70.Концепция неоклассического синтеза П. Самуэльсона.}

Неоклассический синтез П. Самуэльсона

70.Концепция неоклассического синтеза П. Самуэльсона.}

Неоклассический синтез как течение выделилось в 40-егг. 20в. и представляет собой интеграцию кейнсианства с неоклассической теорией.

Синтез заключается в согласовании теории трудовой стоимости и теории предельной полезности, анализа на микро и макроуровне, подходов к изучению статики и динамики, взаимосвязанного анализа равновесия и отклонения от него, а также плавного и дискретного развития.

Для анализа функционирования экономики как единого целого необходимы различные подходы, а не разные науки. Поэтому не может быть 2-х принципиально разных теорий для анализа хозяйственных систем в их неодинаковых состояниях и на различных этапах.

Характерной чертой неоклассического синтеза стало использование различных способов экономического анализа, широкое применение экономико-математических методов. Расчеты и математические модели помогают уточнить логические обоснования, выявить функциональные взаимосвязи, проверить выводы и предсказания.

Неоклассический синтез нацеливает на поиски согласований, взаимоприемлемых выводов между различными, борющимися концепциями, представителями разных школ и направлений. Синтез — это своего рода общая тенденция, традиция в развитии американской экономической мысли. Она отражает, прежде всего, состояние и специфику американской экономической системы. Между тем как позитивная, так и нормативная экономическая наука всегда учитывают национальные условия и развиваются в национальных форматах.

1Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель

2Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония)

3Экономическая мысль средневековья. Воззрения Августина и Ф. Аквинского

4Меркантилизм. Особенности раннего и позднего меркантилизма

5Историческое значение меркантилизма. Кольбертизм

6Общая характеристика классической политической экономии

7Теоретические положения У. Петти о богатстве, деньгах и торговом капитале

8Теоретические положения У. Петти о стоимости и доходах рабочих и собственников денежного капитала и земли

9Экономическое учение физиократов. Ф. Кенэ о «чистом про­дукте»

10Теоретические положения Ф. Кенэ о производительном труде и капитале

11Экономическая таблица Ф. Кенэ и ее значение

12Предмет и метод изучения А. Смита

13Теоретические положения А. Смита о разделении труда, клас­сах, стоимости и доходах

14Теоретические положения А. Смита о производительном тру­де, капитале и воспроизводстве

15Теоретические положения Д. Рикардо о стоимости, заработ­ной плате и прибыли

16Теоретические положения Д. Рикардо о ренте, деньгах и вос­производстве

17Теоретические положения Ж.Б. Сэя о трех факторах производ­ства, стоимости и доходах

18«Закон рынков» Ж.Б. Сэя

19Теоретические положения Т. Мальтуса о стоимости, «третьих лицах» и воспроизводстве

20Теория народонаселения Т. Мальтуса

21«Железный закон заработной платы» Т. Мальтуса

22Дж.С. Милль о законах производства и распределения, «ней­тральности» денег, стоимости, «рабочем фонде»

23Доктрины Дж.С. Милля о сферах «бессилия рынка» и соци­альных реформах

24Предмет и метод изучения К. Маркса

25Теоретические положения К. Маркса о стоимости, цене про­изводства и прибавочной стоимости

26Теоретические положения К. Маркса о производительном труде, капитале и воспроизводстве

27Теоретические положения К. Маркса о деньгах, заработной плате, прибыли, ренте

28К. Маркс о «баснословной догме Смита»

29Экономические воззрения Н.С. Мордвинова

30Экономические воззрения А.К. Шторха

31Экономические воззрения С. Сисмонди

32Концепция реформ С.Сисмонди

33Экономические воззрения П. Прудона

34Концепция реформ П. Прудона

35Экономические воззрения социалистов-утопистов начала XIX в.

36Предшественники исторической школы Германии

37Методологические особенности исторической школы Германии

38Экономические воззрения А.И. Бутовского

39Экономические воззрения И.В. Вернадского

40Сущность и этапы «маржинальной революции»

41Предшественники маржинализма. «Законы Госсена»

42К. Менгер о «хозяйстве Робинзона», экономических благах и их стоимости

43Концепция К. Менгера об обмене благ и его роли в экономи­ческой жизни

44«Теория ожидания» О. Бём-Баверка

45Принцип убывающей полезности в примере О. Бём-Баверка о хозяйстве одинокого поселенца

46Особенности способов определения суммарной полезности в трудах Ф. Визера и О. Бём-Баверка

47Маржинальные концепции Л. Вальраса

48Теоретические положения А. Маршалла о предмете и мето­де «экономикс», стоимости (рыночной цене) и эластичности спроса

49Теоретические положения А. Маршалла о предельных издер­жках производства, влиянии уровня процентной ставки на склон­ность к накоплению (сбережению)

50Концепция Дж.Б. Кларка о статике и динамике

51«Закон предельной производительности» Дж.Б. Кларка

52Концепция общего экономического равновесия В. Парето. «Оптимум Парето».

53Экономические воззрения М.И. Туган-Барановского

54Экономические воззрения П.Б. Струве

55Экономические воззрения В.К. Дмитриева

56Общая характеристика институционализма

57Концепция реформ Т. Веблена

58Концепция реформ Дж. Коммонса

59Концепция стоимости в трудах Т. Веблена («эффект Веблена») и Дж. Коммонса

60Концепция «измерения без теории» У. Митчелла

61 «Дифференциация продукта» и неценовые факторы конкурен­ции в теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина

62Феномен избытка мощности в теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина

63Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Ро­бинсон

64Предмет и метод изучения Дж.М. Кейнса

65Меры государственного регулирования экономики в учении Дж.М. Кейнса

66Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики

67Чикагская школа неолиберализма. Монетарная концепция М. Фридмена

68Концепция социального рыночного хозяйства. Ордолиберализм

69Предыстория и история экономической науки в «Экономикс» П. Самуэльсона

70Неоклассический синтез П. Самуэльсона

Источник: https://cyberpedia.su/14x7772.html

Вопрос 46. Концепция неоклассического синтеза П. Самуэльсона

70.Концепция неоклассического синтеза П. Самуэльсона.}

материал в учебнике стр.375-378

материал из интернета:

В середине XX в. появилось новое течение экономической мысли, получившее названии «неоклассический синтез».

Началом современной экономической науки Самуэльсон считает книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». В этой книге он открыл естественный саморегулирующийся порядок в мире экономики.

Неоклассический синтез представляет собой некоторое объединение (синтез) противостоящих друг другу экономических концепций. Это объединение возникло на основе разработки болееобщей теории, отражающей позитивное содержание альтернативных экономических концепций и примиряющей их.

Одним из авторов неоклассического синтеза стал Пол Самуэльсон (род. 1915), который известен как автор самого популярного американского учебника по дисциплине «Экономикс»,переведенного на многие языки и пользующегося большой популярностью во многих странах мира.

Вместе с тем П. Самуэльсон проявил себя в научных исследованиях в качестве экономиста-теоретика. В 1970 г. ему была присуждена Нобелевская премия «За научную работу, развившую статическую и динамическую экономическую теорию и внесшую вклад в повышение общего уровня анализа в области экономической науки».

Объединяющей основой нового направления служат две идеи: максимизация результатов и принцип движения к состоянию равновесия.

П. Самуэльсон является автором теории выявленных предпочтений потребителей. Смысл этой теории заключается в следующих положениях: потребитель, выбирая для себя какие-то блага, не занимается соизмерением степеней их полезности.

Он не в состоянии производить соответствующие вычисления, строить графики и т.д. И все же принимаемые им решения оказываются рациональными, а принципы решения являются устойчивыми во времени.

Покупатель старается «избегать внезапных и неожиданных перемен е своем поведении как покупателя». Приобретая товары и услуги, потребитель стремится получить от каждого истраченного доллара равную полезность.

Если меняются цены или уровень дохода покупателя, он корректирует свой выбор, однако он не будет приобретать товары или услуги по новым более высоким ценам, если их можно приобрести по старым, более низким ценам.

П. Самуэльсон соединяет методы воздействия государства на экономику. По мнению П. Самуэльсона в зависимости от конкретной обстановки могут использоваться бюджетные методы и денежно – кредитные приемы.

Неоклассический синтез – направление экономической мысли, получившее распространение преимущественно среди англо – американских экономистов.

«Экономикс» называется «Ветер перемен: эволюция экономических доктрин» и содержит обстоятельное изложение взглядов нобелевского лауреата на направления и этапы развития экономической мысли или, по словам П.Самуэльсона, политической экономии, начиная с Адама Смита и до наших дней.

Значительную часть этой главы автор «Экономикс» посвящает так называемой «классической экономике», в которой сам Смит провозглашается «пророком свободной конкуренции» и глашатаем «нарождающегося класса буржуазии», а его книга – необыкновенно авторитетно написанным «шедевром», оказавшим «громадное влияние на последующий век».

В тексте следующего подзаголовка главы характеризуется «неоклассическая экономика», зарождение которой П. Самуэльсон называет следствием произошедшего в 70-е гг. XIX в. раздвоения «древа экономики».

Причем одним из направлений он называет «современную посткейнсианскую магистральную экономику», выросшую из «неоклассической экономики и кеинсианства», другим – направление, которое «вышло из Марксова «Капитала» и его заново открытых более ранних работ по экономике».

Им воздается должное так называемой неоклассической революции, открывшей математические средства анализа, спроса, полезности, всеобщего экономического равновесия и сделавшей политическую экономию более «научной». При этом весьма примечательно, по его мысли, то обстоятельство, что и А.

Маршалл – англичанин и Дж.Б. Кларк – американец, внесшие наибольший вклад в неоклассическую революцию, с годами стали больше дорожить достигнутой славой и высоким положением в обществе и что этим объясняется охлаждение их «социалистического пыла». Что касается имен У. Джевонса, Л. Вальраса и В.

Парето, то они, по оценке П.Самуэльсона, не просто ввели элементы математики в экономическую науку, но и превратили их в «утонченные методы экономического анализа».

Кратко и лаконично высказывается нобелевский лауреат и в следующей части главы с подзаголовком «Кейнсианская революция».

В частности, он указывает на то, что в годы после первой мировой войны политическая экономия, с одной стороны, далеко продвинулась в объяснении экономической ситуации и в описании циклов деловой активности, а с другой – неоклассическая экономика того времени «не выработала развитой макроэкономической модели, которая бы соответствовала ее чересчур развитой микроэкономике».

Завершающая часть этой, несомненно, важной для историков экономической мысли главы содержит суждения П. Самуэльсона о магистральном пути экономики в период «современной посткейнсианской политической экономии» и о «консервативных атаках» против этого пути.

Ученый признает здесь, что торжеством посткейнсианства стало лучшее функционирование смешанной экономики, что после второй мировой войны был достигнут беспрецедентный в истории рост производства и уровня жизни.

Но главное, по его словам, состоит в том, что еще не найдена единственно совершенная модель экономической политики, которая избавила бы от необходимости выбирать между полной занятостью и стабильностью цен.

Возможно, поэтому автор «Экономикс» счел необходимым заявить об институционализме как о серьезном экономическом течении сорокалетней давности и о целесообразности посвящения остатка этой главы краткому обзору «школ, решительно критикующих магистральное направление экономической науки посткейнсианской эры».

Он предложил следующее обобщающее определение предмета «экономикс»: это наука о том, «как люди и общество осуществляют конечный выбор редкостных ресурсов, чтобы изготавливать различные товары и распределять их для потребления».

Как видим, в качестве одного из важнейших компонентов предмета «экономикс» П. Самуэльсон рассматривает действия людей в процессе выбора редкостных ресурсов для производства, обмена, распределения и потребления разных товаров.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_258116_vopros--kontseptsiya-sotsialnogo-rinochnogo-hozyaystva.html

«Неоклассический синтез» П. Самуэльсона

70.Концепция неоклассического синтеза П. Самуэльсона.}

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

1 Первый этап «маржинальной революции». Австрийская школа.…………..6

1.1.  Экономическая теория австрийской школы (учения К. Менгера,                         Ф. Визера)……………………………………………………………………………6

2 Особенности экономической концепции Дж.М. Кейнса……………………….13

3  Американский институционализм (учения Т. Веблена, Дж. Коммонса и У. Митчелла)………………………………………………………………………….23

3.1 Социально-психологический институционализм Т. Веблена..……..24

3.2 Социально-правовой  институционализм Дж. Коммонса……………31

3.3 Коньюктурно — статический институционализм У. Митчелла………36

4 «Неоклассический синтез» П. Самуэльсона…………………………………..42

Заключение…………………………………………………………………………54

Список литературы…………………………………………………………………56

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе нам предстоит рассмотреть, что же такое «неоклассический синтез», выявить его особенности. Нам предстоит дать ответ на вопрос, для чего создавался «неоклассический синтез»? И прежде чем начать, мы должны рассмотреть направления экономических учений, которые способствовали образованию синтеза.

Нам предстоит дать характеристику представителей разных экономических школ и направлений. Мы постараемся проанализировать, что общего они имеют и чем они отличаются друг от  друга.

К. Менгер и Ф. Визер хотя и являются, представителями австрийской школы, но у каждого свой взгляд, свое виденье и свои теории относительно той или иной проблемы. То же самое можно сказать и о представителях институционализма, где, как мы знаем в зависимости от признания первостепенности тех или иных факторов в хозяйственной жизни выделяют различные течения:

1) социально-психологическое и технократическое, основателем, которого стал Т. Веблен;

2) социально-правовое, основатель – Дж. Коммонс;

3) эмпирическое (или конъюнктурно-статистическое) основатель – У.Митчелл.

Но все же, представители всех экономических школ признают тот факт, что в условиях, когда государство не предпринимает определенных действий, пропорции потребления и сбережения длительное время остаются неизменными.

Данное обстоятельство связано с тем, что на решение населения о сбережении или потреблении влияет множество факторов, которые очень часто имеют противоположные направления и вследствие этого иллюминируют взаимное действие.

 Актуальность выбранной темы состоит в изучении экономической модели неоклассического синтеза для применения её по отношению к современной экономике.

На протяжении двух последних столетий и до сегодняшнего дня борьба с массовой безработицей и инфляцией была и остается самой актуальной проблемой социально-экономического развития государства с рыночной организацией.

В работах великих экономистов, мы увидим предполагаемые пути решения этих глобальных задач.

В трудах крупнейших экономистов, которые вышли в свет, в основном, в первой половине XX века, с одной стороны, обсуждаемые проблемы и подходы, достаточно актуальны, но с другой стороны, экономические теории, развитые в публикуемых работах прошли самое сложное испытание — испытание временем.

Большой интерес вызывает то, как в своих книгах Самуэльсон соединяет в одно целое кейнсианство и неоклассическую систему, ведь отношения между ними сложились неоднозначные.

Но, с другой стороны, кейнсианство и неоклассика остро нуждались друг в друге и именно Самуэльсон, сумел это разглядеть.

  Каков же тот  общий  знаменатель,  на  основе  которого  стали  возможны сближение и синтез неокейнсианской и неоклассической  теорий  экономического роста, в течение длительного времени ведущих между собой полемику? На этот вопрос мы и постараемся найти ответ в данной работе.

Основная работа Кейнса представляет бесспорный интерес, как для научных кругов, так и учащихся. Очень оригинальное содержание, важные выводы и заключения, которые обусловили ее лидирующее положение среди других трудов по экономике.

Очень большую роль  в написании курсовой сыграла книга Пшиканоковой Н.И. «История экономических учений». Новый, «свежий» взгляд на историческое наследие великих экономистов, легкость и доступность изложения, лаконические выводы — вот что отличает эту книгу. Также, большое влияние на мое мировоззрение оказала книга Рофе А.И. «Экономика труда».

Работа состоит из четырех глав: в первых трех главах даются характеристики представителей австрийской школы, кейнсианства, институционализма, во второй – сущность и особенности неоклассического синтеза. А сейчас перейдем непосредственно к рассмотрению первой главы.

1 Первый этап «маржинальной революции». Австрийская школа

В истории любой науки не так уж много «революций», т.е. ситуаций, когда господствующий подход к изучению ее предмета или сам этот предмет резко изменяется в течение относительно короткого промежутка времени.

Самой значительной революцией в истории экономической науки, видимо, следует считать маржиналистскую революцию, которую принято датировать 70 -ми годами XIX в.

Хронологически маржиналистскую революцию принято связывать с выходом в свет трех книг: «Теории политической экономии» У.С. Джевонса и «Оснований политической экономии» К. Менгера (1871), а также «Элементов чистой политической экономии» Л. Вальраса (1874).

Одновременно и независимо друг от друга они вышли в трех странах – Англии, Австрии и Швейцарии – с совершенно разными социально-экономическими условиями и традициями экономической мысли, и имели фундаментальное сходство.

Это сходство относилось к новому взгляду на то, в чем состоят основные проблемы экономической науки и какими методами их следует решать.

В отличие от представителей классической школы, для которых основные теоретические проблемы состояли в определении причин богатства наций и экономического роста и распределения дохода между общественными классами, маржиналисты ставили во главу угла проблему эффективного распределения существующих ресурсов.

Австрийская школа маржинализма — старейшее неоклассическое направление. Отрицательной стороной этой школы является отсутствие связи теории с практикой.

1.2 Экономическая теория австрийской школы (учения К. Менгера, Ф. Визера)

Теперь нам предстоит дать групповой портрет двух основателей австрийской школы, которые представлены в этой курсовой. В их биографии

очень много общего: они происходят из дворянских семей, учились на юридическом факультете Венского университета. Потом поступили на государственную службу, затем чередовали преподавание в университете с занятием важных постов в Австрийском государстве.

В области экономической теории они тоже, безусловно, были близкими идейными соратниками. Однако история предназначила каждому из них свою роль, и именно этой «специализации», на наш взгляд, австрийская школа обязана ранним расцветом и заметным влиянием.

Группа австрийских теоретиков предельной полезности заслуживает названия школы, прежде всего потому, что у нее был учитель с непререкаемым научным авторитетом — Карл Менгер (1840-1921).

В 27 лет защитив в Кракове диссертацию, работал в качестве журналиста, затем экономическим обозревателем при правительстве Австрии в Вене. Издание «Оснований политической экономии» послужило рекомендацией для приглашения К.

 Менгера на преподавательскую работу в Венский университет по дисциплине «политическая экономия».

Тогда, никто, конечно, не мог подумать, что эта работа в течение более чем ста лет будет основным источником идей экономистов австрийской школы.

У Менгера практически не было учителей, хотя были предшественники: опираясь в основном на немецкую литературу, тем не менее, он не был знаком с сочинениями Госсена и Тюнена, в которых идеи предельной полезности и предельной производительности нашли свое наиболее раннее воплощение.

В то же время почти невозможно найти какую-либо идею или концепцию Бем-Баверка, Визера и их последователей, которую не предвосхищали бы отдельные положения и даже сноски из «Оснований политической экономии».

Собственно говоря, все, что говорилось выше о характерных особенностях австрийской школы в целом, в первую очередь и в наибольшей степени относится к шедевру Менгера. Тем более удивительно, что у этой книги была очень нелегкая судьба.

Первое издание прошло практически незамеченным (если, конечно, не считать таких внимательных читателей, как Бем-Баверк, Визер и Маршалл!). Второе издание «Оснований…» вышло лишь в 1923г.

, после смерти автора, когда основные идеи австрийской школы уже стали широко известны в более доступной интерпретации Бем-Баверка и Визера. На международный язык экономистов — английский — книга была переведена лишь спустя 80 лет после написания.

В результате в течение почти века после опубликования «Оснований…» Менгер оставался скорее почитаемым, чем читаемым автором. Возрождением широкого интереса экономистов, начиная с 70-х годов XX в. к идеям Менгера мы обязаны Ф. Хайеку, который не только дал многим из них дальнейшее развитие, но и сделал чрезвычайно много для их пропаганды и увековечения памяти основателя австрийской школы.

И все же ан мой взгляд среди представителей маржинальной теории большее признание получил К. Менгер. Он считал, что экономическое поведение определяется существующими у человека потребностями (неудовлетворенными желаниями и стремлениями).

Вещи или действия, которые насыщают (удовлетворяют), наши потребности, называются благами. Самые насущные блага – потребительские (блага первого порядка). Блага второго и более высокого порядка используются для производства потребительских благ.

Это наделяет производственные ресурсы, идущие на изготовление потребительских благ, ценностью. Данные рассуждения составляют содержание теории вменения австрийской школы.

Полезность – это то, что люди приписывают благам в зависимости от соотношения между объемом предложения и степенью удовлетворения потребностей. Каждая дополнительная единица данного блага получает, поэтому все меньшую ценность.

К. Менгер предложил составить шкалу различных благ в соответствии с их конкретной полезностью. Такая шкала полезностей получила название «таблица Менгера» (табл. 1).

Вертикальный ряд показывает различные способы употребления тех или иных благ (А, В, С – разные блага, удовлетворяющие три разные потребности, например А – потребность в хлебе, В – потребность в сыре, С – потребность в бананах).

Цифры обозначают постепенное снижение конкретной потребности по

 мере увеличения запаса благ. Они выражают также неодинаковую остроту потребностей в благах.

Таблица1. Таблица Менгера

АВС
1098
987
876
765
654

Допустим (как это следует из первой колонки табл. 1) ценность или полезность блага А – буханки хлеба – равна: первой – 10 усл. ед., второй – 9 усл. ед., третьей – 8 усл. ед. и т.д.

Подобным образом снижается полезность сыра: первой порции – 9 усл. ед., второй – 8 усл. ед., третьей – 7 усл. ед. и далее по убывающей (вторая колонка).

Так же убывает предельная полезность бананов (третья колонка).

Если мы хотим определить предельную полезность пятого банана, то согласно таблице Менгера она равна 4 усл. ед. Предельная полезность четвертой порции сыра соответствует 6 усл. ед.

Соизмерение различных значений потребностей, выбор подлежащих удовлетворению потребностей в зависимости от имеющихся средств, определение приоритетности потребностей составляют, по словам Менгера, «именно ту часть экономической деятельности людей, которая более всякой другой занимает их умы, оказывает наибольшее влияние на их экономические

стремления».

Ценность товаров в рыночной экономике, по Менгеру, обусловливается не количеством трудовых затрат, не издержками, а предельной полезностью. Ее определяет предельная единица товара. От ее полезности зависит и полезность предшествующих единиц товара.

По мнению представителей австрийской школы, к оценке полезности следует подходить как бы с двух сторон. Одно дело общая полезность (хлеба, алмазов, бензина) в соответствии с их свойствами и приносимой ими пользой, другое дело полезность конкретного товара, в котором нуждается данный потребитель.

Конкретная полезность первого кувшина воды весьма высока. Если нет хотя бы одного кувшина воды, можно истомиться от жажды. Полезность пятого или шестого кувшина намного меньше: вода пойдет на полив цветов или на мытье пола. Предельная полезность убывает по мере насыщения потребности.

На цену (и на спрос) влияет именно предельная полезность. Если воды много, цена ее снижается; если алмазы редки, их чрезвычайно мало, цена алмазов взлетает вверх.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_110/neoklassicheskij-sintez-p-samujelsona/542140.3407968.page1.html

Неоклассический синтез п. Самуэльсона

70.Концепция неоклассического синтеза П. Самуэльсона.}

П. Самуэльсонсчитается инициатором «неоклассическогосинтеза», объединившего в одну концепциюнеоклассическую микроэкономику икейнсианскую макроэкономику.«Неоклассический синтез» – теорияравновесия в условиях неполной занятости,в которую включен денежный фактор.

Цель«неоклассического синтеза» – достижениестабильной занятости и незатухающегороста реальных доходов населения,обеспечение бескризисного экономическогоцикла, стремление к которому, по мнениюП.

 Самуэльсона, побуждает «современныедемократические страны», располагающие«как фискальными и кредитно-денежнымиинструментами, так и политическойвозможностью, использовать их, чтобыпреодолеть хронические резкие спады и«галопирующие» инфляции».

Впятом издании своего всемирно известногоучебника «Экономикс» (1961) П.

 Самуэльсонпишет: «мы используем указанный термин(«неоклассический синтез») для обозначения… широкого круга идей – синтеза техистин, которые были установленыклассической политической экономией,и положений, доказанных современнымитеориями формирования доходов».Следовательно, по П.

 Самуэльсону,«неоклассический синтез» – это сочетаниесовременных неокейнсианских инеолиберальных положений и «истин» спредшествовавшими им ранниминеоклассическими, а также с некоторымипостулатами классической политическойэкономии, прежде всего, в связи с«современными теориями формированиядоходов».

Подвлиянием «неоклассического синтеза»произошли серьезные изменения в теориифинансовой политики. Кейнсианские идеифискализма соединились с концепциейнеоклассиков, предусматривающейрегулирование экономики с помощьюденежно-кредитной политики. П.

 Самуэльсонписал по этому поводу, что с помощьюсоответствующей кредитно-денежной ифискальной политики система смешанногопредпринимательства может не толькоизбежать эксцессов бума и резкого спада,но и рассчитывать на здоровый прогрессивныйрост.

По его мнению, регулирование спросадолжно осуществляться не только путемизменений в области государственныхрасходов или налогов, но и мерами,предусматривающими изменение учетнойставки, процента, и проведением операцийна открытом рынке.

КонцепцияП. Самуэльсона оказала значительноевлияние на дальнейшее развитиекейнсианской теории о фискальнойполитике. Почти все последующиеисследователи развивали его идеюсочетания фискальной политики скредитно-денежной.

Современноетолкование учеными-экономистами«неоклассического синтеза» П. Самуэльсонаможно свести к нескольким версиям.

Сутьодной из них заключается в обоснованииидеи о том, что современная экономическаятеория рассматривает возможностьобеспечения полной занятости иэкономического роста при одновременномиспользовании как элементов рыночногомеханизма хозяйствования с его принципамиэкономического либерализма, так иэлементов кейнсианской концепции,ограничивающей стихию свободного рынка.Здесь имеются в виду и упомянутыеП. Самуэльсоном «инструменты»фискальной и денежно-кредитной системыв политике государства, и антиинфляционныевозможности концепции «естественнойнормы безработицы» М. Фридмена, иидеи синтеза свободного рынка с «социальнообязательным общественным строем»Эрхарда – Репке и т.д.

Подругой версии, выдвинутой, еще неоклассикамиконца XIX в., в основе научной теориистоимости (ценности) лежит интеграция«старой» и «новой» теории стоимости,т.е. трудовой теории стоимости (теориииздержек производства) и теории предельнойполезности.

Здесь речь идет о системномподходе маржиналистов «второй волны»в лице А. Маршалла, В.

 Парето идругих, обосновавших на основе предельногоанализа тезис двухкритериальной сущностиценности любого товара и актуализировавшихидеи о функциональной связи категорий«цена», «спрос» и «предложение» и очастном и общем экономическом равновесии.

Потретьей версии «неоклассический синтез»заключается в положении о том, чтосовременная модель общего экономическогоравновесия базируется одновременно намакро- и на микроэкономическомисследовании, поскольку использует дляее построения научный инструментарий,адекватный макро- и микроэкономическомуанализу. Причем на пути к формированиюсинтезирующих идей здесь был достигнуткак отказ неоклассиками от смитианскихпостулатов «чистой» экономическойтеории и «совершенной конкуренции» иот противопоставления друг другу сферпроизводства и потребления, так и переходк концепциям реформирования экономикис учетом всей совокупности общественныхотношений, включая небезосновательный«психологический закон» Дж. Кейнсаоб опережающем всегда росте доходов посравнению с ростом потребления и другиенеэкономические факторы.

Источник: https://studfile.net/preview/2044924/page:23/

Uchebnik-free
Добавить комментарий