70. Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения.

Содержание
  1. Надзорное производство. Понятие и порядок возбуждения
  2. Полномочия надзора
  3. Значимость апелляционного/кассационного производства
  4. Задачи, ставшие основанием для возбуждения надзорного производства
  5. Повод для возбуждения надзорного производства
  6. Законные требования
  7. Составление жалобы
  8. Дополнительная документация к жалобе
  9. Нельзя ухудшить положение
  10. 70. Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения
  11. 71. Усыновление (удочерение) ребенка
  12. Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения
  13. Общие сведения
  14. Этапы
  15. Значение
  16. Отличительные черты
  17. Специфика направления жалобы
  18. Доклад по заявлению
  19. Нюансы
  20. Вынесение определения
  21. Субъекты права
  22. Требования закона
  23. Структура жалобы
  24. Невозможность ухудшения положения
  25. Значение надзорного производства:
  26. Характерные черты пересмотра в порядке надзора:
  27. Порядок возбуждения надзорного производства
  28. Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора
  29. Значение надзорного производства:

Надзорное производство. Понятие и порядок возбуждения

70. Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения.
Надзорное производство. Понятие и порядок возбуждения

К основной стадии процесса относится слушание (разбирательство) по гражданским делам.

Именно в ходе таких слушаний выражаются основные принципы.

Организация правосудия направлена на выявление в решении спорного вопроса участника, действия которого регламентированы законодательством.

Складываются и такие ситуации, когда приходится давать разъяснения в правах того или иного гражданина для устранения появившейся правовой неясности.

По ходу процесса оцениваются доказательства, предъявленные каждой из сторон, определяются их права для вынесения конечного вердикта.

Разбирательство по иску происходит в открытом заседании с неизменным составом судей. Если на каком-то этапе будет произведена замена судьи, тогда разбирательство начинается с самого начала.

Надзор за работой судебных органов направлен на пересмотр вынесенных нижестоящими судами решений/ постановлений, успевших вступить в законную силу.

А также урегулирование процессуальных отношений, формирование которых наблюдается в судах надзорной инстанции ввиду проведения проверок законности, вынесенных решений/ постановлений или определений, успевших приобрести свою законность.

Судопроизводство

Отечественное судопроизводство имеет характерную особенность в том, что при вынесении принятого решения становится доступной возможность его  пересмотра в процессе не только кассационного, но и надзорного  производства.

Полномочия надзора

Характеристика надзорного производства выражается в самостоятельном контроле судебного процесса по гражданскому иску.

Значимость такого контроля связана с рядом причин, которые могут выражаться. К примеру, в незаконности вынесенного решения, имевшего уже законную силу, а инстанциях, как апелляционного, так и кассационного суда не всегда готовы к необходимости исправлять судебные ошибки.

Право на исправление

Значимость апелляционного/кассационного производства

Значение апелляции или кассации относится к одному из серии этапов, связанных с делопроизводством.

Критериями этого производства становится пересмотр принятых в рассмотрение дел, по которым были получены жалобы на вступившие уже в силу закона приговоры/ претензии или определения судебных органов.

В задачи такого контроля входят:

  1. Исправление вердиктов, по ошибки принявших законную силу.
  2. Предоставление законных прав потерпевшим/ обвиняемым или подозреваемым, а также адвокатам/прокурорам на предъявление претензионного заявления направленного на пересмотр вступившего в силу приговора/постановления или определения.

Задачи, ставшие основанием для возбуждения надзорного производства

Основным правилом, действующим в процессе надзора над пересмотром вынесенного решения в судебной инстанции, становится недопустимость вынесения вердикта, направленного на ухудшение положения направившего необходимое ходатайство.

Этот пункт говорит о том, что невозможен пересмотр вынесенного уже приговора оправдания направленный на прекращение дела по криминалу.

Действие такого правила касается любого вида принятого судом решения, которое в условиях надзорного производства можно опротестовать в пользу осужденного.

Чтобы провести надзор, потребуются серьезные основания.

Вынесенный вердикт в ходе судебного производства доступен к проверке инстанцией, имевшей на то свои полномочия только тогда, если были предоставлены заявителем основания.

Иначе, в простом формате проверка оснований вынесения приговора и его законности просто невозможна.

Задачи надзорной инстанции

Опираясь на закон, проверку можно сделать по следующим основаниям:

  • представление по надзору;
  • надзорная жалоба.

Между  написанными выше основаниями лежит разница, которая указывает, что для первого пункта действует прокурорское представление. Для второго – представитель заинтересованного или непосредственно само лицо.

Повод для возбуждения надзорного производства

Слово прокурора

Надзор в гражданском деле имеет небольшое отличие от уголовного. Здесь, основная роль отдается составу правонарушений. Потому и процедура надзора не отличается одна от другой.

Поводом, чтобы возбудить процесс по надзору может стать информация, свидетельствующая о несоблюдении законности судом в ходе вынесения вердикта, который выражается в отсутствии  доказательных оснований.

Надо отметить, что для подачи жалоб в инстанцию по надзору не действуют ограничения в сроках.

Не менее важен, становится тот пункт, что подобных инстанций для обращений несколько, что позволяет неоднократно проводить пересмотр дела.

Законные требования

Жалоба/ представление по надзору должны составляться в условиях действующих предписаний в нормативных актах.

Предъявляемые в этом случае требования не имеют отличий от заявлений по апелляциям.

В законодательстве отсутствуют определения последствий, которые наступают в результате не соблюдений предписаний.

Для таких случаев к руководству судебных органов доступно положение 375 статья УПК.

Составление жалобы

Законные требования

Предметом жалобы становится необоснованность принятого решения, выраженная несправедливость или незаконность.

Составляя жалобу, стоит обозначить реквизиты составляемого документа подобного типа. Указывается адрес инстанции, в полномочиях которой доступен оспариваемый документ к пересмотру.

Действие соответствующего закона направляет заявителя к соблюдению необходимой последовательности.

То есть, жалоба на вынесенное постановление райсуда не должно направляться в коллегию ВС, в обход региональной инстанции президиума.

При получении отказа в принятии необходимого решения по жалобе в инстанции, стоящей ниже рангом, всегда есть возможность для обращения с таким же основанием в вышестоящую.

При этом, есть возможность обжалования приговора/определения.

Дополнительная документация к жалобе

С правильно подготовленным заявлением, заявитель должен предоставить копии следующих документов:

  1. Подлежащий для пересмотра приговор (решение).
  2. Определение кассации/ апелляции.
  3. Иной документальный пакет, который, по мнению заявителя, сможет подтвердить высказанные им доводы.

Стоит оговорить, что не стоит истребовать дела, так как данный пункт не относится к обязательной функции. Свое решение инстанция по надзору может вынести и на основании предоставленного заявителем материала.

Нельзя ухудшить положение

Выявление нарушений

В статье ГПК № 448 утверждены основания, направленные на отмену вынесенных постановлений в ходе надзора, по причине их необоснованности или выявленных нарушений.

Вынесенные постановления будут признаны необоснованными в случае, не полного разбирательства  фактов,  ставших не учтенными доказательствами и фактов, без подтверждения и доказательств, но ставших в основании для вынесения решения.

Причины для отмены/изменений постановлений

Источник: http://processual.ru/nadzornoe-proizvodstvo-ponyatie-i-poryadok-vozbuzhdeniya/

70. Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

70. Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения.

Судебныйнадзор — это деятельность суда надзорнойинстанции по проверке законности иобоснованности вступивших в законнуюсилу постановлений нижестоящих судов,исправление их ошибок и осуществлениена этой основе судебной практики.

Всоответствии со ст. 376 Гражданскогопроцессуального кодекса вступившие взаконную силу судебные постановления,за исключением судебных постановленийПрезидиума ВС РФ, могут быть обжалованыв суд надзорной инстанции лицами,участвующими в деле, и другими лицами,если их права и законные интересынарушены судебными постановлениями.

Порядокпроизводства в суде надзорной инстанцииустановлен гл. 41 Гражданскогопроцессуального кодекса.

Судебныепостановления могут быть обжалованы внадзорной инстанции в течение 1 года содня их вступления в законную силу.

Впорядке судебного надзора могут бытьпроверены все без исключения судебныерешения, определения кассационнойинстанции.

Надзорнаяжалоба или представление прокурораподается непосредственно в суд надзорнойинстанции.

Пообщему правилу дело в порядке надзораможет пройти всю систему судов, т. е.после нижестоящей надзорной инстанциидопускается принесение протеста вближайшую вышестоящую инстанцию — и таквплоть до Президиума ВС РФ (ст. 377Гражданского процессуального кодекса).

надзорной жалобы, представления:

наименованиесуда, в который они адресуются;

наименованиелица, подающего жалобу или представление,его местожительства или место нахожденияи процессуальное положение в деле;

наименованиядругих лиц, участвующих в деле, ихместожительства, нахождения;

указаниена суды, рассматривавшие дело по первой,апелляционной или кассационной инстанции,и содержание принятых ими решений;

указаниена решение, определение суда, которыеобжалуются;

указаниена то, в чем заключается допущенноесудами существенное нарушение закона;

просьбалица, подающего жалобу или представление.

71. Усыновление (удочерение) ребенка

Статья269. Подача заявления об усыновлении илиудочерении

1.Заявление об усыновлении или удочерении(далее — усыновление) подается гражданамиРоссийской Федерации, желающими усыновитьребенка, в районный суд по месту жительстваили месту нахождения усыновляемогоребенка.

2.

Граждане Российской Федерации, постояннопроживающие за пределами территорииРоссийской Федерации, иностранныеграждане или лица без гражданства,желающие усыновить ребенка, являющегосягражданином Российской Федерации,подают заявление об усыновлениисоответственно в верховный суд республики,краевой, областной суд, суд городафедерального значения, суд автономнойобласти и суд автономного округа поместу жительства или месту нахожденияусыновляемого ребенка.

Статья270. заявления об усыновлении

Взаявлении об усыновлении должны бытьуказаны:

фамилия,имя, отчество усыновителей (усыновителя),место их жительства;

фамилия,имя, отчество и дата рождения усыновляемогоребенка, его место жительства или местонахождения, сведения о родителяхусыновляемого ребенка, наличии у негобратьев и сестер;

обстоятельства,обосновывающие просьбу усыновителей(усыновителя) об усыновлении ребенка,и документы, подтверждающие этиобстоятельства;

просьбаоб изменении фамилии, имени, отчества,места рождения усыновляемого ребенка,а также даты его рождения (при усыновленииребенка в возрасте до года), о записиусыновителей (усыновителя) родителями(родителем) в записи акта о рождении.

Статья271. Документы, прилагаемые к заявлениюоб усыновлении

1.К заявлению об усыновлении должны бытьприложены:

1)копия свидетельства о рождении усыновителя- при усыновлении ребенка лицом, несостоящим в браке;

2)копия свидетельства о браке усыновителей(усыновителя) — при усыновлении ребенкалицами (лицом), состоящими в браке;

3)при усыновлении ребенка одним из супругов- согласие другого супруга или документ,подтверждающий, что супруги прекратилисемейные отношения и не проживаютсовместно более года. При невозможностиприобщить к заявлению соответствующийдокумент в заявлении должны быть указаныдоказательства, подтверждающие этифакты;

4)медицинское заключение о состоянииздоровья усыновителей (усыновителя);

5)справка с места работы о занимаемойдолжности и заработной плате либо копиядекларации о доходах или иной документо доходах;

6)документ, подтверждающий право пользованияжилым помещением или право собственностина жилое помещение;

7)документ о постановке на учет гражданинав качестве кандидата в усыновители;

8)документ о прохождении в установленномпорядке подготовки лиц, желающих принятьна воспитание в свою семью ребенка,оставшегося без попечения родителей,за исключением случаев подачи заявленияоб усыновлении ребенка отчимом илимачехой, близкими родственникамиребенка, лицами, которые являются илиявлялись усыновителями и в отношениикоторых усыновление не было отменено.

1.1.К заявлению об усыновлении ребенкаотчимом или мачехой, если они являютсягражданами Российской Федерации,постоянно проживающими на территорииРоссийской Федерации, должны бытьприложены документы, указанные в пунктах2 — 4 и 6 части первой настоящей статьи.

2.

К заявлению граждан Российской Федерации,постоянно проживающих за пределамитерритории Российской Федерации,иностранных граждан или лиц безгражданства об усыновлении ребенка,являющегося гражданином РоссийскойФедерации, прилагаются документы,указанные в части первой настоящейстатьи, а также заключение компетентногооргана государства, гражданами которогоявляются усыновители (при усыновленииребенка лицами без гражданства -государства, в котором эти лица имеютпостоянное место жительства), об условияхих жизни и о возможности быть усыновителями,разрешение компетентного органасоответствующего государства на въездусыновляемого ребенка в это государствои его постоянное жительство на территорииэтого государства.

3.

К заявлению граждан Российской Федерацииоб усыновлении ребенка, являющегосяиностранным гражданином, прилагаютсядокументы, указанные в части первойнастоящей статьи, а также согласиезаконного представителя ребенка икомпетентного органа государства,гражданином которого он является, и,если это требуется в соответствии снормами права такого государства и(или) международным договором РоссийскойФедерации, согласие самого ребенка наусыновление.

4.Документы усыновителей — иностранныхграждан должны быть легализованы вустановленном порядке. После легализацииони должны быть переведены на русскийязык и перевод должен быть нотариальноудостоверен.

5.Все документы представляются в двухэкземплярах.

Статья272. Подготовка дела об усыновлении ксудебному разбирательству

1.Судья при подготовке дела к судебномуразбирательству обязывает органы опекии попечительства по месту жительстваили месту нахождения усыновляемогоребенка представить в суд заключениеоб обоснованности и о соответствииусыновления интересам усыновляемогоребенка.

2.

К заключению органов опеки и попечительствадолжны быть приложены:

1)акт обследования условий жизниусыновителей (усыновителя), составленныйорганом опеки и попечительства по местужительства или месту нахожденияусыновляемого ребенка либо по местужительства усыновителей (усыновителя);

2)свидетельство о рождении усыновляемогоребенка;

3)медицинское заключение о состоянииздоровья, о физическом и об умственномразвитии усыновляемого ребенка;

4)согласие усыновляемого ребенка,достигшего возраста десяти лет, наусыновление, а также на возможныеизменения его имени, отчества, фамилиии запись усыновителей (усыновителя) вкачестве его родителей (за исключениемслучаев, если такое согласие в соответствиис федеральным законом не требуется);

5)согласие родителей ребенка на егоусыновление, при усыновлении ребенкародителей, не достигших возрасташестнадцати лет, также согласие ихзаконных представителей, а при отсутствиизаконных представителей согласие органаопеки и попечительства, за исключениемслучаев, предусмотренных статьей 130Семейного кодекса Российской Федерации;

6)согласие на усыновление ребенка егоопекуна (попечителя), приемных родителейили руководителя учреждения, в которомнаходится ребенок, оставшийся безпопечения родителей;

7)при усыновлении ребенка гражданамиРоссийской Федерации, постояннопроживающими за пределами территорииРоссийской Федерации, иностраннымигражданами или лицами без гражданства,не являющимися родственниками ребенка,документ, подтверждающий наличиесведений об усыновляемом ребенке вгосударственном банке данных о детях,оставшихся без попечения родителей, атакже документы, подтверждающиеневозможность передачи ребенка навоспитание в семью граждан РоссийскойФедерации или на усыновление родственникамиребенка независимо от гражданства иместа жительства этих родственников.

3.

Суд при необходимости может затребоватьи иные документы.

Статья273. Рассмотрение заявления об усыновлении

Заявлениеоб усыновлении рассматривается взакрытом судебном заседании с обязательнымучастием усыновителей (усыновителя),представителя органа опеки и попечительства,прокурора, ребенка, достигшего возрастачетырнадцати лет, а в необходимых случаяхродителей, других заинтересованных лици самого ребенка в возрасте от десятидо четырнадцати лет.

Статья274. Решение суда по заявлению об усыновлении

1.Суд, рассмотрев заявление об усыновлении,принимает решение, которым удовлетворяетпросьбу усыновителей (усыновителя) обусыновлении ребенка или отказывает вее удовлетворении.

При удовлетворениипросьбы об усыновлении суд признаетребенка усыновленным конкретными лицами(лицом) и указывает в решении суда вседанные об усыновленном и усыновителях(усыновителе), необходимые длягосударственной регистрации усыновленияв органах записи актов гражданскогосостояния.

Суд,удовлетворив заявление об усыновлении,может отказать в части удовлетворенияпросьбы усыновителей (усыновителя) озаписи их в качестве родителей (родителя)ребенка в записи акта о его рождении, атакже об изменении даты и места рожденияребенка.

2.

При удовлетворении заявления обусыновлении права и обязанностиусыновителей (усыновителя) и усыновленногоребенка устанавливаются со дня вступлениярешения суда в законную силу об усыновленииребенка.

3.

Копия решения суда об усыновленииребенка направляется судом в течениетрех дней со дня вступления решениясуда в законную силу в орган записиактов гражданского состояния по меступринятия решения суда для государственнойрегистрации усыновления ребенка.

Статья275. Отмена усыновления

Рассмотрениеи разрешение дел об отмене усыновленияосуществляются по правилам исковогопроизводства.

Источник: https://studfile.net/preview/10909092/page:52/

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

70. Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения.

Возможность пересмотра решений, вступивших в силу, в кассационном (надзорном) производстве является одной из особенностей отечественного права. В большинстве зарубежных систем такой институт не предусмотрен. Его наличие в России обусловлено социально-политическими и географическими условиями страны. Рассмотрим далее, что собой представляет производство в суде надзорной инстанции.

Общие сведения

Действующий сегодня УПК устанавливает, что надзорное производство в уголовном деле может инициироваться исключительно сторонами. При этом существовавший ранее Кодекс почти не ограничивал число лиц, имевших право на предъявление соответствующего заявления.

Исходя из анализа норм УПК, можно определить, что производство суде надзорной структуры выступает в качестве этапа разбирательства по делу, в рамках которого вышестоящий орган проверяет обоснованность и законность постановления, вступившего в действие. Порядок применяется, в том числе, к апелляционным определениям.

Аналогичным образом характеризуется надзорное производство в гражданском процессе.

Этапы

Законодательство устанавливает несколько стадий надзорного производства:

  1. Направление жалобы на постановление, вступившее в действие.
  2. Принятие решения уполномоченным лицом. Судья может вынести определение о принятии жалобы и возбуждении производства либо об отказе в этом. В последнем случае председатель может отменить решение и передать заявление на рассмотрение.
  3. Разбирательство жалобы в надзорном порядке.

Значение

Надзорное производство выполняет важнейшие задачи. В первую очередь в ходе него осуществляется контроль над деятельностью нижестоящих институтов.

В рамках надзорного производства верховные и соответствующие военные суды руководят практикой, обеспечивая ее единство на базе точного применения законодательства и соблюдения принципа независимости системы. Эта деятельность необходима для реализации положения, закрепленного в ст. 19 Конституции.

В соответствии с ним, все лица равны перед законом и судом. Возможность пересмотра постановлений, вступивших в действие, выступает также в качестве ключевой гарантии соблюдения прав и интересов личности.

Производство в надзорной инстанции обеспечивает возможность пересмотра решений, которые по той или иной причине не обжаловались в апелляционном или ином порядке.

Из этого следует, что проверка осуществляется в отношении достаточно большого количества постановлений.

Надзорное производство в гражданском деле содействует единообразию практики, которая исполняет важнейшую роль в обеспечении законности при разбирательстве дел.

Отличительные черты

Надзорное и кассационное производства во многом схожи. Однако между ними существуют определенные отличия. Среди них следует отметить:

  1. Предмет проверки. Надзорное производство открывается по поводу решения, вступившего в действие.
  2. Неоднократность проверки. Надзорное производство может возбуждаться несколько раз в различных уполномоченных органах.

Специфика направления жалобы

Принесение жалобы, составленной по всем правилам законодательства, в кассационную инстанцию обязывает последнюю рассмотреть ее. Другими словами, дело автоматически переходит из одного органа в другой.

Разбирательству надзорной жалобы предшествует ее изучение компетентным должностным лицом. Оно обладает полномочиями признать, что в заявлении отсутствуют основания для пересмотра решения.

Из этого следует, что непосредственно факт принесения жалобы, составленной с соблюдением законодательных требований, еще не означает, что будет возбуждено надзорное производство.

Надзорное производство предполагает конкретные сроки для рассмотрения жалоб и представлений. Их установление предотвращает затягивание принятия решения. Надзорная инстанция должна рассмотреть заявление в пятнадцатидневный срок. В этот период включено время принятия соответствующего акта.

О времени, дате и месте надзорного производства суд уведомляет стороны в установленном порядке. Соблюдение этого требования гарантирует реализацию участниками дела своих прав. Следует при этом сказать, что в УПК не предусмотрено извещение гражданских ответчика и истца, частного обвинителя, а также их представителей.

Между тем, их интересы затрагиваются поступившей жалобой.

Доклад по заявлению

В рамках надзорного производства на первой стадии первым выступает член президиума, уполномоченного на рассмотрение дела, либо другое должностное лицо, не участвовавшее ранее в разбирательстве.

По 407 статье (часть 4) УПК, доклад включает в себя изложение обстоятельств, содержания приговора, постановления/определения, оснований для подачи жалобы, акта о начале пересмотра.

Существует мнение, что если должностное лицо, не выступающее в качестве члена президиума, участвует в обсуждении, но не входит в состав надзорного суда, ему должна предоставляться возможность высказаться по делу не только в рамках доклада, но и после того, как выступят стороны.

Перед началом завершающего этапа, в ходе которого будет приниматься решение по существу жалобы, докладчик должен высказать свое мнение относительно позиций сторон, дополнительных материалов, которые были ими представлены на заседании. Ему могут задаваться вопросы.

Нюансы

После заключительного выступления докладчика слово предоставляют прокурору. По гл. 6 УПК, это должностное лицо выступает на стороне обвинения. В ходе заседания необходимо учесть, что прокурор в силу 11 статьи (ч.

1, 2) обязан обеспечить права участников разбирательства, в числе которых и потерпевший, обвиняемый/подозреваемый. Другие стороны процесса, имеющие право направления жалобы, не наделяются возможностью поддержать ее.

Но потерпевший, осужденный и иные лица могут дать свои устные пояснения после того, как выступит прокурор. Это может способствовать обоснованию жалобы, опровержению доводов иных участников.

Вынесение определения

Принятие решения по рассмотренной жалобе осуществляется после обсуждения должностными лицами вопроса о наличии оснований для изменения или отмены решения, проверенного в надзорном порядке. Вынесенный акт должен соответствовать предписаниям 388 статьи УПК.

Определение подписывают все члены суда, постановление – председательствующий на заседании. Принятие решения об изменении/отмене вступившего в действие и проверенного акта осуществляется большинством.

В случае равенства жалоба/представление будут считаться отклоненными.

Субъекты права

Законодательство четко ограничивает круг лиц, которым предоставляется возможность направить надзорную жалобу. К этим субъектам относят:

  1. Подозреваемого/обвиняемого.
  2. Оправданного.
  3. Осужденного.
  4. Потерпевшего.
  5. Защитников/законных представителей сторон.

Прокурор вправе принести надзорное представление. Как выше было указано, законодательство исключило из числа субъектов права гражданских ответчика и истца. При этом УПК допускает направление ими ходатайства об участии в заседании надзорного суда.

Требования закона

Надзорное представление/жалоба должны соответствовать предписаниям нормативных актов. Требования аналогичны тем, которые предусматриваются для апелляционных заявлений. В законодательстве не определены последствия, наступающие при несоблюдении предписаний. На практике суды применяют в таких случаях положения 375 статьи УПК по аналогии.

Структура жалобы

В качестве предмета выступает незаконность, несправедливость, необоснованность решения, вступившего в действие. При составлении жалобы необходимо указать обязательные реквизиты, предусмотренные для документов такого типа. Заявление должно быть адресовано в инстанцию, уполномоченную на пересмотр оспариваемого акта. При этом закон требует от заявителя последовательности.

В частности, надзорная жалоба на постановление районного суда не может направляться в коллегию ВС, минуя президиум региональной инстанции. Это правило, по мнению нормотворцев, служит интересам заявителя. В случае отказа в удовлетворении жалобы в нижестоящей инстанции он вправе обратиться в вышестоящую по тем же основаниям.

При этом субъект может обжаловать и приговор, и определение.

Вместе с заявлением заинтересованное лицо предоставляет копии решения (приговора), подлежащего пересмотру, апелляционного (кассационного) определения.

В случае необходимости предъявляются и иные документы, которые, по мнению жалобщика, подтверждают изложенные им доводы. Необходимо сказать, что истребование дела не считается обязательной процедурой.

Принятие решения надзорной инстанцией может осуществляться и на основании полученных от заявителя материалов.

Невозможность ухудшения положения

Действовавшее ранее законодательство не допускало пересмотра обвинительного приговора, определения в надзорном порядке в связи с необходимостью применить нормы о более тяжком деянии, ввиду мягкости вмененного наказания и по прочим основаниям, которые могут способствовать изменению состояния дела к худшему. В пленарном Постановлении ВС № 6 от 05.12.1978 г. приводятся разъяснения по этому вопросу. В частности, в акте установлены основания, ухудшающие положение лица. К ним относят вопросы, касающиеся:

  1. Применения акта амнистии.
  2. Непризнания в действиях виновного рецидива особо опасного характера.
  3. Применения отсрочки исполнения наказания или отклонения представления о ее отмене.
  4. Исчисления срока наказания.
  5. Применения к виновному УДО или замены наказания более мягкой санкцией.
  6. Снятия судимости.
  7. Освобождения от отбывания наказания.

Обстоятельствами, которые ухудшают положение субъекта, также являются: признание виновности по эпизодам, за которые ему не было вменено наказание, исключение смягчающих факторов из приговора и пр.

Не рассматривается как поворот к худшему устранение арифметических ошибок, а также явных описок и опечаток.

Запрещение на ухудшение положения субъекта распространяется на решения первых и вторых инстанций, а также на постановления, принятые в надзорном порядке.

Источник: https://FB.ru/article/266533/nadzornoe-proizvodstvo-ponyatie-i-poryadok-vozbujdeniya

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции (Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора — судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.

Порядок возбуждения надзорного производства

См. Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если: 

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5 и 7 части первой, частями третьей — шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;
  4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
  5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. второй ст. 391.1 Кодекса.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 — 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

  • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
  • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/nadzornoe-proizvodstvo-ponyatie-i-poryadok-vozbuzhdeniya

Значение надзорного производства:

1.                      проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;

2.                      обеспечение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Предмет пересмотра в порядке надзора — судебные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассационной инстанций);

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной инстанции (Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции.
  • ТОЛЬКО ПРЕЗИДУМ ВС РФ может рассматривать жалобы в порядке надзора

Жалобы могут подать:

  • лица, участвующие в деле
  • другие  лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями

Представление о пересмотре —  Генеральный прокурор РФ и его заместители (если в рассмотрении дела участвовал прокурор)

Предмет жалобы:

1) вступившие в законную силу решения областных и приравненных к ним судов, принятые ими по 1 инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ.

2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ

3) вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, принятые им по 1 инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

4) определения Апелляционной коллегии ВС РФ;

5) определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ  и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке ИЛИ в кассационном;

  • Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в ВС РФ

Срок на подачу жалобы – 3 месяца

надзорных жалобы, представления

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

6) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

    Жалоба  лица, не принимавшего участия в деле,  — должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

  • Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем.
  • К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя.
  • Надзорное представление должно быть подписано Ген.прокурором РФ или его заместителем.

   К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

 Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

      К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате гос. пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу

 1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям

2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;

5) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности

   Возвращаются течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Источник: https://students-library.com/library/read/67957-nadzornoe-proizvodstvo-ponatie-i-poradok-vozbuzdenia

Uchebnik-free
Добавить комментарий