7. сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, гаммацизм, хитизм Классификация нарушений звукопроизношения

Классификация нарушений звукопроизношения посимптоматике

7. сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, гаммацизм, хитизм Классификация нарушений звукопроизношения

Классификация по проявлениям учитывает лишь внешние проявления дефекта, а именно: какие группы звуков нарушены, как много звуков нарушено и в чем именно проявляются эти нарушения.

Согласно этому принципу. нарушение звукопроиэношения при дислалии может быть, мономорфным и полиморфным.

При моно морфном нарушении дефектно произносится лишь один звук или звуки одной фонетической группы (например, только свистящие С, 3, Ц).

При полиморфном нарушении страдают звуки двух или нескольких фонетических групп (например, свистящие и Р или шипящие, заднеязычные и Л и т.п.).

Внешне нарушение звукопроизношения при дислалии может проявляться в следующих вариантах:

— в полном отсутствии звука (ребенок говорит АМА выесто РАМА, УК вместо ПУК;

в замене одного звука рвчи другим (САПКА вместо ШАПКА, БАЛАБАН вместо БАРАБАН);

— в смешении двух правипьно произносимых звуков (ребенок говорит то ШУБА, то СУБА, то КОВРИК то КОВЛИК);

в искаженном звучании звука (например, «картавое» Р. межзубное или боковое С и пр.).

В зависимости от того, какая группа звуков нарушена, выделяется несколько видов нарушенного произнощения. Название каждого из этих видоа образовано от греческого названия букв алфавита.

Сизматизм — парасигматизм — нарушение произношения свистящих и шипящих звуков. Термииы происходят от греческого названия буквы С — сигма. Искажения свистящих и шипящих звуков обозначаются термином — сигматизм, а замены — термином пара-сигматизм (пара — возле, около, вместо).

Искаженное произношение свистящих звуков называется сигматизмом свистящих звуков, а искажение шипящих звуков — сигматизмом шипящих звуков.

Ламбдациэм — параламбдацизм — нарушение произношения звуков Л, ЛЬ (от греческого названия буквы Л -ламбда). Искажение звуков Л, ЛЬ называется ламбдацизмом, замена — параламбдацизмом.

Ротацизм — параротацизм — нарушение произношения звуков Р, РЬ (от греческого названия буквы Р — ро). Искажение звуков Р, РЬ называется ротацизмом, замена — параротацизмом.

Йотацизм — нарушение произношения звука Й.

Каппацизм — нарушение произношения звука К (от греческого названия буквы К — каппа).

Гаммацизм — нарушение произношения звука Г (от греческого названия буквы Г – гамма).

Хитизм — нарушение произношения звука X (от греческого названия буквы Х — хи).

Дефекгы твердости и мягкости.

Дефекгы звонкости и глухости.

Выделяют также нарушения произношения губных, переднее язычных смычных звуков, которые не имеют определенного обозначения.

Распространенность разпичных видов дефектного произношения звуков речи у детей не одинакова. Приводим сравнительные данные М. А. Александровской и Л. Г Парамоновой (итервал в 50 лет).

Виды               50-е годы нарушений     (по данным        ' М. А Александроеской)   90-е годы (по данным Л. Г Парзноновой)  
Ротацизмы                    26% Ламбдацизмы             10% Дефекта свистящих    22% Дефекты шипящих       24%   71,6% 54% 42% 45%  

Эти данные, с одной стороны, говорят о сохранении общей тенденции в отношении частоты нарушения разных групп звуков, с другой же стороны свидетельствуют об увеличении случаев нарушения каждой фонетической группы звуков и о преобладании полиморфных нарушений.

Таким образом, распространенность нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом и сохранным слухом определяется артикупяторной сложностью звуков: чем сложнее по артикуляции звук речи, тем позже он появляется в онтогенезе, тем чаще он нарушается.

Классификация дислалии ло механизмам

Классификация нарушений звукопроизношения по механизмам, в отличие от классификации по проявлениям, учитываетэтиопатогенетическую обусловленность имеющихся дефектов,что позволяет определить дифференцировзнный подход к их устранению.

https://www.youtube.com/watch?v=XQRPAFT1yQQ

Дислалия может представлять собой как самостоятельное нарушение речи, так и проявляться на фоне какого-то более сложного речевого расстройства, в частности, на фоне общего недоразвития речи.

Основными причинами, не позволяющими ребенку овладеть правильным звукопроизношением в процессе онтогенеза, являются следующие:

1. Анатомические дефекты в строении артикуляторных органов(губ, языка, подъязычной связки, челюстей, зубов, мягкого и твердого неба), чисто механически препятствующие правильному звукообразованию.

2. Недостаточнаяподвижность артикуляторных органов, не связанная снарушением их иннервации и проявляющаяся в некоторой замедленности, неловкости и неточности их движений.

3. Нарушение слуховойдифференциации некоторых акустически похожих звуков. В этих случэях ребенок, имеющий нормальный биологический слух, не чувствует разницы в звучании таких, например, звуков, как С и Ш, С и Ц, Р и Л и др.

Вместо двух разных звуков в каждой из названных пар он слышит только один «усредненный» звук, означающий для него одновременно и С, и Ш (или С и Ц; Р и Л).

Трудности дифференциации по слуху фонетически сходных звуков нередко сохраняется даже в школьном возрасте.

4.. Недостаточно благоприятная социальная среда — что конкретно может выражаться в следующем:

быстрая,  неряшливая речь окружающих, не позволяющая ребенку четко воспринимать произносимые ими звуки ни на слух, ни зрительно (внёшний вид артикуляции);

«двуязычие» в семье, при котором ребенок в период становления у него звукопроиэношения постоянно слышит совершенно разные «образцы» звуков, которым он пытается подражать;

дефектное произношение звуков окружающими людьми, часто усваиваемое ребенком по подражанию: если мама произносит Р «картаво», то ребенок, имея перед собой такой образец звучания этого звука, непроизвольно, по подражанию, воспроизводит именно такую артикупяцию;

«педагогическая запущенность», выражающаяся в том, что с ребенком мало разговаривают и почти не обращают виимания на его речь в том числе и на правильность произношения звуков;

подлаживание взрослых под детскую речь (так называемое «сюсюканье»), когда взроспые сознательно воспроизводят в своей речи неправильно произносимые ребенком звуки: «холосый» вместо «хороший», «я хотю тяю» вместо «я хочу чаю» и т.п.

Такое произношение для маленького ребенка является нормальным, одкако для преодоления этого возрастного своеобразия в произношении звуков ему необходимо иметь перед собой тот правильный образец их звучания, которому он должен следовать.

Подлаживание же взрослых под детскую речь не только лишает ребенка правильного образца для подражания, но даже как бы и поощряет его такое ненормативное произношение. В подобных случаях «детское» произношение звуков задерживается у детей надолго и в дальнейшем требует логопедической помощи.

почти постоянное пребывание малолетнего ребенка в коллективе сверстников, имеющих точно такие же своеобразия в произношении звуков. Здесь также отсутствует нормальный образец для подражания.

Нередко наблюдается сочетание нескольких или даже всех названных неблагоприятных факторов, что особенно отрицательно сказывается на формировании у детей звукопроизношения. В подобных случаях проявления и механизмы нарушений звукопроизношения носят сложный характер и с большим трудом поддаются коррекции.

Здесь названы только самые ближайшие и совершенно очевидные причины, не позволяющие ребенку овладеть правильным произношением речевых звуков.

Однако истинные причины нарушений скрыты гораздо глубже, поскольку большинство врожденных аномалий и разного рода функциональных сдвигов в работе речевых анализаторов «приобретается» детьми в процессе неблагополучного протекания беременности и родов у матери или даже связано с неблагоприятной наследственностью.

В настоящее время в логопедии имеются две классификации дислалии с учетом этиопатогенеза. Традиционная классисрикация (Ф. А. Рау, М. Е. Хватцев, 0. В. Правдина и др.), и классификация Б.М. Гриншпуна.

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1252;

Источник: https://studopedia.net/3_78429_klassifikatsiya-narusheniy-zvukoproiznosheniya-posimptomatike.html

Виды нарушений звукопроизношения

7. сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, гаммацизм, хитизм Классификация нарушений звукопроизношения

Определение 1

Нарушение звукопроизношения – это изменение и нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей, характеризующееся различными речевыми расстройствами, а также дефектами восприятия и произношения фонем.

В настоящее время наиболее распространенным недостатком речи детей дошкольного возраста являются разнообразные виды нарушений звукопроизношения, проявляющихся в форме неумения правильно произносить определенный звук, замена звуков или их искажение.

Возникновение нарушения звукопроизношения связано с моторными и сенсорными нарушениями периферического и центрального характера. В связи с чем, следует учитывать:

  • нарушения и изменения в строении артикуляционного аппарата;
  • разнообразные нарушения иннервации мышц, которые принимают непосредственное участие в артикулировании;
  • снижение или нарушение слухового восприятия.

По информации, предоставленной педагогами-практиками, нарушение звукопроизношения отмечается не только в отношении одного определенного звука, но и группы. По распространенности нарушений выделяют:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • свистящие (22%);
  • шипящие (24%);
  • звонкие (4,5%);
  • задненёбные (1%);
  • мягкие (1,5%).

Данная закономерность связана в первую очередь с распределением дефектов артикуляционной работы. Чем сложнее артикуляционная работа для произношения звука, тем больше вероятность возникновения нарушения звукопроизношения.

По мнению ряда ученых-логопедов, ошибки в произношении звуков необходимо так же учитывать и с точки эффективности речевой коммуникации ребенка:

  1. Ошибки, которые не нарушают смысла сказанного, а касаются только лишь оттенков фонем.
  2. Ошибки, которые приводят к смешению фонем и их различию. Данные ошибки принято считать грубыми, так как они значительно искажают смысл сказанного.

Замечание 1

В том случае, если у ребенка отмечается одновременно значительное количество ошибок и дефектов в произношении звуков, то это указывает в первую очередь на то, что у ребенка недостаточно сформировано фонематическое восприятие. Чем сложнее нарушение звукопроизношения, там невнятнее речь ребенка.

Уровни нарушения звукопроизношения (автор О.В. Правдина):

  1. Неумение правильно произносить определенный звук или группу звуков.
  2. Неправильное произношение звука в речи, при правильном изолированном произношении.
  3. Недостаточная дифференциация близких по звучанию или артикуляции звуков, при этом ребенок умеет правильно произносить оба звука.

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения – сигматизмы, ротацизмы, ламбдацизмы, йотацизмы, гаммацизмы и хитизмы. Данные виды нарушений имеют окончание «-изм», что говори о нарушении, связанном с искажением произношения звуков. Такие нарушения как парасигматизмы, параротацизмы и т.д., имеющие приставку «-пара», свидетельствуют о замене звука при произношении.

Характеристика основных видов нарушений звукопроизношения

Основные виды нарушения звукопроизношения.

Сигматизм – это расстройство речи, при котором отмечается неправильное или искаженное произношение свистящих и шипящих звуков.

Сигматизм является одним из наиболее распространенных видов нарушения звукопроизношения. Отмечается достаточно большое количество его вариантов, которые в свою очередь делятся на две основные группы:

фонетический сигматизм – это боковой, межзубный, губно-зубной, носовой и т.д.;парасигматизм – представлен призубным, шипящим и свистящим.

Ротацизм – это достаточно обширная группа дефектов, связанных с различными нарушениями произношения звука [р].

Обширность ротацизмов обусловлена тем, что произношение звука [р] требует сложной артикуляционной работы, в первую очередь от языка, мышцы которого принимают в этом непосредственное участие. Так, например, логопед А.Я. Яунберзина официально зарегистрировала 28 видов ротацизмов.

Наиболее распространенными являются полное отсутствие звука или замена его гласным, горловое или носовое произношения, а также глухое, двугубное или одноударное произношения.

Ламбдацизм – это объединение дефектов произношения звука [л].

Выделяют следующие виды ламбдацизма:

  • полное отсутствие звука;
  • замена звука [л] гласной буквой;
  • губно-загубное, двугубное или носовое произношение.

Йотацизм – нарушение в произношении полугласного звука [й].

Данный звук в русском языке используется в двух значениях – как слоговый звук и как полугласный звук. Исходя из такого различного использования этого звука, различают и несколько разные дефекты его произношения: не произносится совсем, либо заменяется другими звуками.

Нарушения в звукопроизношении ряда нёбных звуков принято называть:

  1. Каппацизмы – нарушение произношения звука [к]
  2. Гаммацизмы – нарушение произношения звука [г]
  3. Хитизмы – нарушение произношения звука [х]

Виды нарушения озвончения и смягчения звуков

Кроме того, в логопедии принято выделять такие нарушения в звукопроизношении как озвончение и смягчение звуков. Данные нарушения связан с тем, что ряд согласных имеют глухую и звонкую пары. Исходя из этого, выделяют следующие виды озвончения:

  1. Полное отсутствие в речи звонких согласных, постоянная их замена на парные глухие.
  2. Недостаточное озвончение согласных.
  3. Недостаточное оглушение согласных.

Замечание 2

Все указанные нарушения, принято называть паралалиями, которые имеют отражение не только в устной речи, но и в письме.

В соответствии с проведенными исследованиями, было установлено, что чаще встречается оглушение звонких согласных, нежели озвончение глухих.

К дефектам смягчения относят следующие варианты нарушений:

  1. Постоянная замена мягких согласных парными твердыми звуками, то есть полное отсутствие в речи ребенка мягких согласных.
  2. Излишнее смягчение.
  3. Нарушение в дифференциации мягких и твердых звуков. Во время произношения, у детей отмечается как правильное произношение, так и нарушенное.

Замечание 3

Чем сложнее звук, тем труднее и позже у детей устанавливается его правильное произношение, соответственно тем многообразнее дефекты его произношения.

Однако необходимо отметить, что у разных детей нарушение звукопроизношения индивидуально.

В том случае, если у ребенка отмечается нарушение звукопроизношения какой-либо одной группы, то дефект принято называть частичным, простым или мономорфным.

Если же у ребенка отмечается нарушение звукопроизношения, которое охватывает одновременно несколько групп звуков, то в этом случае дефект называют полиморфным или сложным диффузным.

Например:

  • Простой, мономорфный дефект – нарушение в произношении звонких звуков.
  • Сложный диффузный, полиморфный дефект – совокупность ротацизма, сигматизма и дефекта озвончения.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/vidy_narusheniy_zvukoproiznosheniya/

Сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, гаммацизм, хитизм Классификация нарушений звукопроизношения

7. сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, гаммацизм, хитизм Классификация нарушений звукопроизношения

   Самыми распространенными недостатками речи у детей являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

   В настоящее время возникновение неправильного звукопроизношения может объясняться на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, центрального или периферического характера.

Следовательно, необходимо учитывать: 1) изменения в строении артикуляторного аппарата и многообразные нарушения иннервации мышц, участвующих в артикулировании; 2) снижение периферического слуха и нарушения слухового восприятия центрального характера

   Как отмечает О.В.

Правдина (1973), неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих — 22 %, шипящих — 24%, р — 26 %, л — 10%, звонких — 4,5%, задненёбных — 1%, мягких — — 1,5% Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Дефекты озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков наблюдаются значительно реже. Дефекты искажения таких простых звуков, как м, н, п, т и особенно гласных, наблюдаются очень редко (при снижении слуха и при гнусавости).

   Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса «-изм». Выделяют — сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, гаммацизм, хитизм. В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку «-пара» — парасигматизм, параротацизм и т.д.

Сигматизм — расстройство речи, заключающееся в неправильном произношении звуков шипящих и свистящих звуков. У детей, страдающих сигматизмом наблюдается нарушение произношения звуков , , и , , , .

Сигматизм — один из очень распространенных видов неправильного звукопроизношения. Наблюдается довольно большое количество вариантов как чисто фонетического сигматизма (межзубный, боковой, носовой, губно-зубной), так и парасигматизма (призубный, свистящий, шипящий).

Это говорит о том, что произношение свистящих и шипящих достаточно сложно.

   Под названием ротацизм объединяются различные дефекты произношения звука . Благодаря большой сложности артикуляционной работы, и в частности языка (участвуют все мышцы языка), наблюдается много видов ротацизма. Например, логопед А.Я. Яунберзинь зарегистрировала 28 вариантов.

Наиболее частыми будут следующие: отсутствие (полное отсутствие звука или призвук гласного вместо него), носовое произношение, горловое произношение (велярное или увулярное), одноударное, глухое, двугубное . Много вариантов и параротацизма: замены — р-д, р-й, р-л, р-ль, р-н, р-г, р-ы.

    Под названием ламбдацизм объединяются все дефекты произношения звука . Существуют три вида ламбдацизма: отсутствие звука или призвук гласной, двугубное или губно-зубное произношение звука , носовое произношение — л-нг; параламбдацизмы: л-д, л-л' (с различной степенью смягчения), л-р, л-в, л-н, л-ы или у.

    Дефекты произношения полугласного звука носят название йотацизм.

Звук употребляется в русском языке в двух значениях: как неслоговой звук (край, чай, война) и как слоговой звук, входящий в произношение йотированных гласных я, е, ю, ё в начале слога.

Указанные два значения звука получают несколько разное выражение при дефектах произношения звука. Дефекты произношения: 1) звук не произносится совсем (мой-мо; яма-ама); 2) заменяется (мой — мои; яма — иама); 3) заменяется (чай — чаль; яма — лямо).

    Дефекты произношения нёбных звуков носят названия каппацизм — звуков к и к', гаммацизм — звуков г и г', хитизм — звуков х и х'.

Помимо вышеописанных, в логопедической литературе выделяют нарушения смягчения и озвончения звуков.

   В произношении согласных, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения. Наблюдаются три вида нарушения озвончения: а) полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, т.е. постоянная их замена парными глухими; б) недостаточное озвончение; в) недостаточное оглушение. Все три случая относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме.

Исследователи отмечают, что оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.

   Среди дефектов смягчения также наблюдаются три варианта: а) полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, т.е. постоянная их замена парными твердыми звуками; б) излишнее смягчение в) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, т.е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.

    Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее будут дефекты произношения.

Так, звук т может или смягчаться или заменяться звуками п или к, а вариантов нарушения произношения звука р насчитывается свыше 20: р боковое, гортанное, носовое, одноударное, губное, щечное, замена звука р звуками л, л', р', й, в, д и т. д.

Таким образом, в группе сигматизмов различают фонетические сигматизмы (боковой, межзубный и др.) и парасигматизмы (замены шипящих звуков свистящими, замены свистящих и шипящих звуками т и д и др.), т. е. сигматизмы, имеющие фонетико-фонематический характер.

В группах ротацизмов, ламбдацизмов, каппацизмов также можно выделять чисто фонематические ротацизмы, ламбдацизмы и параротацизмы, параламбдацизмы и т.д.

     Необходимо сказать также, что у разных детей неправильное произношение может то касаться только одной группы звуков (звонких, задненёбных или свистящих и др.

), и тогда оно носит название простого, частичного, мономорфного дефекта звукопроизношения, то охватывать многие группы звуков (одновременно один и тот же ребенок может страдать ротацизмом, сигматизмом и дефектами озвончения и т.

п.), тогда дефект называется сложным диффузным, полиморфным.

       Многие авторы отмечают также, что в ряде случаев дети правильно употребляют звук изолированно, в слогах, а иногда в словах и в отраженной речи, а в самостоятельной речи не употребляют. Эти данные свидетельствуют о том, что произносительные умения детей соотносятся со степенью сложности вида речевой деятельности. О.В.

Правдина (1973) выделяет три уровня нарушенного произношения: неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука.

      В целом, выделенные уровни отражают этапы усвоения звука в процессе развития ребенка, выявленные А.Н. Гвоздевым (1961). Эти данные свидетельствуют о том, что ребенок с нарушенным произношением проходит те же этапы овладения звуком, что и нормальный, но на каком-то из этапов он может задержаться или остановиться

Источник: https://students-library.com/library/read/55299-sigmatizm-rotacizm-lambdacizm-jotacizm-gammacizm-hitizm-klassifikacia-narusenij-zvukoproiznosenia

Дислалия — нарушение речи у детей: причины и методы устранения

7. сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, гаммацизм, хитизм Классификация нарушений звукопроизношения

Дислалия – это дефект восприятия и произношения звуков речи.

Дислалия бывает:

  1. Фонетическая – искажение произношения (Когда ребенок неправильно говорит различные звуки – Р, Л и другие).
  2. Фонематическая – замена звуков (Замена букв, например С – Ш: пошёл-посол).
  3. Фонетико-фонематическая – артикуляторные нарушения.

Выделяют простые и сложные дислалии. Простые подразумевает нарушения, связанные с восприятием одного звука или одной фонетической группы. Сложные – когда не воспринимаются звуки из разных фонетических групп. Фонетические группы – это соноры (Р, Рь, Л, Ль, Н, Нь, М, Мь, Й), свистящие (С, Сь, З, Зь), шипящие (Ж, Ш), африкаты (Ч, Щ).

Простые дислалии имеют формы, куда включаются различные типы нарушений:

Сигматизм

Это нарушения, связанные с произношением свистящих и шипящих звуков: С, Сь, З, Зь, Ж, Ш, Ч, Ц, Щ

Парасигматизм

Это дефекты фонетические или фонетико-фонематические. Чистый сигматизм подразделяется на межзубный, боковой и иногда призубный. Парасигматизм подразделяется на губно-зубной (ш-ф, с-в), свистящий-шипящий (ш-с, с-ш)

Особенности сигматизма

  1. Дефект в речи выстраивается симметрично, то есть, если страдает твердый звук, то также искажается и мягкий.
  2. Если используются только мягкие свистящие, то шипящие будут произноситься смягченно.
  3. Определяют также носовой сигматизм, но его как такого не существует.

    Если есть носовое произношение свистящих и шипящих, то носовым окажется произношение всех звуков, а это уже ринолалия. Однако носовой сигматизм может быть у глухонемых, когда им ставят звуки.

  4. Шипящие и свистящие звуки резко противопоставлены по акустическим признакам, но менее контрастны по артикуляционным.

Ротацизм

Это нарушение произнесения звуков «Р» и «Рь». Ротацизм очень распространен в силу артикуляционной трудности произношения. В лепете у детей есть правильный звук «Р».

Но настоящее, чистое «Р» дети начинают произносить после 2-х лет. Здесь играет роль артикуляционная подготовленность.

 В норме дыхательная струя идет по центру языка, кончик которого вибрирует, боковые края прижаты к верхним наружным зубам.

При отклонении от нормы выделяют:

  1. Боковой ротацизм – один край языка не пристает к верхним коренным зубам. Имеется хлюпающий оттенок – среднее между «р» и «л»
  2. Горловой ротацизм – нарушается активность корня языка
  3. Велярный ротацизм – вибрация происходит при сближении корневой части языка с границами твердого и мягкого неба
  4. Увулярный ротацизм – вибрирует маленький язычок увуля.
  5. Раскатистый – форсированное использование языка
  6. Одноударный или фрикатичный – произнесение английского звука «р»
  7. Кучерское «р» — заднеязычный звук наподобие английского «р».

Параротацизм

Замена звуком «л», в ряде случаев произносят «ль» вместо «р» или «р» заменяют на «рь» называется параротацизмом. Несколько реже встречаются случаи замен «р» на «д» и «р» на «г». Существует до 30 дефектов произнесения звука «р».

Ламбдацизм

Звук «л» почти не подвержен дефектам и появляется как один из наиболее ранних звуков. Чаще бывают параламбдацизмы: «л» заменяют на «ль», «л» и «ль» на «й», а иногда и «л» на «в».

Йотацизм

Замена буквы «й» на «ль». Выделяют три дефекта произношения заднеязычных звуков:

  1. Гамацизм – звук «г»
  2. Каппацизм – звук «к»
  3. Хитизм (х) – замена звуков «х» на «ф», особенно перед «в». Либо «хь» на «х». Например, хитрый – хытрый.

Гамацизм и каппацизм на практике обычно встречаются вместе. Они характеризуются:

  1. Отсутствием звуков «Г» и «К».
  2. Заменой «к» и «г» на «т» и «д». Например, кролик – тролик.
  3. Замена «к» на «кь».

Все эти дефекты возникают в силу некоторых систем деятельности. Большинство звуков – переднеязычные и эти звуки тоже произносятся как переднеязычные.

Дефекты противопоставления согласных по глухости-звонкости

Часто вместо звонких произносятся глухие согласные. Это не связано с нарушением голоса, просто не усвоено фонематическое противопоставление. Этот дефект наблюдается у слабослышащих детей, у которых оглушаются не только парные звонкие, но и непарные. У тугоухих произносятся звонкие вместо глухих.

Сложные дислалии

К сложным дислалиям относятся такие случаи, при которых наблюдаются комбинации различных дефектов. Наиболее частые из них:

  1. Ротацизм и ламбдацизм
  2. Ротацизм и сигматизм

В случаях укороченной подъязычной уздечки наблюдается заднеязычный звук «р» или замена «р» на «д» и нижние смягченные шипящие. Например, рама – дама.

  1. Ротацизм, ламбдацизм и сигматизм
    • Фонетико-фонематические нарушения
    • Сочетание фонетических с фонематическими, то есть одни звуки заменяются, другие – искажаются.
  2. Дефект связан с противопоставлением звуков по твердости-мягкости, звоности-глухости с тем или другим видом дефекта произношения одного звука (сигматизм, ротацизм).
  3. Тотальная дислалия – когда в произношении ребенка из всех согласных звуков остаются только «т» и «д» и носовые, сонорные, а гласные – в порядке. Например: сам-дам, шапка – тапка и другие.

Иногда остается только один звук «т» — этот дефект носит название готтентатизм (от африканского племени «готтентоте» — в их речи только два согласных – «т» и «д»).

Особенности сложной дислалии

Чем сложнее по комбинации оказывается дислалия, тем более сложным оказывается фон, на котором она протекает: задержка общего и психического развития.

 В случаях сложной дислалии необходимо углубленное дополнительное изучение ребенка не только в плане особенностей его поведения, но и интеллектуальных возможностей, а также особенностей слуха и зрения.

 Сложная дислалия – сигнал, что у ребенка что-то не в порядке со слухом или зрением. У детей слабослышащих очень часто переднеязычные звуки либо резко искажаются, либо заменяются звуком «т».

Если у ребенка тугоухость 2-ой или 3-ей степени, то здесь вспомогательным критерием будет особенность голоса, в нем отсутствует необходимый металл, голос будто «ватный».

У детей с резко сниженным зрением, слепых также могут наблюдаться дефекты произношения по типу сложных дислалий.Это связано с тем, что у таких детей сигматизм встречается в 3-4 раза чаще, чем при норме. Это связано со зрительным контролем.

Но если устанавливать связь между межзубным сигматизмом и дефектом зрения, то, следовательно, все слабослышащие люди должны быть с межзубным сигматизмом, а это не так.

Ведь ребенок не видит звуки «к», «г», «н» — они не нарушены, а сложная дислалия у них есть.

Дефект зрения мешает речи вообще – слепые говорят не по подражанию, слабовидящие ничего не могут спросить, они пассивны. Инициативная речь развивается к 4 годам. Произносительная система формируется тогда, когда зубы начинают меняться, отсюда и появляется межзубный сигматизм. Сложная дислалия протекает на фоне задержки речевого общения, обусловленного дефектом зрения.

При дефектах слуха часто встречаются нарушения челюстно-мышечной системы: прогения, прогнатия, передний открытый прикус, боковой открытый прикус.

Методы устранения дислалии

  1. Работа по преодолению дислалий всегда связана с формированием новых умений и навыков, то есть логопед-дефектолог перестраивает сложившуюся у ребенка произносительную систему. Подробнее о том, когда ребенку нужен логопед.
  2. Занятия по преодолению дислалий имеет развивающую роль: логопедическое воздействие направлено на формирование умений и навыков. Эта работа является обучающей, а процесс обучения в отличии от процесса подражания является процессом сознательным.
  3. Ориентиром в логопедической работе являются нормы произношения, принятые в русском языке. Подробнее о постановке правильного произношения звуков Р и Л.
  4. Вся работа по исправлению произношения является педагогической. В случаях медицинского воздействия создается лишь благоприятный фон, однако дефекта оно не исправляет. В качестве педагогических путей используются тренировки, демонстрации (когда логопед показывает в зеркале правильную артикуляцию различных слов) и т.п.
  5. На занятиях отрабатывается психофизиологический механизм, обеспечивающий нормальное произношение, а также двигательно-артикуляционная, слуховая и речедвигательная система настолько, чтобы ребенок был способен к нормальному произношению.

Источник: http://karkusha.su/dislaliya-narushenie-rechi-u-detey/

Uchebnik-free
Добавить комментарий