77. Перестройка и общественно-политическая жизнь Казахстана в 1985-1991 гг.

Казахстан в годы перестройки (1985-1991 гг.)

77. Перестройка и общественно-политическая жизнь Казахстана в 1985-1991 гг.

В марте 1985 года, после смерти К. Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С. Горбачев.

В апреле 1985 года под его руководством состоялся очередной пленум ЦК КПСС, с которого начинает отсчет период крупнейших политических, экономических, идеологических и социальных потрясений в самой большой стране мира.

Этот период продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка». В истории перестройки явственно различимы четыре периода.

1 этап — март 1985 — январь 1987 гг. Этот этап проходил под лозунгами -«ускорение» и «больше социализма». Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера

2 этап — 1987-1988 гг. Лейтмотивом этого этапа стали лозунги — «больше демократии» и «гласность». Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества.

В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу.

В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями.

3 этап — 1989-1990 гг. Период «разброда и шатания». В этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.

4 этап — 1990-1991 гг.

Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Этот этап ознаменовался крахом мировой социалистической системы, политическим банкротством КПСС и распадом СССР.

Декабрьские события в Алма-Ате — выступление казахской молодёжи под патриотическими лозунгами, произошедшее 16 декабря 1986 года в Алма-Ате, бывшей в то время столицей Казахской ССР.

По официальной версии волнения начались из-за решения Генерального секретаря ЦК КПСС М. С.

Горбачёва о снятии с должности национального лидера Первого секретаря компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева, и замене его на ранее не работавшего в Казахстане Геннадия Колбина, первого секретаря Ульяновского обкома партии. Д.

Кунаев всегда оставался человеком Системы, беспредельно верил в «коммунистическую идею». Кунаев сделал много для социально-экономического и культурного развития К. И тем не менее его время прошло. 17 декабря значительные массы студенческой и рабочей казахской молодежи вышли на улицы и площади Алма-Аты.

Подавлением волнений руководила непосредственно Москва, которая в экстренном порядке прислала в Алма-Ату не только своих функционеров, но и войсковые подкрепления. В ход были пущены милиция, пожарные части. Им удалось разогнать митингующих, избивая и поливая тех холодной водой из брандспойтов. За кровавым подавлением народного выступления последовали жестокие репрессии.

В уголовном порядке было осуждено 99 человек, среди них был приговорен к расстрелу 18-летний К. Рыскулбеков. Только в столице 264 человека были исключены из вузов, 758 человек – из комсомола и 52 человека – из партии. Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек.

Из органов внутренних дел было уволено 1200 человек, из транспортных и медицинских учреждений – более 300 человек.

Своих постов лишились 12 ректоров вузов. В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением “казахского национализма”. События декабря 1986 г. тем не менее показали, что межнациональное согласие и мир, как любая гармония, как и все драгоценное в этом мире — вещи весьма хрупкие и поэтому требуют бережного отношения.

Три декабрьских дня 1986 г., по словам первого Президента Республики К. Н.А. Назарбаева, положили начало обретению К. независимости и суверенитета: «Декабрьские события 1986 г. показали, насколько выросло самосознание казахской молодежи. Она первой преодолела страх перед тоталитарной системой, которая почти столетие заставляла жить народы в казарменном режиме.

Распад СССР: причины и последствия. Образование СНГ.

Причины распада СССР:

1. Авторитарный характер советской власти, гонения на церковь, преследование КГБ  диссидентов, принудительный коллективизм, господство одной идеологии, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив и т.д.;

2. Кризис доверия к власти, растущее недовольство населения к качеству жизни, перебоями в снабжении продовольствием, особенно в эпоху Застоя и Перестройки, дефицитом самых необходимых товаров, всевозможными запретами и ограничениями, постоянным отставанием в уровне жизни от развитых стран Запада;

3. Рост техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

4. Неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики и политической системы;

5. Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики;

6. Моноцентризм принятия решений (Москве), что приводило к неэффективности управления, усилению центробежных националистических тенденций, присущих многонациональной стране и проявляющихся в желании отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

7. Самой пагубной оказалась идея заключения нового Союзного договора. Первый Союзный договор, объединивший Российскую Федерацию, Украину, Закавказье, был заключен в 1922 году и послужил основой первой советской Конституции 1924 года.

В 1936 году была принята вторая, а в 1978 – третья Конституция. И Союзный договор в них окончательно растворился. В условиях стремительного развала системы государственной власти и экономики страны закономерным стало введение президентского правления в Казахстане способствующего стабилизации политической и экономической жизни. 24 апреля 1990 г.

Верховным Советом республики был учрежден пост Президента Казахской ССР и в результате тайного ания на сессии парламента им был избран Н.А. Назарбаев. 25 октября 1990г. Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР.В декабре 1990 г. 4-е республики( Россия, Украина, Беларусь и Казахстан) выступили с инициативой создания СНГ.

Началась совместная работа по выработке новоогаревского соглашения.

Августовские события 1991 г. прервали эту работу, ускорили распад СССР и суверенизацию бывших союзных республик, в том числе Казахстана. Ушла с политической сцены КПСС и как часть ее КП Казахстана. 19 августа 1991 г.

в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а президент СССР был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Но путч провалился, лидеры ГКЧП были арестованы.

Эти события ускорили распад СССР сорвав намеченный на 20 августа подписание Новоогаревского соглашения о его реформировании. Провал путча привел к роспуску компартии. 7 сентября состоялся внеочередной съезд компартии Казахстана, принявшей решения о самороспуске. В декабре 1991 г. шёл сложный процесс создания СНГ.

Сначала 8 декабря в Минске состоялось встреча лидеров России, Белоруссии и Украины, которые подписали соглашение об аннулирование Договора 1922г. об образовании СССР и одновременно — о создание СНГ.

Затем в Ашхабаде 13 декабря состаялась встреча лидеров республик Средней Азии и Казахстана, которые поддержали соглашение. И, наконец, 20 декабря главы Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, России и др. государств собрались в Алма-Ате и 21 декабря подписали Протокол о создании СНГ.

В политических дебатах последнего года существования СССР господствовали 3-и проблемы: политического плюрализма, органической составной части всякого процесса демократизаций; создание рыночной экономики; федеративного договора. Именно они послужили катализатором политического кризиса, который в декабре 1991 г. привел к распаду Советского Союза.

Период после провала путча 19-21 августа 1991 г. катастрофически ускорил распад Союза. Менее чем за 4 месяца на месте прежнего СССР возникло и весьма неустойчивое неполитическое образование: Содружество Независимых Государств.

21 декабря на встрече в Алматы к СНГ присоединились ещё 8 республик, подтвердив тем самым, что СССР государственное образование перестало существовать.

Культурная жизнь Казахстана в 1945-1991 гг.

На рубеже 1945-1991 гг развивалась культура. Хотя здесь имелись свои трудности. Слабой была материальная база, особенно в первые послевоенные годы. Но постепенно расширялась сеть библиотек, клубов, кинотеатров, музеев. В 1958 г.

был построен городской Дом культуры, в котором работали многочисленные кружки художественной самодеятельности. В начале 60-х годов начал работать Народный университет культуры, городское общество «Знание». На левобережье Иртыша вырос индустриальный регион города и сложился большой жилой массив.

Понтонные средства переправы и железнодорожный мост не справлялись с всё увеличивающимся током грузов и людей. Было принято решение о строительстве моста через Иртыш. В 1964 году коллектив мостопоезда на 2 года раньше срока закончил строительство автомобильно-пешеходного моста через Иртыш.

С начала 60-х годов промышленные предприятия города стали крутиться и объединяться в отраслевые комбинаты, значительно повысилась техническая оснащенность предприятий.

70-е годы ознаменовались значительным шагом в индустриальном развитии города. Больше внимания стали уделять улучшению качества продукции. Дальнейшее развитие в городе получило капитальное строительство.

В строй действующих вошли дополнительные мощности на заводах ''Казахкабель'', арматурном, опытно-механическом, кирпичном, КСЖБ №1, комбинате нерудных материалов, были сданы в эксплуатацию хлебозавод, новое здание перчаточно-трикотажной фабрики, а также речной вокзал, Дом Союзов и другие объекты. Автопарки города пополнились большегрузными автомобилями и новыми автобусами.

В 80-е годы Семипалатинск стал одним из крупнейших городов республики. Это важный административный экономический, научный и культурный центр Казахстана. В городе пять институтов. Окрепла учебно-материальная база вузов, появились спортивный, учебно-оздоровительные комплексы.

В Семипалатинске того времени насчитывалось — 15 средних специальных учебных заведений: Жители города не только хорошо работали и учились, но и хорошо отдыхали — к их услугам 33 клуба, областная филармония, казахский музыкально — драматический театр им. Абая, русский драматический театр им. Ф.М.

Достоевского, республиканский литературно — мемориальный музей Абая, литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, историко-краеведческий музей, выставочный зал. Дом народного творчества.

В декабре 1985 года был открыт Музей изобразительных искусств. За годы сотрудничества музея с российским коллекционером Юлием Владимировичем Невзоровым, музей получил в дар его коллекцию, среди ее полотна картин И. Шишкина, К. Брюсова, А. Саврасова и других знаменитых художников. В 1991 году музею было присвоено имя семьи Невзоровых.

Одно из важных мест в культурном досуге горожан занимало кино. В городе кроме семи стационарных кинотеатров действовало 116 киноустановок в клубных учреждениях, учебных заведениях, на предприятиях. Исключительно большую просветительскую работу вели библиотеки. Их в Семипалатинске было 152 с книжным фондом около 4 млн. экземпляров.

Конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» (16 декабря 1991 г).

16 декабря 1991 г. вступил в силу Конституционный Закон «О государственной независимости Респ. К.

«, который стал новым этапом в политико-конституционном развитии республики и отразил такие основополагающие демократические принципы как право нации на самоопределение, приоритет прав и свобод личности, политическая стабильность, разделение властей, межнациональное согласие и др.

«Переход от факта к праву» — именно так можно охарактеризовать декларацию. Мировое сообщество пополнилось новым государством. Респ. К.

провозглашалась независимым демократическим государством, которое обладает верховным правом в отношении своей территории и национального богатства, самостоятельно определяет и проводит свою внешнюю и внутреннюю политику, строит взаимоотношения с другими государствами. С обретением независимости на республику налагается ответственность. Республике приходится рассчитывать только на свои силы с добавлением новых расходов (армия, внутренние войска).

В начале 90-х г. переход к демократии в республике начался в сложных условиях. Страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, инфляция, резкое снижение уровня жизни населения.

Не было исторически сложившихся демократических традиций и опыта функционирования демократических институтов. В результате распада СССР почти повсеместно в постсоветских странах обострились межнациональные отношения. В начале 90-х г.

основные изменения были направлены на демонтаж существовавшей политической системы.

В это время произошел полный демонтаж партийно-советской системы управления, ликвидирована политическая монополия одной партии, введена многопартийность. Существенно расширились права и свободы граждан. Именно тогда в стране произошло становление парламентско-президентской формы правления.

Происходил процесс поиска модели политической системы К., учитывающей политические, экономические, социально-культурные, психологические, геополитические, элитные, национальные особенности страны. Изменения в политической системе общества были закреплены в принятой Конституции 1993 г.

В этот период в стране был законодательно закреплен принцип разделения властей. Законодательные, исполнительные и судебные органы были определены как самостоятельные ветви государственной власти.

Впервые были проведены альтернативные выборы в Верховный Совет страны, сформированы новые органы представительной власти на местах — маслихаты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_14370_kazahstan-v-godi-perestroyki---gg.html

Политика «перестройки» в Казахстане (1985-1991 гг). — Образовательный сайт Казахстана | ЕНТ 2019 шпоры

77. Перестройка и общественно-политическая жизнь Казахстана в 1985-1991 гг.

Политика «перестройки» в Казахстане (1985-1991 гг).

» История Казахстана » Казахстан в годы Великой Отечественной войны » Политика «перестройки» в Казахстане (1985-1991 гг).

Перестройка в СССР – основные этапы.

К середине 80-х годов Советский Союз оказался в преддверии экономического, социального и политического кризиса. Административно-командная система была не в сотоянии отвечать реалиям современной эпохи. Стала ощущаться настоятельная необходимость обговления всех сторон общества, его экономических основ, социальной жизни, политического устройства, духовной сферы. В марте 1985 года, после смерти К.Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С.Горбачев. Вскоре состоялся апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором многие вопросы общественно-экономической жизни были поставлены по-новому. Был провозглашен курс на ускорении социаль-экономического развития страны. Горбачевский период (1985 -1991 гг.) продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка». В истрии перестройки явственно различимы четыре этапа:

1-ый этап – март 1985 – январь 1987 гг. Этот этап проходил под лозунгами – «ускорение» и «больше социализма».

2-ой этап – 1987 – 1988 гг. Лейпмотивом этого этапа стали лозунги – «больше демократии» и «гласность».
3-й этап -1989 -1990 гг. период «разброда и шатания». Для этого периода характерен был раскол в едином прежде лагере перестройки, переход к открытому политическому, национальному противостоянию.
4-й этап – 1990 – 1991 гг. Этот этап ознаменовался крахом мировой социалистической системы. Политическим банкротством КПСС и распадом СССР. В 1986 году в экономической жизни страны появилось новшество – государственная приемка (госприемка). Предполагалост, что прием готовой продукции предприятий будет осуществлять независимая от предприятий государственная комиссия. Результаты были весьма прачевны, в конце 1987 года не прошло госприемку 15-18% промышленной продукции. В социальной сфере был дан старт нескольким компаниям: тотальной компьютеризации школ, борьбе с пьянством и алкоголизмом и нетрудовыми доходами. Особенно широкий резонанс вызвало вышедшее в 1985 году Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В политической области состоявшийся в 1986 году XXVII съезд КПСС ограничился призывами совершенствовать социальную демократию. Провал всех начинаний обнаружился уже в начале 1987 года. В январе 1987 года состоялся пленум ЦК КПСС, положивший начало существенным изменениям в экономической, политической жизни СССР, которые можно с полным правом назвать реформами. Развитие экономических реформ определили две тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы действия частного сектор экономики. В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии, согластно которому госпредприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, могли самостоятельно заключать договоры на поставки с партнерами, некоторым крупным предприятиям был разрешен выход не внешний рынок. В политической области параллельно М.Горбачев ввел в политический лексикон новое понятие – гластность, под которым власть понимала «здоровую» критику существующих недлстатков, большую информированность населения и некоторое ослабление цензуры. Главным разрешенным объектом критики стал «сталинизм», главным илеалом – «возвращение к ленинским нормам партийной и государственной жизни». Политическим реформам положила начало XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). На конференции М.Горбачев предложил распространить альтернативные выборы на партийной аппарат, совместить должность первого секрктаря партийного комитета с постом председателя Совета народных депутатов. И, самое важное, на конференции была одобрена, несмотря на сопротивление части партийного аппарата, идея о создании новой, двухуровневой системы высшей представительной власти СССР и создание поста Президента СССР. Эта реформа привела к восстановлению новой системы представительной власти и исполнительной власти:

Представительная властьИсполнительная власть
Съезд народных депутатов СССРПрезидент СССР Верховный Совет СССР

На III Съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в 1990 году, первым и последним Президентом СССР был избран М.Горбачев. В 1988-1989 гг. с принятием целого пакета законов (о прессе, об общественных организациях, о государственной безопасности в стране и т. Д.) был существенно либерализован политический климат в стране, что в свою очередь, резко активизировал политическую жизнь вообще и деятельность различного рода «неформальных» организаций в частности. С 1989 года понятие «рынок», «политический плюрализм», «правовое государство», «гражданское общество», «новое мышление во внешней политике» прочно прописались в политическом лексиконе. Весной 1990 года правительство Н.Рыжкова представило на суд общественности программу перехода к рынку, которая предусматривала повышение цен на ряд товаров. В противовес программе Совмина летом 1990 года был обнародован план «500 дней», разработанный под руководством Г.Явлинского и С.Шаталина. План предусматривал за этот период создать условия для перехода к рыночной экономике. Наконец, осенью 1990 года М.Горбачев предложил Верховному Совету свою, компромиссную Программу перехода к рынку, которая также не работала. Кризис нарастал. Авторитет М.Горбачева в стране стал стремительно падать. 1988-1991 годы ознаменовались также коренными изменениями во внешней политике СССР. В результате трех встреч М.Ю.Горбачева с президентом США Р.Рейганом были достигнуты договоренности об уничтожении ракет средней и малой дальности, в 1988 году начался вывод Советских войск из Афганистана. В конце 1989 года в течение практически одного месяца потеряли власть коммунистические партии в странах Восточной Европы. Благодаря поддержке СССР стало возможным объединение Германии и разрушение Берлинской стены, ставшей символом тоталитарного социализма. Много говорилось об обновлении курса, но все это было на словах, а на деле кризис углублялся. Результатом назревших противоречий между провозглашенным на словах курсом на преобразование и реальностями существующей действительности стали декабрьские события 1986 года в Казахстане. Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и их политическая оценка. 16 декабря 1986 года в Алма-Ате состоялся Пленум ЦК Компартии Казахстана, на котором был снят с должности первый секретарь ЦК Д.А.Кунаев и на его место поставлен Г.В.Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома партии. Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате началась демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошла в историю Казахстана как Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате. К полудню 17 декабря на площади им. Л.Брежнего демонстрантов было около 5 тыс. Демонстрация была подавлена силой, с применением саперных лопат, служебных собак, брандспойтов (18 декабря). Митинги и демонстрация протеста прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде, Талдыкургане, Аркалыке, Кокчетаве, Чимкенте и других городах. После 900 человек отчислено из вузов, уволены с работы 319 участников событий, исключены из рядов КПСС – 52, из ВЛКСМ- 758. Общее количество задержанных составляло 8500 человек, 99 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы. Один — К.Рыскулбеков — по обвинению в убийстве С.Савицкого приговорен к смертной казни, которую позже заменили на 20 лет лишения свободы. 19 декабря 1986 года газеты опубликовали краткое сообщение ТАСС от 18 декабря, с первой официальной оценкой произошедшего: «Вчера вечером и сегодня днем в Алма-Ате группа учащейся молодежи, подстрекаемая националистическими элементами, вышла на улицы, высказывая неодобрение решения состоявшегося на днях пленума ЦК Компартии Казахстана. Сложившейся ситуацией воспользовались хулиганствующие паразитические и другие антиобщественные лица, допустив противоправные действия в отношении представителей правопорядка, а также учинив поджоги продовольственного магазина, личных автомобилей, оскорбительные действия против граждан города…». 25 декабря 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, произошедшее было оценено как «факты проявления национализма», а в июле 1987 года ЦК КПСС принял постановление «О работе Казахской республеканской партийной организации по интенациональному и патриотическому овспитанию трудящихся», в котором декабрьские события были названы «проявлением казахского национализма». Указом Президиума Верховного Совета республики в январе 1990 года была создана комиссия Президиума Верховного Совета Каз ССР оп окончательной оценке обстоятельств, связанных с событием в Алма-Ате 17-18 декабря 1986 года. Параллельно шел процесс пересмотра дел осужденных «декабристов»-32 из них освободили за отсутствием состава преступления. В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было прзнано, что содержащаяся в постановлении ЦК КПСС 1987 года «оценка массовых нарушений общественного порядка в г. Алма-Ате в декабре 1986 года как проявление казахского национализма является ошибочным…» Глубокие причины недовольства молодежи уходили своими корнями в низкий жизненный уровень, социальную несправедливость и издержки командно-административной системы. Непосредственной причиной протеста молодежи послужило откровенное пренебрижение мнением населения и партийных масс республики со стороны центра, направившегося первым секретарем ЦК Комунпартии Казахстана по стереотипу до перестроечных времен малоизвестного в республике партийного работника,недооценка возросшего самосознания народа. Декабрьские события 1986 года имеют важное значение, они стали катализатором демократизации политической жизни. Как Политический кризис в СССР отразился на обстановке Казахстана? Период с декабря 1986 года поиюнь 1989 года- время пребывания на посту первого секретаря ЦК КПСС Г. Колбина, ознаменовался рядом мер откровенно популисткого характера. Они были призваны сгладить тяжелое впечатление, оставшееся у общественности республики после декабрьских событий 1986 года. Была проведена крупная кадровая чистка партийного аппарата, начиная с ЦК, прием в вузы начал осуществляться со строгим учетом процентного соотношения казахов и не казахов. Была принята и широко разрекламирована государственная прграмма по строительству жилья «Жилье-91», которая предусматривала ликвидацию жилищной проблемы в Казахстане к 1991 году. Вставшие в полный рост проблемы межнациональных отношений решалась путем создания при Советах народных депутатов, начиная с Верховного и заканчивая сельскими, отделов по проблемам межнациональных отношений. Этот период наивных надежд и громких обещаний, типичных для этого этапа перестройки, завершился летом 1989 года, когда Пленум ЦК КПСС избрал первым секретарем ЦК КПСС Н.Назарбаева. Одной из первых в повестку дня встала проблема государственного языка. 22 сентября 1989 года Верховным Советом был принят Закон Каз ССР о языках. Согласно закону, государственным языком Казахской ССР бъявлялся казахский язык, русский язык получил статус языка межнационального общения. Перевод делопроизводства на государственный язык должен быть завершен, согласно закону, к 1995 году. В дополнение к Закону в том же 1989 году, была принята Государственная программа возрождения казахского языка, предусматривающая поддержку, в первую очередь материальную, делу возрождения языка. В том же году стали повсеместно создаваться курсы по изучению казахского языка, печать широко пропагандировала необходимость овладения казахским языком «русскоязычной» частью населения республики. Мероприятия эти носили характер очередной компании и к концу 1990 года были почти повсеместно свернуты. Переход к рыночной экономике требовал децентрализации политической системы, но московские власти этому противились. Многочисленные проекты нового союзного договора не устраивали республики. Фактический кризис центральных властей привел к самостаятельным шагам местных лидеров. 24 апреля 1990 года в республике был утвержден пост Президента Казахской ССР. На сессии Верховного Совета им был избран Н.А.Назарбаев. Союзные республики стали готовить реформирование СССР в союз суверенных государств. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял «Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР».

Таким образом, с принятием Декларации о государственном суверенитете в Казахстане фактически завершилась перестройка, понимаемая как процесс реформ, направляемый из центра и на условиях центра.

Источник: http://testent.ru/index/0-84

Реформы в 1985-1991 годах

77. Перестройка и общественно-политическая жизнь Казахстана в 1985-1991 гг.
0 Реформы перестройки

Политические и экономические реформы в Казахстане в 1985-1991 годах

Период с декабря 1986 по июнь 1989 года — время пребывания на посту первого секретаря ЦК КПК Г. Колбина, ознаменовался рядом мер откровенно популистского характера, предпринятых новым руководством Казахстана. Они были призваны сгладить тяжелое впечатление, оставшееся у общественности республики после декабрьских событий 1986 года.

Была проведена крупная кадровая чистка партийного аппарата, начиная с ЦК (в 1987 году потеряли должности 28% работников обкомов, более трети — горкомов и райкомов), прием в вузы стал осуществляться со строгим учетом процентного соотношения казахов и неказахов.

Была принята и широко разрекламирована государственная программа по строительству жилья «Жилье-91», которая предусматривала ликвидацию жилищной проблемы в Казахстане к 1991 году.

Вставшие в полный рост проблемы межнациональных отношений решались путем создания при Советах народных депутатов, начиная с Верховного и заканчивая сельскими, отделов по проблемам межнациональных отношений. Этот период наивных надежд и громких обещаний, типичных для этого этапа перестройки, завершился летом 1989 года, когда пленум ЦК КПК избрал первым секретарем ПК КПК Н. Назарбаева.

Одной из первых в повестку дня встала проблема государственного языка. В процессе обсуждения Закона о языках сформировалось два основных подхода к этой проблеме.

Национальная оппозиция требовала безоговорочного и быстрого придания казахскому языку статуса государственного ,с переводом в максимально сжатый сроки делопроизводства на казахский язык.

Русскоязычная оппозиция, не отрицая необходимости придания казахскому языку статуса государственного, предлагала растянуть этот процесс на максимально долгий срок и создать для изучения казахского языка необходимые условия (создания словарей, пособий, учебников и т.д.).

22 сентября 1989 года был принят Закон «О языках в Казахской ССР». В нем получила отражение некая средняя равнодействующая. Согласно закону, государственным языком Казахской ССР объявлялся казахский язык, русский язык получил статус языка межнационального общения.

Перевод делопроизводства на государственный язык должен быть завершен, согласно закону, к 1995 году.

Закон обязывал органы государственной власти и управления определить перечень должностей в государственном секторе, для занятия которых необходимо владеть государственным языком и языком межнационального общения.

В дополнение к Закону, в том же 1989 году была принята Государственная программа возрождения казахского языка, предусматривающая поддержку, в первую очередь материальную, делу возрождения языка.

В том же году стали повсеместно создаваться курсы по изучению казахского языка, печать широко пропагандировала необходимость овладения казахским языком русскоязычной частью населения республики.

Мероприятия эти носили характер очередной кампании и к концу 1990 года были почти повсеместно свернуты.

Вместе с тем, в ходе осуществления этой кампании были допущены непродуманные шаги, которые болезненно были восприняты неказахской частью населения. Так, значительный общественный резонанс вызвал взрыв перегородки в одной из школ г. Алма-Аты, которая разделяла школу на русскую и казахскую в буквальном смысле этого слова — железной решеткой.

Недовольство, не проявляемое правда в открытой форме, вызывал у определенной части русскоязычного населения факт введения преподавания казахского языка с первого класса средней школы и в вузах. Тем не менее, проблема государственного языка не стала, как в других регионах СССР, основанием для открытого конфликта, в первую очередь благодаря компромиссному варианту, вошедшему в текст закона.

Весной 1990 года состоялись выборы в Верховный Совет Казахской ССР. На 340 депутатских мандатов было выдвинуто 1 403 и зарегистрировано 242 кандидата.

Согласно избирательному закону КазССР, представлявшему собой повторение один к одному Закона о выборах, принятого Верховным Советом СССР, правила первых и «свободных» выборов в Верховный Совет Казахстана эпохи перестройки выглядели следующим образом:

— 1/3 часть депутатов избиралась от общественных организаций, таких как Союз писателей, художников, Совет ветеранов и т.п. (в их число попали и КПСС с комсомолом);— 2/3 депутатов избирались через систему всеобщих выборов.Выборы эти были альтернативными, но довольно часто не являлись таковыми.

Номенклатура баллотировалась, как правило, в сельских районах и оставалась, за редким исключением, в избирательных бюллетенях в гордом одиночестве (например, все 19 секретарей обкомов КПК не имели альтернативы);

— впервые право выдвижения кандидатов в депутаты парламента было предоставлено собраниям избирателей по месту жительства и коллективам вузов.

Социальный, профессиональный и половой состав выбранного парламента оказался, в результате подобной «селекционной работы», следующим: 19,4% — рабочие и колхозники, 3,8 % юристы, 1,8 учителя, 5,3- врачи, 7,4% -женщины. Лишь 3,3% депутатов было до 30 лет. 94,4% являлись членами КПСС.

Тогда же, в апреле 1990 года, Верховный Совет утвердил пост президента и избрал (безальтернативно и единогласно) первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Н. Назарбаева первым Президентом республики.

Несмотря на неоднократные призывы и требования оппозиции провести всенародные выборы президента. Верховный Совет постановил считать нецелесообразным проведение всенародных выборов.

Поводом послужило отсутствие закона о выборах президента.

После принятия такового, на 1 декабря 1991 года были назначены всенародные выборы президента. Депутатами Верховного Совета были предложены две кандидатуры: Н. Назарбаева и О. Сулейменова, последний снял свою кандидатуру.

По стране десятки трудовых коллективов, не сговариваясь, выдвинули единственным кандидатом в президенты Н. Назарбаева. Робкая попытка председателя партии «Желтоксан» X. Кожахметова (ныне X. Кожа-Ахмет) собрать подписи в поддержку своей кандидатуры была властями решительно пресечена.

В результате 1 декабря 1991 года в республике был избран первый Президент Казахстана. Им стал Н. Назарбаев, за которого проали 98,8% избирателей.

Н. Назарбаев. Биографическая справка.
Родился в 1940 году в с. Чемолган Каскеленского района Алма-Атинской области. В 1960 году закончил Днепродзержинское техническое училище и был направлен на работу в Караганду, на металлургический комбинат.

Начинал рабочим, заочно закончил втуз при Карметкомбинате. С 1967 года — инженер на этом же комбинате. В 1969 году началась его партийная карьера, довольно типичная для номенклатуры: зав.

отделом Темиртауского горкома партии, первый секретарь райкома комсомола, второй секретарь горкома партии. В 1973-1977 гг. — секретарь парткома Карметкомбината. В 1977-1979 гг. — второй секретарь Карагандинского обкома КПСС, заочно окончил Высшую партийную школу, при ЦК КПСС.

С 1979 по 1984 гг.- секретарь ЦК КПК, с 1984 года — Председатель Совета Министров Казахской ССР.

В 1990-1991 гг. Верховный Совет принял законы «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР» и «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР», которые положили начало существенным изменениям в системе органов власти и управления республики

Согласно первому закону прекратил свое существование Совет Министров, он был преобразован в Кабинет Министров при Президенте. Полтора десятка министерств и ведомств были упразднены, часть преобразована.

Не стало Госплана, Госагропрома, Госстроя, Госснаба, Комитета народного контроля; созданы новые органы управления — Госкомитет по экономике, Антимонопольный комитет. Комитет по управлению государственным имуществом и т.д.

Введены должности вице-президента и генерального прокурора республики.

Согласно второму закону — представительная и исполнительная власть на местах была сосредоточена в одних руках — председателя Совета; за местными Советами было закреплено местное хозяйство, установлена коммунальная собственность, был определен перечень налогов, поступающих в местный бюджет.
В течение 1990—1991 гг. Казахстан лидировал среди республик СССР в принятии законов экономического блока. Парламентом были приняты законы: о собственности, об основных принципах внешнеэкономической деятельности, о свободных экономических зонах, об иностранных инвестициях.

В 1990 году была принята Программа стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям, которая предусматривала приватизацию государственной собственности, как главное условие перехода к рынку. Приватизацию государственной собственности предполагалось провести в два этапа.

Первый этап -1991-1993 гг., так называемая «малая приватизация» предусматривала передачу в частную собственность государственного жилья через т.н. купонный механизм и объектов соцкульбыта. Второй этап- 1993-1995 гг. — «большая приватизация», т.е.

передача в частную собственность граждан остального государственного имущества.

По вопросу о судьбе СССР, позиция Казахстана в течение (1989— 1990 гг. была практически неизменной.

Казахстан выступал за сохранение СССР в виде «обновленной федерации», в крайнем случае — конфедерации, и не форсировал, в отличие от других республик, принятие государственных актов о независимости.

Тем не менее, процесс дезинтеграции привел к тому, что республика в октябре 1990 года, последняя в СССР, приняла Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР.

В ходе обсуждения этого документа наиболее живо комментировались два основных вопроса: о государственном языке республики и о том, кто является источником и носителем суверенитета Казахстана.Первая проблема кратко раскрыта выше.

По второй — национальная оппозиция выставляла требование зафиксировать в Декларации положение о казахском народе как носителе суверенитета и источнике государственной власти.

Эта позиция депутатами Верховного Сонета была отвергнута и в текст документа вошла формулировка — «граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источников государственной власти в Казахской ССР».

Декларация провозглашала приоритет законов Казахской ССР над законами СССР, в ней были заложены принципы, существенно меняющие систему существующих отношений в цепи Казахстан — Центр.

В частности, в Декларации провозглашалось, что:

  • — отношения между СССР и Казахской ССР строятся на договорной основе;
  • — республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с административно-территориальным устройством, политическим, экономическим, социальным и культурно-национальным строительством;
  • — республика имеет право приостанавливать на своей территории действие законов СССР, нарушающих законы Казахской ССР;
  • — территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчуждаемой в существующих границах и не может быть изменена без ее согласия;
  • — без согласия Верховного Совета Казахской ССР на ее территории не могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы;
  • — Казахстан имеет право иметь собственные внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности;
  • — Казахская ССР самостоятельна в международных отношениях, в своих интересах определяет внешнюю политику.

Специальной статьей оговаривалось, что Декларация является основой для заключения нового Союзного договора и разработки новой Конституции Казахской ССР.
Таким образом, с принятием Декларации о государственном суверенитете в Казахстане фактически завершилась перестройка, понимаемая как процесс реформ, направляемый из Центра и на условиях Центра.

  • Перестройка в СССР — основные этапы
  • Крах советской экономики
  • Реформы 1867-1868 и 1891 гг. на территории Казахстана
  • Стратегия становления ч.1
  • Создание и деятельность независимых общественных организаций в Казахстане

Tags Административные реформыКазахстанперестройкаэкономика

Источник: http://www.elimai.kz/reformy-v-1985-1991-godax.html

77. Перестройка и общественно-политическая жизнь Казахстана в 1985-1991 гг

77. Перестройка и общественно-политическая жизнь Казахстана в 1985-1991 гг.

В марте 1985 годапост генсека ЦК КПСС занял М. С. Горбачев.На апрельском пленуме ЦК партии 1985 годапровозглашен курс на ускорениесоциально-экономического развитиястраны. Много говорилось об обновлениикурса, но все это было на словах, а наделе кризис углублялся.

Результатомназревающих противоречий междупровозглашенным на словах курсом напреобразование и реальностями существующейдействительности стали декабрьскиесобытия 1986 года в К-не. //16 декабря 1986года в Алма-Ате состоялся пленум ЦККомпартии К-на, на котором был снят сдолжности первый секретарь ЦК Д. Кунаеви на его место поставлен Г. В.

Колбин,работавший до этого первым секретаремУльяновского обкома партии. Такимобразом, в духе вековых традиций былрешен вопрос об управлении К-на, но вэтот раз игнорирование национальныхинтересов республики встретило открытоерешительное сопротивление. Его проявлениемстало выступление казахстанской молодежив Алма-Ате.

Утром 17 декабря на площадиу здания ЦК партии собрались сотнилюдей, чтобы выразить свой протестпротив откровенного попирания элементарныхгражданских прав, затем число демонстрантовдостигло нескольких тысяч. Демонстрациябыла подавлена с применением саперныхлопат, служебных собак, брандспойтов.Число задержанных составляло около 8,5тысяч человек.

Начались репрессии противучастников событий, 99 человек былоосуждено, только из ВУЗов было исключено264 человека. Летом 1987 года было принятопостановление ЦК КПСС, где декабрьскиесобытия 1986 года в Алма-Ате были названыпроявлением казахского национализма.Все это еще раз продемонстрировалонеизменный курс диктата центра.

Декабрьские события 1986 года сталикатализатором демократизации политическойжизни. //Одним из первых массовых движенийявилось экологическое движение «Невада– Семипалатинск», созданное в 1989 годуво главе с известным общественнымдеятелем О. Сулейменовым, целью которогобыло закрытие семипалатинского ядерногои других полигонов.

Был организованкомитет по проблемам Балхаша и Арала,его возглавил М. Шаханов. В 1989 году былосоздано историко-просветительскоеобщество «Адилет». Летом 1990 годаоформилось гражданское движение «Азат»,создано межнациональное движениеединство и др.организации.

Вслед задекабрьскими событиями 1986 года в Алма-Атесостоялись выступления за своинациональные интересы против диктатаЦентра и в др. регионах СССР, чтопредопределило его распад и образованиесуверенных независимых государств напостсоветском пространстве.

78. Декабрьские события 1986 г. И их влияние на политизацию масс

В марте 1985 г.генеральный секретарь ЦККПСС избранГорбачев. Курс на ускорениесоциально-экономического развития.Перемены провозглашены только на словах,на деле кризис углубляется. Противоречиемежду провозглашенным на словах курсоми действительностью. Результат декабрьскиесобытия 1986 г. в Казахстане. 16 декабря1986 г.

снят с должности 1-го секретарьКунаев, поставлен Колбин. Игнорированиенациональных интересов встретилосопротивление. Экологическое движениеНевада-Семипалатинск – 1989 г. (Сулейменов),1990 г. — гражданское движение «Азат»,проблемы Балхаша и Арала. Нерешенностьнациональных вопросов.

Неспособностьи нежелание системы менять национальнуюполитику, напряженность в национальныхотношениях. Подавление Казахскойкультуры. Исторические корни событияуходят в колониальную политику царизма:индустриализация, коллективизация,целина.

Неуклонное демографическоеразмывание нации, грабеж ведомстваминациональных богатств, игнорированиеэкономических интересов Казахов.Выступление, национальное по форме, небыло националистическим. Со стороныпартийных органов было воспринято какбунт кучки националистически настроенноймолодежи. Обвинили в «Казахскомнационализме».

Были предприняты силаи репрессивные методы к участникам.Следствие велось поверхностно. Вопиющиенарушения законности со стороныправительства — избиение, без расследованияпомещение в изоляторы.

Уже в конце 1985 -начале 1986гг. в Казахстане и Москве началазвучать критика в адрес руководствареспублики и лично против первогосекретаря ЦК Д. Кунаева, которому в товремя было около 75 лет. Все понималинеобходимость смены правящей верхушки,тем более, что об этом говорили имосковские правители.

Однако ожидалось,что это произойдет демократическимпутем, поэтому дальнейшие событиясправедливо были расценены народом какнарушение властью самой же провозглашенныхпринципов.//15 декабря в Алма-Ату прибылчлен ЦК КПСС Г. Разумовский и первыйсекретарь Ульяновского обкома партииГ. Колбин.

16 де­кабря на Пленуме ЦККомпартии Казахстана было объявлено орекомендовании высшими партийнымиорганами Колбина на пост республиканскогопервого секретаря.

Партийная верхушкаКазах­стана без обсуждения проала«за» и таким образом, в нару­шениевсех партийных норм и устава, главойреспублики был избран человек, не тольконе связанный с Казахстаном и не знавшийместных условий, но даже не стоящий научете нив одной из мест­ных партийныхорганизаций и не имеющий казахстанскойпрописки.

Это было воспринято какоскорбление казахского народа и вызвалостихийный протест.//Утром 17 декабря наплощади перед зданием ЦК стала соби­ратьсямолодежь, требующая объяснить причиныизбрания Г. Кол­бина и протестующаяпротив игнорирования Москвой интересовреспублики.//По улицам Алматы прошломирное шествие, демонстрация сталапринимать массовый характер.

17 и 18декабря против мирных демонстран­товбыли брошены силы милиции и внутреннихвойск.

При разгоне демонстрации войскаиспользовали саперные лопатки, служебныхсобак, людей на морозе обливали водой,избивали задержанных, многих полураздетымивывезли и оставили за городом, несколькосотен человек были без санкций прокурорапомещены в следствен­ные изоляторы.

Власти намеренно разжигали межнациональнуюрознь, вооружив железными прутьями иобрезками кабеля дружи­ны, составленныеиз русскоязычных рабочих промышленныхпред­приятий и натравливая их надемонстрантов-казахов. В ходе траги­ческихсобытий 17-18 декабря несколько человекпогибло, было множество раненых итравмированных.

Весть о разгонедемонст­рации всколыхнула весьКазахстан, во многих городах республикипрошли аналогичные выступления, такжесилой подавленные влас­тями.//Закровавым подавлением народноговыступления последовали жестокиерепрессии. В уголовном порядке былоосуждено 99 чело­век, среди них 18-летнийК. Рыскулбеков, погибший в тюремныхзастенках. Только в столице 264 человекабыли исключены из вузов, 758 человек — изкомсомола и 52 человека — из партии.Комсомольские и партийные взысканияполучили около 1400 человек. Из органоввнутренних дел было уволено 1200 человек,из транспортных и медицинских учреждений- более 300 человек. В начале 1987 г. былопринято постановление ЦК КПСС, в которомпроисшедшее объявлялось проявлением«казахского национализма».

Источник: https://studfile.net/preview/2459695/page:38/

Uchebnik-free
Добавить комментарий