77. Принцип наглядности обучения в дидактических взглядах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега.

принципы наглядности в дидактике Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега

77. Принцип наглядности обучения в дидактических взглядах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Реферат*

Код249425
Дата создания02 января 2016
Страниц 14
Мы сможем обработать ваш заказ 10 марта в 10:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

работа сдана на 5 …

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Идея наглядности в современном образовании……………………5-7 1.1 Понятие наглядности…………………………………………………….….5-6 1.2 Виды наглядности………………………………………………………………………..6 1.3 Методы и средства наглядности………………………………………..……7 Глава 2. Идея наглядности в дидактике разных авторов………………….8-13 2.1. «Золотое правило» дидактики Я.А. Коменского……………………..….8-9 2.2. Ж.-Ж. Руссо о наглядности в умственном воспитании…………………9-11 2.3. Принцип наглядности в теории элементарного образования И.Г. Песталоцци……………………………………………………………………11-12 2.4. Принципы воспитания А. Дистервега……………………………….…12-13 Заключение………………………………………………………………………14 Список использованной литературы……………………………………..…15 Введение Актуальность. В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В связи с этими изменениями в “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” придается большое значение совершенствованию методов обучения. Методы обучения являются одним из компонентов целостной методической системы обучения. Лидирующую роль среди этих компонентов методики играют цели обучения. Изменение целей обучения сказалось не только на содержании обучения, но повлекло за собой заметные изменения и других компонентов методики, и, прежде всего методов обучения. Это конкретно проявилось в том, что для школы были созданы новые учебники, разработаны новые методики, создается новая система средств обучения. Вплоть до недавнего времени в дидактике не существовало четкого разграничения понятий закона, закономерности, принципа и правила. Однако в ходе дискуссий было доказано, что происходит перестройка содержания принципов, сохранивших свое значение в новых условиях, и появляются новые принципы, в которых отражаются новые требования общества к обучению. Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Цель исследования: изучить принципы наглядности в дидактике Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега. Объект исследования: принципы наглядности, используемые при формировании знаний в процессе воспитания. Предмет исследования: наглядность как дидактический принцип обучения. Сформулированные нами цель, объект и предмет исследования обусловили постановку следующих задач исследования: 1. Изучить и проанализировать педагогическую литературу по теме реферата; 2. Составить научный аппарат исследования по заявленной теме; 3. Изучить идею наглядности в современном образовании; 4. Проанализировать принципы наглядности в дидактике Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега Методами исследования являются сравнительно-исторический, теоретический анализ педагогических источников, реферирование, составление библиографического списка.

Структура реферата. Реферат состоит из введения, основной части (где рассматриваются и освещаются наиболее важные вопросы по теме исследования), заключения и библиографического списка.

Символическая и графическая наглядность способствует развитию абстрактного мышления.Внутренняя наглядность представляет получение представления о новом через сравнение с тем, что уже известно. [4; с.122]Использование наглядности должно быть в той же мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления.

Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Методы и средства наглядностиПри создании средств обучения следует стремиться к тому, чтобы информация, заложенная в них, подавалась во всех трех формах репрезентации (конкретно-образной, схемно-модельной и словесной). Это в наибольшей степени может быть реализовано в экранныхсредствах обучения (кинофильмах, диафильмах, сериях диапозитивов).

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязаны предлагаться, в той или прочей мере сочетаясь со словесными способами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. [2; с.

199]При создании проблемных ситуаций с помощью средств наглядности противоречия возникают в случае несовпадения устной информации и восприятия наглядного материала.

Создание проблемных ситуаций на основе противоречий, получаемых при устном и зрительном восприятии наглядного материала, повышает роль учителя, обеспечивает возможность добиваться больших успехов в управлении учебным процессом.

Наглядные средства наиболее успешно решают следующие дидактические задачи:способствуют развитию у учащихся наглядно-образного мышления;выступают в роли средства активизации внимания при усвоении любого учебного материала;содействуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;позволяют конкретизировать изучаемые теоретические вопросы;расширяют сферу показа практических применений изучаемых вопросов. [3; с.123]Глава 2. Идея наглядности в дидактике разных авторов2.1. «Золотое правило» дидактики Я.А. КоменскогоЯн Амос Коменский (1592−1670) − чешский мыслитель-гуманист, философ, преподаватель, писатель. Создатель более двухсот научных трудов, среди которых встречаются социально-политические и теологические сочинения, проповеди, назидательные трактаты, труды по лингвистике, географии, литературные произведения, многочисленные учебники по латинскому и чешскому языкам, картографии, физике, геометрии, истории и других.Теорию всеобщего универсального образования Я.А. Коменский изложил в «Дидактике» на чешском языке (1628−1630 гг., оглашена в 1849 г.). Переработанная, расширенная и переведенная на латынь «Дидактика» под названием «Великая дидактика» (1633−1638 гг.) стала главной теоретической базой средней ступени образования. [4; с.155]Наглядность, которая выполняла обязанность основного источника получения знаний, Я.А. Коменский понимал, основываясь не только на зрительное восприятие, но и считал, что необходимо привлекать все органы чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Именно восприятие Я.А. Коменский рассматривал в качестве источника всех знаний, поскольку предполагалось, что предметы непосредственно запечатлеваются в сознания. Только в последствии ознакомления с экземпляром объекта изучения следует давать ему объяснение. Я.А. Коменский считал обучение наглядным, если предмет усвоения был представлен в чувственной форме. Он выдвинул «золотое для учащихся правило: всё должно быть представлено внешним чувствам, это возможно, именно: слышимое – слуху, видимое – зрению, вкушаемое – вкусу, обоняемое – обонянию, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам». [4; с.157]Я.А. Коменский понимал, что невозможно просто демонстрировать предмет. Учитель обязательно должен выставить на показ изучаемое в целом облике и со всех сторон, вслед за тем на глазах у учеников разложить этот предмет на части, предоставить название каждой и сложить вновь.В своей знаменитой книге «Видимый мир в картинках», который был издан во многих странах мира и в течение ряда лет считался лучшим, Я.А. Коменский попробовал осуществить в жизненный путь ту новейшую педагогику, которая была изложена им в его книге «Великая дидактика». В учебнике собрано огромное количество рисунков, под каждым из них давалось словесное описание на разных языках. Так мыслилось изучение распространенных в то время классических языков.Ученый не устанавливал перед собой задачи перестройки учебных программ, полагал, что все недостатки старого схоластического обучения могут быть ликвидированы − достаточно только все представить наглядно.Золотым правилом Я.А. Коменского «Всё, что только можно, представлять для восприятия чувствами» и сегодня руководствуются преподаватели, учителя, работники образования, что явилось, впрямь, драгоценным вкладом в дидактику и великим приобретением методики.2.2. Ж.-Ж. Руссо о наглядности в умственном воспитанииС двух лет наступает новый период жизни ребенка, теперь уже главное внимание, по мнению Руссо, следует уделять развитию органов чувств. Как сторонник сенсуализма Руссо полагал, что сенсорное воспитание предшествует умственному. “Все, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств…— писал он.— Чтобы научиться мыслить, надо, следовательно, упражнять наши члены, наши чувства, наши органы, которые являются орудиями нашего ума”. Во второй книге “Эмиля… Руссо обстоятельно описал, как, по его мнению, следует упражнять отдельные органы чувств. Рекомендованные им разнообразные упражнения для развития осязания, зрения, слуха он предлагал проводить в естественной обстановке.Поскольку, считал Руссо, разум ребенка в этом возрасте еще спит, то осуществлять обучение преждевременно и вредно. Он был против того, чтобы искусственно форсировать и развитие речи детей, так как это может привести к дурному произношению, а также к непониманию ими того, о чем они говорят; между тем очень важно добиться, чтобы они говорили только о том, что действительно знают. [1; с.200]Руссо искусственно разобщил развитие ощущений и мышления и высказал несоответствующее действительности предположение, что дети до 12 лет якобы неспособны к обобщениям и потому их учение следует отсрочить до 12-летнего возраста.Он допускал, конечно, что ребенок может научиться читать и вне школы. Но тогда первой и единственной пока книгой должна быть “Робинзон Крузо Д. Дефо — книга, в наибольшей степени отвечающая педагогическим замыслам Руссо. [1; с.12]Руссо полагал, что до 12 лет недопустимо не только учить ребенка, но и давать ему нравственные наставления, так как у него еще нет соответствующего жизненного опыта. В этом возрасте, считал он, наиболее эффективным будет применение метода “естественных последствии”, при котором ребенок имеет возможность на собственном опыте испытать отрицательные последствия своих проступков. Например, если он сломает стул, не следует сразу заменять его новым: пусть он почувствует, как неудобно обходиться без стула; если он разобьет стекло в окне своей комнаты, не нужно торопиться вставлять его: пусть почувствует, как стало неуютно и холодно. “Лучше схватить, ему насморк, чем вырасти безумным”.Заслуга Руссо в том, что он отвергал скучное морализирование с детьми, а также широко применявшиеся в то время суровые методы воздействия на них. Однако рекомендуемый им как универсальный метод “естественных последствий не может заменить все разнообразные методы, прививающие ребенку умения и навыки обращения с вещами, общения с людьми.В возрасте от 2 до 12 лет дети должны познакомиться на основе личного опыта с природными и некоторыми общественными явлениями, развивать свои внешние чувства, проявлять активность в процессе игр и физических упражнений, выполнять посильные сельскохозяйственные работы.2.3. Принцип наглядности в теории элементарного образования И.Г. ПесталоцциИ.Г.

Список использованной литературы 1. Баранов С.П.. Сущность процесса обучения: учебное пособие для студентов / С.П. Баранов. — М.: Просвещение, 1981. — 143 с. 2. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики: Уч.пос./под ред.проф. Г.П.Скамницкой – М.: Гардарики, 2005. – 382 с. 3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М.: Академия, 2001. – 192 с. 4. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Педагогическое наследие / Сост.: В. М, Кларин, А. Н. Джуринская. М., 1988.- 416с. Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала.

Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации.

Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Источник: https://ReferatBank.ru/market/referat/i/249425/referat-principy-naglyadnosti-didaktike-yaa-komenskogo-zh-russo-pestalocci-distervega.html

Подготовка к экзамену по педагогике

77. Принцип наглядности обучения в дидактических взглядах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега.

Вплоть до начала 17 века педагогика была частью философии. Из системы философских наук она была выделена английским философом Френсисом Бэконом. В 1623 г.

он написал трактат «о достоинстве и преумножении наук», в котором сделал попытку классифицировать все существующие науки в то время, а в качестве самостоятельной отрасли научного знания назвал педагогику («руководство учением»).

В этом же столетии статус педагогики как теоретической науки был закреплен трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670 гг.). В1632 г. он написал книгу «Великая Дидактика», в которой дал научное обоснование классно-урочной системе обучения, методам и формам её организации и разработал важнейшие принципы обучения:

— принцип научности

— принцип доступности

— принцип активности и сознательности учащихся в обучении

— принцип наглядности

— принцип последовательности

— принцип прочности обучения

— принцип систематичности

Он также сформулировал принцип природосообразности воспитания, согласно котором воспитание должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и способствовать его физическому, интеллектуальному и духовному развитию.

Его известные учебники: «Открытая дверь к языкам», «Мир чувственных вещей в картинках» — первый школьный учебник, построенный на принципе наглядности.

Выделял три составные части воспитания:

— научное образование (умственное воспитание)

— нравственное воспитание (управление собой)

— религиозное воспитание (стремление к Богу).

В книге «Материнская школа» (1635 г.) Коменский описал проблемы и задачи дошкольного семейного воспитания детей.

Большой вклад в развитие педагогической науки в XVII-XIX вв. внесли также такие выдающиеся западноевропейские философы-ученые как:

1. англ. философ Джон Локк.

В своем труде «Об управлении разумом» выступал против распространённого в его время мнения о врожденном характере развития личности и уподоблял ребенка чистой доске («tabula rasa»), подчёркивая тем самым, что благодаря воспитанию можно сформировать и развить у ребенка любые социальные черты и качества. В труде «Мысли о разуме» лежит идея о воспитании джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе.

2. франц. философ Жан-Жак Руссо. Напротив, исходил из идеи «природного совершенства ребенка».

Он утверждал, что человек рождается совершенным и, значит, правильное воспитание не должно мешать развитию этого природного совершенства, а должно предоставлять детям полную свободу деятельности в соответствии с их склонностями, желаниями и интересами. Эта идея легла в основу теории «свободного воспитания» детей и педоцентризма в педагогической науке. Книга «Эмиль, или О воспитании».

3. швейцарский педагог Иоганн-Генрих Песталоцци был одним из первых педагогов, сочетавших интенсивную научную деятельность с практической педагогической деятельностью в образовательных учреждениях Швейцарии.

Его идеи:

— «О необходимости соединения обучения детей с их посильной трудовой деятельностью».

— «О необходимости коллективного воспитания детей».

— Обучение должно действовать на ребенка развивающее, побуждать его к самодеятельности.

Его труды: «Письма из Станца», «Лингард и Гертруда», «Лебединая песня» и др.

4.

немецкий педагог Иоганн Гербарт утверждал, что все дети рождаются с дикой резвостью, которую нужно подавлять силой авторитета взрослого и целой системой мер педагогического воздействия, в том числе и физических. Т.е. он был сторонником «авторитарного» воспитания детей. Ввёл в школьную практику кондуит – специальный журнал для записи туда проступков детей с целью их последующего наказания.

Его труды: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Первые лекции по педагогике».

Активно разрабатывал теорию воспитывающего обучения, основную задачу которого видел в развитии разностороннего интереса. Гербарт предложил систему нравственного воспитания, цель которой воспитание нравственного человека.

5. немецкий педагог Адольф Дистервег посвятил жизнь подготовке учителей народных школ Германии и созданию методической литературы. Его идеи:

— «О расширении самостоятельной работы учащихся в процессе обучения»

— «Об активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения».

Основной педагогический труд Дистервега – «Руководство к образованию немецких учителей».

Источник: https://i-educator.ru/vopros3

Принцип природосообразности в педагогических взглядах Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и А. В. Дистервега

77. Принцип наглядности обучения в дидактических взглядах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега.

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Педагогика

На тему: Принцип природосообразности в педагогических взглядах Я. А.      Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и А. В. Дистервега

Сыктывкар 2009

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1.      Принцип природосообразности Я. А. Коменского……..……………………4

2.      Принцип природосообразности Ж. Ж. Руссо……………………………….6

3.      Принцип природосообразности И. Г. Песталоцци………………….………8

4.      Принцип природосообразности А. В. Дистервега…………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15

БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………17

Введение.

Термин «природосообразность». Данное слово сложное, образовалось от двух слов «природа» и «сообразность». В словаре С. И. Ожегова толкование этих слов следующее: «Природа –

1.Всё существующее во вселенной, органический и неорганический мир.

2.Основное свойство, сущность». «Сообразный – согласующийся с чем-нибудь».

Таким образом, под природообразованием мы понимаем согласование, соответствие основному свойству, сущности, всему существующему во вселенной (в нашем случае человеку, ребёнку).

В педагогической науке понятие принципы природосообразности определяется как принципы, означающие отношение к ребенку как к части природы. Стремление сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития ядром любых воспитательных отношений, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития

Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности и дошла до нас в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля.

1.      Принцип природосообразности Ян Амос Коменского

Принцип природосообразности воспитания сформировал в XVII веке Ян Амос Коменский (1592-1670) — чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель, ведущий представитель чешской реформаторской церкви.

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всем мире».

                            

Четыре последовательных образа (детство, отрочество, юность, возмужалость), по Коменскому, соответствуют четырем временам года, четырем стадиям развития растения. Заслуга его в том, что в борьбе со средневековой схоластической школой он стремился опереться на природу – жизнь.

Ограниченность его понимания природосообразности в том, что он не видел особых законов социальной жизни, по которым развивается человеческая личность, хотя придавал большое значение изучению психической природы ребенка, законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

К своим обобщениям в области воспитания и обучения Коменский пришел на основе своего педагогического опыта, наблюдений за жизнью общества и состоянием воспитания.

Через все его педагогические сочинения, в особенности через главный его труд – «Великую дидактику», красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразовываться с природой.

В своем труде он кропотливо, с использованием многочисленных разделов и пунктов, рассматривает особенности обучения, формулирует принципы и «основоположения» обучения, опираясь, прежде всего на природу вещей.

Приведем пример принципа, обозначенного им как «Все из собственных корней». Этот принцип взят автором «из природы», а также «из человеческого ремесла» и выражен соответствующим образом: «Ибо, сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов — все это рождается только от корня…

От корня у дерева является все, и нет необходимости приносить со стороны и прививать ему листья и ветви. Точно так же оперение птицы не составляется из перьев, которые побросали другие птицы, но происходит из самых внутренних ее частей…

Так и предусмотрительный строитель все устраивает таким образом, чтобы здание опиралось исключительно на свой фундамент и поддерживалось своими связями, без подпорок со стороны» [1, c. 68].

Отсюда великий педагог делает вывод, что «правильно обучать юношество — это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому как из почек деревьев вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами» [1, c. 69].

«Семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы»,– утверждал Я. А. Коменский.

Разрозненные высказывания о возможности согласования обучения и воспитания детей с их природными способностями Коменский оформил как принцип природосообразности и провозгласил его основой педагогики

.

2. Принцип природосообразности Жан-Жака Руссо

Принцип природосообразности у французского педагога-мыслителя Жан-Жака Руссо (1712–1778) сильно отличается от понимания его Я. А. Коменским. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь в развитии его природы. Он писал: «Природа желает, чтобы дети были детьми прежде, чем они станут взрослыми…

У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать; нет ничего нелепее желания заменить их нашими» (Руссо Ж.-Ж. Избранные педагогические сочинения. М., 1981).

Принцип природосообразности у Руссо вытекал из его учения о естественном воспитании, которое предполагало ведущую роль воспитания в следовании за естественным развитием ребенка. Воспитатель должен помогать природе, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, а также интересы ребенка.

Свои педагогические положения, сделанные на основе анализа психической природы ребенка, Руссо изложил в художественной форме педагогического романа «Эмиль, или О воспитании» (1762) переведен на русский язык в 1923 году.

В своих главных произведениях «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?», «Общественный договор», «Эмиль, или О воспитании», «Юлия, или новая Элоиза» Руссо подверг осуждению многие предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным строем. В частности, он резко критиковал современное ему воспитание, подавляющее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных особенностей детей, ни потребностей жизни.

Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей.

Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии.

Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой подготовки.

Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными практическими умениями и навыками, а с другой стороны, — способствовать формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.

Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении девочек он придерживался в основном традиционной точки зрения. Основная функция женщины, по его мнению, быть женой и матерью, ей не нужно широкого научного образования, но надо заботиться о физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведению домашнего хозяйства и т. п.

Как уже говорилось выше, Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания. Через теорию свободного воспитания красной нитью проходит идея развития.

В чем же заключается суть этих идей? Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности для развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые совершенствуются с помощью воспитания.

«Дело не в том, чтобы подавлять природные качества, а наоборот развивать их». Вот главный принцип идеи развивающего обучения по Руссо.

3. Принцип придосообразности Иоганн Генрих Песталоцци

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) трактовал принцип природосообразности как соответствие воспитания особенностям природы человека, законам ее вечного саморазвития, предопределенного божественным началом. Он формулировал свои педагогические положения на основе анализа психической природы ребенка.

Воспитание – это развитие природных особенностей сообразно с естественным ходом законов природы. Причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. «Способности, полученные от природы, развиваются и крепнут посредством упражнений… Сама природа каждой из этих сил побуждает человека упражнять их.

Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить, рука – хватать. Но также сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить.

В каждой способности человека заключается стремление выйти из состояния безжизненности и неловкости и стать развитой силой, которая в неразвитом виде находится в нас лишь как зародыш силы, а не как сама сила»

Песталоцци выдвинул идею социального статуса ребенка: саморазвитие человека важно не только как индивидуума, но, главным образом, как члена великого человеческого целого.

Песталоцци всячески стремился улучшить положение беднейшей части крестьянства, находившегося под двойным гнетом феодальных порядков и развивающегося капитализма.

Он считал, что этой цели можно достигнуть, не покушаясь на частную собственность, не затрагивая основ существующего строя, путем воспитания и «совершенствования человеческой природы». Свои взгляды на переустройство общества с помощью воспитания Песталоцци изложил в форме романа под названием «Лингард и Гертруда» (1801).

Вот что он писал: «Метод является только средством, и притом максимально простым, помочь природе самой высказаться о том, что в ней заложено. И чем больше применяемые методом средства обладают этими свойствами, тем они лучше; чем они лучше, тем больше сливаются с деятельностью самой природы, тем меньше существуют сами по себе.

Наоборот, чем большим блеском они сами по себе отличаются, чем в большей степени вместе со своим педагогическим искусством кажутся стоящими вне природы и над ней и поэтому являются чрезвычайно дорогими, тем в меньшей степени они пригодны.

Самое дорогостоящее заблуждение этого искусства в этом отношении заключается в блуждании со своими воспитанниками по пустующим полям всезнайства, которые для большинства человечества никогда не засевались и никогда не будут засеяны. Мой метод не блуждает со своими питомцами по этим полям.

Он по самому своему существу направлен против дурмана всякого поверхностного, ненужного, необоснованного, неплодотворного и неподходящего знания. Все его средства базируются на твёрдо обоснованной законченности единичного, на глубоком проникновении одного в другое, на целенаправленном совершенстве целого.

Они являются подлинным противоядием против всех ухищрений духа времени, который возбуждает и поддерживает дурман пустого, чисто словесного обучения и всех связанных с ним негодных приёмов. Они совсем не связаны с причинами этого словесного обучения, и результаты их другие. Средства моего метода должны действовать, таким образом, так как его применение расчищает навоз, на котором растут эти поганки, взращенные духом времени».

ОСНОВНОЙ ЗАКОН Песталоцци, выведенный им для учителей, был необычайно прост. Все понятия, которые используются в курсе обучения, должны быть растолкованы ПРЕЖДЕ, чем их станут употреблять.

Песталоцци, например, знакомил детей с названиями городов, одновременно всегда показывая их на карте Европы, сообщая номер округа Германии, к которому они относятся. Поэтому для детей и сами города, и их упоминания в газетах, приказах становились взаимосвязанными понятиями.

С помощью цветных картинок он показывал все предметы, а также описывал их свойства и формы. Песталоцци создал слоговую азбуку, по которой легко выучились читать множество поколений детей.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО метода Песталоцци, изложенное в письмах к друзьям, собранных в книгу «Как Гертруда учит своих детей» (1801 г.), гласило: «Научись сначала упорядочивать свои наблюдения и завершать простое, раньше, чем переходить к сложному».

ВТОРОЕ ПРАВИЛО: «…все родственные по своему содержанию предметы приведи в своем сознании в такую именно связь, в которой они находятся в природе». В этом правиле также подчеркивалась уже тогда необходимость ОТДЕЛЯТЬ НАБЛЮДАЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ ОТ ТЕОРИЙ О НЕМ.

Источник: https://www.stud24.ru/pedagogy/princip-prirodosoobraznosti-v-pedagogicheskih-vzglyadah/315230-945293-page1.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий