8. Измененные состояния сознания (гипноз, медитация, кома).

Читать

8. Измененные состояния сознания (гипноз, медитация, кома).
sh: 1: —format=html: not found

Владимир Васильевич Козлов

Психотехнологии измененных состояний сознания

Методы и техники

ПРЕДИСЛОВИЕ

Как хорошо известно, habent sua fata libelli. Римский грамматик Те-ренциан Мавр (I -II вв.), впервые сформулировавший этот тезис, утверждал, что книги имеют свою судьбу в зависимости от того, как их принимает читатель. Как примет читатель эту книгу, мы пока можем только предполагать. Несомненно, этот труд найдет своего читателя.

На самой заре так называемой перестройки – в 1985 году через центр технических переводов появился объемный машинописный текст на русском языке двух американских авторов – Дж. Фейдимена и Р. Фрейгера, озаглавленный «Личность и личностный рост».

В течение ближайших пяти лет сей труд разошелся в бесчисленном количестве ксеро- и фотокопий.

Именно по этим полуслепым ксерокопиям открывали для себя молодые отечественные психологи личностные концепции и техники персонального и социального роста – как разработанные западными психологами (Фрейдом, Адлером, Юнгом, Райхом, Скиннером, Роджерсом, Маслоу и др.

), так и созданные в восточной традиции – в суфизме, дзен-буддизме, йоге и индуизме. Значение работы Фейдимена и Фрейгера вряд ли можно переоценить – в те времена на русском языке не существовало тех многочисленных руководств и пособий по теориям личности, которые заполонили сегодня полки магазинов и книжные развалы.

Диапазон рассматриваемых автором настоящей книги концепций и техник просто поражает: от древних шаманских, разработанных 40000 лет назад, до ультрасовременных, появившихся в последнее десятилетие.

Отметим, что задача, поставленная и во многом решенная автором, фантастической сложности – проанализировать широчайший пласт идей, выработанных человечеством и связанных с тем, как человек может реализовать себя наилучшим образом.

Сказанного вполне достаточно, чтобы отчетливо понять: написать такую книгу – значит совершить поступок, причем достаточно дерзкий. На это нужно иметь право. У автора настоящей книги оно, несомненно, есть. Писать про личностный рост имеет право тот, кто сам испытал, что это такое.

Для меня Владимир Козлов – один из самых ярких примеров self-made man'a. Он человек, нашедший свой индивидуальный путь и в результате радикально преобразившийся.

Я помню его студентом факультета психологии, на котором когда-то работал. Тогда трудно было даже предположить, что он будет писать книги или заниматься наукой. Когда мы встретились с Владимиром позднее, ему было уже 27 лет.

Он 1983 году окончил психологический факультет Ярославского государственного университета и к тому времени уже успел поработать инженером-психологом на закрытом предприятии в г. Перми, председателем студенческого профкома педагогического института.

Предположение, что он будет писать книги и вести тренинги, по-прежнему не возникало. Проще сказать, что ни сколь-нибудь стильно писать, ни сносно выступать перед аудиторией он совершенно не умел.

Его судьба была обычна, так же, как была обычна его должность ассистента кафедры педагогики и психологии педагогического вуза. Он уже поменял две диссертационные темы и сфера его научных интересов – проблема интеракции в неполных семьях – не обещала ничего оригинального.

Его поступление в аспирантуру Ярославского государственного университета мне говорило только о том, что, вероятно, будет когда-то защищена диссертация, добавляющая тоску в науку печали незнания, которая называется психологией. Его новая диссертационная тема на меня и вправду нагоняла тоску.

В 1990 году я с удивлением узнал, что Владимир начал читать в университете курс по трансперсональной психологии. В то время о трансперсональной психологии у нас вообще мало кто слышал. Было известно, что из гуманистической психологии выросло новое направление – «четвертая психология», по Маслоу.

Даже про Грофа и Уилбера ходило больше легенд, чем достоверной информации. Это в известной степени был вызов академической науке. Более того, Владимир умудрился провести в спортивном зале университета первые сессии холотропного дыхания.

Отдадим должное руководителям факультета и кафедры социальной психологии – они проявили «открытость навстречу новому»: впервые на территории огромной страны, которая еще называлась Советским Союзом, в государственном образовательном учреждении на одном из ведущих факультетов психологии, началось преподавание теории и практики дисциплины, чуждой самому духу традиционной психологии как материалистической науки.

Неудивительно, что курс пользовался популярностью: на занятия ходили не только студенты с других специализаций, но и других вузов. Этому способствовали книги и статьи, которые Владимир стал публиковать в каком-то непонятно большом объеме.

Те изменения, которые происходили с ним в то время, вызывали противоречивые чувства. Он начал жить так плотно, как будто хотел сделать за годы, как за десятилетия.

Книги, написанные Козловым, выходили с такой скоростью, что превышали скорость чтения многих потенциальных читателей.

Стоит специально отметить рост качества продукции: с ростом числа публикаций совершенствовался стиль, некоторые его поздние работы написаны хорошим литературным языком, а некоторые просто поэтичны. Я уже не говорю о том, что появляющиеся новые идеи Владимира становятся все более смелыми.

В 1994 году Владимир Козлов защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук (по специальностям «Социальная психология» и «Общая психология» история психологии»).

В 1998 году, всего через четыре года, защитил докторскую диссертацию по специальности «Общая психология, история психологии», а в 1999 году защитил еще одну докторскую диссертацию, теперь уже по специальности «Социальная психология». В науке постепенно происходят существенные перемены.

Диссертация 1994 года вызвала как бурные дискуссии и горячие споры, так и довольно резкие возражения. Через пять лет их было значительно меньше, хотя, конечно, тоже были.

Психология еще очень молодая наука. Поэтому ее контуры, по большому счету, еще не определились: до сих пор активно обсуждается, какой должна быть эта замечательная наука.

Уместно напомнить, что научной психологии всего сто с небольшим лет (выдающийся психолог Жан Пиаже настойчиво подчеркивал, что математике – 25 веков).

Отец научной психологии Вильгельм-Макс Вундт, выделяя психологию в качестве самостоятельной науки, ограничил ее рамки физиологической психологией, в которой применим метод эксперимента и которая должна исследовать лишь элементарные психические явления.

Весь остальной психический мир (к примеру, мышление или память) должен изучаться совсем другой психологией – психологией народов. Ее статус как науки был весьма неопределенен. Психология народов использовала описательные методы, что явно не соответствовало канону «чистой» естественной науки.

Сегодня, в начале XXI века, в психологии нет единства. Взгляды на то, какой должна быть научная психология, существенно различаются. Отметим, что одна точка зрения в современной психологии в известном смысле продолжает «проект Вундта».

Она утверждает, что научная психология должна использовать строго научные стандарты (по канону естественных наук). В соответствии с этим психология должна изучать только то, что изучать можно.

Иными словами, должна «держать синицу» и напрочь забыть о журавлях, которые тем не менее символизируют психологию в общественном сознании (мало кого волнуют вопросы психофизики, но чисто человеческие проблемы, по-видимому, почти всех).

Не случайно поэты (которые, согласно Фрейду, «всегда все знали») и писатели являются большими авторитетами в гуманитарных вопросах, чем иные научные психологи. Наука должна изучать только то, что доступно проверенным методам,«замахнуться» на большее она права не имеет, так как это может оказаться «не вполне научным».

Естественно, не мог не появиться альтернативный проект. Условно назовем его «проект Маслоу». К сожалению, здесь нет возможности хотя бы в нескольких словах осветить интереснейшую предысторию этого проекта.

Поэтому констатируем лишь, что появление гуманистической, а затем и трансперсональной психологии сделало очевидным, что научная психология даже во второй половине XX века (да и в начале XXI тоже – принципиально ничего не изменилось!) все же не охватывает всего «психологического пространства».

Абрахам Маслоу убедительно показал, что именно наука должна обратиться к исследованию собственно человеческих феноменов, делающих человека человеком: науке «не нужно ограничиваться ортодоксальным подходом.

Ей не нужно отрекаться от проблем любви, творчества, ценностей, красоты, воображения, нравственности и «радостей земных», оставляя их «не ученым» – поэтам, пророкам, священникам, драматургам, художникам или дипломатам.

Любого из этих людей может посетить чудесное озарение, любой из них может задать вопрос, который следует задать, высказать смелую гипотезу и даже в большинстве случаев оказаться правым. Но сколь бы он ни был убежден в этом, ему вряд ли удастся передать свою уверенность всему человечеству. Он может убедить только тех, кто уже согласен с ним, и еще немногих.

Наука – это единственный способ заставить нас проглотить неугодную истину. Только наука может преодолеть субъективные различия в нашем видении и в убеждениях. Только наука может питать прогресс. Однако факт остается фактом: она действительно зашла в своеобразный тупик и (в некоторых своих формах) может представлять угрозу для человечества или по крайней мере для самых возвышенных и благородных его качеств и устремлений. Многие восприимчивые люди, особенно люди искусства, опасаются угнетающего воздействия науки, ее стремления разделять, а не соединять вещи, то есть – разрушать, а не создавать».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=132871&p=8

Измененные состояния сознания: молитва, медитация, гипноз

8. Измененные состояния сознания (гипноз, медитация, кома).

Исключительно важным для выявления психофизиологических закономерностей функционирования психики является изучение измененных состояний сознания. Это понятие охватывает довольно широкий круг явлений.

Изменения в состоянии сознания возникают у человека в обычных условиях жизнедеятельности, например, при переходе от бодрствования ко сну.

Изменения состояний сознания возможны в условиях усложненной трудовой деятельности: например, в условиях высокогорья при низком содержании кислорода в воздухе и других тяжелых экологически неадекватных условиях. Наряду с этим существуют и искусственно вызываемые измененные состояния сознания, такие как молитва, медитация и гипноз.

Молитва. Во время молитвы  наблюдалось постепенное урежение ритма биотоков мозга вплоть до доминирования только медленных дельта-ритмы (с частотой 2-3 Гц). Такое состояние сознания у взрослого человека бывает лишь во время так называемого «медленного» сна, а во время бодрствования — лишь у младенцев до двух месяцев.

Вероятно, слова Христа: «Будьте как младенцы, и спасетесь…» могут быть отнесены и к состоянию мозга.

Картина ЭЭГ наиболее усердно молившегося  показывала полное выключение коры мозга, хотя он был в сознании! Помолившись, сказал спокойно: «Ну ладно, хватит…» — и ритм электрических импульсов его коры головного мозга вернулся к обычным альфа (8-12 Гц) и бета-ритмам (13-30 Гц).

Это состояние молитвенного бодрствования столь же необходимо человеку, как и все остальные. Во время глубокой молитвы человек уходит от реальности, что приводит к разрушению патологических связей в мозгу и в организме. Уходя от образов патологии, человек и способствует своему выздоровлению (Слезин В.Б., 2000).

Медитация. Существуют различные виды медитации, однако психофизиологические исследования проводились лишь для некоторых из них. Одним из наиболее распространенных методов медитации является так называемая трансцендентальная медитация (ТМ).

Анализ биотоков мозга перед медитацией, в состоянии ТМ и после медитации показывает, что спектр частот биопотенциалов мозга во время медитации напоминает промежуточное состояние между частотными спектрами, характерными для бодрствования и дремоты.

По другим данным, во время ТМ регистрируется более регулярный и высокоамплитудный альфа-ритм по сравнению с бодрствованием и дремотой, без выраженной межполушарной асимметрии.

При ТМ увеличивается когерентность альфа-ритма особенно в лобных отделах, а на более поздних этапах медитации альфа ритм переходит в тета-ритм. Последнее связано с длительностью медитационной практики.

По совокупности данных, полученных при изучении ЭЭГ активности в процессе медитации, отмечается следующая последовательность событий:

В начале медитации возрастает амплитуда альфа-ритма, однако на этом фоне нередко возникает депрессия альфа-ритма.

По мере углубления состояния возникают тета-разряды, часто перемежающиеся с альфа, особенно у индивидов с ярким медитативным опытом.

В глубокой медитации (самадхи) наблюдаются высокочастотные бета-разряды 20-40 Гц.

В конце медитации даже при открытых глазах доминирует альфа-ритм.

На основании полиграфической регистрации физиологических показателей ряд исследователей утверждает, что медитация характеризуется более низким уровнем бодрствования по сравнению с состоянием релаксации.

При этом, согласно принятым в психофизиологии представлениям, высокоамплитудный альфа-ритм с тенденцией к урежению должен отражать состояние релаксации, пониженный уровень бдительности, однако для состояния медитации это неверно.

Другой распространенный вид медитации — дзен-медитация, характеризуется спокойным и пристальным сосредоточением. Объекты, на которые направлено внимание во время медитации, воспринимаются без каких-либо эмоциональных реакций или когнитивных оценок.

Возможно, независимость от прошлого опыта и невозможность рассогласования между актуальным впечатлением и ожидаемым событием обуславливает отсутствие эмоциональной реакции.

Рассогласования не происходит, так как отсутствует прогноз, опирающийся на прошлый опыт, и все события оказываются равно ожидаемыми или равно неожиданными.

Необходимо подчеркнуть, что во время дзен медитации сохраняется активный контакт с внешним миром, по крайней мере на перцептивном уровне. Доказательством этому служит особенности изменения ЭЭГ.

В обычном состоянии сознания при закрытых глазах любой неожиданный сигнал вызывает реакцию десинхронизации — блокаду альфа-ритма на несколько секунд с последующим восстановлением.

Известно, что ориентировочная реакция обладает способностью угасать: при многократном повторении того же самого сигнала через равные промежутки времени реакция десинхронизации становится все более короткой и, в конце концов, затухает. Каждый последующий сигнал воспринимается как совершенно идентичный предыдущему.

В состоянии же дзен-медитации, сколь бы часто не повторялся сигнал угасания реакции, активации не наступает: блокада альфа-ритма длится каждый раз две секунды. Следовательно, сигнал каждый раз воспринимается как новый и вызывает активную ориентировочную реакцию, что свидетельствует об относительном постоянстве уровня бодрствования.

По некоторым предположениям, альфа-ритм, наиболее часто регистрируемый при медитации, по своему функциональному значению не аналогичен альфа-ритму спокойного бодрствования.

Данный ритм отражает высокую вариативность и неупорядоченность образного мышления, доминирующего во время медитации.

Благодаря этому, после сеанса медитации отмечается чувство отдыха, уменьшение физического и психического напряжения и утомления, повышается психическая активность и общий жизненный тонус.

Межполушарная асимметрия и медитация. Большой интерес вызывают данные, накопленные в результате исследований медитации и межполушарной асимметрии с помощью ЭЭГ метода.

Согласно так называемой «правополушарной теории медитации», процесс медитации изменяет состояния сознания тем, что затормаживает познавательные функции, связанные с доминантным (левым) полушарием, открывая большие возможности для правополушарных функций.

Так, было показано, что начальная стадия медитации связана с большей дезактивацией левого полушария, чем правого, что предположительно связано с тем, что медитация «выключает» вербальные, логические мыслительные функции и чувство времени, присущие левому полушарию, а взамен начинает доминировать правое полушарие, ответственное за целостное восприятие окружающего, находящееся за пределами языка и логики.

Наиболее важной и яркой ЭЭГ-характеристикой медитации является тенденция к внутри- и межполушарной синхронизации ЭЭГ. Более того, высокая степень согласованности билатеральной активности наблюдалась у медитирующих не только в течение самой медитации, но и как постмедитационный эффект.

Причем ЭЭГ синхронизация в медитации существенно выше, чем в состоянии сна или дремоты, но в стадии БДГ ЭЭГ синхронизация столь же высока, как и при медитации. Последнее позволяет предположить наличие психофизиологического сходства между БДГ сном и медитацией.

Причем ряд исследователей утверждают, что медитация может существенным образом уменьшить время БДГ сна у медитирующих и может даже служить его заменой, но, тем не менее, не тождественна сну.

Важно подчеркнуть, что в процессе медитации достигается своеобразная «пустота» сознания — состояние, которое не поддается вербализованному описанию.

До формирования современных представлений о разных типах мышления медитационная практика представлялась мистической.

Прогресс в науке требует изучения особых состояний сознания и подробного анализа комплексных данных, получаемых в этих состояниях.

Гипноз. Это особое состояние сознания, которое возникает под влиянием суггестии, включая и самовнушение. Можно предположить, что гипнотические изменения сознания также могут быть объяснены относительным доминированием образных компонентов мышления.

Действительно, к объективным проявлениям гипноза относят три категории фактов:

Способность к направленной регуляции вегетативных функций, что невозможно в обычных состояниях сознания (например, воспаление и некроз ткани при внушении ожога, изменение частоты пульса при внушении эмоций разного рода и т.п.). Показано, что сходные способности к регуляции вегетативных функций отмечаются при использовании систем с биологической обратной связью.

Возможность влиять на неконтролируемые сознанием психические процессы — увеличение объема памяти, изменение содержания сновидений, галлюцинаторные представления и т.п.

Повышенная творческая активность как в состоянии гипноза, так и в постгипнотическом состоянии.

Все эти проявления могут быть обусловлены сочетанием ограничения вербально-логических компонентов мышления с раскрепощением его образных компонентов, что подтверждается значимым сдвигом ЭЭГ активации в правополушарном направлении при вхождении высокогипнабельных субъектов в состояние гипноза.

В целом для гипнотических состояний описаны два варианта изменений: во-первых, гиперсинхронизации альфа-ритма, наличие коротких вспышек тета-ритма и сохранение альфа-ритма при открытых глазах, во-вторых, такая же ЭЭГ картина, как в состоянии бодрствования.

Поскольку само гипнотическое состояние может быть разной глубины, то и ЭЭГ картина этих состояний может быть весьма полимодальной — от экзальтации альфа-ритма до его подавления.

Имеется очень большое сходство между принятием решения в состоянии гипноза и при патологии, связанной с расщеплением мозга. Последнее дает основание предполагать, что гипноз представляет собой аналог функционального расщепления мозга, при котором за результаты действия испытуемого отвечают механизмы правополушарных форм активности.

Голуб Ярослав

  • Посредники божественные и не очень…Снимаем морок с сознания Посредники божественные и не очень…Нужен ли человеку посредник для общения и взаимодействия  с Богом? И если да, то кто он? Какой он? Священник, волхв, гуру? Как он узнал о своих высоких […] Posted in Статьи, курсы
  • Сотворчество творцов. Совместная практика Каждое  воскресенье  в 12  и в 19 часов по московскому времени проводится творческая «медитация»  и работа с даарийскими проводниками.В 12 часов  -для очищения […] Posted in Статьи, Как стать экстрасенсом, Медитация, Курсы «Даарии», курсы
  • Накопление энергии в организме Энергия, необходимая организму, должна поступать в максимальных количествах. Однако потребность в ней организма далеко не всегда одинакова. В зависимости от условий внешней среды, от нужд […] Posted in Статьи, Медитация
  • Стань солнцем своей вселенной. Каждый из нас – это маленькое солнышко. Точнее, не такое уж и маленькое , всё относительно.  Мы можем и должны освещать свой мир (дом, работу, дела,  встречных людей), разгонять любую тьму […] Posted in Статьи, Как стать экстрасенсом, Медитация, Взаимоотношения

медитацияподсознаниеразвитиеспособности

Источник: https://daarija.ru/articles/izmenennye-sostoyaniya-soznaniya-molitva.html

Особые виды измененного сознания: гипноз, медитация

8. Измененные состояния сознания (гипноз, медитация, кома).

1. Гипноз –это искусственный сон, обычно вызванный другим лицом с помощью внушения, когда не полностью выключено сознание и снижены реакции на все раздражители, кроме слов гипнотизера, к которому человек становится чрезвычайно восприимчивым.

Гипноз основан на внутреннем торможении, которое вызывается с помощью однообразных слабых раздражителей. Технике погружения в гипноз характерны такие элементы как настойчивая монотонная повторяемость определенных слов, однообразные движения гипнотизера, фиксация взглядом стеклянного или металлического шарика.

Если такая стимуляция продолжается, то наступает сон. Переходный период между бодрствованием и сном назван гипнотическим состоянием.

В гипнозе волны ЭЭГ сходны с ЭЭГ бодрствования, а не сна. Выяснилось, что одни люди более подвержены гипнозу, чем другие, а некоторые вовсе не поддаются ему (что говорит о различном соотношении процессов возбуждения и торможения у разных людей).

Обычно выделяют 4 стадии гипноза

1. Стадия гипноидности, сопровождается психическим и мышечным расслаблением, миганием и закрыванием глаз.

1. Стадия легкого транса, для которой характерна каталепсия конечностей (конечности могут длительное время находиться в необычном положении).

1. Стадия среднего транса, когда возникает амнезия, изменения личности, возможны простые гипнотические внушения.

1. Стадия глубокого транса, которая характеризуется полным сомнамбулизмом и фантастическими внушениями.

При гипнозе изменяется состояние коры больших полушарий, которое меняет соотношение между первой и второй сигнальными системами. Снижается контроль второй сигнальной системы над первой и облегчается воспроизведение пережитых состояний и зрительных образов.

Возбуждение коры при восприятии слов гипнотизера оказывается изолированным от влияния остального мозга.

Воздействия на него оказываются необычайно сильными с длительным последействием, что обуславливает и длительный лечебный эффект гипнотического внушения (гипнотерапия).

Во время гипноза ВНД существенно меняется.

Это касается сенсорной сферы, когда можно внушить отсутствие слуха, зрения, осязания и даже боли, можно получить извращенные реакции (иллюзии), например, на вкусовые или обонятельные раздражения, вызвать галлюцинации – восприятие несуществующих предметов и явлений (положительные) или выключить из восприятия определенные предметы (отрицательные галлюцинации). Интерес представляют исследования с внушением возраста, когда у человека восстанавливаются особенности памяти, речи, почерка, характерные для его детства, меняется фонетическая выразительность речи, темп и содержание мышления. В состоянии гипноза можно вылечить болезни, которые не поддаются лечению в обычном режиме, можно вспомнить забытую информацию и даже попутешествовать в другие жизни.

Гипнотику можно внушить различные эмоциональные состояния, воздействовать на интеллектуальные, моральные и этические чувства, на сферу его внимания, но нельзя изменить личность человека вопреки его социальным и индивидуальным убеждениям.

Внешние действия загипнотизированных могут создать впечатление его отказа от собственного здравого смысла.

Однако, при отсутствии у испытуемой абулии (патологическое безволие) никогда нельзя добиться, чтобы он под гипнозом совершил действие или бездействие, которые он не одобрил бы в нормальном состоянии.

2. Медитация– это особое состояние сознания, измененное по желанию человека, связанное с замедлением деятельности мозга путем концентрации внимания на каком-либо объекте или мысли. Всякая медитация преследует одну цель – сосредоточить внимание, чтобы ограничить поле своего сознания настолько, что мозг будет реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился человек.

Причиной медитативных изменений (невозможность изъясняться, онемелость, «выход из себя», ощущение слияния со всем сущим) является асимметрия мозга человека.

В обычном состоянии человеческий мозг функционирует как единое целое и обнаружить непосредственно его функциональную асимметрию практически невозможно, что выясняется либо в случае медитации, либо при хирургическом рассечении правого и левого полушария.

В результате операции возникает своеобразная картина двух «разных» сознаний, поскольку приобретаемый правым полушарием опыт не передавался правому и наоборот.

Психологическое тестирование показывает, что в мозге человека как бы воплощены две сферы сознания, взаимно дополняющие друг друга.

В случае медитации, представляющей собой в определенном смысле одну из форм самогипноза, также происходит расщепление личности, однако после выхода из нее индивид чувствует себя обновленным, творчески наполненным, без какой-либо патологии за счет наступившего расслабления

Пути к измененным состояниям сознания многочисленны: от оргазма до эмоций, вызванных красотой пейзажа или произведением искусства. Возможно и наступление того, что у буддистов называют нирваной – состояние высшей безмятежности, спокойствия, слияния души со Вселенной.

Чем грозит недосыпание?

Многие специалисты утверждают, что для оптимального функционирования организма, практически всем людям, достаточно поспать 8 часов. Ежедневное недосыпание, может серьёзно сказаться на здоровье, а в некоторых случаях, даже укоротить жизнь.

Регулярное недосыпание, сказывается, практически на всех человеческих факторах. Оно притупляет способность к обучению, развитию памяти, творческого потенциала, эмоциональной стабильности и продуктивности. А самое главное, что из-за недостатка сна, сильно страдает физическое здоровье.

Специалисты медицинской школы Питсбурга и психиатрического университета запада, практически уверены, что недосыпание, пагубно сказывается на всех системах организма: на функциональности лёгких, сердца и почек.

При этом пропадает аппетит, страдает метаболизм и теряется контроль веса. Недосыпание, может отразиться и на функциональности иммунитета, настроения, функциональности мозговой системы и на чувствительности к боли.

Анна Жермен (адьюнкт – профессор университета психиатрии Питсбурга) считает, что недостаток сна, является рисковым фактором для тех людей, которые имеют склонности к приёму наркотических веществ и склонность к депрессии.

А особенно тяжело приходится людям, которые страдают от посттравматического синдрома стрессового расстройства (ПТСР).

Пытаясь заснуть, такие люди могут снова и снова переживать полученную травму, именно из-за этого, мозг таких людей находится в постоянном состоянии стресса.

Люди преклонного возраста, более подвержены этим факторам. В западной клинике психиатрии, есть новая программа, которая изучает хронобиологию человеческого организма. Её возглавляет Тимоти Монк.

Изучение циркадных ритмов, полностью финансируется за счёт государственных денег. Эта программа, также изучает крепость сна, мозговые функции и генетические отклонения у людей преклонного возраста.

Монк утверждает, что с возрастом замедляется этот циркадный ритм.

Простые правила для борьбы с бессонницей

Практически в любых случаях, с бессонницей, поможет справиться простой набор. Нужно всего лишь стараться избегать дрёма к концу дня, установить график регулярного сна, отказаться от употребления кофеина и сократить отвлекающие факторы, такие как: надоедливые домашние питомцы, избыточный шум и яркий свет.

Причины плохого сна

Если верить последним исследованиям, то на причину недосыпания, сильно влияет избыточный вес.

Это не из-за того, что у тех людей, которые не спят ночами, появляется много свободного времени, чтобы поесть, а потому, что при недосыпании, уровень гормона под названием лептин, сильно снижается.

Этот гормон нужен для того, чтобы организм мог получать команду о насыщении. А вместо него, повышается уровень гормона, который довольно хорошо стимулирует аппетит.

Кроме этого, при нарушении сна и циркадного ритма, метаболизм, сильно замедляет свои функции. Поэтому, следует давать организму дополнительные физические нагрузки или снизить количество поглощаемых калорий. В противном случае, можно поправиться на 5 килограммов за один год.

Опасности и угрозы

При недосыпании, организм, гораздо реже начинает производить глюкозу, а это может вызвать диабет второй категории.

Смысл одного исследование был таким, что на протяжении шести суток, здоровому человеку не разрешалось спать более четырёх часов.

По итогам этого исследования, у пациента сильно поднялся уровень сахара и инсулина в крови. Уровень соответствовал людям, которые находились в преддиабетическом положении.

Люди, спящие меньше чем 6 часов, так же подвергаются болезням сердечно-сосудистого характера и инсульту. У людей, которые страдают гипертонией, всего одна ночь недосыпания, вызывает повышенное кровеносное давление.

Из-за кратковременного сна, происходит затвердевание коронарных артерий, и от этого повышается риск заболеваний сердца. (Но чрезмерный сон, так же не сильно хорош).

Женщины, спящие больше чем девять часов в сутки, подвергают себя заболеваниям сердца.

У людей, которые постоянно недосыпают, гораздо выше риск, подвергнуться болезням ракового характера.

Японские учёные провели эксперимент, в котором приняли участие 24 000 женщин, возраст которых от 39 до 80 лет и выявили, что женщины, которые выделяют на сон меньше 6 часов, гораздо чаще страдают раком молочных желез. А те, которые спят больше, ограничивают себя от этой проблемы.

Возможно, это напрямую связано с уменьшенной секрецией гормона под названием мелатонин. В гарвардской школе медицины, подтвердили, что пониженный уровень мелатонина в женском организме, повышает риск столкнуться с раковой опухолью в молочной железе.

Могут образоваться расстройства гормонального типа у детей, которые мало спят. У детей, как и у взрослых, во время крепкого сна, производится гормон роста. Крепкий сон не только возобновляет повреждённые ткани и клетки, но и значительно повышает массу мышц.

В то время, когда человек спит, в организме вырабатываются цитоклины. Это гормоны клеточной структуры, которые успешно борются с инфекциями. Вследствие этого, пациенты, которые страдают бессонницей, больше подвержены атакам бактерий, типа гриппа и простуды.

В процессе исследований, профессор Шелдон Коэн, со своими коллегами из Карнеги-Меллон, обследовали 153 женщины и 153 мужчины. Они выявили, что люди, которые уделяют сну меньше восьми часов, в четыре раза сильнее подвержены простудным вирусам, чем те, которые спят положенное время.

Некоторые, наиболее мощные эффекты недосыпания, могут повлиять даже на деятельность мозга: на память, способность к восприятию информации и обучению, а также на способность решать различного рода проблемы.

В процессе сна, у человека в голове образовываются другие пути для решения проблем, а нормальный сон, способствует правильной работе данной функции.

Люди, которые проспали положенную норму, могут гораздо лучше ознакомиться с проблемой и найти адекватное решение. Понижение запоминающей способности, которая наступает с возрастом, зачастую происходит из-за стабильного недосыпания.

Процессы мышления, могут замедляться из-за недостатка сна, внимание становиться более сложнее сфокусировать и удержать. Люди могут сильно рисковать из-за того, что приняли неправильное решение. Легко понять, что этот фактор, может стоить вам жизни, при вождении автомобиля или любого другого транспортного средства.

Люди, которые часто недосыпают, за рулём ведут себя хуже, чем пьяные, и неважно сколько они употребили кофеина, сфокусировать внимание на дороге у них не получиться.



Источник: https://infopedia.su/8x11d02.html

Сознание и измененные состояния сознания: гипноз, медитация, кома

8. Измененные состояния сознания (гипноз, медитация, кома).

1.Медитация. По данным ЭЭГ – промежуточное состояние между бодрствованием и дремотой (1-ая фаза сна) – уменьшение доли α-ритма и появление δ и θ-ритмов. Для дремоты и медитации характерны интуитивные идеи для решения проблем. Состояние похоже на БДГ-сон, поэтому его доля в обычном сне у медитирующих меньше.

Другие исследователи сообщают, что во время медитации наблюдается более регулярный и высокоамплитудный, чем в бодрствующем состоянии, α-ритм и только на более поздних этапах появляется θ-ритм, особенно у индивидов с большим опытом медитации.

Глубокая медитация сопровождается β-разрядами, а в конце медитации снова появляется α-ритм. По физиологическим показателям наблюдается более низкий уровень бодрствования, чем при расслаблении. Характерны более низкие энергозатраты.

α-ритм при медитации отличается от α-ритма в бодрствующем состоянии и отражает высокую вариативность и неупорядоченность мышления.

В процессе медитации изменяется состояние сознания, тормозятся функции левого полушария и познавательная деятельность, а также связанные с левым полушарием вербально-логические мыслительные функции и чувство времени. Доминирует правое полушарие, обеспечивающее целостное восприятие действительности, находящееся за пределами языка и логики.

2.Гипноз. Сопровождается доминированием образных компонентов мышления. К объективным проявлениям гипноза относят:

1. направленную регуляцию вегетативных функций, чего не бывает в бодрствующем состоянии;

2. возможность влияния на неконтролируемые сознанием процессы: объем памяти, содержание сновидений;

3. повышение творческой активности как в состоянии гипноза, так и после него; легко проявляются артистические, музыкальные, подражательные и другие творческие способности, что связано с доминированием в гипнозе правого полушария;

4. раскрепощение образного мышления и подавление словесно-логического;

5. на ЭЭГ преобладает α-ритм даже при открытых глазах. Наблюдаются короткие вспышки θ-ритма. ЭЭГ асимметрична и свидетельствует о высокой активности правого полушария. Принятие решение в гипнозе «правополушарно» и соответствует данным, полученным на расщепленном мозге.

3.Кома. Глубокое нарушение сознания, сопровождающееся угнетением функций ЦНС, нарушением функций жизненно важных центров, отсутствием реакций на внешние раздражители, заторможенностью рефлексов и моторики. Различают 4 стадии коматозного состояния:

1. нарушение функций коры и подкорки. Сохранены простейшие рефлексы (например, сухожильные), незначительные нарушения кровообращения и дыхания;

2. рефлексов нет. Нарушено выделение, дыхание и кровообращение. Поражена кора, подкорка, ствол мозга и спинной мозг;

3. рефлексов нет. Поражения ЦНС более глубокие, чем на 2-ой стадии. Грубые нарушения дыхания и кровообращения;

4. запредельная кома. На ЭЭГ – прямая линия, обозначающая мозговую смерть. Искусственное поддержание вегетативных функций.

Мышление, интеллект и творчество с позиций современной психофизиологии. Рассудочная деятельность животных.

Сознание и измененные состояния сознания: гипноз, медитация, кома.

Интеллект –это способность человека эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям не с точки зрения физиологии, а с точки зрения психики.

Ежедневная способность человека менять стратегию поведения вслед за изменением обстоятельств, гибкость в структурировании материала и его обработке.

Таким образом, интеллект – механизм адаптации, которая требует иногда неосознаваемых изменений поведения.

Интеллект – форма организации индивидуального опыта, в которой отражена свойственная человеку картина устройства мира, положение его самого в нем, отношения между людьми. В этом смысле интеллект индивидуален.

Интеллект как объект измерений – это совокупность познавательных свойств личности. Измерение основано на скорости выполнения различных заданий.

При этом определяется коэффициент интеллекта, который связан со скоростью переработки информации в нервной системе.

Однако, эффективная адаптация зависит не только от коэффициента интеллекта, который определяет только познавательную сферу, ее качество.

По коэффициенту интеллекта различают людей с высоким и низким интеллектом.

Существуют электрофизиологические корреляты высокого и низкого интеллекта: при решении сложных задач у людей с низким интеллектом – высокий уровень метаболизма (обмена веществ) в мозге, высокая комплексность ответа из-за включения большого числа неспецифических нейронных областей мозга, т.е. ответ ищут и где надо и где не надо. Отсюда быстро устают.

У людей с высоким интеллектом все наоборот: низкий уровень метаболизма, низкая комплексность ответа, включение небольшого числа специфических для решения данной задачи областей, высокая синхронность работы нейронов, вовлечение, в основном, левого полушария – быстрое и результативное решение задачи.

Айзенк выделял три вида интеллекта:

1. Биологический – совокупность качеств, на основе которых формируется познавательная деятельность человека;

2. Психометрический – совокупность биологических возможностей индивида и опыта познания;

3. Социальный – способность адаптироваться в социуме.

Таким образом, интеллект имеет врожденную и приобретенную основы.

Факторы интеллекта (определяющие развитие интеллекта):

А) генетические и др. врожденные факторы (хромосомные аномалии – например, синдром Дауна; диабет, сифилис, краснуха у матери во время беременности, стрессы беременной, питание беременной, прием транквилизаторов и антибиотиков во время беременности) оказывают необратимое влияние!

Б) кормление грулью в течение первых 3-х мес. после рождения;

В) эмоциональный контакт с матерью – важнейший фактор психической стимуляции. Эксперимент Х.М.Скилса в штате Айова проходил в течение 40 лет.

В эксперименте участвовали умственно отсталые сироты из приюта, 13 из которых были отданы на попечение умственно отсталым женщинам (экспериментальная группа), а 12 детей воспитывались в стандартных условиях приюта (контрольная группа). Женщины ласкали детей, пели им песни, разговаривали и играли с детьми.

4 человека из этой группы получили высшее образование, все сформировали семьи и смогли жить в обществе. Дети контрольной группы так и остались умственно отсталыми;

Г) интеллект биологической матери. Показано на примере 300 семей с приемными детьми;

Д) порядок рождения: обычно у старшего выше, т.к. имеет значение время общения со взрослыми. Младшие находятся на попечении старших братьев и сестер, а не родителей. Снижение интеллекта происходит, если в семье трое и более детей. Но зато у младших улучшаются двигательные навыки;

Е) бедность снижает возможности развития, получения образования – снижается интеллект;

Ж) социальный статус, действует подобно бедности. Высокий статус – больше возможностей развития – высокий абстрактный интеллект. Низкий статус — развивается практический интеллект;

З) образование матери, т.к. она больше времени проводит с детьми, нежели отец;

И) депрессия матери особенно негативно сказывается на девочках, если она умеренная и на мальчиках, если сильная. Плохо, когда депрессия сначала есть, а потом проходит. Лучше, когда сначала нет, а потом появляется.

К) психическая стимуляция;

Л) питание, особенно в первые 6 месяцев жизни: достаточное количество белка, йода, витаминов и глюкозы.

Интеллект– это способность использовать имеющиеся знания.

Творчество – это способность преобразовывать знания, создавая новое, способность формировать связи между элементами, на первый взгляд не имеющими ничего общего.

Для творческих людей характерно:

1. дивергентное мышление. Конвергентное мышление связано с поиском единственно верного решения (шаблон), а дивергентное – с поиском неординарных решений во многих направлениях («веерообразный» поиск).

Школа способствует, в основном, формированию конвергентного мышления. Пример тому тесты – здесь не может быть разночтений, т.к. ответ предопределен. Дети привыкают использовать именно его. Бич детей с творческим мышлением – «неуместные вопросы», вопросы – прогнозы типа «А если бы…?».

Такие вопросы обычно вызывают недовольство учителей, особенно плохо образованных или авторитарных, а также нетворческих личностей. Поэтому дети творческого типа часто плохо учатся (артисты, писатели, ученые и политические деятели!!! Например, В.Невинный, У.Черчилль, А.Эйнштейн и др.

Особенности творческого мышления:

А) пластичность – разные направления поиска, множество вариантов решения проблемы;

Б) подвижность – многоаспектность рассмотрения проблемы;

В) оригинальность – неожиданность, нетривиальность, непривычность решения;

2. особенности ЭЭГ. Характерен β-ритм, выраженные межполушарные связи, т.к. существует осознанный (левое полушарие) и неосознанный (правое полушарие) компоненты творческой деятельности. При решении дивергентных задач возникает много связей между отставленными участками мозга (синхронизация ритма импульсной активности нейронов).

Например, выражена связь между левой затылочной и правой лобной долями, что свидетельствует об аналитическом мышлении в процессе неосознаваемой переработки информации во время успешного творческого процесса. Наибольшее число связей возникает внутри правого полушария.

Характерны связи между центральными и париетальными участками обоих полушарий, что необходимо для формулирования гипотез при нестандартном решении.

3. Способность к прогнозированию результата без анализа «Я чувствую», восприятие ситуации «в целом», развитая интуиция и эмоциональность – все это особенности, связанные с работой правого полушария.

Особенности творческих личностей:

1. С трудом входят в жизнь социальной группы («белые вороны»);

2. Любознательны, стремятся к объединению данных из разных областей знаний. Нетворческие люди биологию учат для биологии; географию для географии, химию для химии и т.д.;

3. Восприятие мира непрерывно обновляется с получением новой информации;

4. На всю жизнь сохраняют детскую способность к удивлению, восхищению и генерации «чудных» идей.

Таких людей на самом деле немного. А. де Сент-Экзюпери писал, что «во многих детях убивают Моцарта», т.е. в процессе воспитания и обучения ребенок превращается в разумного, консервативного, взрослого конформиста.

Любая система воспитания, создаваемая обществом, основана на конформизме. Цель – достижение единства всех членов социальной группы. Но это самый верный способ подавления творческого мышления, для которого необходима независимость суждений, исследование путей, на которые не осмеливаются вступить другие люди из-за боязни показаться смешными.

Связь интеллекта и творчествапроявляется по-разному. Чтобы творческий дух проявил себя в полную силу, необходим определенный уровень интеллекта. При нормальном коэффициенте интеллекта (80-120) имеют место нормальные творческие способности. Если коэффициент интеллекта выше 120, то пути интеллекта и творчества расходятся, т.е. соотношение может быть разным.

Исследования Когана (1965г.), проведенные на детях 11-12 лет показали, что можно выделить 4 группы по связи интеллекта, творчества и адаптации:

№№ п/п Интеллект Творческие способности Адаптация
высокий высокие Адаптация хорошая, т.к. уверены в своих возможностях
высокий низкие Вся энергия направлена на достижение успеха, любая неудача воспринимается как катастрофа, избегают риска, не любят высказываться, отвечают только на вопросы, руку не поднимают
низкий высокие («фантазеры») Самые «несчастные», т.к. школа требует правильных решений, а они трудно или вообще не даются, развивается комплекс неполноценности
низкий низкий Наиболее адаптированы и довольны своей участью («Полежайкин»)

Таким образом, наименее адаптированы представители 2-3 групп (промежуточных групп).

В развитии творческих способностей играют роль семья и школа.

1. Творческие способности не связаны с количеством детей в семье, но связаны с наличием младших братьев и сестер с небольшой разницей в возрасте, для которых необходимо придумывать игры и т.д.;

2. Пол ребенка не имеет значения, т.к. может проявляться в разных сферах деятельности;

3. Личностные качества ребенка, темперамент и характер – разные способы развития творчества.

Таблица 2

Показатели Вдумчивые дети Импульсивные дети
Характеристика деятельности Углубляются в задачу и работают, пока не решат ее. Цель – избежать неудачи. Низкая социальная активность. Высокая социальная активность, риск, быстрый успех, неоднозначные, первые пришедшие в голову ответы
Коэффициент интеллекта Более высокий Более низкий
Творческие способности Более низкие ?
Способ развития творческих способностей Поиск разных подходов к решению задачи Склонность к спонтанности и неоднозначным решениям – шансы к развитию дивергентного мышления

4. Для родителей детей с высоким уровнем интеллекта и творческих способностей характерно:

а) положительное отношение к жизни;

б) энергичность и динамичность;

в) культурное и артистическое время провождение;

г) независимость от постороннего мнения, условностей и предрассудков;

д) уверенность в себе и внутренняя свобода;

5. Взаимоотношения между родителями и детьми, также имеют значение для развития интеллекта и творчества:

Интеллект Творческие способности
Характеристика взаимоотношений детей и родителей Внимание родителей к школьной успеваемости и оценкам, эмоциональная связь с родителями, зависимые формы поведения Отсутствие авторитарной и чрезмерной опеки, детей поощряют за непосредственность и уверенность в себе, ценят чувство ответственности. Эмоциональная дистанция и даже холодность, но не враждебность и пренебрежение

Источник: https://studopedia.info/10-51911.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий