70. Методы, способы и типы правового регулирования.

Методы, способы и типы правового регулирования

70. Методы, способы и типы правового регулирования.

Методы правового регулирования — это способы правового воздействия на общественные отношения с целью подчинения поведения субъектов моделям поведения, зафиксированным в правовых нормах. В рамках этатистской теоретико-правовой традиции метод правового регулирования определяется как способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства.

Методы определяются предметом правового регулирования, т. е. многообразием соответствующих общественных отношений, которые, как показано выше, могут быть разделены на три группы. В первую группу входят отношения между собственниками.

Такие отношения не могут строиться на основе доминирования властеподчинения и требуют соответствующего метода правового регулирования.

Во вторую и третью группы входят отношения между властвующими и подвластными, требующие принципиально иных способов воздействия.

В соответствии с этим в теории права выделяют два основных метода нормативно-правового регулирования: императивный (централизованный , авторитарный) метод и диспозитивный (децентрализованный, автономный) метод.

По мнению С. С. Алексеева, специфика метода правового регулирования выражается в следующих основных признаках:

1) в правовом положении субъектов;

2) в основаниях возникновения, изменения и прекращения правоотношений;

3) в способах определения содержания прав и обязанностей участников правоотношений;

4) в характере юридических санкций.12

Таким образом, каждый из двух методов правового регулирования может быть охарактеризован в соответствии с указанными критериями.

С помощью императивного метода регулируются общественные отношения, один из участников которых обладает властными полномочиями, а другой — обязанностью подчиняться. Императивным методом, таким образом, регулируются отношения субординации, властеподчинения, т. е.

публично-правовые отношения. Правило поведения, которое формулируется при использовании данного метода, является императивным, т. е. властно предписывающим лишь один возможный вариант поведения обязанной стороны: соблюдение запрета или исполнение обязанности.

Таким образом, данный метод правового регулирования характеризуется доминированием двух способов правового регулирования: запрета и обязывания.

Нарушение установленных правовых обязанностей (активных либо пассивных) вызывает наступление негативных последствий (санкций) для правонарушителя независимо от воли и желания потерпевшего.

Таким образом, императивный метод — это способ правового воздействия на отношения субординации, властеподчинения, путем властного определения лишь одного возможного варианта поведения обязанной стороны: соблюдение запрета или исполнение обязанности.

Отношения между юридически равными субъектами, не связанными друг с другом отношениями власти и подчинения, регулируются при помощи диспозитивного метода. Метод автономии является, таким образом, методом координации отношений, характерным для частного права.

Нормы, используемые при данном методе правового регулирования, предоставляют субъектам право выбора варианта поведения в границах, установленных правовой нормой, в том числе право добровольно и по взаимному согласию принимать на себя обязанности по отношению друг к другу.

Таким образом, данный метод правового регулирования характеризуется доминированием управомочивания (дозволения), предоставляющего субъектам определенную меру социальной свободы, границы которой устанавливаются с помощью запретов.

Нарушение установленных правовых обязанностей влечет наступление негативных последствий (санкций) не из самого факта нарушения, а лишь по требованию заинтересованной стороны (в исковом порядке).Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. С. 294-295

Можно предложить следующее определение диспозитивному методу правового регулирования: это способ правового воздействия на отношения между юридически равными субъектами, не связанными друг с другом отношениями власти и подчинения, путем предоставления субъектам права выбора варианта поведения в границах, установленных правовой нормой, в том числе право добровольно и по взаимному согласию принимать на себя обязанности по отношению друг к другу.

Следует отметить, что в современной научной литературе обосновывается концепция единого метода правового регулирования, соответствующего единому предмету правового регулирования. По мнению автора данной концепции В. Д.

Сорокина, существуют три первичных способа воздействия на правовые отношения: дозволение, предписание (обязывание), запрет, соответствующие трем видам регулятивных норм — управомочивающим, обязывающим, запрещающим.

Соответственно, полагает ученый, метод правового регулирования проявляется при помощи трех основных, первичных способов воздействия на поведение людей, тесно взаимодействующих между собой и закрепленных в правовых нормах.

Все способы правового регулирования, составляющие содержание метода, выступают не разрозненно, не в изоляции друг от друга, а в самом тесном взаимодействии, иначе говоря, во взаимообеспечении.13 В этом, по мнению В. Д. Сорокина, выражается системность и универсальность метода правового регулирования.Сорокин В. Д. Правовое регулирование. Предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб., 2003. С. 112-115

Методы правового регулирования в рамках каждой отрасли права получают свою специфику в зависимости от предмета правового регулирования.Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С.

296Определенное сочетание императивного и автономного методов, обусловленное особенностями предмета правового регулирования каждой отрасли права, называется правовым режимом. Понятие «правовой режим» призвано полнее характеризовать своеобразие правового регулирования каждой отрасли. По определению С. С.

Алексеева, правовой режим — это порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования.

14 Таким образом, в рамках каждого правового режима участвуют все способы правового регулирования.Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 185

Способ правового регулирования определяется характером сформулированного в норме правила поведения. Любое правовое правило имеет предоставительно-обязывающий характер.

Это означает, что оно и предоставляет субъективные права, и возлагает субъективные обязанности (активные и пассивные).

В зависимости от того, на что направлена правовая норма, — на право или на обязанность, выделяют три основных способа правового регулирования: управомочивание, обязывание и запрет.

Управомочивание (дозволение)выражается в предоставлении субъекту определенных правомочий — субъективных прав как на собственные действия, так и на бездействие, а также права требования соответствующего правомочию поведения от обязанных субъектов.

Как отмечает С. С. Алексеев, суть права как специфического социального регулятора как раз и состоит именно в дозволении, которое выражает «социальную свободу, социальную активность людей, т. е. явления, по “номенклатуре” социальных ценностей куда более высокие и значимые, чем запреты и тем более жесткие принудительные меры воздействия».15

Обязывание выражается в предписании совершить определенные действия, т. е. в возложении на субъекта активной обязанности.

Запретпредставляет собой возложение обязанности не совершать определенных действий (пассивная обязанность). Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. С. 298

Трем указанным способам правового регулирования соответствуют три разновидности регулятивных норм: управомочивающие, обязывающие,запрещающие.

Одна из выработанных римскими юристами формул гласит: «Legis vertus haes est: imporare, vetare, permifere, punize», т. е. сила закона состоит в том, что приказывать, запрещать, разрешать, наказывать.

Последний из содержащихся в этой формуле компонентов («наказывать») является вторичным и относится к случаям нарушения первых трех компонентов формулы; как раз они и являются выражением дозволения, обязывания и запрета.

Важно подчеркнуть, что дозволения и запреты тесно взаимосвязаны, что позволяет С. С. Алексееву говорить об их «органическом единстве».16 Эта взаимосвязь выражается в том, что если дозволения предоставляют субъекту меру социальной свободы, то запреты устанавливают ее границы.

При этом некоторые правомочия, например, право субъекта на бездействие, как и запреты, реализуется в рамках общих или абсолютных правоотношений.

В отличие от них позитивное обязывание всегда реализуется в конкретных относительных правоотношениях, в которых на одну сторону возложена обязанность совершить определенные действия, другая — обладает лишь правом требования, которое по объему предоставленной социальной свободы несравненно меньше, чем правомочие действия или бездействия в социально признанных границах, очерченных в том числе запретами.

Дозволение, обязывание и запрет могут быть как нормативными (общенормативными), т. е. возникающими на основе общих норм, так и индивидуальными (индивидуально-нормативными), возникающими на основе индивидуальных норм и являющимися способом регулирования конкретных субъектов.

В теории права выделяют такое понятие, как тип правового регулирования. Согласно определению С. С. Алексеева, тип правового регулирования — это общая направленность правового регулирования, зависимая от того, что лежит в основе регулирования, — общее дозволение или общий запрет.

Данное понятие характеризует наиболее существенные разновидности сочетаний способов регулирования;17 выражает наиболее существенное в социальной и юридической специфике правового регулирования;18 Существуют два типа правового регулирования:: общедозволительный и общезапретительный (разрешительный).

Смысл общедозволительного типа правового регулирования выражается в формуле: «дозволено все, что не запрещено(законодательством)». Данный тип правового регулирования предусматривает установление только тех запретов, без которых общество не может нормально существовать.

Все, что не попадает под законодательный запрет, считается юридически разрешенным (дозволенным). Такой тип регулирования доминирует в гражданском обществе, в сфере частноправовых отношений. Как отмечает С. С.

Алексеев, «когда лицу предоставлеяется возможность строить свое поведение по определенному кругу вопросов на началах “все, за исключением”, — это создает максимально благоприятные возможности для деятельности в соответствии с интересами данного лица, для инициативы, для самостоятельности, творческой активности.

И в то же время здесь очерчиваются внешние границы поведения — то, что “нельзя”, запрещен; это уже само по себе обеспечивает сочетание дозволенности с организованностью отношений, с известным кругом обязанностей, является определенной преградой произволу…».19

Данный тип правового регулирования охватывает важнейшую сферу субъективных прав — абсолютные права. Абсолютные права, например, право собственности или право авторства «обрастают» исключениями — запретами, очерчивающими пределы свободного, по усмотрению, поведения, и это позволяет подчинить абсолютные права общесоциальным интересам.20

Смысл общезапретительного (разрешительного) типа правового регулирования выражается в иной формуле: «запрещено все, кроме прямо разрешенного (законодательно)». То есть разрешается совершать только такие действия, которые прямо предписаны законодательством.

Данный тип правового регулирования используется в публичном праве: на его основе должны функционировать органы государства, дабы не выходить за пределы своей компетенции.

Общезапретительный тип является оптимальным способом упорядочения деятельности государственных органов, должностных лиц, обеспечивающим введение властных функций в строгие рамки и существенно ограничивающим возможности произвольных действий.

Именно поэтому этот тип правового регулирования является доминирующим в сфере применения юридической ответственности. Как отмечает С. С.

Алексеев, «когда лица строят свое поведение в соответствии с началом “только это”, то достигаются определенность и четкость в поведении, строгое следование тем его вариантам, которые предусмотрены в юридических нормах, индивидуальных правовых актах».

21 По мнению ученого, разрешительный порядок «не имеет значения общеправового начала и… может рассматриваться как изъятие из общеправового начала, выраженного в общедозволительном порядке».22 Вместе с тем С. С. Алексеев полагает, что такой тип правового регулирования, при котором доминируют запреты, был первоначально характерен для первобытных обществ.

23Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 24-26 По мнению же В. Д. Сорокина, в зависимости от особенностей соотношения дозволения, обязывания и запрета можно выделить три типа правового регулирования. Первый тип — гражданско-правовой — характеризуется преобладанием дозволения; во втором типе — административно-правовом доминирует обязывание; для третьего типа — уголовно-правового характерно доминирование запрета.Сорокин В. Д. Правовое регулирование. Предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб., 2003. С. 119-121Каждый из типов правового регулирования предполагает собственное соотношение дозволения, обязывания и запрета при доминировании одного из данных способов.24

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b24149.html

Способы, методы, типы правового регулирования

70. Методы, способы и типы правового регулирования.

Способы правового регулирования – это приемы регулирования общественных отношений. Они зависят от особенностей правовых норм. Общепризнанными являются три способа правового регулирования:

1. дозволение (управомочение);

2. обязывание (позитивное обязывание);

3. запреты.

В литературе называются и другие способы: стимулы, санкции, правомочия (В.М. Сырых); рекомендование (С.А. Комаров); принуждение, предупреждение, поощрение (И.П. Слободнюк, В.М. Макаган); стимулирование (Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов).

Дозволение – это предоставление лицам права на свои собственные активные действия. Иными словами это субъективное юридическое право. Оно содержится в управомочивающих нормах права. Обязывания (точные позитивные обязанности) (позитивные в том смысле, что они предполагают активную деятельность), связаны главным образом с функционированием государственной власти, с ее велениями.

Позитивное обязывание – это закрепленное нормами права предписание граждан, иными лицами совершить какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица (обязанность служить в армии, уплатить стоимость покупки, не покушаться на права и свободы других лиц). Это могут быть либо активные действия, либо воздержание от конкретных действий.

Запрет – это возложенная на граждан и иных лиц обязанность воздержаться от запрещенных нормой права действий.

Дозволения, запреты и обязывания есть наиболее глубокий слой механизма правового регулирования. В ходе реализации права они как бы проникают во все его звенья — юридические нормы, правоотношения, акты реализации во многом определяя их черты и особенности.

Метод правового регулирования — это совокупность способов воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

Виды методов правового регулирования. Обычно выделяют два главных метода:

1. централизованный (метод директивный, императивный);

2. децентрализованный (метод автономный, диспозитивный).

Централизованный метод. Его отличает:

— регулирование на властно-императивных началах; «сверху — донизу»;

— строгая обязательность, не допускающая отклонений от юридических установлений;

— использование предписания в качестве основного юридического средства;

— использование для защиты интересов общества в целом и государства.

Децентрализованный метод. Его отличает:

— возможность сторон урегулировать собственные действия по своему усмотрению;

— равноправие сторон;

— он основан на дозволениях.

В наиболее чистом виде этот метод используется в гражданском праве.

Тип правового регулирования. Он представляет собой общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования — дозволение или запрет. В зависимости от сочетаний запретов и дозволений различают два основных типа регулирования:

1. общедозволительный (дозволительный);

2. запретительный (разрешительный).

Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешается все, что не запрещено законом).

В регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено.

Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом.

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлению инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он связан с закреплением социальной свободы в праве, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленной цели.

Запретительный тип. Он применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (государственный орган имеет право только на то, что указано в законе — круг полномочий, и т.д.

); вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности; является единственным при применении мер государственного принуждения.

Правовой режим. Правовой режим — это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Смысл понятия правовых режимов и способов их применения наиболее полно отражает метод деления категории по соотношению в ней стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим.

Самым ярким проявлением стимулирующего и ограничивающего режимов является соответственно режим наибольшего благоприятствования (основным признаком выступает развитая система льгот и поощрений) и режим наибольшего не благоприятствования (в качестве которого можно рассматривать режим чрезвычайного положения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_56579_sposobi-metodi-tipi-pravovogo-regulirovaniya.html

Методы, способы, типы правового регулирования

70. Методы, способы и типы правового регулирования.

Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения; это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.

Методы правового регулирования

Метод правового регулирования — определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов — особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

    • императивный;
    • диспозитивный;
    • поощрительный;
    • рекомендательный;
    • и другие.

Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях — между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга.

Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.

Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путемразрешений, содействия, рекомендательных актов.

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

    1. дозволение,
    2. обязывание,
    3. запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как

    • субъективное право,
    • свобода,
    • законный интерес.

Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его.

Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия.

Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Типы правового регулирования

Тип правового регулирования —  те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями.

Выделяют два типа правового регулирования:

    1. общедозволительный;
    2. разрешительный.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено.

Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач.

Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного.

Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/metodi-sposobi-tipi-pravovogo-regulirovaniya

17.3. Способы и типы правового регулирования. Методы правового

70. Методы, способы и типы правового регулирования.

Юридические нормы, их содержание предполагают определенный способ, модель, с помощью которой будет реализовываться правовое предписание (соответствующую логико-языковую конструкцию). В большинстве случаев выделяют следующие способы правового регулирования.

Запрет — обязанность не совершать какие-либо действия, запрещенные правовыми нормами.

Дозволение — это предоставление субъектам права, возможности совершать самим какие-либо активные действия в своих собственных интересах.

Обязывание — это либо пассивное воздержание от каких-либо действий (пассивное обязывание), например остановка водителем автотранспорта на красный свет; либо активное действие (что-то необходимо сделать, выполнить какие-то обязанности, например уплатить налог, штраф и т.д.).

Запрет и обязывание по своей юридической природе категории однопорядковые, разница между ними лишь в том, что запрет по своей природе более категоричен и используется в ситуациях, требующих жесткого, образно говоря «ослепительного», мгновенного правового регулирования и мгновенной правовой реакции. Обязывание же предполагает не пассивную «остановку и замирание», а систему действий, например по остановке автомобиля на красный свет светофора, уплаты штрафа и т.д.

В зависимости от сочетания способов правового регулирования — дозволений, запретов и обязываний выделяют типы правового регулирования. Прежде всего это общедозволительный тип регулирования, основанный на общем дозволении.

Формула общедозволительного типа такова — дозволено все, кроме того, что прямо запрещено, например, отвод земельного участка разрешен везде, кроме земель заказников, заповедников и т.д. Разрешен лов любой рыбы, кроме осетровых; и т.д.

Нет сомнения, общедозволительный тип регулирования не применим к деятельности органов государственной власти, ибо это приведет к вседозволенности и в конечном итоге к безвластию.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на всеобщем запрете каких-либо действий, деятельности и др. Однако среди общего запрета («нельзя») кому-то — что-то можно другому, например военнослужащий может зарегистрировать брак без соблюдения общих сроков*(134).

Разрешительная система государства, как справедливо отмечается в юридической литературе, основана именно на этом принципе, например, приобретение, ношение, хранение огнестрельного оружия; выдача лицензии на какой-либо вид деятельности; и т.п.

Следует иметь в виду что разрешительный тип регулирования неприменим к деятельности государственных органов, ибо получается парадоксальная ситуация: государственный орган вынужден был бы обращаться к вышестоящему органу, спрашивая при этом соответствующее разрешение.

Кроме рассмотренных типов регулирования выделяют так называемый дозволительно-обязывающий тип регулирования, используемый только в деятельности государственных органов. Его формула такова: для государственных (муниципальных) органов дозволено только то, что прямо предписано законом.

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, их «подбор» в регулировании какой-либо группы или вида правоотношений.

Различают императивный метод правового регулирования, основанный на централизованном, властном регламентировании общественных отношений. В этом случае говорят о регулировании «сверху вниз» (административное право, военное право и др.).

Диспозитивный метод регулирования предполагает равенство сторон, основанное на выборе вариантов поведения. Способом реализации данного метода является договор.

Подчеркнем: нормативное правовое регулирование распространяется на все отношения определенного рода или вида.

Цель такого регулирования — определить предмет, сферу отношений и действий в социальной практике, попадающих под действие соответствующих норм.

Нормативное правовое регулирование — важная составляющая правового регулирования, достоинство и ценность которого в правовом упорядочивании определенной части отношений, придании им устойчивости и возможности развития при помощи права.

Индивидуальное правовое регулирование связано с конкретизацией юридических норм относительно конкретных субъектов (договор купли-продажи; договор подряда; иные договорные обязательства; решение суда, третейского суда, административных органов, полномочных государственных органов и т.п.). Конкретные субъекты права наделены субъективными правами, призваны выполнять субъективные юридические обязанности. На этой стадии общее нормативное регулирование переходит в стадию индивидуального. Это никак не отрицает роли и функций общего действия права.

Саморегулирование в праве в большинстве случаев связывают с действием договоров, их заключением, но и не только.

Это, как полагают многие авторы, и принятие отдельных локальных актов на предприятии, учреждении, например устав учреждения, положение о премировании, а также и другие документы.

В юридической науке пока не предложены четкие критерии, грани, способные отграничить индивидуальное правовое регулирование от саморегулирования.

Источник: https://all-sci.net/gosudarstva-prava-teoriya/173-sposobyi-tipyi-pravovogo-regulirovaniya-141820.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий