75. Правотворчество: понятие, признаки. Правотворчество: принципы, виды.

Понятие, принципы и виды правотворчества

75. Правотворчество: понятие, признаки. Правотворчество: принципы, виды.

Правотворчество— это деятельность прежде всегогосударственных органов по принятию,изменению и отмене юридических норм.

Субъектамиправотворчествавыступают государственные органы,негосударственные структуры (органыместного самоуправления, профсоюзы ит.п.), наделенные соответствующимиполномочиями, а также граждане припринятии законов на референдумах.

Правотворчествоявляется составной частьюболее широкого процесса — правообразования,под которым понимается естественно-историческийпроцесс формирования права, в ходекоторого происходит анализ и оценкасложившейся правовой действительности,выработка взглядов и концепций о будущемправового регулирования, а такжеразработка и принятие нормативныхпредписаний. Правотворчество выступаеткак завершающий этап правообразования.

Сущностьправотворчествасостоит в возведении государственнойволи в нормы права, т.е. в форму юридическихпредписаний, имеющих общеобязательныйхарактер.

Правотворческаядеятельность осуществляется в рамкахустановленных процессуальных норм(процедур), содержащихся в Конституции,регламентах, уставах и т.п. Правотворчествозаключается в принятии новых норм права,отмене либо совершенствовании старыхпутем внесения изменений и дополнений.

Правотворчествохарактеризуетсятем, что:

  1. оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

  2. основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

  3. это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

  4. уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов — это показатель цивилизованности и демократии общества.

Правотворчествуприсущи следующие принципы:

  1. научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);

  2. профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.);

  3. законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);

  4. демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

  5. гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

  6. оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

Следовательно,принципы правотворчества — этоосновополагающие идеи, руководящиеначала, исходные положения деятельности,связанной с принятием, отменой или сзаменой юридических норм, это ориентирдля органов, творящих право.

Правотворчество—деятельность по формулированию общихправил поведения.

В зависимости отсубъектов правотворчество подразделяетсяна такие виды, как:

1)непосредственноеправотворчество народа в процессепроведения референдума (всенародногоания по наиболее важным вопросамгосударственной и общественной жизни);

2)правотворчествогосударственных органов (например,парламента, правительства);

3)правотворчествоотдельных должностных лиц (например,президента, министра);

4)правотворчествоорганов местного самоуправления;

5)локальноеправотворчество (например, на предприятии,в учреждении и организации);

6)правотворчествообщественных организаций (например,профсоюзов).В зависимости от значимостиправотворчество подразделяется на (см.схему 36):

ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

1)законотворчество— правотворчество высших представительныхорганов — парламентов, в процессекоторого издаются нормативные актывысшей юридической силы — законы,принимаемые в соответствии с усложненнойпроцедурой;

2)делегированное правотворчество — нормотворческаядеятельность органов исполнительнойвласти, прежде всего правительства,осуществляемая по поручению парламентапо принятию для оперативного решенияопределенных проблем нормативных актов,входящих в компетенцию представительногооргана;

3)подзаконноеправотворчество — здесь нормы правапринимаются и вводятся в действиеструктурами, не относящимися к высшимпредставительным органам — Президентом,Правительством, министерствами,ведомствами, местными органамигосударственного управления, губернаторами,главами администраций, руководителямипредприятий, учреждений, организаций.Далеко не все юридические нормы необходимопринимать на уровне законотворчества.Есть целый спектр ситуаций, когдаюридические нормы целесообразнеепринимать на уровне подзаконных актов,нормативных договоров и в иных формах.

Кроме всего прочегоподзаконное правотворчество характеризуетсябольшей оперативностью, гибкостью,меньшей формальностью, большейкомпетентностью осуществляющих егоконкретных субъектов. Вместе с темподзаконное правотворчество связанос «непрозрачностью» процесса принятиянормативных актов, с их громоздкостью.

Своеобразиеправотворчества субъектов РоссийскойФедерации. Конституция РФ в соответствиис ч. 4 ст.

76 представляет субъектамФедерации право вне пределов веденияРФ, совместного ведения Федерации и еесубъектов осуществлять собственноеправовое регулирование, включая принятиезаконов и иных нормативных актов.

Такоерегулирование может быть осуществленов сфере принятия и изменения конституцийреспублик (уставов краев и областей),территориального устройства субъектовФедерации, государственной (на уровнесубъектов РФ) и муниципальной службы,бюджета, налогов и сборов субъектов РФ.

Особенностиправотворчества субъектов РФзаключаются в следующем:

1)расширилисьполномочия в сфере правотворчества —регионы впервые получили право приниматьзаконы как акты высшей юридическойсилы.

Это связано с общей тенденциейдецентрализации российскойгосударственности, с укреплением в нейподлинно федеративных начал.

За последниегоды субъектами РФ принято уже несколькосотен законов (например, в Саратовскойобласти — законы о государственной имуниципальной службе, о референдумеСаратовской области и т.п.);

2)все большее местов правотворчестве регионов начинаютзанимать соглашения и договоры междусубъектами Федерации или даже отдельнымиадминистрациями, которые регулируютвопросы, возникающие в социально-экономическойи культурной сферах;

3)правотворчествосубъектов РФ отличает довольнозначительная самобытность, отражающаяспецифику и статус того или иного региона(например, в республиках в большей мерепринимаются кодифицированные акты —кодексы, на Северном Кавказе особуюроль играют национальные и религиозныеобычаи). Перед субъектами РФ стоят

цели — учитыватьв правовом регулировании местные,региональные природные и национальныеособенности, осуществлять поископтимальных путей развития и конкретизацииположений общефедерального законодательства;

4)правотворчествосубъектов РФ должно осуществляться всоответствии с Конституцией РФ,федеральными конституционными законамии федеральными законами. Между тем напрактике в современных условиях болеетрети нормативных актов субъектовФедерации противоречат общефедеральнымактам;

5)в рамках субъектовРФ принимают нормативные акты и многочисленные негосударственные структуры— прежде всего органы местногосамоуправления и т.д.

Таким образом,правотворчество — весьма разнообразнаядеятельность, каждый вид которой имеетсвою природу, свое социальное назначение.

Понятие и стадиизаконотворчества в России

Законотворческийпроцесс— главная составная часть правотворческогопроцесса, его сердцевина. Именно принятиезаконов прежде всего характеризуетданный процесс в целом. Кроме законовпродукцией правотворчества выступаютподзаконные нормативные акты, правовыеобычаи, нормативные договоры, юридическиепрецеденты.

стадии:

1)законодательнаяинициатива— закрепленное в Конституции РФ правоопределенных субъектов внести предложениеоб издании закона и соответствующийзаконопроект в законодательный орган.

Право законодательной инициативыпорождает у законодательного органаобязанность рассмотреть предложениеи законопроект, но принять или отклонитьего—право законодателя. Правозаконодательной инициативы (согласноч. 1 ст.

104 Конституции РФ) принадлежитПрезиденту РФ, Совету Федерации, членамСовета Федерации, депутатам ГосударственнойДумы, Правительству РФ, законодательным(представительным) органам субъектовРФ, Конституционному Суду РФ, ВерховномуСуду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФпо вопросам их ведения;

2)обсуждениезаконопроекта— важная стадия, которая начинается вГосударственной Думе с заслушиваниядоклада представителя субъекта, внесшегозаконопроект. Данная стадия необходимадля того, чтобы довести документ довысокого уровня качества: устранитьпротиворечия, пробелы, неточности ипрочие дефекты. Наиболее существенныезаконопроекты выносятся на всенародноеобсуждение;

3)принятиезакона,что достигается с помощью двух механизмования (простым большинством иквалифицированным). Принятие закона —главная стадия, которая, в свою очередь,распадается на три подстадии: а)принятиезакона Государственной Думой(федеральные законы принимаются простымбольшинством от общего числадепутатов Государственной Думы, т.е.

50% + 1 голос; федеральные же конституционныезаконы считаются принятыми, если за нихпроало не менее 2/3 отобщего числа депутатов ГосударственнойДумы); б)одобрениезакона Советом Федерации(в соответствии с ч. 4 ст.

105 КонституцииРФ «федеральный закон считаетсяодобренным Советом Федерации, если занего проало более половины отобщего числа членов этой палаты либоесли в течение четырнадцати дней он небыл рассмотрен Советом Федерации»;согласно ч. 2 ст.

108 Конституции РФ,«федеральный конституционный законсчитается принятым, если он одобренбольшинством не менее трех четвертей от общего числа членов СоветаФедерации»); в)подписаниезакона Президентом РФ(согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 КонституцииРФ, Президент в течение четырнадцатидней подписывает одобренный закон иобнародует его);

4)опубликованиезакона(как правило, федеральные конституционныезаконы и федеральные законы подлежатофициальному опубликованию в течениесеми дней после их подписания ПрезидентомРФ; неопубликованные законы не применяются)

Источник: https://studfile.net/preview/6008829/page:14/

Правотворчество: понятие, признаки, принципы, виды

75. Правотворчество: понятие, признаки. Правотворчество: принципы, виды.

Одним из важных направлений государственно-властной деятельности является правотворчество, являющееся ведущим звеном механизма правового регулирования общественных отношений.

Правотворчество понимается в двух смыслах:

1) в узком, когда правотворчество является непосредственным процессом создания правовых норм уполномоченными соответствующими органами;

2) в широком, когда в процесс правотворчества включается все от правотворческого замысла до практической реализации юридической нормы – подготовка, принятие, опубликование и т. д.

Структура правотворческого процесса состоит из двух частей.

1. Объединяет организационные аспекты, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т. д.).

2. Основывается на правовых началах, отправной точкой которых является решение о подготовке проекта нормативного акта.

В процессе правотворчества есть две основные стадии:

1) связана с предварительным формированием государственной воли при составлении проекта нормативного акта, носит подготовительный характер и не порождает правовых последствий;

2) предполагает официальное утверждение государственной воли в нормах права за счет превращения проекта нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер.

Внутри названных стадий осуществляются различные процедурные операции разными уполномоченными государственными органами, которые в своей совокупности образуют субъектный состав правотворческого механизма конкретного государства.

В основе правотворческого процесса лежит ряд принципов :

1) демократизм и гласность правотворчества связаны с процедурой разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом за счет привлечения граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации, референдума как высшей формы проявления демократизма правотворчества;

2) профессионализм связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений, опосредован привлечением компетентных специалистов, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов;

3) законность выражается в требовании, что вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна реализовываться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ, в контексте правил юридической техники, юридической иерархии правовых актов, начал демократизма и гуманизма;

4) научный характер выражается в объективной обусловленности правового акта социально-экономическими, политическими, социальными условиями конкретного государства, в целесообразности регламентирования данной группы общественных отношений подобным образом и т. п., это дает возможность достичь эффективности и обоснованности правовых предписаний;

5) связь с правоприменительной практикой позволяет законодателю судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу с учетом выявленных практикой правотворческих ошибок.

Правотворчество — богатая по содержанию, сверхсложная деятельность по выработке общих правил поведения. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

— непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума;

— правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

— правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента);

— правотворчество органов местного самоуправления;

— локальное правотворчество (например, на предприятии);

— правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

— законотворчество — правотворчество высших представительных органов (парламентов), в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

— делегированное правотворчество — нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента;

— подзаконное правотворчество — здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций[4].

Основная причина существования делегированного правотворчества заключается в сложности вопросов, которые должны решать органы государства.

Парламент не всегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов, а кроме того, не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом.

Есть ситуации, когда решение целесообразнее передать на более низкий уровень, как того требуют нормы, регулирующие компетенцию и прерогативы правотворческих органов.

Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть ряд ситуаций, когда достаточно уровня подзаконных актов, нормативных договоров и т. д.

Кроме того, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществления его конкретных субъектов.

Вместе с тем подзаконное правотворчество связанное « непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

В процессе правотворчества реализуются следующие функции:

— обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных правовых актов;

— устранение (отмена) устаревших юридических норм;

— восполнение пробелов в праве.

Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законодательства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_68111_pravotvorchestvo-ponyatie-priznaki-printsipi-vidi.html

Правотворчество: понятие, признаки, виды и принципы

75. Правотворчество: понятие, признаки. Правотворчество: принципы, виды.
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 15Следующая ⇒

Давая общую хар-ку формально-юридических источников права, мы отмечали, что они возникают в результате целенаправленной деят-ти гос-ва, которое в лице компетентных органов осуществляет раз­работку и принятие док-ов, содержащих в себе общезначимые прави­ла поведения (нормы права), наделяет эти док- ты юр. силой и обеспечивает их доведение до сведения заинтересов. лиц.

Правотворчествоэто целенаправленная деят-ть по разработке, принятию, опубликованию формально-юридических источников права (право­вых актов), осуществляемая от имени гос-ва компетентными право­творческими орг-ми и обеспечиваемая системой гос-ых гарантий и санкций.

Сущностью правотворчества является процесс (процедура) возведения объективно формирующихся норм и принципов естественного права в форму закона и т.о. закрепление в нем общей или согласованной воли или общего интереса, в котором учтены, согласованы самые разнообразные специфические частные интересы разных групп населения.

На этом основании выделяют несколько функций правотворчества. и основная из них — выработка новых правовых норм. Не менее важными функциями правотворчества, хотя и производными от первой из отмеченных, явл-ся .

функции, связанные с: а) изменением действующего законодательства; б) отменой устаревших норм права; в) систематизацией законодательства (нормативного хозяйства).

Признаки

1) является преимущественно деятельностью государства;

2) имеет организационную направленность;

3) отображается в нормативных правовых актах («продукте правотворчества»);

4) строго регламентируется правовыми нормами.

Виды правотворчества

Субъекты правотворчества строго определены действующим законодательством, в том числе К.

В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять следующие виды этой деят-ти: законотворчество, подзаконное правотворчество народа, непосредственное правотворчество (референдум), правотворчество органов м.с. (делегированное законотворчество), локальное правотворчество, , договорное правотворчество, чрезвычайное правотворчество.

Законотворчество -один из распространенных видов пра­вотворчества.

Законотворчеством занимаются представитель­ные (законодательные) органы государства, избираемые населе­нием и обладающие правом от имени народа принимать акты высшей юридической силы — законы, которые составляют исходную базу правовой системы; все другие виды правотворчест­ва не могут противоречить им и должны осуществляться на ос­нове и во исполнение законов.

Подзаконное правотворчество реализуется главным образом органами исполнительной власти. Оно предназначено для дета­лизации законов, их конкретизации, решения вопросов, тре­бующих оперативного реагирования. Каждый орган власти при­нимает только те акты, которые установлены для него соответст­вующим нормативным правовым актом, и в пределах своей компетенции.

Непосредственное правотворчество народа (референдум)яв­ляется высшей формой правотворчества, так как акты в порядке референдума принимаются по ключевым вопросам жизни обще­ства. На референдуме народ выступает самостоятельным субъек­том правотворчества.

Итак, референдум – ание граждан по поводу законов, проектов международных договоров, закона или иного НА, вопроса гос-го (регионального, местного) значения. Делая вывод, можно сказать, что референдум играет значительную роль в политической жизни общ-ва.

Он позволяет каждому из нас, в той или иной степени, решать судьбу своего гос-ва, оказывать влияние на государственную власть и высказывать свое мнение.

Делегированное законотворчество — правотворчество органов м.с. , так как эти органы не входят в гос-ую систему, но вправе при­нимать НА по вопросам местного значения. Это право делегировано им гос-ом. Государство своим законодательством надели­ло представительные органы м.с. и долж­н.

лиц муниципальных образований правом принимать НПА по вопросам местного значения, таким как благоустройство территории, охрана общественного порядка, управление муниципальными учреждениями здраво­охранения или образования и др.

Эти акты обязательны для ис­полнения всеми субъектами, находящимися на территории му­ниципального образования, но могут быть обжалованы в суд.

Договорное правотворчество образуют договоры нормативного содержания, например конституционные, внутрифедеральные, управленческие. Они заключаются между различными госу­дарственными органами на добровольной основе и служат базой для принятия других правовых актов и совершения юридических действий.

Чрезвычайное правотворчество представляет собой принятие законов и других НПА для регулирова­ния общ-ых отношений, связанных с экстремальными, кризисными ситуациями в стране или регионе, т.е. в условиях режима чрезвычайного положения.

Локальное правотворчество есть реализация полномочий по изданию НПА отдельными учреждения­ми, орг-ми коммерческого и иного хар-ра. Этими ак­тами регулир-ся конкр. производственные и др. управленческие задачи.

Локальные акты издаются руковод-ми орг-й и имеют ограниченное действие: они обязательны только для дан­ной орг-ии, ее структурных подразделений и работников. Обычно акты локального хар-ра издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений. Для юр.

действия уставов и положений необходима их регистрация в соответствующем государственном органе

Принципы

Принципы правотворчества — основополагающие идеи, начала, которые положены в основу правотворческой деят-ти, пронизывают все ее содержание и обеспечивают эффективность правового регулирования. К ним относятся:

— демократизм — выявление и выражение в нормах права воли и интересов народа, принятие законов высшими представительными органами;

— научный характер — обоснованность НПА данными науки, прогноз эффективности и последствий действия принятых актов;

— законность — строгое соблюдение процедуры принятия нормативных актов в соответствии с властными полномочиями правотворческих органов;

— верховенство и прямое действие закона, иерархическая связь между законами и подзаконными нормативными актами;

— профессионализм — юридическая и общая грамотность при подготовке и принятии НПА;

— реальная применимость (исполнимость) — наличие в самом нормативном акте юридических механизмов его реализации, учет финансовых кадровых, организационных условий, наличие которых позволит акту реально действовать.

Законодательный процесс: понятие, назначение, субъекты, стадии.

Законодательный процесс – регламентированный К РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов.

Законотворчество является одной из форм правотворческой деят-ти государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.

Назначением законодательного процесса является разрешение политических, экологических, социальных, экономических проблем.

В действительности законотворчество — это не столько способ обеспечивать классовые цели и создавать порядки, выгодные господствующему классу, сколько «способ упорядочивать, стабилизировать существование самого общества, формировать социально необходимые отношения между людьми и их коллективными образованиями».

В Российской Федерации законодательный процесс включает в себя шесть основных стадий.

1.

Законодательная инициатива — право компетентных органов, общественных организаций, партий или отдельных лиц на внесение предложений об издании, изменении или отмене закона или иного нормативного правового акта для их рассмотрения законодательным органом. Законодательная инициатива материализуется в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к рассмотрению.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ правом официальной законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу РФ.

2. Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. Будущий закон проходит несколько чтений в представительном (законодательном) органе, именно на этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения из законопроекта. Закон, как правило, принимается в трех чтениях.

В первом чтении заслушивается доклад инициатора законопроекта, рассматривается его концепция, вносятся необходимые поправки и дополнения. Далее законопроект направляется на доработку в комитеты представительного (законодательного) органа.

Во втором чтении обсуждается доработанный законопроект; если он отклонен, прекращается работа над ним, если одобрен — депутатами обсуждаются заранее внесенные поправки. Если законопроект принят во втором чтении, он передается в головной комитет для редакционной доработки.

Затем, в третьем чтении, законопроект обсуждается в депутатском комитете представительного (законодательного) органа со всеми поправками, но не исключено, что он может быть отклонен, если не набрал необходимое количество .

3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются ГД большинством от общего числа ее депутатов и в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).

4. Одобрение закона. Закон считается одобренным Сов. Фед., если за него проало более половины от общего числа этой палаты либо в течение 14 дней он не был рассмотрен Сов.Фед. (принцип «одобрения молчанием»).

В случае отклонения федерального закона палаты могут создавать согла­сительную комиссию для преодоления разногласий, после чего закон повтор­но рассматривается Государственной Думой.

5. Промульгация (подписание) закона. Принятый федеральный закон в те­чение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародова­ния в 14 срок (ст. 107 К РФ). Если Президент в течение указанного срока отклонит закон (Президентское вето), то палаты Фед.

Собр. вновь рассматривают его. Если при повторном рас­смотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями от общего числа членов Совета Федерации и депутатов ГД, то он подлежит подписанию Президен­том в течение семи дней и обнародованию.

6. Обнародование закона осуществляется путем официального опублико­вания в течение 7 дней после его подписания Президентом РФ в «Россий­ской газете» или «Собрании законодательства РФ».

За­коны вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после их официального опубликования, если в тексте самого за­кона не установлен иной порядок вступления его в силу.

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x80d9.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий