8. Педагоги-новаторы 70-80-х годов XX века и их роль в активизации инновационных процессов в школе.

Статья

8. Педагоги-новаторы 70-80-х годов XX века и их роль в активизации инновационных процессов в школе.

Современные педагоги-новаторы

В октябре 1986 года писатель и педагог Симон Соловейчик собрал учителей-новаторов в подмосковном Переделкино. Они говорили о том, как изменить школу, отношение к ней и отношения внутри её. В результате этой встречи родился уникальный для того времени манифест «Педагогики сотрудничества».

В то время на телевидении устраивались телемосты, снималось огромное количество передач о педагогах-новаторах, показывали их уроки, школы. После глобального дефицита педагогической литературы стали издаваться книги, печататься множество статей в периодической печати.

Именно тогда, будучи студенткой педагогического ВУЗа, я услышала о педагогах-новаторах на лекциях по педагогике. Тогда, в середине 80-х годов, их идеи произвели на меня огромное впечатление! Хотелось больше узнать о педагогике, о передовых идеях, о самих новаторах. С.И. Лысенкова, Ш. Амонашвили, В.Ф.

Шаталов, Е.И. Ильин…Это была своего рода революция педагогической мысли!

В конце 70 – начале 80-х гг. в общественно–педагогической жизни появился большой отряд педагогов–новаторов, педагогов–практиков. Они выступали под девизом «Творчество учителя – творчество ученика».

Заинтересованность собственным предметом, способность провести урок со стопроцентным участием учеников, умение любить и уважать личность ученика с самых первых дней его нахождения в школе – это признаки истинного учителя, педагога.

В 1979 году издательство «Педагогика» впервые начало печатать серию книг «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В первых книгах этой серии был опубликован педагогический опыт таких педагогов, как С.И. Лысенкова, Ш. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин.

Педагоги-новаторыразвивали такое направление в педагогике, как педагогика сотрудничества.

Педагогика сотрудничества строилась на воспитательном подходе к обучению, который учит о том, что следует определять ребенка не по его знаниям, а определение ребенка должно исходить от его отношения к людям, к труду, моральным ценностям и качествам.

Педагогика сотрудничества – это совместная развивающая деятельность учителя и ученика, основанная на взаимопонимании, чувствовании внутреннего мира другого человека, на совместной работе и анализе получившихся результатов. Педагогический опыт педагогов-новаторов, был представлен различными методиками.

В чем суть методики Шаталова? Он создал систему обучения, позволяющую решить труднейшую педагогическую проблему – приобщение каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитание познавательной активности как качества личности, укрепление в каждом ученике чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях. Особенностью системы Шаталова стало создание широкой мотивационной среды для успешного обучения. Для этого он использовал метод ассоциации («опорные сигналы») в сочетании с крупноблочной подачей учебного материала высокой сложности. Новаторство Шаталова заключается в том, что он не только предоставил учащимся глубоко проработанную передовую учебную технологию (кодировка-декодировка «опорных» конспектов по учебному материалу, проговаривание, заучивание конспекта наизусть, ответы на опросах), но и со своей стороны обеспечил максимальную интенсивность педагогического наблюдения: обязательный поэтапный контроль, гласность успехов каждого, открытая возможность исправления любой отметки за любой период, гуманно-личностный подход. Шаталов утверждает, что главные методические инструменты учителя –чуткость, понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений, слабостей.

Методика коллективной творческой деятельности (КТД) логично вытекала из понимания И.П. Ивановым задачи воспитания как процесса: целостного, а не «дробного»; творческого, а не односторонне-опекающего; деятельного, а не развлекательного. В своих трудах он актуализировал понятие «педагогических отношений», обратив внимание на роль самого воспитателя.

По мнению И.П. Иванова главной задачей воспитателя является не чрезмерная опека над детьми, которая выражается в простой передаче им готовых, «разжеванных» жизненных знаний, а создание «нового, общественно важного опыта».

Под термином «общая забота» он понимал ансамбль гуманных методов: побуждения, убеждения и приучения к активному отношению ко всему срезу жизненных вопросов, основанных на уважении личности каждого воспитанника. Продолжатель идей А.С. Макаренко И. П.

Иванов видел воспитательный процесс в организации насыщенной творческой деятельности коллектива, которая должна органично дополнять обучающую функцию образования. Причем, И.П.

Ивановым был разработан «шестиэтапный алгоритм» реализации КТД: замысел, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, обсуждение итогов и создание «памятки» для внедрения полученного положительного опыта в практику. Из «коммунарской» атмосферы родилось немало нового: общие выездные «сборы», школьное самоуправление, выпуск школьных сборников, проведение дискуссий и «мозговых штурмов» и так далее. 

О.С. Газман последовательно проводил постулат о том, что главной обязанностью педагога в воспитании является мягкая, ненавязчивая помощь педагога в саморазвитии, самореабилитации, самоопределении и самоорганизации ребенка. «Растить в себе человека можно только помогая другому быть человеком», — говорил О.С. Газман.

 
Он предлагал индивидуализировать процесс воспитания, для чего педагогу и школьнику необходимо вместе пройти пять взаимосвязанных этапов: диагностический (установление контакта, вербализация проблем, оценка значимости проблемы); поисковый (совместный поиск решения проблемы или трудности); договорный (проектирование и взаимная договоренность о действиях); деятельностный (поддержка инициативы ребенка, помощь и взаимодействие); рефлексивный (обсуждение, констатация, осмысление опыта). Реализация этого поэтапного сотрудничества в массовой школе, по мнению, О.С. Газмана, должна привести к гуманизации воспитания. «Педагогика поддержки» стала одной из ярких инновационных идей в педагогике конца XX века.

Учитель труда и черчения И. П. Волков считал, что для развития склонностей и способностей учащихся необходимы возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности.

В его «свободной мастерской» собраны всевозможные инструменты и материалы, каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения инициативы школьника. Существует лишь одно правило: «Научился сам – научи товарища».

Учебно-познавательная деятельность школьника стимули­руется не только посредством интересного учебного ма­териала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педа­гог в процессе обучения.

В атмосфере любви, доброже­лательности, доверия, сопереживания, уважения школь­ник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. Школьник, видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебно-познава­тельных задач. 

Амонашвили Ш.А. – один из знаменитой плеяды педагогов-новаторов, во времена господства авторитарной педагогики провозгласивших личностный подход к обучению. Продолжая идеи Сухомлинского, Вернадского, Макаренко Амонашвили призывает в каждом ребенке видеть воплощение высшего замысла творца.

Задача педагога, по Амонашвили, это формирование вокруг ребенка особой среды, наполненной уважением к его личности, полным принятием ребенка, дающей опору для развития, взросления, самостоятельного мышления.

Поэтому, по его мнению, главной целью реформ школьного образования должна быть не форма организации учебного процесса, а личность самого педагога. 

Авторская методика С.Н. Лысенковой построена на перспективно-опережающем обучении, использовании опорных схем при комментируемом управлении.

С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Начало прохождения трудной темы происходит задолго до заданных программой часов и вначале занимает несколько минут на каждом уроке. Затем следует уточнение новых понятий, их обобщение, применение.

Изучение темы завершает развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

 Использование приема «комментируемого управления» обеспечивает обратную связь и позволяет вовлечь в активную работу весь класс: сильный ученик, объясняя свои действия, подтягивает отстающих, развивается логика и самостоятельность мышления, ученик переживает момент успеха – сотворчества с педагогом и учениками. 

Новаторская методика М.П. Щетинина построена на создании комплексного образовательного пространства, которое включает в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности; атмосферу свободного познания и воплощения полученных знаний. В центре всего педагогического процесса – духовно-нравственное развитие.

Задача школы нового типа – воспитание гармоничной самостоятельной личности, обладающей всеми необходимыми знаниями, навыками, умениями и активной социальной позицией.  Обучение предметным дисциплинам ведется методом «погружения» — концентрированного изучения каждого отдельного предмета в течение определенного срока.

В течение года ученики совершают до четырех «погружений» в каждый предмет, усваивая знания по усложняющейся схеме: от ориентировочного представления до творческого. Индивидуальный подход к ученику позволяет отказаться от классно-урочной системы в пользу разновозрастных групп, где каждый обучается в своем индивидуальном темпе, без принуждения и отметок.

Поощряется самостоятельное проведение учениками научных исследований, раскрывающих междисциплинарные связи и формирующих целостное восприятие мира.

Главной задачей педагогики, как науки, является выявление, формирование, накопление и систематизация знаний о воспитании и образовании человека.

От качества педагогического воздействия на развитие и становление человеческой личности зависит и качество образовывающегося в результате общества, его развитие и тенденции к прогрессу.

Педагогическое мастерство — это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. В отличие от мастерства педагогическое творчество — это всегда поиск и нахождение нового.

Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером. Педагогическое новаторство – высший уровень профессиональной деятельности учителя, педагога. 

Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. — М.: Аргументы и факты, 1993.

  2. Амонашвили Ш. А., Единство цели. Пособие для учителя.- Москва.: Просвещение, 1987

  3. Бархаев Б.П. Педагогика. — М., 2001.

  4. Бондаревская Е.В.,Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — М.-Ростов-на-Дону, 1999.

  5. Бордовская Н.Н., Реан А.А. Педагогика. — М., 2000.

  6. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. — М.: Академия, 2008 — 224 с.

  7. Подласый И.П. Педагогика. — М.: Владос, 1999. — 450 с.

  8. Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. — Волгоград: Перемена, 1994. — 152с..

  9. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

  10. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — Минск: Народная газета, 1978.

  11. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок?: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — С.3-8.

Источник: https://multiurok.ru/files/statia-pedagogi-novatory-avtor-stati-s-chumkina.html

Развитие идей «педагогики сотрудничества» в опыте педагогов-новаторов 80-х годов ХХ века

8. Педагоги-новаторы 70-80-х годов XX века и их роль в активизации инновационных процессов в школе.

В конце 70-80-х годов ХХ века в условиях перестройки общественно-политической жизни зарождается педагогика сотрудничества. Авторов этой педагогики стали называть новаторами. (от лат. обновитель) — специалист, который вносит и практически реализует прогрессивное в какой-либо области деятельности.

новаторство охватило преподавателей математики и физики, литературы и языка, изобразительного искусства и учителей начальных.Имена новаторов: В.Ф. Шаталов и Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, И.П. Волков и др.

Используя педагогику сотрудничества можно развить высокогуманную, образованную, творческую, самостоятельную, активную, ответственную, добросовестную, организованную, нравственную, культурную, вежливую, способную работать в коллективе, любящую своё Отечество личность с высоким уровнем творческой мотивации к учебному труду, сотрудничеству, сотворчеству, общению, с чувством собственного достоинства, с чувством долга. сотрудничество педагогов и учащихся есть форма демократизации, гуманизации их отношений.
Хар-ка: 1. Педагогика сотрудничества — педагогика гуманно-оптимистическая. Она основана на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе, на стремлении к духовной общности учителя и ученика. Учитель не заставляет принудительно учиться школьника, а создает оптимальные условия для учения и развития. 2. Поиск новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности, обеспечивающих высокий результат усвоения учащимися учебного материала. 3. Перспективность дидактических идей и практического опыта педагогов-новаторов подтверждается заметными, более высокими учебными успехами их учащихся. 4. Общедоступность опыта педагогов-новаторов для всех слоев и массы учительства. В 80-90-е годы большими тиражами публиковались книги самих педагогов-новаторов. основные дидактические идеи некоторых педагогов-новаторов.

Система В. Ф. Шаталова – учебный материал объясняется максимально четко, логично, с использованием блок-схем, которые отражают логические связи учебного материала; ученики отвечают, опираясь на блок-схему, которую держат в уме; дома первоначально решаются те же задачи, что и на уроке, — в результате даже «слабые», но желающие учиться школьники могут добиться успеха; оценивание знаний производится после усвоения темы каждым учеником. В.Ф. Шаталов разработал новый метод — опорные сигналы, содержащие предметно- словесную информацию. Доказано, что опорные сигналы является прекрасным средством развития памяти, логики, пространстве иного воображения, алгоритмических форм мышления. Отличие их работы на уроке от традиционной методике заключается в том, что они поддерживают с детьми дух сотрудничества, ставят перед учениками как можно более сложную цель, указывают на ее исключительную трудность и внушают уверенность в том, что цель будет достигнута, учеников в этом случае объединяет не просто цель, а вера в возможность преодоления трудности. Идея свободного выбора (Шаталов, Волков) – это шаг в развитии творческой мысли. Свободный выбор дает возможность преодолевать неравномерности развития отдельных качеств в личности, создает условия для развития природных дарований. Например, Шаталов задает ученикам много задач, и они выбирают для решения любые из них. Волков (учитель труда) дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет сделать, из какого материала.

Система Е. И. Ильина – уроки литературы – уроки человековедения, средство глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни; ключ к изучению литературного произведения – художественная деталь в тексте. Е.Н. Ильин считает деталь опорой размышления (от малого к большому), формулы систематизацией содержания, раскрытием главных связей. На уроках происходит энергичное продвижение к истине (понимание). Е.Н. Ильин использует на уроках проблемные вопросы и ситуации. Ильин выдвигает идеи опережения и перспективы в обучении. Желанным итогом урока является момент, когда «учитель не нужен». Урок должен начинается с отметки, а не заканчивается ей. школа не готовит к жизни, школа – сама жизнь.
Система С. И. Лысенковой – изучение нового материала «крупными блоками», идея опережающего обучения (когда несколько минут на уроке уделяются знакомству с новыми понятиями, которые будут изучаться в скором времени). Лысенкова разработала действительную систему управления учением младших школьников (опорные схемы, идея опережения, идея свободного выбора), благодаря чему ученики испытывают радость успеха в учебном труде. Система Ш. Амонашвили – идея «гуманной педагогики», которая в состоянии «приобщить ребенка к процессу изучения самого себя»; идея педагогического сотрудничества в системе «учитель – ученик». Амонашвили научно обосновал, проверил на практике условия, содержание и принципы работы с шестилетними детьми, способствующие становлению мотивации учения. Далее им было развита идея самоанализа. Он учит детей индивидуальному и коллективному самоанализу. Его ученики на уроках проверяют и оценивают работу своих товарищей, рецензируют письменные работы другу друга.Система И. П. Волкова – использование различных видов деятельности для развития склонностей и способностей учащихся; идея «свободной мастерской», где каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения инициативы школьника; творческая реализация принципа: «Научился сам – научи товарища». Идея Сухомлинского – учение без принуждения – снимает чувство страха у учащихся на уроке, делает их раскованными, свободными, вселяет уверенность в свои силы, позволяет раскрыться творческому началу, заложенному природой в ребенке. М.П.Шетинин-материал сводиться в крупные блоки, что дает возможность увеличить объем изучаемого материала при резком снижении нагрузки на ученика (3-4 параграфа по тексту учебника изучается на одном уроке). Практика их работы показала, что достичь высоких результатов в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения можно только в том случае, если максимально учитывать интересы детей, предоставлять им право свободного выбора, любить их и принимать их такими, какие они есть.
Все педагоги-новаторы сходятся во мнении, что коллектив – важная составляющая педагогического процесса. Благодаря педагогам-новаторам были выработаны десятки новых подходов к преподаванию: межпредметные курсы и погружения, образовательные тренинги, дидактические ролевые (построенные на действии) и оргдеятельностные (построенные на мыследеятельности) игры, проектная методика, интегрированные уроки, исследовательские лаборатории по разным предметам, преподавание через компьютер, тьюторство, новые подходы к оценке учебного процесса, разные типы олимпиад и т.д.

Современная концепция личностно- ориентированного обучения, опирается на культурно-исторический и деятельностный подходы, всесторонне исследованные в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Э.В. Ильенкова, В.В. Давыдова и др.

Одной из ведущих идей этой концепции является переосмысливание роли и места предметной подготовки в педагогическом образовании: акцент переносится с владения предметом как главной целью на владение предметом преподавания как средством развития ученика.

28. факторы\тенденции соврем.образования.

Факторы: Школьные реформы 1960-1980-х гг., коренным образом изменившие облик образовательной практики во всем мире, позволили сделать среднюю ступень образования общедоступной и бесплатной, в связи с чем остро встал вопрос дифференциации среднего образования.

Глобальная тенденция развития современной школы проявляется в усилении и усложнении дифференцированной подготовки соответственно склонностям, интересам, успеваемости учащихся. Сегодня основными формами дифференциации являются распределение по разным типам учебных заведений, на профили и потоки внутри одной школы.

Широко распространена дифференциация в пределах одного учебного заведения.В процессе осуществления дифференциации важным аспектом становится ориентация учащихся – распределение их по разным направлениям общего образования (учебная ориентация) и приобретение образования для определенной деятельности (профессиональная ориентация).

В рамках развития многопрофильности и альтернативности образования возникают новые типы школ. В современном мире предоставляются все более широкие возможности для выбора моделей образования.

Помимо государственных учебных заведений, в образовательной практике представлен целый ряд частных учебных заведений, в которых учебно-воспитательный процесс отличается от традиционного. Частные учебные заведения могут решить проблемы учащихся, выход из которых сложно найти в рамках официальной образовательной системы.

Например, это положение относится к детям, плохо адаптирующимся в традиционной школе, плохо переносящим регламентацию учебного процесса, конкуренцию, второгодничество. Поиски путей развития образования осуществляются на базе экспериментальных учебных заведений.

Эти школы предназначены для эмпирической проверки, выработки и обоснования основных педагогических идей с учетом опыта лучших педагогов.Главным фактором, обусловливающим тенденции развития современного образования, становится потребность человека в высоком качестве образования.\\\ в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения.

знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития.

+ информация и теоретическое знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.

Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. От решения проблем образования зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире.

Любая деятельность сейчас трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.Функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школы и ВУЗы.Происходит переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности.

Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию.

Важным фактором в этом направлении развития образования является формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.+ Концепция непрерывного образования. Образование взрослых людей. + Превращение знания в товар. Развитие рыночных отношений в сфере образования.

+ Важной чертой развития образования является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.

Что позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы — обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное обучение. Т.о. обобщенно можно говорить о следующих Тенденциях: 1 —гуманизация, заключающаяся в утверждении человека как высшей социальной ценности.

Тенденция утверждает создания нового образца образования, который предусматривает приоритет образования, ориентированной на личность ученика 2— гуманитаризация образования, которая призвана формировать духовность, культуру личности, планетарное мышление, целостную картину мира.

3национальная направленность образования, которая заключается в неотделимости образования от национальной основы, в органическом сочетании образования с историей и народными традициями. 4 —открытость системы образования , т.е. определение целей образования не ограничивается госуд заказом, а расширяется потребностями в образовании, которые привносят ученики, их родители, учителя. 5 — перенос акцента с учебной деятельности педагога на продуктивную учебно-познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность ученика. 6 — переход от преимущественно информативных форм к методам, форм и технологий обучения с использованием элементов проблемности, научного поиска, резервов самостоятельной работы. 7создание условий для самоутверждения, самореализации и самоопределения личности, что является результатом ее самоорганизации. 8- преобразования позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции людей-сотрудников. 9переход от строго регламентированных контролируемых способов организации педагогического процесса к развивающих, активизирующих, что предусматривает стимулирование, организацию творческой, самостоятельной деятельности уч-ка. 10 — непрерывность образования. 11— нераздельность обучения и воспитания

Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 97 | Нарушение авторских прав

Билет № 6 Я.А.Коменский-основоп.педагогической науки. Знание его наследия для развития педагогической теории школы | Анализ педагогических трудов Коменского. | Педагогическое творчество Ж.Ж.Руссо. Идея свободного воспитания личности. | Гуманистическая педагогика И.Г. Песталоцци. Знание его экспериментальной деятельности и теоретического наследия для развития мировой педагогики. | Дидактика развивающего обучения в педагогическом наследии А. Дистервега. Значение его работ и деятельности для развития педагогического образования. | Социально-педагогические эксперименты Р. Оуэна. | Развитие системы образования в России первой половины 19 века. Педагогические идеи и просветительская деятельность декабристов. | Теория «свободного воспитания» (Э. Кей, Л. Гурлитт, М. Монтессори). | Педагогическое наследие А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого. Их значение для развития современной педагогической теории и практики. |

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/4-65432.html

Новаторская педагогика в 70-80-е гг. xx века

8. Педагоги-новаторы 70-80-х годов XX века и их роль в активизации инновационных процессов в школе.

Педагогика сотрудничества — направление в практике обучения и воспитания, которое оформилось в нашей стране в 80-е годы как альтернативное в противовес административной и академической педагогике.

Это направление представляли педагоги-новаторы (Ш.А. Амонашвили, С.Н.Лысенко, И.П.Волков, В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин и др.), не признаваемые официальными педагогическими кругами. Его суть составляет озабоченность жизнью детей, их проблемами и трудностями, их переживаниями и стремлениями, обращенность к подлинному, реальному Я ребенка.

Под педагогикой сотрудничества новаторы понимали установление гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса, выступающих необходимым условием гармоничного развития личности.

Ее значение состоит в том, что она обнажила противоречия традиционного образовательного процесса, показала пути их разрешения, привела к осознанию необходимости пересмотра философских оснований современного образования и педагогической науки и утверждению в общественном сознании и практике обучения идеи гуманизации образования.

Эта идея нашла отражение в ценностных ориентациях педагогики сотрудничества, складывающихся из ряда гуманистических установок.

Одной из таких установок является принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть» (Ш.А. Амонашвили); воспитание начинается «с поразительно простого, бесхитростного: принять и полюбить ученика, какой он» (Е.Н.

Ильин); педагог должен увидеть ребенка таким, какой он есть «внутри себя», каким знает себя «только он сам» (Е. Ю. Сазонов).

В том случае, если эта установка искажается под влиянием разного рода императивных стереотипов долженствования, то возникает основа для внутреннего неприятия, отвержения педагогом учащегося, обесценивания его подлинного Я.

Соответственно, это и источник протеста ребенка, его стремления во что бы то ни стало осуществить самоутверждение. Вполне очевидно, что прямое обращение педагога к ученику, диалог с ним, понимание его действительных потребностей и проблем и, в конечном счете, действенная помощь ребенку возможны только тогда, когда он принимается таким, каков он есть.

Другая установка связана с эмпатийным пониманием ученика. Существует оценочное и эмпатийное (сочувствующее, сопереживающее) межличностное понимание.

Основой оценочного понимания является социально-перцептивный образ (стереотип), формирующийся у педагога в процессе ролевого общения с учащимися и позволяющий предсказывать и непротиворечиво объяснять свои действия и поступки по отношению к ним.

Например, учитель знает и оценивает ученика как отличника или как двоечника. Эти стереотипы служат своеобразным ракурсом восприятия и понимания ребенка.

При эмпатийном понимании, напротив, учитель действует всегда по принципу «здесь и теперь», пытаясь проникнуть во внутренний мир ученика и увидеть окружающее его глазами: «понимать детей — значит стать на их позиции» (Ш.А. Амонашвили); «посмотреть на все глазами своего детства» (Е.Н.Ильин); «постоянно учиться смотреть на себя глазами детей» (И.П.Иванов).

Установка на эмпатийное понимание ученика, так же как и установка на принятие личности, дает педагогу возможность полноценного и неиссякаемого межличностного общения с учеником, оказания ему помощи именно тогда, когда она больше всего необходима.

И наконец, установка на открытое, доверительное общение. Мысли и переживания педагога не маскируются социальной ролью, а раскрываются открыто и адекватно учащимся. Духовный мир педагога, мир его интересов, поисков и сомнений, проблем и находок, радостей и печалей открыт для них.

Такое доверие учителя порождает, в свою очередь, доверие учащихся к нему, их желание поделиться с ним своими устремлениями, вступить в равноправный диалог: «по-настоящему учитель открыт только ребятам» (Е. Н. Ильин); «истинный урок — это всегда диалог всех, кто в классе: учителя и учеников» (Т.И.

Гончарова); «важно, чтобы поступки, образ жизни воспитателей не расходились с тем, что они внушают ребятам» (А.А.Дубровский). Установка на открытое общение требует, чтобы педагог не играл свою роль, а всегда оставался самим собой. В этом случае он дает возможность учащимся понять, принять и полюбить себя таким, какой он есть.

В свою очередь, доверительное отношение учащихся к педагогу есть условие его личностного роста и совершенствования.

Названные установки педагогики сотрудничества как раз и выступают личностными предпосылками гуманизации процесса обучения.

Нельзя предвидеть эффективность применяемых педагогических стратегий и тактик, если не учитывать личностные параметры педагога, его синтонность (эмоциональное созвучие) по отношению к учащимся и педагогической деятельности, а также меру аттрактивное педагога, т. е. привлекательности для учеников.

В работах, обобщающих опыт педагогов-новаторов 80-х гг.

, как правило, перечисляются те приемы, которые они используют в своей деятельности («опорные сигналы», «комментированное письмо», «творческие дневники», «безотметочное учение», «литературная деталь» и др.).

Однако в их деятельности главное не это, а сама личностная позиция педагога, в которой находит отражение практическая педагогическая философия как совокупность гуманистических установок по отношению к самому себе и ученикам.

Источник: https://studopedia.su/9_69032_novatorskaya-pedagogika-v---e-gg-XX-veka.html

27. Развитие идей «педагогики сотрудничества» в опыте педагогов-новаторов 80-х годов хх века

8. Педагоги-новаторы 70-80-х годов XX века и их роль в активизации инновационных процессов в школе.

В конце 70-80-х годов ХХ века в условиях перестройки общественно-политической жизни зарождается педагогика сотрудничества. Авторов этой педагогики стали называть новаторами. (от лат. обновитель) — специалист, который вносит и практически реализует прогрессивное в какой-либо области деятельности.

новаторство охватило преподавателей математики и физики, литературы и языка, изобразительного искусства и учителей начальных.Имена новаторов: В.Ф. Шаталов и Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, И.П. Волков и др.

Используя педагогику сотрудничества можно развить высокогуманную, образованную, творческую, самостоятельную, активную, ответственную, добросовестную, организованную, нравственную, культурную, вежливую, способную работать в коллективе, любящую своё Отечество личность с высоким уровнем творческой мотивации к учебному труду, сотрудничеству, сотворчеству, общению, с чувством собственного достоинства, с чувством долга. сотрудничество педагогов и учащихся есть форма демократизации, гуманизации их отношений. Хар-ка: 1. Педагогика сотрудничества — педагогика гуманно-оптимистическая. Она основана на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе, на стремлении к духовной общности учителя и ученика. Учитель не заставляет принудительно учиться школьника, а создает оптимальные условия для учения и развития. 2. Поиск новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности, обеспечивающих высокий результат усвоения учащимися учебного материала. 3. Перспективность дидактических идей и практического опыта педагогов-новаторов подтверждается заметными, более высокими учебными успехами их учащихся. 4. Общедоступность опыта педагогов-новаторов для всех слоев и массы учительства. В 80-90-е годы большими тиражами публиковались книги самих педагогов-новаторов.основные дидактические идеи некоторых педагогов-новаторов. Система В. Ф. Шаталова – учебный материал объясняется максимально четко, логично, с использованием блок-схем, которые отражают логические связи учебного материала; ученики отвечают, опираясь на блок-схему, которую держат в уме; дома первоначально решаются те же задачи, что и на уроке, — в результате даже «слабые», но желающие учиться школьники могут добиться успеха; оценивание знаний производится после усвоения темы каждым учеником. В.Ф. Шаталов разработал новый метод — опорные сигналы, содержащие предметно- словесную информацию. Доказано, что опорные сигналы является прекрасным средством развития памяти, логики, пространстве иного воображения, алгоритмических форм мышления. Отличие их работы на уроке от традиционной методике заключается в том, что они поддерживают с детьми дух сотрудничества, ставят перед учениками как можно более сложную цель, указывают на ее исключительную трудность и внушают уверенность в том, что цель будет достигнута, учеников в этом случае объединяет не просто цель, а вера в возможность преодоления трудности. Идея свободного выбора (Шаталов, Волков) – это шаг в развитии творческой мысли. Свободный выбор дает возможность преодолевать неравномерности развития отдельных качеств в личности, создает условия для развития природных дарований. Например, Шаталов задает ученикам много задач, и они выбирают для решения любые из них. Волков (учитель труда) дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет сделать, из какого материала. Система Е. И. Ильина – уроки литературы – уроки человековедения, средство глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни; ключ к изучению литературного произведения – художественная деталь в тексте. Е.Н. Ильин считает деталь опорой размышления (от малого к большому), формулы систематизацией содержания, раскрытием главных связей. На уроках происходит энергичное продвижение к истине (понимание). Е.Н. Ильин использует на уроках проблемные вопросы и ситуации. Ильин выдвигает идеи опережения и перспективы в обучении. Желанным итогом урока является момент, когда «учитель не нужен». Урок должен начинается с отметки, а не заканчивается ей. школа не готовит к жизни, школа – сама жизнь. Система С. И. Лысенковой – изучение нового материала «крупными блоками», идея опережающего обучения (когда несколько минут на уроке уделяются знакомству с новыми понятиями, которые будут изучаться в скором времени). Лысенкова разработала действительную систему управления учением младших школьников (опорные схемы, идея опережения, идея свободного выбора), благодаря чему ученики испытывают радость успеха в учебном труде. Система Ш. Амонашвили – идея «гуманной педагогики», которая в состоянии «приобщить ребенка к процессу изучения самого себя»; идея педагогического сотрудничества в системе «учитель – ученик». Амонашвили научно обосновал, проверил на практике условия, содержание и принципы работы с шестилетними детьми, способствующие становлению мотивации учения. Далее им было развита идея самоанализа. Он учит детей индивидуальному и коллективному самоанализу. Его ученики на уроках проверяют и оценивают работу своих товарищей, рецензируют письменные работы другу друга.Система И. П. Волкова – использование различных видов деятельности для развития склонностей и способностей учащихся; идея «свободной мастерской», где каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения инициативы школьника; творческая реализация принципа: «Научился сам – научи товарища». Идея Сухомлинского – учение без принуждения – снимает чувство страха у учащихся на уроке, делает их раскованными, свободными, вселяет уверенность в свои силы, позволяет раскрыться творческому началу, заложенному природой в ребенке.  М.П.Шетинин-материал сводиться в крупные блоки, что дает возможность увеличить объем изучаемого материала при резком снижении нагрузки на ученика (3-4 параграфа по тексту учебника изучается на одном уроке). Практика их работы показала, что достичь высоких результатов в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения можно только в том случае, если максимально учитывать интересы детей, предоставлять им право свободного выбора, любить их и принимать их такими, какие они есть.  Все педагоги-новаторы сходятся во мнении, что коллектив – важная составляющая педагогического процесса. Благодаря педагогам-новаторам были выработаны десятки новых подходов к преподаванию: межпредметные курсы и погружения, образовательные тренинги, дидактические ролевые (построенные на действии) и оргдеятельностные (построенные на мыследеятельности) игры, проектная методика, интегрированные уроки, исследовательские лаборатории по разным предметам, преподавание через компьютер, тьюторство, новые подходы к оценке учебного процесса, разные типы олимпиад и т.д.

Современная концепция личностно- ориентированного обучения, опирается на культурно-исторический и деятельностный подходы, всесторонне исследованные в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Э.В. Ильенкова, В.В. Давыдова и др.

Одной из ведущих идей этой концепции является переосмысливание роли и места предметной подготовки в педагогическом образовании: акцент переносится с владения предметом как главной целью на владение предметом преподавания как средством развития ученика.

28. факторы\тенденции соврем.образования.

Факторы: Школьные реформы 1960-1980-х гг., коренным образом изменившие облик образовательной практики во всем мире, позволили сделать среднюю ступень образования общедоступной и бесплатной, в связи с чем остро встал вопрос дифференциации среднего образования.

 Глобальная тенденция развития современной школы проявляется в усилении и усложнении дифференцированной подготовки соответственно склонностям, интересам, успеваемости учащихся. Сегодня основными формами дифференциации являются распределение по разным типам учебных заведений, на профили и потоки внутри одной школы.

Широко распространена дифференциация в пределах одного учебного заведения.В процессе осуществления дифференциации важным аспектом становится ориентация учащихся – распределение их по разным направлениям общего образования (учебная ориентация) и приобретение образования для определенной деятельности (профессиональная ориентация).

В рамках развития многопрофильности и альтернативности образования возникают новые типы школ. В современном мире предоставляются все более широкие возможности для выбора моделей образования. Помимо государственных учебных заведений, в образовательной практике представлен целый ряд частных учебных заведений, в которых учебно-воспитательный процесс отличается от традиционного.

Частные учебные заведения могут решить проблемы учащихся, выход из которых сложно найти в рамках официальной образовательной системы. Например, это положение относится к детям, плохо адаптирующимся в традиционной школе, плохо переносящим регламентацию учебного процесса, конкуренцию, второгодничество.

Поиски путей развития образования осуществляются на базе экспериментальных учебных заведений. Эти школы предназначены для эмпирической проверки, выработки и обоснования основных педагогических идей с учетом опыта лучших педагогов.Главным фактором, обусловливающим тенденции развития современного образования, становится потребность человека в высоком качестве образования.

\\\ в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития.

+ информация и теоретическое знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.

Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. От решения проблем образования зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире.

Любая деятельность сейчас трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.Функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школы и ВУЗы. Происходит переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности.

 Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию.

Важным фактором в этом направлении развития образования является формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.+ Концепция непрерывного образования. Образование взрослых людей. + Превращение знания в товар. Развитие рыночных отношений в сфере образования.

+ Важной чертой развития образования является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.

Что позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы — обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное обучение. Т.о. обобщенно можно говорить о следующих Тенденциях: 1 — гуманизация, заключающаяся в утверждении человека как высшей социальной ценности.

Тенденция утверждает создания нового образца образования, который предусматривает приоритет образования, ориентированной на личность ученика 2 — гуманитаризация образования, которая призвана формировать духовность, культуру личности, планетарное мышление, целостную картину мира.

3 — национальная направленность образования, которая заключается в неотделимости образования от национальной основы, в органическом сочетании образования с историей и народными традициями. 4 — открытость системы образования , т.е.

определение целей образования не ограничивается госуд заказом, а расширяется потребностями в образовании, которые привносят ученики, их родители, учителя. 5 — перенос акцента с учебной деятельности педагога на продуктивную учебно-познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность ученика. 6 — переход от преимущественно информативных форм к методам, форм и технологий обучения с использованием элементов проблемности, научного поиска, резервов самостоятельной работы. 7 — создание условий для самоутверждения, самореализации и самоопределения личности, что является результатом ее самоорганизации. 8- преобразования позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции людей-сотрудников. 9 — переход от строго регламентированных контролируемых способов организации педагогического процесса к развивающих, активизирующих, что предусматривает стимулирование, организацию творческой, самостоятельной деятельности уч-ка. 10 — непрерывность образования. 11— нераздельность обучения и воспитания

Источник: https://studfile.net/preview/1845524/page:9/

Uchebnik-free
Добавить комментарий