8. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов.

Лекция 1 — Теория и методика обучения информатике

8. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов.

Отличительные особенности дисциплины «Теория и методика обучения информатике». Цели и задачи дисциплины «Теория и методика обучения информатике». Взаимосвязь основных компонентов процесса обучения информатике. Связь методики обучения информатике с наукой информатикой и другими науками. Информатика и кибернетика, соотношение понятий

Вместе с введением в школу общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» началось формирование новой области педагогической науки – методики обучения информатике, объектом которой является обучение информатике. К теории и методике обучения информатике нужно относить исследование процесса обучения информатике везде, где бы он ни проходил и на всех уровнях: дошкольный период, школьный период, все типы средних учебных заведений, высшая школа, самостоятельное изучение информатики, дистанционные формы обучения и т.п. Каждая из перечисленных областей в настоящее время ставит свои специфические проблемы перед современной педагогической наукой.

Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается. Школьному предмету информатики уже почти два десятка лет, но многие задачи в новой педагогической науке возникли совсем недавно и не успели получить еще ни глубокого теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки.

учебного предмета методики обучения информатике определяет его два основных раздела: общая методика, в которой рассматриваются общие теоретические основы методики преподавания информатики, совокупности основных программно-технических средств, и частная (конкретная) методика – методы изучения конкретных тем школьного курса информатики на пропедевтическом, базовом и профильном этапах обучения.

Преподавание информатики на современном уровне опирается на сведения из различных областей научного знания: биологии (биологические самоуправляемые системы, такие как человек, другой живой организм), истории и обществоведения (общественные социальные системы), русского языка (грамматика, синтаксис, семантика и пр.), логики (мышление, формальные операции, истина, ложь), математики (числа, переменные, функции, множества, знаки, действия), психологии (восприятие, мышление, коммуникации).

Методическая система обучения – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм, средств планирования и проведения контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения школьников.

Характерные черты современной методической системы обучения:

  • научно обоснованное планирование процесса обучения;
  • единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки;
  • высокий уровень трудности и быстрый темп изучения учебного материала;
  • максимальная активность и достаточная самостоятельность обучающихся;
  • сочетание индивидуальной и коллективной деятельности;
  • насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения;
  • комплексный подход к изучению различных предметов.

Методика обучения информатике занимается исследованием и разработкой программного, технического, учебно‐методического и организационного обеспечения применения компьютеров в учебном процессе, а также использованием в обучении современных информационно‐коммуникационных технологий.

В структуре методике обучения информатике можно выделить четыре раздела:

  1. Программное или математическое обеспечение, которое включает в себя программистские средства для проектирования и сопровождения информационной, обучающей и управляющей систем средней школы.
  2. Техническое обеспечение, которое включает в себя определение параметров оборудования типовых школьных кабинетов вычислительной техники, обоснование экономически целесообразного выбора компьютерных средств сопровождения учебно‐воспитательного процесса.
  3. Учебно‐методическое обеспечение включает в себя вопросы разработки учебных программ, методических пособий, учебников по школьному курсу информатики, а также по смежным предметам, использующим информационно‐коммуникационные технологии.
  4. Организационное обеспечение рассматривает вопросы внедрения новых информационно‐коммуникационных технологий учебного процесса, подготовки педагогических программных средств, подготовки и переподготовки преподавательских кадров в современных условиях информатизации образования.

Цели курса:

  • вооружить будущих учителей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для творческого преподавания школьного предмета «Информатика» в различных условиях технического и программно-методического обеспечения;
  • подготовить будущих учителей к организации и проведению различных форм внеклассной работы в области информатики;
  • развить и углубить общие представления о путях и перспективах глобальной информатизации в сфере образования;
  • обеспечить изучение будущими учителями научных и психолого-педагогических основ структуры и содержания курса информатики в школе, понимание методических идей, заложенных в них;
  • воспитывать у будущих учителей умения решать проблемы обучения информатике, формировать навыки самостоятельного обучения, методического творчества.

Задачи курса:

  • ознакомление с задачами образования в условиях его вариативности, ориентации на ценности гуманистической педагогики;
  • изучение программ, учебников и учебных пособий по информатике для различных общеобразовательных учреждений;
  • изучение наиболее трудных вопросов школьного курса информатики (содержательных, психологических, методических);
  • изучение теоретических основ курса методики обучения информатике как педагогической науки, ее методов исследования, овладение методикой обучения информатике в школе;
  • формирование умения осуществлять методическую переработку материала методов науки в материал преподавания, умения проектировать целостный процесс обучения;
  • изучение способов и средств мировоззренчески направленного обучения, формирования у школьников глубокого интереса к предмету, навыков продуктивного учебного труда.

Цели обучения, содержание и образовательный процесс (методы, формы и средства обучения) могут образовывать методическую систему обучения, имеющую иерархическую структуру.

Цели обучения определяют его содержание, а анализ содержания позволяет сделать выбор оптимального сочетания методов обучения. применяемые методы и формы обучения определяют использование соответствующих средств обучения.

Однако иерархическая схема достаточно условна и не всегда является такой жесткой и однозначной.

Если говорить об обучении информатике и ИКТ, то основные компоненты такого обучения находятся в специфических отношениях, далеких от иерархического подчинения сверху вниз: цели обучения — содержание — методы — организационные формы – средства обучения. Овладение программно-аппаратным обеспечением информационных технологий, являющимся основой средств обучения информатике, выступает в качестве одной из важнейших целей обучения и, таким образом, средства обучения уже не играют подчиненной роли по отношению к целям обучения. Тем не менее, конечно же, сохраняется и влияние оставленных целей на выбор средств обучения. В каких отношениях при обучении информатике и ИКТ находится содержание обучения с целями и средствами обучения? обучения любому предмету является моделью соответствующей предметной области. В случае информатики и ИКТ эта предметная область развивается очень быстро, а вместе с ней меняется и содержание обучения. Цели обучения, представляющие собой более высокую ступеньку абстракции, чем остальные элементы методической системы, из ведущего элемента системы в случае стабильного учебного предмета превращаются в ведомый компонент системы для такого нестабильного в плане содержания предмета, как школьная информатика и корректируются вслед за меняющимся и проходящим отбор содержанием обучения. Можно выделить цели обучения 1-го порядка, связанные с формированием определенных знаний, умений и навыков (обычно фиксируемых в образовательных стандартах), и цели 2-го порядка, связанные с развитием учащихся на основе содержания обучения и средствами обучения информатике (формирование мотивации, мышления и внимания, адаптационных механизмов). Необходимо отметить, что в настоящее время цели обучения информатике 2-го порядка приобретают большую значимость. Быстрое развитие предметной области информатики, в частности, развитие информационных и коммуникационных технологий, а также изменение социального контекста развития образования приводят к изменению целей обучения информатике, среди которых ведущими оказываются формирование у учащихся стабильных навыков работы с информацией, способностей и стремления адаптироваться к быстро меняющейся информационной среде деятельности, пропедевтика дальнейшей информационной подготовки в течение всей жизни, удовлетворение индивидуальных личностных запросов обучаемого.Сохраняется прямое влияние установленных целей обучения на отбор содержания обучения предмету. Компонент, определяющий средства обучения, существенно влияет на цели обучения (овладение средствами обучения – программно-аппаратными средствами информатизации учебного процесса – одна из традиционно стоящих в преподавании информатики целей обучения, также они являются необходимым условием, ограничивающим остальные достижимые цели). Средства обучения в методической системе информатики играют принципиально иную роль, чем в обучении другим предметам. Более адекватным в этом отношении является понятие «учебно-профессиональная среда», подчеркивающая активность программно-аппаратных средств информатизации образования, играющих в процессе обучения объектную, инструментальную роль и моделирующих профессиональную деятельность предметной области. Новое решение целей обучения (их ориентация на личностные запросы, задачи интеллектуального развития), требует решения проблем содержания обучения в конкретных образовательных учебных заведениях на основе образовательных стандартов. Двойственным является и взаимодействие содержания обучения информатике со средствами обучения. С одной стороны отобранное содержание обучения требует применения в учебном процессе определенных средств обучения, в том числе программно-аппаратных средств обучения информатике. С другой стороны не менее очевидной является ограничивающая роль имеющихся в конкретных учебных заведениях средств информатики на отбор содержания обучения в этих заведениях. Помимо традиционной связи с содержанием образования методы и формы обучения информатике определяются имеющимися в распоряжении преподавателя информатики программно-аппаратными средствами информатики. Известно, что уровень оснащения учебного заведения вычислительной техникой, наличие сети и доступа в Интернет, доступность программных средств учебного назначения и особенно заложенные в программные средства учебные технологии влияют на организацию учебного процесса и применяемые в нем методы.

В последнее время значение методов обучения и их ценность в переходе от передачи знаний в учебном процессе к формированию компетенций возрастают.

Объектом информатики как науки (объект – это часть объективной реальности, подлежащая изучению) является то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов (технологий), т.е. объектом информатики являются информационные процессы в природе и обществе и информационные технологии. Предметом информатики являются общие свойства и закономерности информационных процессов в природе и обществе. В более узком плане – это общие закономерности конкретных информационных технологий.

Структура предметной области информатики включает в себя четыре раздела:

  • теоретическая информатика;
  • средства информатизации;
  • информационные технологии;
  • социальная информатика.

Методика обучения информатике решает проблемы преподавания информатики в школе.

Она является ветвью информатики, занимающейся исследованием и разработкой программного, технического, учебно‐методического и организационного обеспечения применения компьютеров в учебном процессе, а также использованием в обучении современных информационно‐коммуникационных технологий.

Кибернетика и информатика имеют много общего, основанного на концепции управления. Кибернетика исследует общие законы движения информации в произвольных системах, в частности, в тех аспектах, которые относятся к процессам управления.

Информатика исследует общие закономерности движения информации в природе и в социальных системах.

Если кибернетические принципы не зависят от частных реальных систем, то принципы информатики всегда находятся в тесной связи с функционированием реальных систем.

Источник: https://www.sites.google.com/site/methteachinfo/lec/lec-1

Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (информатика) 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

8. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов.

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Компоненты методической системы обучения информатике

КомпонентыЭтапы развития методической системы обучения
I –(1985-1990 г.г.)II –(1990-2000 г.г.)III – (настоящее время и ближайшая перспектива)
Цель обученияФормирование ”компьютерной грамотности”Подготовка непрофессионального пользователяФормирование ключевых информационных компетенций личности
Системообразующий компонент содержания обученияОсновы алгоритмизации программированияФормирование пользовательских умений средствами ИКТ, частичное включение в содержание вопросов формализации и моделированияСоздание и использование информационных моделей
Педагогический процессРепродуктивныйРепродуктивный с элементами познавательной активностиПродуктивный (проблемный, активный, игровой), модульный, дифференцированный, организация исследовательской деятельности
Организационные формыУрок (теоретический практический, комбинированный)Урок (теоретический, практический, комбинированный)Урок (теоретический, практический, комбинированный). Проекты (мультимедиа, гипермедиа, информационные и т.д.), дистанционное обучение
Основные средства обучения”Е-практикум”, ”Кумир”, исполнители алгоритмовИсполнители алгоритмов. Профессиональные средства ИКТ (”Офисный пакет”, браузеры, поисковые программы, презентации и т.д.)Проблемно-ориентированные, объектно-ориентированные, предметно-ориентированные программные средства.
Средства контроляТестирование, мониторингТестирование, мониторингТестирование, мониторинг, ”портфолио”, защита проекта, Case-технологии
Функционал учителя (компоненты подготовки и структура обучения: начальное, среднее, дифференциация)Формирование знаний и умений основ алгоритмизации и программирования (в основном 10-11 кл.)Формирование знаний и умений: подготовка непрофессионального пользователя в области ИКТ, использование программного и/или пакетного обеспечения в различных областях деятельности учителя-предметника, подготовка обучаемых в области ИКТФормирование ключевых компетенций в области ИКТ. Преподавание профильных и элективных курсов (минимум 2-3), освоение новых организационных форм и методов обучения (метод проектов, исследовательская работа, сетевое взаимодействие, дистанционное обучение и т.д.).

Обобщая существующие подходы к предметной и методической подготовке будущего учителя информатики в педвузах с учетом новых социокультурных реалий, мы обосновали направления коррекции содержания подготовки, осуществляемой в рамках модернизации образования. Следует отметить, что эти направления тесно взаимосвязаны и не могут рассматриваться изолированно друг от друга.

На современном этапе дальнейшее развитие существующей системы методической подготовки будущего учителя информатики определяется рядом факторов, среди которых, на наш взгляд, основополагающими являются:

    1. Изменение представлений о предмете информатики как науки (от понимания ее как прикладной, технической науки о методах и средствах автоматизации обработки данных – к осознанию ее сущности как фундаментальной естественной науки), изучающей информационные процессы в системах различной природы: социальных, технических, биологических (А.П.Ершов, А.И.Мизин, Н.Н.Моисеев, К.К.Колин, А.А.Кузнецов и др.). Необходимо отметить, что новые взгляды на предмет информатики уже получили определенное отражение в целях и содержании школьного образования, но в меньшей степени повлияли на методическую подготовку учителя информатики в педвузах.
    2. Изменение понимания роли и места информатики в образовании:
  • от ”компьютерной грамотности” к общеобразовательному курсу информатики, занимающему ведущее место в формировании научного мировоззрения, социализации школьников, подготовке их к последующему профессиональному образованию, вносящему существенный вклад в развитие мышления и т.д.;
  • сформировалось иное, чем прежде, представление о целях, задачах, структуре, содержании школьного курса информатики (многоэтапная система обучения информатике, включая ее пропедевтику в младших классах, создание профильных курсов на старшей ступени школы и т.п.);
  • изучение информатики стало играть существенную роль в развитии познавательной деятельности обучаемых через освоение средств и методов применения НИТ в обучении;
  • методы познания (информационное моделирование, ”вычислительный” эксперимент и др.), современное научное мировоззрение, формируемые информатикой, приобрели общенаучное значение, а умения и навыки, способы деятельности, осваиваемые при ее изучении, имеют общеинтеллектуальный, общеучебный, надпредметный характер, входят в число важнейших компетенций современного человека.
    1. Изменение характера профессиональной деятельности учителя информатики и в связи с этим изменение ”удельного веса” отдельных компонентов профессиональной подготовки учителя информатики в сторону усиления методической подготовки, отражающей ведущие компоненты деятельности учителя информатики — гностический, проектировочный и т.д.
    2. Дифференциация обучения информатике становится в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем методики. Однако она не получила должного отражения в содержании методической подготовки учителя информатики в педвузах. Необходимо раскрыть в курсе методики роль дифференциации обучения в обеспечении индивидуализации, развитии способностей, склонностей школьников, их познавательной активности, мотивации.
    3. Реализация профильного обучения с разными ориентациями и содержанием для разных профилей обучения предполагает использование профильных и элективных курсов обучения, с чем на практике учитель сталкивается впервые и не готов к практической реализации учебного процесса на базе таких курсов. Эффективная реализация профильного обучения невозможна без внедрения в учебный процесс новых организационных форм и методов обучения (учебное проектирование, дистанционное обучение, зачетно-модульная система и т.д.). Однако учитель также во многом не готов к их широкому использованию.
    4. Отсутствие у учителей информатики специальной и методической подготовки работы с учащимися начальной школы в области информатики и информационных технологий, реализующих специфические цели обучения на начальном звене преподавания информатики в школе.
    5. Становление непрерывной системы обучения специалиста предполагает повышение роли самообразования, что особенно актуально для учителя информатики в связи с большим динамизмом изменения методической системы обучения информатике в школе, постоянным расширением сферы применения компьютерных технологий в образовании.
    6. Модернизация программ методической подготовки учителя информатики в соответствии с требованиями более адекватного отражения в их содержании современных тенденций развития методической системы обучения информатике в школе, ориентированной на создание научно обоснованной модели педагогической деятельности учителя информатики.

Выделенные факторы предопределяют направления совершенствования системы подготовки будущих учителей информатики.

Первое направление предполагает преодоление несоответствия между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества через использование так называемого компетентностного подхода к формированию учебных планов и программ.

Второе направление связано с пересмотром структуры учебных планов, программ. На наш взгляд, принципы формирования учебного плана и учебных программ должны вобрать в себя множество факторов (содержание, цели, умения, формы обучения и самообразования и т.д.), что вполне возможно, потребует разработки этих документов в гипертекстовой форме.

Третье направление предполагает изменение структуры учебных программ через обеспечение выбора приоритетов как средства упорядочения большого числа отдельных учебных действий, с которыми обучаемые постоянно сталкиваются в образовательном процессе.

Состояние методической системы подготовки будущего учителя определяется не только внутренними, но и внешними связями, поскольку функционирует в определенном социальном и культурном контекстах. С учетом этого к ”внутренним” принципам развития в условиях открытости системы необходимо добавление принципов, связанных с внешними связями методической системы, к которым относятся:

  • принцип сохранения фундаментальности подготовки;
  • принцип профессионального развития: совершенствование методической системы обучения информатике в вузе должно усиливать профессиональную направленность всех ее компонентов, учитывая при этом растущие требования к уровню профессионального мастерства;
  • принцип преемственности: развитие методической системы обучения должно основываться на сложившейся в вузе системе обучения и органично входить в нее.

Анализ работ, посвященных проблемам совершенствования методической системы обучения информатике (С.А.Бешенков, Я.А. Ваграменко, С.К.Кариев, А.А.Кузнецов, М.П.Лапчик, В.И. Михеев, В.М. Монахов, С.В. Панюкова, Е.А.Ракитина, И.В. Роберт, А.Я. Савельев, Е.К. Хеннер, А.В. Могилев и др.

), показывает, что до недавнего времени в педвузах ее содержание имело явный уклон в сторону программирования и алгоритмизации.

Только в последние годы существенно усиливается роль и увеличивается удельный вес материала, посвященного использованию информационных и телекоммуникационных технологий в обучении и управлении образованием.

Вместе с тем, следует отметить, что в целом ряде случаев научно-педагогические коллективы ряда педвузов приступили к изучению, освоению и внедрению в практику обучения технологий дистанционного обучения, открытого образования, мультимедийных средств и средств автоматизации образовательного процесса.

Источник: https://refdb.ru/look/2484530-p3.html

Раздел 1. общая теория и методика обучения информатике

8. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов.

Цели курса

Номер цели цели
1 2
Студент будет знать:
1. цели и задачи изучения курса информатики в средней школе
2. методическую систему и структуру (пропедевтический, базовый и профильный этапы) обучения информатике в школе, общую характеристику ее основных компонентов
3. предмет и задачи методики преподавания информатики, связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой
4. стандарт школьного образования по информатике, его назначение и функции
5. положение о школьном кабинете информатики, учебные и методические пособия по информатике
6. основные методы преподавания и изучения информатики
7. организацию, формы и методы проверки и оценки результатов обучения информатике
1 2
Студент будет уметь:
8. составлять тематические планы и конспекты уроков для различных разделов курсов информатики (пропедевтического, базового и профильного)
9. готовить демонстрационные электронные дидактические материалы к урокам, моделировать и анализировать уроки
10. использовать ресурсы Internet для организации самостоятельной работы учащихся и подготовки к уроку
11. определять формы и методы оптимального осуществления контрольно-оценочной деятельности
12. планировать процесс применения средств новых информационных технологий для организации обратной связи в системе «учитель-ученик»
Студент будет иметь представление:
13. об организация педагогического эксперимента и обработка его результатов
14. об организации и методики проведения экскурсий, опытного преподавания, изучении передового педагогического опыта и состояния знаний учащихся
15. о путях внедрения научных методов в практику работы в школы
16. о применение информационных технологий в экспериментальных педагогических исследованиях

Занятия курса включают лекционный цикл, практические и семинарские занятия, лабораторный практикум, посещение уроков передовых учителей информатики го­рода, а так же самостоятельную работу студентов.

С целью организации самостоятельной работы студентов в планах лекционного курса дан перечень вопросов, для самостоятельного изучения.

Контроль за изучением данных вопросов проводится на занятиях (включение в планы практических и лабораторных занятий данных вопросов), на контрольных работах, зачетах, экзаменах.

Кроме того, при преподавании данной дисциплины используется балльно-рейтинговая технология оценивания результатов обучения, кейс-технология и портфолио.

На лекционных занятиях студентам излагаются общие вопросы методики преподавания информатики, раскрывается роль и место предмета информатики в системе школьных дисциплин, раскрываются цели и задачи предмета, проводится сравнительный и исторический анализ различных дидактических материалов по курсу, проводится анализ современных средств обучения и дается их классификация с краткой характеристикой.

На практических занятиях студенты углубляют и расширяют знания по МПИ, получают возможность овладеть уме­ниями точно и доказательно выражать свои мысли по предмету, вести дискуссию, оппонировать по вопросам общей методики преподавания информа­тики. На семинарских занятиях развивается творческая активность и самостоятельность студентов, укрепляется их интерес к предмету и научным исследовани­ям, научно-практические положения связываются с практиче­ской деятельностью.

Лабораторные работы обеспечивают углубленное изуче­ние студентами научно-теоретических основ МПИ и овладение ими современными ме­тодами, навыками педагогического эксперимента с применением вычисли­тельной техники в учебном процессе.

Занятия по курсу МПИ организуются таким образом, чтобы обеспечить формирование достаточно пол­ных и систематических знаний у будущего учителя для преподавания «стандартного» варианта школьного курса информатики. На основе этой базы начинающий учитель сможет адаптировать свой курс в условиях конкретного учебного заведения.

В процессе посещения уроков информатики студенты наблюда­ют за ходом занятия и затем проводят его анализ по плану. Они учатся формулиро­вать и отстаивать своё мнение перед сокурсниками и более опытными коллегами на профессиональном языке.

Форма контроля: зачет, экзамен, студенты проходят педагогическую практику в средних школах в качестве учителей информатики. Кроме того, сдают обязательные методические задания по курсу, проекты, электронные средств обучения и портфолио.

Обязательное содержание курса

Информатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов. Предмет и задачи методики преподавания информатики как учебной дисциплины. Связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой.

Требования к подготовке современного учителя информатики. Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе. Пропедевтический, базовый и профильный этапы овладения основами информатики в процессе обучения в школе. Стандарт школьного образования по информатике. Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе.

Профилизация школьного обучения. Элективные курсы.

Кабинет информатики, его оборудование и функциональное назначение. Требования, предъявляемые к кабинету информатики. Состав программного обеспечения класса ВТ. Учебные и методические пособия по информатике, программное обеспечение курса как составные части единого учебно-методического комплекса. Использование современных информационных технологий в преподавании.

Методы преподавания и изучения информатики. Организация проверки и оценки результатов обучения. Формы и методы проверки и контроля знаний учащихся. Описание системы измерителей (тесты, устный опрос, сочинения и пр.) достижений учащихся. Шкалы оценок. Преподавание курса информатики, его планирование и характерные формы обучения.

Дополнительное содержание курса

Влияние методологии информатики на содержание и методы преподавания школьных дисциплин. Факультативные курсы по информатике, межпредметные факультативные курсы на базе ЭВМ. Кружки по информатике. Олимпиады по информатике и подготовка к ним. Экскурсии по информатике, их значение, виды, планирование.

Организация педагогического эксперимента и обработка его результатов.

Методы педагогических исследований – теоретический анализ проблемы, педагогический эксперимент Организация и методика проведения экскурсий, опытное преподавание, изучение передового педагогического опыта и состояния знаний учащихся. Пути внедрения научных методов в практику работы в школы. Применение информационных технологий в экспериментальных педагогических исследованиях.


СТРУКТУРА КУРСА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Источник: https://megaobuchalka.ru/17/38095.html

Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов

8. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов.

Три основные общие цели обучения информатике в школе:

1.

Образовательная и развивающая цель – дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики, включая представления о процессах преобразования, передачи и использования информации, и на этой основе раскрыть учащимся значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, а также роль информационных технологий и вычислительной техники в развитии современного общества.

2. Практическая цель – внести вклад в трудовую и технологическую подготовку учащихся, т.е. вооружить их теми знаниями, умениями и навыками, которые могли бы обеспечить подготовку к трудовой деятельности после окончания школы (обучать школьника работе на компьютере и использованию средств новых информационных технологий).

3. Воспитательная цель – обеспечивается мощным мировоззренческим воздействием на ученика, которое оказывает осознание возможностей и роли вычислительной техники и средств информационных технологий в развитии общества и цивилизации в целом.

На основе описанных целей формируются конкретные цели введения информатики на различных ступенях обучения в школе включающие формирование компьютерной грамотности (Общение, программирование, устройство, применение):

· умение «общаться» с компьютером (умение общаться с ПК на «пользовательском уровне»).

· составление простейших программ для компьютера (понимание основных принципов программирования для ЭВМ).

· Представление об устройстве и принципах действия ЭВМ (структура ПК и функции его основных устройств, физические основы и принципы действия основных элементов компьютера).

· Представление об областях применения и возможностях ЭВМ, социальных последствиях компьютеризации.

1.

Первый этап (1-6 классы) – пропедевтический. Первоначальное знакомство школьников с компьютером, формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д.

2. Второй этап (7-9 классы) – базовый курс. Обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Направлен на овладение школьниками методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

3. Третий этап (10-11 классы) – продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников.

В стандарте школьного курса информатики прописаны следующие цели изучении информатики и ИКТ:

1.

освоение знаний,составляющих основу научных представлений об информации, ин­формационных процессах, системах, технологиях и моделях;

2. овладение умениямиработать с различными видами информации с помощью компь­ютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре­зультаты;

3. развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

4. воспитаниеответственного отношения к информации с учетом правовых и этичес­ких аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор­мации;

5. выработка навыковприменения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполне­нии индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальней­шем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Исходя из всего вышеперечисленного формулируется полное описание проектируемых целей обучение информатике:

1.

Формирование основ научного мировоззрения.

2. Формирование общенаучных и общекультурных навыков работы с информацией.

3. Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности.

4. Овладение информационными и коммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.

Задачи обучения информатике в школе:

· познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;

· дать школьникам первоначальные представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

· дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства

Педагогические функции курса информатики:

1.

Образовательная функция заключается в организации процесса обучения, способствующем становлению человека как субъекта активности, овладению школьниками системой знаний, дающей представление о предмете информатики, ее методах и приложениях. Целью образовательного процесса является не только получение знаний по математики, информатике и т.д., но и использование их на практике, развитие и расширение индивидуальных интеллектуальных ресурсов учащихся.

2. Развивающая функция заключается в формировании у учащихся познавательных психических процессов и свойств личности: внимания, памяти, мышления, познавательной активности и самостоятельности, способностей.

К развивающей функции относится формирование логических приемов мыслит деятельности (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.п.), общеучебных приемов.

Она предполагает ориентацию на выявление и реализацию в процессе обучения потенциальных возможностей информатики как науки.

Реализация первых двух функций позволяет дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки инф-ки, включая представления о процессах преобразования, передачи и использования инф-ции, а также раскрыть роль инф-ной технологии и выч техники в развитии совр общества. Формируются такие черты как умственное развитие, развитие мышления и творческих способностей.

3. Воспитательная функция заключается в приобщении уч-ся к ценностям постижения, действования и переживания. Т.е. формирование мировоззрения, мышления, представления об инф-ке как части общечеловеческой культуры, интеллектуальных и морально-этических компонентов личности, качеств мышления, хар-ных для инф деят-ти, формир интереса к изучению инф-ки.

4. Профориентационная функция. Она становится ведущей в условиях реализации проф обучения. Уже на базовом этапе предпроф подготовки курс инф-ки должен давать уч-ся сведения о профессиях, связанных с ЭВМ и информатикой. Важна и готовность молодых людей к грамотному использованию комп техники в повседневной жизни.

5. Эвристическая функцияпредполагает создание в процессе обучения условий, обеспечивающих развитие способностей ребенка.

Необходимо создание учителем на уроке и вне его среды, благоприятной для развития личности, обеспечение самореализации личностного потенциала и побуждения к поиску собственных, лично значимых результатов в обучении.

Важно и усвоение эвристических приемов и методов познания, их реализацию на практике.

6.

Прогностическая функцияобусловлена во многом усилением эвристической и развивающей функций, которые предусматривают включение шк-ка в процесс открытия фактов, их обоснования, анализа различных способов аргументации. Умение обнаруживать нерешенные проблемы, выдвигать гипотезы, широта и гибкость мышления, умение видеть альтернативное решение проблем и т.д. не могут быть сформированы в обучении, которому не свойственна эта функция.

7. Эстетическая функция.Инф-ка обладает эстетическим потенциалом, который должен использоваться для приобщения шк-ков к красоте, воспитание у них эстетических вкусов и переживаний (веб-дизайн, комп графика, анимация).

8. Контрольно-оценочная функция заключается в необходимости осуществления контроля, коррекции и оценки знаний и умений учащихся. МПИ ищет новые формы контроля усвоения учебного материала. Чаще применяют тестирование.

9. Информационная функциясостоит в том, что в процессеобучения ученик знакомится с историей возникновения идей, их развитием, биографией ученых, разными точками зрения на те или иные концепции.

10. Корректирующая функция заключается в корректировании информации, получаемой учащимися. Ученик получает информацию из многих источников внешней информационной среды. Учитель должен откорректировать информацию, помочь ученику разобраться в ней и правильно ее оценить.

11. Интегрирующая функция.Ее сущность заключается в формировании системности знаний, в понимании взаимосвязи между понятиями, теоремами, способами деят-ти, методами, в умении применять различные методы в решении задач, в понимании роли информатики в науке и технике.

12. Нормативная функция заключается в соблюдении всех составляющих преподавания: содержание и последовательность материала, учебные пособия, планирование, формы и методы обучения и т.д.

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 111; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/1-152056.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий