – итогречи, где содержатся выводы и пожелания.

В основной части раскрывается темасообщения. Для этого важны логическиеформы изложения – анализ, синтез,сравнение, обобщение.

Существуютразличные способы изложения материалав тексте (индуктивный, дедуктивный,ступенчатый, концентрический, исторический,аналогический) и типы связи предложенийв тексте (параллельная, последовательнаяи др.).

Диалог– это процесс взаимного общения сосменой ролей и обменом репликами.Выделяют информационный и интерпретационныйдиалоги. Информационный возникаеттогда, когда у собеседников к началуобщения есть разрыв в знаниях.

Винтерпретационном диалоге знанияпримерно равны, но получают разноетолкование.

Для диалога важно соблюдениепричинно-следственных связей, поискобщей темы, настроенность на разговори примерно одинаковый уровень речевойкультуры.

Полилог– разговор между несколькими лицами.Количество говорящих не являетсядифференциальным признаком оппозиции«диалог / полилог». Полилог представляетсобой жанр разговорной речи, в которомситуативная связанность, спонтанность,нелинейность получают максимальноеотражение в содержательно-смысловойструктуре полилога.

Признак равнойречевой активности участников коммуникациипредусматривает промежуточные формы,в которых реактивная роль собеседниковградуируется (от позиции говорящего допозиции наблюдателя). В полилогенеобходимо соблюдать этикетные правила,совпадающие или различающиеся в разныхсоциумах.

Например, у некоторых народовв разговор родственников по крови неимеют права вступать свойственники.

Одноиз главных свойств устной речи –необратимость, поступательность,линейный характер развёртывания вовремени. Нельзя вернуться к какому-томоменту ещё раз. Говорящий одновременнодумает и произносит, поэтому устнойречи свойственна фрагментарность.Говорящий выделяет нужные слова,повторяет важные моменты.

Письменнойречи присущ книжный стиль. Письменнаяречь строится по нормам литературногоязыка, и их нарушение недопустимо.

Основнаяфункция письменной речи – фиксацияустной речи, чтобы сохранить её впространстве и во времени. Письмо служитсредством коммуникации тогда, когданепосредственное общение невозможно.

Основноесвойство письменной речи – способностьк длительному хранению информации.Письменная речь развёртывается не вовременном, а в статическом пространстве,что даёт возможность пишущему обдуматьтекст, возвратиться к нему ещё раз,перестроить текст или часть его.Письменной речи свойственны сложныесинтаксические конструкции, употреблениеобособленных оборотов, отыменныхпредлогов, вводных слов.

Текстписьменной речи, как и устной, строитсяпо своим законам. Предмет и тема речи,запросы адресата и требования моментадиктуют те или иные формы, способы икомпозиционные типы изложения текста.Логическое изложение текста представленоследующими композиционными типами:индуктивным, дедуктивным, концентрическим,ступенчатым и историческим.

Дедуктивныйспособ основан на движении мысли отобщего к частному. Индуктивное построениеначинается с отдельных, конкретныхпримеров, из которых выводятся обобщения.

При ступенчатом способе последовательнопереходят от одного вопроса к другомубез возвращения к тому, что уже изложено.

Если после первоначального, поверхностногорассмотрения вопроса переходят к егоповторному, более конкретному и глубокомуанализу, то способ развёртывания речиназывают концентрическим. Историческийметод подразумевает изложение материалав хронологической последовательности.

Источник: https://studfile.net/preview/2179878/page:10/

Глава 3 устная и письменная разновидности литературного языка

8. Устная и письменная разновидности литературного языка.

Общение— сложное явление, обладающее множествомпризнаков. Поэтому и классификацииобщения строятся на значительномколичестве различных оснований.

Анализлингвистической литературы по данномувопросу [93; 35; 47; 64] позволяет выдвинутьследующие основаниякласссификации разновидностей речи:

  1. в зависимости от формы обмена информацией — с помощью звуков или письменных знаков: устная и письменная;

  2. в зависимости от количества участников коммуникации: монологическая, диалогическая, полилогическая;

  3. в зависимости от функционирования в той или иной сфере общения: функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный);

  4. в зависимости от наличия содержательно-смысловых и композиционно-структурных признаков текста: функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).

Русскийлитературный язык существует в устнойи письменной форме. Они находятся всложном единстве и в социально-речевойпрактике занимают примерно одинаковоеместо по своей значимости.

ВЭнциклопедии «Русский язык» даютсятакие определения устной и письменнойречи:

Устнаяречь,речь звучащая, произносимая, формасуществования языка, противопоставленнаяписьменной речи. Устная речь являетсяпервичной формой существования языка[126, с. 363].

Письменнаяречь —речь, изображенная на бумаге (иликакой-либо другой поверхности: пергаменте,бересте, камне, полотне и т.п.

) с помощьюспециальных графических знаков (знаковписьменности), предназначенных дляизображения звуков речи. Письменнаяречь — одна из форм существования языка,противопоставление устной речи.

Письменная речь является вторичной,более поздней по времени возникновенияформой существования языка, чем речьустная [126, с. 205].

Литературнаяречь — ведущая форма существованиярусского языка. Она рассчитана насознательный подход к системе средствобщения, при котором осуществляетсяориентация на определенные нормы.

Эти нормы зафиксированы в словарях,справочниках, учебниках. Распространениюнорм способствуют школа, учреждениякультуры, средства массовой коммуникации.

Литературная речь отличаетсяуниверсальностью в сфере функционирования.

Какотмечал JI.A.Булаховский, устная и письменнаяразновидностилитературного языка «связаны тысячамипереходов друг в друга» [14, с. 410]. Психологиобъясняют эту органическуюсвязьмежду устной и письменной речью тем,что в основе обеих форм лежит внутренняяречь,в которой начинает формироваться мысль.

Вусловиях реальной коммуникациинаблюдается постоянное взаимопроникновениеназванных форм речи. Устная речь можетбыть записана (на бумаге или при помощитехнических средств). Любой письменныйтекст может быть произнесен вслух.

Существуютжанры письменной речи, предназначенныедля последующего озвучивания: драматургия,ораторские произведения. В литературныхпроизведениях нередко присутствуютдиалоги и монологи персонажей, присущиеустной спонтанной речи.

Внастоящее время устная речь, по словамВ.Г. Костомарова, «не только перегналаписьменную по возможностям фактическогораспространения, но и приобрела передней важное преимущество — моментальностьпередачи информации» [55, с. 176].

Междуустной и письменной формами речисуществуют 'различияпсихолого-ситуативного характера.

Впроцессе устного речевого акта говорящийи слушающий не только слышат, но и нередковидят друг друга. В зависимости отреакции слушающего говорящий можетизменить содержание или/и формувысказывания.

Устная речь рассчитанана слуховое восприятие. Ее буквальноевоспроизведение, как правило, нетребуется; если же это понадобится, товозможно лишь при помощи специальныхтехнических устройств.

Говорящийвысказывается «набело», редко исправляячто-либо по ходу изложения.

Приписьменном общении пишущий не видит ине слышит адресата, он может лишь мысленнопредставить конкретного или потенциальногобудущего читателя. Письменная речь независит от реакции адресата. Онарассчитана на зрительное восприятие.Читатель может неоднократно возвращатьсяк написанному. Пишущий может многократносовершенствовать написанное.

Письменноеобщение, будучи ограниченным в одном,существенно расширяет коммуникативныевозможности в другом: делает общениеболее фиксированным, более точным,связывает общение людей прошлого,настоящего и будущего, выступает основойтаких важных видов деятельности, как,например, деловая или научная. «Поэтомуписьменное общение отличается от устноготакже тем, кто им преимущественнопользуется, когда, для чего, какиевыбирает речевые средства» [35, с. 21].

Соответственно,требования культуры устной и письменнойречи неодинаковы.

Итак,устная и письменная формы речевогообщения имеют сходство и различия.Сходство — в существовании общей основы— литературного языка и примерно равногосоотношения в коммуникативной практике.Различия — в средствах выражения.

Устнаяречь связана с интонацией, мелодикой,невербальными средствами общения; онаболее «привязана» к разговорному стилю.

Письмо использует графические знаки,чаще — книжный язык с его нормированностьюи функционально связано с книжнымистилями.

Источник: https://studfile.net/preview/5851853/page:11/

Устная и письменная разновидности русского языка

8. Устная и письменная разновидности литературного языка.

Русский литературный язык существует в двух формах – устной и письменной.

Устная речь – это речь звучащая, в ней используется система фонетических и просодических средств выражения, она создается в процессе разговора.

Для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности: свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли.

Устная форма представлена в двух своих разновидностях: разговорная речь и кодифицированная речь.

Разговорная речь обслуживает такую языковую сферу, которой характерны: непринужденность общения; неофициальность отношений между говорящими; неподготовленность речи; использование невербальных средств коммуникации (жесты и мимика); принципиальная возможность смены общения “говорящий – слушающий”.

Кодифицированная речь используется в официальных сферах общения (конференциях, собраниях и т. д.). Обычно она заранее подготовлена (выступление с лекцией, докладами) и далеко не всегда опирается на внеязыковую ситуацию, для нее характерно умеренное использование невербальных средств коммуникации.

Письменная речь – это речь графически закрепленная, заранее обдуманная и исправленная, для нее характерны некоторые языковые особенности: преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, строгое соблюдение языковых норм,

Отсутствие внеязыковых элементов. Письменная речь обычно обращена на зрительное восприятие. Всякий письменный текст – это сложное высказывание о действительности.

Для построения письменного текста необходимо соблюдение правил референции и предикации.

Оформление предикативности и референции связано с актуальным членением предложения, с выделением в нем “темы” или “нового” в сообщении.

Письменная и устная формы речи имеют разную материальную основу: движущиеся слои воздуха (звуки) – в устной речи и краска (буква) – в письменной речи.

С этим различием связаны богатые интонационные возможности устной речи и отсутствие таковых в письменной речи.

Интонация создается мелодикой речи, местом логического ударения, его силой, степенью четкости произношения, наличием или отсутствием пауз.

Письменная речь не в состоянии передать все это. В ее распоряжении только знаки препинания, пунктуация. В устной речи языковым средством передачи смысла является интонация, а в письменной она производная.

В устной речи нет таких средств письменной формы, как кавычки, прописная буква, что может породить затруднения при восприятии на слух текста. Использование письменной формы означает возможность перестроек предложения, замены слов, обращения к словарям и справочникам.

Первые два отличия устной формы объединяют ее с произносимой вслух письменной речью. Третье отличие характеризует речь, производимую в устной форме. Устная речь делится на разговорную и неразговорную.

Разговорная разделяется на научную, публицистическую, деловую, художественную, неразговорная – на публичную речь и непубличную. Публичная речь делится на массовую и коллективную. Это деление совпадает с делением на монологическую и диалогическую речи.

Культура речи – наука аксиологическая, так как она дает оценку качества речи. Как свои собственные данные, так и актуальные для нее данные других смежных наук рассматривает под оценочным углом зрения. Она дает суммарные оценки качества речи и оценки по отдельным уровням-аспектам, а также и по более частным показателям.

При этом, чем выше уровень, тем он оценочно “весомее”. Мы готовы прощать дефекты произношения оратору, который касается в своей речи действительно острых проблем и говорит ясно, логично, правдиво, смело. А у другого оратора и голос хорошо поставлен, и произношение прекрасное, но если мы за всем этим угадываем подхалима, то эта речь вызывает у нас сонливость и раздражение.

Необходимо отличать недостаточное или слабое владение культурой речи в той или иной разновидности речевой деятельности и антикультуру речи.

Под антикультурой понимается сознательное и намеренное нарушение, искажение общепринятых принципов и критериев культуры речи и речевого поведения, обычно во имя безнравственных целей. “Нормы речевого поведения, – пишут Н. Д. Артюнова и Е. В.

Падучева, – хотя и входят в систему воспитания, относятся к сфере молчаливых соглашений между коммуникативно обязанными членами общества. Главное – их обнаружить и сформировать.

Само существование этих негласных правил становится заметно тогда, когда они нарушаются”.

Авторы устанавливают, например, взаимосвязь между речевыми целями и качеством (истинностью) реального содержания высказывания. Как они пишут, “большинство предосудительных целей (обман, злословие, клевета, сплетни, хвастовство, оскорбление) либо прямо имплицируют ложность предложения, либо в той или иной форме искажают картину действительности”.

Общепринятые коммуникативные правила обусловлены самой природой человеческого общества и составляют комплекс условий, без которых общественное производство как основа жизни общества не может нормально существовать и развиваться, не может развиваться наука, разрушается мораль; нарушаются нормальные отношения между государствами и т. д. Однако до тех пор, пока в обществе не исчезнут социальные антагонизмы, эксплуататорские классы, активность собственнических инстинктов, будут существовать и различные проявления антикультуры речи.

Один из теоретиков культуры речи Б. Н. Головин подчеркивал, что “речь в процессе ее проявления и понимания всегда решает те или иные коммуникативные задачи и всегда соотнесена с другими, внешними по отношению к ней структурами (самого языка, сознания, мышления)”. Он выделяет пять “уровней” коммуникативного круга. Первый уровень – от действительности к сознанию автора.

Здесь зарождается замысел высказывания, проявляется коммуникативная задача. На втором уровне замысел высказываний “соединяется” с языковыми данными автора. На третьем происходит “речевое исполнение” замысла.

На четвертом происходит восприятие высказывания адресатом. От адресата требуется понимание передаваемой информации. А на пятом уровне реципиент соотносит полученную при восприятии информацию с действительностью, с ранее накопленными знаниями и делает соответствующие выводы.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/ustnaya-i-pismennaya-raznovidnosti-russkogo-yazyka/

Uchebnik-free
Добавить комментарий