74. Проблемы факторов, определяющих развитие личности в педагогических теориях Дж. Локка. Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.

Подготовка к экзамену по педагогике

74. Проблемы факторов, определяющих развитие личности в педагогических теориях Дж. Локка. Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.

Вплоть до начала 17 века педагогика была частью философии. Из системы философских наук она была выделена английским философом Френсисом Бэконом. В 1623 г.

он написал трактат «о достоинстве и преумножении наук», в котором сделал попытку классифицировать все существующие науки в то время, а в качестве самостоятельной отрасли научного знания назвал педагогику («руководство учением»).

В этом же столетии статус педагогики как теоретической науки был закреплен трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670 гг.). В1632 г. он написал книгу «Великая Дидактика», в которой дал научное обоснование классно-урочной системе обучения, методам и формам её организации и разработал важнейшие принципы обучения:

— принцип научности

— принцип доступности

— принцип активности и сознательности учащихся в обучении

— принцип наглядности

— принцип последовательности

— принцип прочности обучения

— принцип систематичности

Он также сформулировал принцип природосообразности воспитания, согласно котором воспитание должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и способствовать его физическому, интеллектуальному и духовному развитию.

Его известные учебники: «Открытая дверь к языкам», «Мир чувственных вещей в картинках» — первый школьный учебник, построенный на принципе наглядности.

Выделял три составные части воспитания:

— научное образование (умственное воспитание)

— нравственное воспитание (управление собой)

— религиозное воспитание (стремление к Богу).

В книге «Материнская школа» (1635 г.) Коменский описал проблемы и задачи дошкольного семейного воспитания детей.

Большой вклад в развитие педагогической науки в XVII-XIX вв. внесли также такие выдающиеся западноевропейские философы-ученые как:

1. англ. философ Джон Локк.

В своем труде «Об управлении разумом» выступал против распространённого в его время мнения о врожденном характере развития личности и уподоблял ребенка чистой доске («tabula rasa»), подчёркивая тем самым, что благодаря воспитанию можно сформировать и развить у ребенка любые социальные черты и качества. В труде «Мысли о разуме» лежит идея о воспитании джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе.

2. франц. философ Жан-Жак Руссо. Напротив, исходил из идеи «природного совершенства ребенка».

Он утверждал, что человек рождается совершенным и, значит, правильное воспитание не должно мешать развитию этого природного совершенства, а должно предоставлять детям полную свободу деятельности в соответствии с их склонностями, желаниями и интересами. Эта идея легла в основу теории «свободного воспитания» детей и педоцентризма в педагогической науке. Книга «Эмиль, или О воспитании».

3. швейцарский педагог Иоганн-Генрих Песталоцци был одним из первых педагогов, сочетавших интенсивную научную деятельность с практической педагогической деятельностью в образовательных учреждениях Швейцарии.

Его идеи:

— «О необходимости соединения обучения детей с их посильной трудовой деятельностью».

— «О необходимости коллективного воспитания детей».

— Обучение должно действовать на ребенка развивающее, побуждать его к самодеятельности.

Его труды: «Письма из Станца», «Лингард и Гертруда», «Лебединая песня» и др.

4.

немецкий педагог Иоганн Гербарт утверждал, что все дети рождаются с дикой резвостью, которую нужно подавлять силой авторитета взрослого и целой системой мер педагогического воздействия, в том числе и физических. Т.е. он был сторонником «авторитарного» воспитания детей. Ввёл в школьную практику кондуит – специальный журнал для записи туда проступков детей с целью их последующего наказания.

Его труды: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Первые лекции по педагогике».

Активно разрабатывал теорию воспитывающего обучения, основную задачу которого видел в развитии разностороннего интереса. Гербарт предложил систему нравственного воспитания, цель которой воспитание нравственного человека.

5. немецкий педагог Адольф Дистервег посвятил жизнь подготовке учителей народных школ Германии и созданию методической литературы. Его идеи:

— «О расширении самостоятельной работы учащихся в процессе обучения»

— «Об активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения».

Основной педагогический труд Дистервега – «Руководство к образованию немецких учителей».

Источник: http://i-educator.ru/vopros3

И.Г. Песталоцци о формировании личности

74. Проблемы факторов, определяющих развитие личности в педагогических теориях Дж. Локка. Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.

Предыдущая13141516171819202122232425262728Следующая

Песталоцци обогатил теоретические положения педагогики о факторах формирования личности и ее развитии на основе природосообразного воспитания, которое представлял как «пылающий резец».

Исходя из мысли, что воспитанников надлежит готовить согласно требованиям определяемым «условиями и положением в обществе», он вместе с тем выделял «общечеловеческую сущность» воспитания: «разбудить заложенные внутри человека силы» – результат, необходимый «как ребенку нищего, так и сыну князя».

Понимание сущности природы человека, особенностей ее совершенствования сложилось у Песталоцци под влиянием Г.В. Лейбница и X. Вольфа, стоявших у истоков немецкой классической философии. Особенное значение в данном случае имели их идеи о всеобщем изменении и развитии.

Следуя философии Лейбница – Вольфа, Песталоцци считал, что творец закладывает в ребенке потенциальные силы, способность к развитию. В «Лебединой песне» он писал: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить, а рука хватать. Но также и сердце хочет верить и любить.

Ум хочет мыслить». Эти силы, которые вложил творец, развиваются на основе вечных, неизменных законов. Возможности этого развития, считал Песталоцци, ограничены теми данными, которые есть от природы: если у человека отсутствует какой-то задаток, то не разовьете.

Эта точка зрения имеет место и у А. Дистервега.

Песталоцци признает, что в каждом человеке заложены задатки «внутренние силы», им свойственно стремление к проявлению, к деятельности. Они развиваются на основе «вечных и неизменных законов».

У Руссо принцип природосообразности означал следование природе ребенка в процессе воспитания, Песталоцци считает воспитание природосообразным, если оно содействует развитию свыше заложенных в природе ребенка «внутренних сил». Этому саморазвитию человека нужно помочь, направить на верный путь.

Назначение воспитания, как главного фактора формирования личности содействовать развитию этих «внутренних сил». Воспитание выступает как деятельность, вызывающая самодеятельность ребенка.

Песталоцци раскрывает принцип природосообразности не в духе общей аналогии с явлениями природы (Я.А. Коменский), не в духе «мистического» своеобразного самораскрытия природных способностей ребенка (Ж.-Ж.

Руссо), а в духе психологизации процессов воспитания и обучения. Признавая необходимость руководства этими процессами, Песталоцци решительно отвергает самотек в обучении и воспитании. Этими процессами необходимо активно руководить.

Принцип природосообразности у Песталоцци приобретает более богатое содержание.

Песталоцци образно сравнивает искусство воспитания с деятельностью садовника, который заботливо сажает и поливает растения, способствуя их произрастанию, но источник их роста и движения заключен в них самих.

Воспитатель не способен вложить в человека какие-либо силы и вдохнуть в них жизнь, он может лишь позаботиться, чтобы беспрепятственно совершался естественный ход развития этих сил.

Песталоцци считает, что человек не является совершенным: «Человек по своей природе ленив, невежествен, неосторожен, непредусмотрителен… жаден, хитер, жесток… поэтому общество, чтобы человек имел для него некоторую ценность… должен сделать для него нечто совсем другое» («Лингард и Гертруда»).

Следовательно, Песталоцци не отрицал роли среды в процессе формирования человека. В «Лебединой песне» писал: «Жизнь формирует, преображает». Песталоцци сделал шаг вперед по сравнению с Гельвецием.

Воспитание Гельвеции «растворял» в широком понимании среды. Песталоцци различал стихийное влияние среды и то влияние, которое создает школа.

Воспитание – важнейший фактор, благодаря ему «человек превращается в человека».

Воспитание, считал Песталоцци, призвано подавить в ребенке животные инстинкты и развить человеческие тенденции.

Воспитание должно быть тесно связано с политической, экономической и культурной жизни народа. Школа должна откликаться на нужды народа, должна быть тесно связана с окружающей жизнью и средой. Это он доказал в опыте в Нейгофе, Станце, Бургдорфе. Однако он наивно полагал, что общество изменится благодаря совершенствованию отдельно добрых людей.

В конце XVIII – начале XIX вв. возрастные особенности детей мало принимались во внимание. Об этом впервые наиболее четко заговорил Ж.-Ж. Руссо. Песталоцци, следуя за Руссо, настаивал на необходимости внимательного изучения ребенка.

Сам он требование изучения ребенка претворял в практике тех учреждений, которые возглавлял. Он вел обширную переписку с родителями тех детей, которые воспитывались в Бургдорфе и Ивердоне.

Педагог-гуманист мог подобрать ключ к каждому воспитаннику.

В те времена, когда в процессе воспитания обычно не считались с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, стремление Песталоцци постигнуть законы детского развития было новаторским и особенно ценным.

Цель воспитания по Песталоцци – способствовать гармоническому развитию всех сил и способностей каждого ребенка. Задачи воспитания: поразить ум (умственное образование), сердце (нравственное воспитание), руки (физическое воспитание и трудовая подготовка).

Предыдущая13141516171819202122232425262728Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/8-88680.html

Педагогические взгляды Локка

74. Проблемы факторов, определяющих развитие личности в педагогических теориях Дж. Локка. Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.

Непосредственные принципы

Общедидактические принципы.

1. Воспитывающий характер обучения.

2. Связь обучения с жизнью.

3. Соответствующее обучение возрасту учащихся (принцип природосообразности).

1. Принцип сознательности и активности.

2. Принцип наглядности.

3. Принцип постепенности и систематичности.

4. Принцип упражнения и прочности знаний.

Все его принципы были направлены против зубрежки и схоластики. Он впервые заметил, что в процессе обучения важна не только деятельность учителя, но и ученика.

Много внимания Коменский уделял и личности учителя. Это не случайно, ибо именно он стоит у истоков воспитания, а воспитание, с т.др. Коменского, имеет огромную силу. «Следующий век будет таким, какие будут воспитаны для него будущие граждане».»Учитель – душа и сердце воспитания».

«Учителям вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под Солнцем».

Значит к учителю предъявляются повышенные требования: 1) призвание, любовь к своей профессии; «)трудолюбие; 3) постоянное стремление к пополнению знаний; 4)он должен уметь преподносить знания ученику; 5)учитель должен быть наделен высокими нравственными качествами, во всем служить примером для учащихся.

В течение не одного столетия Коменского считали великим педагогом, и только в середине XX столетия он был признан и оценен как мыслитель – философ, который предложил свою концепцию преобразования человеческого общества, изложенную в работе «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». Этот труд состоит из 7 частей:

«Панегерсия» – «Всеобщее пробуждение»;

«Панавгия» – «Всеобщее озарение»;

«Пансофия» – «Всеобщая мудрость»;

«Пампедия» – «Всеобщее воспитание»;

«Панглоттия» – «Всеобщий язык»;

Панортосия» – «Всеобщее исправление»;

«Паннутесия» – «Всеобщее побуждение»;

Это произведение рассмотрите самостоятельно.

3.Джон Локк (1632 – 1704)

Д.Локк – известный английский философ, последователь Ф.Беккона. Родился в буржуазной семье, получил хорошее университетское образование. Много занимался врачебной практикой. Был домашним братьям и воспитателем в семье графа Шефстбери и достиг больших успехов. Более 30 лет преподавал в Оксфордском университете греческий язык, этику, риторику.

Локк выступал против декартовской теории врожденных идей. Сущность ее в том, что ребенок еще в зародыше имеет все качества будущей личности. Локк выступает против этого. Он говорит, что душа ребенка при рождении « tabula rasa» – чистая доска. Идей она не наследует. Поэтому первостепенное значение в формировании личности он отдает воспитанию.

Но воспитание, по его мнению, должно быть индивидуальным, в семье. В основе педагогической системы Д.Локка лежит педагогика «здравого смысла», основу которой составляет принцип личной пользы, принцип выгоды. Формируются те качества, которые выгодны, необходимы. Этот принцип пользы реализуется в целях воспитания.

Нужно воспитывать джентльмена, умеющего выгодно и прибыльно вести свои дела, буржуазного дельца с дворянским лоском.

Локк как представитель буржуазии задачи нравственного воспитания формирует также несколько иначе. На религию он не обращает внимания. Нравственное воспитание у него тоже основано на принципе пользы.

Задача нравственного воспитания – воспитать энергичного человека, с сильным характером, волевого, обладающего навыками самодисциплины.

Джентльмен должен уметь добиваться удачи во всем, но вместе с тем, должен уметь обуздывать свои страсти и контролировать свои желания. К этому его надо приучать с раннего детства.

Локк выступает против детских капризов. Он за умеренность. Вопросы дисциплины он тоже рассматривает по-новому. Он выступает против средневекового понятия дисциплины (полное повиновение, насилие, подавление).

Дисциплина у Локка связана с развитием волевых качеств ребенка, с развитием его сознания. Он считает, что ребенок должен полностью подчиняться взрослому до определенного возраста. А затем власть родителей должна осуществляться через дружбу и любовь.

Основные методы воздействия – это беседа и упражнения. Особое внимание Локк уделяет вопросу о личности ребенка. Лень он считал основным пороком ребенка. И бороться с ней нужно, используя индивидуальный подход.

Индивидуальный подход позволяет лучше узнать особенности личности и лучше организовать воздействие на нее. Чтобы лучше узнать личность, надо, считает Локк, использовать наблюдение, игру.

В результате наблюдения нужно установить, почему ребенок ленится. Если из-за игры или интереса, то это не так страшно. Если же интереса нет ни к чему, то это страшно. И процесс воспитания усложняется.

Основная работа Дж.Локка «Мысли о воспитании». Он считает, что буржуазии не нужно религиозное воспитание. Им достаточно дать представление о боге, как творце вселенной. Двойственное отношение высказывает Локк к телесным наказаниям. Он против них, но в крайних случаях их использовать можно.

Подробно разрабатывает Локк систему физического воспитания. Его он ставит на первое место. Здесь он тоже исходит из принципа пользы. Физическая закалка – основа сильного характера, воли, счастливого состояния человека, его здоровья. Локк предлагает с раннего детства закаливать тело ребенка.

Уделяет внимание в своей работе Локк и дидактике. Ее он относит на последний план, но дает много полезных советов. Цель дидактики – умственное воспитание. Он считает, что обучение не должно быть скучным для детей и предлагает обучение младших школьников. В старшем возрасте обучение должно основываться на воле ребенка.

Разрабатывает он и вопросы памяти. Память, с точки зрения Локка, человеку жизненно необходима. Поэтому ее необходимо тренировать. Большое внимание уделяет развитию мышления детей. Он указывает, что надо научить детей воспринимать не только чужую мудрость, но и развивать собственные взгляды, собственное мышление.

Этому во многом способствует развитие природного дара ребенка – любознательность. Любознательность – это начало интереса, начало развития мышления. Не следует отмахиваться от вопросов ребенка. Локк предлагает учить танцам, верховой езде, игре в шахматы и др. аристократическим привычкам. Трудовое воспитание джентльмена тоже исходит из принципа пользы.

Джентльмен обязан владеть каким-либо мастерством, ибо это и физическая закалка, и средство преодоления трудностей.

Что касается детей рабочего класса (работа «Рабочие школы»), то здесь Локк проявляет себя как истинный буржуа. Дети рабочих – это бесполезное бремя для общества. Пользы они не приносят, а расход есть. Но без них нельзя.

Его волнует вопрос, как сделать так, чтобы они приносили меньше ущерба. И он предлагает создать школы рабочих, где они будут находиться от 3 до 14 лет. С 3 лет они должны уже как-то работать. Кормить их нужно вдоволь хлебом.

И в этих школах нужно хорошо формировать религиозное мировоззрение.

4.Педагогические взгляды Ж.-Ж.Руссо являются полной противоположностью взглядов Дж.Локка.

Ж.-Ж.Руссо (1712 – 1778). Руссо считается идеологом французской буржуазной революции, хотя она и произошла позднее. Это не случайно, ибо именно Руссо провозгласил и обосновывал право народа на свержение своего тирана.

В работе «Общественный договор» он обосновывает теорию о договорном происхождении государства. Руссо – представитель третьего сословия и отражает взгляды мелкой буржуазии. Он сторонник мелкой частной собственности.

Развитие крупной буржуазии считает вредным, оно несет только несчастье, ибо законы ее развития безнравственны.

В области воспитания Руссо является создателем теории свободного воспитания. В 1762 году выходит его роман – трактат «Эмиль, или о воспитании». Этот роман принес ему всемирную известность. Однако официальный режим его не принял. Руссо был изгнан из Парижа, а книга публично сожжена. Чем же так неугодна была книга Руссо?

1) В ней он провозглашает, что человек свободен. Он рождается свободным, а между тем он весь в цепях.

2) Он провозглашает гимн детству. Ребенок рождается совершенным и его нужно уважать. Нельзя насиловать природу ребенка, нужно следовать за ней и умело направлять. Воспитание и обучение должно базироваться на интересах ребенка. Однако нельзя давать ему готовых знаний. Нужно, чтобы он сам находил ответ.

Для этого нужно так организовать жизнь ребенка, чтобы он думал, что все делает сам, хотя направляют его взрослые. Сегодня мы это называем косвенным воспитанием. Он противник наказаний ребенка. Нужно делать так, чтобы ребенок сам почувствовал на себе неудобство от его же собственного поступка.

Главный метод влияния на ребенка – это метод осмысливаемых последствий.

3) Руссо считает, что общество дворян настолько безнравственно, что детей надо воспитывать вне его, индивидуально, на лоне природы.

4) Руссо считает, что воспитывать нужно только детей дворян. Дети крестьян, ремесленников и так воспитаны, т.к. трудятся с раннего детства. А труд – основа формирования положительных качеств. Всякий праздный человек, по Руссо, плут.

Предлагает Руссо в книге интересную периодизацию детского развития:

От 0 до 2 лет – период младенчества. Главное – закалять ребенка физически.

От 3 до 12 лет – период воспитания чувств. Главное – воспитывать чувства ребенка. С этой целью достаточно дать ему лишь одну книгу Д.Дефо «Робинзон Крузо».

От 13 до 15 лет – период умственного воспитания. В этот период важно ставить ребенка в положение исследователя окружающего мира. Он должен получить знания: 1)от природы; 2)от окружающих людей; 3)от вещей.

От 15 до 16 лет – период нравственного становления личности. Нравственное становление детей происходит под воздействием труда. Труд – основа нравственного развития личности и важное условие свободы человека.

Говорит в книге Руссо и о воспитании женщины. (гл.»София»). Важно воспитать очень аккуратную хозяйку дома. Она должна быть умна, образована в пределах, чтобы разделить и поддержать мнение мужа. Она должна уметь вести себя в обществе, быть элегантной, петь, рисовать, быть хорошей матерью.

При жизни идеи Руссо не были признаны нигде. Но лозунг свободного воспитания был взят на вооружение многими последующими педагогами, философами, психологами.

Источник: https://studopedia.su/2_32590_pedagogicheskie-vzglyadi-lokka.html

Педагогические взгляды Дж. Локка, Ж-Ж Руссо, И. Песталоцци на физическое воспитание

74. Проблемы факторов, определяющих развитие личности в педагогических теориях Дж. Локка. Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.

Наибольшее влияние на развитие буржуазной теории и практики физического воспитания оказали педагогические взгляды Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

Дж. Локк (1632 – 1704) – выдающийся английский философ-материалист и педагог. Он жил в ту историческую эпоху, когда борьба между молодой буржуазией и старым дворянством завершилась в Англии классовым компромиссом – установлением конституционной монархии, сторонником которой был Локк. Категорический отказ от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, защита

сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Дж. Локку разработать интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие педагогики.

Отрицая врожденность идей, философ очень высоко оценивал роль воспитания, которое должно подготовить человека к жизни. Характерная особенность педагогической теории Локка – утилитаризм: руководящим принципом воспитания он считал принцип полезности.

Отсюда у него большое внимание к физическому развитию детей, забота об укреплении их здоровья. Так как Локк имел ввиду воспитание «джентльмена», он большое значение придавал выработке изящных манер, навыков вежливого поведения.

Главной задачей нравственного воспитания Локк считал выработку твердой воли, умение сдерживать неразумные желания. Воспитание должно приучить человека управлять собой.

Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании» (1639). Физическое воспитание он рассматривал как цель в достижении здорового духа в здоровом теле, что помогает человеку достичь личного благополучия.

Локк был сторонником жесткого режима, закаливания организма и здорового воспитания. Он рекомендовал легкую и удобную одежду, простую пищу, много воздуха и солнца, многочисленные физические упражнения: плавание, фехтование, верховую езду, гребное и парусное дело.

Задачи воспитания видел в развитии воли, нравственной дисциплине, выработке характера.

Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778) – наиболее выдающийся мыслитель-педагог XVIII столетия. Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей.

Систематические педагогические идеи Руссо изложены в его романе «Эмиль, или О воспитании», где сделана попытка наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы воспитания и обучения ребенка.

Педагогические идеи Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии. Он выдвинул требование активизации методов обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой подготовки.

Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными практическими умениями и навыками, а с другой – способствовать формированию положительных нравственных качеств. Руссо рекомендовал обращать внимание на физическое воспитание детей до 12 лет.

Закаливать тело, приобретать умения и навыки – все это должно, по мнению Руссо, достигаться свободой движений, играми, купанием в холодной воде; для повышения интереса к занятиям нужно использовать соревновательный метод.

Его идеи способствовали созданию новых методов и форм физического воспитания, отвечающих интересам нарождающегося буржуазного общества. Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении воспитания девочек он придерживался в основном традиционной точки зрения.

функция женщины, на его взгляд, быть женой и матерью, ей не нужно давать широкого научного образования, но надо заботиться, о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведению домашнего хозяйства.

И. Песталоцци (1746 – 1827) – крупнейший швейцарский педагог, теоретик народной школы, оказавший огромное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики во многих странах мира. Главные надежды возлагал на правильно организованное воспитание и обучение детей, на единство умственного, нравственного и физического воспитания в сочетании с подготовкой к труду.

Свою педагогическую теорию он выводил из основной цели воспитания, которую усматривал в развитии всех природных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраста.

Разрабатывая проблемы дидактики, Песталоцци выдвинул плодотворную идею элементарного образования, согласно которой дети в процессе обучения и воспитания должны усваивать основные элементы знания, морали, приемов труда.

Можно сказать, что Песталоцци тем самым сделал попытку поставить и решить одну из важнейших дидактических проблем – проблему отбора содержания образования, которое должно постепенно усложняться, соответствуя ступеням индивидуального и возрастного развития детей.

Большая заслуга Песталоцци состоит в развитии принципа наглядности обучения, в стремлении связать чувственное восприятие с развитием мышления. Важнейшей задачей обучения Песталоцци считал развитие логического мышления, познавательных способностей, умения логично и последовательно излагать свои мысли, формулировать понятия.

Песталоцци стремился к тому, чтобы дети бедняков могли получить физическое, умственное и нравственное воспитание. Физическое воспитание включало в себя поднятие тяжестей, борьбу, бег, метание и т.д. Песталоцци делил все упражнения и игры (в зависимости от движений в суставах) на элементарные (движения в суставах плеча, бедра и т.п.) и сложные (бег, прыжки, метания, лазанье, плавание, верховая езда, танцы и игры). Разработанная им система упражнений получила название суставной гимнастики Песталоцци.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_68295_pedagogicheskie-vzglyadi-dzh-lokka-zh-zh-russo-i-pestalotstsi-na-fizicheskoe-vospitanie.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий