70. Фемный строй Византийской империи.

Византия в VII-IX вв. Фемный строй. Иконоборческое движение

70. Фемный строй Византийской империи.

При преемниках Юстиниана истощенная длительными войнами и разоренная непосильными налогами империя вступает в полосу упадка. В конце VI — начале VII в. кризис рабовладельческого способа производства достиг в Византийской империи наибольшей остроты. В стране растет количество заброшенных земель, ухудшается агрикультура, разрушаются ирригационные сооружения.

Растет крупное землевладение, основанное уже на эксплуатации зависимых земледельцев разных категорий. Широкое распространение получает патронат. В личной зависимости от крупных землевладельцев — патронов — оказываются не только отпускаемые на волю рабы, но и многие свободные земледельцы, т. е.

все большее развитие получают формы хозяйства и общественных отношений, характерные для феодального общества.

Втягивание в зависимость ранее свободных людей вызывало обострение классовой борьбы, особенно в восточных провинциях империи — в Сирии, Палестине, Египте. Широкий размах приобретает здесь движение «разбойников» (latrones), как рабовладельцы с ненавистью и пренебрежением называли беглых колонов, боровшихся в вооруженных отрядах со своими угнетателями.

В 602 г. вспыхнуло восстание в армии, стоявшей на Дунае. Императором был провозглашен простой центурион (сотник) Фока. При поддержке народных масс восставшие свергли и казнили императора Маврикия.

В стране началась открытая гражданская война, охватившая восточные провинции, в результате которой в 610 г.

Фока тоже был свергнут и казнен, а престол захватил представитель феодализирующейся провинциальной знати Ираклий (610—641).

Экономический упадок, социально-политический кризис и гражданская война начала VII в. обусловили территориальные потери империи и проникновение на ее земли славян. В начале VII в. славяне уже заселили Фракию, Македонию, Грецию, Далмацию и Истрию. К середине VII в.

славянские поселения покрывают почти всю территорию Балканского полуострова. В 70-х годах VII в. на северовосточных границах Византии возникло первое крупное славянское государство на Балканском полуострове — Болгария. Немало славян переселяется и в Малую Азию.

На Востоке ослабевшая империя подвергается частым нападениям персов, хотя императору Ираклию удалось временно предотвратить захват персами восточных провинций. Но в середине 30-х годов VII в.

Византии пришлось столкнуться на Востоке с новым грозным врагом — арабами. С 636 по 642 г. арабы отвоевали у Византии ее наиболее богатые и плодородные восточные провинции (Сирию, Палестину, Верхнюю Месопотамию, Египет), что сильно подорвало экономику империи.

В конце VII в. арабы захватили и владения Византии в Северной Африке.

В Италии за Византией сохранились лишь Равеннский экзархат, часть Южной Италии (Калабрия и Апулия) и остров Сицилия. К этому времени территория Византии составляла менее трети тех земель, которые входили в империю при Юстиниане.

Армения и Лазика стали независимыми от Византии.

Изменился и этнический состав населения: значительная часть Балканского полуострова и некоторые местности Малой Азии были заселены славянами, в восточной части Малой Азии появились многочисленные поселения армян, персов, сирийцев и арабов.

Иконоборческое движение

Военные успехи укрепили положение фемной знати, которая стала требовать передачи управления государством военно-служилому сословию, проведения частичной секуляризации монастырских земель и раздачи этих земель военным людям. Внутри господствующего класса начинается борьба за землю и право взимания ренты с крестьян, которая приняла форму идеологической борьбы — иконоборчества с иконопочитанием.

Желая подорвать идеологическое влияние высшего духовенства и тесно связанной с ним городской сановной знати, иконоборцы выступили против почитания икон, называя его идолопоклонством. Иконоборческое движение возглавили сами императоры Исаврийской династии, выражавшие интересы военно-служилой фемной знати.

Император Лев III, например, открыто выступил в 726 г. против почитания икон. Иконоборческие идеи нашли отклик и среди части народных масс, недовольных ростом монастырского землевладения и усилением эксплуатации со стороны высшего духовенства.

В народной среде иконоборческие идеи принимали более радикальный характер и поддерживались еретическими сектами, например сектой павликиан. Иконоборчество встретило самый ожесточенный отпор со стороны высшего духовенства и монашества. Фанатическому монашеству в европейских областях империи удалось поднять против иконоборцев и часть народных масс.

Поддержку иконопочитателям оказала городская сановная знать и верхушка константинопольских торгово-ремесленных кругов, обеспокоенная усилением военного сословия.

С особой силой борьба иконоборцев и иконопочитателей развернулась при императоре Константине V, который начал проводить конфискацию церковных сокровищ и секуляризацию монастырских земель.

Эти земли передавались в виде пожалований военно-служилой знати. В 754 г. Константин V созвал церковный собор, осудивший иконопочитание и отстранивший от церковных должностей всех его сторонников.

Однако иконоборческое движение продолжалось до середины IX в.

Народные движения в VIII — первой половине IX в.

Рост крупного феодального землевладения и наступление феодалов на свободное крестьянство привели к обострению классовой борьбы. Одним из наиболее значительных по своему размаху и по своим последствиям было народно-еретическое движение павликиан. Оно возникло в конце VII в.

в Армении, но особенно значительное распространение получило в VIII—IX вв. в Малой Азии. Павликиане требовали восстановления порядков и обычаев раннехристианской церкви, имея в виду прежде всего равенство раннехристианских общин, которое они понимали не только как равенство перед богом, но и как социальное равенство.

Их религиозное учение носило дуалистический характер: мир представлялся им разделенным на два враждебных мира — царство бога и царство сатаны, на мир духовный и мир материальный. Господствующую церковь с ее богатством они относили к царству сатаны.

Павликиане требовали также упрощения богослужения, уничтожения церковной иерархии и почитания икон, ликвидации монашества. Требования павликиан нашли самый широкий отклик среди народных масс империи.

На почве борьбы против закрепощения крестьянства в 820 г. вспыхнуло и восстание Фомы Славянина. Фома, военный командир в одной из малоазийских фем, провозгласил себя императором и поднял восстание против центральной власти. Ядро восставших состояло из закрепощаемого крестьянства, стратиотов, притесняемых военной знатью, и части городской бедноты. В восстании участвовали и рабы.

Поддержку восстанию оказали павликиане и последователи других еретических течений. Восстание охватило большую часть Малой Азии. Когда затем Фома с большой и хорошо вооруженной армией переправился во Фракию и Македонию, его поддержало также славянское население империи.

В течение года восставшие держали в осаде Константинополь. Однако правительству путем подкупа удалось отколоть колеблющиеся элементы и значительно ослабить восставших. Для подавления восстания император использовал также военную помощь болгарского царя. Несмотря на героическое сопротивление, повстанцы были в 823 г.

разбиты, Фома был захвачен в плен и после страшных пыток казнен.

Восстание Фомы Славянина напугало господствующий класс и заставило его преодолеть раскол в своих рядах, вызванный иконоборчеством. Императрица Феодора, правившая в малолетство своего сына Михаила III (842—867), восстановила в 843 г. иконопочитание. Однако большая часть земель, конфискованных у монастырей, осталась в руках военно-служилой знати.

Примирение правительства и светской аристократии с монашеством сопровождалось жестокими преследованиями павликиан. Павликиане ответили на это восстанием (в середине IX в.). Центром его стала крепость Тефрика в Малой Азии, где они создали свою республику. Под знамена павликиан стекались толпы вооруженных крестьян, ремесленников, городской бедноты.

В войсках восставших царила суровая дисциплина. Они не раз наносили поражение императорским армиям. Лишь ценою напряжения всех сил правительство смогло их разбить. В 872 г. крепость Тефрика пала. Однако павликианское движение в Малой Азии не прекратилось и после этого, а в X в.

распространилось и на Балканы, где, слившись с еретическим движением крестьянских масс Болгарии, стало одной из составных частей богомильства.

Итак, с IV по VII в. в Византии шел процесс разложения рабовладельческих отношений и зарождались первые элементы будущего феодального строя. С VII в. в Византии начинается период генезиса феодализма.

Своеобразие этого процесса в империи по сравнению со странами Западной Европы состояло в более длительном сохранении рабовладельческого уклада (в Византии в формировании класса зависимого крестьянства значительно большую роль сыграли унаследованные от рабовладельческого периода категории зависимых людей, в первую очередь рабы), в устойчивости и жизнеспособности свободной сельской общины, крупных городов как центров ремесла и торговли. Деурбанизация ощущалась в Византии VII — середины IX в. много слабее, чем на Западе.

Наконец, важной особенностью генезиса феодализма в Византии было наличие там в эпоху раннего средневековья сильного централизованного государства.

https://www.youtube.com/watch?v=dkShRaW5_K0

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_101254_vizantiya-v-VII-IX-vv-femniy-stroy-ikonoborcheskoe-dvizhenie.html

Византия: Фемы и Фемное устройство

70. Фемный строй Византийской империи.

Крупной бюрократии, управлявшей из Константинополя всей системой имперской администрации, подчинялся провинциальный административный аппарат, полностью преобразованный в 6 веке приИраклии и его преемниках.
Немного позднее, в конце 6 в.

, необходимость усиления обороны вызвала подобное же изменение в экзархатах Африки и Италии, где представители гражданского управления были подчинены военачальнику — экзарху. Это было началом большой реформы, завершенной в 7 в.

и носившей название фемного устройства.

Разделение на фемы

Военная и гражданская власть были соединены в руках одного лица, и управление возложено на стратига, командующего корпусом армии, получившей теперь название фемы.При новой административной системе вся империя была разделена на семь крупных военных управлений, перечисленных в одном крупном императорском письме конца 7 в.

Но эти обширные, богатые провинции, занятые большими военными силами, не были безопасны для внутреннего состояния империи, так как у командовавших ими стратигов возникали честолюбивые стремления, вызывавшие тревогу у центрального правительства.

Исаврийские императоры сочли поэтому целесообразным раздробить эти обширные управления. Число фем в 9 в. еще возросло: в 899 г. в империи было 25 фем, а в середине 10 в. — 31. Но до конца существования Византийской империи фемное устройство и его принципы оставались основой управления.

Не все фемы имели одинаковое значение. Азиатские фемы занимали первое место в административной иерархии, их правители лучше оплачивались и пользовались особенным почетом.

Европейские фемы считались низшими по своему рангу.

Только две из них, Фракийская, на территории которой находился Константинополь, и Македонская, относилась к той же категории, что и азиатские фемы, и их правители имели такое же значение.

Остальные фемы Балканского полуострова имели меньший вес. Это легко понять, если вспомнить, что до конца 11 века Азия была мощной опорой империи, страной, которая доставляла ей лучших солдат и моряков.

Стратиг — наместник императора

Во главе фемы стоял стратиг, крупный военачальник, командовавший войсками, руководивший их операциями и облеченный сверх того всей полнотой власти над административным аппаратом, судом, финансами и т.д.

Объединенная властью стратига фема разбивалась на подразделения, называвшиеся турмами, во главе с турмархами. Турма, в свою очередь содержала известное число подразделений, управлявшихся комитами или трибунами.

В виде исключения правители накоторых провинций носили особый титул — комита в феме Опсикий,катапана в южной Италии, дука в Антиохи, проноэта в Болгарии.
Но всюду оставался в силе один и тот же принцип объединение всей власти в руках крупного военачальника.

Наконец, некоторые крепости, имевшие особое стратегическое назначение, составляли небольшие управления, называвшиеся клисурами и неоднократно преобразовывавшиеся в фемы. Они управлялись командиром с титулом клисурарха.

Стратиг был, таким образом, всевластным сановником, подлинным наместником императора в провинции. Он имел право непосредственно сноситься с императором, что еще больше укрепляло его авторитет. Свои функции он осуществлял через должностных лиц, из которых одни составляли его штаб, а другие под его руководством ведали непосредственно делами управления.

Среди последних наиболее значительным был протонотарий фемы, в виде исключения — лицо гражданское. Он подчинялся стратигу, но имел также право и непосредственных сношений с императором. Протонотарий руководил в феме судом и особенно организацией финансов.

Он управлял многочисленными чиновниками, собиравшими налоги, ведал всеми расходами в провинции, распределял жалованье служашим и солдатам, отпускал средства монастырям и благотворительным учреждениям, отсылал излишек доходов в Константинополь. Таким образом, он играл в феме роль своеобразного противовеса всесильному стратигу, и центральное правительство имело в его лице представителя интересов гражданской власти, наблюдавшего за стратигом.

Управление фемами

Впрочем центральное правительство очень внимательно наблюдало за лицами, стоявшими во главе управления. Император охотно посылал в фемы ревизоров, которым поручалось вести борьбу с злоупотреблением властей.

Император охотно принимал донесения епископов о деятельности провинциальной администрации и жалобы, которые подданные империи имели право представлять в суд государя.

Несмотря на свои неоспоримые достоинства, византийская администрация не была лишена недостатков.

Продажа должностей, издавна практиковавшаяся в Византии, вызывала у чиновников стремление выколотить из населения все средства, затраченные ими на покупку должности.

Коррупция, нарушение служебного долга были распространенным явлением среди чиновников. Сбор налогов часто проводили в обременительной для населения форме. Чиновники финансового ведомства стремилисть прежде всего выполнить все требования императора и удовлетворить все нужды казны. Это тормозило экономическое развитие империи.

Несмотря на свои недостатки эта администрация играла первостепенную роль в управлении Византийской империей. Политикой эллинизации она создала интеллектуальное и моральное единство, которого недоставало империи. С помощью церкви она постепенно распространяла православие, которое до некоторой степени восполняло отсутствие национального единства.

Источники: Кулаковский Ю. История Византии.Т.1, Киев, 1913., Виппер Р.Ю. История средних веков. М.: издание МГУ., Невская В.П. Византий в классическую и эллинистическую эпохи. М.: издательство Академии Наук СССР, 1953., Васильев А.А.

Лекции по истории Византии. Т.1, Петроград, 1917., Хвостова К.В. Византийская цивилизация. / Вопросы истории, № 9, 1995., Успенский Ф.Л. история византийской империи, 6 — 9 в.в.,Иванов С. Визит в Византию: Уроки истории. / Литературная газета, №31, 1991.

Источник: http://ageiron.ru/byit-proshlogo/vizantiya-femyi-i-femnoe-ustroystvo

Стена | ВКонтакте

70. Фемный строй Византийской империи.
sh: 1: —format=html: not found
КНИГИ ПО ИСТОРИИ ВИЗАНТИИ Название: История византийских императоров. В 6- ти томах. Алексей Величко Жанр: монография

Описание: Шеститомное сочинение А.М.

Величко «История Византийских императоров» раскрывает события царствования всех монархических династий Священной Римской (Византийской) империи — от св.

Константина Великого до падения Константинополя в 1453 г.

Показать полностью…

Это сочинение, в котором исторические события из политической жизни Византийского государства изображаются в их органической взаимосвязи с жизнью древней Церкви и личностью конкретных царей. В работе детально и обстоятельно изображены интереснейшие перипетии истории Византийской державы, в том числе в части межцерковных отношений Рима и Константинополя.

Приводятся многочисленные события времён Вселенских Соборов, раскрываются роль и формы участия императоров в деятельности Кафолической Церкви.

Сочинение снабжено портретами всех императоров Византийской империи, картами и широким справочным материалом. Однако, являясь популярным изданием, с ярко выраженным идеологическим посылом, данная работа не содержит анализа, критики, а часто и простого упоминания основных источников по истории Византии.

Том 1: Период от Константина Великого до Анастасия I (491-518 гг.). Том 2: Период от Юстина I (518-527) до Феодосия III (715-717 гг.). Том 3: Период от Льва III Исавра (717-741) до Михаила III (842-867). Том 4: Период от Василия I Македонянина (867-886) до Алексея V Дуки Мурцуфла (1204). Том 5: Период от Феодора I Ласкаря (1204-1222) до Константина XI Палеолога (1448-1453). Том 6. История Византийских императоров. От Федора I Ласкариса до Константина XI Палеолога

М.: Вече, 2012.

Очень странная, на мой взгляд работа.Но дело старшего брата Галла шло успешно, «Бог охотно принимал его дар, как Авелиеву жертву, и сам дар был как бы некоторым освящением первородного, — а дар другого отвергал Бог мучеников, как жертву Каинову». Как ни старался Юлиан, но его строительство шло очень плохо, казалось, сама земля не желала принять труды человека, в своей душе уже отвергшего Христа

Это работа историка или священнослужителя?

Антон Шмыков ответил5 ответов Показать следующие комментарии КНИГИ ПО ИСТОРИИ ВИЗАНТИИ
Название: Варяжская гвардия Византии. Олейников А.В. Жанр: монография Описание: В книге рассмотрена история одного из самых элитных и прославленных воинских формирований армии Византийской империи — Варяжской гвардии (Варанги).

Показать полностью… Исследованы история создания и структура Варяжской гвардии, специфика ее комплектования, обучения, снаряжения и вооружения.

Проанализированы особенности боевой тактики гвардейского формирования и основные вехи его многовекового боевого пути и внутренней службы.

Особое внимание уделено известным людям, в разное время служившим в рядах стражи, а также русам, входившим в состав гвардии. Варанга охарактеризована как универсальное воинское формирование повышенной надежности.

Отмечено и цивилизаторское значение Варяжской гвардии — ее воины являлись культурно-религиозным связующим звеном между народами Северной и Восточной Европы с Византийской империей — воспринимая высокие достижения империи в материальной и духовной культуре, являясь носителями византийского образа жизни и христианских ценностей.

Работа снабжена приложениями, включающими в себя источники, комментированные словарики, имеет значительное количество иллюстраций.Оглавление 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СТРУКТУРА И СТАТУС 2. РУСЫ И ВАРАНГА 3. КУЗНИЦА КАДРОВ — ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ, СЛУЖИВШИЕ В СТРАЖЕ 4. ВООРУЖЕНИЕ, СНАРЯЖЕНИЕ И УНИФОРМА 5. ВСЕГДА В АВАНГАРДЕ — БОЕВАЯ ТАКТИКА ВАРАНГИ

6.

ОПЛОТ ПРОТИВ ВРАГА ВНУТРЕННЕГО ОХРАННАЯ И ПОЛИЦЕЙСКАЯ СЛУЖБА

7. В БОРЬБЕ С ВРАГОМ ВНЕШНИМ БОЕВОЙ ПУТЬ ЧАСТИ ПРИЛОЖЕНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ Примечания

М.: Вече, 2015. — 340 с.

КНИГИ ПО ИСТОРИИ ВИЗАНТИИ Название: Труды В.Г. Васильевского. В 4-х томах. Васильевский В.Г. Жанр: монография

Описание: Васильевский Василий Григорьевич (1838-1899) — известный византинист. Васильевский сосредоточился на изучении памятников византийской истории. Это изучение дало ему возможность написать целый ряд отдельных исследований по темным и запутанным вопросам как внутренне-византийской истории, так и международных отношений Византии, преимущественно ее отношений к Руси.

Показать полностью…

Из этих трудов, в качестве важнейших, следует отметить: «Законодательство иконоборцев», «Материалы для внутренней истории Византийского государства», «Советы и рассказы византийского боярина ХI века»; «Византия и печенеги»; «Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII вв.

«; «Русско-византийские отрывки», «Житие Григория Амастридского»; «Житие св. Стефана Сурожского».

Кроме того, Васильевский издал несколько неизвестных до него памятников византийской письменности, разъяснил темный вопрос о трудах Симеона Метафраста и, наконец, выпустил в свет первую часть труда под заглавием: «Обозрение трудов по Византийской истории».

Издание Императорской Академии Наук. — СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1908. Том 2. Русско-византийские отрывки. Выпуск 1Издание Императорской Академии Наук. — СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1909. — 295 с.Том 2. Русско-византийские отрывки. Выпуск 2Издание Императорской Академии Наук. — СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1912. — 296-427 с.Том 3.

Русско-византийские исследования. Жития свв. Георгия Амастридского и Стефана СурожскогоВведение и греческие тексты с переводом. Славяно-русский текст. — Издание Императорской Академии Наук. — СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1915. — 6, CCLXXXVIII, 121 с.Васильевский В.Г. Труды В.Г. Васильевского (в 4 т.). Том 4

Л.: Изд-во АН СССР, 1930. — 331 с.

Копия издания Императорской Академии Наук.

КНИГИ ПО ИСТОРИИ ВИЗАНТИИ Название: История византийских императоров. В 6- ти томах. Алексей Величко Жанр: монография

Описание: Шеститомное сочинение А.М. Величко «История Византийских императоров» является научно-популярной компиляцией и раскрывает события царствования всех монархических династий Священной Римской (Византийской) империи — от св. Константина Великого до падения Константинополя в 1453 г.

Показать полностью…

Это сочинение, в котором исторические события из политической жизни Византийского государства изображаются в их органической взаимосвязи с жизнью древней Церкви и личностью конкретных царей. В работе детально и обстоятельно изображены интереснейшие перипетии истории Византийской державы, в том числе в части межцерковных отношений Рима и Константинополя.

Приводятся многочисленные события времён Вселенских Соборов, раскрываются роль и формы участия императоров в деятельности Кафолической Церкви.

Сочинение снабжено портретами всех императоров Византийской империи, картами и широким справочным материалом. Однако, являясь популярным изданием, с ярко выраженным идеологическим посылом, данная работа не содержит анализа, критики, а часто и простого упоминания основных источников по истории Византии.

Том 1: Период от Константина Великого до Анастасия I (491-518 гг.). Том 2: Период от Юстина I (518-527) до Феодосия III (715-717 гг.). Том 3: Период от Льва III Исавра (717-741) до Михаила III (842-867).

Том 4: Период от Василия I Македонянина (867-886) до Алексея V Дуки Мурцуфла (1204). Том 5: Период от Феодора I Ласкаря (1204-1222) до Константина XI Палеолога (1448-1453).Том 6. История Византийских императоров.

От Федора I Ласкариса до Константина XI Палеолога

М.: Вече, 2012.

Источник: https://vk.com/wall-56611080?q=%22%D0%9A%D0%9D%D0%98%D0%93%D0%98%20%D0%9F%D0%9E%20%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%98%20%D0%92%D0%98%D0%97%D0%90%D0%9D%D0%A2%D0%98%D0%98%22&offset=20

Читать онлайн История Византийской империи. Том 1 страница 70. Большая и бесплатная библиотека

70. Фемный строй Византийской империи.

Возникновение и развитие фемного строя

В византийской истории организация фем обычно связывается со временем ираклейской династии. Фемный строй означает вызванную обстоятельствами времени областную организацию, отличительным признаком которой является возрастание военной власти провинциальных наместников, приведшее в конце концов к полному подчинению им гражданских должностных лиц.

Процесс этот не был внезапным, но шел постепенно. Само греческое слово «фема» (то ????) в течение долгого времени обозначало военный отряд, поставленный в провинции; и только позднее этим словом стали называть не только военную часть, но и провинцию, где эта часть находилась. Таким образом, под фемами начали разуметь административные деления империи.

Главным византийским источником для данного вопроса является сочинение «О фемах», принадлежащее перу императора Х века Константина Багрянородного, т.е. источник, далеко не современный для эпохи ираклейской династии.

Кроме того, в основу этого сочинения положены использованные чисто внешним образом и частью буквально списанные географические сочинения V и VI веков. Поэтому для истории фемного строя в VII веке сочинение венценосного писателя дает немного сведений, хотя и у него начало фемной организации связывается с именем Ираклия.

Император говорит: «Со времени царствования Ираклия Ливийца Ромейская империя уменьшилась в размере и была искалечена как с Востока, так и с Запада»[535]. Много интересного, но местами еще не вполне разъясненного материала по данному вопросу дают арабские географы, Ибн-Хордазбех, в первой половине IX века, и Кудама, в начале Х века.

Но, как видно, и эти два географа не современники для эпохи Ираклия.

Для более раннего времени приходится пользоваться случайными замечаниями хронистов и особенно латинским посланием Юстиниана II к папе по вопросу об утверждении шестого Вселенского собора, где дается перечень военных округов того времени, которые еще не называются фемами, а обозначаются латинским словом «войско» (exercitus)[536]. В исторических источниках этого времени латинское слово exercitus и греческое ???????, или иногда ?????????, часто употреблялись в смысле территории, или провинции, с военной администрацией.

Настоящим прообразом позднейшей фемной организации явились два основанные в конце VI века экзархата, равеннский и африканский, или карфагенский. Как известно, столь важные изменения в управлении Италией были вызваны нападениями лангобардов, а в Северной Африке нападениями туземных берберских племен, которых источники иногда называют маврами.

Таким образом, центральное правительство в наиболее угрожаемых, большей частью пограничных районах империи, для большей успешности борьбы с врагами, стало на путь образования крупных территорий с сильной военной властью в своих пограничных провинциях[науч.ред.44].

Персидские и затем арабские завоевания VII века, отнявшие у Византии восточные провинции, совершенно изменили положение вещей в Малой Азии, которая из страны, до тех пор почти не нуждавшейся в защите, превратилась в территорию, наиболее угрожаемую со стороны новых соседей-мусульман.

Византийское правительство было вынуждено принять на восточной границе решительные меры: произвести перегруппировку военных сил и установить новые административные деления, дав преобладающее значение столь важным в то время военным властям.

Такая же опасность грозила со стороны недавно созданного арабского флота, который уже в VII веке становился хозяином Средиземного моря и грозил малоазиатскому побережью, островам Архипелага и даже берегам Италии и Сицилии.

На северо-западе империи славяне занимали значительную часть Балканского полуострова, проникнув далеко на юг в Грецию, до Пелопонесса включительно. На северной границе образовалось во второй половине VII века болгарское ханство. Эти измененные обстоятельства заставили империю прибегнуть к образованию в наиболее опасных провинциях обширных территорий с сильной военной властью стоявших во главе их лиц, наподобие уже известных экзархатов. Империя была милитаризована[537].

Тот факт, что фемы не явились результатом одного законодательного акта, означает, что каждая из них имеет свою собственную историю, иногда весьма длинную. Проблема происхождения фем может быть решена только путем специального исследования по каждой феме. Представляют в этой связи интерес сочинения Ю.А. Кулаковского.

Военные меры, предпринятые Ираклием после его победы над Персией, полагал он, были отправной точкой нового административного режима. Брейе поддерживал в этом Кулаковского. Армения может считаться примером милитаризации империи под угрозой персидской опасности.

Так, когда Ираклий реорганизовал Армению, он не учредил ни одного гражданского должностного лица. Власть их была чисто военной. Фемная система, таким образом, была только лишь приложением к другим провинциям порядка, учрежденного в Армении[науч.ред.45]. Ф.И. Успенский обращал особое внимание на славян.

Когда они хлынули на Балканский полуостров, примерно во время складывания фем, то, по словам Ф.И. Успенского, славяне «содействовали к образованию фемного устройства Малой Азии, давая из себя значительное число охотников для колонизации Вифинии»[538].

Это утверждение надо, однако, воспринимать с осторожностью, ибо нет свидетельств о большой иммиграции славян в Малую Азию до перемещения 80 тысяч славян в Опсикий при Юстиниане II в конце VII века.

Хорошо известно, что для защиты от надвигающейся опасности были созданы на Востоке в VII веке следующие крупные военные округа, названные позднее фемами: 1) Армениаки, на северо-востоке Малой Азии, на границе с Арменией; 2) Анатолики на юго-западе Малой Азии (от греческого слова ??????? – «восток»); 3) «Императорский богохранимый Опсикий» (греч. ??????? = лат. obsequium), служивший охраной столицы и занимавший часть Малой Азии, прилегавшую к Мраморному морю, и 4) морская фема Карависиев (Caravisinorum), названная позже, возможно, в VIII веке, Кивиреотской. Она занимала южный берег Малой Азии и соседние острова. Первые две, занимая всю центральную часть Малой Азии, от берегов Киликии на востоке до берегов Эгейского моря на западе, были предназначены служить защитой от арабов. Третья была щитом столицы от внешних врагов. Четвертая, морская фема, предназначалась для защиты от арабского флота.

Удивительная аналогия существует между фемной организацией и милитаризацией Персидской империи Сасанидов при шахах Каваде и Хосрове Ануширване в VI веке. В Персии также вся территория империи была разделена между четырьмя военными командованиями.

Аналогия столь полна и столь близка, что Штайн объяснял это как умышленное желание императора заимствовать персидскую реформу. Источники, говорит он, дают основания считать, что Ираклий изучал реформы обоих персидских монархов и, возможно, даже имел доступ к каким-то материалам персидских архивов.

«Учиться у своих врагов всегда было желанием истинных государственных деятелей»[539].

На Балканском полуострове округ Фракия, созданный против болгар и славян, и позже, может быть в конце VII века, греческий военный округ Эллада (Элладики), были образованы против славянских вторжений в Грецию.

Примерно в это же время, возможно, округ Сицилия был организован для защиты против морских нападений арабов, начинавших уже грозить западной части Средиземного моря. Обычно, за немногими исключениями, во главе подобных округов – фем – стояли стратиги.

Начальник Кивиреотской фемы назывался друнгарий, а Опсикия – комит.

Источник: https://dom-knig.com/read_120757-70

Uchebnik-free
Добавить комментарий