7. Язычество древних славян. Принятие христианства и его роль в русской истории.

Религиозные представления древних славян. Язычество. Принятие христианства на руси: причины и последствия

7. Язычество древних славян. Принятие христианства и его роль в русской истории.

В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа.

Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси.

Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом.

По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» — государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.

Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Митрополичья кафедра, епископы, монастыри вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

До принятия христианства славяне поклонялись множеству богов и духов, имели особые жертвенные места и святилища.

Изображения богов имели человеческий облик. Языческий пантеон славян был довольно богат. И главное место в нем занимал Перун — бог грома и молнии, почитавшийся также как покровитель природы и земледелия.

С зарождением классового общества на Руси Перун стал считаться преимущественно покровителем князя и его дружины. Именем Перуна клялись князья Олег и Святослав, заключая мирный договор с греками.

Святилища Перуна были в разных городах.

С земледелием был, вероятно, связан и культ бога солнца — «животворящего подателя света и тепла». У разных славянских племен он носил разные имена: Хорс, Даждьбог, Купала, Ярило. Не осталось без своего бога и скотоводство. Его покровителем был Велес.

Он же впоследствии считался покровителем богатства и торговли. Особое место в пантеоне занимал Сварог, соединивший в себе черты древнегреческих Гефеста и Прометея. Это был бог ремесла — покровитель кузнечных работ и отец бога огня (последний по отцу назывался Сварожичем).

В самом имени Сварога слышен корень «вар», все производные от которого (варить, сварка) означают обработку огнем, жаром. Кажется, единственным женским божеством у славян была Мокошь.

Функции ее не совсем ясны, предполагают, что она считалась покровительницей различных женских работ.

С вершин языческой религии, занятых богами, мы спускаемся теперь в ее нижние сферы, где встречаются совсем другие персонажи: в науке их часто называют существами «низшей мифологии». Они не принадлежали ни подземному миру, ни небу, место их было рядом с людьми — в близлежащих лесах, в распаханных полях, в знакомых всем водоемах, в жилищах, дворах, в хозяйственных постройках.

Каждое такое мифологическое существо было представлено, в отличие от богов, не в единственном числе (как один Перун или один Дажьбог), но в массовом количестве: леших на Руси было столько, сколько и лесов (и даже больше — сколько сел и деревень, расположенных рядом с этими лесами).

Если власть богов распространялась, по языческим понятиям, на весь свет, то существа «низшей мифологии» хозяйничали на ограниченных участках. Домовой за пределами «своего» дома никакой силой почти не обладал; ни леший, ни водяной не покидали своих владений.

Зато в этих пределах они обладали немалой властью и могли оказывать людям поддержку или причинять им зло.

«Древнего славянина на каждом шагу в его повседневных трудовых делах, семейных хлопотах, в заботах о благополучии дома подстерегала опасность — ему постоянно приходилось думать о том, как уберечься от козней, как склонить неведомую силу на свою сторону или хотя бы нейтрализовать ее».

К великим богам люди обращались по весьма серьезным поводам, по особым праздничным дням, коллективно, торжественно. А с неведомой и нечистой силой они имели дело каждодневно, о ней нельзя было забывать, отношениями с нею была пронизана вся их повседневная жизнь.

Естественно, люди Древней Руси вполне конкретно представляли себе внешний вид этих мифологических существ, знали их особенности и привычки, могли описать их образ жизни. Все это были существа антропоморфные, т.е.

имели облик человеческий, но часто — с какими-то фантастическими «добавками» — звериными, птичьими, рыбьими признаками.

При этом одни и те же персонажи описывались в разных местностях по-своему, с неодинаковыми подробностями.

Человек должен был владеть искусством обхождения с такими существами, предугадывать их поведение, уметь предотвращать опасность.

Постепенно сложилась непростая система «общения» человека с неведомой и нечистой силой — через специальные обряды, заговоры и заклинания, гадания, употребление особых предметов — оберегов.

Позднее к языческим способам защиты от нечистой силы добавились христианские — молитвы, обращения к Богородице и святым, наложение креста.

4. Проблема этногенеза восточных славян и образование древнерусского государства. Норманизм и антинорманизм в исторической науке.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) — закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки».

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский.

Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов (с 30-х гг. XI в.

— половцев), борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX — начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX — середина X в.

) — время первых киевских князей; второй (вторая половина X — первая половина XI в.) — время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий (вторая половина XI — начало XII в.

) — переход к территориально-политической раздробленности или к удельным порядкам.

Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.

Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю.

Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице.

В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами».

Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии.

После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф. Миллером и Г.З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов.

Выводы Г.З. Байера и Г.Ф. Миллера оскорбили его патриотические чувства. В своих трудах «Краткий российский летописец» (1760 г.) и «Древняя российская история» (1766 г.

) ученый пытался доказать, что норманны не играли никакой существенной роли в жизни восточных славян. М.В.

Ломоносов и его последователи вопреки свидетельствам источников утверждали, что термин «Русь» происходит от названия реки Рось, что балтское племя пруссов имеет славянское происхождение и т. д.

Вряд ли будет преувеличением сказать, что длящийся уже не одно столетие спор норманистов и антинорманистов имеет не научную, а скорее, политическую подоплеку. Не случайно выдающийся русский историк В.О. Ключевский называл варяжскую «проблему» патологией общественного сознания.

Большинство современных исследователей солидарны во мнении, что у восточных славян в ходе естественного развития общественных отношений сложились в IX в. все предпосылки для формирования государства. С другой стороны, невозможно отрицать большую роль соседних народов (в том числе и скандинавов) в культурном, экономическом и политическом развитии восточного славянства.

5. Киевская Русь: основные периоды истории. Особенности экономических отношений, социально-политического строя и духовной жизни.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX — начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX — середина X в.

) — время первых киевских князей; второй (вторая половина X — первая половина XI в.) — время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий (вторая половина XI — начало XII в.

) — переход к территориально-политической раздробленности или к удельным порядкам

Образованию государства на Руси и складыванию феодальных отношений у восточных славян предшествовал период, получивший название военной демократии. Это была последняя стадия родоплеменного строя, когда происходит переход от первобытнообщинного строя к феодализму.

В основе этого перехода лежало развитие первобытного производства и совершенствование орудий труда, что позволило получать прибавочный продукт и выделиться отдельной семье, которая вела собственное хозяйство.

Происходит разложение родовых общин на территориальные или соседские, что способствовало разрушению старых племенных структур и усилению роли племенных старейшин, глав многочисленных родов, патриархальных семей.

В это время славяне вели многочисленные войны, отражая набеги кочевников. Из среды общинников выделяются воины-профессионалы. Возрастает роль князя-военачальника, который первоначально выбирался на народном собрании — вече, там же избирались предводители племенного войска — воеводы.

В условиях постоянных войн значение князя усиливалось, его власть постепенно становилась наследственной. Вокруг князя формировалась дружина, воинов-дружинников называли «отроками», война была их профессией. Они имели значительные привилегии.

Дружинники не были подотчетны народному собранию, но лично преданы князю.

Прибавочный продукт, получаемый племенем, позволял содержать людей, основным занятием которых было военное дело. Однако немаловажную роль играла и военная добыча. Военно-дружинная знать выдвигается на передний план как в племенах, так и в союзах племен. В ее состав в Х в.

окончательно вливается и родоплеменная знать, туда же в IX—Х вв. начинают входить представители других слоев общества. В руках этих военно-дружинных объединений сосредоточивается вся полнота власти, для упрочения которой они начинают захватывать земли простых общинников.

Объявив себя собственниками земель племени или племенного союза, они существовали уже не за счет добровольных приношений, а за счет обложения их данью, которая, правда, до середины Х в. не была еще фиксированной. Таким образом, с начала Х в.

у восточных славян начался переход к феодальным отношениям.

В начале IX в. происходит объединение групп восточнославянских племен. В основе его лежали следующие причины:

> экономическое развитие;

> социальные процессы в период военной демократии;

> развитие торговых связей;

> общность языческих верований;

> необходимость защиты от внешних нападений;

> осуществление завоевательной политики.

Центрами объединения стали города Киев и Новгород. Удобно расположенные на торговом пути «из варягов в греки», они объединили две группы восточнославянских племен — северную и южную. В первую вошли славяне, кривичи и ряд неславянских племен. Во вторую — поляне, северяне, вятичи.

Источник: https://cyberpedia.su/12x45d2.html

Вопрос 8: Верования славян. Принятие христианства: историческое значение и последствия. Особенности процесса христианизации

7. Язычество древних славян. Принятие христианства и его роль в русской истории.

В IXв. возникает Древнерусское государство– Киевская Русь. Политическое объединениеведет к этнической консолидации,формированию единой древнерусскойнародности и складыванию ее культуры.Культурное наследие восточных славян– база для развития древнерусскойкультуры.

Дохристианскиеверования славян — язычество.Основными славянскими божествами были:Сварог, Дажьбог, Стрибог, Перун, Велес,Ярила, Купала, Мокошь. У славян существовалижрецы – волхвы. В святилищах (капищах)приносились жертвы изображениям богов– идолам.

Однако в славянском язычествене было главного бога, повелителя богов,как в Греции или Скандинавии. Собъединением славян вокруг Киева,укреплением власти князя потребовалсяглавный бог. Нужно было заменитьразрозненные языческие культы единойгосударственной религией.

В этомзаключалась главная причина религиознойреформы.

Первая попыткарелигиозной реформы была осуществлена в 980 году. По распоряжениюкнязя Владимира в Киеве были установленыидолы шести божеств , включенных вгосударственный пантеон: Перуна,Дажьбога, Стрибога, Хорса, Мокоши иСмаргла. Главным был бог грозы – Перун,покровитель дружины. Его идол выделялсясеребряной головой с золотыми усами.

Первая религиозная реформа не удалась,так как новые представления о старыхбогах не усваивались населением. К томуже язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма, которыйисповедовали соседние державы. Очевиднаянеудача реформирования славянскойполитеистической религии побудилакнязя Владимира обратиться к принципиальноновой религии.

Летопись рассказываето «выбореверы» княземВладимиром. Исламбыл отвергнутиз-за запрета на спиртное и большогоколичества ежедневных молитв, иудаизм(Хазария) – из-за того, что исповедовавшиеего евреи не имели своего государства,рассеялись по всей земле и, кроме того,зани-

мались работорговлей,в том числе, и славянами. Западноехристианство также было отвергнуто по причинепоощрения работорговли и ряду другихпричин. Наиболее убедительными показалиськнязю аргументы византийского священника.

Было приняторешение крестить Русь по византийскомуобразцу. Скорее всего, этот рассказ – легенда.

Подлиннаяпричина перехода в христианство, причемв его восточном (православном варианте)– в существовании тесных связей Русис Византией.

Крещение Владимираи киевлян, состоявшееся в988 году,положило начало распространениюхристианства на Руси.

Принятие христианства– важнейшая веха в истории древнерусскойкультуры. Сохранение пережитковязыческой культуры:

– приурочиваниехристианских праздников к праздникамязыческого аграрного календаря и –этапамсельскохозяйственных работ;

– Илья Пророк –Перун Громовержец;

– Власий–Василий- покровитель скота языческий Велес;

– Параскева Пятница– богиня земли и плодородия мать сыраземля Мокошь. Принятие христианстваспособствовало развитию письменностии книгопечатания, созданию крупныхлитературных и художественных памятников.

Письменность ипросвещение.

Появлениеписьменности – качественный скачок вразвитии культуры. Письменность –важнейшее средство закрепления ипередачи во времени и пространствезнаний, идей, мнений, сохранении ираспространении достижений культуры.

Создание славянскойазбуки: византийские монахи–миссионерыКирилл и Мефодий. Первые богослужебныекниги – переводная богословскаялитература. Создание собственнойлитературы:

– жития святых;«Русская Правда»; «Слово о полку Игореве»;

– «Поучение»Владимира Мономаха.

Распространениеграмотности среди широких слоевгородского населения, использованиеписьма в быту: берестяные грамоты;надписина изделиях (горшках), клейма мастеров;придорожные камни и кресты с надписями. Система образования:монастыри как образовательные и научныецентры; школы, созданные в Новгороде иКиеве Ярославом Мудрым для детей старости духовных лиц.

Из памятниковписьменности домонгольского периодабольшинство книг погибло в результатетатаро–монгольского нашествия, до насдошло около 150 книг. Древнейшая –Остромирово Евангелие (1057 г.

) и дваИзборника князя Святослава Ярославича(1073 и 1076 г.г). Книги переписывались вмонастырях от руки. Ведущий центркнижности – Киево–Печорский монастырь,основанный в правление Ярослава Мудрого.

Создание при монастырях библиотек,включавших в себя до нескольких сотенкниг.

Летописание.

Древнейший дошедшийдо нас летописный свод – «Повестьвременных лет» , 1113г., составленныймонахом Киево–Печорского монастыряНестором . На основе ПВЛ – созданиеместных княжеских летописей. С XIIв. – новый период летописания –возникновение множества летописныхцентров, усиление светского направления,местный характер летописи (основноевнимание – на события своего княжества).

Архитектура.

До конца Xв. не существовало традиции монументальногокаменного зодчества, но были богатыетрадиции деревянного строительства,повлиявшие на последующую каменнуютрадицию.

Заимствованиепринципов архитектурного строительствахрамов из Византии: крестово–купольныйтип храма на четырех столбах: перваякаменная постройка в Киеве – Десятиннаяцерковь (конец Xв.), разрушена татаро–монголами в 1240г.; Спасо–Преображенский собор вЧернигове (XIв.);

Вершина южнорусскогозодчества – Софийский собор в Киеве(1037–1054);новгородский Софийский собор(проще, лаконичнее, строже киевского).

С XIIв. новый этап в развитии архитектуры:меньше масштаб церквей, поиск болеепростых, гармоничных форм, скромностьотделки. Наиболее типичным стал кубическийхрам с массивной одноглавкой:«храмы–богатыри сменили прежниепирамиды».

Влияние романского стиля вовнешнем оформлении построек: аркатурныепояса, группы полуколонн и пилястры –каменная резьба на внешней поверхностистен. Наибольшим было это влияние вГалицко–Волынском княжестве (Успенскийсобор в Галиче, не сохранившийся донаших дней).

Наиболее сильно демократическиетенденции в архитектуре проявились вновгородской архитектурной школе(церковь Спаса–Нередицы, церковьПараскевы Пятницы, Георгиевская церковьв Старой Ладоге).

ЗодчествоВладимиро–Суздальской Руси – болеепарадный характер, период ею расцвета– княжение Андрея Боголюбского (Золотыеворота и Успенский собор во Владимире,замок в Боголюбове, церковь Покрова наНерли). Особое место во Владимиро–Суздальскойархитектуре занимает Дмитриевскийсобор во Владимире (конец XIIв.), прославившийся богатством каменнойрезьбы.

Живопись:

Мозаика –византийское влияние наиболее заметно.Один из шедевров – Богоматерь в Софийскомсоборе (Киев). Другой шедевр –ДмитрийСолунский (Михайловский собор, Киев –XIIв. В настоящее время находится вТретьяковской галерее);

Фреска (росписьпо сырой штукатурке водяными красками)наиболее долговечное изображение:

Иконопись – надеревянной доске, обтянутой холстиной,яичные темперные краски. Наиболееизвестные работы византийской традиции– Владимирская Богоматерь и ГригорийЧудотворец. Новгородская традиция –ясность идеи, реальность изображения(фрески церкви Спаса на Нередице, СпасНерукотворный);

Возникновениекнижной миниатюры .

Ремесло.

Развитию ремесласпособствовал быстрый рост городов.Особенные успехи – в металлургическомпроизводстве, связаны с производствоморужия и военных доспехов (мечи, боевыетопоры, копья, кольчуги, щиты, шлемы).Русское оружие славилось в Византии,Западной Европе, Средней Азии.

Развитие ювелирногодела. Скань (изделия из скрученной свитойсеребряной или золотой проволоки) .Зернь(мельчайшие серебряные или золотыезерна (300 шариков на 1 кв.см, припаивалисьна пластину). Чернь (инкрустация золотоми серебром по вычерненному фону); Эмаль(техника перегородчатой эмали).

Гончарное ремесло.СIXв. преобладает посуда, сделанная нагончарном круге. Обжиг, орнамент. Гончарыделали кирпич (плинфу), черепицу, изразцыдля украшения зданий.

Стекольноеремесло.Стеклянные перстни, браслеты,украшения. Как исключение оконноестекло.

Деревообработка.

Изготовлениеодежды, тканей, обуви, обработка кожи имеха. Прядение льна, шерсти.

Влияние христианствана русскую жизнь:

1)Возникает новыйобщественный класс- духовенство.

2)Новый взгляд наобщественные отношения: изменилисьпонятия о морали, праве и долге.Уничтожается обычай кровной мести,человеческого жертвоприношения,многоженства.

3)Наряду с миромземных интересов появляется мир духовныхинтересов: кроме славы, власти, богатства появились понятия нравственногосамосовершенствования, бескорыстия,заботы о ближнем и т.п.

4)Привносится идеяединодержавной и самодержавной властигосударя.

5)Способствуетрасцвету материальной культуры, развитиюписьменности и образования.

6)Способствуетсплочению восточнославянских племенв единую древнерусскую народность.

7)Принятиехристианства положило резкую граньмежду новообращенной Русью и азиатскиммиром- сначала языческим, а потоммусульманским. Наметившийся расколмежду западной и восточной церковью(междукатоличеством и православием) ,оформившийся в 1054 году, способствовализоляции Руси и России от Запада.Православие во многом определилоособенности российского историческогопроцесса.

Особенностихристианизации Руси:

-долгое сопротивлениеязыческого Севера;

-во многомповерхностное распространение ипонимание христианства, что показалцерковный раскол сер.17 века;

-сохранениепережитков язычества до настоящеговремени.

Источник: https://studfile.net/preview/6229876/page:7/

Язычество и христианство на Руси (стр. 1 из 4)

7. Язычество древних славян. Принятие христианства и его роль в русской истории.

Введение. 3

1. Язычество. 5

1.1. Этапы развития языческой религии. 5

1.2.Влияние язычества на культуру и быт Восточных славян. 8

2. Принятие христианства. 10

2.1.Причины принятия христианства. 10

2.2.Крещение Руси. 13

3.Христианство. 15

4.Поледствия принятия христианства. 16

4.1. Политические последствия. 16

4.2. Культурные последствия. 17

Заключение. 20

Использованная литература. 23

Введение

Христианство в Древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и, конечно, не могло конкурировать с язычеством. Но торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с христианской верой.

Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян, ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. Поначалу христианские церкви были маленькими очагами в море язычества.

Лишь позднее, при поддержке государственной власти церковь стала укореняться в народной среде, городах и селах, не смотря на то, что основная часть населения Руси оказывала активное или пассивное сопротивление новой религии.

Именно всеобщее неприятие ее в условиях пусть даже ограниченного народовластия сорвало планы киевской знати и превратило введение христианства в многовековой процесс. В большинстве открыто восставших против христианства городов выступила поместная светская и прежняя духовная знать.

Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной княжеской религии Киевской Руси к IX веку.

К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами (можно выделить обряд погребения, в котором сконцентрировались многие представления язычников о мире), чёткой иерархией божеств (создание пантеона) и имело огромное влияние на культуру и быт древних славян.

Христианская вера сформировала новую, но не до конца освободившуюся от влияния язычества, картину мира древнерусского человека. В центре ее находились представления об отношениях Бога и человека. В русскую культуру органично вошло представление о любви как о силе, доминирующей в жизни людей и в их отношениях с Богом и между собою.

Важнейшая для христианской веры идея личного спасения ориентировала человека на самосовершенствование и способствовала развитию индивидуальной творческой деятельности. Однако, содействуя развитию культуры, грамотности, церковь одновременно всеми силами подавляла культуру, основанную на языческих традициях и обрядах.

Преследовались веселые праздники, коляды и масленицы, как бесовские, карались скоморошество, игра на народных инструментах.

Но язычество так до конца и не сдалось. Русь стала страной где осуществилось необычайное и довольно прочное сочетание христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений. Возникло так называемое двоеверие. Христиане молились в церквях, клали поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли старые языческие праздники.

Народное сознание упорно вплетало старые языческие поверья в свой быт, приспосабливая христианскую обрядность к провеянным веками явлениям природы, которые так внимательно и точно определялись язычеством. Двоеверие стало удивительной отличительной чертой истории русского и других христианских народов, населявших Россию.

1. Язычество

Язычество — это религиозная форма освоения человеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив.

1.1. Этапы развития языческой религии

На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, что бы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы.

Почитались бог солнца — Даждьбог, бог ветров и бурь — Стрибог. Кроме них, славяне поклонялись также Велесу, богу скота и богатства, Хорсу, связанному с солнечным культом.

Бог Ярило нес ответственность за прорастание хлебных злаков, Купало отвечал за созревание плодов, Суд ведал человеческими судьбами, Чур охранял межи между полями и всяческие границы.

Помимо персонажей высшей мифологии (богов и богинь) славяне населяли также свой мир и менее значительными существами: русалками (духами природы, первоначально жившими повсюду: в лесах, лугах, долинах, а не только в воде), лешими, водяными, домовыми, овинниками, банниками и другими мелкими божками и духами.

На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. По мнению Б.А. Рыбакова, на первый план выдвинулся бог Род. Славяне почитали Рода — творца Вселенной и Рожаниц — богинь плодородия, и верили в потусторонний мир.

[1] Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире.

Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом. «Свои» покойники всячески помогали родичам, «чужие» вредили.

«Отсюда суеверный страх, овладевавший русским человеком на перекрестках: здесь, на нейтральной почве, родич чувствовал себя на чужбине,..,вне сферы помощи своих охранительных гуров»[2]

На третьем этапе развития языческой религии, по мнению многих ученых, культ Рода распался на множество более мелких культов, из которых, в конце концов, самым важным стал культ «Бога богов». Это уже существо небесное, глава иерархии богов.

В VI веке повелителем Вселенной признавали бога — громовержца Перуна, покровителя князя и его дружины, бога войны и сражений, мечущего молнии в своих противников[3]. Не смотря на это, славяне все же почитали и других богов, что подтверждает политеистичность религии. Но стоит так же прислушаться к мнению Б.

А Рыбакова: на Руси «идея монотеизма в его патриархальной мужской форме возникла до христианства, совершенно независимо от него и, по всей вероятности, задолго до него».[4] В доказательство обычно приводится текст Прокопия Кесарийского, относящегося к 6 в.

: «Они (анты и славины) считают, что только один бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды».[5] Остается только вопрос о том, к какому богу относится это высказывание — Роду или Перуну.

Особую роль здесь сыграло жреческое сословие древней Руси. Общим названием жрецов было «волхвы» или «волшебники». В составе всего жреческого сословия было много различных разрядов. Известны «волхвы-облакопрогонители», те, которые должны были предсказывать и своими магическими действиями создавать необходимую людям погоду.

Были волхвы-целители, лечившие людей средствами народной медицины, «волхвы-хранильники», руководившие сложным делом изготовления разного рода амулетов-оберегов и, очевидно, орнаментальных символических композиций.

Творчество этой категории волхвов могут изучать как археологи по многочисленным древним украшениям, служившим одновременно и оберегами, так и этнографы по пережиточным сюжетам вышивки с богиней Макошью, богинями весны, едущими на конях «с золотой сохой» и многочисленными символическими узорами.

Интереснейший разряд волхвов составляли «волхвы-кощунники», сказители «кощюн» — мифов, хранители древних преданий и эпических сказаний. Кроме волхвов-ведунов, существовали и женщины-колдуньи, ведьмы (от «ведать» — знать), чаровницы, «потворы».

Князь Владимир, находясь на вершине процесса создания единой русской государственности, задумал придать языческой религии общественно значимый государственный характер. С этой целью в 980 году он установил единый пантеон, обязательный для почитания всеми его подданными. В этот пантеон вошли: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл и Мокошь.

«Из политических расчетов свой собственный дружинно-рюриковский Перун должен был быть обставлен богами подчиненных Игоревичами племен и новгородцев».[6] Однако реформа не удовлетворила князя, строившего единое государство.

Несколько лет спустя он решился на принятие христианской религии, активно распространяемой самым могущественным государством того времени — Византийской империей.

1.2. Влияние язычества на культуру и быт Восточных славян

Культура Руси с самого начала находилась под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, а применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира.

Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования.

Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения.

Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о смене времён года, о жизни языческих богов и других событиях.

Неведомые звери, русалки, грифоны занимали воображение тогдашних художников.

Источник: https://mirznanii.com/a/351502/yazychestvo-i-khristianstvo-na-rusi

Язычество славян на Руси

7. Язычество древних славян. Принятие христианства и его роль в русской истории.

Язычество — религия, основанная на веровании в нескольких богов одновременно, а не в одного Бога-создателя, как, например, в христианстве.

Понятие язычества

Сам термин «язычество» является не совсем точным, так как включает в себя несколько понятий. Сегодня язычество понимается не столько как религия, сколько как совокупность религиозных и культурных убеждений, а веру в нескольких богов обозначают как «тотемизм», «политеизм» или «этническая религия».

Язычество древних славян — это термин, который используют для обозначения комплекса религиозных и культурных воззрений на жизнь древних славянских племен до того, как они приняли христианство и перешли в новую веру.

Существует мнение, что сам термин в отношении древней религиозной и обрядовой культуры славян произошел не от понятия политеизма (множества божеств), а от того, что древние племена, хоть и жили разрозненно, имели в основе один язык.

Так, Нестор-летописец в своих записях говорит об этих племенах как о язычниках, то есть имеющих один язык, общие корни. Позднее этот термин постепенно стали относить к славянским религиозным воззрениям и употреблять для обозначения религии.

Возникновение и развитие язычества на Руси

Славянское язычество начало формироваться примерно во 2-1-м тысячелетии до н.э. под влиянием индоевропейской культуры, когда славяне стали из нее выделяться в самостоятельные племена.

Перемещаясь и занимая новые территории, славяне знакомились с культурой своих соседей и перенимали у них определенные черты. Так, именно индоевропейская культура принесла в славянскую мифологию образы бога грозы, бога скота и образ матери-земли.

Немалое влияние на славянские племена оказали и кельты, которые также обогатили славянский пантеон и, кроме того, принесли славянам само понятие «бог», ранее не использовавшееся.

Славянское язычество имеет немало общего с германо-скандинавской культурой, оттуда славяне взяли образ мирового древа, драконов и многих других божеств, которые позднее трансформировались в зависимости от условий проживания и особенностей славянской культуры.

После того как славянские племена сформировались и начали активно заселять новые территории, уходить друг от друга и разъединяться, трансформировалось и язычество, в каждом племени появились свои особенные ритуалы, свои названия для богов и сами божества. Так, к 6-7-му вв. религия восточных славян довольно ощутимо отличалась от религии западных славян.

Следует отметить, что часто верования верхушки общества сильно отличались от верований низших слоев и то, во что верили в крупных городах и поселениях, не всегда совпадало с убеждениями мелких деревень.

С того момента как славянские племена стали объединяться, начало формироваться единое централизованное государство, стали развиваться внешние связи славян с Византией, постепенно язычество начало подвергаться гонениям, в старых верованиях стали сомневаться, появились даже поучения против язычества.

В итоге после Крещения Руси в 988 г., когда христианство стало официальной религией, славяне начали постепенно отходить от старых традиций, хотя отношения язычества и христианства были непростые.

По некоторым сведениям, на многих территориях язычество сохраняется до сих пор, а на Руси оно еще довольно долго существовало, вплоть до 12-го в.

Суть славянского язычества

Хотя существует достаточное количество источников, по которым можно судить о верованиях славян, трудно сформировать единую картину мира восточнославянских язычников. Принято считать, что суть славянского язычества заключалась в вере в силы природы, которые и определяли жизнь человека, управляли ею и решали судьбы.

Отсюда вытекают и боги — повелители стихий и природных явлений, матушка-земля. Помимо высшего пантеона богов, у славян были и более мелкие божества — домовые, русалки и пр. Мелкие божества и демоны не оказывали серьезного влияния на жизнь человека, но активно в ней участвовали.

Славяне верили в существование у человека души, в небесное и подземное царство, в жизнь после смерти.

Славянское язычество имеет немало ритуалов, которые связаны со взаимодействием богов и людей. Богам поклонялись, у них просили защиты, покровительства, им приносили жертвы — чаще всего это был скот. Нет точных сведений о наличии человеческих жертвоприношений у языческих славян.

Список славянских богов

Общеславянские боги:

  • Мать — Сыра Земля — главный женский образ, богиня плодородия, ей поклонялись и просили хорошего урожая, хорошего приплода;
  • Перун — бог-громовержец, главный бог пантеона.

Другие боги восточных славян (называются также пантеоном Владимира):

  • Велес — покровитель сказителей и поэзии;
  • Волос — покровитель скота;
  • Даждьбог — солнечное божество, считается предком всех русских людей;
  • Мокошь — покровительница прядения и ткачества;
  • Род и рожаницы — божества, олицетворяющие судьбу;
  • Сварог — бог-кузнец;
  • Сварожич — олицетворение огня;
  • Симаргл — вестник между небесами и землей;
  • Стрибог — божество, связанное с ветрами;
  • Хорс — олицетворение солнца.

У славянских язычников существовали также различные образы, которые олицетворяли те или иные явления природы, но не были божествами. К ним можно отнести Масленицу, Коляду, Купалу и др. Чучела этих образов сжигались во время праздников и ритуалов.

Гонения на язычников и конец язычества

Чем сильнее объединялась Русь, чем больше она наращивала свою политическую мощь и расширяла контакты с другими, более развитыми государствами, тем сильнее язычники подвергались гонениям со стороны приверженцев христианства.

После того как произошло Крещение Руси, христианство стало не просто новой религией, но новым образом мысли, стало играть огромную политическую и общественную роль.

Язычники, которые не хотели принимать новую религию (а таких было очень много), вступали в открытое противостояние с христианами, однако последние делали все, чтобы образумить «варваров». Язычество сохранялось до 12-го в., однако затем стало постепенно угасать.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: https://historynotes.ru/yazychestvo-slavyan/

Принятие христианства на Руси: кратко

7. Язычество древних славян. Принятие христианства и его роль в русской истории.

Принятие христианства на Руси: кратко

Принятие христианства на Руси: кратко

Россия и православие… Испокон веков понятия эти едины и неразделимы. Православие не просто религия, это образ жизни, духовность и менталитет нации.

Поэтому принятие христианства на Руси кратко – это событие, определившее ее целостность, исторический путь и место в сокровищнице общечеловеческой культуры и цивилизации.

Трудно переоценить его значение не только для истории государства, но и мировой истории вообще.

Предпосылки принятия Христианства

Принятию христианства на Руси в Х веке предшествовал целый ряд объективных причин.

В первую очередь этого требовали интересы государства, раздираемого междоусобными распрями под угрозой набегов многочисленных внешних врагов.

Требовалась единая идеология, способная объединить народ в противовес языческому многобожию с его племенными идолами по принципу: один Бог на небе, один помазанник божий на земле — Великий князь.

Во-вторых, все европейские государства к тому времени уже находились в лоне единой христианской церкви (раскол на православную и католическую ветви был ещё впереди), и Русь со своим язычеством рисковала остаться в их глазах «варварской» страной.

В-третьих, христианское учение с его нравственными нормами провозглашало гуманное отношение ко всему живому и давало четкие представления о рамках дозволенного, что должно было послужить оздоровлению общества во всех сферах деятельности.

В-четвертых, вхождение с новой верой в европейскую культуру могло отразиться на развитии образования, письменности и духовной жизни.

В-пятых, развитие экономических отношений всегда ведет к углублению неравенства среди людей. Требовалась новая идеология, способная объяснить это неравенство как богоустановленный порядок и примирить бедных и богатых.

«Всё от Бога, Бог дал — Бог взял, все под Богом ходим, для Создателя мы все едины» — снимало в какой-то мере социальную напряженность и примиряло людей с действительностью. Во главу угла ставились не власть, богатство и успех, а добродетель, терпимость, способность придти на помощь ближнему.

Христианство могло утешить человека, простить ему грехи, очистить душу и подарить надежду на вечную жизнь. Всё это, вместе взятое, служило нравственному очищению общества, поднимало его на новую ступень развития.

Наконец, в-шестых, молодая княжеская власть нуждалась в легитимации самой себя. Надо было как-то убедить народ поклоняться не своим местным князьям и волхвам, а киевскому князу, и , как следствие ему платить дань.

Обобщая вышесказанное, основной предпосылкой принятия христианства на Руси кратко можно назвать назревшую на фоне политических и социальных факторов необходимость укрепления и идейного единения молодого государства.

Как это было

Историки отмечают, что князь Владимир, выбирая государственную религию, рассматривал также ислам и иудаизм. Последний отпал сам собой, так как его исповедовал вечный враг древнерусского государства Хазарский каганат. Ислам как религия только формировался.

А христианство с его величественной обрядностью и соборностью было наиболее близко к духовному коллективизму славян. Не последнюю роль сыграли и тесные экономические и культурные связи с Византией, являвшейся центром цивилизации европейского мира.

В летописи тех времен отмечалось, что русское посольство, оказавшееся в Царьградском храме, было потрясено великолепием православного богослужения. По их словам, они не знали «на небе пребывают или на земле».

К концу Х столетия христианское вероисповедание было уже достаточно распространено на Руси. Многие купцы, бояре и представители среднего сословья считали себя христианами.

Жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась в православной вере ещё в 955 году. Но в массе своей это встречало яростное неприятие со стороны языческого большинства.

Появились и первые мученики за веру, обличавшие служение «глиняным божкам».

28 июля (по старому стилю 15-го) 988 года волею Владимира все население Киева собрали на берегу Днепра и крестили в его водах. Обряд проводили приглашенные специально для этого византийские священники. Эта дата считается официальным днем празднования крещения Руси. Она только положила начало процессу распространения христианства, растянувшемуся на несколько столетий.

Во многих княжествах язычество оставалось ещё очень сильным, и много распрей пришлось преодолеть прежде чем новая вера полностью утвердилось как официальная религия.

В 1024 году было подавлено восстание приверженцев старой веры во Владимиро-Суздальском княжестве, в 1071 — в Новгороде, только к концу ХI века принял крещение Ростов, Муром продержался до ХII века.

И до наших дней дошли многие языческие праздники — Коляда, Масленица, Иван Купала, которые естественным путем ужились с христианскими и стали неотъемлемой частью этнической культуры народа.

Разумеется, события разворачивались несколько детальнее. Но подробный разбор возможен только на наших курсах подготовки. Скажу лишь, что есть мнение, будто бы Владимир принял не христианство, а арианскую ересь, которая помещает Бога-отца — выше Бога-сына. Однако это тоже, длинная история.

Расцвет культуры и письменности

Свержение деревянных идолов, проведение обрядов крещения и строительство православных храмов ещё не делают людей убежденными последователями христианства. Историки считают главной деятельностью киевского князя повсеместное строительство школ для детей. На смену родителям-язычникам приходило новое поколение, воспитанное по христианским канонам.

На период правления Ярослава Мудрого, сменившего в 1019 году на княжеском троне своего отца, князя Владимира, приходится подлинный расцвет культуры киевской Руси. Монастырские стены повсеместно становятся центрами культурно-просветительской жизни. В них открываются школы, работают летописцы, переводчики, философы, создаются первые рукописные книги.

Уже через 50 лет после крещения появляется литературное произведение выдающихся достоинств — «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Иллариона, в котором ясно прослеживается мысль о единстве государства, как неотрывной составляющей «благодати и истины», пришедших с учением Христа.

Стремительно развивается, архитектура, а вместе с ними такие виды градостроительного искусства, как фрески, иконопись мозаика. Появляются первые монументальные памятники каменного строительства — Собор Святой Богородицы в Киеве, белокаменное зодчество Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальской земли.

Происходит становление ремесел: ювелирного дела, художественной обработки цветных и черных металлов, камней. Достигает высот декоративно-прикладное искусство — резьба по дереву, камню, кости, золотое шитьё.

Заключение

Историческое значение принятия христианства на Руси состоит в его основополагающей роли в становлении молодого русского государства. Оно объединило разрозненные удельные княжества, укрепило центральную власть, способствовало повышению обороноспособности, экономической и культурной революции, налаживанию торговых и дипломатических связей, поднятию престижа страны на международной арене.

Источник: https://ege59.ru/2017/04/14/prinyatie-xristianstva-na-rusi-kratko/

Uchebnik-free
Добавить комментарий