74. Развитие науки и культуры в Казахстане во второй половине ХХ века.

Развитие культуры, науки и искусства в 40-60-е годы XX века

74. Развитие науки и культуры в Казахстане во второй половине ХХ века.

Развитие культуры, науки и искусства в 40-60-е годы XX века

В послевоенные годы материальная база культуры была очень слабой, а сама культурная жизнь по-прежнему находилась под идеологическим прессом, в основе которого лежала догма о связи культуры с политикой, как гарантии непобедимости социализма. Культурное строительство исключало любые провления научного свободомыслия.

В 50-е годы положение в области культуры начало понемногу улучшаться. В июне 1946 года в научной и культурной жизни республики произошло знаменательное событие на базе Казахского филиала ЛИ СССР была создана Академия наук Казахской ССР. Первым президентом Академии был избран основатель казахской советской науки Каныш Имантаевич Сатпаев.

Группа ученых под руководством К.Сатпаева открыла законы распространения минерального сырья в природе и составила металлогеническую и прогнозную карту. За 1946-1949гг научно-исследовательскими учреждениями АН Казахской ССР было передано для внедрения в производство свыше 900 исследований и предложений.

Для более эффективной отдачи научных изысканий стали практиковаться выездные сессии АН Казахской ССР

В 50-е годы была значительно расширена сфера исследований в общественных науках. Начали издаваться собрания сочинений Ш.Уалиханова, Ы.Алтынсарина. В КазГУ был открыт факультет философии.

В 1958 году был создан Институт философии и нрава АН КазССР, в 1961 году — Институт языкознания, литературы и искусства.

Главной причиной нарастающего кризиса общественных наук во второй половине 50-х годов было господство коммунистической идеологии. Особенно в сложных условиях оказались общественные науки.

Малейшие оттенки инакомыслия, плюрализм мнений квалифицировались как попытки «очернения социализма». Общественная мысль была полностью мобилизована на реализацию политических целей командной администрации.

Так заведующий отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Казахстана обвинил известного культуролога того

времени Ильяса Омарова в «потакании» взглядам Е.Бекмаханова. Были изъяты из обращения и сожжены тиражи первого тома «Истории Казахской ССР», министерство просвещения пересматривало школьные программы, были запрещены многие произведения казахского героического эпоса.

Учёные-обществоведы с разных позиций «доказывали», что капитализм «загнивает» и в ближайшем будущем «полностью исчезнет». Огромный вред казахстанской науке нанесла кампания за торжество учения Мичурина-Лысенко.

Полуграмотный специалист Лысенко обещал обеспечить изобилие сельхозпродуктов и требовавший классового подхода к развитию естественных наук, он изгнал из пауки настоящих биологов-генетиков, добился ареста знаменитого учёного А.Вавилова, который умер в тюрьме.

«Лысенковщина» задержала развитие генетики и биологии на многие десятки лет. Одновременно развернулась кампанию против «космополитов», куда был посмертно зачислен В.Бартольд, их обвиняли в «низкопоклонстве перед веем иностранным».

Политические преследования известных деятелей культуры сильно тормозили развитие литературы и искусства, но не смогли полностью остановить его. Национальное искусство было на подъёме.

В 1947 году Мухтар Ауэзов закончил две книги «Абай». За это произведение писателю была присуждена Государственная премия СССР. В 1955 году вышло в свет продолжение этого фундаментального произведения — эпопея «Путь Абая». В 50-х годах достижением национальной прозы стал роман Г.Мусрепова «Пробуждённый край».

Известный писатель Сабит Муканов в романе «Сырдарья» описал жизнь, труд и мечты своих современников. Внимание литературной общественности в Дни казахской советской литературы в Москве в 1949 году привлекли повести «Шыганак» и «Миллионер» писателя Габидена Мустафина.

Книга очерков Ивана Шухова «Целинники» стала известна широкой читательской аудитории.

В послевоенные десятилетия развивалось казахское искусство. В 1952 году в Казахском театре драмы В.Голубович поставил драму М.Ауэзова «Абай». Постановка была представлена к Государственной премии СССР. В 50-е годы казахстанское искусство обогатилось созданием уйгурской драматургии, над которой плодотворно трудился К.Хасанов.

Знаменательным событием в мире культуры республики в 1946 году стала постановка оперы «Биржан-Сара», в 1949 году группа постановщиков, исполнителей и композитор Мукан Тулебаев были удостоены Государственной премии СССР за постановку этой оперы.

Композитор Евгений Брусиловский написал оперу «Дударай», а совместно с Муканом Тулебаевым — оперу «Амангельды». В этот период расцвёл талант Бибигуль Тулегеновой, Ермека Серкебаева, балетмейстера Булата Аюханова, широкой популярностью пользовались кинокартины Шакена Айманова.

Большую популярность у молодёжи приобрели музыкальные ансамбли: «Досмукасан», «Ариран», «Айгуль».

В 50-е годы лауреатом IV Всемирного фестиваля молодёжи и студентов стал Государственный ансамбль песни и танца.

Сформировалась группа скульпторов. Были созданы и установлены на площадях городов скульптуры Абая, Джамбула и других писателей, общественных деятелей.

Попытка десталинизации, предпринятая XX съездом КПСС, позже получила название «оттепели». Борьба с продолжением культа личности выразилась в реабилитации части невинно осуждённых. В феврале 1957 года получили реабилитацию народы, депортированные в 1944-1945гг: балкарцы, чеченцы, ингуши и калмыки.

Возможности вернуться домой не получили крымские татары, немцы, корейцы, так как их дома были уже заселены. Выборочно были реабилитированы представители интеллигенции. В новых «основах уголовного права» было отменено понятие «враг народа».

Но и в годы «оттепели» творить и писать разрешалось только в рамках «социалистического реализма».

Источник: http://testent.ru/load/ucheniku/istorija/razvitie_kultury_nauki_i_iskusstva_v_40_60_e_gody_xx_veka/21-1-0-710

Культура и наука Казахстана в XX веке

74. Развитие науки и культуры в Казахстане во второй половине ХХ века.

Культура Казахстана в начале 20 в. отражает сложнейшую атмосферу переходного общества, в основе которой лежат разнообразная культурная деятельность и борьба различных социальных сил.

Думается, что формальное прохождение большинства населения через «ликбезы» не являлось решающим шагом. Более того, разговоры о поголовной безграмотности в степи безосновательны. А.Букейханов в начале XX в.

отмечал: «В еще недавно поголовно безграмотной степи, ныне встречаются ученые типа Науана, окончившие высшие мусульманские школы в Самарканде, Бухаре, Константинополе, Казани, и других мусульманских центрах.

Трудно сказать, какой пррцент казахов грамотен, так как обучение ведется тайно, и сведения не подаются в статистическую литературу». Вместе с тем, в Казахстане, в связи с реформой народного образования была создана широкая сеть советских учебных заведений.

Составной частью культурной революции большевиков были алфавитные реформы.

За годы культурной революции по велению центра казахам трижды приходилось менять письменность: в начале — с арабского на латинский, затем — с латинского на кириллицу (1930, 1937 гг.

) Не хватало ни учителей, ни учебных пособий, не говоря уже о том, что в своей основной массе преподавательский корпус подвергался различным гонениям.

В 1935 г была создана сеть начальных школ. В 50-е г. было осуществлено всеобщее семилетнее образование, в 60-х гг. восьмилетнее, а в 70- х гг. среднее. Культурная революция была придумана не для того, чтобы поднять грамотность народа, а скорее, для того, чтобы вырастить «нового человека»; т.е. «манкурта». В принципе, в 1935 г.

сеть начальных школ была создана, уровень охвата детей достиг 90 %, но об отсутствии полного образования говорит тот факт, что в 1936 г. по всей республике среднюю школу окончили всего 11 казахских детей. Только в 50-х годах XX века было осуществлено всеобщее семилетнее обучение, в 60-х г. XX века т восьмилетнее, а в 70-х г.

XX века- среднее. Наряду с этим наблюдается постепенное снижение качества знаний, формализация учебного процесса, идеологизированность и деэтнизация в школах Казахстана. Фактически тр положительное, что было в образовательном уровне начала XX в., сохранилось до 50-60-х г. XX века.

Сеть высших и среднеспециальных учебных заведений создавалась в республике в послевоенные годы. В 50-е г. были открыты 13 институтов, в 60-70 гг. — 27 высших и свыше 100 среднеспециальных. Несмотря на идеологизированность системы образования, качество подготовки в ВУЗах до недавних времен было высоким.

Вместе с тем, на уровне знаний отражается незнание новейших достижений науки и техники.

Крупнейшим событием после войны стало открытие Академии наук Казахстана (1946 г.) Первым президентом был избран выдающийся ученый К.И.Сатпаев, К 90-х гг. XX века в составе АН находились 32 научных учреждения, около 250 докторов и 2000 кандидатов наук. В эти же годы АН столкнулась с необходимостью реформ, координации тем, освоения новых направлений, избавления от неэффективности.

Искусство и литература Казахстана имеют богатое наследие тысячелетней культуры кочевников Центральной Азии. Литература 20-30-х г. XX века богата яркими творцами (Ж. Аймауытов, М.Жумабаев, С Торайгыров, А.Байтурсунов, Ш.Кудайбердиев, а позднее — Б.Майлин, И Жансугуров, С.Сейфулин и т.д.)

Крупным явлением в казахской литературе 30-40-х гг. XX века стали пьесы, повести и роман-эпопея М.Ауэзова В послевоенный период художественная литература обогатилась творчеством нескольких поколений писателей. Успехом пользовались книги О.Сулейменова, И.Есенберлина, А.Кекильбаева, М.Шаханова, О.Бокеева и др.

Во второй половине 20-х г. XX века зарождается профессиональное искусство и казахская национальная живопись. Первый театр открылся в 1926 г. в г. Кзыл-Орде. Театральная труппа состояла из известных актеров- самородков. В эти же годы А.

Кашаубаев с большим успехом выступил в концертных залах Москвы и ряда европейских городов. Накануне войны появилось еще несколько театров — Театр оперы и балета, Театр кукол, Русский театр драмы. Творческая интеллигенция республики работала под жестким идеологическим контролем партийных органов.

Несмотря на успехи в развитии культуры, проблемы духовного возрождения оставались и тени.

Преподносимая как национальная, казахская литература на самом доне была далека от своих корней. Культура XX в. Пыла не только пролеткультовской, но вместе с тем й атеистической.

На протяжении тысячи лет на территории Казахстана культурно- воспитательная роль ислама была огромной. Под его непосредственным воздействием формировалась, и традиционная культура казахов начала XX гг. Казахская интеллигенция этого периода была носителем идеи джадидизма-реформаторского движения мусульман России.

В его основе нажала идея преобразования школы на принципах сознательного, осмысленного отношения к обучению, что позволило бы просветить народ, вывести его из тьмы невежества к свету знаний, чтобы построить новое, просвещенное общество и сравняться с европейскими народами. Основоположниками реформаторского движения был И.

Гаспринский — крымский татар Его в числе своих трех учителей (Кунанбай, Абай) называет Ш. Кудайбердиев.

Другим важнейшим элементом духовно-религиозной культуры был суфизм, который, не отрицая обрядовую сторону ислама, исходил в первую очередь из идеи духовного слияния с Богом посредством внутреннего преобразования личности (путь тариката). О влиянии суфизма свидетельствуют суфийская направленность казахской литературы второй половины XIX в.

Таким образом, для религиозной жизни казахского общества начала XX века были присущи эти две особенности. В Казахстане было много людей, владевших наряду с тюркским, арабским и языком фарси.

Морально-этические нормы духовной жизни, формировавшиеся на основе ислама, наряду с языком и самобытной культурой делали казахский этнос неповторимым и единственным, открывали ему путь в общечеловеческую сокровищницу цивилизации.

На территории Казахстана в начале XX в. проживали многочисленные приверженцы и других конфессий — христианства, иудаизиа и буддизма.

Вслед за таким привлекательным для мусульман актом, как Обращение Совета Народных комиссаров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября 1917 г. начался новый этап в жизни мусульман, ознаменовавшейся уничтожением мечетей, книг, гонением служителей и т.д. Одним из распространенных обвинении в советское время было обвинение в панисламизме. В 20-х г.

таковым считали любого человека, высказывавшего сомнения по поводу перехода к другому алфавиту, в 30-50-е г. — хранящего у себя книги на арабице, в 70- 80-ё г. — простого посетителя мечети.

Антирелигиозную борьбу Коммунистическая партия проводила через деятельность «Союза воинствующих безбожников» (существует в Казахстане с 1925 года, а затем — различные атеистические течения).

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

Источник: https://www.elim.kz/article/404/

Культура Казахстана во второй половине хх века

74. Развитие науки и культуры в Казахстане во второй половине ХХ века.

Однойиз одной наиболее тяжелых проблемявлялись вопросы дальнейшего развитияказахского языка и других языков вКаз-не. Положение казахского языка вреспублике было критическим. Язык былвытеснен из делопроизводства, особеннов городах, сократилось число школ сказахским языком обучения.

с развитиемязыка, расширением его общественныхфункций связывали расцвет национальнойкультуры и будущее самой нации. 22 сентября1989 года на внеочередной четырнадцатойсессии Верховного Совета Казахской ССРбыл принят «Закон Казахской СоветскойСоциалистической республики о языкахв Казахской ССР».

В статье первой этогодокумента государственным языком былобъявлен казахский, а в статье второйрусский язык был объявлен языкоммежнационального общения. Каз-н сталприобщаться к культуре восточныхнародов: турецкой, арабской, китайской.

В Алматы, в Каргандинской и Акмолинскойобластях открылись школы с преподаваниемна татарском и немецком языках.

В1988 году постановлением ЦК КомпартииКаз-на были реабилитированы репрессированныеи осужденные в 20-40 годах и начале 50-хгодов, было реабилитировано творческоенаследие Шакрима Кудайбердиева, АхметаБайтурсынова, Магжана Жумубаева,Миржакипа Дулатова. Был отменен рядпостановлений ЦК Компартии Каз-на повопросам идеологии и науки, как отражениенекомпетентного вмешательства в развитиенауки.

Искусствои литература 90-х годов переживали полосусвоего освобождения от идеологическихзапретов. Трудной судьбе казахскойинтеллигенции и крестьянства посвятилисвои произведения такие писатели, какКекильбаев, Жунусов, Сматаев, Елубаеви др.

К1991 году в Каз-не функционировало 48профессиональных театров, 26 концертныхорганизаций, свыше 9 тысяч клубов, около10 тысяч библиотек, 145 музеев.

В Алматыработали творческие коллективыГосударственного академического театраоперы и балета имени Абая, Казахскийгосударственный театр драмы имени М.Ауэзова, 2 театра юного зрителя и дртеатры.

Традиционным стало проведениефестивалей и дней национальных культур,самобытных праздников – «Наурыз» и др.

Большуюроль в проявлении талантов стал игратьмеждународный конкурс «Азия Дауысы».

Ссередины 70-х годов кинематографистыКаз-на столкнулись с творческим кризисом.Были созданы такие фильмы, как «Щитгорода», «Погоня в степи», «Кровь и пот»и др. Основной причиной неудачи былоотсутствие оригинального замысла ирежиссуры.

Вконце 80-х годов в национальное кинопришло новое поколение кинематографистов,у которых имелись свои художественныеи идейные принципы. Фильмы: «Конечнаяостановка» (реж. С.Апримов), «Волчоноксреди людей» (реж. Т.Теменев), «СултанБейбарс» (реж. Ф. Мансуров).

Конец80-х гг. ознаменовался распадом Сов.гос-ва. Еще 17.03.1991 г. состоялся всенародныйреферендум, единственным вопросомкоторого был вопрос о существованииСССР. (Почти 100% проали за сохр-иеСССР.). 1-й съезд народных депутатовобсуждал вопросы заключения новогосоюзного договора.

В Каз-не движение заобновление общ-ва возглавил Н. Назарбаев.С 88 г. в респ-ке идет критика Ком. ПартииКаз-на. С осени 90 г. начинают появлятьсяразл. движения полит., экологич. исоциального хар-ра: экологич.

движение«Зеленый фронт», «Борьба за спасениеАрала», «Невала-Семипалатинск»,политические движения: «Азат», «Алаш»,«Национальный конгресс», «Желтоксан»,культ-ые центры: татарский, корейский,немецкий, и др. К концу 91 г. насчитывалосьв Каз-не свыше 120 движений и центров.

Важным событием стало принятие 22 сент.1989 г. «Закона о языках», где гос-ным былобъявлен казахский язык, а русский –языком межнац-го общения.

24апреля 1990 г. Верховный Совет КССР учредилпост президента КССР, на сессии им былизбран Н, Назарбаев. Союзные респ-кистали готовить реформирование СССР всоюз суверенных гос-в. 25 октября 1990 г.Верх. Совет Каз-на принял «Декларациюо гос-ном суверенитете Каз-ой ССР».

Вней отмечалось, что КССР – суверенноегос-во, к-рое добровольно объединяетсяс др.

республиками в союз суверенныхгос-в и заставляет за собой правосвободного выхода из Союза; КССР принимаетмеры по охране и укреплении национ-ойгосударственности; уделяет вним-иекультуре, языку, традициям народа;террит-ия КССР – неделимая инеприкосновенная; граждане респ-ки всехнациональностей составляют народКаз-на; КССР имеет свое гражданство игражданство СССР; гос. власть делитсяна 3 ветви: законодат-ая, исполнит-ая,судебная; в искл-ой собств-ти находитсяземля с ее недрами, воды и т.д., обеспечиваетсямногообразие форм собств-ти; образ-иегос. национ. банка; запрещ-ся ядерныеиспытания; КССР имеет свой флаг, гимн,герб.

Вдекабре 90 г. 4 респ-ки: Россия, Белоруссия,Украина, Каз-н выступили с инициативойсозд-ия союза суверенных гос-в.

19августа 1991 г. в стране было объявленооб образовании Гос-ного комитета почрезвычайному положению (ГКЧП), апрезидент СССР, находившийся в Форосе,был изолирован, по сути дела эта былапопытка госуд-ного переворота. Но путчпровалился, лидеры ГКЧП были арестованы.

Эти события ускорили распад СССР, сорвавнамеченное на 20 августа подписаниеНовоогаревского соглашения о егореформировании, ускорили процесссуверенизации бывших республик. Провалпутча привел к роспуску Компартии. 7.09состоялся внеочередной съезд компартииКаз-на, принявший реш-ие о самороспуске,преемницей ее стала социалистическаяпартия.

28 августа 91 г. Президент Каз-наподписал указ о закрытии Семипалатинскогополигона.

1дек. 1991 г. состоялись всенародные выборыпервого в истории Президента Каз-на, имстал Н. Назарбаев, который 10 декабрявступил в должность. 10 дек. было принятореш-ие о переименовании Каз-ой ССР вРеспублику Каз-н.

Были проведеныпреобразования: департизация органовпрокуратуры, гос. безопасности, юстиции,внутр. дел.; создан гос. комитет обороныКаз-на; указ о переводе гос.

предприятийи организаций союзного подчинения введение правительства Каз-на; указ осозд-ии алмазного и золотого фондов.

Вдекабре 91 г. шел сложный процесс созданияСоюза Независимых Государств (СНГ).Сначала 8 декабря в Минске, в Беловежскойпуще, состоялась встреча лидеров России,Белоруссии и Украины, которые подписалисоглашение об аннулировании Договора1922 г.

об образовании СССР и одновременно– о создании СНГ. Затем в Ашхабаде 13дек. Состоялась встреча лидеров респ-кСр. Азии и Каз-на, которые поддержали«Беловежское соглашение». И 21 декабря1991 г.

в Алма-Ате созывается совещаниеглав 11 государств – бывших республикСССР, на котором был подписанПротокол-соглашение о создании СНГ.

16декабря 1991 г. в Алма-Ате созываетсявнеочередная сессия верх-го Совета, накоторой принимается з-н «О гос-нойнезависимости РК», этот день был объявленДнем независимости. Статья 1 этого з-нагласит: «РК – независимое демократическоеи правовое гос-во».

РКпринимает курс на сохранениемежнационального согласия и политическойстабильности. В Каз-не на этот моментпроживало 17 млн. чел-к. Из них: 42% — казахи,37 % — русские, 5, 2 % — украинцы 4,4 % — немцы идр. нац-ти.

Исходя из многонац-го составабыл принят з-н о языках: каз-ий – гос-ый,обеспечивалось развитие всех др. языков.2 (3) марта 1992 г. Каз-н стал полноправнымчленом ООН, был признан мировымсообществом. 4 июня 92 г. были утвержденыгос-ый флаг, герб, гимн.

29 сентября вАлматы открылся Первый всемирныйкурултай казахов. А в дек. 1992 г. состоялсяФорум народов Каз-на.

Источник: https://studfile.net/preview/4455547/page:51/

Культура Казахстана во второй половине XX века

74. Развитие науки и культуры в Казахстане во второй половине ХХ века.

1. В послевоенное десятилетие культурная жизнь Казахстана находилась: под жестким идеологическим прессом.

2. Особенно в сложных условиях под контролем партийных органов в послевоенный период развивались… общественные науки

3. Главной причиной нарастающего кризиса общественных наук во второй половине 50-х годов было(ла)… Господство коммунистической идеологии

4. В послевоенные годы в Казахстане в системе высшего образования доминировали специальности: Педагогические

5. В какой области жизни наиболее успешно развивались связи Казахстана с зару­бежными странами в 194б-1980гг.? культуры

6. Взгляды какого крупнейшего историка республики, открывшего уникальный ар­хеологический памятник эпохи бронзы и раннего железа-Бегазы были объявлены лженаучными? Алкей Маргулан

7. Когда было принято постановление ЦК ВКП(б) «О мерах совершенствования выс­шего и среднего образования в Каз.ССР? ноябрь 1947 г.

8. Обвинение, выдвинутое против ряда ученых в области биологии, медицины, геоло­гии… космополит

9. В чем обвинялись многие ученые Казахстана? В космополитизме.

10. Какое главное обвинение предъявлялось представителям казахской интеллигенции в послевоенные годы? в проявлениях национализма и байского феодализма.

11. Лауреатом Гос. премии СССР в 1949 г. стал казахский писатель М-Ауэзов

12. Казахский драматург, автор пьес «Айман-Шолпан», «Ночные раскаты»:М.Ауэзов

13. Автором произведения «Выстрел на перевале Караш-Караш» являлся: М. Ауэзов.

14. Когда в М.Ауэзов завершил вторую книгу своего романа-эпопеи «Абай»?в 1947г. . 15. Новой волне репрессий и гонениям деятелей культуры и представителейнацио­нальной интеллигенции положили начало Постановления ЦК ВКП (б) 1946 года

О журналах «Звезда» н «Ленинград».

16. Постановлением ЦК КП (б) 1947 года «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР» запрещалосьизучение… Наследия казахского народа в период до октября 1917 года.

17. В 1949г. великому казахскому писателю была присуждена I «осударственная пре­мия первой степени за роман-эпопею. Речь идет о писателе:

Мухтаре Ауэзове и его романе «Абай».

18. Обязательное общее семилетнее образование, прерванное в годы войны, было возобновлено в… 1949 году.

19. Переход на новую 8-летнюю систему обязательного общего образования предполагал принятый в 1959 году Закон… Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в Казахской ССР».

20. Кто был обвинен в национализме по постановлению ЦК ВК (б) Казахстана «О грубых политических ошибках в работе института языка и литературы Академии наук Казахской ССР» С.Муканов и М.Ауэзов

21. Доктор исторических наук Е.Бекмаханов подвергся репрессиям в результате пе­реоценки проблемы антиколониальных восстаний казахского народа

22. Когда книга «История Казахской ССР», одним из авторов которой Е.Бекмаханов, увидел свет? в 1943г

23. Автор монографии «Казахстан в 20-40 г. XIX» Е. Бекмаханов

24. В своей монографии «Казахстан в 20-40 годы XIX в.» Е.Бекмаханов дает истори­чески верную оценку. Национально-освободительной борьбы казахского народа.

25. Начало политическим преследованиям Е.Бекмаханова положила статья «За марк­систско-ленинское освещение вопросов истории Казахстана», опубликованная в газе­те «Правда» в… 1950 г.

26. В каком году доктор исторических наук Е.Бекмаханов изгоняется из Академии наук и осуждается судебной коллегией Верховного суда КазССР как буржуазный националист на 25 лет? в 1952г.

27. В каком году дело Е.Бекмаханова было пересмотрено и прекращено за отсутствием состава преступления и он вернулся в Казахстан? в 1954г.

28. Количество казахских школ в Республике закрытых в 1954-1986 гг. Более 600

29. После войны группа учёных под руководством К.Сатпаева открыла законы распрос­транения минерального сырья в природе и составила… металлогении ескую карту.

30. За труды в какой области науки К.Сатпаев получил Государственную премию? за исследование Джезказганского медного месторождения

31. Группа учёных под руководством К.Сатпаева была удостоена Ленинской премии за открытие: законов распространения минерального сырья в природе

32. Освоение Джезказганского месторождения и строительство полиметаллических ком­бинатов в ведущую отрасль промышленности превратили: цветную металлургию

33. Когда была открыта Академия Наук Каз.ССР? 1946г.

34. Видную роль в развитии науки в Казахстане сыграл: К. Сатпаев.

35. Казахстанский инженер-геолог, будущий академик и первый президент Академии наук Казахской ССР. К.И.Сатпаев.

36. Какое количество научно-исследовательских учреждений действовало в системе Академии Наук Казахской ССР к концу 1950г.? 50

37. В 50-е годы для более эффективной отдачи научных изысканий Академии наук стали практиковаться Выездные сессии Академии наук

38. Учитель рус. языка М.Еликбаев за выступление об искажениях в области нацио­нальной политики был…Подвергнут карательным санкциям через психиатрию

39. Какое произведение и какого писателя Казахстана переведено более чем на 30 языков? М.Ауэзова «Путь Абая»

40. В 40-е годы XX века попытки изучения и использования в новых условиях произведений культуры казахов прошлых веков объявлялись Искажениями националистического толка.

41. В 50-е годы лауреатом IV Всемирного фестиваля молодёжи и студентов стал: Государственный ансамбль песни и танна.

42. Какой ученый был удостоен Ленинской премии (1976г.) в Казахстане и в какой области? Айтхожин М.А. в области генетики и микробиологии

43. На крупные ассигнования после войны в редконаселенных районах бьша создана сеть… Интернатных учреждений

44. С целью улучшения системы образования в республике в редко населенных рай­онах создана сеть интернатов, в которых в 1953г. училось: 40 тыс, учащихся

45. Известный писатель в своем романе написал правду о хане Кенесары: И.Есенберлин

46. Автор трилогии «Кочевники» Илияс Есенберлии

47. Автор романов «Горькая линия», «Ненависть»: И.Шухов

48. Известная в СССР и за его пределами поэма Олжаса Сулейменова «Земля, покло­нись Человеку!» была посвящена… Первому космонавту

49. В 1975 г. О.Сулейменов опубликовал свою книгу «Аз и Я»

50. В 1975г. в Алма-Ате вышла книга «Аз и Я» (книга благонамерного читателя). Кто автор книги? Олжас Сулейменов

51. В 1975 году была опубликована книга Олжаса Сулейменова «Аз и я » Истори ко-л и н гв истическогос од ержан ия.

52. По какому принципу продолжает финансироваться наука и образование респуб­лики в 70-80е гг. XX в.? по «остаточному»

53. В 50-х гг достижением национальной прозы Казахстана стал роман Г.Мусрепова «Пробуждённый край».

54. Впервые Героем Социалистического труда среди писателей республики стал

Г.Мусрепов

55. Постановка драмы М.Ауэзова «Абай» в 1952 году в Казахском театре драмы была представлена к Государственной премии СССР.

56. В 1949 году группа постановщиков, исполнителей и композитор М.Тулебаев были удостоены Государственной премии за постановку оперы… «Амангельды», (Этот вопрос стоило бы проверить)

57. Внимание литературной общественности в Дни казахской советской литературы в Москве в 1949 году привлекли повести «Шыганак» и «Миллионер» писателя

Г.Мустафина.

58. Международной премии им.Дж.Неру был удостоен роман А.Алимжанова: «Возвращение учителя»

59. В 60-е годы к Государственной премии СССР был представлен автор известной трилогии «Кровь и пот» А.Нурпеисов.

60. Были восстановлены имена незаконно осужденных С.Сейфуллина, Б.Майлина, И.Джансугурова после: XX съезда КПСС.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_46853_kultura-kazahstana-vo-vtoroy-polovine-XX-veka.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий