7. Процесс обучения как целостная система. Его закономерности и принципы.

Вопрос 7. обучение как целостная система

7. Процесс обучения как целостная система. Его закономерности и принципы.

Специфика процесса обучения состоит в том, что обучение протекает под руководством педагога; источниками знаний являются не только излагаемый преподавателем материал, но и книги, средства массовой информации (фильмы, радио- и телепередачи, газе­ты, журналы), практические и лабораторные занятия; обучающиеся изу­чают объективный мир в познанном, обобщенном и систематизирован­ном виде, воспринимают знания, выраженные в словесно-понятийной форме, а чувственное восприятие играет вспомогательную роль; прак­тика является средством совершенствования знаний и источником но­вых знаний; в единстве с обучением и на его основе формируются на­учное мировоззрение и нравственные принципы обучающихся; разви­ваются умственные способности; теория познания определяет сущность обучения, его воспитательный характер.

Как и процесс научного познания, процесс обучения сложен и проти­воречив. Его движущими силами являются внутренние противоречия — источники развития и совершенствования:

· между постоянно возрастающими требованиями общества к обра­зованию, которые диктуются социально-экономическим прогрес­сом, и возможностями процесса обучения в данных условиях.

· между познавательными задачами, которые выдвигаются процес­сом обучения, и уровнем знаний, умений, умственного развития обучаемых (между знанием и незнанием);

· между преподаванием и учением, требующим самостоятельности и активности обучаемых.

Существует ряд условий, при которых возникающие противоречия становятся движущими силами учебного процесса:

а) раскрытие значимости знаний для обучаемого и для общества в це­лом;

б) определение преподавателями познавательного уровня, интеллек­та обучаемых;

в) умелая организация познавательной деятельности студентов; кон­центрация внимания на главном.

Процесс обучения имеет свою логику движения: от незнания — к знанию, от знания неполного — к знанию полному.

Естественнонаучной основой процесса обучения является учение о высшей нервной деятельности человека. Для дидактики особое значе­ние имеет учение о пластичности нервной системы, динамическом сте­реотипе, сигнальных системах.

Учение о типах высшей нервной деятель­ности дает педагогу возможность индивидуализировать процесс обуче­ния, а знание закономерностей движения основных нервных процессов (возбуждения и торможения) — правильно организовывать его.

Процесс обучения выполняет три основные функции: образователь­ную, воспитательную и развивающую.

Образовательная функция — основная, определяющая. Главное назначение обучения — вооружение знаниями, формирование специ­альных и общенаучных умений и навыков.

С философской точки зре­ния знание — это результат познания действительности в виде фактов, выводов, закономерностей, идей, теорий, которыми располагает наука. Знания непрерывно обновляются, их объем быстро растет.

Требования к знаниям: полнота, систематичность, осознанность, действенность.

Воспитательная функция предполагает решение основных задач в процессе учения, формирование мировоззрения, духовных, нравствен­ных, трудовых, эстетических представлений, убеждений, взглядов, идей и т. п.

Развивающая функция обеспечивает процесс создания личности, развивает ее восприятие, мышление, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы.

Эти функции взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе комплекс­ного планирования и решения задач образования, воспитания и развития личности обучаемого с использованием разнообразных форм, методов и средств обучения.

Учение — активный познавательный процесс, в котором проявляют­ся и формируются умственные силы обучаемого, моральные и волевые черты его характера, свойства личности и темперамента.

Существует несколько подходов к организации усвоения знаний. Среди них выделяют рефлекторно-ассоциативную теорию и теорию поэтапного формирования умственных действий. Первуюрассматри­вают известные психологи Н. Менчинская и Д. Богоявленский, которые предлагают такую утвердив­шуюся в отечественной дидактике структуру процесса усвоения знаний:

1. восприятие — отображение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств;

2. понимание (осмысление) — установление связей между пред­метами и явлениями, процессами, выяснение их строения, соста­ва, назначения, вскрытие причин явлений или событий, т. е. ана­лиз, синтез, сравнение и т. п.;

3. обобщение предполагает выделение и объединение существенных черт предметов и явлений действительности, изучаемых в данный период;

4. закрепление обеспечивает прочное запоминание, углубляет и рас­ширяет знания, развивает учебно-познавательные умения и на­выки;

5. применение — умение использовать полученные знания на прак­тике в учебном процессе и жизни.

Принципом обучения называют исходные требования к процессу обучения, вытекающие из закономерностей его эффективной организа­ции. В современной дидактике выделяют следующие принципы:

· гуманистическая целенаправленность (обучение и воспитание всесторонне развитой личности с учетом ее индивидуальности и социальных условий);

· связь с жизнью, с задачами, которые решают общество, коллек­тив, личность в их единстве;

· сотрудничество преподавателя и студента, семьи и общественно­сти, трудового (студенческого) коллектива в достижении намечен­ных задач обучения и воспитания;

· научность в организации обучения (разработка целей, отбор со­держания, выбор методов и форм организации обучения, разработ­ка новых технологий обучения);

· наглядность, единство абстрактного и конкретного, материально-предметного, наглядно-образного, словесно-знакового и др.;

· доступность в обучении, единство научного и эмпирического, учет индивидуальных уровней развития творческих способнос­тей обучающихся;

· прочность, систематичность и последовательность в реализа­ции содержания и использования новых технологий, методов, форм организации на разных этапах обучения;

· сознательное и активное отношение учащейся молодежи к обу­чению при руководящей роли преподавателя;

· сочетание различных форм, методов и средств обучения в зави­симости от задач и содержания;

Источник: https://cyberpedia.su/6xe7c6.html

Закономерности и принципы процесса обучения

7. Процесс обучения как целостная система. Его закономерности и принципы.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Закономерностьэто категория, в которой раскрываются объективные связи, неопровержимо действующие зависимости между явлениями.

Закономерности обученияпредставляют собой объективно существующие, устойчивые, необходимые связи между условиями этого процесса и его результатами.

Существуют следующие группы закономерностей:

дидактические – характеризуют связи между целями, содержанием, методами, формами и средствами обучения;

гносеологические – определяют связи между познавательной деятельностью учащихся и объективной действительностью;

психологические – раскрывают связь между познавательной деятельностью учащихся и характером организации учебного процесса;

организационные – отражают связь результатов обучения с материально-техническим оснащением преподавания и учения.

Закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.

Принципы обучения

Принциписходное положение, на которое надо опираться в какой-либо деятельности.

Принципы обучения – положения, на которые надо опираться при преподавании основ наук. Они отражают основные требования к организации обучения, деятельности учителя и учащихся.

Анализ педагогической литературы позволяет в качестве основополагающих выделить следующие принципы.

1. Принцип научности.

Принцип научности означает опору на науку как источник системы фактов, понятий и закономерностей, изучаемых в школе по соответствующим предметам.

2. Принцип проблемности.

Проблемность обучения обусловлена сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Учащиеся включаются в познавательный процесс только при условии необходимости разрешения проблем, вопросов и задач. Реализация проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов.

Важным является создание проблемной ситуации. Это состояние интеллектуального затруднения, которое переживают ученики и которое стимулирует потребность самостоятельного добывания знаний.

Функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации познавательной деятельности учащихся, развития их мышления и воображения.

3. Принцип наглядность обучения.

Наглядность обучения основана на особенностях развития мышления учащихся, которое развивается от конкретного к абстрактному.

Различают следующие виды наглядности:

— естественная наглядность: реальные предметы и явления в их натуральном виде, модели, муляжи;

— иллюстративные пособия: картины, рисунки, фотографии;

— графические пособия: диаграммы, графики, схемы;

— различные аудиовизуальные средства: кинофильмы, компьютерная техника, магнитофонные записи, телевизионные передачи.

4. Принцип активности и сознательности.

Данный принцип обусловлен двусторонним характером процесса обучения, в котором учение возможно лишь тогда, когда активен и деятелен ученик. Без активной и сознательно осуществляемой учебно-познавательной деятельности учащиеся не могут овладевать изучаемым материалом и развивать свои умственные способности.

5. Принцип доступности обучения.

Принцип доступности отражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения, не допускает его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Сущность данного принципа сводится к тому, чтобы изучаемый материал был доступен по уровню трудности, но требовал определенных усилий для его усвоения.

6. Принцип систематичности и последовательности обучения.

Данный принцип обосновывает необходимость изучения учебного предмета в системе, т.е. предполагает усвоение знаний в таком порядке, когда новая информация опирается на предшествующую, уже усвоенную, и в свою очередь определяет следующий этап познавательной работы.

Материал считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций, связей между новым и старым. Мозг работает эффективно, если получает нагрузку небольшими порциями, но систематически и регулярно.

7. Принцип прочности обучения.

Принцип прочности усвоения знаний предполагает такую проработку учебного материала, когда он становится достоянием учащихся: частью их сознания, основой привычек и поведения.

Принцип прочности обучения требует, чтобы учащиеся совершали в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали работу по его запоминанию, применению знаний на практике и их повторению.

8. Принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Реализация данного принципа имеет ряд аспектов:

— необходимость тщательного продумывания конкретных образовательных, развивающих и воспитательных задач;

— подбор фактического материала, позволяющего глубоко осмысливать изучаемый материал, развивать мышление и творческие способности, способствовать формированию мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

— выбор методов обучения, которые активизировали бы мышление, самостоятельность, обеспечивали бы глубокое овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями;

— реализация тесной связи теории с практикой, обучения с общественно-полезной деятельностью и производительным трудом.

Принципы обучения выполняют нормативную функцию. Это означает, что они не просто советуют или подсказывают учителю, как ему действовать, а являются руководством к действию через правила.

Правилоэто описание деятельности учителя и ученика в определенных условиях, это алгоритм действий в конкретной ситуации для достижения намеченной цели.

Например, реализация принципа прочного усвоения знаний, требует от учителя соблюдения следующих правил:

— не приступать к изучению нового учебного материала предварительно не сформировав интерес к нему;

— четко выделять в изучаемом материале главную и дополнительную информацию, соблюдать логику подачи учебного материала;

— обучать наглядно;

— для каждого урока определять способы активного включения учащихся в процесс учения, чередовать устную и письменную работу, применять систему тренировочных и творческих упражнений и т.д.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 3746 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/3-44367.html

Глава 7. Закономерности и принципы обучения

7. Процесс обучения как целостная система. Его закономерности и принципы.

Впредыдущей главе рассмотрена сущностьпроцесса обучения, его структура,функции, действия учителя и учащихся вразличных видах обучения, сущностьтеорий поэтапного формирования умственныхдействий и развивающего обучения. Внастоящей главе будут рассмотрены теобщие нормы организации учебногопроцесса, которые в дидактике принятоназывать закономерностями и принципамиобучения.

Ониопределяют, каким образом можно добитьсяв процессе обучения стоящих перед школойцелей и задач обучения, какими нормативнымиположениями следует для этогоруководствоваться учителю.

Дидактикакак наука имеет, о чем уже говорилось впредшествующих главах, одной из своихфункций познание процесса обучения.Результатом этого познания являетсявыявление объективно существующихзаконов и закономерностей процессаобучения.

Это положение наглядноподтверждается тем, что в дидактическихработах последних лет сформулированозначительное количество педагогическихзаконов и закономерностей.

Однакопреждевременно говорить о строгой ихсистеме, так как, во-первых, некоторыеиз выделенных положений, по нашемумнению, нельзя возводить в ранг законов,ибо они выражают не внутренние, а внешние,не устойчивые, а вариативные связи. Онипорой отражают не функционирование иразвитие, а только структуру педагогическогопроцесса.

Какиеже законы и закономерности педагогическойнауки служат основанием тому, чтобыотнести то или иное положение дидактикик принципам обучения? Мы ограничимсятем, что обратимся лишьтех законов, которые выделяют многиеисследователи (Ю.К. Бабанский, В.И.Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. МахмутовМ.Н. Скаткин и др.).

Законыобучения

Законсоциальной обусловленности целей,содержания и методов обучения.Онраскрывает объективный процессопределяющего влияния общественныхотношений, социального строя наформирование всех элементов воспитанияи обучения. Речь идет о том, чтобы,используя данный закон, полно и оптимальноперевести социальный заказ на уровеньпедагогических средств и методов.

Законвзаимосвязи теории и практики в обучении.

Законвзаимообусловленности индивидуальнойи групповой организации учебнойдеятельности.

Закономерностиобучения

Закономерностиобучения, рассматриваемые как выражениедействия законов в конкретных условиях,— это объективные, существенные,устойчивые, повторяющиеся связи междусоставными частями, компонентамипроцесса обучения.

Особенность понятия«закономерности» в дидактике состоитв том, что эти связи, зависимостикомпонентов процесса обучения носятпреимущественно вероятностно-статистическийхарактер.

Часть из них действует всегда,независимо от действий участников иусловии процесса, например: целии содержание обучения зависят оттребований общества к уровню образованияличности.

Большаяже часть закономерностей проявляетсякак тенденция, то есть не в каждомотдельном случае, а в статистическомряду, в некотором множестве случаев.Это характерно для всех общественныхпроцессов, также и для процесса обучения,поскольку он зависит от множествафакторов: сознательнойдеятельности учителя и учеников,культурных, материальных условий и пр.

Многиезакономерности обучения обнаруживаютсяопытным, эмпирическим путем, и такимобразом, обучение может строиться наоснове опыта, так сказать, по здравомусмыслу. Однако построение эффективныхсистем обучения, усложнение процессаобучения с включением новых дидактическихсредств требует теоретического знанияо законах, по которым протекает процессобучения.

Выделяютсявнешниезакономерности процесса обучения ивнутренние. Первыехарактеризуют зависимость обучения отобщественных процессов и условий:социально-экономической, политическойситуации, уровня культуры, потребностейобщества в определенном типе личностии уровня образования.

Квнутренним закономерностям процессаобучения относятся связи между егокомпонентами: между целями, содержанием,методами, средствами, формами.

Иначеговоря, это зависимость между преподаванием,учением и изучаемым материалом.

Такихзакономерностей в педагогической наукеустановлено довольно много, большаячасть из них, как было сказано, действуеттолько при создании обязательных условийобучения. Укажем на некоторые из них.

Существуетзакономерная связь между обучением ивоспитанием: обучающаядеятельность преподавателя преимущественноносит воспитывающий характер.Воспитательноевоздействие его зависит от ряда условий,в которых протекает обучение. Описаниеэтих условий характеризует частныепроявления указанной закономерности.

Другаязакономерность говорит о том, что естьзависимость между взаимодействиемучителя и ученика и результатамиобучения. Согласноэтому положению обучение не можетсостояться, если нет взаимообусловленнойдеятельности участников процессаобучения, отсутствует их единство.

Частным, более конкретным проявлениемэтой закономерности является связьмежду активностью ученика и результатамиучения: чем интенсивнее, сознательнееучебно-познавательная деятельностьшкольника, тем выше качество обучения.

Частноевыражение этой закономерности состоитв соответствии целей учителя и учеников,при рассогласовании целей эффективностьобучения снижается.

Назовемеще ряд закономерностей, проявляющихсяв обучении при наличии определенныхусловий.

Прочностьусвоения учебного материала зависитот систематического прямого и отсроченногоповторения изученного, от включенияего в ранее пройденный и в новый материал.

Развитиеумственных умений и навыков учащихсязависит от примененияпоисковых методов, проблемного обученияи других активизирующих интеллектуальнуюдеятельность приемов и средств.

Формированиепонятий в сознании обучаемых можетсостояться в том случае, если будеторганизована специальная познавательнаядеятельность по выделению существенныхпризнаков, явлений, объектов, операциипо сопоставлению и разграничениюпонятий, по установлению их содержания,объема и пр.

Указанныезакономерности подчеркивают одну важнуюпедагогическую истину, суть которойзаключается в том, что результатыобучения и воспитание личности зависятот характера деятельности, в которуювключается учащийся. Именнопоэтому онислужатбазой для выработки системы стратегическихидей, которые составляют ядро современнойпедагогической концепции обучения. Всути своей эта концепция сводится кследующим идеям:

  • нацеленность обучения и воспитания на формирование личности, индивидуальности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями и моралью, всесторонне и гармонически развитой, способной к плодотворной и продуктивной деятельности;
  • единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности учащегося как условие формирования личности;
  • оптимизация содержания, методов, средств, установка на отбор методов, приносящих максимальный эффект при относительно небольших затратах времени и труда.

Повторим,что задача дидактики — устанавливатьзакономерности обучения и, давая знаниеоб этом учителю, делать процесс обучениядля него более сознательным, управляемым,эффективным.

При этом следует помнить,что в процессе обучения действуют,проявляются и другие закономерности -психологические, физиологические,гносеологические и т.п. Их не надо путатьс дидактическими закономерностями,которые касаются главным образом связеймежду учителем, учеником и изучаемымматериалом.

Дидактические закономерностиустанавливаются с учетом данныхпсихологии и других наук и на основеэтих данных, но с позиций теории обученияи в еетерминологии.

Такимобразом, знание дидактическихзакономерностей о том, как протекаетпроцесс обучения, наряду с психологическимии другими его характеристиками позволяетученым и практикам построить егооптимально в самых разных конкретныхслучаях. Законы и закономерности служаттеоретической основой для выработки,постулирования принципов обучения иправил практической педагогическойдеятельности.

Источник: https://studfile.net/preview/2381164/page:53/

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

7. Процесс обучения как целостная система. Его закономерности и принципы.

Дидактика (от греч «didakitos» — поучающий, «didasko» — изучающий) — отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде.

Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирование и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения.  

Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфгана Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. В начале XIX века немецкий педагог И.Ф.

Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения.

Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики — разработка проблем: чему учить, как учить; современная наука интенсивно исследует такие проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Категории дидактики

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие. Общение, в ходе которого происходит накопление знаний, умений, навыков, развитие, образование.

Обучение делится на преподавание и учение

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.

Учение — процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков (опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений), в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки.
Образование

Образование — процесс становления культурного человека и результат обучения, система приобретенных знаний, умений, навыков, способов мышления, мировоззрения, нравственности и общей культуры.

Знания — информация, которая может преобразовываться и использоваться, совокупность информационных идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом.

Лернер говорит о трех уровнях знаний:

— усвоение и воспроизведение,

— использование на практике,

— перенос на нестандартные ситуации.

Умения — овладение способами применения знаний на практике. Разделяются на четыре группы:

— общечеловеческие,

— общие учебные (письмо),

— поисково-информационные (библиотеки),

— организационные.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма.

Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.

Под содержанием понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.

Познавательная активность — характеристика деятельности учащихся, заключающаяся в мобилизации интеллектуальных, нравственных и волевых сил для решения учебно-познавательной задачи. Без активности учащегося процесс обучения не состоится. Однако и учитель должен активно воздействовать на учащихся, мотивировать их.

Задачи дидактики:

Научное описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации.

Усовершенствование процесса обучения и создание новых технологий обучения.

Дидактика отвечает на вопросы: чему учить, как, где, в каких формах, и стоит ли вообще это делать?

Основные проблемы дидактики:

Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:

она определяет педагогические основы содержания образования;

исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающе-воспитательного влияния на учащихся;

изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;

Разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения;

определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.

Функции дидактики:

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:

теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую);

практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Предмет исследования общей дидактики — процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Система дидактических принципов.

Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:

— обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;

— обучение должно характеризоваться проблемностью;

— обучение должно быть наглядным;

— обучение должно быть активным и сознательным;

— обучение должно быть доступным;

— обучение должно быть систематическим и последовательным;

— обучение должно быть прочным;

— в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие, воспитание учащихся.

Эти принципы составляют систему дидактических принципов.

Принципы обучения определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые принципы, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

В современной дидактике устоялось положение, что принципы обучения отражают насущные общественные потребности.

Под влиянием социального прогресса и научных достижений, по мере выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы учителей они видоизменяются, совершенствуются.

Современные принципы обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса — логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулирования, планированию и анализу достигнутых результатов.

Правило — основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средства реализации принципов. Правила — конкретные указания учителю в том, как нужно действовать в типичной педагогической ситуации.

Обучение как целостная система

Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями.

Характерные черты учебного процесса как системы:

— Целостность в единстве учения и преподавании, объединении знаний, умений, навыков в систему мировоззрения.

— Системность, комплексность.

— Целенаправленность и упорядоченность.

— Динамичность.

— Неопределенность результата.

Структура учебного процесса.

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Признаки

Для обучения характерны следующие признаки:

— двусторонний характер;

— совместная деятельность учителей и учащихся;

— руководство со стороны учителя, выделяют следующие признаки:

1) организация деятельности учащихся;

2) их стимулирование, мотивация;

3) развитие творческих способностей;

4) планомерная организация и управление;

5) целостность и единство целей, средств и результат;

6) соответствие закономерностям возраста;

7) развитие и воспитание учащихся.

Функции — отображение свойств какого-либо объекта. Функции характеризуют сущность процесса обучения. Выделяют три функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная. В том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сторон.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:

— теоретическую;

— практическую;

— мировоззренческо-нравственную.

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.

Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия, обозначающего этот процесс. Этот процесс называется образование.

Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.

Образование как понятие включает в себя с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, т.е. обучение, а с другой — воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность, олицетворяя их единство и органическую взаимосвязь.

И когда дидактику иной раз определяют как теорию обучения и образования, то тем самым хотят подчеркнуть, что она исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.

Источник: http://psyvision.ru/help/pedagogika/45-teory2/594-obuchenie-kak-tselostnaya-sistema

Основные категории, задачи, проблемы, принципы. Обучение как целостная система. Функции обучения

7. Процесс обучения как целостная система. Его закономерности и принципы.

Дидактика (от греч. didakitos — поучающий, didasko — изучающий) — отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде.

Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения.

Дидактика изучает закономерности и специфику образования и обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной, высшей школе и других системах обучения. Объект дидактики — процесс обучения.

Предмет — вскрытие закономерностей процесса обучения, изучение системы отношений: ученик — учебный материал, учитель-ученик, ученик-другие ученики.

Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфгана Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И.Ф.

Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения.

Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики — разработка проблем: чему учить, как учить; современная наука интенсивно исследует и такие проблемы: когда, где, кого и зачем учить, как учить эффективно.

Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие. Общение, в ходе которого происходит накопление знаний, умений, навыков, развитие, образование. Обучение делится на преподавание и учение.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.

Учение — процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков, опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки.

Образование — процесс становления культурного человека и результат обучения, система приобретенных знаний, умений, навыков, способов мышления, мировоззрения, нравственности и общей культуры.

Знания — информация, которая может преобразовываться и использоваться, совокупность информационных идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом. И.Н. Лернер говорит о трех уровнях знаний: усвоение и воспроизведение, использование на практике, перенос на нестандартные ситуации.

Умения — овладение способами применения знаний на практике. Разделяются на четыре группы: общечеловеческие, общие учебные (письмо), поисково-информационные (библиотеки), организационные.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма.

Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.

Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.

Познавательная активность — характеристика деятельности учащихся, заключающаяся в мобилизации интеллектуальных, нравственных и волевых сил для решения учебно-познавательной задачи. Без активности учащегося процесс обучения не состоится. Однако и учитель должен активно воздействовать на учащихся, мотивировать их.

Задачи дидактики:

1. Научное описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации.

2. Усовершенствование процесса обучения и создание новых технологий обучения.

Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:

  • она определяет педагогические основы содержания образования;
  • исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающего влияния на учащихся;
  • изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;
  • разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения;
  • определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:

1. Теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую).

2. Практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Предмет исследования общей дидактики — процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:

  • Обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность.
  • Обучение должно характеризоваться связью теории с практикой.
  • Обучение должно быть наглядным.
  • Обучение должно быть активным и сознательным.
  • Обучение должно быть доступным.
  • Обучение должно быть систематическим и последовательным.
  • Обучение должно быть прочным.

Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средства реализации принципов. Правила — конкретные указания учителю в том, как нужно действовать в типичной педагогической ситуации. Это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила вытекают из принципов обучения.

Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:

Характерные черты учебного процесса как системы:

  • целостность в единстве учения и преподавании, объединении знаний, умений, навыков в систему мировоззрения;
  • системность, комплексность;
  • целенаправленность и упорядоченность;
  • динамичность;
  • неопределенность результата.

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагога Деятельность обучаемых
Разъяснение учащимися целей и задач обучения Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) Восприятие новых знаний, умений
Управление процессом осознания и приобретения знаний и умений Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация
Управление процессом перехода от теории к практике Приобретение умений и навыков, их систематизация
Организация эвристической и исследовательской деятельности Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихся Самоконтроль, самодиагностика достижений

Для обучения характерны следующие признаки:

1. Двусторонний характер.

2. Совместная деятельность учителей и учащихся.

3. Руководство со стороны учителя, заключающееся в организация деятельности учащихся, их стимулировании и мотивации

4. Развитие творческих способностей.

5. Планомерная организация и управление.

6. Целостность и единство целей, средств и результат.

7. Соответствие закономерностям возраста.

8. Наряду с обучением, развитие и воспитание учащихся.

Функции — отображение свойств какого-либо объекта. Функции характеризуют сущность процесса обучения. Выделяют три функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:

1. Теоретическую.

2. Практическую.

3. Мировоззренческо-нравственную.

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.

Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия, обозначающего этот процесс. Этот процесс называется образование.

Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие. Образование как понятие включает в себя с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, т.е. обучение, а с другой — воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность, олицетворяя их единство и органическую взаимосвязь. И когда дидактику иной раз определяют как теорию обучения и образования, то тем самым хотят подчеркнуть, что она исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. — СПб.: ПИТЕР, 2000.

2. Харламов И.Ф. Педагогика. — М.: Просвещение, 1996.

3. http://teacher.fio.ru/news.php?c=291&n=425

4. Оконь В. Введение в общую дидактику. — М.: Высшая школа, 1990.

5. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

6. Сластенин В.А. идр. Педагогика. — М.,1997.

7. Педагогика / Под ред. Крившенко Л.П. — М.: ТК ВЕЛБИ Изд-во ПРОСПЕКТ, 2004.

8. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

9. Хуторской А.В. Современная дидактика. — М., 2002.

10. Педагогика / Под ред. Бабанского Ю.К. — М., 1988.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_126568_osnovnie-kategorii-zadachi-problemi-printsipi-obuchenie-kak-tselostnaya-sistema-funktsii-obucheniya.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий