72. Формирование правового государства в Республике Беларусь.

5. Формирование правового государства в Республике Беларусь

72. Формирование правового государства в Республике Беларусь.

Во все временапризывы к правовому государству,разработка принципов его формированияявлялись реакцией прогрессивных силна деспотический образ правления,абсолютизм, полицейское государство.Эти призывы появлялись на волнелиберализации общества, т.е. тогда, когдаоно стремилось освободиться от тормозившихразвитие общества факторов.

Реальное содержаниеправового государства определяетсякачеством действующего законодательства.Некачественные законы создают почвудля формализма, лицемерия, коррупции,что дискредитирует саму идею законности.

Так что же мыпонимаем под понятием правовогогосударства?

Правовоегосударство– это государство, осуществляющееуправление делами государственногообщества посредством издания законов,закрепляющих неотъемлемые права исвободы личности, выражающих интересыразличных слоев населения.

Самым важнымгарантом формирования правовогогосударства является Конституция РБ,в которой закреплен принцип разделениезаконодательной, исполнительной исудебной власти (ст. 6 Конституции).

Многие под такимразделением понимают полное равенствои независимость властей. Но с этимсогласиться нельзя:

Во-первых,потому как власти не могут быть равнымив свих правах и независимыми друг отдруга, иначе не будет обеспечиватьсяих функциональная самостоятельность.

Во-вторых,государство перестает быть единыммеханизмом.

Суть разделениявластей заключается в четком разграниченииих функций, прав, обязанностей,ответственности. Это разграничение нетолько не исключает взаимодействие, нои обеспечивает их уравновешенность восуществлении государственных функций.

А теперь краткоопределим назначение каждой из ветвейвласти, которые призваны сдерживать иуравновешивать друг друга в управлениигосударством, обеспечивать устойчивостьвласти в целом.

Законодательнаявласть –это высший представительный органгосударства (Парламент), избираемыйвсем населением страны. Он решаетважнейшие вопросы внутренней и внешнейполитики, принимает законы, избираетвысших должностных лиц государства.

Верховенствозаконодательной власти не означает ееабсолютного характера, поскольку высшийпредставительный орган, как и другиеорганы власти, руководствуетсяКонституцией, законами и общепризнаннымимеждународно-правовыми актами.

Срок полномочий Парламента 4года. Онсостоит из 2-х Палат:

1. Палатапредставителей (110 депутатов);

2. Совет республики(64 членов) (ст.90).

Что касается Палатыпредставителей, то она рассматриваетпроекты законов о внесении измененийи дополнений в Конституцию РБ (ст. 97),дает согласие на назначение Премьер-министра, принимает отставку Президента и т.д.

Совет республики(ст. 98) одобряет или отклоняет принятыеПалатой представителей проекты законов,дает согласие на назначение ПрезидентомПредседателя Конституционного Суда, председателей и судей Верховного Суда,Председателя комиссии по выборам ипроведению республиканских референдумов,Генерального прокурора и т.д.

В соответствии сост. 99 Конституции РБ право законодательнойинициативы принадлежит Президенту,депутатам Палаты представителей, СоветуРеспублики, Правительству и гражданам,обладающим избирательным правом вколичестве 50 тыс. человек и реализуетсяв Палате представителей.

Исполнительнаявласть призвана реализовывать законыи другие решения Парламента и осуществлятьруководство текущей жизни общества игосударства.

Центральныморганом является Совет Министров иПрезидент. На местах исполнительнуювласть осуществляют местные органывласти – Советы депутатов, подконтрольныевышестоящим органам и населениюадминистративно-территориальных единиц.

В правовомгосударстве важное место в системевласти отводится судам. Они выступаютв качестве гаранта соблюдения прав исвобод. Согласно ст.

112 Основного Законаподчеркивается, что суды осуществляютправосудие на основе Конституции,законов, принятых в соответствии с нимииным нормативных актов, т.е. судыподчиняются только закону и никомуболее.

Суды РБ образуются на основевыборности или назначаемости судей.Дела рассматриваются коллегиально, ав случаях предусмотренных закономединолично судьями.

Функции надзораи контроля действующее законодательствоРБ возлагает на органы прокуратуры иКомитет государственного контроля. Вст.

125 Конституции прокуратура осуществляет(контроль) надзор за точным и единообразнымисполнением законов, декретов, указови иных нормативных актов всеми физическимии юридическими лицами РБ.

Системупрокуратуры возглавляет Генеральныйпрокурор, который назначается надолжность Президентом с согласия СоветаРеспублики.

В судебную системуРеспублики включается КонституционныйСуд (ст. 116), который состоит из 12 судей(6 судей назначаются Президентом и 6избираются Советом Республики).Председатель Конституционного Суданазначается Президентом с согласия Совета Республики.

КонституционныйСуд призван обеспечивать соответствиезаконов, иных нормативных актовКонституции.

В связи с нестабильным,по определенным аспектам,социально-экономическим, положением встране только ОВД не в состоянии в полноймере обеспечивать защиту прав и свободграждан, общественных и государственныхинтересов от преступных посягательств,в силу чего возрастает роль судебныхорганов, прокуратуры и общественныхформирований.

Построениеправового государства являетсяприоритетным направлением в деятельностиорганов власти в любой стране. Социально–экономические условия развития странпостоянно изменяются. Эти изменения, всвою очередь, требуют правовойрегламентации. Поэтому, утверждать, чтопроцесс формирования правовогогосударства закончен было бы неверно.

Источник: https://studfile.net/preview/7393256/page:36/

Формирование правового государства в РБ

72. Формирование правового государства в Республике Беларусь.

Республика Беларусь, объявившая себя в 1991 году суверенным государством и вставшая на путь демократических реформ, сегодня создает открытое гражданское общество, в котором все равны перед законом и имеют право на равную защиту прав и законных интересов.

Реальное содержание правового государства определяется качеством действующего законодательства.

В статье 1 Конституции Республики Беларусь, провозглашена благородная цель – построение правового демократического государства. Впервые в истории Беларуси эта цель закреплена на высшем законодательном уровне.

Господство закона в Республике Беларусь должно стать реальным снизу доверху.

Все правовые институты необходимо повернуть в сторону обеспечения прав человека, чтобы сбалансировать несправедливый перекос в системе отношений «государство – человек», который всегда был в пользу первого.

В правовом государстве права и свободы своим гражданам держава не «дарует», как милость, а признает в качестве неотъемлемой собственности граждан

Представляется, что разработчики Конституции Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. и измененной и дополненной на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 ноября 2004 г.

, ориентировались на международно-правовые стандарты в области прав человека, в результате чего наш Основной Закон воплотил в себе полный набор общепризнанных прав и свобод человека и предусмотрел необходимые гарантии их реализации.

Как уже отмечалось, важнейшим принципом формирования правового государства Конституция Республики Беларусь рассматривает разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Согласно ст. 79 Основного Закона Республики Беларусь, главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина является Президент.

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает экономическую и политическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Высшим представительным и законодательным органом в Республике Беларусь является парламент – Национальное собрание. Срок его полномочий – четыре года. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики (ст.90).

Знакомство с Конституцией Республики Беларусь позволяет утверждать, что Основной Закон закрепил конституционные основы судебно-правовой реформы.

На мой взгляд, к ним прежде всего следует отнести отделение судебной власти от законодательной и исполнительной; защиту судов от влияния политичес­ких партий и иных общественных объединений; осуществление судебной власти только судом; признание прав гражданина на рассмотрение его дела компетентным, независимым и непредвзятым судом в установленные законом сроки; закрепление презумпции невиновности, состязательность и равенство сторон в процессе; запрещение создавать чрезвычайные суды; определение основополагающего принципа правового статуса судей (независимость, несменяемость, неприкосновенность, запрещение заниматься предпринимательством, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской и т.д.). В ст.112 Основного Закона подчеркивается, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции, законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных актов, т.е. суды подчиняются только закону и никому более.

Впервые в нашем законодательстве закреплено положение о том, что если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции или иному закону, он принимает решение в соответствии с Конституцией или законом и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Тем самым обычные суды (общие и специализированные) наряду с Конституционным судом осуществляют контроль за конституционностью нормативных актов, что повышает значимость судебной власти в системе органов государства.

Основной Закон Республики Беларусь закрепил конституционные основы организации и деятельности судов, а намеченная судебно-правовая реформа, по мнению А.Ф. Вишневского, должна рассматриваться как неотъемлемая составная общей реформы государственного аппарата, осуществляемой с учетом требований разделения властей.

Что касается формирования гражданского общества в Республике Беларусь, то тут также возникают определенные сложности в связи с институтом собственности в Республики Беларусь.

Приватизация в Республики Беларусь имеет две стороны: с одной стороны, сохраняется государственный контроль над значительным объемом собственности (образование, здравоохранение и т. д.), с другой – произошло личное обогащение чиновников.

Поэтому процесс формирования гражданского общества затянут и весьма далек от требований социальной справедливости и экономической целесообразности.

Аналогично идет или же будет идти и становление других институтов гражданского общества: свободы слова, печати, соб­раний, митингов, объединений.

Разумеется, наличие необходи­мых рамок для реализации указанных свобод необходимо в лю­бом, самом демократичном гражданском обществе.

Однако, будучи «дарованными» государством, они не воспринимаются как неотъемлемые права личности, а поэтому защищаются и сдерживаются не правовыми, а административными средствами.

Вместе с тем либерализация экономики и политики создает некоторые возможности для появления подлинно частного, не связанного с государством бизнеса, подлинно независимых, не пользующихся государственным финансированием прессы, об­щественных объединений и т.д. Если такие структуры, возник­нув, устоят перед соблазном перебраться под «государственное крыло» и выживут, обратное движение к тоталитаризму станет невозможным. Они составят зародыш гражданского общества — постоянного оппонента государства.

В теоретическом отношении серьезным препятствием на пути формирования правового государства является то, что со­ветская юридическая наука долгое время считала неприемлемой даже саму идею создания подобной державы, поскольку эта идея возникла еще в период европейских буржуазно-демократических революций. Такой подход отражал и до сих пор отражает нега­тивное отношение к тем общечеловеческим ценностям, которые складывались тысячелетиями в сфере государственных правовых отношений.

Без глубокой научной экспертизы и широкого обсуждения не должен приниматься и проводиться в жизнь ни один правовой акт.

Республика Беларусь ищет свой путь развития, собственные эффективные способы управления, адаптации и трансформации государственных структур к складывающимся условиям общественной жизни, повышения эффективности мер государственного регулирования всех сфер общественной жизни при одновременном развитии институтов гражданского общества.

Л.Б. Тиунова выделяет следующие предпосылки формирования правового государства:

– относительно высокий уровень материальной обеспеченности населения, сказывающийся на социальной атмосфере, психологии и структуре общества;

– достаточно высокий уровень культуры, особенно политической;

– многообразная и устойчивая стратификация общества, обеспечивающая социальный консенсус в обществе и препятствующая усилению внутренней конфронтации;

– политический плюрализм при господстве демократических ценностей;

– разрешение национального вопроса, без чего, как показывает опыт стран СНГ, государство может оказаться погруженным в пучину вооруженных межэтнических конфликтов;

– деидеологизация общества и государства.

Нет сомнения, что пройдет немало времени, пока идея правового государства воплотится в действительность. Закрепление в статье первой Конституции Республики Беларусь принципа правового государства следует трактовать не как достигнутое завоевание, а в качестве цели, которая должна определять органи­зацию и функционирование всей государственной системы.

Источник: https://cyberpedia.su/13xec60.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий