7. Пути формирования правового государства в современной России.

11.3 Пути формирования правового государства в современной России

7. Пути формирования правового государства в современной России.

В Конституции Российской Федерации указано, что Россия – правовое государство.

Однако политико-правовая реальность позволяет сделать вывод, что это лишь декларируемая цель, до приближения к которой нужно сделать очень многое. Так Л.А.

Морозова прямо указывает, что «в Российской Федерации пока что не удалось реализовать в пол­ной мере ни один из основных принципов правового государства»[8].

Но вначале следует признать ряд успешных преобразований в жизни современного российского общества на пути построения правового государства:

— немало сделано в области юридико-политической теории (прежде всего – построение концепций права «в человеческом измерении»);

— связанность государства правом официально признана на уровне важнейших политико-правовых документов (Конституции 1993 года, Европейской конвенции 1950 года «О защите прав человека и основных свобод»);

— отменены некоторые одиозные правовые институты (прописки, лишения гражданства, высылки из страны);

— развиваются формы защиты прав граждан, в законодательстве зафиксированы правовые средства спора гражданина с государством (новые Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный кодексы Российской Федерации);

— доктрина правового государства активно используется Конституционным судом Российской Федерации при толковании Конституции и при проверке на соответствие Конституции иных нормативных актов;

— в экономической сфере провозглашено равенство форм собственности, свобода предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, налоговое законодательство постепенно приобретает черты разумного;

— в сфере организации формирования власти как на муниципальном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и федеральном уровне законодательные органы формируются на основе свободных выборов.

Проблемы и перспективы. Однако построение правового государства в России столкнулось с рядом принципиальных положений, препятствующих построению правового государства:

— противоречие между индивидуалистической, прозападной направленностью в идее правового государства и господствующими в сознании большинства населения коллективистскими, соборными ценностями.

Причем в качестве модели правового государства в России была выбрана либеральная модель в ее самом раннем варианте, в наибольшей мере пропитанная протестантской этикой и духом капитализма. «В результате государство и закон были отстранены от регуляции экономических и социальных отношений и выполняли роль лишь «ночного сторожа».

Основной формой функционирования государства явились идеи индивидуализма и индивидуальной свободы. Все это привело к отчуждению свободы от равенства, что послужило оправданием подавления слабых более сильными конкурентами.

Оказалось, что свободная игра рыночных сил, не ограниченных равенством, не может обеспечить социальную гармонию и справедливость… о том, что идеи либерализма в XVIII в.

бездумно перенесены в наше время, говорят такие, ставшие фундаментальными, положения российской государственности, как: «рынок решит все», «либерализация цен – главный путь к капиталистическому раю», а главное – то, что государство самоустранилось от своих исконных функций: регуляции экономических процессов и социальной защиты человека. Эти обстоятельства, как и во время кризиса правосознания прошлого века, вызвали (и не могли не вызвать) сомнения в самой идее построения правового государства и его институтов»(А.К Черненко).

— противоречие между декларируемыми ценностями правового государства и реальной политико-правовой практикой. Тот же расстрел из танков в 1993 году Белого Дома никак нельзя оправдать с точки зрения теории правового государства.

И таких примеров масса: рост уровня коррумпированности судей и чиновников, увеличение недоступности правовой защиты для обычного населения, стремительный рост преступности, наркомании, порнографии заставляют задуматься здравомыслящего человека, знакомящегося с официальной правовой идеологией России, о том, а зачем ему необходимо правовое государство, если оно не может создавать и поддерживать порядка в обществе?

— использование идеи правового государства в программе манипуляции сознанием населения, что дискредитирует данную идею;

— «принцип разделения властей проведен таким образом, что зако­нодательная власть не способна организовать действенный парла­ментский контроль за деятельностью исполнительной власти по орга­низации и обеспечению действия федеральных законов»[9];

— колоссальный разрыв в доходах наиболее бедных и наиболее богатых жителей России, создающий обоснованную социальную озлобленность и сеющий зерна правового нигилизма (как может среднестатистический пенсионер рассчитывать на объективность суда при рассмотрении его спора со среднестатистическим олигархом?);

— не преодолены в массовом сознании (а главное – в сознании законодателей и правоприменителей) правовой нигилизм и правовой идеализм, неразвито правовое образование граждан;

— отсутствует эффективный механизм исполнения судебных решений.

Перечень проблем на пути построения правового государства может быть продолжен и далее, пути их решение – пути становления правового государства в России.

Источник: https://sci-lib.biz/gosudarstva-prava-teoriya/113-puti-formirovaniya-pravovogo-gosudarstva-47549.html

Пути формирования правового государства в современной России

7. Пути формирования правового государства в современной России.

В Конституции Российской Федерации указано, что Россия – правовое государство.

Однако политико-правовая реальность позволяет сделать вывод, что это лишь декларируемая цель, до приближения к которой нужно сделать очень многое. Так Л.А.

Морозова прямо указывает, что «в Российской Федерации пока что не удалось реализовать в пол­ной мере ни один из основных принципов правового государства»[2].

Но вначале следует признать ряд успешных преобразований в жизни современного российского общества на пути построения правового государства:

— немало сделано в области юридико-политической теории (прежде всего – построение концепций права «в человеческом измерении»);

— связанность государства правом официально признана на уровне важнейших политико-правовых документов (Конституции 1993 года, Европейской конвенции 1950 года «О защите прав человека и основных свобод»);

— отменены некоторые одиозные правовые институты (прописки, лишения гражданства, высылки из страны);

— развиваются формы защиты прав граждан, в законодательстве зафиксированы правовые средства спора гражданина с государством (новые Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный кодексы Российской Федерации);

— доктрина правового государства активно используется Конституционным судом Российской Федерации при толковании Конституции и при проверке на соответствие Конституции иных нормативных актов;

— в экономической сфере провозглашено равенство форм собственности, свобода предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, налоговое законодательство постепенно приобретает черты разумного;

— в сфере организации формирования власти как на муниципальном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и федеральном уровне законодательные органы формируются на основе свободных выборов.

Проблемы и перспективы. Однако построение правового государства в России столкнулось с рядом принципиальных положений, препятствующих построению правового государства:

— противоречие между индивидуалистической, прозападной направленностью в идее правового государства и господствующими в сознании большинства населения коллективистскими, соборными ценностями.

Причем в качестве модели правового государства в России была выбрана либеральная модель в ее самом раннем варианте, в наибольшей мере пропитанная протестантской этикой и духом капитализма. «В результате государство и закон были отстранены от регуляции экономических и социальных отношений и выполняли роль лишь «ночного сторожа».

Основной формой функционирования государства явились идеи индивидуализма и индивидуальной свободы. Все это привело к отчуждению свободы от равенства, что послужило оправданием подавления слабых более сильными конкурентами.

Оказалось, что свободная игра рыночных сил, не ограниченных равенством, не может обеспечить социальную гармонию и справедливость… о том, что идеи либерализма в XVIII в.

бездумно перенесены в наше время, говорят такие, ставшие фундаментальными, положения российской государственности, как: «рынок решит все», «либерализация цен – главный путь к капиталистическому раю», а главное – то, что государство самоустранилось от своих исконных функций: регуляции экономических процессов и социальной защиты человека. Эти обстоятельства, как и во время кризиса правосознания прошлого века, вызвали (и не могли не вызвать) сомнения в самой идее построения правового государства и его институтов»(А.К Черненко).

— противоречие между декларируемыми ценностями правового государства и реальной политико-правовой практикой. Тот же расстрел из танков в 1993 году Белого Дома никак нельзя оправдать с точки зрения теории правового государства.

И таких примеров масса: рост уровня коррумпированности судей и чиновников, увеличение недоступности правовой защиты для обычного населения, стремительный рост преступности, наркомании, порнографии заставляют задуматься здравомыслящего человека, знакомящегося с официальной правовой идеологией России, о том, а зачем ему необходимо правовое государство, если оно не может создавать и поддерживать порядка в обществе?

— использование идеи правового государства в программе манипуляции сознанием населения, что дискредитирует данную идею;

— «принцип разделения властей проведен таким образом, что зако­нодательная власть не способна организовать действенный парла­ментский контроль за деятельностью исполнительной власти по орга­низации и обеспечению действия федеральных законов»[3];

— колоссальный разрыв в доходах наиболее бедных и наиболее богатых жителей России, создающий обоснованную социальную озлобленность и сеющий зерна правового нигилизма (как может среднестатистический пенсионер рассчитывать на объективность суда при рассмотрении его спора со среднестатистическим олигархом?);

— не преодолены в массовом сознании (а главное – в сознании законодателей и правоприменителей) правовой нигилизм и правовой идеализм, неразвито правовое образование граждан;

— отсутствует эффективный механизм исполнения судебных решений.

Перечень проблем на пути построения правового государства может быть продолжен и далее, пути их решение – пути становления правового государства в России.

Билет 52

Источник: https://cyberpedia.su/16x15946.html

7. Пути формирования правового государства в современной России

7. Пути формирования правового государства в современной России.

  1. В качестве одного из направлений решения этой задачи можно выделить дальнейшее реформирование всей системы государственной власти. В основе этих преобразований – принцип разделения властей. Конечно, ещё много предстоит сделать для выработки процедур, формирования определённых традиций и правил взаимодействия этих структур государственной власти.

  2. Узловое условие функционирования Российской Федерации как демократического правового государства состоит в проведении судебной реформы: утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

  3. В правовом государстве человек, его права и свободы – высшая ценность. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

  4. В качестве одной из важнейших задач, связанных с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирования новой по существу правовой системы.

  5. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.

  6. Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе (правовой нигилизм граждан и чиновников)..

После распада СССРпринцип «правового государства» получилобщее признание, были отмененырепрессивные, иные реакционные институтыи положения, стали развиватьсядемократическое законодательство,система правосудия (КонституционныйСуд, арбитражные суды). В 1991 году былапринята Декларация прав и свобод человекаи гражданина.

Идея правовогогосударства впервые в историиотечественного конституциализмаполучила прямое закрепление в КонституцииРФ, принятой на референдуме 12 декабря1993 года. Согласно Конституции Россия –Российская Федерация являетсядемократическим, республиканским,федеративным, правовым государством(ст. 1).

В новой КонституцииРФ нашли свое признание и нормативноезакрепление все три компонента правовойгосударственности: 1) гуманитарно-правовой(права исвободы человека и гражданина); 2)нормативно-правовой(конституционно-правоваяконцепция правового закона); 3)институционально-правовой(системаразделения и взаимодействия властей).

Носителемсуверенитета и единственным источникомвласти в РФ, по Конституции (ч. 1 ст. 3),является её многонациональный народ.Суверенитет РФ распространяется на всюеё территорию, а сама российскаяКонституция и федеральные законы имеютверховенство на всей территории РФ (ст.4).

Для утвержденияначал правовой государственностиопределяющее значение здесь имеютпрежде всего положения Конституции РФо высшей ценности человека, его прав исвобод (ст. 2), о разделении властей (ст.10), о прямом действии Конституции иконституционно-правовых характеристикахисточников действующего права (ст. 15).

Основы формированияв стране гражданского общества закрепленыв конституционных нормах о признаниии защите в РФ равным образом частной,государственной, муниципальной и иныхформ собственности (в том числе на землюи другие природные ресурсы), о единомэкономическом пространстве, поддержкеконкуренции, свободе экономическойдеятельности и т.д. (ст. 8, 9).

Основные федеративныечерты и свойства российской правовойгосударственности выражены вконституционных положениях о равноправиисубъектов РФ, равноправии и самоопределениинародов в РФ, о едином гражданстве РФ,её государственной целостности иединстве системы государственнойвласти, о разграничении предметовведения и полномочий между органамигосударственной власти Федерации и еёсубъектов.

Идеологические иполитические характеристикиконституционного строя включают в себяпризнание идеологического и политическогомногообразия, многопартийности, равенстваобщественных объединений перед законом(ст. 13).

Новая КонституцияРФ в своей регламентации основныхположений постсоветского строя опираетсяна естественноправовые идеи о прирождённыхнеотчуждаемых правах и свободах человека,что и определяет в конечном счётеправовой характер основного закона.

Существенноезначение для утверждения в странедемократического государственно-правовогостроя имеет конституционное положениео том, что общепризнанные принципы инормы международного права и международныедоговоры РФ являются, по Конституции(ст. 15), составной частью её правовойсистемы. Если при этом международнымдоговором РФ установлены иные правила,чем предусмотренные законом, топрименяются правила международногодоговора.

В качестве однойиз основ нового конституционного строяКонституция (ст. 2) провозглашает:«Человек, его права и свободы являютсявысшей ценностью».

При этом Конституцияисходит из прирождённого и неотчуждаемогохарактера основных прав и свободчеловека. В духе этих естественноправовыхидей в Конституции (ч. 2 ст.

17) утверждается:«Основные права и свободы человеканеотчуждаемы и принадлежат каждому отрождения».

В Конституции (гл.2) закреплён широкий круг личных,политических, социальных, экономическихи культурных прав и свобод человека игражданина, соответствующий современныммеждународным стандартам и высокомууровню конституционных требований вэтой сфере в развитых демократическихстранах.

В Конституции (ч.1 ст. 17) закреплено: «В Российской Федерациипризнаются и гарантируются права исвободы человека и гражданина согласнообщепризнанным принципам и нормаммеждународного права и в соответствиис настоящей Конституцией».

Посколькуконституционный перечень не являетсяисчерпывающим, в Конституции РФ (ч. 1 ст.

55) отмечается: «Перечисление в КонституцииРФ основных прав и свобод не должнотолковаться как отрицание или умалениедругих общепризнанных прав и свободчеловека и гражданина».

Конституция (ч. 3ст. 55) предусматривает возможностьограничения прав и свобод человека игражданина федеральным законом тольков той мере, в какой это необходимо вцелях защиты основ конституционногостроя, нравственности, здоровья, прави законных интересов других лиц,обеспечения обороны страны и безопасностигосударства

При этом в Конституции(ст. 56) подчёркивается, что и в условияхчрезвычайного положения не подлежатограничению права и свободы, предусмотренныев ряде статей Конституции.

Речь, вчастности, идёт о таких правах, как правокаждого на жизнь, на достоинство личности,на неприкосновенность частной жизни,личную и семейную тайну, защиту своейчести и доброго имени, на свободу совестии свободу вероисповедания, на жилище,на судебную защиту его прав и свобод,на возмещение государством вреда,причиненного незаконными действиями(или бездействием) органов государственнойвласти или их должностных лиц, и онекоторых других правах и свободах.

Помимо общесудебнойзащиты прав и свобод человека и гражданинав Конституции указаны и другие институтыи должностные лица, в обязанности которыхвходит обеспечение этих прав и свобод(Президент, Правительство, КонституционныйСуд, Уполномоченный по правам человека).

Важное значениев этом плане имеют и международные формызащиты прав и свобод человека. Так,Конституция (ч. 3 ст. 46) признаёт правокаждого в соответствии с международнымидоговорами РФ обращаться в межгосударственныеорганы по защите прав и свобод человека,если исчерпаны все имеющиесявнутригосударственные средства правовойзащиты (Европейский Суд по правамчеловека).

В Конституциисодержится также и ряд специальныхнорм, конкретизирующих общеправовоезначение прав и свобод человека игражданина для других компонентовправового государства. Существенноеположение об этом содержится в ст.

18,согласно которой права и свободы человекаи гражданина «определяют смысл, содержаниеи применение законов, деятельностьзаконодательной и исполнительнойвласти, местного самоуправления иобеспечиваются правосудием».

Еслиданная статья в позитивной форме содержиттребование правового закона, правовогохарактера (соответствия праву) деятельностивсех ветвей государственной власти иорганов местного самоуправления, то вдругой статье Конституции (ч. 2 ст.

55)содержится прямой запрет антиправового(правонарушающего) закона: «в РоссийскойФедерации не должны издаваться законы,отменяющие или умаляющие права и свободычеловека и гражданина». Важная в этомплане норма содержится и в ч. 3 ст. 15Конституции: «Любые нормативные правовыеакты, затрагивающие права, свободы иобязанности человека и гражданина, немогут применяться, если они не опубликованыофициально для всеобщего сведения».

Так, Конституция(ч. 2 ст. 46) закрепляет такую важную формусудебно-правового контроля общих судов,как обжалование в суд решений и действий(или бездействия) органов государственнойвласти, органов местного самоуправленияобщественных объединений и должностныхлиц. Согласно Конституции (ч. 2 ст.

120),суд при рассмотрении конкретных делпроверяет соответствие подзаконныхактов закону и, если при этом будетустановлено несоответствие между ними,решение должно быть принято в соответствиис законом. Кроме того, суды, по Конституции(ч. 4 ст.

125), вправе обращаться с запросамив Конституционный Суд РФ о проверкеконституционности применённого илиподлежащего применению в конкретномделе закона, нарушающего конституционныеправа и свободы граждан.

Присущая новойроссийской Конституции концепцияправопонимания включает в себя в целоми правовое понимание государства, исоответственно правовую организациюгосударственной власти. Ворганизационно-властном плане это нашлосвоё выражение в конституционномзакреплении определённой системыразделения властей в рамках общейконцепции российской правовойгосударственности.

Сам принципразделения властей сформулирован вКонституции (ст. 10) следующим образом:«Государственная власть в РФ осуществляетсяна основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органызаконодательной, исполнительной исудебной власти самостоятельны».

В формированииправового государства в России сделанызначительные шаги, но в полной мере оноправовым ещё не является. Для этоготребуются дальнейшие преобразованияв экономической, социальной, политической,правовой и идеологической сферах.

В экономическойсферепредстоит создание развитой рыночнойэкономики (среднее и мелкоепредпринимательство полной свободы неполучило, подвержено воздействиюкоррумпированного чиновничества икриминальных структур.

В социальнойсфере дляправового государства необходимопреобладание среднего класса, достаточноматериально обеспеченного, заинтересованногов стабильности общества, однако, внастоящее время, общество распалось наочень богатых и бедных.

В политическойсфере необходимодальнейшее развитие демократических,федеративных начал, местного самоуправления,создание оптимального баланса ветвейвласти, формирование подлинногополитического плюрализма, повышениеуровня участия народа в политическихпроцессах и т.д.

В правовойсфере формированиеправовой системы далеко не закончено.Актуальной проблемой является укреплениезаконности.

Экономическая реформа,переход к рыночной экономике, приватизация,передел собственности, безработица идругие факторы породили невиданнуюранее в стране организованную преступность,коррупцию, снижение уровня дисциплиныв государственном аппарате, новые видыэкономической преступности, преступленияпротив личности, нарушение трудовыхправ граждан. Очевидно, что без существенныхуспехов в деле снижения уровня преступностиговорить о правовом государстве неприходится.

В идеологическойсфере непременнымусловием для правового государстваявляются повышение уровня политическойи правовой культуры.

Отказавшись оттотального контроля за различнымисферами жизни общества с помощьюпринуждения, российское государстводолжно сформировать новые взаимоотношенияс гражданским обществом.

Передав большуюдолю прежней государственной собственностив руки граждан, государство способствуетформированию гражданского общества,становлению социальных интересовразличных групп населения.

Трудностина этом пути обусловлены в значительноймере тем, что в России ценности свободы,индивидуализма не были преобладающимив общественном сознании, у населениядо сих пор ещё сильны надежды на помощьсо стороны государства.

Современноероссийское государство по своему типуявляется переходным (от тоталитаризмак правовому государству). Оно несёт насебе отпечаток черт советскойгосударственности (стремлениеконтролировать различные стороны жизни,выступать в роли главного распределителясредств, номенклатурный принцип подбораруководящих кадров и т.д.).

Однако появилисьи укрепляются демократические началав его деятельности: свободные выборыкак способ формирования верховнойгосударственной власти, политическийплюрализм, разделение властей и т.д.

Источник: https://studfile.net/preview/4419536/page:9/

Этапы формирования правового государства в РФ

7. Пути формирования правового государства в современной России.

Зарождение идеи о российском государстве как о правовом имеет практически тысячелетнюю историю. Но ее становление начинается только в XIX- XXвв. Весь путь развития данной идеологии был довольно сложен и тернист.

Первым шагом вступления на путь развития правового государства в начале XIX века стал переход к конституционной монархии. К сожалению, процесс продлился не долго.

Победа в октябрьской революции 1917 года положила конец развитию правового и начало создания советского государства. Идея правового государства больше не была востребована, ведь «страна советов» стремилась к власти в основе которой лежит понятие диктатуры.

После прихода к власти Сталина, в стране начинается активный рост бюрократизма, а также сосредоточение всей власти в руках одного человека. Таким образом, политический строй поменялся на административно-командную систему партийно-государственного руководства страной, а сама концепция развития правового государства канула в лету.

Замечание 1

Для страны наступил тяжелый период. Из-за отсутствия политических и правовых институтов, балом правит беззаконие и произвол, растет число репрессий, учащаются случаи самосуда над инакомыслящими. 

После полувековой анархии Россия наконец возвращается к идее организации правового государства. Одним из основных этапов стала корректировка Конституции РСФСР в начале 90х гг. Данный процесс привел к колоссальным изменениям государственных институтов, а также к должному формированию социально-экономических и политико-правовых отношений. 

Помимо изменения уже имеющихся органов власти, были созданы новые. Для выполнения конституционного контроля был создан Конституционный Суд РФ, а также произошло разделение форм собственностей на государственные, частные и муниципальные.

В процессе происходящих изменений были разделены и полномочия между органами государственной власти РФ и ее субъектами. Реорганизация также предполагала под собой избрание высшего должностного лица для управления государством.

Таким образом, было проведено первое народное ания для избрания Президента Российской Федерации.

Принципы правового государства

С получением нового правового положения в обновленную Конституцию РФ были вписаны и основные принципы правового государства. С этого момента Конституция Российской Федерации начала обладать высшей юридической силой на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15), вместе с чем было закреплено верховенство закона.

Российское государство приобрело статус демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, о чем говориться в 1ст. Конституции РФ.

Одной из основных обязанностей государства является соблюдение прав и свобод гражданина, а также их защита. В Конституции этому посвящена целая глава, в которой прописаны и механизмы такой защиты.

Не обходят стороной и экономическую деятельность, провозглашая ее свободу и единство, а также разделяя формы собственности на государственную, частную и муниципальную.

Государственная власть также подверглась разделению на три самостоятельные ветви – исполнительную, законодательную и судебную.Разделение коснулось, в том числе полномочий и ведения органов государственной власти субъектов РФ.

Замечание 2

Помимо этого в Конституции прописаны и другие принципы правового государства, а именно политическое, идеологическое многообразие, многопартийность и др.

Российская Федерация, как правовое государство

Но, к сожалению закрепления принципов в Конституции не достаточного для того, чтобы считать цель достигнутой. Существуют весомые различия между теорией правового государства и ее реальностью.

В теории идеология правового государства говорит об общественном идеале в праве, тогда как на практике современная Россия этому не соответствует. Понятие идеала очень размыто и путь к нему довольно сложен.

С этой стороны идеи правового государства можно рассмотреть как мотивацию к движению вперед, они толкают отношения государства и личности к улучшению и созданию необходимого правового порядка и законности.

Замечание 3

Для того, чтобы создать правовое государство, необходимо реформирование всей структуры государственной власти. А точнее довести до ума законодательство, чтобы получить качественное и эффективное право и искоренить неуважение к нему. Необходимо раскрыть социальную ценность права в жизни общества, а также повысить значение суда.

На пути к образованию правового государства необходимо преодолеть ряд трудностей, одной из которых является правовой нигилизм. Ведь суть демократического государства состоит не только в высоком уровне развития политической и правовой культуры, но и в соблюдении Конституции РФ, а также законов всеми членами общества, в том числе и должностными лицами государственной власти.

Формирование правового государства в России, как и в любой другой стране также зависит от развития экономики. В этом случае весь упор идет на средний класс.

Владея частной собственностью и высоким уровнем материального достатка, он заинтересован в сохранении существующего порядка, гораздо больше, чем пролетарий, которому в принципе нечего терять.

Таким образом, преобладание среднего класса ведет к уверенному сохранению принципов правового государства.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/etapy-formirovanija-pravovogo-gosudarstva-v-rf/

Вопрос 7. Пути формирования правового государства в современной России

7. Пути формирования правового государства в современной России.

Идея правового государства впервые в истории отечественного конституциализма получила прямое закрепление в Конституции РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. Согласно Конституции Россия – Российская Федерация является демократическим, республиканским, федеративным, правовым государством (ст. 1).

В новой Конституции РФ нашли свое признание и нормативное закрепление все три компонента правовой государственности: 1) гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина); 2) нормативно-правовой (конституционно-правовая концепция правового закона); 3) институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ, по Конституции (ч. 1 ст. 3), является ее многонациональный народ. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, а сама российская Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ст. 4).

Для утверждения начал правовой государственности определяющее значение здесь имеют прежде всего положения Конституции РФ о высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2), о разделении властей (ст. 10), о прямом действии Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего права (ст. 15).

Основы формирования в стране гражданского общества закреплены в конституционных нормах о признании и защите в РФ равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (в том числе на землю и другие природные ресурсы), о едином экономическом пространстве, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности и т.д. (ст. 8, 9).

Основные федеративные черты и свойства российской правовой государственности выражены в конституционных положениях о равноправии субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ, о едином гражданстве РФ, ее государственной целостности и единстве системы государственной власти, о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.

Идеологические и политические характеристики конституционного строя включают в себя признание идеологического и политического многообразия, многопартийности, равенства общественных объединений перед законом (ст. 13).

Новая Конституция РФ в своей регламентации основных положений постсоветского строя опирается на естественно-правовые идеи о прирожденных неотчуждаемых правах и свободах человека, что и определяет в конечном счете правовой характер основного закона.

Существенное значение для утверждения в стране демократического государственно-правового строя имеет конституционное положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются, по Конституции (ст. 15), составной частью ее правовой системы. Если при этом международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В качестве одной из основ нового конституционного строя Конституция (ст. 2) провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

При этом Конституция исходит из прирожденного и неотчуждаемого характера основных прав и свобод человека. В духе этих естественно-правовых идей в Конституции (ч. 2 ст.

17) утверждается: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

В Конституции (гл. 2) закреплен широкий круг личных, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина, соответствующий современным международным стандартам и высокому уровню конституционных требований в этой сфере в развитых демократических странах.

Конституция (ч. 3 ст. 55) предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

При этом в Конституции (ст. 56) подчеркивается, что и в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные в ряде статей Конституции.

Помимо общесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Конституции указаны и другие институты и должностные лица, в обязанности которых входит обеспечение этих прав и свобод (Президент, Правительство, Конституционный Суд, Уполномоченный по правам человека).

Важное значение в этом плане имеют и международные формы защиты прав и свобод человека. Так, Конституция (ч. 3 ст. 46) признает право каждого в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (Европейский Суд по правам человека).

В Конституции содержится также и ряд специальных норм, конкретизирующих общеправовое значение прав и свобод человека и гражданина для других компонентов правового государства.

Присущая новой российской Конституции концепция правопонимания включает в себя в целом и правовое понимание государства, и соответственно правовую организацию государственной власти. В организационно-властном плане это нашло свое выражение в конституционном закреплении определенной системы разделения властей в рамках общей концепции российской правовой государственности.

Сам принцип разделения властей сформулирован в Конституции (ст. 10) следующим образом: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

В формировании правового государства в России сделаны значительные шаги, но в полной мере оно правовым еще не является. Для этого требуются дальнейшие преобразования в экономической, социальной, политической, правовой и идеологической сферах.

В экономической сфере предстоит создание развитой рыночной экономики. Среднее и мелкое предпринимательство полной свободы не получило, подвержено воздействию коррумпированного чиновничества и криминальных структур.

В социальной сфере для правового государства необходимо преобладание среднего класса, достаточно материально обеспеченного, заинтересованного в стабильности общества, однако, в настоящее время, общество распалось на очень богатых и бедных.

В политической сфере необходимо дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах и т.д.

В правовой сфере формирование правовой системы далеко не закончено. Актуальной проблемой является укрепление законности.

Экономическая реформа, переход к рыночной экономике, приватизация, передел собственности, безработица и другие факторы породили невиданную ранее в стране организованную преступность, коррупцию, снижение уровня дисциплины в государственном аппарате, новые виды экономической преступности, преступления против личности, нарушение трудовых прав граждан. Очевидно, что без существенных успехов в деле снижения уровня преступности говорить о правовом государстве не приходится.

В идеологической сфере непременным условием для правового государства являются повышение уровня политической и правовой культуры.

Отказавшись от тотального контроля за различными сферами жизни общества с помощью принуждения, российское государство должно сформировать новые взаимоотношения с гражданским обществом.

Передав большую долю прежней государственной собственности в руки граждан, государство способствует формированию гражданского общества, становлению социальных интересов различных групп населения.

Трудности на этом пути обусловлены в значительной мере тем, что в России ценности свободы, индивидуализма не были преобладающими в общественном сознании, у населения до сих пор еще сильны надежды на помощь со стороны государства.

Современное российское государство по своему типу является переходным (от тоталитаризма к правовому государству). Оно несет на себе отпечаток черт советской государственности (стремление контролировать различные стороны жизни, выступать в роли главного распределителя средств, номенклатурный принцип подбора руководящих кадров и т.д.).

Однако появились и укрепляются демократические начала в его деятельности: свободные выборы как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей и т.д.



Источник: https://infopedia.su/8x10ed1.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий