70. Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии.

Механизм правового регулирования: понятие, стадии и элементы

70. Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии.

Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Признаки государственного принуждения:

— является разновидностью социального принуждения;

— по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания;

— опосредовано правом, носит правовой характер;

— представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия;

— воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта;

— осуществляется посредством применения соответствующих мер;

— обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;

— применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;

— основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;

— применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;

— реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.

Виды государственного принуждения:

1. Административное принуждение;

2. Уголовное принуждение;

3. Гражданско-правовое принуждение;

4. Дисциплинарное принуждение.

Виды государственного принуждения:

— меры юридической ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, отмена незаконного акта);

— меры пресечения правонарушений (привод, изъятие имущества, административное задержание, заключение под стражу, подписка о невыезде и др.);

— меры предупреждения правонарушений и иных нежелательных явлений (проверка документов, прекращение — либо ограничение движения транспорта и пешеходов, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);

— меры защиты или правовосстановительные (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов, принудительный раздел общей собственности и др.).

Как видим, юридическая ответственность является лишь одним из видов государственного принуждения. Из этого следует, что на нее распространяются все признаки государственного принуждения.

Как и все виды государственного принуждения, юридическая ответственность представляет собой принудительное воздействие, может исходить только от уполномоченных на то органов или лиц, осуществляется исключительно на основе норм права, осуществляется строго в соответствии с процедурой, ими предусмотренной.

В отличие от иных видов принуждения, юридическая ответственность всегда является следствием только противоправного поведения лица и при этом всегда связана с определенными лишениями, ограничениями, которым подвергается правонарушитель.

Механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Этот механизм позволяет:

— обеспечить комплексное воздействие различных средств на общественные отношения, поведение людей;

— показать динамику права, механизм его реального функционирования;

— выявить специфические функции и регулятивные возможности каждого из явлений правовой действительности, его связи с иными правовыми явлениями и процессами.

Цель механизма правового регулирования — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его цели (формальный признак).

Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.

Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения.

Различают:

— этап регламентации отношений;

— этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей;

— этап реализации прав и обязанностей.

На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются основные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма правового регулирования (правосознание, правовая культура, юридическая техника и др.).

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

— норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);

— юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

— правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

— акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

— охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

Эффективность механизма правового регулирования напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и насколько оптимально подобраны средства для их достижения.

При формировании цели моделируется желаемый результат и мотивируется комплекс средств, способных, по мнению субъекта, привести к ее достижению.

С точки зрения функционирования правового регулирования (юридический механизм действия права) — это процесс, имеющий определенные стадии, а с точки зрения структуры — это элементарный состав каждого из его аспектов.

Первая стадия механизма правового регулирования (МПР) как процесса состоит в общем воздействии права на общество и складывающиеся в нем общественные отношения.

Происходит формулирование правил поведения, направленных на удовлетворение интересов определенной группы субъектов права.

Уже на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных препятствий на пути реализации и предусматриваются варианты применения правовых средств их преодоления. На данном этапе речь идет о качественном подходе к формированию нормы права.

Вторая стадия. Определяются специальные условия, при наступлении которых общие правила поведения могут быть детализированы применительно к определенному виду субъекта (субъектов) права. На данном этапе речь идет о юридическом факте, выступающем в качестве основания для возникновения, изменения или прекращения возможной юридической связи между субъектами права.

Третья стадия устанавливает характер конкретной юридической связи между субъектами права посредством определения взаимных прав и обязанностей по отношению друг к другу и к третьим лицам. На данном этапе на основе норм права и конкретных юридических фактов осуществляется процесс возникновения правоотношений определенного вида.

Четвертая стадия. Реализация в действиях субъектов права их субъективных прав и юридических обязанностей, направленных на удовлетворение их целей посредством соблюдения, исполнения или использования предоставленных правовыми предписаниями возможностей. Это находит свое отражение в актах реализации прав и обязанностей.

Пятая стадия. Если форме реализации права препятствуют негативные явления, вызванные противоправными действиями и поставленные цели не могут быть достигнуты, то в процесс механизма правового регулирования включается определенный законом круг лиц или государственных органов власти, наделенных полномочиями по правоприменительной деятельности.

Возникновение этой стадии носит факультативный (необязательный) характер и возможно только при необходимости восстановления правомерного поведения субъектов права в рамках устанавливаемого государством юридически значимого поведения. Свое выражение оно находит в форме принятия правоприменительного акта, носящего охранительный характер.

Можно выделить также и другую факультативную стадию, предшествующую иногда возникновению правоотношений — это стадия формирования и возникновения права.

Таким образом, указанным стадиям соответствуют следующие элементы юридического аспекта правового регулирования, составляющие структуру механизма правового регулирования:

— нормы права;

— юридические факты, в том числе и акты (факультативный элемент) правоотношения; правоотношение;

— акты реализации прав и обязанностей;

— правоприменительный акт, носящий охранительный характер.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_68148_mehanizm-pravovogo-regulirovaniya-ponyatie-stadii-i-elementi.html

newinspire

70. Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии.

Ключевые слова: элементы, стадии, механизм, правового, регулирования

Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обозначить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

1) норма права;

2) юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию. Более того, именно в рамках тех или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться.

Поэтому пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами.

На первой стадииформулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения.

Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.).

Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права.

На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим.

Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый «последний момент».

Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта.

Акт применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов.

Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.

Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.

Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

Третья стадияустановление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных.

Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая — обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность).

В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов.

Правоотношение конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами.

Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение.

Четвертая стадияреализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей — позволяет интересу субъекта удовлетвориться.

Акты реализации субъективных прав и обязанностей — это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.

Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность.

Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.

Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты… читать далее …

Источник: http://newinspire.ru/l/3/34/451-elementy-i-stadii-mekhanizma-pravovogo-regulirovaniya.html

Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии

70. Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 28Следующая ⇒

Механизм правового регулирования – система правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации прав и обязанностей, актов применения права), с помощью которых осуществляется результативное правовое регулирование общественных отношений.

Элементы МПР:

1. Нормы права

2. Правоотношения

3. Акты реализации прав и обязанностей

4. Акты применения права.

Норма права – изначальный, первичный элемент МПР, содержащий общее предписание или правило поведения, которому должны следовать субъекты права. Нормы права содержатся в НПА, а так же в иных источниках права.

Правоотношения– это юридическая связь между субъектами права, основанная на нормах права. Правоотношения складываются на основе норм права при наличии юридических фактов (конкретных жизненных обстоятельств). В рамках правоотношений реализуются права и обязанности их участников.

Акты реализации прав и обязанностей – фактические варианты поведения участников правоотношений по использованию субъективных прав, исполнению юридических обязанностей, соблюдению правовых запретов, следованию правовым рекомендациям.

Акты применения права – индивидуальный правовой акт, который принимается властным субъектом при невозможности самостоятельной реализации участниками правоотношений принадлежащих им прав и возложенных на них обязанностей (например, приговор суда).

Стадии МПР:

  1. Стадия нормативной регламентации. Правовое регулирование начинается с формирования, разработки юридических норм и введения их в действие, т.е. с создания нормативной базы. На этой стадии НП устанавливает определенный правовой статус, правовой режим в рамках которого действуют все субъекты права.
  2. Стадия возникновения прав и обязанностей участников правоотношений. На этой стадии, на основе НП при наличии предусмотренных ими обстоятельств (юридических фактов) у конкретных субъектов возникают права и обязанности, т.е. осуществляется переход от общих предписаний норм, содержащихся в источниках права к конкретной модели поведения для конкретных лиц.
  3. Стадия реализации прав и обязанностей участников правоотношений. На этой стадии происходит фактическое использование субъективных прав, исполнение юридических обязанностей, соблюдение правовых запретов, следование правовым рекомендациям, адресатами соответственно управомочивающих, обязывающих, запрещающих и рекомендующих норм.
  4. Стадия применения норм права. Данная стадия является факультативной, т.к. она имеет место только тогда, когда в рамках трех главных стадий реализация права не происходит. На этой стадии властными субъектами принимаются индивидуальные акты применения норм права, т.е. выносятся решения, обеспечивающие права и обязанности участников правоотношений.

Виды, методы, способы и типы правового регулирования.

Выделяются два вида правового регулирования:

1. Нормативное регулирование

2. Индивидуальное регулирование

Нормативное регулирование – деятельность компетентных субъектов по разработке, принятию и введению в действие НП.

По средствам норм права обеспечивается единый общий порядок и стабильность в правовом регулировании общественных отношений.

Индивидуальное регулирование— разрешение конкретных ситуаций, требующих правового регулирования на основе НП.

По средствам индивидуального регулирования обеспечивается учет конкретных жизненных обстоятельств, учет своеобразия каждой юридической ситуации.

Индивидуальное регулирование подразделяется на властное и автономное.

Властное регулирование – осуществляется властными субъектами в правоприменительной форме. Примерами властного регулирования являются в частности вынесение постановлений о возбуждении уголовного дела, вынесение судебных приговоров, решений, издание приказов о приеме на работу, поощрении и т.д.

Автономное регулирование осуществляется юридически равными субъектами по их взаимному волеизъявлению в договорно-правовой форме. Примерами автономного регулирования являются заключение договоров, совершение сделок и т.д.

Методы ПР:

1. Централизованное регулирование – это метод, при котором регулирование сверху до низу осуществляется на властно-императивных началах. Основными средствами централизованного регулирования являются НПА. В наиболее чистом виде данный метод используется в отраслях публичного права.

2. Децентрализованное регулирование – это метод, при котором централизованно-нормативно закрепляются только общие положения, а конкретные варианты поведения определяются самими участниками общественных отношений путем индивидуального регулирования.

Основными средствами децентрализованного регулирования выступают индивидуальные правовые акты: 1)акты применения права (приговоры, решения суда и т.д.); 2) договоры (купли-продажи, дарения и т.д.).

В наиболее чистом виде данный метод встречается в отраслях частного права.

Способы правового регулирования:

1. Основополагание – это способ правового регулирования по средствам которого определяются основы, принципы, гарантии, цели и задачи правового регулирования общественных отношений.

Данный способ правового регулирования законодатель и иные правотворческие субъекты используют при закреплении в НПА основополагающих норм.

2. Запрет — это способ правового регулирования по средствам которого на субъект права возлагается обязанность воздерживаться от совершения запрещенного действия.

Данный способ правового регулирования законодатель и иные правотворческие субъекты используют при закреплении в НПА запрещающих норм.

3. Обязывание — это способ правового регулирования по средствам которого на субъект права возлагается обязанность по совершению активного положительного действия.

Данный способ правового регулирования законодатель и иные правотворческие субъекты используют при закреплении в НПА обязывающих норм.

4. Дозволение — это способ правового регулирования по средствам которого субъектам права предоставляется возможность совершения определенного положительного действия.

Данный способ правового регулирования законодатель и иные правотворческие субъекты используют при закреплении в НПА управомочивающих норм.

5. Рекомендование — это способ правового регулирования по средствам которого субъектам права предоставляется возможность выбора предпочитаемого и желательного варианты поведения с точки зрения государства и общества.

Данный способ правового регулирования законодатель и иные правотворческие субъекты используют при закреплении в НПА рекомендательных норм.

6. Поощрение — это способ правового регулирования по средствам которого определяются меры поощрения субъектов права за одобряемый государством и обществом вариант поведения.

Данный способ правового регулирования законодатель и иные правотворческие субъекты используют при закреплении в НПА поощрительных норм.

7. Наказывание – это способ правового регулирования по средствам которого определяются меры наказания или взыскания субъектов за нарушение предписаний права.

Данный способ правового регулирования законодатель и иные правотворческие субъекты используют при закреплении в НПА охранительных норм.

Типы правового регулирования:

1. Общедозволительный тип – регулирование, складывающееся на основе общего дозволения по средствам определенных конкретных запрещенных действий.

Регулирование при данном типе осуществляется по принципу «все разрешено, за исключением того, что прямо запрещено».

2. Разрешительный тип — регулирование, складывающееся на основе общего запрета по средствам определенных конкретных разрешенных действий.

Регулирование при данном типе осуществляется по принципу «все запрещено, за исключением того, что прямо разрешено»

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x6598.html

Механизм правового регулирования: понятие, стадии и основные элементы

70. Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии.

⇐ Предыдущая69707172737475767778Следующая ⇒

Механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования – обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования – система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак).

Потребность в различных юридических средствах действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.

К особенностям механизма правового регулирования обычно относят то, что этот механизм:

– по своему характеру является государственным, поскольку осуществляется при помощи общеобязательных норм, исходящих от государства;

– опирается на возможность применения принудительной силы государства;

– имеет пределы воздействия на общественные отношения;

– направлен на упорядочение и закрепление сложившихся общественных отношений; содействие развитию и утверждению новых общественных отношений, в которых заинтересованы; общество и государство;

– осуществляется при помощи системы правовых средств, способов и методов правового регулирования, в том числе таких, как дозволения, запреты, обязывания, императивные и диспозитивные методы регулирования и т.д.

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

1) норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);

2) юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

5) охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

В юридической литературе чаще всего называют именно эти четыре элемента механизма правового регулирования. Они же одновременно являются стадиями механизма.

Первая стадия – формирование нормативной основы, она включает процесс создания и общее действие юридических норм.

Но нормативная основа – это не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования.

Наибольшее значение в нормативной основе имеют такие юридические средства, как позитивные связывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права.

Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов.

Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия – применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения. Правоприменительный акт служит тем юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения.

Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта – приказа ректора о зачислении данного лица в вуз.

Это главный юридический факт, но он, в свою очередь, не может быть принят, пока абитуриент не представит требуемые документы, не сдаст вступительные экзамены и не пройдет по конкурсу.

В рамках правоотношений устанавливается конкретная юридическая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно разделяются на управомоченных и обязанных.

Именно здесь выявляется, какая из сторон правоотношения имеет интерес и соответствующие субъективные права, а какая обязана не препятствовать удовлетворению этого интереса либо осуществлять конкретные активны действия в интересах управомоченного.

Третья стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в следующих формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.

Акты реализации представляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов.

Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультативной) стадии – контроле использования прав и исполнения обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.

Четвертая стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуации и свидетельствует о невозможности обычными средствами разрешить ее.

Поэтому на этой стадии возникает необходимость в правоотношениях другого рода – правоохранительных, а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера.

Здесь управомоченный приобретает право на защиту, посредством которого он или специальные органы возбуждают правоприменительный процесс, и с помощью юрисдикционных органов имеет возможность применить меры государственного принуждения в отношении обязанного лица.

Нарушившая свои обязанности сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, где на первый план выдвигается юридическая ответственность. Поэтому охранительное правоотношение строится по типу властеотношения, в котором юрисдикционный орган использует власть для восстановления справедливости, укрепления законности. Таким образом, главным элементом на данной стадии являются охранительные правоприменительные акты.

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершения определенных действий в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд).

Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес.

Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершения указанных в законе либо договоре активных действий (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование

Под типами правового регулирования понимаются те или иные, сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок запрещено любому субъекту (купля-продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, должностных лиц, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности.

Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого–либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного.

Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:

1) совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.

Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения.

Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования;

2) совершенствование правоприменения дополняет действенность нормативного регулирования.

Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение учитывает конкретную обстановку, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права;

3) повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.

Интересы человека – вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности.

Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.

113. Правовые ограничения: понятие, признаки, виды. Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.

Общие признаки реализации правовых ограничений:

они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите;

сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т. п.;

обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

предполагают снижение негативной активности;

направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений:

в зависимости от элемента структуры нормы права — юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическая обязанность,, запрет, приостановление (диспозиция), наказание (санкция);

в зависимости от предмета правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.;

в зависимости от объема — полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

в зависимости от времени действия — постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);

в зависимости от содержания — материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).

⇐ Предыдущая69707172737475767778Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 3963 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/12-79488.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий