7. Характер дидактики как науки. Категориально понятийный аппарат дидактики как области научных знаний. Предмет, методы, функции дидактических исследований. (собрать один хороший ответ)

Основы дидактики — педагогика для чайников

7. Характер дидактики как науки. Категориально понятийный аппарат дидактики как области научных знаний. Предмет, методы, функции дидактических исследований. (собрать один хороший ответ)

Дидактика (от греч. didakitos — поучающий, didasko — изучающий) — отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде.

Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения.

Дидактика изучает закономерности и специфику образования и обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной, высшей школе и других системах обучения. Объект дидактики — процесс обучения.

Предмет — вскрытие закономерностей процесса обучения, изучение системы отношений: ученик — учебный материал, учитель-ученик, ученик-другие ученики.

Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфгана Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И.Ф.

Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения.

Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики — разработка проблем: чему учить, как учить; современная наука интенсивно исследует и такие проблемы: когда, где, кого и зачем учить, как учить эффективно.

Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие. Общение, в ходе которого происходит накопление знаний, умений, навыков, развитие, образование. Обучение делится на преподавание и учение.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.

Учение — процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков, опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки.

Образование — процесс становления культурного человека и результат обучения, система приобретенных знаний, умений, навыков, способов мышления, мировоззрения, нравственности и общей культуры.

Знания — информация, которая может преобразовываться и использоваться, совокупность информационных идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом. И.Н. Лернер говорит о трех уровнях знаний: усвоение и воспроизведение, использование на практике, перенос на нестандартные ситуации.

Умения — овладение способами применения знаний на практике. Разделяются на четыре группы: общечеловеческие, общие учебные (письмо), поисково-информационные (библиотеки), организационные.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма.

Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.

Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.

Познавательная активность — характеристика деятельности учащихся, заключающаяся в мобилизации интеллектуальных, нравственных и волевых сил для решения учебно-познавательной задачи. Без активности учащегося процесс обучения не состоится. Однако и учитель должен активно воздействовать на учащихся, мотивировать их.

Задачи дидактики:

  1. Научное описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации.
  2. Усовершенствование процесса обучения и создание новых технологий обучения.

Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:

  • она определяет педагогические основы содержания образования;
  • исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающего влияния на учащихся;
  • изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;
  • разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения;
  • определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:

  1. Теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую).
  2. Практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Предмет исследования общей дидактики — процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:

  • Обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность.
  • Обучение должно характеризоваться связью теории с практикой.
  • Обучение должно быть наглядным.
  • Обучение должно быть активным и сознательным.
  • Обучение должно быть доступным.
  • Обучение должно быть систематическим и последовательным.
  • Обучение должно быть прочным.

Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средства реализации принципов. Правила — конкретные указания учителю в том, как нужно действовать в типичной педагогической ситуации. Это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила вытекают из принципов обучения.

Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:

Характерные черты учебного процесса как системы:

  • целостность в единстве учения и преподавании, объединении знаний, умений, навыков в систему мировоззрения;
  • системность, комплексность;
  • целенаправленность и упорядоченность;
  • динамичность;
  • неопределенность результата.

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагогаДеятельность обучаемых
Разъяснение учащимися целей и задач обученияСобственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами)Восприятие новых знаний, умений
Управление процессом осознания и приобретения знаний и уменийАнализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация
Управление процессом перехода от теории к практикеПриобретение умений и навыков, их систематизация
Организация эвристической и исследовательской деятельностиПрактическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихсяСамоконтроль, самодиагностика достижений

Для обучения характерны следующие признаки:

  1. Двусторонний характер.
  2. Совместная деятельность учителей и учащихся.
  3. Руководство со стороны учителя, заключающееся в организация деятельности учащихся, их стимулировании и мотивации
  4. Развитие творческих способностей.
  5. Планомерная организация и управление.
  6. Целостность и единство целей, средств и результат.
  7. Соответствие закономерностям возраста.
  8. Наряду с обучением, развитие и воспитание учащихся.

Функции — отображение свойств какого-либо объекта. Функции характеризуют сущность процесса обучения. Выделяют три функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:

  1. Теоретическую.
  2. Практическую.
  3. Мировоззренческо-нравственную.

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.

Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия, обозначающего этот процесс. Этот процесс называется образование.

Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие. Образование как понятие включает в себя с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, т.е. обучение, а с другой — воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность, олицетворяя их единство и органическую взаимосвязь. И когда дидактику иной раз определяют как теорию обучения и образования, то тем самым хотят подчеркнуть, что она исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.

Источник: https://www.sites.google.com/site/pedagogikadlacajnikov/osnovy-didaktiki

Дидактика как наука (предмет, задачи, основные категории, проблемы современной дидактики)

7. Характер дидактики как науки. Категориально понятийный аппарат дидактики как области научных знаний. Предмет, методы, функции дидактических исследований. (собрать один хороший ответ)

Дидактика — теория обучения и теория образования. Ратке: «Краткий отчёт из дидактики». В 1657 Каменский «Великая дидактика». Дидактика — всеобщее искусство всех учить всему.

Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания (с садика до ВУЗа). Имеет свой категориальный аппарат:

— воспитание,

— обучение,

— образование.

Обучение – управляемый, целенаправленный двусторонний процесс, направленный на развитие ученика различными способами. Результат обучения – образование (объем систематизированных знаний, которыми овладел обучаемый)

Главный критерий образованности – систематизированные знания. «То, что осталось, когда все выучено и забыто»

Овладеть можно только собственной деятельностью

Дидактика – педагогическая теория, кот. дает научн. обоснован. организацион. особенности, методы и др

Дидактика – наука об обучении и образовании

Дидактика – наука о теории образования и технологиях обучения.

Дидактика – часть педагогики, изучающая проблемы образования.

Дидактика прогнозирует внедрение новых технологий.

Предмет – выявление и законов и закономерностей соответствующей сферы.

Предметы дидактики – закономерности и принципы, цели обучения, методы, формы и средства обучения (обучение как средство образования; закономерности и принципы обучения, его цели, методы; деятельность преподавания и обучения.)

Общая дидактика исследует все факторы, порожд процесс, факторы, в которых протекает процесс, результаты, к которым этот процесс приводит. (с какими целями, чему и как обучать учащихся на всех уроках.)

Частная дидактика –изучает закономерности протекания процесса обучения, содержания различных отдельных дисциплин – методика преподавания конкретных дисциплин.

Дидактика – теоретическая и нормативно –прикладная наука.

Объект дидактики— реальные процессы обучения

Дидактика включает 7 разделов:

1 Все сведения о содержании всего обучения

2 Рассмотрение различных дидактических систем в рамках педагогики

3 Изучение законов и закономерностей процессов обучения и принципы

4 Методики обучения и средства обучения

5 Форма организации и построения учебного процесса

6 Методы контроля результатов обучения

7 Рассмотрение образовательных технологий и систем (новаторские способы обучения)

Оптимизация- выбор методики, позволяющий получить наилучшие результаты при минимальных затрат времени.

Категории дидактики:

— обучение,

— преподавание,

— учение,

— содержание,

— методы обучения.

Цель –то во имя чего осуществляется весь процесс обучения.

Процесс обучения— целенаправленный процесс, в котором взаимодействуют преподаватели и обучаемые.

Принцип обучения – основные дидактические категории, система дидактических требований, которые обеспечивают эффективное функционирование учебного процесса.

Система знаний, ценностей – содержание образования

Методы обучения – способы взаимодействия, направленные на достижение цели обучения

Формы организации обучения – особенности объединения учащихся, для проведения процесса обучения.

Дидактика связана с

— педагогикой,

— философией (теория познания)

— физиологией (ВНД)

— педагогической психологией (нравственность, механизмы интересов и мотивов)

-частной методикой/ педагогикой.

Дидактика использует знания многих наук: физиологии, кибернетики, психологии.

Надо различать психологию как науку и психологизм. Психология относится к педагогике как теория к практике. Дьюи: психологическая теория. Давыдов: психологию надо учитывать, но она не диктатор.

Задачи дидактики— единый подход ко всем учащимся. (описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации; разработка более современных процессов обучения;

организация учебного процесса; новые обучающие системы; новые технологии обучения.)

Дидактическая система — это выделенная по определенным критериям целостность образов. Характеризуется единством целей, организационных принципов, содержания, формы и методов обучения.

Существует 3 дидактические системы:

1. Традиционная — Гербарт: целью обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Процесс обучения должен строиться по определённой схеме, по формальным ступеням. Ступени: изложение, понимание, обобщение, применение. Они рекомендуются для обязательного использования. Эта система критиковалась.

2. Педацентрическая — обучение через делание. Дж. Дьюи считал, что процесс обучения необходимо строить исходя из потребностей и интересов ребёнка. Цель — развитие способностей. Процесс обучения предполагает ощущение трудностей в процессе деятельности, формирование проблемы, сути затруднений, выдвижение и проверка гипотез по решаемой проблеме, выводы и действия.

3. Современная дидактическая система. Полностью не сложилась. Выделяют сообщающее обучение, проблемное обучение, программное обучение, развивающее обучение, личностно центрирование обучение. Пытается объединить практику и теорию.

Проблемы современной дидактики:

В организации сферы образования ведущий и определяющий вопрос «как?»

Если мы будем говорить об образовании, о развитии, об общественной потребности, о государственных заказах, то там главным может быть вопрос «чему?».

Дидактика индифферентна по отношению к вопросу «чему?», она должна исследовать, разрабатывать средства «как делать?» — способы, методики, технологии.

Дидактика должна снабжать арсенал и в зависимости от общественных потребностей, государственной политики, обращаясь именно к дидактике, мы можем понять, как обучать учеников.

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 3914 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/3-115660.html

Категориально понятийный аппарат дидактики как области научных знаний

7. Характер дидактики как науки. Категориально понятийный аппарат дидактики как области научных знаний. Предмет, методы, функции дидактических исследований. (собрать один хороший ответ)

Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики: «Воспитание», «педагогическая деятельность», «образование», «педагогическое сознание˝ и др. Но как теория образования и обучения дидактика имеет свои специфические понятия. К ним относятся: обучение, преподавание, учение, содержание образования, метод учения и др.

Основные категориальные понятия дидактики

Изучение любой науки начинается с усвоения ее основных категорий. «Категория» означает свидетельство, суждение, определение. К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее установившиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль.

Они пронизывают все научные знания и как бы связывают ее в целостную систему. Дидактика как наука тоже имеет свои категории, отличающие ее от других наук. К наиболее общим категориальным (базовым) поня тиям дидактики относятся следующие: «преподавание», «учение», «обучение», «образование», «учебный предмет», «учитель», «учебная ситуация» и др.

Рассмотрим сущность основных понятий.

Преподавание — это специальная деятельность преподавателя (учителя), направленная на сообщение учащимся суммы знаний, умений, навыков и воспитание их в процессе обучения.

Предметом деятельности преподавателя является управление деятельностью учения.

Преподавание как совокупность дидактической деятельности обучающих в процессе обучения включает в себя три группы видов дидактической деятельности: дидактическое проектирование; организация дидактического процесса; дидактический анализ.

Учение — целенаправленный процесс (точнее, сопроцесс) планомерного усвоения учащимися — субъектом — определенных знаний, умений и навыков, отношений, осуществляющихся в ходе непосредственного и опосредованного познания действительности.

Обучение — совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание.

Наряду с термином «обучение» достаточно широко применяется в дидактике термин «образование». В настоящее время в педагогической науке отсутствует общепринятое определение сущности образования как объективного явления педагогической действительности, что говорит о сложности и многоас-пектности этого явления. Поэтому приводим несколько дефиниций этого понятия.

Образование: 1) относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни; 2) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения знаниями, умениями, навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом; 3) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов); 4) процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.

В связи со сложностью и многоаспектностью объекта и предмета исследования, а также с интенсивными процессами дифференциации и интеграции в современной науке дидактика оперирует наряду со своими специфическими понятиями также понятиями, заимствованными из других областей знания: философии, психологии, общей педагогики, кибернетики и др. Все понятия, заимствованные из других наук и используемые в дидактических исследованиях, дают дидактике материал для углубленного изучения и теоретического осмысления сущности ее объекта и предмета. В целом совокупность общефилософских, общенаучных и частно- научных понятий составляет понятийную систему дидактики как науки.

Понятийно-терминологическая система дидактики непрерывно обновляется и пополняется, что объективно обусловлено движением дидактической теории в направлении все более адекватного отражения сущности объективных явлений обучения и образования. В частности, в последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Разработка строгой и однозначной системы терминологии является необходимым условием дальнейшего развития дидактики как науки, научно обоснованного моделирования современных обучающих систем и проектирования учебного процесса с определенными характеристиками.

В дидактике выделяют ряд вопросов, ответы на которые образуют категории дидактики.

ВопросыКатегории
Зачем учить?Мотивы и цели обучения
Чему учить?образования (ФГОС)
Как учить? Каким способом?Методы обучения
Как организовать учебный процесс?Формы обучения
Какими идеями руководствоваться при организации обучения?Принципы обучения
С помощью чего учить?Средства обучения
Как оптимально сочетать методы, формы и средства обучения?Виды обучения
Как обобщить взгляды на организацию обучения?Концепции обучения или дидактические концепции

Источник: https://students-library.com/library/read/57615-kategorialno-ponatijnyj-apparat-didaktiki-kak-oblasti-naucnyh-znanij

7.1. Объект, предмет и задачи дидактики

7. Характер дидактики как науки. Категориально понятийный аппарат дидактики как области научных знаний. Предмет, методы, функции дидактических исследований. (собрать один хороший ответ)

  Термин «дидактика» (греч. didaktikos поучающий, относящийся к обучению; «didasko» искусство учить, объяснять, доказывать, учиться, наставлять) — раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения. Считается, что этот термин ввел немецкий педагог В.

Ратке в курсе лекций «Краткий отчет из дидактики или искусства обучения Рахития», понимая под ним научную дисциплину, которая занимается исследованием теории и практики обучения.  Объект дидактики — реальные процессы обучение во всем их объемах и во всех их аспектах (закономерности, тенденции, связи, сущностные характеристики элементов и др.

); образование и обучение различных категорий обучающихся в разного вида учебных заведениях.  Предмет дидактики — обучение как средство образования и воспитания человека.

Это преподавание и учение в их единстве, обеспечивающее организованное педагогом усвоение обучающимися содержание образования и видов учебной деятельности; система отношений: педагог — обучающийся, обучающийся — содержательная учебная информация, обучающийся — другие обучающиеся. Многообразие этих отношений составляет сущность обучения.

  Однако специфически, главным отношением в целенаправленной деятельности по передаче социального опыта от поколения к поколению является отношение между двумя организованными деятельностями — преподавание и учение, т.е. деятельностью тех, кто обучает и тех, кто обучается. Это отношение организует всю систему дидактических отношений и их конкретное проявление в процессе обучения.

  Некоторые исследователи подразделяют дидактику на общую и частную.  Общая дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать обучающихся по всем учебным предметам и на всех уровнях обучения.

  Частные дидактики или, как их еще называют, предметные методики разрабатывают теорию преподавания конкретных учебных дисциплин, Они исследуют процесс обучения по отдельным предметам или уровню обучения. Это спорное утверждение разделяют многие.  Общая дидактика составляет теоретическую основу частных дидактик, базируясь в тоже время на результатах их исследований.

  Задачи дидактики состоят в том, чтобы описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.

  Полученные теоретические знания позволяют направлять практику обучения, совершенствовать ее в соответствии с изменяющимися целями, которые ставит общество перед системой образования.

Разрабатывая проблемы отбора содержания образования, устанавливая принципы обучения, нормативы применения методов и средств обучения, дидактика выполняет нормативно-прикладную, конструктивно-техническую, научно­теоретическую функции.

  В дидактике отражаются сущность процесса обучения, его закономерности; объем и структура содержания образования; применение и пути совершенствования методов, средств и организационных форм обучения; особенности воспитывающих воздействий педагогического процесса на обучающихся; тенденции и перспективы развития; условия реализации процесса обучения; содержание воспитательной, образовательной и развивающей функций.  Дидактику как систему научных знаний впервые разработал Я. А. Коменский, дав последовательное изложение принципов и правил обучения детей в работе «Великая дидактика» (1657 г). Он рассмотрел важнейшие вопросы теории обучения: содержание образования, дидактические принципы наглядности, последовательности обучения и др., организация классно-урочной системы обучения. Теория обучения Я. А. Коменского построена в соответствии с принципом природосообразности воспитания.

  Наука дидактика тесно связана с общей психологией, философией, социологией, кибернетикой, педагогической психологией, с частной методикой, физиологией, эргономикой, теорией воспитания и др. науками (см. рис. 37, 38).

Рис. 37. Связь дидактики с другими науками

Рис. 38. Связь дидактики с методикой

  Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли И.Ф. Гербарт (1776­1841), И.Г. Песталоцци (1746-1827). А. Дистерверг (1790-1816). К.Д. Ушинский (1824­1870), Д. Дьюл (1859-1952), В. Лай (1862-1926) и др.  На развитие отечественной дидактики в конце XIX — начале ХХ вв. большое влияние оказали своими трудами П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А. К.

Гастев и др.  Дидактика включает в себя философские общенаучные и частные понятия. Первостепенное значение для дидактики имеют такие философские категории, как «общее и единичное», «сущность и явление», «противоречие», «связь» и др. В числе общенаучных понятий, используемых дидактикой являются: «система», «структура», «функция», «элемент».

Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики: «воспитание», «образование», «педагогический процесс», «педагогическая деятельность», «педагогическое сознание» и др. К специфическим дидактическим понятиям относятся: «обучение», «преподавание», «учение», «процесс обучения», «учебная дисциплина (предмет)», «содержание образования», «метод обучения» и др.

В дидактике используются также понятия, заимствованные из смежных наук: психология («восприятие», «усвоение», «умение», «развитие» и др.), кибернетики («управление», «обратная связь» и др.) и др. Понятийно-терминологическая система дидактики непрерывно обновляется и пополняется.

  Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые часто называют дидактическими системами — совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения.

Описание системы сводится к характеристике целей, принципов, содержания образования, дидактических процессов, методов, средств, организационных форм обучения, диагностики, критериев. Обобщая богатство имеющихся дидактических концепций выделяют три: традиционную, педоцентристкую, современную.

  В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание — деятельность педагога, Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, Г. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистерверг и дидактика немецкой классической гимназии. Цель — передача и усвоение готовых знаний, выработка умений и навыков применения.

  В педоцентристкой концепции главная роль в обучении отводится учению — деятельности обучающегося. В основе этого подхода лежит система Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейна, В.Лая, Л.Н. Толстой — теории периода реформ в педагогике в начале ХХ века. Процесс обучения осуществляется исходя из потребностей, интересов, способностей обучающихся.

Цель — развитие личности воспитанника и раскрытие всех потенциальных возможностей через спонтанную свободную деятельность обучающегося.  Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны — преподавание и учение составляют процесс обучения, их диалектическое единство в структуре этого процесса является предметом дидактики (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В.

Давыдов и др.). Цель — формирование системы знаний и обеспечение развития личности обучающегося.  Основополагающие положения теории обучения исторически складывались в трудах отечественных ученых П.Р. Атутова, Ю.К. Бабанского, А.А. Бодалева, М.И. Кондакова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, Н.Д. Никандрова, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина, С.Г. Шаповаленко и др.

Перечень проблем очень обширен: оптимизация учебно-воспитательного процесса, отбор содержательной учебной информации для изучения в средней школе, интенсификация обучения, повышение эффективности познавательной самостоятельности, творческой активности и инициативы обучающихся, усиление межпредметных и внутрипредметных связей, исследование организационных форм педагогического процесса, методов, средств, принципов обучения, проектирование, конструирование и внедрение педагогических технологий, оценка полезности образовательных продуктов и др.  Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное и развивающее обучение (П.Я. Гальперин, И.М. Махмутов, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.), педагогика сотрудничества группы учителей-новаторов 80-х годов в России (В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили и др.), школа диалога культур (В.С. Библера), личностно-ориентированное обучение (В.А. Петровский, И.С. Якиманская и др.), адаптивная система обучения (А.С. Границкая), идея блочного метода обучения (В.В. Гузеев, В.Ф. Шаталов), дидактической системы (М.И. Ботова. Н.П. Гузик, Л.П. Доласбаева, А.В. Усова, Н.В. Бедарева и др), деятельностно­ориентированное обучение, предметно-ориентированное обучение, модульно­рейтинговая технология обучения, процессуально-оринтированное обучение и др.  Зарубежные технологии модель полного усвоения (Л. Андерсон, Б. Блок, Б. Блум, Д. Кэррол и др.), поисковые подходы теоретико-познавательной ориентации (Э. де Боно, Д. Брунер, Э. де Корте, Д. Мизироу, М. Ноулз, Х. Таб, Д. Шваб и др.), исследовательская метафора, технологическая метафора и др.  Основными тенденциями развития систем обучения в отечественной и мировой педагогике являются следующие:  — ориентация обучения на формирование самостоятельно критически мыслящей личности;  — организация исследовательской и проектировочной деятельности каждого обучающегося с целью овладения ими методами наук;  — технологический подход к построению процесса обучения;  — интеграция в него средств информатизации, учебного видео и др.  Дидактика высшей школы — наука о высшем образовании, обучении и воспитании в высшей школе. Она является интенсивно развивающейся отраслью педагогического знания Необходимость дидактических исследований в области высшего образования вызвана теми проблемами, которые накопила современная высшая школа, а именно: дидактическое исследование явления высшая школа; выявление закономерностей процесса обучения в высшей школе; дальнейшая разработка теории высшего образования; моделирование, проектирование, конструирование и внедрение образовательных технологий; совершенствование педагогического инструментария и др.

  Дидактика высшей школы призвана поставить на научную основу решение следующих задач: обоснование специфических целее образования; обоснование социальных функций высшей школы; обоснование содержания высшего образования; научное обоснование способов моделирования, проектирования и конструирования педагогического процесса в высшей школе и осуществление учебной деятельности; определение оптимальных путей, выбор содержания, методов. Форм и технологий обучения, организация самостоятельной работы обучающихся, воспитательной работа в высшей школе.

Источник: https://txtb.ru/82/31.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий