7. Номадизм (кочевничество) как тип цивилизации.

Номадическая цивилизация — Цивилизациум

7. Номадизм (кочевничество) как тип цивилизации.

Цивилизация возникла 33 в. назад.

Цивилизация остановилась 2 в. назад.

Номады – греческое название кочевых племён.

Социокульт кочевого номадического типаоказался не менее устойчивым, чем культуры оседлых народов, что определялосьспособностью быстро уйти от враждебных миграций и природных катаклизмов.

Цивилизация Номадического типа воспринимаетновшества Технологической цивилизации с некоторым временным лагом.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Тойнби указывает начетыре остановившиеся в своем развитии цивилизации:
     1.         Эскимосская
     2.         Номадическая
     3
.         Оттоманская
     4.         Спартанская

Номады, кочевники, бедуины, от греч. nomados – кочующий. Это условноеназвание народов и этнических групп, которые в течение года или сезона ведутподвижный образ жизни. Они отличаются своеобразным бытом, повседневнойхозяйственной деятельностью и традиционной культурой.

Кочевничество зародилось в конце 2-го начале 1-го тысячелетия до н.э. всреде горностепных племен Евразии в связи с переходом к подвижномускотоводству.

Сегодня подобный образ жизни ведут народы ряда стран Центральнойи Западной Азии, а также Северной Африки.

Кроме того, к кочевникам относятся иоленеводы арктических зон Европы, Северной Америки и Азии, постоянно меняющиеместа своего жительства в поисках корма для животных. Численность северныхкочевых народов относительно невысока.

Численностькочевников определить достаточно сложно, а ареал их передвижения охватываетпримерно 2/5 обитаемой суши, куда входят огромные территории пустынь,полупустынь, тропических и таежных областей.

Исследователи пока не пришли кединому и окончательному мнению о том, кого следует относить к кочевникам, таккак степень подвижности скотоводов – величина непостоянная, зависящая отколичества скота, ландшафта, времен года, наличия и размера базового поселенияи т.д.

Современныекочевники, сохраняя экстенсивное скотоводство в условиях сезонных перекочевоккак основу своего существования, как правило, совмещают с ним и другие видыхозяйственной деятельности. Однако в ряде районов скотоводство перестает игратьглавную роль и превращается в пастушеское хозяйство, а основная часть племени(конфедерации племен) переходит к оседлому земледелию.

Наиболее значительные группы кочевого населения до сих пор живут встранах Африки и Азии, главным образом в пределах аридной зоны (область сухогоклимата с высокими температурами и малым количеством атмосферных осадков), гдевне пределов оазисов скотоводство с сезонным передвижением скота и людейпродолжает оставаться основным занятием жителей этого района.

В борьбе с засухой люди всеми способами пытались разнообразить своюдеятельность.

Кочевники нередко составляют стада из разных животных: верблюдов,овец, коз, крупного рогатого скота определенной численности, стремясьучитывать, сколько и какого корма можно найти в районах кочевания для каждоговида. Стада могут перегонять на большие расстояния либо выпасать в одних и техже долинах или окрестностях какого-либо колодца.

Так, кочевники Сахары делят календарный год на два сезона, проводяшесть месяцев в поселке (лето и осень во время уборки зерновых культур и сборафиников в оазисах), а остальное время кочуют между пастбищами и отдельнымиисточниками воды. В это время появляется молодняк у овец и верблюдов, и,следовательно, бедуины заготавливают молоко, сливочное масло и шерсть.

Одновременнобедуины охотятся, собирают плоды с деревьев, семена и корни трав, продают скот илизанимаются контрабандой, а в голодные годы не брезгуют разбоем. У некоторых изних даже нет документов, они часто не признают национальных границ, перегоняясвоих животных с территории одной страны на другую в поисках корма.

В африканских районах Ахаггара, Тассили и Аира, на территории,превышающей 1 млн. кв. км, которую пересекают около десятка караванных троп,проживают 250 тыс. кочевников-туарегов, коренных жителей Центральной Сахары.

Туареги делятся на две большие, соперничающие между собой группы: восточную(где доминируют племена кель-аир и кель-гресс) и западную, более многочисленную(юлемедден, кель-ахаггар, кель-аджер, ифорас и тенге-ренгиф).

К югу и западу отАгадеса живут нигерийские туареги (кель-тамашек, более 200 тыс.), занятыекочевым скотоводческим хозяйством.

Восновном они разводят коров зебу с длинными и короткими рогами, дающих, кромемяса, молоко, а также короткошерстых овец, коз и баранов. Однако в Сахеле(«окраина», «берег» – араб.

, переходная зона /шириной 400 км/ от пустыни к саваннамЗападной Африки) они занимаются земледелием и торговлей.

Кроме того, кочевникиосенью снаряжают караваны для отправки продуктов своего труда на рынки большихгородов.

Основным торговым товаром Сахары до сих пор является соль. Соляныеразработки были и остаются источником доходов бедуинов (от араб. бадийа – сухоепространство, степь, пустыня). В ряде африканских государств правительстваотдали соляные копи под надзор племен. Крупными месторождениями солирасполагают Мавритания, Мали, Алжир и Нигер.

ЕщеИбн Батута, арабский путешественник 14 в., описывал как в средневековье врайоне Айзелик местное население добывало соль и изготовляло медные стержни:под высоким давлением соль и медь образовывали хлорид меди, из которого (придобавлении кокса) выделялась чистая медь.

Жители Сахары – туареги (Алжир, Нигер), берберы (Марокко, Алжир) мавры(преобладающая этническая группа в Мавритании, а также часть населения ЗападнойСахары, Сенегала, Гамбии, южного Марокко), тубу (Судан, Ливия), беджа (Судан,Египет, Эфиопия), кабабиш (Судан, Эфиопия) и др. – говорят на своих наречиях.Они также обладают своеобразной материальной культурой и общественнойорганизацией.

Какправило, племя (несколько семей или кланов) представляет собой расширеннуюпатрилинейную семью, обладающую общим предком (эпонимом). Дожди и пастбищазанимают особое место в религиозных воззрениях жителей Сахары. Поэтому частовожди племен одновременно являются заклинателями дождя.

С развитием земледелия (особенно ирригационного) и подвижногоскотоводства появились возможности значительного имущественного неравенства ивозникновения раннефеодальных и даже раннеклассовых отношений. Поэтому средикочевников существуют элементы феодального строя, при котором сохраняетсякастовая структура общества.

В Аравийской пустыне маршруты кочевников пролегают между оазисами сколодцами, которые являются средоточием оседлой земледельческой жизни. Зимой впериод дождей, пустыне пространства Аравии покрываются растительностью, и тогдаплемена уводят скот за пределы оазисов до апреля-мая, когда зеленые пастбищавысыхают.

В недалеком прошлом бедуины играли большую роль в караванной торговле,совершая передвижения за тысячи километров. Ныне маршруты заметно сократились.

Подвижный образа жизни сохраняют до сих пор ряд племен Афганистана, Ирана,Ирака, ряда африканских стран. В Австралии, в степях и полупустынях жаркогопояса, проживают группы аборигенов – охотников и собирателей.

К этому типуотносятся также некоторые племена бушменов Калахари, а в Бразилии – обитателисухих саванн.

++++++++++++++++++++

Источник: https://www.sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/nomadiceskaa-civilizacia

Номадизм – это кочевничество

7. Номадизм (кочевничество) как тип цивилизации.

Номадизм – это особый вид хозяйственной деятельности, при которой большинство населения занимается кочевым скотоводством. Иногда номадами (кочевниками) ошибочно называют всех людей, ведущих подвижный образ жизни. К ним относят охотников, собирателей, подсечных земледельцев, рыболовов и даже цыган.

При изучении этого вопроса возникает, как правило, множество мнений, дискуссий, исчезает четкость формулировок. Поэтому в качестве основы возьмем следующее определение: номады – это мигрирующие народы, живущие за счет скотоводства. Оно в большей мере отражает суть понятия.

Номады и номадизм

Далеко не все скотоводы являются номадами. Специалисты отмечают три главных признака кочевничества:

  1. основным видом хозяйственной деятельности должно быть экстенсивное скотоводство;
  2. особая культура и мировоззрение кочевых сообществ;
  3. регулярное перемещение населения и скота.

Местами обитания кочевников исторически были степи, полупустыни или высокогорные районы. То есть номадный тип хозяйствования складывался в условиях резко континентального климата, в местах с низким количеством осадков, с ограниченностью водных и кормовых источников. Такие территории называют аридными зонами.

Плотность населения у кочевых народов чрезвычайно низка: обычно она колеблется от 0,5 до 2 человек на один кв. километр. Такой тип расселения диктуется основным принципом номадизма – это необходимое соответствие между поголовьем скота и водно-кормовыми ресурсами конкретной аридной зоны.

История кочевого мира охватывает промежуток времени приблизительно в три тысячелетия. Но у ученых вызывают сомнения и разногласия как указанные сроки возникновения, так и другие, связанные с кочевничеством, моменты. Существует множество точек зрения, которые не подкреплены бесспорными аргументами.

Возможно, считают одни, кочевники появились среди охотников. Другая точка зрения утверждает, что этому процессу способствовало вынужденное переселение в зоны рискованного земледелия.

То есть рождение номадизма – это альтернатива рискованному земледелию в зонах с неблагоприятными условиями, куда была вытеснена часть населения.

Адаптируясь к новым условиям, эти сообщества вынужденно занялись кочевым скотоводством.

Классификация кочевничества

История изучения номадизма позволяет провести классификацию видов кочевничества. Но следует отметить, что количество их велико и продолжает расти по мере изучения вопроса специалистами в этой области.

Наиболее распространенными схемами считаются основанные на степени оседлости и экономической деятельности:

  • кочевое;
  • полукочевое, полуоседлое;
  • отгонное;
  • сезонное (летние и зимние пастбища).

Некоторые схемы расширяются видами кочевания:

  • вертикальное (горное и равнинное);
  • горизонтальное (широтное, меридиональное, круговое и т. д.).

Географически специалисты выделяют шесть основных зон, в которых до настоящего времени распространено кочевничество:

  1. Степи на территории Евразии. Здесь исторически разводят «пять видов скота», а именно: лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз и верблюдов. Кочевники этой зоны: монголы, тюрки, казахи, киргизы — создали могущественные степные империи.
  2. Ближний Восток. Местное население: курды, пуштуны, бахтияры — разводит мелкий рогатый скот, а лошади, ослы и верблюды используются как транспортные средства.
  3. Сахара, Аравийская пустыня. Основное занятие бедуинов – верблюдоводство.
  4. Восточная Африка. Местное население разводит крупный рогатый скот.
  5. Высокогорные районы (Тибет, Памир, Анды). Здесь содержат яков, лам, альпаку.
  6. Зоны Крайнего Севера (субарктические). Чукчи, эвенки и саамы разводят оленей.

Быт и культура кочевников

Вынужденные перемещаться в поисках новых пастбищ, скотоводы используют под жилища различные легко разбираемые, нетяжелые конструкции. Это могут быть палатки, шатры, юрты. Каркас такого жилища закрепляется жестко на земле, а сверху укрывается шерстью, кожей или тканевыми материалами.

Домашняя утварь также должна быть удобной в транспортировке, то есть подходящими материалами являются дерево, кожа, металл. Одежда и обувь шились из кожи, шерсти и меха. Кочевники не были полностью изолированы от земледельческих народов. Они могли поддерживать с ними контакт, но вполне обходились долгое время без их продукции.

Как тип культуры, номадизм предполагает особенное восприятие времени и пространства, своеобразное культовое отношение к скоту, воспевание выносливости, неприхотливости и гостеприимства в людях. Для культуры кочевых народов характерно отражение воина-всадника, добытчика, героя в устном творчестве и в изобразительном искусстве.

Расцвет кочевничества

Расцвет номадизма — это временной период приблизительно с X до XV века. Он связан с возникновением целых кочевых империй, которые создавались неподалеку от земледельческих цивилизаций и подчиняли их себе. Для этого использовались разные стратегии. Одним из способов были набеги и грабежи.

Использовалось также подчинение земледельческого общества и взимание с него дани — таким примером может служить Золотая Орда. Были варианты с захватом территорий и последующим слиянием с местным населением. С развитием торговых маршрутов шелкового пути на участках, проходящих по землям номадов, возникали стационарные караван-сараи.

Упадок номадизма

С началом модернизации отраслей хозяйствования кочевники оказались неспособными конкурировать с быстрым развитием промышленной экономики. Конец их военному, мобильному преимуществу положило появление усовершенствованного огнестрельного оружия и артиллерии. Кочевники все чаще стали использоваться в различных процессах в качестве подчиненной стороны.

Как результат, стало меняться кочевое хозяйствование. В XX веке в социалистических странах даже были попытки коллективизации номадизма, но они закончились неудачей. В настоящее время многие кочевники возвращаются к полунатуральному ведению хозяйства. Рыночная экономика ставит жесткие условия перед людьми, и многие скотоводы разоряются.

Сегодня номадов насчитывается всего 35-40 миллионов в мире.

Роль номадизма в истории значительна. Кочевники способствовали освоению малопригодных к проживанию территорий, создавали и укрепляли торговые связи между народами, распространяли технические новшества и культуру разных государств.

Неоценим вклад номадов в мировую, этническую культуру. Но нельзя не говорить и о разрушительной деятельности кочевых народов. Обладая сильным военным потенциалом, они в определенный период времени уничтожили многие культурные ценности.

Специалисты, изучая материалы по истории номадизма, приходят к выводу, что кочевой образ жизни постепенно исчезает.

Источник: https://FB.ru/article/462060/nomadizm-eto-kochevnichestvo

Кочевничество, номадизм

7. Номадизм (кочевничество) как тип цивилизации.

Кочевничество

      Кочевничество, иначе номадизм (от греч. nomás, родительный падеж nomádos — кочующий) — это форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни, связанная с постоянным перемещением.

Термин «Кочевничество» изначально применялось просто к образу жизни первобытного человека, но в дальнейшем стало употребляться отдельно и по отношению к образу жизни скотоводов аридных (засушливых) зон, а далее и к архаическим хозяйственно-культурным типам бродячих охотников и собирателей.

Кочевничество зародилось практически с появлением человека на Земле. Еще находясь на стадии развития стадности человек удовлетворял свои пищевые потребности преимущественно за счет собирательства, а затем и охоты.

Хозяйственная деятельность в виде собирательства и охоты требовала от человека постоянного перемещения в поисках мест с большим количеством необходимых плодов и разнообразной дичи. Причем таких мест, где плодов и дичи было не просто достаточно, но и чтоб их было удобно добывать.

В крупных озерах, реках и море рыбы вполне достаточно, например, но первобытный человек еще не умел ее там ловить, Поэтому наши далекие предки предпочитали рыбной ловлей заниматься на мелководье с помощью дубин или острых палок.

      С развитием человечества и появлением земледелия, часть родов стало вести оседлый образ жизни, то есть перестали все время перемещаться, а начали обустраивать постоянные стоянки для возможности занятия земледелием. Так с появлением земледелия часть человечества из Кочевников превратилась в оседлых аборигенов.

Те же группы людей, которые не осели и не занялись земледелием, продолжали кочевать, занимаясь в основном сбором плодов, охотой и рыбной ловлей.

Стоянки кочевников носили временный характер, и если, в начале – это были пещеры, различные веточно-травяные навалы, то с приручением ряда животных, их жилища превратились в легкие сборно-разборные конструкции (юрты, вигвамы и т.п.)

       После приручения людьми ряда животных (буйволы, бизоны, лошади и т.д.) человечество пришло к новому виду Кочевничества – скотоводству. Перегоняя свои стада животных от одного пастбища к другому, человек тем самым кочевал, перенося свои стоянки следом.

Кочевничество как скотоводство зародилось в конце 3-го тысячелетия до нашей эры. Этот вид хозяйствования был характерен для степных и горностепных районов Евразии и Америки.

В последствии такое Кочевничество распространилось и на другие районы Земли, появившись в Центральной и Средней Азии, и далее расширилось до Западной Азии и Северной Африки.

        Но, кроме перемещаемого скотоводства, имело место и оседлое, а также и полуоседлое пастушечье скотоводство, которым занимались оседлые племена, ведущие в основном земледельческое хозяйство. Скотоводство для них было дополнительной или вспомогательной отраслью хозяйствования.  

        Переход к развитию скотоводства способствовал росту поголовья скота племен, особенно в условиях Кочевничества, которое способствовало освоению ранее незаселённых областей аридной зоны, развитию связей между племенами. Наиболее приспособленными для Кочевников животными оказались овцы, лошади, верблюды и козы.

В арктической зоне в сравнительно позднее время под влиянием южных скотоводческих племён сложилось Кочевое оленеводство. Скотоводство, составлявшее основное занятие Кочевников и полукочевников, могло сочетаться и с другими видами занятий: земледелием, торговлей, охотой. Нередко часть того или иного племени кочевала, а часть была оседлой.

В различных природных условиях сложились разные формы кочевания: «меридиональное» (стада перегонялись летом на Север, зимой — на Юг), «пустынное» (кочевание велось от колодца к колодцу или вокруг колодца), «вертикальное» (кочевание с зимних пастбищ, расположенных в долинах, на летние высокогорные) и другие виды.

Для Кочевников характерны специфические явления материальной и духовной культуры и устойчивое сохранение пережитков племенной структуры. В кочевые группы для выпаса скота и перекочёвок объединялись обычно племенные подразделения; существовали племена и союзы племён.

Идеологически такая форма организации осмысливалась в виде общности происхождения, обычно легендарной, так как действительное кровное родство имело место только в мелких кочевых группах.

      С глубокой древности у Кочевников была развита частная собственность на скот и специфическая, вытекающая из условий кочевого скотоводства, общинная форма собственности на пастбища и источники воды.

Однако, с развитием скотоводческого Кочевничества уже к концу первобытного периода, чувствуя большую выгоду, вожди и зажиточные скотоводы, используя свою власть и экономическое положение, захватывали лучшие участки пастбищ в личное пользование.

Особенно это стало быстро развиваться в период выделения патриархальных семей, разделом общеродовой (общеплеменной) собственности. У Кочевников длительное время сохранялись патриархальные формы рабства, продажа рабов, захваченных во время военных набегов.

Сущность и характер общественного разделения труда обусловливали во все исторические периоды необходимость экономических, политических и культурных связей между кочевниками-скотоводами и оседлыми земледельцами. Мирные отношения иногда прерывались враждебными столкновениями.

В истории нередко образование Кочевниками крупных временных объединений («кочевых империй»), иногда превращавшихся в мощные феодальные государства на территориях с оседлым земледельческим населением (государственные образования в монгольское и послемонгольское время в Средней Азии, Иране и других территориях).

Однако с появлением феодальной эпохи Кочевое скотоводство развивалось очень медленно, что задерживало и развитие социальных отношений и рост общественной производительности труда. Поэтому уже в конца 19 века начался кризис кочевого скотоводства, вызванный развитием капиталистического животноводства и распространением механического транспорта, вследствие чего часть кочевников разорялась, а часть переходила к оседлости.

       Похожая история Кочевничества происходила и на территории царской России в начале 20 века.  В это время Кочевничество преобладало у казахов, киргизов, части туркмен, бурят, балкарцев, карачаевцев, ногайцев, алтайцев и других народов.

Но с приходом в Россию капитализма Кочевничество постепенно стало вымирать, и местные скотоводы массово переходить на оседлый образ и жизни и хозяйствования.

Однако и ныне еще в ряде стран Центральной и Западной Азии и Северной Африки ещё сохранились большие группы кочевников (среди монголов, арабов, курдов, белуджей и других), которые современным методам хозяйствования предпочитаю Кочевничество.

Источник: http://www.gusewkb.ru/istor16_kocevnik.shtml

Проблемы изучения кочевничества (номадизма)

7. Номадизм (кочевничество) как тип цивилизации.

Начнем с определения термина кочевничество, т.к. уже здесь начинаются разногласия среди ученых.

Слово «кочевники» и его международный синоним «номады» в этнографической литературе до сих пор не имеют однозначного употребления. Наряду с подвижными скотоводами под кочевниками подчас подразумеваются бродячие охотники-собиратели.

Такое употребление терминов приводит к путанице, поэтому представляется целесообразным закрепить термин «кочевники» лишь за специфическими формами подвижного скотоводства, а остальные роды хозяйственной деятельности, также подвижные, именовать «бродячими».

В связи с этим имеет смысл указать, на мой взгляд, основные признаки кочевничества.
Среди специфических признаков выделяются пять основных:

  1. скотоводство как преобладающий вид деятельности населения,
  2. экстенсивный характер хозяйства, связанный с круглогодичным внестойловым содержанием скота на подножном корму,
  3. периодическая сезонная подвижность населения в пределах определенной пастбищной территории,
  4. участие в перекочевках большей части населения,
  5. преобладание натуральных форм хозяйства.

Но между учеными продолжаются споры, в ходе которых некоторые из них абсолютизируют лишь одну или несколько перечисленных мною особенностей кочевого скотоводства. К тому же каждый ученый пытается добавить к уже существующим признакам какой-то свой, или расширяют значение уже существующих (например, к уже перечисленным признакам можно добавить —

  1. относительно постоянная численность населения,
  2. основой кочевого общества является семья – собственник пастбищ и стад,
  3. социальная структура общества почти не изменилась в течение веков [Тортика А.А., Михеев В.К.] читать далее…

2. Периодизация истории кочевничества

Следующей проблемой истории кочевничества является ее периодизация. По этому поводу существует в современной литературе три точки зрения.

Первая из них принадлежит таким ученым как Вайнштейн, Артамонов, Грязнов. Сущность ее состоит в том, что они подразделяют историю кочевничества на два периода – «ранних» кочевников и «поздних» кочевников.

В основу этой периодизации кладутся не только различия в уровне социального развития, но в первую очередь хозяйственные и культурные различия, якобы существовавших между «ранними» и «поздними» кочевниками.

Другая точка зрения основывается на том, что развитие кочевых обществ в евразийских степях представляется непрерывным поступательным процессом от первобытнообщинного строя к раннефеодальным (прафеодальным), а затем и к развитым феодальным отношениям и даже к зарождению капиталистических отношений. При этом общества «ранних кочевников» – I тыс. до н.э. – обычно рассматриваются как догосударственные, а создание государства и классового общества приписывается лишь кочевникам средневековья [Лашук, Златкин].

И, наконец, третья точка зрения на периодизацию истории кочевников, основным представителем которой является Хазанов. По его мнению — история кочевников – неотъемлемая часть общеисторического процесса.

Кочевники не только принимали участие в событиях мировой истории; сами эти события оказывали существенное воздействие на все стороны их жизни.

Поэтому представляется допустимым разделить их историю на три эпохи – «эпоху древних кочевников», «эпоху средневековых кочевников» и «эпоху кочевников нового времени» – в соответствии с общей периодизацией всемирной истории.

3. Происхождение кочевничества

Проблема выделения скотоводства в самостоятельную отрасль хозяйства и возникновения кочевничества настолько интересна и важна для исторической науки, что уже издавна привлекала к себе пристальное внимание ученых, анализировавших имеющиеся в их распоряжении разрозненные скудные фактические данные.
Во встреченной мной литературе я выделил несколько точек зрения на происхождение кочевничества.

  1. В прошлом существовала «трехступенчатая концепция». Ее сторонники утверждали, что кочевничество возникло из охоты и предшествовало земледелию. Эта точка зрения существовала долго, но с накоплением новых данных учеными начали выдвигать и другие гипотезы.
  2. Вторая точка зрения была очень распространена среди ученых во второй половине 20-го века. Она основывалась на том, что переход от комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства к кочеванию произошел в силу возрастания численности стад и появления проблемы обеспечения их кормами. Выход был найден в кочевании с одного пастбища на другое [Грязнов, Черников, Гольмстен].
  3. Оригинальную точку зрения высказал Руденко С.И. Он считал, что стимулом увеличения стад явился обмен между отдельными оседлыми общинами. Т.е. особо смышленые земледельцы-скотоводы увидели в коровах и овцах товар и стали обменивать его на оружие и предметы роскоши. А чтобы получить больше оружия и предметов роскоши, они стали увеличивать поголовье своих стад и вследствие этого перешли к кочеванию.
  4. Становление и развитие кочевничества происходило под воздействием комплекса причин. Среди таких причин можно назвать разделение труда, развитие социальных отношений, обмена. Но не менее важными причинами, приведшими к появлению кочевничества, были изменения природной среды, ландшафтов, растительного покрова степей. Всё это вместе взятое и повлияло на земледельческо-скотоводческое хозяйство и привело к появлению кочевников, поскольку оседлое население уже не могло удержать на прежнем уровне свое хозяйство и производственные отношения [Марков, Гумилев].

4. Теории собственности у кочевников

По поводу собственности на средства производства у кочевников существует три точки зрения. Первая утверждает, что основным средством производства в кочевых обществах является скот [Толыбеков] и аргументы ее следующие:

  1. Кочевник связан со скотом. Формально никакой связи он с землей не имеет.
  2. Семейная собственность на скот возникла раньше, чем семейная собственность на землю.
  3. Процесс эксплуатации в кочевых обществах осуществляется с учетом результатов труда, направленного на уход за скотом.

Другая точка зрения утверждает, что основным средством производства является земля. Вот ее аргументы:

  1. Использование земли в виде пастбища у кочевников активно и целенаправленно.
  2. Формально собственность на землю общественная, но распоряжались ею в основном зажиточные кочевники.
  3. Прибавочный продукт, присваиваемый эксплуататором, создавался на земле (пастбища) и посредством земли.

Существует еще третья точка зрения, признающая землю и скот равными по-своему значения средствами производства. Эта точка зрения также возвышает человека, как основного производителя материальных благ.

5. Кочевники и теория стадиальной эволюции

Еще одним важным вопросом истории кочевничества является вопрос о том, к какому типу докапиталистических обществ следует относит общества кочевников-скотоводов.
Некоторые теории говорят, что кочевники не вышли из стадии первобытного общества, занижая при этом уровни надстройки кочевых империй.

Другие утверждают, что они (кочевники) перешли уже к феодальной стадии развития, при этом завышая уровень развития «базиса» кочевых обществ. Но существует точка зрения на кочевничество как на особый способ производства, свойственный именно им – кочевникам.

 Но, как говориться, сколько ученых, столько и мнений.

Хотелось бы привести точку зрения Хазанова А.М. Он выделяет пять основных форм номадизма.

  1. Североафриканско-переднеазиатская. В составе стад преобладали овцы и козы, а основным верховым животным был верблюд.
  2. Африканская. К югу от Сахары, при которой разводят преимущественно коров, а всадничество не получило сколько-нибудь широкого распространение.
  3. Евразийская. В составе стад преобладали овцы, имелся также крупный рогатый скот. Основным верховым животным была лошадь, транспортным тоже лошадь, и до недавнего времени вол.
  4. Тибетская. Высокогорье, с преобладанием яков в качестве важнейшего животного.
  5. Североазиатский. Сугубо оленеводческий.

Из географической составляющей проистекают и основные формы кочевания. Приведем только их основные типы.

  1. Все население кочует, не имея стабильных маршрутов перекочевок и нигде долго не задерживаясь. Это экстраординарный случай, известный лишь при переселениях, завоеваниях и последующем освоении новых территорий (авары 4 в., венгры 8-9 вв., торков 10 в., татаро-монголов 13в.). Археологические данные очень скудны и их трудно выделить.
  2. Все население круглогодично кочует по относительно неустойчивым меридиональном и радиально-круговым маршрутам. Стабильные зимовки отсутствуют. В новое время такой тип кочевания был отмечен в наиболее засушливых и бесснежных районах Казахстана, Туркмении, Монголии.
  3. Все население кочует по стабильным маршрутам, имея постоянные зимники. Земледелие отсутствует. Примером могут служить калмыки и часть казахов в новое время.
  4. Все население кочует весной, летом и осенью в меридиональном или вертикальном направлениях, возвращаясь на зиму к постоянным жилищам. Наряду с кочевым скотоводством практикуется земледелие, но лишь как подсобный вид хозяйства.
  5. Часть населения кочует большую или меньшую часть года в меридиональном или вертикальном направлениях, тогда как другая часть живет оседло и в основном занимается земледелием.

Два последних типа кочевания являются собственно разновидностью не кочевого, а полукочевого хозяйства.

Статьи на сайте по проблемам номадизма

Расскажи другим о публикации:

:

Источник: https://nomadica.ru/problems/problem.html

Происхождение кочевничества

История кочевого мира охватывает промежуток времени приблизительно в три тысячелетия. Но у ученых вызывают сомнения и разногласия как указанные сроки возникновения, так и другие, связанные с кочевничеством, моменты. Существует множество точек зрения, которые не подкреплены бесспорными аргументами.

Возможно, считают одни, кочевники появились среди охотников. Другая точка зрения утверждает, что этому процессу способствовало вынужденное переселение в зоны рискованного земледелия.

То есть рождение номадизма – это альтернатива рискованному земледелию в зонах с неблагоприятными условиями, куда была вытеснена часть населения.

Адаптируясь к новым условиям, эти сообщества вынужденно занялись кочевым скотоводством.

Номадизм (кочевничество) как тип цивилизации

7. Номадизм (кочевничество) как тип цивилизации.

НОМАДИЗМ — систематическое или временное перемещение отдельных групп населения; вид пространственной подвижности населения, обусловленный характером производства и образом жизни.

Исторически на протяжении тысячелетий Казахстан являлся зоной самого древнего и самого большого в Евразии по территориальному охватуНомадизма – КОЧЕВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ.


Около 3,5 тысячелетий НОМАДИЗМ был ведущим способом производства и доминантным образом жизни населения Казахстана.

Кочевничество лежало в основе системы жизнеобеспечения и природопользования, материальной и духовной культуры, менталитета и психологии местного населения, отношений с соседними народами, социальной организации, социально-экономических отношений и общественно-политической системы.

На протяжении этих тысячелетий вся история и культура Казахстана были напрямую связаны исключительно с кочевничеством. Кочевые народы оказали огромное влияние на развитие цивиллизационных процессов на всем пространстве Евразии.

Своими передвижениями и миграциями кочевники склеивали разобщенные и сегментированные пространства, континенты, миры и цивилизации, делали их частью единого мирового цивилизационного пространства.

Они ретранслировали материальные и духовные ценности, институциональные отношения, способствовали доколумбовой глобализации мира.

Они внесли гигантский вклад в инновационное распространение достижений культуры и техники, способствовали развитию и распространению культурных стереотипов, институциональных отношений, развитию торговли.

Товарные маршруты сквозь территорию номадов влияли как живой водный поток на развитие мировой цивилизации.

Благодаря номадам мир стал единым, а цивиллизационные системы взаимосвязанными.

На границах кочевого и оседлого миров возникли города как центры их взаимодействия и взаимовыгодного обмена.
Особенно значительным был вклад номадов в развитие институтов государства.

Большинство государственных образований на территории Евразии в эпоху средневековья было создано завоеваниями кочевников. Именно номады впервые в своих нашествиях создали новый тип государства-Централизованное государство- Империю.

Они несли в среду оседло-земледельческих народов высокий престиж домашних животных. Кочевники коренным образом повлияли на качественное улучшение пищевого рациона контактирующих с ними народов, повысили роль белковой пищи.

Это способствовало демографическому росту населения Евразии и Северной Африки.

Номады оказали огромное влияние на развитие мировой цивилизации.

7.Древние государства уйсуней и кангюй: политическая история, расселение, хозяйство, общественный строй.

Во II веке до н.э. племена, населявшие Казахстан, образовали устойчивые объединения с зачатками государственной власти. Это были племена усуней и кангюев – этнокультурных преемников саков.

Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по Чу и Таласу, где усуни граничили с Кангюем. На востоке они имели общую границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью). Столица усуней Чигучен находилась на берегу Иссык-Куля.

Политическая история усуней повествует об их связи с Китаем, заключение дипломатического соглашения, женитьбе усуньского гуньмо на китайской принцессе. Если начинались военное действие усуни могли выставить до 18 тысяч конной армии.

Письменные источники указывают на довольно сложную государственную иерархию усуней, состоявшую из родоначальников и племенных вождей, над которыми возвышался великий бек — гуньмо. Гуньмо имел право наследования верховной власти. Этническая принадлежность усуней не выяснена.

Одни считают, что усуни принадлежат к восточно-иранским племенам, другие — что они предки тюрок и говорили на тюркском языке.

Впервые кангюиупоминаются в китайских источниках во 2 веке до н.э.

Северо-западнее земель усуней, в районах среднего течения реки Сырдарья и хребта Каратау, занимали не менее могущественный племенной союз Кангюй. Столица находилась в городе Битянь. Материальная культура кангюйских племен имела значительное сходства с культурой усуней. Правителем кангюй был хан.

По данным письменных источников, государство кангюй подразделялось на пять основные территориальные деления. Каждая территория возглавлялось своим ханом, которые подчинялись великому хану. Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участок Шелкового пути от Ферганы до Приаралья, шедшего по Сырдарье, И это им удавалось. свидетельствуют находки, сделанные при раскопках городищ: китайские монеты и зеркала, коралловые бусы, бронзовые фибулы-застежки.

Сложным является вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кангюйцы. По мнению А. М. Бсрнштама, кангюйцы были тюркоязычным народом. Литвинский считает, что кангюй­цы были потомками ираноязычных саков.

Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. В них пишется, что усуни «не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, судя по приволью в еде и воде». Усуни могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, а также в предгорьях на весенне-осенних пастбищах.

Там они строили стационарные жили­ща, заводили рядом поля и огороды. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат усуньские поселения с их жилищами, большим кол-вом тяжелой глиняной посу­ды, зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков.

Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золо­та, умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения на одежду.

Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые — племенная и родовая знать, дружинники, жрецы — и рядовая масса скотоводов и земледельцев. О развитии частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня, найденные при раскопках усуньских курганов. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю.

Наряду со свободными общинниками в общес­тве усуней были рабы, в основном из военнопленных. Северо-западнее земель усуней, в районах среднего течения реки Сырдарья и хребта Каратау, занимал племенной союз Кангюй.

На развитое земледелие указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, соломы в обмазке пола и в сырцовом кирпиче, множество зернотерок и хумов для хранения зерна. Важной отраслью хозяйства являлось скотоводство.

Большое количество костных останков домашних животных: лошадей, овец, коз, крупного рогатого скота на древнезсмледельческих поселени­ях — достаточно наглядно свидетельствует о значимости скотовод­ства. В жизни поселенцев большую роль играла охота. При раскопках найдены кости косули, архара, сайгака.

Часто встречаются рога архара и марала, служившие для изготовления разнообразных изделий. Охотились на водоплавающую птицу — уток, гусей, пеликанов. Было развито рыболовство, о чем свидетельствуют находки рыбных костей и чешуи. Рыбу били гарпунами, ловили различными рыболовными снастями. Определенное значение в хозяйстве играл сбор плодов дикорас­тущих яблонь, груш, урюка, боярышника, фисташки. Кангюйцы умели выплавлять железо, делать из него предметы обихода. Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы.

Общество канглов, как и усуней, не было однородным, существовала частная собственность на скот и землю. Были свободные общинники и рабы.

Источник: https://studopedia.su/14_50176_nomadizm-kochevnichestvo-kak-tip-tsivilizatsii.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий